Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИЯ ВЕБ-КВЕСТ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

ТЕХНОЛОГИЯ ВЕБ-КВЕСТ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
536
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕБ-КВЕСТ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КВЕСТ / МОТИВАЦИЯ / УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Винокурова Анна Сергеевна, Находкин Василий Васильевич

В соответствии с современной системой образования, педагоги начальной школы должны стремиться к формированию самостоятельной личности младших школьников, имеющих устойчивый интерес и желание к процессу обучения. Однако в последнее время качество знаний учащихся начальной школы неуклонно снижается, основная причина данного явления - крайне низкая мотивация у учащихся к получению знаний. В данной статье представлены результаты проведенного исследования по применению современной технологии - веб-квеста с целью развития мотивации к обучению у младших школьников в процессе реализации урочной деятельности. Результаты проведенного исследования могут быть использованы педагогами начальных классов для повышения уровня мотивации и интереса к учебной деятельности у младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Винокурова Анна Сергеевна, Находкин Василий Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WEB QUEST TECHNOLOGY AS A MEANS OF DEVELOPING MOTIVATION OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN

In accordance with the modern education system, primary school teachers should strive to form an independent personality of younger schoolchildren who have a steady interest and desire for the learning process. However, recently the quality of knowledge of primary school students has been steadily declining, the main reason for this phenomenon is the extremely low motivation of students to acquire knowledge. This article presents the results of a study conducted on the use of modern technology - a web quest in order to develop motivation for learning among younger schoolchildren in the course of their regular activities. The results of the study can be used by primary school teachers to increase the level of motivation and interest in learning activities among younger schoolchildren.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИЯ ВЕБ-КВЕСТ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

6. Для предупреждения возможного проявления у обучающихся социальной дезадаптации, отклоняющегося поведения, зависимостей, в том числе интернет-зависимости, признаков проявления неконтролируемого поведения, проблем с саморегуляцией необходимо слаженное взаимодействие педагога-психолога и социального педагога;

7. Для организации необходимой коррекционной работы целесообразно использование онлайн- и мобильных тренажеров, а также онлайн игр.

За 2020 г. специалистами Центра психолого-медико-социального сопровождения в рамках оказания услуг для детей, их родителей (законных представителей) и специалистов была проведена следующая работа:

- дистанционным сопровождением охвачено 1155 семей;

- проведены обучающие семинары (информирование, обучение, повышение педагогической компетентности родителей и др.) с участием представителей 440 семей;

- разработаны и направлены методические рекомендации для педагогов;

- с применением средств ВКС проведено заседание специалистов служб ранней помощи по теме «Опыт работы с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, оказания услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям в условиях удаленной работы».

Выводы. Таким образом, эпидемиологическая обстановка, внедрение дистанционной формы обучения и удаленной формы работы поставили ряд задач перед центрами, оказывающими организационно-методическую помощь образовательным организациям, осуществляющим координацию деятельности территориальных психолого-медико-социальных комиссий, центров психолого-педагогической помощи и др. В сложившейся ситуации сотрудники ГБУ ДО РС(Я) «Республиканский центр психолого-медико-социального сопровождения» проводят регулярную планомерную работу по психолого-педагогическому сопровождению детей и родителей, а также педагогов, разрабатывают механизмы стимулирования и поддержки профессионального развития кадрового состава психологической службы в системе образования в республике, осуществляют практическую подготовку студентов, избравших своей профессией психолого-педагогическое направление, разработаны методические рекомендации по проведению процедуры аттестации психологов, социальных педагогов, логопедов, дефектологов.

Литература:

1. Возняк, И.В. Формирование готовности педагогов к инклюзивному образованию детей в системе повышения квалификации: диссертация ... канд. пед. наук 13.00.08 / Возняк Ирина Владимировна. - Белгород, 2017. - 225 с.

2. Коморникова, О.М. Дистанционное образование как фактор социокультурной модернизации российского общества / О.М. Коморникова // Мир науки. Социология, филология, культурология. - 2020. - №3. - 170 c. - URL: https://sfk-mn.ru/PDF/24SCSK320.pdf (дата обращения: 20.09.2022).

