Научная статья на тему 'КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В РАЗВИТИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В РАЗВИТИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
18
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
квест-технология / исследовательские умения / младший школьник / окружающий мир / региональный компонент / quest technology / research skills / junior schoolchildren / the world around us / regional component

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бугаева Ая Петровна, Давыдова Анна Дмитриевна

В статье освещены результаты по изучению и развитию исследовательских умений у младших школьников с помощью квест-технологий на уроках окружающего мира. На основе теоретического анализа открытых источников информации определена необходимость применения метода квест-технологии для развития исследовательских умений с детского возраста. Целью исследования было изучить квест-технологии для формирования исследовательских умения младших школьников на уроках окружающего мира и предложить пути дальнейшего его развития. В ходе выполнения исследования использовались методы изучение и анализ источников информации и педагогического опыта; наблюдение, беседа, а также опрос; обобщение и обоснование выводов. В процессе изучения развития исследовательских умений определены возрастные особенности младших школьников, в целях подбора средств и форм работы. В меру того, что в содержании предмета окружающего мира интегрированы первичные научные знания нескольких областей науки, детям интересно проводить исследования и разрабатывать учебные проекты. Подобраны и описаны задания, проведенные нами для развития действий младших школьников, способствующих развитию исследовательских умений. Также были составлены задания с использованием материалов о Якутии, что предусматривается в региональном компоненте образовательной программы начальной школы. Результатам контрольного этапа явилось положительная тенденция развития у детей младшего школьного возраста исследовательских умений на уроках окружающего мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article highlights the results of the study and development of research skills in primary schoolchildren using quest technologies in lessons about the world around them. Based on a theoretical analysis of open sources of information, the need to use the quest technology method for the development of research skills from childhood has been determined. The purpose of the study was to study quest technologies for developing the research skills of junior schoolchildren in lessons about the world around them and to suggest ways for its further development. During the research, the following methods were used: study and analysis of sources of information and teaching experience; observation, conversation, and survey; generalization and substantiation of conclusions. In the process of studying the development of research skills, the age characteristics of younger schoolchildren were determined in order to select tools and forms of work. To the extent that the content of the subject of the surrounding world integrates primary scientific knowledge of several fields of science, children are interested in conducting research and developing educational projects. We have selected and described the tasks we carried out to develop the actions of younger schoolchildren that contribute to the development of research skills. Assignments were also compiled using materials about Yakutia, which is provided for in the regional component of the primary school educational program. The results of the control stage were a positive trend in the development of research skills in children of primary school age in lessons about the surrounding world.

Текст научной работы на тему «КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В РАЗВИТИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Литература:

1. Бочкарев, П.Н. Взаимосвязь между уровнем развития специальной силы и эффективностью соревновательной деятельности в мас-рестлинге / П.Н. Бочкарев, A.A. Захаров // Современная система спортивной подготовки в национальных видах спорта и использование народных игр в физическом воспитании: материалы университетской науч,-практ.конф.студентов. - Якутск: СВФУ им. М.К. Аммосова, 2013. - С. 62-66

2. Захаров, A.A. Мас-рестлинг / A.A. Захаров. - Якутск: Изд-во Якутского ун-та, 2006. - 160 с.

3. Захаров, A.A. Рекомендации для дальнейшего развития «Мас-тардьЛыы» / A.A. Захаров // Национальные виды спорта народные игры в современной системе физического воспитания и образования: тезисы докладов науч.-практ.конф. министерства по молодёжной политике физической культуры и спорта PC (Я). - Якутск, 2002. - С. 112-113

4. Кривошапкин, П.Н. Мас-рестлинг. Биомеханические основы техники, тактики и методики: монография [электронное издание] / П.Н. Кривошапкин; 2-е изд., перераб. и доп. - Якутск: Издательский дом СВФУ, 2016. - 154 с.

