Научная статья на тему 'ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В ГОСПИТАЛЬНОЙ ШКОЛЕ'

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В ГОСПИТАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
148
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСПИТАЛЬНАЯ ШКОЛА / ДЛИТЕЛЬНО БОЛЕЮЩИЕ ШКОЛЬНИКИ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ / ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Глезь А. М., Лоскутов А. Ф.

Цель. В статье раскрываются особенности организации обучения в госпитальной школе, обосновывается эффективность развития цифровой образовательной среды на уроках литературы с целью формирования индивидуального образовательного маршрута и повышения уровня познавательной мотивации учащихся, находящихся на длительном лечении, представлены результаты исследования.Процедура и методы. Проведён анализ содержания работ исследователей в области госпитальной педагогики. Ключевыми исследовательскими методами стали интервьюирование и анкетирование педагогов и учащихся госпитальных школ проекта «УчимЗнаем». В исследовании приняли участие учащиеся 6 класса.Результаты. Исследование показало, что при обучении длительно болеющих школьников требуется выстраивание индивидуального образовательного маршрута. Доказано, что индивидуальный подбор разнообразных цифровых ресурсов помогает повысить познавательную мотивацию на уроках литературы в госпитальной школе.Теоретическая и/или практическая значимость определяется вкладом в развитие представлений о цифровой образовательной среде обучения литературе учащихся, находящихся на длительном лечении, а также в расширении инструментария индивидуализации образовательного процесса в госпитальной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Глезь А. М., Лоскутов А. Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL EDUCATIONAL RESOURCES AS A WAY TO INCREASE COGNITIVE MOTIVATION AT THE LESSONS OF LITERATURE IN A HOSPITAL SCHOOL

Aim. The article presents the features of the organization of education in a hospital school, substantiates the effectiveness of creating a digital educational environment at literature lessons in a hospital school in order to form an individual educational route and increase the level of cognitive motivation of students undergoing long-term treatment, and presents the results of the study. Methodology. An analysis of the content of the researchers’ work in a hospital school was carried out. Key methods of the research were interviewing and surveying of teachers and students at hospital schools implementing the project «We teach/They learn» (UchimZnaem). The study involved students of the 6th grade.Results. The study has shown that while teaching students undergoing long-term treatment an individual educational route is required. It was proved that the use of a variety of digital resources helps increasing cognitive motivation at the lessons of literature at a hospital school.Research implications. The significance of the research is determined by the contribution to the development of ideas about the digital educational environment for teaching literature to students undergoing long-term treatment, as well as in expanding the tools for individualizing the educational process in a hospital school.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В ГОСПИТАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

УДК 376.24

DOI: 10.18384/2310-7235-2022-3-78-87

цифровые образовательные ресурсы как способ повышения познавательной мотивации на уроках литературы в госпитальной школе

Глезь А. М, Лоскутов А. Ф.

Проект госпитальных школ России «УчимЗнаем», школа № 109 117513, г. Москва, ул. академика Бакулева, д. 20, Российская Федерация

Аннотация

Цель. В статье раскрываются особенности организации обучения в госпитальной школе, обосновывается эффективность развития цифровой образовательной среды на уроках литературы с целью формирования индивидуального образовательного маршрута и повышения уровня познавательной мотивации учащихся, находящихся на длительном лечении, представлены результаты исследования.

Процедура и методы. Проведён анализ содержания работ исследователей в области госпитальной педагогики. Ключевыми исследовательскими методами стали интервьюирование и анкетирование педагогов и учащихся госпитальных школ проекта «УчимЗнаем». В исследовании приняли участие учащиеся 6 класса.

Результаты. Исследование показало, что при обучении длительно болеющих школьников требуется выстраивание индивидуального образовательного маршрута. Доказано, что индивидуальный подбор разнообразных цифровых ресурсов помогает повысить познавательную мотивацию на уроках литературы в госпитальной школе. Теоретическая и/или практическая значимость определяется вкладом в развитие представлений о цифровой образовательной среде обучения литературе учащихся, находящихся на длительном лечении, а также в расширении инструментария индивидуализации образовательного процесса в госпитальной школе.