3. Психолого-педагогическое сопровождение детей, родителей и педагогов в условиях пандемии, самоизоляции и дистанционного обучения: методические рекомендации / под ред. О.А. Драгановой - Липецк: Изд-во «Открытый мир», 2020. - 49 с.

4. Рекомендации для специалистов психологической службы в системе образования, в связи с распространением коронавирусной инфекции (COVID-19) // Письмо Министерства просвещения РФ от 27 марта 2020 г. N 07-2446 «О направлении информации». - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73709076/.

5. Субботина, Е.А. Современные дети: советы в помощь родителям / Е.А. Субботина. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. - 129 с.

6. Шнейдер, Л.Б. Компетентное родительство / Л.Б. Шнейдер, М.Н. Зыкова. - М.:Московский психолого-социальный университет, 2018. - 126 с.

Педагогика

УДК 159.947.5

магистрант Винокурова Анна Сергеевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой возрастной и педагогической психологии Находкин Василий Васильевич

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

ТЕХНОЛОГИЯ ВЕБ-КВЕСТ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В соответствии с современной системой образования, педагоги начальной школы должны стремиться к формированию самостоятельной личности младших школьников, имеющих устойчивый интерес и желание к процессу обучения. Однако в последнее время качество знаний учащихся начальной школы неуклонно снижается, основная причина данного явления - крайне низкая мотивация у учащихся к получению знаний. В данной статье представлены результаты проведенного исследования по применению современной технологии - веб-квеста с целью развития мотивации к обучению у младших школьников в процессе реализации урочной деятельности. Результаты проведенного исследования могут быть использованы педагогами начальных классов для повышения уровня мотивации и интереса к учебной деятельности у младших школьников.

Ключевые слова: веб-квест, образовательный квест, мотивация, учебная мотивация, младшие школьники. Annotation. In accordance with the modern education system, primary school teachers should strive to form an independent personality of younger schoolchildren who have a steady interest and desire for the learning process. However, recently the quality of knowledge of primary school students has been steadily declining, the main reason for this phenomenon is the extremely low motivation of students to acquire knowledge. This article presents the results of a study conducted on the use of modern technology -a web quest in order to develop motivation for learning among younger schoolchildren in the course of their regular activities. The results of the study can be used by primary school teachers to increase the level of motivation and interest in learning activities among younger schoolchildren.

Key words: web quest, educational quest, motivation, educational motivation, junior schoolchildren.

Введение. Развитие у учащихся способностей самостоятельно открывать знания и умения, использовать их в любых жизненных ситуациях, формирование активной познавательной позиции - сегодня является одним из главных требований к учителям начальной школы. Если раньше ученикам давали готовые знания, то сейчас наблюдается иная картина, учащиеся

должны сами проявлять интерес и инициативу во время учебного процесса, а для этого им необходима хорошая учебная мотивация. Новый образовательный стандарт требовал от учителей начальной школы применения совершенно нового подхода к организации обучения.

Особое внимание следует уделять тому аспекту, где изменения образовательных приоритетов в современных условиях требуют обновления технологий за счет унификации различных форм и методов обучения, быстрого доступа к информации, использования Интернет-ресурсов и интерактивного взаимодействия учащихся. В качестве одной из таких прогрессивных технологий выступает веб-квест. С помощью этой образовательной технологии учебный процесс становится интересным и увлекательным для учащихся за счет целенаправленного поиска проблемных заданий по определенному игровому сюжету. Что касается непосредственно самого процесса поиска в веб-квесте, здесь он становится формой организации познания мира, где учащиеся учатся самостоятельно открывать и приобретать новые знания и способы деятельности, а также быстро решать проблемы в процессе поиска. Более того, учебная мотивация также является основополагающим фактором эффективной образовательной деятельности. Именно мотивация побуждает у учащихся желание и интерес к учебному процессу [7, С. 42].

