Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИИ'

ФОРМИРОВАНИЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

155
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
квест / квест-технология / иноязычная компетенция / универсальные учебные действия. / quest / quest-technology / foreign language competence / universal educational activities.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каменева Анна Дмитриевна

В настоящей статье освещается вопрос о целесообразности использования квест-технологии при формировании иноязычной компетенции на уроках английского языка в современной школе. Автор анализирует квест как особую педагогическую технологию и на основе полученных данных делает вывод о его образовательном потенциале.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATIVE COMPETENCE WITH THE USE OF QUEST TECHNOLOGY

This article deals with the question of the expediency of using quest technology in the formation of foreign language competence at English lessons in a modern school. The author analyzes the quest as a special pedagogical technology and, based on the data obtained, draws a conclusion about its educational potential.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИИ»

XVI Международная научно-практическая конференция

УДК 37

Каменева Анна Дмитриевна Kameneva Anna Dmitrievna

Студент Student

Ленинградский государственный университет Pushkin Leningrad State University

ФОРМИРОВАНИЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИИ

FORMATION OF FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATIVE COMPETENCE WITH THE USE OF QUEST TECHNOLOGY

Аннотация: В настоящей статье освещается вопрос о целесообразности использования квест-технологии при формировании иноязычной компетенции на уроках английского языка в современной школе. Автор анализирует квест как особую педагогическую технологию и на основе полученных данных делает вывод о его образовательном потенциале.

Abstract: This article deals with the question of the expediency of using quest technology in the formation of foreign language competence at English lessons in a modern school. The author analyzes the quest as a special pedagogical technology and, based on the data obtained, draws a conclusion about its educational potential.

Ключевые слова: квест, квест-технология, иноязычная компетенция, универсальные учебные действия.

Key words: quest, quest-technology, foreign language competence, universal educational activities.

В рамках современных образовательных стандартов обучение иностранному языку в школе направлено на формирование у обучающихся иноязычной коммуникативной компетенции, что затрудняется в условиях отсутствия естественной языковой среды в школе. Поднимается проблема выбора технологий обучения иностранному языку, которые бы вовлекали обучающихся в активную мыслительную деятельность с использованием иностранного языка. Одной из таких технологий является квест-технология.

«Научные междисциплинарные исследования»

Квест-технология представляет собой поиск решения проблемного

задания с элементами групповой ролевой игры, для выполнения которого используются различные источники информации в том числе ресурсы сети Интернет [1, с. 51].

Следовательно, обоснованием эффективности данной технологии выступает ее интегрированный характер: квест объединяет в себе использование информационно-коммуникационных технологий и основные положения проектного, проблемного, интерактивного, игрового обучения [2, с. 80].

Квест включает в себя следующие компоненты:

Проблемное задание. При выполнении квест-задания обучающимся предлагается значимая для них проблема, взятая из реальной жизни.

Поисковая работа в группах, каждая из которых выполняет определенную роль, работая с указанными педагогом источниками, тем самым способствуя решению общей для класса проблемы.

Обучающиеся должны совместно извлечь из всего предложенного многообразия текстового, графического и видеоматериала необходимую информацию и оформить результаты исследовательской деятельности в общий продукт, который может иметь форму мультимедийной презентации, видеофрагмента, веб-сайта, стенда, стенгазеты.

Технология образовательных квестов позволяет направить процесс обучения на реализацию предметных, метапредметных и личностных результатов образования. Предметные результаты обучения иностранному языку включают основные компоненты иноязычной коммуникативной компетенции. Метапредметные и личностные результаты находят отражение в формируемых у обучающихся универсальных учебных действий (УУД), составляющих учебно-познавательный компонент иноязычной коммуникативной компетенции.

Квест-технология позволяет педагогу создавать благоприятные условия для формирования:

XVI Международная научно-практическая конференция

Речевой компетенции. Обучающиеся формируют представления о том, как

лексические и грамматические единицы функционируют в аутентичных речевых образцах, усваивают современные особенности использования языкового материала как в устной, так и в письменной речи [3, с. 150].

Языковой компетенции. Обучающиеся расширяют и закрепляют свой словарный запас, тренируют грамматические и фонетические навыки. Также формируются навыки поиска и исправления своих и чужих орфографических, фонетических лексических и грамматических ошибок.

Социокультурной компетенции. Проблематика квеста может касаться вопросов культуры, истории, жизни народов-носителей иностранного языка, их отношение и взгляды на изучаемую проблему, что расширяет межкультурный кругозор обучающихся.

