Научная статья на тему 'ВНЕДРЕНИЕ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ РОССИИ НА ПРИМЕРЕ МИРОВОГО ОПЫТА'

ВНЕДРЕНИЕ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ РОССИИ НА ПРИМЕРЕ МИРОВОГО ОПЫТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
тьютор / инклюзивное образование / дошкольное и школьное образование / дети с ОВЗ и инвалидностью / образовательное пространство России / tutor / inclusive education / preschool and school education / children with disabilities and disabilities / the educational space of Russia

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Овсянникова Елена Александровна, Карлова Юлия Вадимовна, Скворцова Ирина Олеговна

В данной статье рассматривается актуальность исследования по теме развития системы тьюторства в инклюзии. Статья рассматривает новую ветвь профессии тьюторство. Раскрыта сущность понятия «тьюторское сопровождение». Дана характеристика задач тьюторского сопровождения в рамках мирового опыта. Исследование нацелено на грамотное внедрение в образовательную структуру обучения ребенка с ОВЗ и инвалидностью. Тьюторское сопровождение влияет на педагогика-психологическую деятельность, выявляя новые образовательные мотивы и убеждения обучающихся. Важная часть исследования отведена поиску образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы. Важным аспектом является формирование инклюзивного пространства. Приоритетная задача современных педагогов и родителей включает в себя оценку мирового опыта для применения инновационных техник в собственной практике работы с детьми. Социализация детей с нарушениями во многом зависит благополучие общества в будущем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Овсянникова Елена Александровна, Карлова Юлия Вадимовна, Скворцова Ирина Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article discusses the relevance of research on the topic of the development of the tutoring system in an inclusive educational space. The article considers a new profession a tutor. The essence of the concept of «tutor support» is revealed. The tasks of tutor support within the framework of world experience were characterized. The study is aimed at a competent introduction to the educational environment of a child with disabilities and disabilities. Tutor support influences pedagogical activity, revealing new educational motives of students. An important part of the research is devoted to the search for educational resources to create an individual educational program. An important aspect is the formation of an inclusive space. The priority task of modern teachers and parents includes an assessment of world experience for the application of innovative techniques in their own practice of working with children. The socialization of children with disabilities largely depends on the well-being of society in the future.

Текст научной работы на тему «ВНЕДРЕНИЕ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ РОССИИ НА ПРИМЕРЕ МИРОВОГО ОПЫТА»

прочесть считалку, которая поможет запомнить порядок расположения планет, и вновь попытались разложить планеты по порядку. По окончанию выполнения задания дети поделились дополнительными информациями по солнечной системе, а также отметили, что благодаря полученным знаниям, они узнали как устроен космос и куда летели наши космонавты.

Космонавтика - это молодая и редкая профессия, требующая особых качеств и способностей. Работа космонавта связана с пребыванием в космическом корабле, на космической станции и выполнением различных задач. Однако, главной целью космонавта является полет на орбите с использованием сложной космической техники. Не каждый человек может подойти для этой профессии.

Для того чтобы узнать больше о космонавтах, на станции «Портретная», детям выдаются портреты с информационными ресурсами о Ю.А. Гагарине, A.A. Леонове, В.Н. Терешковой и других. Ученики должны назвать их имена и ответить на три вопроса: кто первым полетел в космос, кто первым вышел в открытый космос и кто была первой женщиной космонавтом. За дополнительную информацию о космонавтах ученики могут получить дополнительные баллы.

Стоит отметить, что работа в группах стала более продуктивной, ученики лучше определяют задачи и алгоритм работы, стали более самостоятельными, и не требуется проверка их действий на каждом этапе работы. В почти во всех группах мы наблюдали живые обсуждения ситуации.

Выводы. Таким образом, квест-игры, как образовательный инструмент, имеют цель развивать навыки самостоятельности, проблемного мышления, коммуникации и сотрудничества участников.

Во время игры, участники сталкиваются с различными задачами и загадками, которые требуют анализа, логического мышления, решения проблем и принятия решений. Они должны самостоятельно оценивать ситуацию, определять, какие навыки и знания им необходимы, и разрабатывать стратегию для достижения цели.