Ключевые слова: госпитальная школа, длительно болеющие школьники, познавательная мотивация, цифровая образовательная среда, цифровые образовательные ресурсы

DiGiTAL EDUCATIONAL RESOURCES AS A WAY TO iNCREASE COGNiTivE MOTIvATION AT THE Lessons OF Literature iN A Hospital School

A. Glez. A. Loskutov

project of Russian hospital schools "We teach/They learn" ("UchimZnaem") (School no. 109)

ul. akademika Bakuleva, 20, Moscow, 117513, Russian Federation Abstract

Aim. The article presents the features of the organization of education in a hospital school, substantiates the effectiveness of creating a digital educational environment at literature lessons in a hospital school in order to form an individual educational route and increase the level of cognitive motivation of students undergoing long-term treatment, and presents the results of the study.

© CC BY Глезь А. М., Лоскутов А. Ф., 2022.

Methodology. An analysis of the content of the researchers' work in a hospital school was carried out. Key methods of the research were interviewing and surveying of teachers and students at hospital schools implementing the project «We teach/They learn» (UchimZnaem). The study involved students of the 6th grade.

Results. The study has shown that while teaching students undergoing long-term treatment an individual educational route is required. It was proved that the use of a variety of digital resources helps increasing cognitive motivation at the lessons of literature at a hospital school. Research implications. The significance of the research is determined by the contribution to the development of ideas about the digital educational environment for teaching literature to students undergoing long-term treatment, as well as in expanding the tools for individualizing the educational process in a hospital school.

Keywords: hospital school, children undergoing long-term treatment, cognitive motivation, model of digital educational environment, digital educational resources

Введение

Идея создания госпитальной школы и проектирования образовательной среды для детей, находящихся на длительном лечении, основана на положениях, сформулированных Л. С. Выготским [1]. Он утверждал, что обучение и воспитание ребёнка происходит в зоне его ближайшего развития, которая определяется как уровень потенциального развития, достигаемого во взаимодействии и сотрудничестве с родителями ребёнка, а в случае госпитальной школы ещё и с врачами, медсёстрами, тьюторами, педагогами-психологами [8].

Эти идеи нашли отражение в работах и интервью руководителя проекта госпитальных школ России «УчимЗнаем» С. В. Шарикова:

«Особые условия обучения находят отражение в адаптированной образовательной программе, включающей индивидуальный учебный план с учётом лечебного плана и рекомендаций (заключения) лечащего врача, а также индивидуальную программу реабилитации ребёнка-инвалида» [9].

Наше исследование основывается на изучении методических рекомендаций по организации обучения детей,

находящихся на длительном лечении1, отечественных и зарубежных исследований в области теории и методики обучения тяжело и длительно болеющих детей, обобщении опыта работы учителей госпитальных школ [3; 6; 8; 11].

Анализ свидетельствует о том, что:

- из-за трудной жизненной ситуации дети, проходящие длительное лечение в стационарах медицинских учреждений, находятся в тяжёлом психологическом состоянии;

- из-за особенностей лечения учащиеся могут сталкиваться с психофизиологическими последствиями, такими как отсутствие иммунитета, психологические проблемы, нарушения опорно-двигательного аппарата и когнитивные нарушения, которые приводят к изменению образовательных возможностей;

1 Методические рекомендации об организации обучения детей, которые находятся на длительном лечении и не могут по состоянию здоровья посещать образовательные организации (утв. Минздравом России 17.10.2019; Минпросвещением России 14.10.2019). // Банк документов Министерства просвещения РФ: [сайт]. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/24916 df9ea5f575ab603310d687ca89d (дата обращения: 10.01.2022).

vzv

- уровень мотивации длительно болеющего ребёнка к изучению литературы в большинстве случаев низкий (это может быть связано как с отсутствием у ребёнка тяги к чтению, неприятным и болезненным опытом взаимодействия с учителями из родной школы, так и с тяжестью и внезапностью диагноза, непривычным новым миром, в который ребёнок был вынужден «окунуться»).