Компенсаторной компетенции. Работая с информацией обучающиеся могут сталкиваться с незнакомым им языковым материалом, о значении которого можно догадаться по контексту. Развиваются навыки языковой догадки, умения упростить высказывание с использованием известных лексических и грамматических конструкций.

Социальной компетенции. Работая в группах, обучающиеся практикуют речевые умения, что повышает их уверенность в своих способностях, помогает преодолевать комплексы, связанные с использованием иностранного языка, в результате они проще включаются в процесс иноязычного общения, обучаются анализировать коммуникативную ситуацию.

Дискурсивной компетенции. В результате прохождения квеста обучающиеся обрабатывают иноязычные тексты и создают речевой продукт на иностранном языке, т.е. в процессе работы они знакомятся с особенностями, присущими разным типам текстов, и обучаются создавать собственные тексты [3, с. 151].

Квест технология способствует формированию учебно-познавательного компонента иноязычной коммуникативной компетенции, которая представляет собой совокупность навыков и умений осуществления самостоятельной

«Научные междисциплинарные исследования» познавательной деятельности по изучению иностранного языка и культуры, т.е.

совокупность универсальных учебных действий (УУД).

В процессе прохождения образовательного квеста обучающиеся выполняют определенные виды учебной деятельности, которые способствуют формированию отдельных УУД, а именно:

Личностных УУД: заданный маршрут поиска информации и отобранные источники позволяют избегать трудностей, с которыми могли бы столкнуться обучающиеся выполняя ту же самую деятельность самостоятельно, что создает ситуацию успеха, снимает психологический барьер при работе с иноязычными источниками и мотивирует обучающихся на совершенствование своих иноязычных умений и дальнейшее использование иностранного языка для развития своей личности, удовлетворения познавательных потребностей и самореализации [4, с. 69].

Регулятивных УУД - выделенные этапы в прохождении квеста помогают учащимся приобретать навыки планирования своей познавательной деятельности, целеполагания, разработки адекватных стратегий для поиска решений учебных и коммуникативных задач, используя приемы самоконтроля и самооценки.

Познавательные УУД - обучающие получают возможность анализировать источники, представляющие порой противоположные взгляды на одну и ту же проблему. Участники квеста развивают умения оценивать изучаемый материал с точки зрения логичности содержания, релевантности приведенных аргументов, их убедительности, т.е. развивают критическое мышленение, и совершенствуют способности создания на основе проанализированной информации собственные письменные и устные речевые произведения.

Коммуникативные УУД - работая совместно, обучающиеся получают опыт диалогического общения с соблюдением норм речевого поведения, формируют навыки достижения взаимопонимания в группе, планирования и анализа результатов общей деятельности. Участники квеста получают возможность высказать собственное мнение по поводу обсуждаемой проблемы,

XVI Международная научно-практическая конференция привести свои аргументы и противостоять чужой точки зрения, и в результате

обсуждения обобщить мнения и прийти к совместному выводу [5, с. 3496].

Таким образом, технология образовательного квеста позволяет создавать условия для активной познавательной и созидательной деятельности обучающихся с использованием иностранного языка, что не только формированию коммуникативной компетенции, но и способствует развитию умений решать вопросы проблемного характера и конструктивно взаимодействовать в социуме.

Библиографический список:

1. Игумнова Е. А. Квест-технология в образовании: учебное пособие / Е. А. Игумнова, И. В. Радецкая. - Чита: ЗабГУ, 2016. - 164 с.

2. Комарова И. В. Технология проектно-исследовательской деятельности в рамках ФГОС / И. В. Комарова. - СПб.: КАРО, 2015. - 128 с.

3. Сапух Т. В. Возможности технологии «веб-квест» для развития иноязычной коммуникативной компетенции бакалавров / Т. В. Сапух // Научно-педагогическое обозрение. - 2017. - №. 4. - С. 149-157.

4. Татарченкова С. С. Технология развития универсальных учебных действий учащихся в урочной и внеурочной деятельности: учебно-методическое пособие / С. С. Татарченкова. - СПб.: КАРО, 2015. - 122 с.

5. Калугина Ю. В. Образовательный квест как интерактивная форма обучения иностранному языку / Ю. В. Калугина, А. Р. Мустафина // Научно-методический электронный журнал Концепт. - 2015. - Т. 13. - С. 3496-3500.

© А. Д. Каменева, 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.