УДК 371.315.5
Зверева Т. С. студент
факультет «Физико-математический» Воронежский государственный педагогический университет
Россия, г. Воронеж
ТЬЮТОР В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Аннотация: Преобразования, происходящие сегодня в системе российского образования, развитие инклюзивной практики гарантируют равные права на получение образования и доступность образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и/или инвалидностью, выбора подходящего им образовательного маршрута. Сегодня детям с ОВЗ и/или инвалидностью вовсе не обязательно обучаться в специальных учреждениях, они могут получить образование и лучше адаптироваться к жизни в обычном ОУ. Одним из наиболее важных условий успешности инклюзивного образования, является наличие системы сопровождения и поддержки детей с ОВЗ, в частности тьюторское сопровождение
Ключевые слова: тьютор, образовательный процесс, образование, сопровождение, педагогическая поддержка, инклюзивное образование.
Zvereva T.S. student
faculty of Physics and mathematics Voronezh state pedagogical University
Russia, Voronezh
TUTOR IN THE INCLUSIVE EDUCATIONAL PROCESS
Abstract: The changes taking place today in the Russian education system, the development of inclusive practices guarantee equal rights to education and access to education for children with disabilities and/or disabilities, the choice of a suitable educational route for them. Today, children with disabilities and/or disabilities do not have to study in special institutions, they can get an education and better adapt to life in a regular OU. One of the most important conditions for the success of inclusive education is the availability of a system of support and support for children with disabilities, in particular tutor support
Keywords: tutor, educational process, education, support, pedagogical support, inclusive education.
Детям с особыми образовательными потребностями (ООП) на сегодняшний день не обязательно получать образование в специальных
(коррекционных) образовательных организациях. У них есть альтернатива в виде массовой общеобразовательной школы.
Совместное обучение преследует, помимо цели получения образования, еще и цель социализации и формирования культуры общения, толлерантного отношения и взаимной ответственности.
Инклюзивное образование базируется на идее о том, что для детей с ООП независимо от социального статуса, физического, эмоционального, интеллектуального развития создаются условия, которые основываются на психолого-педагогических приемах, позволяющих удовлетворить потребности детей в рамках массовой школы.
Анализ состояния инклюзивного образования в нашей стране позволил сформулировать следующие противоречия:
• между необходимостью тьюторского сопровождения детей с ОВЗ в образовательном процессе и готовностью специалистов к такому сопровождению;
• между потребностью в тьюторском сопровождении и готовностью учителей к взаимодействию в процессе обучения.
Данные противоречия позволяют сформулировать проблему исследования: каковы основы деятельности тьютора в образовательном процессе инклюзивной школы.
Одной из главных задач на сегодняшний день будет являться помощь самим педагогам их новой роли тьюторского сопровождения в общеобразовательных учреждениях.
Следует сказать о том, что инклюзивное обучение практически наравне со специальным (дифференцированным) обучением предполагает создание специальных условий для ребенка с ОВЗ и немалые финансовые затраты. В конце 1980-х годов возникает самостоятельное педагогическое движение в нашей стране - тьюторство.
На сегодняшний день многие образовательные учреждения стремятся изменить свое внутреннее образовательное пространство: поднять число направлений обучения, овладеть новыми образовательными технологиями.
Тьютор - специалист, который является проводником между ребенком (учеником) и его родителями и учителем (преподавателем вуза).
Задача тьютора заключается в раскрытии имеющегося образовательного пространства каждого ученика для модификации данного пространства в открытое.
Тьютор конструирует события, нацеленные на обнаружение и поддержку учащихся в интересах образования. Он активно занимается включением ребенка в проектную, игровую, авторскую деятельности в ходе образования, оказывает помощь в реализации образовательной инициативы. Тьютор оказывает помощь в анализе и презентации учащимися своих учебных и образовательных результатов.
Инклюзивное образование подразумевает не только активность каждого участника образовательного процесса, но отводит определенную роль
учителю, который в свою очередь выступает информатором, активным наблюдателем, способным выявить различные потенциалы своих подопечных.
Переход к инклюзивному образованию не исключает и не заменяет коррекционного образования, а является основной ресурсной базой для продвижения принципов инклюзии. Данных специалистов в инклюзии так же называют кураторами, педагоги сопровождению и т.п.
В реальности работают тьюторами специальные педагоги (дефектологи, тифлопедагоги, сурдопедагоги и т.д.), педагоги, не имеющие специального образования, психологи, родители (чаще встречаются мамы, бабушки) ребенка с ОВЗ.
Осуществление психологической поддержки родителей предусматривает длительную и комплексную работу различных специалистов: психолога, педагога - дефектолога, врача, социального работника и др. Эффективное вовлечение как родителей, так и детей сыграют большим плюсом в дальнейшей работе с ребенком с ОВЗ. Для успешной социальной адаптации и развития учащихся с особыми образовательными потребностями необходимо полное сотрудничество всех специалистов.
Тьютор в инклюзии является важнейшим и неотъемлемым субъектом образовательной системы, место и роль которого, к сожалению, до сих пор не определено.
Главной целью деятельности тьютора является эффективное включение ребенка с особыми образовательными потребностями в общеобразовательную среду школы. Тьютор должен стать тем самым необходимым связующим звеном, который координирует педагогов, психологов и специалистов, необходимых для данного ребенка на всех этапах образования.
На каждом этапе тьютор наблюдает и информирует родителей и всех участников образовательного процесса о процессе обучения и социализации ребенка, при необходимости организует консультации ребёнка у специалистов, налаживает сотрудничество со специалистами других организаций, занимающихся с ребёнком с ОВЗ посещающего ОУ. А также «выявляет слабые места» в индивидуальном маршруте ребенка, помогает исправить и достигнуть планируемых результатов.
Использованные источники:
1. Карпенкова И.В. Тьютор в инклюзивной школе. Сопровождение ребенка с особенностями развития: // Метод. пособие /Под р-ед. М.Л. Семенович. - М.: Теревинф, 2010.
2. Ковалева, Т. М. Организация предпрофильной подготовки и профильного обучения в школе: тьюторское сопровождение / Т. М. Ковалева // Инновации в образовании. - 2007. - № 11. - С. 14-26