Поскольку исследование проводится в стенах госпитальной школы, оно должно быть выполнено в рамках следующих требований:

- здоровьесберегающей образовательной среды;

- персонализации, индивидуализации и дифференциации процесса обучения литературе;

- использования бережного и формирующего оценивания;

- ограничения использования традиционных дидактических средств, связанного с наличием строгого асептического режима в медицинских стационарах;

- использования цифровых образовательных ресурсов.

И. В. Жукова отмечает, что в последнее время наблюдается тенденция к потере учебной и познавательной мотивации у детей школьного возраста1. В связи с этим становится актуальной работа с цифровыми образовательными ресурсами как одним из способов повышения познавательной мотивации. Данные соображения нашли своё

Жукова И. В. Почему ребёнок не хочет учиться? Разбираемся в причинах отсутствия учебной мотивации // Корпорация «Российский учебник» : [сайт]. URL: https://rosuchebnik.ru/ material/pochemu-rebenok-ne-khochet-uchit-sya-article (дата обращения: 10.01.2022).

отражение в выборе направления нашего исследования.

Проблемой исследования является поиск ответа на вопрос: «Как включить цифровые образовательные ресурсы в методику обучения литературе в госпитальной школе, чтобы они не только способствовали непрерывности образования длительно болеющих детей, но и являлись способом повышения познавательной мотивации?».

Объектом исследования является процесс обучения литературе учащихся 6 класса с разными уровнями мотивации, которые находятся на длительном лечении и осваивают основную образовательную программу.

Предмет исследования - методика обучения литературе детей, находящихся на длительном лечении в стационарах медицинских учреждений, с применением цифровых образовательных ресурсов.

Цель исследования - выявление влияния использования цифровых образовательных ресурсов на формирование полноценной цифровой образовательной среды обучения литературе в госпитальной школе и уровень познавательной мотивации длительно и тяжело болеющих детей.

Гипотеза исследования: использование цифровых образовательных ресурсов на уроках литературы способствует повышению познавательной мотивации детей, находящихся на длительном лечении в стационарах медицинских учреждений.

Для достижения цели исследования на первом этапе были сформулированы следующие задачи:

1) анализ научно-методической и учебно-методической литературы, посвящённой проблемам обучения

длительно болеющих детей, использования цифровых технологий в образовании и формирования познавательной и учебной мотивации.

2) обзор и систематизация существующих цифровых образовательных ресурсов.

3) систематизация педагогической практики (констатирующий этап эксперимента);

4) изучение и анализ индивидуальных образовательных возможностей учащихся с целью учёта их психофизиологического состояния при проектировании индивидуального образовательного маршрута.

В исследовании нами применялись теоретические, эмпирические и социологические методы исследования.

База исследования: в исследовании принимали участие учащиеся 6 класса, находящиеся на длительном лечении в Национальном медицинском исследовательском центре детской гематологии, онкологии и иммунологии им. Дмитрия Рогачева (г. Москва).

Цифровая образовательная среда госпитальной школы

Исследования российских и зарубежных госпитальных педагогов и психологов показали, что непрерывность обучения и равенство образовательных возможностей важны для детей, находящихся на длительном лечении [10]. От того, как адаптирована образовательная программа, зависит успешность медико-психолого-педагогической реабилитации больного ребёнка [3; 9]. Познавательная мотивация появляется лишь тогда, когда активность учащегося побуждается самим процессом познания и его познавательным результатом и не сво-

дится к уровню развития познавательных процессов [4]. Ресурсы цифровой образовательной среды вариативны и адаптируются («подстраиваются») педагогом под возможности ребёнка, а не наоборот [2; 5].