Изложение основного материала статьи. Развитие учебной мотивации у учащихся до сих пор остается актуальной темой из-за перехода образовательных учреждений на новый образовательный стандарт. Учебную мотивацию изучают не только педагоги, но и ученые и исследователи, так как именно мотивация дает прогресс в развитии личности.

Если принимать во внимание версию Л.И. Божович, не составит труда сделать вывод о том, что рассматриваемый термин есть не что иное, как побуждение к действию, которое управляет человеческим поведением, выявляет его направленность и степень организованности, а также активность и стойкость, способность к удовлетворению своих потребностей [1, С. 58].

Е.И. Головаха считает, что учебная мотивация является особым видом мотивации, которая является частью процесса обучения. Этот процесс помогает ученику запускать, направлять и поддерживать проявленные старания во время выполнения учебного задания [9, С. 517].

При изучении классификации учебной мотивации можно столкнуться с классификациями, которые делят учебную мотивацию на внешнюю и внутреннюю. В отечественной литературе описывается два подхода к разграничению внутренней и внешней мотивации.

Сторонниками первого подхода классификации являются такие известные ученые, как П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, П.М. Якобсон и М.Г. Ярошевский. Эти личности убеждены в том, что мотивы, которые тесно и непосредственно связаны с содержанием деятельности, могут быть внешними, что реализуют некогнитивные потребности, а также внутренними, что реализуют когнитивные потребности, которая связана с приобретаемыми знаниями и выполняемой деятельностью (соответствующие конечной целью обучения) [7, С. 54].

Л.А. Венгер, М.Р. Гинзбург, Д.Б. Эльконин отмечают, что структура учебной мотивации включает в себя мотивы внешнего и внутреннего характера тоже. К первой группе можно отнести мотивы, в рамках которых деятельность осуществляется ввиду долга либо обязательства. Говоря простым языком, это утилитарно-прагматические посылы, которые направлены на реализацию потребностей в плане внешнего благополучия. Вторая категория состоит из внутренних мотивов. Они подразумевают стремление к саморазвитию, развитию собственных способностей и каких-либо качеств. В итоге получается, что внешние элементы реализуют потребности во внутреннем благополучии, то есть в достижении гармонии, оценивании формирования комплекса личностных убеждений, притязаний, а также самооценки [11, С. 139].

На этом основании не составит труда сформировать вывод о том, что мотивация учебного характера есть не что иное, как частное направление мотивации, играющей ключевую роль в учебном процессе. Её можно определить по ряду характерных факторов: системой образования; образовательным учреждением; субъектной характеристикой обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, самооценка, его взаимодействие с другими учениками и т.д.); субъектной характеристикой учителя; особенностей учебного предмета.

Следовательно, учебная мотивация - системна и характеризуется направленностью, стабильностью и динамичностью развития.

В современных условиях жизни система образования требует от педагогов использования новых методов обучения, способствующих более эффективному взаимодействию обучающихся и учителя. В качестве такого интерактивного метода выступает веб - квест. На территории России она является довольно новой технологией обучения школьников на базе задействования ресурсов на просторах сети Интернет.

Сущность веб - квест технологии основана на формировании умений у обучающихся решать проблемные ситуации или задачи посредством работы с информацией в игровой форме. Наряду с этим, рассматриваемый метод обучения способствует более углубленному изучению младшими школьниками объектов окружающего мира для дальнейшего решения проблемных задач в практической деятельности [4, С. 50].

Само по себе понятие «квест» впервые было использовано в 1995 году преподавателем университета в Сан-Диего Берне Доджем. Именно ему удалось доказать эффективность методики в рамках организации и реализации деятельности урочного и внеурочного характера. На базе этих квестов появилась возможность создания компьютерных игр, а спустя какое-то время рассматриваемую технологию переняли и в российские школы, чтобы повысить уровень мотивации школьников и их интерес к познанию.