Групповая работа также является важной частью квест-игр. Участники должны совместно искать решения, обмениваться идеями, координировать действия и распределять роли внутри группы. Это помогает развивать навыки коммуникации, эффективного сотрудничества и распределения обязанностей.

Играя в квесты, участники также развивают свое воображение. Они вживаются в роли персонажей, решают загадки и головоломки, используя нестандартные подходы и креативность, чтобы найти нужные решения. Воображение стимулируется, мотивирует и помогает генерировать новые идеи и решения.

Квест-игры включают в себя различные аспекты интеллектуального развития и воображения участников, а также содействуют развитию навыков самостоятельности, проблемного мышления и работе в группе. Они способствуют более глубокому и практическому обучению, где участники могут применять свои навыки в реальном времени. С этой целью на основном этапе работы с отпечатками пальцев, мы развиваем у учащихся умение работать в исследовательском режиме, инициативность, изобретательность, смекалку, нестандартность, склонность к творческому сомнению, способность к генерации идей, а также у учащихся идет процесс обогащения словарного запаса и расширение кругозора.

Литература:

1. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

2. Осипова, Г.И. Опыт организации исследовательской деятельности школьников: «Малая Академия наук» / Г.И. Осипова. - Волгоград: Учитель. -2017. - 153 с.

3. Лукина, A.M. Технология квест как средство развития творческого воображения на уроках литературного чтения / A.M. Лукина, A.A. Кожурова // В сборнике: Реализация ФГОС в начальной школе: инновационные подходы к организации образовательного процесса. Сборник трудов Республиканской научно-методической конференции. - 2019. - С. 140-142

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Овсянникова Елена Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова» (г. Магнитогорск); студент 1 курса магистры кафедры дошкольного и специального образования Карлова Юлия Вадимовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова» (г. Магнитогорск); студент 1 курса магистры кафедры дошкольного и специального образования Скворцова Ирина Олеговна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова» (г. Магнитогорск)

ВНЕДРЕНИЕ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ РОССИИ НА

ПРИМЕРЕ МИРОВОГО ОПЫТА

Аннотация. В данной статье рассматривается актуальность исследования по теме развития системы тьюторства в инклюзии. Статья рассматривает новую ветвь профессии - тьюторство. Раскрыта сущность понятия «тьюторское сопровождение». Дана характеристика задач тьюторского сопровождения в рамках мирового опыта. Исследование нацелено на грамотное внедрение в образовательную структуру обучения ребенка с ОВЗ и инвалидностью. Тьюторское сопровождение влияет на педагогика-психологическую деятельность, выявляя новые образовательные мотивы и убеждения обучающихся. Важная часть исследования отведена поиску образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы. Важным аспектом является формирование инклюзивного пространства. Приоритетная задача современных педагогов и родителей включает в себя оценку мирового опыта для применения инновационных техник в собственной практике работы с детьми. Социализация детей с нарушениями во многом зависит благополучие общества в будущем.

Ключевые слова: тьютор, инклюзивное образование, дошкольное и школьное образование, дети с ОВЗ и инвалидностью, образовательное пространство России.

Annotation. This article discusses the relevance of research on the topic of the development of the tutoring system in an inclusive educational space. The article considers a new profession - a tutor. The essence of the concept of «tutor support» is revealed. The tasks of tutor support within the framework of world experience were characterized. The study is aimed at a competent introduction to the educational environment of a child with disabilities and disabilities. Tutor support influences pedagogical activity, revealing new educational motives of students. An important part of the research is devoted to the search for educational resources to create an individual educational program. An important aspect is the formation of an inclusive space. The priority task of modern

teachers and parents includes an assessment of world experience for the application of innovative techniques in their own practice of working with children. The socialization of children with disabilities largely depends on the well-being of society in the future.

Key words: tutor, inclusive education, preschool and school education, children with disabilities and disabilities, the educational space of Russia.

Введение. Анализ литературы по теме исследования показал, что в последнее десятилетие во всем мире наметилась тенденция к улучшению уровня образования в инклюзивном пространстве. Дошкольный возраст является очень важным в формировании предпосылок к дальнейшему обучению и развитию в школе. Потому что до семи лет ребенок, проходит огромный путь развития неповторимый на протяжении всей последующей жизни.