Проведённый нами обзор и систематизация существующих цифровых образовательных ресурсов с целью выявления наиболее подходящих и понятных ребёнку, а также соответствующих требованиям ФГОС, показал, что можно выделить две основные категории:

1. Ресурсы, ориентированные на самостоятельную работу и самопроверку знаний:

- «Мобильное Электронное Образование» (основной ресурс работы педагогов «УчимЗнаем», т. к. он содержит учебно-методическую библиотеку, рабочие тетради, учебный материал разделён на классы);

- «Мои достижения» (ресурс для самопроверки знаний);

- «ЯКласс» (ресурс для изучения учебного материала с возможностью выполнения заданий);

- «Учи.ру» (ресурс с возможностью выполнения геймифицированных заданий).

2. Ресурсы с возможностью коммуникации и создания единой цифровой образовательной среды:

- «Мобильное Электронное Образование»;

- Miro (интерактивная онлайн-до-ска с возможностью совместной работы с учащимся, родителем; на доске можно размещать как сторонние ресурсы, так и учебно-методические материалы);

- WordWall (ресурс с возможностью создания собственных геймифициро-

ванных (игровых) заданий с различными уровнями сложности);

- Quizizz (ресурс для создания интерактивных проверочных работ в формате викторины);

- Learnis (ресурс для создания веб-квестов и проверочных заданий в формате викторины).

В рамках исследования проводился констатирующий эксперимент с целью изучения и обобщения практического опыта работы в госпитальных школах тьюторов как естественных, так и гуманитарных дисциплин, выявлялась специфика работы в госпитальной школе, обосновывалась актуальность исследования. Задачей данного эксперимента являлись опи-

Таблица 1 / Table 1

Результаты интервью / Interview decoding

сание и анализ профессионального пути госпитального педагога по заданному А. С. Обуховым гайду интервью [7]. В эксперименте участвовало три категории педагогов: с опытом работы в госпитальной школе до 10 лет, с опытом работы от 3 до 5 лет и молодые специалисты, пришедшие работать в 2021-2022 учебном году. Эксперимент проводился на базе Флагманской площадки проекта госпитальных школ России «УчимЗнаем» в НМИЦ ДГОИ им. Дмитрия Рогачева. Проведено интервьюирование, в ходе которого педагогам было задано 29 вопросов.

Фрагмент расшифровки интервью представлен в таблице 1.

Вопросы респондентам Респондент 1 (опыт работы госпитальным педагогом до 10 лет) Респондент 2 (опыт работы госпитальным педагогом 3-5 лет) Респондент 3 (опыт работы госпитальным педагогом менее года)

Помог ли Вам предыдущий опыт работы? Пришлось ли Вам менять свой стиль преподавания? «Нет, с основания проекта набирал опыт с нуля» «Опыт, безусловно, помог, уже были наработаны определённые методики работы с детьми разных возрастов. Больших изменений в свою деятельность мне не пришлось вносить, так как я всегда старалась быть терпеливым и рассудительным преподавателем. Конечно, работа с такими детьми требует ещё более «бережного» обучения и усиленного внимания к деталям» «Предыдущий опыт работы очень помог мне»

Какие учебные, дидактические материалы и ресурсы Вы используете в своей работе? В какой мере они взяты из массовой учебной практики, утверждённых учебников и программ? «Соответствующие рабочей программе УМК, а также допущенные департаментом образования цифровые ресурсы» «В соответствии с рабочими программами, а также внутришкольную систему «Мобильное Электронное Образование»» «Наглядные пособия по программе «От рождения до школы», познавательные игры, цифровые ресурсы в соответствие с возрастными особенностями учащихся»

Источник: составлено авторами.

