Научная статья на тему 'РОЛЬ КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИИ В РАЗВИТИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

РОЛЬ КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИИ В РАЗВИТИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
11
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
квест-технологии / исследовательские умения / quest technologies / research skills

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Неустроева Екатерина Николаевна, Давыдова Анна Дмитриевна

В статье авторы раскрывают вопросы развития исследовательских умений младших школьников, подчеркивая, что развитие исследовательских умений служат основой для всестороннего развития детей младшего школьного возраста. И залогом этого развития служат разнообразие методов, приемов и технологий используемые в учебно-воспитательном процессе начальной школы. Одним из таких технологий в содержании статьи предлагают квест-технологии. В статье представили темы и фрагменты внеурочных занятий с использованием квест-технологий. Представленный материал позволяет сделать выводы, что использование квест-технологий в организации учебного процесса, позволит повысить развитие исследовательских умений, расширит кругозор детей, умения работать с книгой и с другими источниками информации, для решения поставленных учебных задач перед младшими школьниками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Неустроева Екатерина Николаевна, Давыдова Анна Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the article, the authors reveal the issues of the development of research skills of younger schoolchildren, emphasizing that the development of research skills serve as the basis for the comprehensive development of primary school children. And the key to this development is a variety of methods, techniques and technologies used in the educational process of primary school. One of such technologies in the content of the article offers quest technologies. The article presented topics and fragments of extracurricular activities using quest technologies. The presented material allows us to conclude that the use of quest technologies in the organization of the educational process will increase the development of research skills, expand the horizons of children, the ability to work with a book and with other sources of information, to solve the assigned educational tasks for younger schoolchildren.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИИ В РАЗВИТИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Это наиболее вероятные выводы, которые можно сделать на основе результатов проведенной диагностики. Однако, стоит отметить, что эффективность проведенной работы не может быть оценена только на основе результатов одной диагностики. Для более объективной оценки эффективности педагогической работы необходимо проводить систематическую мониторинговую деятельность, анализировать различные показатели и проводить сопоставление данных с другими исследованиями и программами.

Литература:

1. Кудрина, М. Тендерное воспитание мальчиков и девочек в семье / М. Кудрина // Халыма долгуннара (Волны Колымы). -2016. - С. 6.

2. Филиппов, В.И. Будущее за тендерным образованием. История деятельности Мюрюнской юношеской гимназии им. В.В. Алексеева / В.И. Филиппов // Народное образование Якутии. - 2010. - №3. - С. 97.

Педагогика

УДК 37.012

кандидат педагогических наук, доцент Неустроева Екатерина Николаевна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); студентка 4 курса Давыдова Анна Дмитриевна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

РОЛЬ КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИИ В РАЗВИТИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В статье авторы раскрывают вопросы развития исследовательских умений младших школьников, подчеркивая, что развитие исследовательских умений служат основой для всестороннего развития детей младшего школьного возраста. И залогом этого развития служат разнообразие методов, приемов и технологий используемые в учебно-воспитательном процессе начальной школы. Одним из таких технологий в содержании статьи предлагают квест-технологии. В статье представили темы и фрагменты внеурочных занятий с использованием квест-технологий. Представленный материал позволяет сделать выводы, что использование квест-технологий в организации учебного процесса, позволит повысить развитие исследовательских умений, расширит кругозор детей, умения работать с книгой и с другими источниками информации, для решения поставленных учебных задач перед младшими школьниками.

Ключевые слова: квест-технологии, исследовательские умения.

Annotation. In the article, the authors reveal the issues of the development of research skills of younger schoolchildren, emphasizing that the development of research skills serve as the basis for the comprehensive development of primary school children. And the key to this development is a variety of methods, techniques and technologies used in the educational process of primary school. One of such technologies in the content of the article offers quest technologies. The article presented topics and fragments of extracurricular activities using quest technologies. The presented material allows us to conclude that the use of quest technologies in the organization of the educational process will increase the development of research skills, expand the horizons of children, the ability to work with a book and with other sources of information, to solve the assigned educational tasks for younger schoolchildren.

Key words: quest technologies, research skills.

Введение. В федеральном стандарте начальной школы одним из приоритетных направлений деятельности современной школы является всестороннее развитие личности, формирование универсальных способов деятельности, теоретического мышления, и исследовательских умений младших школьников [1].

Осипова Г.И. подчеркивает, что младшие школьники в процессе выполнения исследовательской работы проявляют особое трудолюбие, настойчивость и терпение. Они способны отыскать и прочитать кучу книг на интересующую их тему [2].

Изложение основного материала статьи. Нами на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Павловской средней общеобразовательной школы имени В.Н. Оконешникова» муниципального района «Мегино-Кангаласский улус» Республики Саха (Якутия) среди учащихся 3 класса проведено исследование, с целью развития исследовательских умений посредством квест-технологий на внеурочных занятиях.

