XVI Международная научно-практическая конференция
УДК 37
Каменева Анна Дмитриевна Kameneva Anna Dmitrievna
Студент Student
Ленинградский государственный университет Pushkin Leningrad State University
ФОРМИРОВАНИЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИИ
FORMATION OF FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATIVE COMPETENCE WITH THE USE OF QUEST TECHNOLOGY
Аннотация: В настоящей статье освещается вопрос о целесообразности использования квест-технологии при формировании иноязычной компетенции на уроках английского языка в современной школе. Автор анализирует квест как особую педагогическую технологию и на основе полученных данных делает вывод о его образовательном потенциале.
Abstract: This article deals with the question of the expediency of using quest technology in the formation of foreign language competence at English lessons in a modern school. The author analyzes the quest as a special pedagogical technology and, based on the data obtained, draws a conclusion about its educational potential.
Ключевые слова: квест, квест-технология, иноязычная компетенция, универсальные учебные действия.
Key words: quest, quest-technology, foreign language competence, universal educational activities.
В рамках современных образовательных стандартов обучение иностранному языку в школе направлено на формирование у обучающихся иноязычной коммуникативной компетенции, что затрудняется в условиях отсутствия естественной языковой среды в школе. Поднимается проблема выбора технологий обучения иностранному языку, которые бы вовлекали обучающихся в активную мыслительную деятельность с использованием иностранного языка. Одной из таких технологий является квест-технология.
«Научные междисциплинарные исследования»
Квест-технология представляет собой поиск решения проблемного
задания с элементами групповой ролевой игры, для выполнения которого используются различные источники информации в том числе ресурсы сети Интернет [1, с. 51].
Следовательно, обоснованием эффективности данной технологии выступает ее интегрированный характер: квест объединяет в себе использование информационно-коммуникационных технологий и основные положения проектного, проблемного, интерактивного, игрового обучения [2, с. 80].
Квест включает в себя следующие компоненты:
Проблемное задание. При выполнении квест-задания обучающимся предлагается значимая для них проблема, взятая из реальной жизни.
Поисковая работа в группах, каждая из которых выполняет определенную роль, работая с указанными педагогом источниками, тем самым способствуя решению общей для класса проблемы.
Обучающиеся должны совместно извлечь из всего предложенного многообразия текстового, графического и видеоматериала необходимую информацию и оформить результаты исследовательской деятельности в общий продукт, который может иметь форму мультимедийной презентации, видеофрагмента, веб-сайта, стенда, стенгазеты.
Технология образовательных квестов позволяет направить процесс обучения на реализацию предметных, метапредметных и личностных результатов образования. Предметные результаты обучения иностранному языку включают основные компоненты иноязычной коммуникативной компетенции. Метапредметные и личностные результаты находят отражение в формируемых у обучающихся универсальных учебных действий (УУД), составляющих учебно-познавательный компонент иноязычной коммуникативной компетенции.
Квест-технология позволяет педагогу создавать благоприятные условия для формирования:
XVI Международная научно-практическая конференция
Речевой компетенции. Обучающиеся формируют представления о том, как
лексические и грамматические единицы функционируют в аутентичных речевых образцах, усваивают современные особенности использования языкового материала как в устной, так и в письменной речи [3, с. 150].
Языковой компетенции. Обучающиеся расширяют и закрепляют свой словарный запас, тренируют грамматические и фонетические навыки. Также формируются навыки поиска и исправления своих и чужих орфографических, фонетических лексических и грамматических ошибок.
Социокультурной компетенции. Проблематика квеста может касаться вопросов культуры, истории, жизни народов-носителей иностранного языка, их отношение и взгляды на изучаемую проблему, что расширяет межкультурный кругозор обучающихся.
Компенсаторной компетенции. Работая с информацией обучающиеся могут сталкиваться с незнакомым им языковым материалом, о значении которого можно догадаться по контексту. Развиваются навыки языковой догадки, умения упростить высказывание с использованием известных лексических и грамматических конструкций.