Большинство ответов на вопросы интервью было развёрнутым. Как показала расшифровка, учителя первой и второй категории, дававшие ответы на предложенные им вопросы, в краткие сроки справились с поставленной задачей, показывая высокий уровень педагогического мастерства. У респондентов третьей категории ответы заняли больше времени, что говорит о трудности вопросов для этой категории, а также недостаточном количестве опыта. При этом полнота ответов педагогов данной категории находятся на том же уровне, что и у других категорий отвечающих. Отметим, что все респонденты отмечают важность использования цифровых образовательных ресурсов на уроках независимо от возраста педагога, преподаваемой дисциплины и опыта работы в госпитальной школе, что свидетельствует об актуальности нашего исследования.

Данный эксперимент подтверждает, что госпитальные педагоги работают в особых условиях взаимодействия с детьми, находящимися на длительном лечении и требующими адаптивности образовательного процесса под их возможности.

В исследовании принимала участие также группа учащихся из трёх детей 6 класса, находящихся:

- на паллиативной поддержке,

- на реабилитации в пансионате долговременного пребывания,

- в отделении интенсивной терапии.

Выбор данной группы учащихся

основывался на индивидуальных характеристиках детей с учётом их образовательных потребностей и уровня учебной и познавательной мотивации. С каждым учащимся был выстроен индивидуальный образовательный

маршрут на основе рабочей программы учебного предмета «Литература». При проектировании маршрута учитывались данные из карты индивидуальных образовательных потребностей. Карта разработана службой психолого-педагогического сопровождения проекта «УчимЗнаем» и включает следующие компоненты психолого-педагогической характеристики учащегося:

- внимание учащегося;

- память учащегося;

- управление своей деятельностью;

- учебная мотивация;

- учёба и учебные стратегии учащегося;

- сформированность учебных навыков;

- социальные навыки;

- рекомендации службы психолого-педагогического сопровождения.

У каждого учащегося наблюдался свой уровень владения теми или иными учебными возможностями, что учитывалось нами при проектировании индивидуального образовательного маршрута. Цифровые ресурсы выбирались в соответствии с образовательными потребностями каждого ребёнка.

У ребёнка, находящегося на паллиативной поддержке и, следовательно, не имеющего возможности заниматься в очном формате, наблюдалась пониженная учебная и познавательная мотивация. Для него при построении ИОМ был выбран ресурс «Мобильное электронное образование». Данный ресурс предусматривает возможность выполнения ребёнком разноуровневых заданий, в него встроена система оценивания и коммуникации с педагогом. Учащийся имеет возможность самостоятельно изучать темы при про-

пуске занятия ввиду плохого самочувствия или медицинских процедур. В психолого-педагогической характеристике учащейся отмечалось, что зрительная память у неё не соответствует возрастной норме. Ребёнку без данного навыка будет труднее запоминать конкретный и абстрактный материал. Поэтому важно было включить в урочный материал задания, способствующие развитию данного навыка. Ресурс «Мобильное электронное образование» обладает большим количеством инструментов, позволяющих тренировать зрительную память (работа с биографией, фото и видеоряд по материалам урока, задания «Тренируемся» и «Проверь себя»). Используя инструментарий «Мобильного электронного образования», ребёнок стал показывать более высокий результат овладения навыком зрительной памяти, чем при поступлении в школу.

Ребёнок, проходящий длительное лечение в отделении интенсивной терапии, при поступлении в школу показал учебно-познавательную мотивацию на достаточно хорошем уровне, однако ввиду особенностей проводимого лечения важно было выполнять с ним такие задания, которые не занимали бы большого количества времени, не утомляли ребёнка, соответствовали его возрасту и потребностям. Педагогом был выбран ресурс ^^огё'М^аИ, позволяющий в интерактивной форме усвоить полученный материал, а также ресурс Ьеагшз, с помощью которого осуществлялся контрольный срез знаний посредством веб-квеста. Выполнение заданий на данных ресурсах не препятствует лечению учащегося, а в случае наличия медицинских процедур ребёнок может

в удобное для него время выполнить задания самостоятельно.