Большинство квестов представляют собой увлекательную игру, которая включает в себя совокупность проблемных задач, требующих быстрого решения и навыка взаимодействия с информацией. Так, чтобы обеспечить высокий уровень заинтересованности учащихся в том или ином предмете или расширить кругозор, требуется реализация квест-игр в виде прохождения станций или отправления в интересное путешествие и т.д., где школьникам следует продемонстрировать свои знания в ходе решения учебных задач.

Под термином «квест-технология» понимается методика обучения, разработанная с применением игровых и проектных форм обучения с учетом возрастных особенностей обучающихся. Кроме того, данная технология направлена на успешное достижение учебной цели и решения проблемных задач, способствующих активизации мыслительной деятельности и учебной мотивации обучающихся. Для младших школьников данная технология проблемного обучения является наиболее подходящей, поскольку она основана на получении новых знаний и практических навыков в игровой форме, что представляет особый интерес для данной возрастной категории детей [5, С. 57].

В качестве ключевой особенности квестов выступает наличие проблемных заданий или ситуаций, которые предполагают повышенную концентрацию внимания и мыслительной деятельности на основе взаимодействия с данными с помощью Интернета. Поэтому для реализации этой технологии требуется компьютерное обеспечение и свободный доступ в сеть. Наряду с этим стоит отметить, что квест способствует полному включению в информационное пространство основных участников образовательного процесса - обучающихся начальной школы.

В процессе углубленного исследования веб-квестов, С.А. Осяк, Т.В. Захаровой, было установлено, что квест дает возможность школьникам научиться правильно формулировать свои запросы для успешного разрешения учебных задач, поиске нужных мест или объектов, которых требует условие задачи [2, С. 87].

Следовательно, можно констатировать, что образовательный квест есть не что иное, как способ организации урочной и внеурочной деятельности, где интегрирована игровая, исследовательская, а также информационно-поисковая деятельность в ходе работы с ситуациями, которые на практике считаются проблемными. В качестве основы квеста выступает целенаправленный и последовательный процесс выполнения заданий, которые группируются между собой в рамках определенной сюжетной линии либо по определенному алгоритму действий. Все это обеспечивает комплексное всестороннее развитие детей. Поэтому процесс работы над проблемными образовательными задачами формирует у учащихся определенные знания, умения и навыки, а именно в работе с информацией, ее обработкой и анализом [3, С. 89].

В большинстве научных исследований квест относят к проектной и исследовательской деятельности с целью разрешения проблемных ситуаций, представленных в игровой форме. Стоит отметить точку зрения М.Н. Кичеревой и Г.З. Ефимовой, которые выделяли значимость квеста для повышения уровня учебной мотивации обучающихся начальной школы. Все это имеет тесную и непосредственную связь с целенаправленным решением практических заданий в процессе реализации учебной деятельности в форме игры.

Также следует выделить версии других исследователей - О.А. Дюкаревой, М.П. Малиновской. Они отмечают, что квест способствует к развитию исследовательских способностей школьников, что в дальнейшем времени это поможет им набрать высокие результаты в процессе перехода в среднюю школу. Е.И. Багузина, в свою очередь, изучала квест с точки зрения результативного ознакомления с проблемными заданиями в ходе учебы с применением проверенных интернет-источников, в роли которых выступают сайты, веб-страницы, платформы образования и т.д. [10, С. 146].

Как считает Том Марч, американский ученый, уделивший повышенное внимание к технологии веб-квест, особенностью данного способа обучения является возможность применения активных методов обучения как для групповой, так и для индивидуальной работы младших школьников. Организация квестов традиционно осуществляется для малых групп с целью достижения максимально эффективного учебного процесса и обеспечения возможности каждому учащемуся проявления индивидуальных способностей [8, С. 112].

В процессе реализации квестов, педагоги могут представить на выбор перед школьниками определенные роли, которые будут выбранными ими самостоятельно, исходя из личностных предпочтений и интересов (сыщик, историк, путешественник и др.), которым они будут следовать на протяжении всей игры.