Где, в ходе работы мы оценили уровни развития исследовательских умений у младших школьников с помощью подобранного диагностического инструментария.

По результатам которого, можно сделать вывод, что проведенное в экспериментальной группе воздействие или обучение не полностью эффективно в развитии исследовательских умений у детей, поскольку большинство из них все равно имеют низкий уровень. В то же время, контрольная группа показывает более равномерное распределение детей с низким уровнем, что может указывать на более сбалансированное развитие умений участников этой группы.

Такой низкий уровень развития исследовательских способностей у учеников третьего класса может указывать на отсутствие или неэффективность подходов и методик, используемых в образовательном процессе. Возможно, необходимо провести дополнительные тренинги или обучения для учителей, с целью развития их навыков и знаний в области исследовательской деятельности.

Также, стоит обратить внимание на то, что уровень мотивации учеников играет важную роль в развитии исследовательских умений. Возможно, нужно провести работу по созданию мотивационной обстановки, которая будет стимулировать интерес и желание детей самостоятельно проводить исследования [3].

Организация групповых проектов и заданий, которые требуют от учеников активного и самостоятельного поиска информации, также может способствовать развитию исследовательских способностей.

В целом, необходимо провести более глубокий анализ причин низкого уровня развития исследовательских умений у учеников, и разработать специальные стратегии и программы, направленные на их развитие.

Все вышесказанное позволяет нам прийти к выводу, что в экспериментальной группе необходимо провести работу по развитию исследовательских способностей младших школьников. С этой целью нами был разработан комплекс учебных занятий с применением квест-технологии.

Работа на формирующем этапе эксперимента велась в соответствии со специально разработанным календарно-тематическим планом. Где были такие темы, как: «Фронтовое письмо», «Быть здоровым - здорово!» «День зимних видов спорта России», «В мире науки», «Космическое путешествие», «По следам любимых книжек», «Международный день

лесов», «Птичье царство» и др.

Рассмотрим фрагменты проведенных нами занятий с использованием квест-технологии во внеурочной деятельности.

Тема занятия: «День зимних видов спорта России».

В рамках работы «Блиц-опрос» учащиеся используют Интернет-ресурсы, энциклопедии и учебники, чтобы ответить на вопросы, связанные с зимними видами спорта России. Команды «Быстрые лыжники», «Грациозные конькобежцы» и «Сильные хоккеисты» отвечают на вопросы по трем различным темам. Эта форма работы способствует развитию аналитического, критического и творческого мышления, а также расширяет кругозор и повышает интерес детей к исследовательской деятельности.

Одной из ключевых навыков для школьника является умение задавать вопросы. Он должен научиться задавать вопросы себе, своим учителям и одноклассникам, а также совместно искать ответы на них. Вопросы помогают стимулировать мышление ребенка, развивать его желание узнавать новое и приобщать к умственному труду.

С этой целью, на следующем этапе работы «Какие виды зимнего спорта прячутся на картинке?» дети раскрашивают иллюстрацию в соответствии с обозначенными цветами и отвечают на вопрос: «Найдите из разных уголков класса клад. В нем находится информация. С помощью них назовите данные виды зимнего спорта, изображенные на картинке. Запишите краткую запись об одном понравившемуся виду зимнего спорта».

Умение ребенка делать краткие записи и придумывать символы является показателем развития ассоциативного мышления и творческих способностей. Информация, собранная в процессе исследования, анализируется и обобщается, а затем ученики представляют свои выводы на обсуждение. Это помогает детям понимать общую схему работы и развивать навыки самостоятельного получения знаний и инициативности.

В задании «Поиск слов» команда подходит к компьютеру (выход в интернет», находит папку по теме «Зимние виды спорта России» и переходит по ссылке https://wordwall.net/ru/resource/26192290/cпopт-зимoй. На сайте представлены серии вопросов с множественным выбором. Нажимают правильный ответ для продолжения игры. Например, «Что такое зимние виды спорта?» «Какой вид спорта не является командным?», «Что такое шорт-трек?», «Сколько человек входит в команду по прыжкам на лыжах с трамплина?», «Соревнования какого из перечисленных видов спорта не проводятся на ледовом поле?», «Что из этого входит в программу зимних Паралимпийских игр?», «В каком городе проходили Зимние Олимпийские игры в 2014 году?». На этом этапе работы развивались познавательные и исследовательские навыки, умения поиска и переработки информации, ориентация в информационном пространстве, выстраивание шагов по достижению поставленной цели, навыки группового взаимодействия.

Упражнения на развитие внимания и наблюдательности могут быть разнообразными. Так, в следующем задании «Кресс-кросс» учащиеся разгадывают загадки, находят отгадки в таблице и вычеркивают их.