Ребёнок, который находился на реабилитации в пансионате долговременного пребывания, при зачислении в школу показал фактически полное отсутствие учебной и познавательной мотивации. Традиционная дидактика не вызывала желания заниматься литературой. Необходимо было заинтересовать ребёнка, используя возможности цифровой образовательной среды. Для этого была выбрана интерактивная он-лайн-доска Miro, на которой размещался учебный материал как педагогом, так и самим ребёнком. Данный ресурс позволяет использовать широкий спектр различных учебных материалов с помощью встраивания сторонних образовательных ресурсов с возможностью вложения расширенных элементов <embed>. Это позволяет разнообразить урок без необходимости перехода по множеству вкладок и ссылок, создавая единую цифровую образовательную среду, локализуя цифровой контент в одном месте. Онлайн-доска Miro также позволяет организовывать коммуникацию между педагогом и учащимся. Беседа с учащимся и его родителями показала, что ребенок проявил интерес к предмету, а его родители высоко оценили данный ресурс.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Заключение

Таким образом, учащиеся, работа с которыми была описана выше, изучали основную образовательную программу, используя различные цифровые ресурсы, двигались в комфортном темпе, выполняя задания со своего устройства или с устройства педагога. Применение метода анкетирования учащихся и наблюдение за их вовлечённостью в образовательный процесс

и увлечённостью предметом показало, что можно говорить о положительном влиянии использования цифровых образовательных ресурсов на познавательную мотивацию.

Исследование показало, что при обучении детей, находящихся на длительном лечении в медицинских стационарах, требуется выстраивание индивидуального образовательного маршрута. При проектировании маршрута обучения литературе и выборе цифровых ресурсов необходим учет психолого-педагогических характеристик и уровня учебной и

познавательной мотивации. Уроки литературы для длительно и тяжело болеющего ребёнка можно и нужно делать интересными и интерактивными. Применение разнообразных цифровых ресурсов помогают формировать и поддерживать интерес к предмету, а использование возможностей цифровой образовательной среды позволяет госпитальным педагогам наполнить уроки развивающим контентом для вовлечения учеников в познавательную деятельность.

Статья поступила в редакцию 09.06.2022

ЛИТЕРАТУРА

1. Выготский Л. С. Вопросы детской возрастной психологии // Собрание сочинений в 6 т. Т. 4. М.: Педагогика, 1984. 426 с.

2. Глезь А. М., Котлеров А. М. Цифровая образовательная среда на уроках русского языка в госпитальной школе // Актуальные направления цифровой трансформации и перспективы развития специального и инклюзивного образования: сборник материалов XVI Международной научно-практической конференции, г. Киров, 2-3 февраля 2022 г. / под общ. ред. А. М. Кондакова. Киров: Академия Цифрового Образования. 2022. С. 19-22.

3. Гусев И. А. Формирование воспитательной системы госпитальной школы: модель Федерального проекта госпитальных школ России «УчимЗнаем» // Педагогическое образование: новые вызовы и цели: сборник научных трудов VII Международного форума по педагогическому образованию, г. Казань, 26-28 мая 2021 г. / под общ. ред.

A. М. Калимуллина. Казань: издательство Казанского университета. 2021. С. 274-289.

4. Леонтьев Д. А. Психология смысла. М.: Смысл, 1999. 488 с.

5. Лоскутов А. Ф. Модель цифровой образовательной среды госпитальных школ // Цифровая трансформация образования. Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью в эпоху развития цифрового образования: сборник материалов IV Международной научно-практической конференции, г. Москва, 27 января 2021 г. / по ред. М. Л. Кондаковой. М.: Межрегиональный центр инновационных технологий, 2021. С 29-34.

6. Лоскутов А. Ф., Пурышева Н. С. Обеспечение непрерывности обучения физике школьников, находящихся на длительном лечении в стационарах медицинских учреждений // Наука и школа. 2022. № 1. С. 134-148.

