Научная статья на тему 'КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИЯ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ'

КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИЯ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
355
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИЯ / СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КВЕСТ / АКТИВНОСТЬ / ВЕБ-КВЕСТ / АКТИВНАЯ УЧЕБНАЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Потехина Надежда Владимировна, Жеребятникова Галина Владимировна, Ломова Анастасия Александровна

Статья посвящена рассмотрению квест-технологии в качестве одного из возможных средств активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках биологии. Проведенное исследование и апробация квест-технологии показала высокую значимость использования в педагогическом процессе активных современных педагогических технологий, которые позволяют сформировать у обучающихся умения строить умозаключения, аргументировать свою точку зрения, выдвигать гипотезы, самостоятельно приобретать новые знания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Потехина Надежда Владимировна, Жеребятникова Галина Владимировна, Ломова Анастасия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUEST TECHNOLOGY AS A MEANS OF ACTIVATING COGNITIVE ACTIVITY OF STUDENTS IN BIOLOGY LESSONS IN A MODERN SCHOOL

The article is devoted to the consideration of quest technology as one of the possible means of activating the cognitive activity of students in biology lessons. The conducted research and testing of quest technology have shown the high importance of using active modern pedagogical technologies in the pedagogical process, which allow students to form the ability to draw conclusions, argue their point of view, put forward hypotheses, independently acquire new knowledge.

Текст научной работы на тему «КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИЯ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ»

Педагогика

УДК 372.8

кандидат педагогических наук Потехина Надежда Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Забайкальский государственный университет» (г. Чита); кандидат педагогических наук, доцент Жеребятникова Галина Владимировна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Забайкальский государственный университет» (г. Чита); студент факультета естественных наук, математики и технологий Ломова Анастасия Александровна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Забайкальский государственный университет» (г. Чита)

КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИЯ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению квест-технологии в качестве одного из возможных средств активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках биологии. Проведенное исследование и апробация квест-технологии показала высокую значимость использования в педагогическом процессе активных современных педагогических технологий, которые позволяют сформировать у обучающихся умения строить умозаключения, аргументировать свою точку зрения, выдвигать гипотезы, самостоятельно приобретать новые знания.

Ключевые слова: квест-технология, современные педагогические технологии, образовательный квест, активность, веб-квест, активная учебная познавательная деятельность.

Annotation. The article is devoted to the consideration of quest technology as one of the possible means of activating the cognitive activity of students in biology lessons. The conducted research and testing of quest technology have shown the high importance of using active modern pedagogical technologies in the pedagogical process, which allow students to form the ability to draw conclusions, argue their point of view, put forward hypotheses, independently acquire new knowledge.

Key words: quest technology, modern pedagogical technologies, educational quest, activity, web quest, active educational cognitive activity

Введение. Настоящие социокультурные условия детерминируют развитие образовательных технологий, зачастую их обновление идёт посредством интеграции идей из нескольких технологий и применения сетевых ресурсов Интернета, технических средств обучения, включая электронные гаджеты, что способствует высокой личностной включённости в обучение, интерактивному взаимодействию обучающихся, быстрому доступу к информации и повышению у них познавательной мотивации [12, С. 310].

Изложение основного материала статьи. Необходимо отметить, что на сегодняшний день, педагог не является главным и единственным носителем информации. Так как каждый человек имеет свободный доступ к получению необходимой информации, то перед образовательным учреждением встает очень важный вопрос обеспечения активизации познавательной деятельности обучающихся. Активные, критически мыслящие, инициативные, творческие представители, которые способны видеть проблему и творчески её решать сегодня требуются современному обществу [3, С. 156], что находит отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, где представлен перечень требований к предметным результатам по предметной области и особое внимание мы обратили на умение планировать под руководством наставника и проводить учебное исследование или проектную работу в области биологии; с учетом намеченной цели формулировать проблему, гипотезу, ставить задачи, выбирать адекватные методы и современные технологии для их решения, формулировать выводы; публично представлять полученные результаты [8].

Вышеуказанный нормативный документ реализуется не только на основе системно-деятельностного подхода в системе общего образования, а в комплексе с другими подходами в образовании такими как личностно-ориентированным, культурологическим и др., который непосредственно направляет педагога на решение главной задачи - «учить получать знания» и конечно же, ориентирует на «активную учебно-познавательную деятельность обучающихся. Резюмируя вышеизложенное, следует подчеркнуть, что на уроках биологии обучающийся должен «научиться учиться», активно, самостоятельно реализовывать учебную деятельность, в процессе которой и происходит его развитие как субъекта деятельности» [5, С. 70].