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Бугаева Ая Петровна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); магистрант Давыдова Анна Дмитриевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В РАЗВИТИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ

УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В статье освещены результаты по изучению и развитию исследовательских умений у младших школьников с помощью квест-технологий на уроках окружающего мира. На основе теоретического анализа открытых источников информации определена необходимость применения метода квест-технологии для развития исследовательских умений с детского возраста. Целью исследования было изучить квест-технологии для формирования исследовательских умения младших школьников на уроках окружающего мира и предложить пути дальнейшего его развития. В ходе выполнения исследования использовались методы - изучение и анализ источников информации и педагогического опыта; наблюдение, беседа, а также опрос; обобщение и обоснование выводов. В процессе изучения развития исследовательских умений определены возрастные особенности младших школьников, в целях подбора средств и форм работы. В меру того, что в содержании предмета окружающего мира интегрированы первичные научные знания нескольких областей науки, детям интересно проводить исследования и разрабатывать учебные проекты. Подобраны и описаны задания, проведенные нами для развития действий младших школьников, способствующих развитию исследовательских умений. Также были составлены задания с использованием материалов о Якутии, что предусматривается в региональном компоненте образовательной программы начальной школы. Результатам контрольного этапа явилось положительная тенденция развития у детей младшего школьного возраста исследовательских умений на уроках окружающего мира.

Ключевые слова: квест-технология, исследовательские умения, младший школьник, окружающий мир, региональный компонент.

Annotation. The article highlights the results of the study and development of research skills in primary schoolchildren using quest technologies in lessons about the world around them. Based on a theoretical analysis of open sources of information, the need to use the quest technology method for the development of research skills from childhood has been determined. The purpose of the study was to study quest technologies for developing the research skills of junior schoolchildren in lessons about the world around them and to suggest ways for its further development. During the research, the following methods were used: study and analysis of sources of information and teaching experience; observation, conversation, and survey; generalization and substantiation of conclusions. In the process of studying the development of research skills, the age characteristics of younger schoolchildren were determined in order to select tools and forms of work. To the extent that the content of the subject of the surrounding world integrates primary scientific knowledge of several fields of science, children are interested in conducting research and developing educational projects. We have selected and described the tasks we carried out to develop the actions of younger schoolchildren that contribute to the development of research skills. Assignments were also compiled using materials about Yakutia, which is provided for in the regional component of the primary school educational program. The results of the control stage were a positive trend in the development of research skills in children of primary school age in lessons about the surrounding world.

Key words: quest technology, research skills,junior schoolchildren, the world around us, regional component.

Введение. В современном образовании активное использование информационных технологий играет ключевую роль в развитии и формировании навыков учащихся. В связи с этим, важно создавать эффективные методы работы на уроках окружающего мира, которые помогут развивать исследовательские умения у младших школьников. Один из таких методов - квест-технологии.

Квест-технологии представляют собой структурированную активную форму работы на уроках, основанную на преодолении определенных заданий и решении задач с использованием информационных технологий. С помощью квест-технологии учащиеся активно взаимодействуют друг с другом и с учебным материалом, а также развивают навыки взаимодействия с информационными ресурсами. Одним из способов применения квест-технологий на уроках окружающего мира является формирование команд учащихся для совместного выполнения проекта и исследования определенной темы. Каждая команда получает свою задачу, которую необходимо решить, используя имеющиеся ресурсы. Это может быть, например, исследование различных экосистем, изучение природных явлений или изучение географических объектов [5].

Таким образом, применение квест-технологий на занятиях по предмету «Окружающий мир» способствует развитию исследовательских навыков у учащихся младших школьников. Они помогают активно вовлекать учащихся в учебный процесс, развивать умения работы с информацией и коммуникации, а также формировать навыки самостоятельной и организованной работы. В результате, образовательный процесс, который акцентирует внимание на развитии самостоятельности и коммуникативных навыков, помогает учащимся раскрыть свой потенциал и стать активными участниками собственного образования. Они учатся выражать свои мысли и идеи, слушать и уважать точки зрения других, сотрудничать и решать проблемы вместе - все это способствует их росту как личностей и подготавливает их к успешной адаптации в современном обществе.