Знания и потребность во внедрении тьюторской практики из опыта иностранных коллег для помощи ребенку в обучении, в грамотном воспитании и развитии состоят в том, что на прямую от тьютора, помощника воспитателя и учителя зависит формирование у детей базовых представлений об окружающем их мире.

Одним из возможных путей решения проблемы является организация системы тьюторского вмешательства, через реализацию коллективного педагогической работы с детьми с ОВЗ и инвалидностью через реализацию системы общения «воспитатель - тьютор - ребенок - родители - специалисты», направленной на сохранение и укрепление ментального и физического здоровья дошкольников с нарушениями.

Изложение основного материала статьи. Данное исследование имеет большое значение, заключающееся в разработке и внедрении в систему образования России новых региональных моделей комплексной образовательной практики на базе мирового опыта. Эти модели предусматривают вовлечение ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в общеобразовательный процесс, однако учебное заведение должно заблаговременно позаботиться о создании специализированных условий для полноправного процесса обучения этих детей. Комплексная диагностика, определяющая потребность в инклюзии, проводится психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК), в которую входят специалисты в области психологии, дефектологии, медицины и педагогики [5].

Следующий важный этап работы ориентирован на образовательное учреждение, в котором планируется поступление ребенка с особенностями. После проведенной ПМПК родитель или другой гражданин, представляющий интересы ребенка, получает рекомендации, на основе, которых должна быть создана программа обучения, отвечающая потребностям детей с определенными отклонениями. Принятие решения о разработке специальной программы обучения осуществляется совместно с местным управлением образования. Создание квалифицированных условий и адаптивной программы является важным этапом подготовки к обучению ребенка.

Отдельно необходимо упомянуть о роли тьютора, который помогает в обучении в общеобразовательном учреждении ребенку с нозологией. В период процесса обучения специалист-тьютор должен сопровождать ребенка и ориентироваться на него, чтобы процесс обучения был комфортен и безопасен.

Эта специальность имеет богатое прошлое, однако для России тьюторство относительно новое и инновационное явление, как для самого образовательного процесса, так и для общества. Важно уделить внимание понятие «тьюторское сопровождение» - оно определяется определенными шагами, деятельность которых включает индивидуализацию процесса обучения. Деятельность нацелена на обозначение, распространение, формирование и развитие образовательной потребности, интереса и активности детей с нозологиями. В ходе тьюторского сопровождения производится поиск инновационных возможностей для создания специализированной образовательной программы, педусловий и организации работы со всеми участниками образования с учетом квалификации педагога, потребностей родителей и рефлексии ребенка [11].

Сегодня профессия тьютора прочно закрепилась в образовательных учреждениях и оформилась как профессия, требующая специальной подготовки, как со стороны будущего тьютора, так и со стороны образовательного учреждения, и административных единиц государства. Подготовка включает в себя следующие этапы:

1) формируются и утверждаются специальные стандарты деятельности тьютора как специалиста;

2) разрабатываются и внедряются в образовательную практику образовательные стандарты по подготовке кадров в вузах и центрах дополнительного профессионального образования;

3) осуществляется профессиональная подготовка кадров в вузах и центрах дополнительного профессионального образования;

4) осуществляются и разрабатываются процедуры, позволяющие оценить деятельность тьюторов и осуществить их сертификацию [12].

Эти современные нововведения в сфере образования становятся для детей с ОВЗ и их родителей гарантией того, что ребенок получит такие же права и гарантии на качественное образование, как и любой другой ребенок Российской Федерации, а также сможет выбрать необходимый и удовлетворяющий потребности образовательный маршрутный лист [9, С. 115].

На сегодняшний день в нашей стране созданы такие условия для образования, которые позволяют детям с ОВЗ не искать специальные учреждения, отвечающие их потребностям. Благодаря возможности обучения в общеобразовательных учреждениях дети могут лучше адаптироваться к жизни и получить полноценное образование. В такой ситуации мы видим очевидную пользу для детей с ОВЗ, однако необходимо сказать несколько слов и о здоровых школьниках, которые будут окружать этих детей. Здоровые дети, находясь рука об руку с детьми с ОВЗ, могут получить такие важные и необходимые человеческие качества, как терпимость и ответственность.