Для того чтобы четко понимать и осмыслить состояние проблемы использования образовательной квест-технологии на уроках биологии, мы разработали и провели анкетирование учителей и обучающихся школ Забайкальского края и города. В анкетировании приняли участие 58 учителей и 75 учащихся общеобразовательных школ, в частности, МОУ СОШ № 42 (п.г.т. Шерловая Гора, Забайкальский край, Борзинский район), МБОУ МЯГ № 4 (г. Чита) и МОУ СОШ № 47 (п.г.т. Шерловая Гора Забайкальский край, Борзинский район). Разработанная анкета состояла из 15 вопросов. Приведем примеры вопросов и ответов. Так, например, на вопрос «Можно ли проводить уроки в формате квеста?» педагоги выбирали два варианта: при введении в тему и обобщении. Особое внимание нашего исследования состояло в выявлении положительных и отрицательных моментов, с которыми сталкивались педагоги во время подготовки и проведения квестов.

Таблица 1

Положительные стороны применения образовательного квеста на уроках биологии Процентное соотношение

увеличение интереса к предмету 35%

повышение вовлеченности школьников в процесс изучения учебных тем 15%

увеличение познавательного интереса к процессу обучения в целом 10%

улучшение отношений в коллективе 75%

Эффективность работы с источниками информации 65%

Далее представим результаты исследования отрицательных моментов.

Таблица 2

Отрицательные стороны применения образовательного квеста на уроках биологии Процентное соотношение

отсутствие методических разработок образовательных квестов, подходящих для применения в процессе обучения биологии, трудности с их разработкой в целом 65%

недостаток времени 15%

«ученики не умеют следовать предложенному маршруту» 20%

нарушение дисциплины во время прохождения заданий 11%

Так же в процессе проведения анкетирования мы выявили, что учителя знакомы с методикой проведения уроков в формате квеста - 87%, и 60% опрошенных педагогов проводят уроки используя образовательную квест-технологию. На вопрос: какова дидактическая цель квест-технологии? Изучив высказывания педагогов, мы отметили, что мнения разделились. Вариант «обобщение знаний» был выбран наибольшим числом участников исследования (78%), как вариант «применение знаний» (63%) и менее часто выбираемым вариантом ответа стал ответ «закрепление знаний» (51%). Как «Контроль знаний» и «первичное изучение» в качестве ответа были выбраны наименьшее количество раз - 31% и 17%.

Проанализировав представленные ответы, мы выяснили причины, с которыми сталкиваются педагоги, среди которых обозначились такие как: проблемы с подбором информации (71%), недостаточная компетентность (49%), «недостаточная техническая оснащенность» (19%), «проблемы с дисциплиной у обучающихся» (29%) и «трудности, связанные с организацией работы в команде» (25%).

Следующим этапом нашего исследования стало изучение вопроса насколько обучающиеся знакомы с квест-технологией как формой организации учебной деятельности на уроке. Мы выяснили, что большинство обучающихся знакомы с образовательной квест-технологией и имеют представление об уроке в виде квеста (92%), однако многие подчеркнули, что урок с применением игровой формы проводятся у них в школах крайне редко (62%).

Большая часть опрошенных это - 94% с большим интересом относятся к идее внедрения образовательной квест-технологии в процесс обучения, но также необходимо отметить, что обозначились и такие обучающиеся, кто отнесся к этой идее нейтрально (4%), а 3% вообще показали негативную реакцию.

Исходя из полученных в ходе исследования данных, мы сделали следующие выводы. Большинство учителей биологии активно применяют образовательный квест в процессе обучения, считая его средством активизации познавательного интереса обучающихся к изучению биологии в целом. Педагоги также отмечают положительное влияние на развитие у обучающихся умения работать с информацией, коммуникативных умений и навыков.

В связи с вышеизложенным стоит подчеркнуть, что, несомненно, на сегодняшний момент значимым в педагогическом процессе является внедрение активных современных педагогических технологий, которые позволяют сформировать у обучающихся умения строить умозаключения, аргументировать свою точку зрения, выдвигать гипотезы, самостоятельно приобретать новые знания [9, С. 1751. В контексте нашего исследования, особый интерес представляет использование квест-технологии как средства активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках биологии.

К образовательным технологиям, отвечающим современным требованиям, можно отнести технологию веб-квеста, которая в дальнейшем была развита Т. Марчем (США) в аспекте когнитивной психологии, который определил веб-квест как учебную структуру, использующую ссылки на важные ресурсы в Интернете и аутентичную задачу с тем, чтобы мотивировать учащихся к исследованию какой-либо проблемы с неоднозначным решением с целью развития у обучающихся умения работать как индивидуально, так и в группе в ходе поиска информации и её преобразования^, С. 52].