В ходе исследования веб-квестов, Берни Доджем были определены следующие его формы, представленные на рис. 1 [6, С. 25].

Создание базы данных по проблеме, которую потом выполняют учащиеся; все ветви которой подготавливают ученики;

Создание маленького мира, с помощью карты или веб-сайта, где указаны гиперссылки, по которым дети могут перемещаться с задания на задание;

Создание своей истории, в котором учащиеся могут самостоятельно выбрать из двух, трех предложенных вариантов направлений;

Разработка документа, состоящей го какой-либо проблемы. Учащиеся должны проанализировать данный документ и выдвинуть свой вердикт согласия или не _согласия к автору._

Интерактивное интервью и взаимодействие с виртуальным персонажем Данная работа дается чаще всего в группе, они разрабатывают свои варианты вопросов _п ответов к своему персонажу_

Рисунок 1. Формы веб-квеста по Берни Доджу

На основании всего, что было отмечено выше, не составит труда прийти к определенным выводам. В частности, о том, что веб-квест выступает в качестве эффективного метода обучения, так как в полной мере способствует развитию учебной мотивации, активизации процессов мышления и формированию познавательного интереса к исследовательской и информационно-поисковой деятельности. Игровая составляющая делает процесс обучения более живым, увлекательным, благодаря чему расширяются теоретические знания и практические навыки во время решения учебных задач проблемного характера.

На основе теоретического анализа по применению веб-квестов в процессе обучения младших школьников нами была проведена опытно-экспериментальная работа по выявлению степени влияния веб-квест технологии на уровень учебной мотивации обучающихся начальной школы.

Методика. В качестве цели данного эксперимента выступало теоретическое обоснование и практическое подтверждение того факта, что в ходе процесса использования технологии веб-квест происходит повышение уровня учебной мотивации младших школьников. В роли гипотезы исследования рассматривалось такое утверждение, что веб-квест технология может гарантировать развитие мотивации младших школьников к обучению при условии разработки квестов с учетом их возрастных и личностных особенностей. Данное исследование было проведено на базе МОБУ СОШ

№38 города Якутска. В исследовании участвовало 2 группы школьников, в каждой из них было по 24 человека. Это ученики 2 «А» и «Б» класса. Первая группа - экспериментальная, вторая - контрольная.

Результаты исследования и обсуждение. Шаги проведения исследования можно отобразить следующим образом. Первый этап - констатирующий, в его рамках была осуществлена диагностика развития уровня мотивации среди школьников младшего возраста. Второй шаг - формирующий. Он предполагает разработку и реализацию уроков по русскому языку и математике с применением веб-квест технологии для развития учебной мотивации учащихся. Третий уровень считается контрольным и подразумевает инициирование сравнительного анализа итогов предыдущих этапов с применением психодиагностических методов.

Были применены следующие методики: «Диагностика уровня школьной мотивации младших школьников» Н.Г. Лускановой, это анкета из 10-ти вопросов, цель которых - в выявлении степени заинтересованности учеников в учебной деятельности; «Шкала выраженности учебно-познавательного интереса» по Г.Ю. Ксензовой, для понимания того, насколько обучающийся готов к обучению, и как у него сформирована познавательная деятельность; анкетирование М.Р. Гинзбурга «Изучение мотивации обучения у младших школьников», для понимания общего уровня мотивации у младших школьников.

По результатам проведения методики «Диагностика уровня школьной мотивации» на констатирующем этапе исследования были получены результаты, представленные в таблице 1.

Таблица 1

Результаты методики «Диагностика уровня школьной мотивации» на констатирующем этапе исследования

Уровни Контрольная группа Экспериментальная группа

Высокий 5 детей (20%) 3 детей (12%)

Средний 15 детей (62%) 13 детей (54%)

Низкий 4 детей (18%) 8 детей (34%)

По результатам проведения методики «Шкала выраженности учебно-познавательного интереса» на констатирующем этапе исследования были получены результаты, представленные в таблице 2.