Важным фактором положительного результата инклюзивного роста можно назвать систему поддержки и сопровождения детей с нозологией. Такую поддержку и сопровождение оказывает связка специалистов из педагога, дефектолога, психолога, ассистента и, уже упомянутый выше - тьютор. Тьютор - это новая профессия в системе отечественного образования. Слово «тьютор» пришло из англоязычного значения словосочетания высшего образования. Такое явление как репетиторство было известно давно. Еще пять столетий назад сформировалось такое явление как репетиторство: в ведущих высших учебных заведениях страны возникла практика предоставления каждому студенту помощника, личного сопровождающего, главной задачей которого было научить студента учиться и помочь ему проявить свою индивидуальность [3, С. 34]. Сегодня тьютором называют человека, профессиональная деятельность которого заключается в реализации условий для благополучной интеграции в обучение и коллектив одногруппников образовательного учреждения ребенка с особенностями.

В инклюзивном образовании таких специалистов называют «учителями поддержки» и «адаптерами». Определены квалификация и другие принципы работы таких специалистов. Конечно же работа с детьми с особенными потребностями требует от тьютора такого же общего направления, как и с нормотипичными детьми, но с некоторыми нюансами [4].

Тьюторами можно назвать и самих родителей детей с особенностями, хотя привлекать их к этой роли нежелательно, потому что детско-родительские отношения имеют свою специфику и отличаются от отношений со специалистом,

выполняющим свои профессиональные обязанности. Однако вовлеченность родителей в тьюторскую деятельность, распространена из-за нехватки финансирования.

При нехватке специалистов родительская помощь может стать единственным возможным выходом [12]. Кроме родителей тьюторами могут быть студенты-практиканты, дефектологи, а также педагоги, не имеющие специального дефектологического образования.

В практике Великобритании создается современная система сопровождения детей с особенными потребностями, поэтому вводится тьюторская практика. Этому предшествует тщательный анализ потенциала учебного заведения, который включает педагогическую, теоретическую, материально-техническую, кадровую базу.

Эффективность деятельности тьютора зависит от некоторых факторов. Администрация и педагогический коллектив, ориентированы на моральную готовность к процессу универсального обучения, понимая ценность инклюзивного развития современности.

Создаются специальные условия для развития и воспитания, обеспечивая кадровый состав или договорится о комплексном сопровождении детей с инклюзией со специалистами из ресурсных классов, центров коррекции, центров педагогической, медицинской, психологической и социальной помощи семье [13].

Психолого-медико-педагогическая комиссия делает основное заключение и выдает корректную рекомендацию по основополагающим критериям по обучению и в том числе делая заметку о потребности в тьюторском сопровождении, которое может быть прописано, как вспомогательное требование к образовательной организации.

Приведем некоторые виды документации, которую необходимо вести педагогу-тьютору для успешной профессиональной деятельности:

1) комплект рекомендаций и заключений специалистов для работы с ребенком с ОВЗ в ходе диагностики и мониторинга его развития в образовательной организации;

2) проектный дневник-фиксатор в рамках наблюдения за ребенком в повседневной среде.

Дневник - форма отчетности, которая позволяет фиксировать наблюдения, отслеживать динамику развития ребенка [6].

Виды дневников:

1. Дневник-фиксатор, в котором специалист должен фиксировать все яркие проявления поведения ребенка с нозологией. Цель данного проекта - выявить наличие динамики педагогической и социальной жизни ребенка. Также фиксируются и действия тьютора и педагогов, работающих с ребенком с ОВЗ, их эмоциональные реакции на процесс психолого-педагогического воздействия. Это необходимо для отслеживания динамики включения ребенка в процесс выполнения заданий, его коммуникацию: какие изменения происходят и с какими трудностями ребенок сталкивается.

2. Дневник как приложении к основной отчетности перед вышестоящей психолого-педагогической инстанцией, как форма вспомогательного регулирования процесса обучения. Здесь необходимо отметить, что для ведения такой формы дневника есть строгие нормативы [2, С. 9].

В Японии деятельность тьютора обусловлена такими факторами как:

- специфика нарушений развития ребёнка;

- уровень активности ребенка;

- степень готовности образовательного учреждения к инклюзивному образованию, стадии включенности образовательного учреждения в работу по развитию инклюзивной практики;

- степень подготовленности кадрового состава учебного заведения, а также возможность дополнительного образования;

- степень заинтересованности в коррекционном процессе родителей;

- уровень квалификации специалиста [1].