Мы солидарны с мнением ученых [2, С. 116], [6, С. 127], [13, С. 111], что использование квест-технологии на уроках биологии, стоит в центре эмоционально-чувственного воздействия на обучающихся, которое реализуется с учетом их возрастных особенностей и является определяющим фактором в выборе содержания, форм и методов, технологий направленных на реализацию образовательной программы [11, С. 87].

Выводы. Таким образом резюмируя вышеизложенное, необходимо обратить пристальное внимание, на то, что обучение должно быть высокоэффективным и характеризоваться как воспитывающее и развивающее, должно способствовать развитию креативных способностей, активизации познавательной деятельности, формированию самореализации, логическому мышлению, к мобильному поиску и отбору информации, эмпатии, к определению ценностных личностных установок, ее этических и эстетических оценок, к объемному спектру гуманитарного мышления [1, С. 237]. Следовательно, преподаватели должны постоянно находиться в поиске новых возможностей взаимодействия с обучающимися, инновационных методик, современных технологий в преподавании содействующих активизации познавательной активности и выхода на новые траектории к решению возникающих проблем в образовательном процессе [10, С. 148].

Представим опыт использования образовательного квеста на уроке биологии. Нами была использована технологическая карта образовательного квеста, разработанная педагогами Забайкальского государственного университета, Игумновой Е.А., Радецкой И.В. [4, С. 53].

Технологическая карта образовательного квеста

Элементы структуры квеста Требования к разработке

Название квеста «Волшебный мир растений»

Направленность квеста Образовательный квест по биологии (раздел «Ботаника», глава «Органы цветковых растений»)

Цель и задачи Цель: обобщить и систематизировать знания обучающихся по главе «Органы цветковых растений». Задачи: Образовательные: 1. Систематизация знаний о внешнем и внутреннем строении генеративных (цветок, плод, семя) и вегетативных (корень, побег: стебель, почки, листья) органов растений; 2. Закрепление знаний о функциях, выполняемых каждым органом растения; 3. Закреплениеумений работать с гербарными образцами. Развивающие: 1. Развитие умения работать с разными источниками информации (тест учебника, записи в

Элементы структуры квеста Требования к разработке

тетради, дидактический материал; 2. Способствовать формированию умения составлять морфологическую характеристику листа по гербарному образцу; самостоятельно проводить исследование и анализировать его результаты; 3. Развитие умения работать с изображениями биологических объектов. Воспитательные: 1. Содействие развитию интереса к любознательности; 2. Способствовать формированию ответственного отношения к учебе; 3. Формирование познавательного интереса к изучению биологии и бережного отношение к природе.

Продолжительность Квест краткосрочный, продолжительность 1 академический час (1 урок)

Возраст учащихся / целевая группа Квест ориентирован на обучающихся 6 класса в возрасте 12-13 лет

Легенда Класс отправляется в путешествие в школу чародейства и волше того, как распределяющая шляпа называет факультеты, в которые приходить письмо от Дамблдора. В письме говориться, что в г тролль, директор просит помощи у учеников. бства Хогвартс, но после попали обучающиеся, им одземелье замка проник

Основное задание / основная идея Основное задание должно получить необходимые атрибуты и помочь директору школы одержать победу над троллем, а также заработать очки для своего факультета (в конце каждого года в школе Хогвартс выбирается лучший факультет).

Сюжет 1 этап - на слайде презентации появляется Хогвартс-экспресс, и ученики отправляются в волшебную школу; 2 этап - разделение на факультеты (4 группы) с использованием распределяющей шляпы (анимированный слайд презентации); 3 этап - знакомство обучающихся с правилами школы чародейства и волшебства, информирование о начислении и снятии очков у факультета. 4 этап - получение письма от директора Хогвартса, продвижение факультетов (команд) по трем станциям; 5 этап - когда все атрибуты собраны обучающиеся одерживают победу над троллем в игровой форме (анимированный слайд); 6 этап - подсчет набранных очков для каждого факультета, обучающиеся оценивают свою деятельность, оценивают работу своих одноклассников в группе; 7 этап - оглашение результатов квеста, рефлексия.

Задания / (препятствия) для продвижения по сюжету На станции «Заклинание» решают кроссворд и знакомятся с заклинанием Алохомора; на станции «Волшебные палочки от Олливандера» обучающиеся получают волшебную палочку, описав лист яблони ягодной я вяза приземистого по плану; посещают урок травологии, так как занятия в школе пропускать нельзя несмотря ни на что, где с помощью мобильного телефона сканируют QR-код и решают тест, созданный с помощью гугл-формы.