Изложение основного материала статьи. Изучением системы исследовательской деятельности посвящены труды A.B. Аркадьева, Е.И. Богданова, Г.Н. Васильева, Д.С. Гринева, И.К. Денисенко, Н.В. Ефимова, М.А. Козырева, О.В. Левшина, П.И. Ломоносова, В.А. Петрова и М.С. Соколова. В своих исследованиях и практических рекомендациях ученые и педагоги рассматривают различные стратегии и методики, которые способствуют развитию творческого мышления и исследовательской активности у учащихся начальной школы. Они предлагают разнообразные упражнения и задания, которые помогают развить навыки самостоятельного поиска информации, анализа данных, формулирования гипотез, проведения экспериментов и представления результатов исследования.

Ведущая роль в учебной деятельности школьников отводится учебным умениям, с помощью которых школьники познают действительность, обогащают собственный опыт. Во время учебного процесса в школе можно отследить у детей наличие или задатки исследовательской инициативы еще в раннем возрасте, она может проявиться как у одного ребёнка, так и у группы детей. Таких детей чаще отличает их реакция на новые знания, обычно наблюдается повышенный интерес к изучаемому. Также, в ходе групповой работы, у учащихся наблюдаются следующие умения: договариваться между собой и сотрудничать, определять и достигать цели, подбирать необходимые средства, выстраивать стратегии действий для получения результатов. Детская активность - это то состояние ребёнка, которое может стать задатками исследовательских умений. Взрослые, используя проблемно-исследовательский метод, могут мотивировать ребенка к активной позиции исследователя.

Исследовательские умения, которые развиваются у детей младшего школьного возраста, играют важную роль в их образовании. Они помогают не только развивать познавательные навыки, но и способствуют формированию критического мышления и самостоятельности в учебной деятельности. Уже с самого раннего возраста дети могут изучать окружающий мир, проводить небольшие научные исследования и делать первые выводы. Эти навыки будут полезны им не только в учебе, но и в повседневной жизни. Активное познание мира и поиск собственных интересов способствуют развитию исследовательского мышления у детей, а также мотивируют их к творчеству и самостоятельности. Младшие школьники, которые обладают навыками исследовательской деятельности, проявляют большой интерес к учению и активно участвуют в образовательном процессе, задавая вопросы, изучая объекты и явления окружающего мира, анализируя причины и следствия. В результате такого подхода, дети развивают свою логическую и критическую мысль, способность к самоанализу и укрепляют свои умственные способности [3, С. 69].

Квест-технология представляет собой интерактивный формат обучения, позволяющий не только усваивать новые знания, но и развивать навыки работы в команде, логическое мышление, умение находить и анализировать информацию. Целью квест-технологии является вовлечение детей в самостоятельное исследование. Вместо обычных лекций дети становятся активными участниками виртуальных или реальных квестов, в которых они решают различные задачи и головоломки, чтобы достичь конечной цели. Такой подход к обучению заинтересовывает детей и помогает им обнаружить новые способы получения знаний. [6, С. 50].

Основными преимуществами квест-технологий являются:

1. Развитие навыков самостоятельного исследования. Ученики в процессе квеста вынуждены искать информацию самостоятельно, анализировать ее и принимать решения. Это развивает их способность искать и находить нужную информацию, а также учит эффективно использовать ресурсы.

2. Развитие навыков анализа информации. В процессе квеста дети оказываются перед необходимостью обрабатывать полученные данные, выделять основные моменты и находить взаимосвязи между ними. Это способствует развитию аналитического мышления и умения отделять существенную информацию от второстепенной.

3. Развитие проблемного мышления. Квесты зачастую представляют собой сложные задания, требующие от учеников поиска нестандартных решений. Дети вынуждены применять логическое и творческое мышление для нахождения ответов на поставленные задания, что способствует развитию их критического и аналитического мышления.

4. Развитие творческого подхода к решению задач. Квесты требуют от учеников нестандартного подхода к решению задач, что способствует развитию их творческого потенциала. Дети учатся находить необычные и оригинальные способы решения проблем и находить новые пути решения задач.

Наиболее эффективным способом развития исследовательских умений является включение их в процесс обучения на уроках окружающего мира. Этот предмет наиболее тесно связан с реальной жизнью ученика. Все, что он видит вокруг себя, а также то, что его интересует, может быть отнесено к содержанию урока окружающего мира и стать объектом его исследования. Одной из наиболее захватывающих тем для изучения может быть биом, такой как тайга, со всеми своими климатическими условиями, флорой, фауной, реками, озерами, городами и полезными ископаемыми. Школьная программа по окружающему миру содержит множество тем, способствующих развитию исследовательских навыков у учеников младших классов, и каждое занятие проводится в этом направлении.

В муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Павловской средней общеобразовательной школы им. В. Н. Оконешникова», села Павловск, Мегино-Кангаласского улуса Республики Саха (Якутия), была проведена практическая работа, направленная на изучение процесса формирования и развития исследовательских умений у учащихся третьего класса. Для определения имеющихся предпосылок исследовательских умений мы использовали различные методы, такие как беседы, опросы и рассуждения с детьми на заданные темы.

Приведем несколько фрагментов занятий, посвященных изучению различных тем из окружающего мира для детей и их мировоззрению с использованием квест-технологии. На одном из проведенных занятий с детьми был рассмотрен метод наблюдения как один из способов выявления проблем в природе. Применение этого метода помогло учащимся по-новому взглянуть на традиционные и привычные для них вещи, с целью оценки уровня развития способности выражать свои мысли и рассуждать на основе имеющихся знаний и кругозора учеников младшей школы было предложено задание, в рамках которого они становились ботаниками и отправлялись на исследование растительного мира в школьном саду или ближайшем парке. С использованием метода квеста, ученики получали карты с указанными местами, где им нужно было найти определенные виды растений. Они применяли свои навыки исследователей, чтобы определить найденные растения, изучить их характеристики и сделать эскизы или собрать образцы. По завершению исследования, ученики сравнивали свои результаты и делали обмен наблюдениями.

Кроме этого, учащимся было предложено выполнить групповую работу. Дети отправляются в путешествие в прошлое, чтобы изучить жизнь наших предков. С помощью квест-технологии, учащиеся получают карточки с различными историческими событиями и заданиями, которые они должны выполнить, чтобы разгадать загадку прошлого. Например, они могут посетить музей истории, провести интервью с пожилыми людьми, изучить семейные архивы и так далее. По мере выполнения заданий, учащиеся заполняют свои путеводители фотографиями, фактами и своими наблюдениями. Такие задания помогают развить навыки коллективной работы у детей, укрепить коллективный дух, найти необходимую информацию по обсуждаемой теме, а также воспитать и укрепить патриотические чувства. В конце квеста, учитель проводит обсуждение результатов и подводит итоги исследования каждого географического объекта. Этот метод позволяет

учащимся активно участвовать в процессе обучения, развивает навыки поиска и анализа информации, а также позволяет им лучше понять географические особенности различных регионов, участники активности заполняют свои памятки, включая в них снимки и интересные сведения, и обмениваются данными с остальными коллективами [5].

В задании «Исследовательская экспедиция ледника Булуус» дети присоединяются к экспедиции, которая исследует земли Якутии. Целью квеста является изучение истории и географии этой местности, проведение исследований с использованием интернета, встреча с местными жителями и специалистами. В конечном итоге дети должны создать презентацию или рекламный буклет о данной территории. Одной из задач детей было измерить температуру ледника в жаркую погоду и найти ответ на вопрос: «Почему летом ледник «Булуус» не тает?» В процессе выполнения исследования учителя направляют и консультируют младших школьников, предоставляют им достаточно времени для самостоятельной работы и подготовки исследовательского материала.

Квест-технологии могут помочь детям расширить кругозор, организовав для него посещение различных мероприятий, таких как кружки, мастер-классы, экскурсии и походы на природу. Благодаря этим активностям ребенок будет приобретать новый жизненный опыт и развивать свои исследовательские навыки. Однако, важно не ограничиваться только внеурочными занятиями, а также активно развивать его знания вне учебы. Родители могут помочь ему в этом, показывая свою поддержку и стимулируя его интерес к новым знаниям. Таким образом, окружение и поддержка родителей играют важную роль в общем развитии ребенка младшего школьного возраста, это, что становится образцом, основой и ориентиром для маленького человека в его жизни.