Таблица 2

Результаты методики «Шкала выраженности учебно-познавательного интереса» на констатирующем этапе

исследования

Уровни Контрольная группа Экспериментальная группа

Высокий 5 детей (20%) 4 детей (13%)

Средний 16 детей (66%) 14 детей (58%)

Низкий 3 детей (14%) 7 детей (29 %)

Если принимать во внимание абсолютно все полученные сведения, не составит труда сформировать вывод о том, что учебно-познавательный интерес у учащихся имеет крайне слабую выраженность. Этот момент имеет тесную и непосредственную связь с тем, что учащиеся не активны на уроках и задают мало вопросов, такие ученики быстро теряют интерес к уроку. Вследствие этого учителю необходимо постоянно его поддерживать. Помимо этого, удалось выявить тот факт, что учащиеся заинтересованы исключительно в определенных информациях, которые носят весьма поверхностный характер.

По результатам проведения методики «Изучение мотивации обучения младших школьников» были получены результаты, представленные в таблице 3.

Таблица 3

Результаты методики «Изучение мотивации обучения младших школьников» на констатирующем этапе

исследования

Уровни Контрольная группа Экспериментальная группа

Высокий 6 детей (26%) 4 детей (16%)

Средний 14 детей (58%) 13 детей (54%)

Низкий 4детей (16%) 7 детей (30 %)

Так, сведения, которыми удалось получить в рамках констатирующего этапа, гласят о том, что исследовательские мероприятия сформировали необходимость в проведении целенаправленной работы, связанной с повышением уровня учебной мотивации и активизации познавательного интереса младших школьников.

На формирующем этапе, с целью развития учебной мотивации у младших школьников экспериментальной группы, удалось разработать и провести уроки с применением веб-квест технологии. Всего было проведено восемь учебных занятий, все они были направлены непосредственно на развитие и совершенствование учебной мотивации посредством платформ цифрового типа под названиями Leamis и LeamingАpps. В них традиционно можно легко и быстро формировать различные квесты, игры интеллектуального характера, задания, викторины и тесты. Самое главное, все это можно пройти в рамках режима онлайн по заранее определенной траектории.

Для реализации работы мы распределили учащихся по группам: в каждой группе было по четыре ученика. Всего было шесть групп. В каждой группе был один смартфон для доступа к выполнению заданий. Работоспособность, на проведенных нами уроках, у учащихся была на высоком уровне, они продемонстрировали позитивный настрой и желание максимально реализовать свой исследовательский потенциал, что мы связываем с повышением уровня мотивации. Учащиеся были активны, добросовестны и внимательны в работе, ответственно относились к выполнению всех заданий.

Характер умственной деятельности: все задания выполнялись самостоятельно в своих группах, учащиеся старались редко обращаться к учителю. Однако, некоторые учащиеся проявляли пассивность, в то время как другие, проявлявшие

низкий уровень активности на других учебных занятиях, напротив, показали высокий уровень включенности в групповую работу.

Отношение к окончанию урока: учащимся процесс урока был настолько увлекательным и интересным, что продолжали делать задания, несмотря на окончание урока. К концу урока некоторые учащиеся просили на дом подобные задания.

Далее с целью выявления успешности реализации исследования, была проведена повторная диагностика по тем же методикам. Результаты контрольного исследования представлены в таблице 4.

Таблица 4

Общий уровень учебной мотивации школьников на контрольном этапе исследования

Уровни Контрольная группа Экспериментальная группа

Высокий 7 детей (29%) 8 детей (33%)

Средний 14 детей (58%) 15 детей (62%)

Низкий 3 детей (13%) 1ребенок (5 %)

Выводы. Следовательно, показатели контрольной группы детей стали выше, но эти изменения незначительные. Лишь двум школьникам удалось повысить уровень учебной мотивации. Но в целом ученики, относящиеся к экспериментальной группе 2 «А» класса, продемонстрировали отличные результаты. На этом основании можно сделать вывод о том, что внедрение веб-квест технологии гарантирует положительное влияние на учебу и повышение познавательного интереса и учебной мотивации среди младших школьников. Также не составит труда сделать общий вывод о том, что реализация уроков с применением образовательной технологии под названием веб-квест способствовала успешному развитию мотивации учащихся 2 «А» класса МОБУ «СОШ №38» г. Якутск.