Квест-герои Распределяющая шляпа (анимация на слайде) называет в которые попадет тот или иной ученик: Гриффиндор, Слизерин, Пуффендуй, Когтевран (учитель заранее составляет список). Обучающиеся самостоятельно выбирают старосту факультета, который координирует переход по станциям и заполняет маршрутный лист.

Элементы структуры квеста

Требования к разработке

Навигаторы

Маршруты движения факультетов команд

Ресурсы квеста

Итог квеста / результат

Раздаточный материал, учебники, тетради, гербарные образцы, маршрутные листы, мультимедиапрезентация с использованием анимированных изображений, волшебные палочки (веточки дерева), дидактический раздаточный материал, онлайн-тест (гугл-формы) с

использованием QR-кода, грамоты для каждого факультета._

По итогам квеста выбирается лучший факультет по набранным очкам, которые обучающиеся получили в ходе выполнения заданий, а также с помощью приобретенных атрибутов ученики одерживают победу над троллем в подземелье.

Дидактический материал: Задание к станции «Заклинания». Предмет Заклинания.

Разгадай кроссворд - в нем зашифровано заклинание, которое поможет тебе победить тролля [7, С. 193] Вопросы:

1. Этот корень развивается из зародышевого корешка.

2. Как называется зона корня, состоящая из клеток образовательной ткани?

3. Как называется наружная часть плода?

4. Как называются цепочки из прилегающих друг к другу длинных мертвых водопроводящих клеток?

5. Как называется видоизменённая стержневая система, в которой накапливаются запасные питательные вещества?

6. Как называются участки стебля между узлами?

7. Как называется тип опыления, когда на рыльце пестика попадает пыльца с этого же цветка?

8. Какая часть пестика служит для восприятия пыльцы?

9. Как называется слой клеток образовательной ткани, находящийся между древесиной и лубом (за счет этого слоя клеток стебель растет в толщину).

1 2

4

5

6

7

8

9

Задание к станции «Волшебные палочки от Олливандера».

«Волшебные палочки из яблони не производят в больших количествах. Они мощны и лучше всего подходят для людей, исповедующих высокие цели и идеалы, так как плохо сочетаются с Темной магией. Среди владельцев яблоневых волшебных палочек часто встречается необычная способность общаться с другими магическими существами на их родном языке» [14, С. 141].

Опишите лист яблони по предложенному плану:

Рассмотрите гербарный образец веточки яблони и опишите его по следующему плану:

Факультет:

Листорасположение (очередное, супротивное или мутовчатое)

Черешковый или сидячий

Жилкование листа (пальчатое или перисто-сетчатое)

«Волшебные палочки от Олливандера».

«Волшебные палочки из вяза предпочитают владельцев с наличием магической ловкости и определенным врожденным достоинством. Из всех пород древесины для палочек, вяз практически не приводит к несчастным случаям, а заклинания и чары у него самые элегантные. Это палочки сложные, в правильных руках способны к наиболее продвинутой магии» [15, С. 36].

Опишите лист яблони по предложенному плану:

Рассмотрите гербарный образец веточки вяза и опишите его по следующему плану:

Факультет:

Листорасположение (очередное, супротивное или мутовчатое)

Черешковый или сидячий

Жилкование листа (пальчатое или перисто-сетчатое)

Оценочный лист.

Оценочный лист факультета Гриффиндор 6 «а»

Фамилия, имя ученика Оценка от одноклассников по пятибалльной шкале

Литература:

1. Байбородова, Л.В. Педагогические технологии в 3 ч. Часть 1. Образовательные технологии: учебник и практикум для вузов / Л.В. Байбородова, А.П. Чернявская. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Изд-тво Юрайт, 2022. - 258 с. -(Высшее образование). - ISBN 978-5-534-06324-0. - Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. -URL: https://urait.ru/bcode/491201 (дата обращения: 21.04.2022).

2. Даутова, О.Б. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС / О.Б. Даутова, Е.В. Ивеньшина, О.А. Ивашедкина, Т.Б. Казачкова. - СПб: КАРО. Серия «Петербургский вектор введения ФГОС основного общего образования», 2013. - 176 с.

3. Жеребятникова, Г.В. Формирование созидательной активности будущих педагогов в образовательном пространстве современного вуза: диссертация ... канд. пед. наук. 13.00.01 / Жеребятникова Галина Владимировна. - Чита, 2013. - 225 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Игумнова, Е.А. Квест-технология в образовании: учеб. пособие / Е.А. Игумнова, И.В. Радецкая. - Чита: Изд-во Забайкал. гос. ун-та, 2016. - 164 с.