В Швейцарии специалисты считают - успех внедрения в инклюзивное пространство тьюторского обеспечения зависит от таких факторов как:

- рядовая готовность администрации и педагогического коллектива основанная на планомерном знакомстве с инклюзивной деятельностью, нозологиями и формами работы в рамках новых условий, осознание основных ориентиров обучения и развития таких детей, знания о базовых возможностях инклюзивной деятельности, согласия с ними;

- наличие квалифицированных специалистов входящих структуру инклюзии или договоренности о психолого-педагогическом профессиональном сопровождении детей с особенностями специалистами из других учреждений на базе кустовых методических объединений, при обмене опытом [8, С. 132].

Выводы. Таким образом нововведения в современные ФГОС нацелены на ориентирование педагогических учреждений и сопутствующих им центров в сторону понимания необходимости уделения специализированного фокуса на детей с отсутствием нормотипичных образований на формирование условий реализации основной образовательной программы в ходе инклюзивного образования в рамках современных потребностей общества. Самое главное место среди всех этих условий занимает непосредственно сама организация учебного процесса. Обусловлено это наличием в организации тех или иных должностей и вакансий регулируемых современным контингентов молодых специалистов, обучающихся по данному направлению, а также новыми формами отчетности круга специалистов и их подопечных по результатам совместной деятельности нацеленной на результат.

Организация педагогического процесса должна осуществляться на принципах демократии, личностноориентации, открытости, разнообразии для всех его участников, что несомненно является основой для развития в сфере инклюзии. Специалист тьютор, педагог-дефектолог, ассистент определенной квалификации и педагогический работник обязаны сопровождать планомерное формирование и реконструкцию индивидуализации образовательных программ обучающихся с особенными потребностями в развитии. Новые профессии планомерно отвечают современным вызовам в рамках образовательной деятельности, ведь только они способны удовлетворить новые потребности в расширении и видоизменении образовательного пространства, в получении нового опыта, в социализации, в возможности самоопределения, и выборе жизненного пути.

Литература:

1. Безюлева, Г.В. Комплексное развитие лиц с ОВЗ в новом мире / Г.В. Безюлева // Новые исследования. - 2015. -Nol.-C. 19-25

2. Жигалев, Б.А. Педагогическое измерение новых стандартов тьюторского подхода / Б.А. Жигалев // Журнал Life Science. -2014. -Т.Н. - No 7. - С. 356-359

3. Ковалева, Т.Н. Основы тьюторского сопровождения / Т.Н. Ковалева. - Педагогический университет, 2014. - 56 с.

4. Лебединский, В.В. Тьюторское коррекционное сопровождение / В.В. Лебединский. - М.: Академия, 2018. - 144 с.

5. Лич, Д. Анализ инклюзивного пространства в мировой практике / Д. Лич. - М.: Оперант, 2015. - 176 с.

6. Михальченко, К.А. Инклюзивное образование для всех членов общества [Текст] / К.А. Михальченко // Теория и практика инклюзии в современности. - СПб.: Реноме, 2016. - С. 77-79

7. О тьюторском сопровождении ребёнка с ОВЗ в школе // Комплексная коррекционно-реабилитационная работа с детьми в условиях инклюзивной образовательной среды: монография / И.А. Кувшинова, Е.А. Овсянникова,

B.А. Чернобровкин, Н.А. Долгушина, ИИ Сунагатуллина, Е.Л. Мицан, М.В. Линькова. - Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск, гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2020. - С. 39-66

8. Организация сопровождения в образовательном учреждении тьютором детей с ОВЗ и инвалидностью / Ред. Т.М. Ковалева. - М.: АПК и ППРО, 2015,- 208 с.

9. Особенная психология роста человека с ОВЗ: уч. пос. / под ред. В.И. Лубовского. - М.: Академия, 2013. - 464 с.