Приведем примеры загадок, Загадка №1: Этот головной убор одевают спортсмены во многих зимних видах спорта, например: скейтборд, хоккей, шорт-трек. Ответ: шлем. Загадка №2: Назовите зимний олимпийский вид спорта, сочетающий в себе лыжную гонку со стрельбой из винтовки. Ответ: биатлон. Загадка №3: Вид спорта, а также популярный вид активного отдыха миллионов людей по всему миру. Спуск с заснеженного холма на специальных лыжах. Ответ: горнолыжный. Целью этого задания является формирование нестандартного мышления, умение анализировать, обобщать, выделять главное, а также развитие познавательных способностей учащихся: память, внимание, наблюдательность, воображение, быстроту реакции.

В ходе квест-игры обучение происходит естественным образом, поскольку решение игровых задач позволяет участникам получать новую информацию, расширять свои знания и пересматривать уже известные факты. Эта методика обучения способствует развитию способности к самоорганизации и учению, а также помогает решать проблемные задачи.

На завершающем этапе дети успешно собрали все пазлы и создали общие правила зимних видов спорта России под своей командой. В процессе игры они поняли, что зимний спорт может быть увлекательным и многими интересными способами. Более того, они осознали, что занятие спортом не только помогает получать положительные эмоции, но и способствует улучшению здоровья, развитию координации, мужественности и силе воли. Квест-технология также помогла выявить, что возраст детей является оптимальным для развития исследовательских навыков, поскольку именно в детстве формируются основные ценности, привычки и жизненные ориентации.

По итогам занятия можно сделать вывод о том, что сотрудничество в группах стало более сильным, учитывая тот факт, что на начальных этапах дети испытывали затруднения с планированием своих действий и чувствовали себя неуверенно при выступлении. Тем не менее, на некоторых этапах квеста не все группы смогли прийти к согласию по поводу решения задачи, поэтому они обратились к учителю за консультацией. В каждой группе также есть дети, которым трудно работать над исследовательским материалом. Эти дети не уверены в своих способностях и предпочитают молча оставаться в стороне, ожидая, когда кто-то другой предложит решение проблемы.

Каждое занятие в квест-технологии было уникальным по своей сути и содержанию. Например, на третьем занятии мы изучали различные зимние виды спорта в России, а участники выполняли задания, такие как поиск информации в Интернете, решение проблем с помощью ссылок, QR-кoдoв и кресс-кроссов. На следующем занятии основной упор делался на эмоциональную насыщенность, и дети играли роли взрослых, чтобы попрактиковаться в социальных навыках и формальном и неформальном общении.

Следующий фрагмент занятия на тему: «Космическое путешествие».

Задачами квеста является развитие следующих исследовательских способностей младших школьников:

1. Умение ставить цель и определять задачи.

2. Ориентироваться в полученных материалах.

3. Проводить поисково-исследовательскую работу по теме квест-игры.

4. Умение извлекать информацию из иллюстраций, текстов и книг.

В ходе квеста мы охватили темы, связанные с планетами нашей солнечной системы, историей космонавтики, известными мужчинами и женщинами-космонавтами, а также определили необходимые качества характера для космонавтов. Для подготовки использовались различные информационно-новостные сайты, а также презентация с фотографиями и видео. На занятии мы установили общую цель - осуществить космическое путешествие, чтобы узнать больше о космосе и космонавтах. Далее рассмотрим работы каждой команды учащихся по станциям.

На станции «Планетарий» дети называют все планеты солнечной системы, совместив картинку с названием. Дополнительно учащиеся работали с информационными материалами и рассказывали одну выбранную планету. В качестве инструмента решения проблемы учащиеся разделились по обязанностям. Например, один работает с иллюстрацией планет, другой ищет их название.

Следующая станция - «Вселенная». На этой станции учащиеся располагают планеты в порядке удаления от Солнца. Детям выдаются цветные круги с написанными на них названиями планет и картинка Солнца. Затем располагают планеты по порядку, начиная от Солнца. Несколько групп затруднились с выполнением задания, поэтому, им предлагалось хором

прочесть считалку, которая поможет запомнить порядок расположения планет, и вновь попытались разложить планеты по порядку. По окончанию выполнения задания дети поделились дополнительными информациями по солнечной системе, а также отметили, что благодаря полученным знаниям, они узнали как устроен космос и куда летели наши космонавты.

Космонавтика - это молодая и редкая профессия, требующая особых качеств и способностей. Работа космонавта связана с пребыванием в космическом корабле, на космической станции и выполнением различных задач. Однако, главной целью космонавта является полет на орбите с использованием сложной космической техники. Не каждый человек может подойти для этой профессии.