5. Фундаментальное ядро содержания общего образования /[В. В. Козлов и др.]; под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. - 4-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 2011 - 79 с.

6. Крылова, О.Н. Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС ООО: Методическое пособие / О.Н. Крылова, И.В. Муштавинская. - СПб.: Изд-во КАРО, 2014. - 144 с.

7. Лунь, Г.Ш. Применение современных педагогических технологий в учебном процессе // Технологическое и профессиональное образование в России и за рубежом как фактор устойчивого развития общества: материалы Международной науч.-практ. конф. - Новокузнецк: КузГПА, 2009. - Ч. 3. - С. 192-196.

8. Министерство образования и науки Российской Федерации. Официальный сайт. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: httpV/минобрнауки.рф (дата обращения: 10.03.2021).

9. Потехина, Н.В. Педагогическая мастерская как технология обучения студентов в вузе / Н.В. Потехина, Г.В. Жеребятникова // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 71-3. - С. 174-178.

10. Потехина, Н.В. Компетентностный подход в профессиональной подготовке будущих учителей // Н.В. Потехина, Г.В. Жеребятникова // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 67-2. - С. 147-150.

11. К Вопросу о воспитании патриотических чувств обучающихся в детских объединениях и организациях: на примере школьного лесничества / И.В. Радецкая, Г.В. Жеребятникова, М.В. Баславяк // Записки Забайкальского Отделения Русского Географического Общества. - 2021. - С. 84-101.

12. Квест-технология как эффективная форма организации деятельности младших школьников в условиях детского оздоровительного лагеря / И.С. Таганова, В.Н. Цыденова, В.Ю. Рудий, Г.В. Жеребятникова // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 57-12. - С. 310-323.

13. Факторович, А.А. Педагогические технологии: учебное пособие для среднего профессионального образования / А.А. Факторович. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Издательство Юрайт // Образовательная платформа Юрайт сайт. - 2022. URL: https://urait.ru/bcode/496506 (дата обращения: 21.04.2022)

14. Boud, D., Keogh R. and Walker D. Reflection: Turning experience into learning, Kogan Page; London, Cop. 2006. -141-142 р.

15. Kolb, D. Experiential Learning, Prentice-Hall, Englewood Cliffs; New Jersey. Cop. 2004. - 38 р.

Педагогика

УДК 372.8

кандидат филологических наук, доцент Приходченко Петр Иванович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студент Кочеткова Надежда Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студент Рябых Анастасия Денисовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ТРУДНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ КАУЗАТИВНЫХ КОНСТРУКЦИЙ В КИТАЙСКОМ И АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКАХ

Аннотация. В статье рассматриваются трудности при изучении каузативных конструкций в иностранных китайском и английском языках. Затрагивается тема определения отличий и совпадений с аналогичными конструкциями в русском языке. Анализируются три типа каузации - морфологический, аналитический (синтаксический) и лексический. Делаются выводы о том, что морфологический каузатив присутствует только в английском языке. Однако существуют исследования подтверждающие наличие морфологического каузатива в древнекитайском языке. В английском языке морфологический тип каузации образуется рядом аффиксов. Тем не менее, не все из них передают сугубо каузативный смысл. Аналитические каузативы схожи в трех рассматриваемых языках. Главной особенностью аналитического типа каузации считается выражение успешной попытки субъекта повлиять на объект. Первостепенной целью влияния субъекта является побуждение объекта совершить какое-либо действия. В английском языке аналитические каузативы особенно выделяются, поскольку данный язык имеет преимущественно аналитический строй. Тем не менее, в китайском языке существует конструкция выражения синтаксического каузатива "|Е" не имеющая аналогов в русском и английском языках. Лексические каузативы также находят одинаковое выражение в анализируемых языках. В большинстве случаев лексические каузативные глаголы передают смысл изменения состояния объекта и выражают непосредственную каузацию. Отличительной чертой лексических каузативов в китайском языке является наличие каузативного значения у глаголов, аналоги которых в русском не имеют каузативной функции.

Ключевые слова: аналитический каузатив, каузативная конструкция, лексический каузатив, морфологический каузатив, типы каузации, сравнение типов каузации.

Annotation. The article reveals the features of causative constructions in Chinese, English languages. The topic of determining differences and coincidences with similar constructions in the Russian language is touched upon. Three types of causation are analyzed - morphological, analytical (syntactic) and lexical. It is concluded that the morphological causative is present only in

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.