Выводы. В последнее время наблюдается активное развитие идеи применения новых технологий в образовательном процессе, а особенно большую популярность приобретает использование квест-технологий. Исследования показывают, что внедрение квест-технологий на уроках окружающего мира открывает новые возможности для учеников, стимулируя их активное самостоятельное исследование различных проблем. Анализ полученных данных демонстрирует, что применение квест-технологий играет значительную роль в процессе развития исследовательских навыков у детей младшего школьного возраста. Участие в квестах способствует развитию у учащихся навыков самостоятельной работы, планирования, постановки целей, анализа информации и представления результатов. В дополнение к этому, они также приобретают опыт работы в команде, совместного исследования проблем и обмена знаниями. Квест-технологии также способствуют стимуляции учащихся к углубленному изучению предмета, развитию их креативного мышления и желания получить новые знания. Проведенный эксперимент показал, что даже те ученики, которые обычно не проявляют интерес к учебному процессу, становятся более активными и заинтересованными во время квеста.

Таким образом, использование квест-технологий на уроках окружающего мира является эффективным средством для развития исследовательских навыков у учеников младшей школы. Дальнейшее исследование в этой области позволит глубже изучить преимущества использования квестов в образовательном процессе и оптимизировать их применение для достижения максимальных результатов.

Литература:

1. Аркадьева, A.B. Исследовательская деятельность младших школьников / A.B. Аркадьева // Начальная школа плюс до и после, 2005,-№2.

2. Гилева, Е.А. История развития метода проектов в Российской школе / Е.А. Гилева // Наука и школа. - 2007. - №4. -С. 13-15

3. Павлова, Е.П. Формирование исследовательских умений младших школьников посредством проектной технологии на уроках окружающего мира / Е.П. Павлова, С.П. Григорьева // Современное образование: традиции и инновации. - 2020. -№3.-С. 68-71

4. Румянцева, Н.Ю. Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников / Н.Ю. Румянцева. -М.: Просвещение, 2001. - 34 с.

5.Сергеев, И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся / И.С. Сергеев. - М.: АРКТИ, 2005.

6. Якимов, H.A. Проектно-исследовательская деятельность младших школьников / H.A. Якимов // Исследовательская работа школьников. - 2003. - №1. - С. 48-51

Педагогика

УДК 802.0:378.147

кандидат педагогических наук, доцент Буковский Станислав Леонидович

Институт экономики и управления АПК Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К.А. Тимирязева» (г. Москва)

КРЕАТИВНЫЙ СПОСОБ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ УСТНОМУ ИНОЯЗЫЧНОМУ ОБЩЕНИЮ В АГРАРНОМ ВУЗЕ

Аннотация. Настоящая статья посвящена разработке креативно-ориентированному способу использования технологии обучения в сотрудничестве в процессе обучения иностранным языкам в аграрном вузе. Цель статьи заключается в создании оптимального способа применения технологии обучения в сотрудничестве в обучении устному иноязычному общению в аграрном вузе, который включает реализацию креативного мышления в качестве средства обучения, а также рассмотрение его в качестве лингводидактической категории. Автор статьи детально анализирует проблемы обучения иностранным языкам в неязыковом (аграрном) вузе в соответствии со структурой и спецификой данного направления обучения. Автором статьи разработан курс обучения устной иноязычной речи для студентов аграрных специальностей. Методический алгоритм, представленный автором статьи, детально освещает возможности использования креативного мышления на занятиях по иностранному языку в обучении устной речи. Данный алгоритм состоит из комплекса методических приемов, используемых в процессе коллективного взаимодействия обучающимися и преподавателем при решении аграрной задачи в рамках иноязычного профессионально-ориентированного общения. Настоящая статья представляет собой попытку разработки усовершенствованной модели технологии обучения в сотрудничестве применительно к обучения устному иноязычному общению в аграрном вузе.

Ключевые слова: креативный способ обучения, технология обучения в сотрудничестве, креативное мышление, групповое обучение, устное общение, специфика обучения, приемы обучения, профессионально-ориентированное общение, аграрное направление, неязыковой вуз.

Annotation. The present article is devoted to the development of a creativity-oriented way of using cooperative learning technology in the process of teaching foreign languages at an agrarian university. The aim of the article is to create an optimal way of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.