Научная статья на тему 'ТЬЮТОР В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ'

ТЬЮТОР В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
62
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЬЮТОР / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ОБРАЗОВАНИЕ / СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зверева Т. С.

Преобразования, происходящие сегодня в системе российского образования, развитие инклюзивной практики гарантируют равные права на получение образования и доступность образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и/или инвалидностью, выбора подходящего им образовательного маршрута. Сегодня детям с ОВЗ и/или инвалидностью вовсе не обязательно обучаться в специальных учреждениях, они могут получить образование и лучше адаптироваться к жизни в обычном ОУ. Одним из наиболее важных условий успешности инклюзивного образования, является наличие системы сопровождения и поддержки детей с ОВЗ, в частности тьюторское сопровождение

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зверева Т. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TUTOR IN THE INCLUSIVE EDUCATIONAL PROCESS

The changes taking place today in the Russian education system, the development of inclusive practices guarantee equal rights to education and access to education for children with disabilities and/or disabilities, the choice of a suitable educational route for them. Today, children with disabilities and/or disabilities do not have to study in special institutions, they can get an education and better adapt to life in a regular OU. One of the most important conditions for the success of inclusive education is the availability of a system of support and support for children with disabilities, in particular tutor support

Текст научной работы на тему «ТЬЮТОР В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ»

УДК 371.315.5

Зверева Т. С. студент

факультет «Физико-математический» Воронежский государственный педагогический университет

Россия, г. Воронеж

ТЬЮТОР В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Аннотация: Преобразования, происходящие сегодня в системе российского образования, развитие инклюзивной практики гарантируют равные права на получение образования и доступность образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и/или инвалидностью, выбора подходящего им образовательного маршрута. Сегодня детям с ОВЗ и/или инвалидностью вовсе не обязательно обучаться в специальных учреждениях, они могут получить образование и лучше адаптироваться к жизни в обычном ОУ. Одним из наиболее важных условий успешности инклюзивного образования, является наличие системы сопровождения и поддержки детей с ОВЗ, в частности тьюторское сопровождение

Ключевые слова: тьютор, образовательный процесс, образование, сопровождение, педагогическая поддержка, инклюзивное образование.

Zvereva T.S. student

faculty of Physics and mathematics Voronezh state pedagogical University

Russia, Voronezh

TUTOR IN THE INCLUSIVE EDUCATIONAL PROCESS

Abstract: The changes taking place today in the Russian education system, the development of inclusive practices guarantee equal rights to education and access to education for children with disabilities and/or disabilities, the choice of a suitable educational route for them. Today, children with disabilities and/or disabilities do not have to study in special institutions, they can get an education and better adapt to life in a regular OU. One of the most important conditions for the success of inclusive education is the availability of a system of support and support for children with disabilities, in particular tutor support

Keywords: tutor, educational process, education, support, pedagogical support, inclusive education.

Детям с особыми образовательными потребностями (ООП) на сегодняшний день не обязательно получать образование в специальных

(коррекционных) образовательных организациях. У них есть альтернатива в виде массовой общеобразовательной школы.

Совместное обучение преследует, помимо цели получения образования, еще и цель социализации и формирования культуры общения, толлерантного отношения и взаимной ответственности.

Инклюзивное образование базируется на идее о том, что для детей с ООП независимо от социального статуса, физического, эмоционального, интеллектуального развития создаются условия, которые основываются на психолого-педагогических приемах, позволяющих удовлетворить потребности детей в рамках массовой школы.

Анализ состояния инклюзивного образования в нашей стране позволил сформулировать следующие противоречия:

• между необходимостью тьюторского сопровождения детей с ОВЗ в образовательном процессе и готовностью специалистов к такому сопровождению;

• между потребностью в тьюторском сопровождении и готовностью учителей к взаимодействию в процессе обучения.

Данные противоречия позволяют сформулировать проблему исследования: каковы основы деятельности тьютора в образовательном процессе инклюзивной школы.

Одной из главных задач на сегодняшний день будет являться помощь самим педагогам их новой роли тьюторского сопровождения в общеобразовательных учреждениях.

Следует сказать о том, что инклюзивное обучение практически наравне со специальным (дифференцированным) обучением предполагает создание специальных условий для ребенка с ОВЗ и немалые финансовые затраты. В конце 1980-х годов возникает самостоятельное педагогическое движение в нашей стране - тьюторство.

На сегодняшний день многие образовательные учреждения стремятся изменить свое внутреннее образовательное пространство: поднять число направлений обучения, овладеть новыми образовательными технологиями.

Тьютор - специалист, который является проводником между ребенком (учеником) и его родителями и учителем (преподавателем вуза).

Задача тьютора заключается в раскрытии имеющегося образовательного пространства каждого ученика для модификации данного пространства в открытое.

Тьютор конструирует события, нацеленные на обнаружение и поддержку учащихся в интересах образования. Он активно занимается включением ребенка в проектную, игровую, авторскую деятельности в ходе образования, оказывает помощь в реализации образовательной инициативы. Тьютор оказывает помощь в анализе и презентации учащимися своих учебных и образовательных результатов.

Инклюзивное образование подразумевает не только активность каждого участника образовательного процесса, но отводит определенную роль

учителю, который в свою очередь выступает информатором, активным наблюдателем, способным выявить различные потенциалы своих подопечных.

Переход к инклюзивному образованию не исключает и не заменяет коррекционного образования, а является основной ресурсной базой для продвижения принципов инклюзии. Данных специалистов в инклюзии так же называют кураторами, педагоги сопровождению и т.п.

В реальности работают тьюторами специальные педагоги (дефектологи, тифлопедагоги, сурдопедагоги и т.д.), педагоги, не имеющие специального образования, психологи, родители (чаще встречаются мамы, бабушки) ребенка с ОВЗ.

Осуществление психологической поддержки родителей предусматривает длительную и комплексную работу различных специалистов: психолога, педагога - дефектолога, врача, социального работника и др. Эффективное вовлечение как родителей, так и детей сыграют большим плюсом в дальнейшей работе с ребенком с ОВЗ. Для успешной социальной адаптации и развития учащихся с особыми образовательными потребностями необходимо полное сотрудничество всех специалистов.

Тьютор в инклюзии является важнейшим и неотъемлемым субъектом образовательной системы, место и роль которого, к сожалению, до сих пор не определено.

Главной целью деятельности тьютора является эффективное включение ребенка с особыми образовательными потребностями в общеобразовательную среду школы. Тьютор должен стать тем самым необходимым связующим звеном, который координирует педагогов, психологов и специалистов, необходимых для данного ребенка на всех этапах образования.

На каждом этапе тьютор наблюдает и информирует родителей и всех участников образовательного процесса о процессе обучения и социализации ребенка, при необходимости организует консультации ребёнка у специалистов, налаживает сотрудничество со специалистами других организаций, занимающихся с ребёнком с ОВЗ посещающего ОУ. А также «выявляет слабые места» в индивидуальном маршруте ребенка, помогает исправить и достигнуть планируемых результатов.

Использованные источники:

1. Карпенкова И.В. Тьютор в инклюзивной школе. Сопровождение ребенка с особенностями развития: // Метод. пособие /Под р-ед. М.Л. Семенович. - М.: Теревинф, 2010.

2. Ковалева, Т. М. Организация предпрофильной подготовки и профильного обучения в школе: тьюторское сопровождение / Т. М. Ковалева // Инновации в образовании. - 2007. - № 11. - С. 14-26

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.