Социальной компетенции. Работая в группах, обучающиеся практикуют речевые умения, что повышает их уверенность в своих способностях, помогает преодолевать комплексы, связанные с использованием иностранного языка, в результате они проще включаются в процесс иноязычного общения, обучаются анализировать коммуникативную ситуацию.
Дискурсивной компетенции. В результате прохождения квеста обучающиеся обрабатывают иноязычные тексты и создают речевой продукт на иностранном языке, т.е. в процессе работы они знакомятся с особенностями, присущими разным типам текстов, и обучаются создавать собственные тексты [3, с. 151].
Квест технология способствует формированию учебно-познавательного компонента иноязычной коммуникативной компетенции, которая представляет собой совокупность навыков и умений осуществления самостоятельной
«Научные междисциплинарные исследования» познавательной деятельности по изучению иностранного языка и культуры, т.е.
совокупность универсальных учебных действий (УУД).
В процессе прохождения образовательного квеста обучающиеся выполняют определенные виды учебной деятельности, которые способствуют формированию отдельных УУД, а именно:
Личностных УУД: заданный маршрут поиска информации и отобранные источники позволяют избегать трудностей, с которыми могли бы столкнуться обучающиеся выполняя ту же самую деятельность самостоятельно, что создает ситуацию успеха, снимает психологический барьер при работе с иноязычными источниками и мотивирует обучающихся на совершенствование своих иноязычных умений и дальнейшее использование иностранного языка для развития своей личности, удовлетворения познавательных потребностей и самореализации [4, с. 69].
Регулятивных УУД - выделенные этапы в прохождении квеста помогают учащимся приобретать навыки планирования своей познавательной деятельности, целеполагания, разработки адекватных стратегий для поиска решений учебных и коммуникативных задач, используя приемы самоконтроля и самооценки.
Познавательные УУД - обучающие получают возможность анализировать источники, представляющие порой противоположные взгляды на одну и ту же проблему. Участники квеста развивают умения оценивать изучаемый материал с точки зрения логичности содержания, релевантности приведенных аргументов, их убедительности, т.е. развивают критическое мышленение, и совершенствуют способности создания на основе проанализированной информации собственные письменные и устные речевые произведения.
Коммуникативные УУД - работая совместно, обучающиеся получают опыт диалогического общения с соблюдением норм речевого поведения, формируют навыки достижения взаимопонимания в группе, планирования и анализа результатов общей деятельности. Участники квеста получают возможность высказать собственное мнение по поводу обсуждаемой проблемы,
XVI Международная научно-практическая конференция привести свои аргументы и противостоять чужой точки зрения, и в результате
обсуждения обобщить мнения и прийти к совместному выводу [5, с. 3496].
Таким образом, технология образовательного квеста позволяет создавать условия для активной познавательной и созидательной деятельности обучающихся с использованием иностранного языка, что не только формированию коммуникативной компетенции, но и способствует развитию умений решать вопросы проблемного характера и конструктивно взаимодействовать в социуме.
Библиографический список:
1. Игумнова Е. А. Квест-технология в образовании: учебное пособие / Е. А. Игумнова, И. В. Радецкая. - Чита: ЗабГУ, 2016. - 164 с.
2. Комарова И. В. Технология проектно-исследовательской деятельности в рамках ФГОС / И. В. Комарова. - СПб.: КАРО, 2015. - 128 с.
3. Сапух Т. В. Возможности технологии «веб-квест» для развития иноязычной коммуникативной компетенции бакалавров / Т. В. Сапух // Научно-педагогическое обозрение. - 2017. - №. 4. - С. 149-157.
4. Татарченкова С. С. Технология развития универсальных учебных действий учащихся в урочной и внеурочной деятельности: учебно-методическое пособие / С. С. Татарченкова. - СПб.: КАРО, 2015. - 122 с.
5. Калугина Ю. В. Образовательный квест как интерактивная форма обучения иностранному языку / Ю. В. Калугина, А. Р. Мустафина // Научно-методический электронный журнал Концепт. - 2015. - Т. 13. - С. 3496-3500.
© А. Д. Каменева, 2021