Для того чтобы узнать больше о космонавтах, на станции «Портретная», детям выдаются портреты с информационными ресурсами о Ю.А. Гагарине, A.A. Леонове, В.Н. Терешковой и других. Ученики должны назвать их имена и ответить на три вопроса: кто первым полетел в космос, кто первым вышел в открытый космос и кто была первой женщиной космонавтом. За дополнительную информацию о космонавтах ученики могут получить дополнительные баллы.

Стоит отметить, что работа в группах стала более продуктивной, ученики лучше определяют задачи и алгоритм работы, стали более самостоятельными, и не требуется проверка их действий на каждом этапе работы. В почти во всех группах мы наблюдали живые обсуждения ситуации.

Выводы. Таким образом, квест-игры, как образовательный инструмент, имеют цель развивать навыки самостоятельности, проблемного мышления, коммуникации и сотрудничества участников.

Во время игры, участники сталкиваются с различными задачами и загадками, которые требуют анализа, логического мышления, решения проблем и принятия решений. Они должны самостоятельно оценивать ситуацию, определять, какие навыки и знания им необходимы, и разрабатывать стратегию для достижения цели.

Групповая работа также является важной частью квест-игр. Участники должны совместно искать решения, обмениваться идеями, координировать действия и распределять роли внутри группы. Это помогает развивать навыки коммуникации, эффективного сотрудничества и распределения обязанностей.

Играя в квесты, участники также развивают свое воображение. Они вживаются в роли персонажей, решают загадки и головоломки, используя нестандартные подходы и креативность, чтобы найти нужные решения. Воображение стимулируется, мотивирует и помогает генерировать новые идеи и решения.

Квест-игры включают в себя различные аспекты интеллектуального развития и воображения участников, а также содействуют развитию навыков самостоятельности, проблемного мышления и работе в группе. Они способствуют более глубокому и практическому обучению, где участники могут применять свои навыки в реальном времени. С этой целью на основном этапе работы с отпечатками пальцев, мы развиваем у учащихся умение работать в исследовательском режиме, инициативность, изобретательность, смекалку, нестандартность, склонность к творческому сомнению, способность к генерации идей, а также у учащихся идет процесс обогащения словарного запаса и расширение кругозора.

Литература:

1. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

2. Осипова, Г.И. Опыт организации исследовательской деятельности школьников: «Малая Академия наук» / Г.И. Осипова. - Волгоград: Учитель. -2017. - 153 с.

3. Лукина, A.M. Технология квест как средство развития творческого воображения на уроках литературного чтения / A.M. Лукина, A.A. Кожурова // В сборнике: Реализация ФГОС в начальной школе: инновационные подходы к организации образовательного процесса. Сборник трудов Республиканской научно-методической конференции. - 2019. - С. 140-142

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Овсянникова Елена Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова» (г. Магнитогорск); студент 1 курса магистры кафедры дошкольного и специального образования Карлова Юлия Вадимовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова» (г. Магнитогорск); студент 1 курса магистры кафедры дошкольного и специального образования Скворцова Ирина Олеговна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова» (г. Магнитогорск)

ВНЕДРЕНИЕ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ РОССИИ НА

ПРИМЕРЕ МИРОВОГО ОПЫТА

Аннотация. В данной статье рассматривается актуальность исследования по теме развития системы тьюторства в инклюзии. Статья рассматривает новую ветвь профессии - тьюторство. Раскрыта сущность понятия «тьюторское сопровождение». Дана характеристика задач тьюторского сопровождения в рамках мирового опыта. Исследование нацелено на грамотное внедрение в образовательную структуру обучения ребенка с ОВЗ и инвалидностью. Тьюторское сопровождение влияет на педагогика-психологическую деятельность, выявляя новые образовательные мотивы и убеждения обучающихся. Важная часть исследования отведена поиску образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы. Важным аспектом является формирование инклюзивного пространства. Приоритетная задача современных педагогов и родителей включает в себя оценку мирового опыта для применения инновационных техник в собственной практике работы с детьми. Социализация детей с нарушениями во многом зависит благополучие общества в будущем.

Ключевые слова: тьютор, инклюзивное образование, дошкольное и школьное образование, дети с ОВЗ и инвалидностью, образовательное пространство России.

Annotation. This article discusses the relevance of research on the topic of the development of the tutoring system in an inclusive educational space. The article considers a new profession - a tutor. The essence of the concept of «tutor support» is revealed. The tasks of tutor support within the framework of world experience were characterized. The study is aimed at a competent introduction to the educational environment of a child with disabilities and disabilities. Tutor support influences pedagogical activity, revealing new educational motives of students. An important part of the research is devoted to the search for educational resources to create an individual educational program. An important aspect is the formation of an inclusive space. The priority task of modern

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.