10. Тьюторская деятельность как средство сопровождения индивидуальной траектории развития студентов в вузе // Реализация компетентностного подхода в профессиональном образовании: монография / Л.И. Савва, В.А. Беликов, П.Ю. Романов, М.В. Мусийчук, Т.Г. Неретина, Е.А. Овсянникова, Е.В. Ильяшева, К.Е. Шахмаева, A.M. Филиппов, Д.И, Павленко; под общ. ред. Л.И. Савва. - Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск, гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2019. -

C. 117-132

11. Тьюторское сопровождение: история возникновения и современное состояние в учебно-воспитательном процессе высшей школы // Современные аспекты сопровождения образовательного процесса в условиях высшего учебного заведения: монография / И.А. Кувшинова, Е.Л. Мицан, Е.А. Овсянникова, Н.А. Долгушина. - Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск, гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2019. - С. 58-80

12. Eipsky, D.K. Achieving full inclusion: creating conditions and space for the development of people with disabilities with the help of a tutor / D.K. Eipsky, A. Gartner // W. Stainback and S. Stainback. - Boston: Allyn & Bacon, 2020. - P. 3-13

13. Mercer, J.R. The world practice of tutor mentoring / J.R. Mercer II R. Koch and J. CDobson (Eds). - NewYork: Brunner/Mazel, 2014. - 144 p.

14. Salisbury, C.L. Inclusive education in the UK / C.L. Salisbury 11 The Journal of the Association for Persons with Severe Handicaps. - 2017. - No 18,- P. 75-84

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Ольховская Елена Борисовна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (г. Екатеринбург); кандидат педагогических наук, доцент Сапегина Татьяна Алексеевна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (г. Екатеринбург)

ФОРМИРОВАНИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ

Аннотация. Все, что происходит в мире не может не влиять на содержание высшего образования, которое обязано ориентироваться на определенный спрос востребованности тех или иных знаний и умений, которые будут задействованы в будущей профессиональной деятельности студентов. В данной статье рассмотрена проблема воздействия быстрого распространения цифровизации на подрастающее поколение. Проведен анализ и прогнозирование будущей профессиональной деятельности нового поколения, выросшего на компьютерных технологиях. Показана возможность развития логического мышления у студентов профессионально-педагогического университета в период перехода страны к цифровой модели.

Ключевые слова: логическое мышление, интеллектуальные способности, образовательное проектирование, цифровизация, студенты.

Annotation. Everything that happens in the world cannot but affect the content of higher education, which is obliged to focus on a certain demand for certain knowledge and skills that will be involved in the future professional activities of students. This article discusses the problem of the impact of the rapid spread of digitalization on the younger generation. The analysis and forecasting of the future professional activity of the new generation, who grew up on computer technologies, is carried out. The possibility of developing logical thinking among students of a vocational pedagogical university during the country's transition to a digital model is shown.

Key words: logical thinking, intellectual abilities, educational design, digitalization, students.

Введение. Сейчас перед высшим образованием ставится сложная задача перехода на новый уровень, необходимо сформировать новую образовательную среду для подготовки будущих специалистов, уделяя большое внимание не только профессиональной подготовке, но и развитию различных компетенций, которые будут востребованы в дальнейшем для карьерного роста.

Высшее образование является важным инструментом в развитии цивилизации, главным процессом передачи накопленных знаний новому поколению. Во время учебы большое внимание необходимо уделять профессиональному самоопределению и формированию готовности войти в большую жизнь с определенным набором профессиональных и личностных качеств [1].

Стремительное развитие информационных технологий, которые захватили весь диапазон человеческой деятельности, существенно влияет на становление молодого поколения. Повсеместная цифровизация заставляет людей привыкать к новому образу жизни, который для них был не характерен. Возникает потребность обсудить последствия воздействия столь быстрого распространения цифровизации на подрастающее поколение, так как прежний подход к системе образования во многом перестал быть актуальным. Необходим анализ и прогнозирование будущей профессиональной деятельности нового поколения, выросшего на компьютерных технологиях.

Изложение основного материала статьи. За последние десятилетия в школах снизился интерес к точным наукам. Математика и физика больше не привлекают наших учеников, а ведь это как раз те предметы, где развивается логическое мышление.

Человек, который мыслит логически, всегда стремится найти оптимальное решение в любой создавшейся ситуации, и он это решение находит. Верное осознание проблемы позволяет четко определить источник проблемы, методы ее устранения и действия, позволяющие быстро и правильно ее решить. Логическая цепь размышлений всегда приводит к безошибочным выводам, с которыми трудно спорить [3].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.