Литература:

1. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности: вступительная статья Д.И. Фельдштейна / Л.И.Божович. - М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2016. - 352 с.

2. Буданова, Н.Г. Методика проведения учебных занятий с применением педагогической технологии «Квест» (метод проектов) / Н.Г. Буданова. - М.: ИНФРА, 2018. - 139 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Дупленский, С.В. Образовательный квест как способ развития творческого мышления учащихся / С.В. Дупленский, М.Е. Иванова // Современные проблемы науки и образования. - 2018. - № 3. - С. 89-92

4. Игумнова, Е.А. Квест-технология в образовании: учеб. пособие / Е.А. Игумнова, И.В. Радецкая. - Чита: ЗабГУ,

2016. - 164 с.

5. Игумнова, Е.А. Квест-технология в контексте требований ФГОС общего образования / Е.А. Игумнова // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 8. - С. 55-57

6. Казачкова, М.Б. Образовательный квест - эффективный способ вовлечения учащихся в процесс обучения / М.Б. Казачкова, Т.С. Дорохова // Начальная школа. - 2019. - № 5. - С. 25-28

7. Мильман, В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности / В.Э.Мильман // Вопросы психологии. -

2017. - № 2. - С. 4247.

8. Овчаренко, И.А. Квест как современная педагогическая технология в дополнительном / И.А. Овчаренко // Наука и образование: новое время. - 2018. - № 12. - С. 112-113

9. Урусова, А.М. Развитие учебной мотивации учащихся / А.М. Урусова // Молодой ученый. - 2018. - № 12. -С. 517-525

10. Щелина, Т.Т. Потенциал квеста как педагогической технологии формирования учебной мотивации / Т.Т. Щелина // Молодой ученый. - 2017. - № 21. - С. 146-149

11. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды: учебник для вузов / Д.Б. Эльконин. - М.: Педагогика, 1989. - 367 с.

Педагогика

УДК 371.13

кандидат педагогических наук, доцент Газизова Фари да Самигулловна

Елабужский институт (филиал) «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Елабуга); старший преподаватель Нуриева Алеся Радиевна

Елабужский институт (филиал) «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Елабуга); студент магистратуры Киселева Алёна Александровна

Елабужский институт (филиал) «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Елабуга)

ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ К САМООБРАЗОВАНИЮ

Аннотация. В статье рассмотрена проблема самообразования педагогов дошкольной образовательной организации. Актуальность проблемы самообразования воспитателей обусловлена динамическими изменения в обществе и системе дошкольного образования. Современный педагог должен стремиться развиваться. Поэтому, высокую готовность к самообразованию мы рассматриваем как показатель профессионализма. Готовность педагогов к самообразованию - это осознание своих способностей, возможностей, это оценка имеющихся знаний, это положительное отношение к самообразовательной деятельности. В статье рассматриваются подходы к определению понятия «самообразование». Рассмотрены компоненты готовности к самообразованию и этапы осуществления данной деятельности. В рамках статьи проанализированы результаты диагностики готовности педагогов дошкольной организации к саморазвитию и проанализированы факторы, препятствующие и стимулирующие самообразовательную деятельность педагогов.

Ключевые слова: самообразование, самообразовательная деятельность, профессиональное развитие, самообразовательная компетентность, педагогическое мастерство.

Annotation. The article considers the problem of self-education of teachers of preschool educational organizations. The relevance of the problem of self-education of educators is due to dynamic changes in society and the system of preschool education. A modern teacher should strive to develop. Therefore, we consider high readiness for self-education as an indicator of professionalism. Teachers' readiness for self-education is awareness of their abilities, capabilities, an assessment of existing knowledge, a positive attitude to self-educational activities. The article discusses approaches to the definition of the concept of "self-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.