7. Профессионально-личностные позиции педагогов госпитальных школ /

B. В. Вагарина, А. С. Обухов, А. А. Филатов, С. В. Шариков // Педагогика: Кадры науки, культуры, образования. 2020. № 10. С. 76-87.

8. Шариков С. В. Педагогическая поддержка образовательных возможностей детей, находящихся на длительном лечении в медицинских стационарах [Электронный ресурс] // Альманах Института коррекционной педагогики. 2020. № 40. URL: https:// alldef.ru (дата обращения: 10.02.2022).

9. Шариков С. В. Создание образовательной среды для детей, находящихся на длительном лечении в стационарах лечебных учреждений // Российский журнал детской гематологии и онкологии. 2015. № 4. С. 65-73.

10. Ямбург Е. А. Школа для всех: адаптивная модель: теоретические основы и практическая реализация. М.: Новая школа, 1996. 352 с.

11. Steinke S. M., Elam M., Kay Irwin M. Pediatric Hospital School Programming: An Examination of Educational Services for Students who are Hospitalized // Physical Disabilities: Education and Related Services. 2016. № 35 (1). P. 28-45.

1. Vygotskij L. S. Voprosy detskoj vozrastnoj psihologii [Issues of child developmental psychology]. Collected works in 6 volumes. Vol. 4. Moscow, Pedagogy Publ., 1984. 426 p.

2. Glez A. M., Kotlerov A. M. [Digital educational environment at the lessons of Russian in a hospital school]. In: Kondakov A. M., ed. Aktual'nye napravleniya cifrovoj transformacii i perspektivy razvitiya special'nogo i inklyuzivnogo obrazovaniya: sbornik materialov XVI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, g. Kirov, 2-3 fevralya 2022 g. [Actual directions of digital transformation and prospects for the development of special and inclusive education: a collection of materials of the XVI International Scientific and Practical Conference, Kirov, 2 of February 3, 2022]. Kirov, Academy of Digital Education Publ., 2022, no. 10, pp. 19-22.

3. Gusev I. A. [Formation of the educational system of a hospital school: a model of the Federal project of hospital schools in Russia "We teach They know"]. In: Kalimullin A. M., ed. Pedagogicheskoe obrazovanie: novye vyzovy i celi: sbornik nauchnyh trudov VII Mezhdunarodnogo foruma po pedagogicheskomu obrazovaniyu, g. Kazan, 26-28 maya, 2021 g. [Pedagogical education: new challenges and goals: a collection of scientific papers of the VII International Forum on Pedagogical Education, Kazan, 26-28 of May]. Kazan, Kazan University Publ., 2021, pp. 274-289.

4. Leont'ev D. A. Psihologiya smysla [Psychology of meaning]. Moscow, Smysl Publ., 1999. 488 p.

5. Loskutov A. F. [Model of the digital educational environment of hospital schools]. In: Kondakov M. L., ed. Cifrovaya transformaciya obrazovaniya. Obuchenie detej s ogranichen-nymi vozmozhnostyami zdorov'ya i s invalidnost'yu v epohu razvitiya cifrovogo obrazovaniya: sbornik materialov IV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, g. Moskva, 27yanvarya 2021 g. [Digital transformation of education. Teaching children with disabilities and disablements in the era of the development of digital education: a collection of materials of the IV International Scientific and Practical Conference, Moscow, January 27, 2021]. Moscow, Interregional Center for Innovative Technologies Publ., 2021, pp. 29-34.

6. Loskutov A. F., Purysheva N. S. [Ensuring the continuity of teaching physics to schoolchildren who are on long-term treatment in hospitals of medical institutions]. In: Nauka i shkola [Science and School], 2022, no. 1, pp. 134-148.

7. Vagarina V. V., Obuhov A. S., Filatov A. A., Sharikov S. V. [Professional and personal positions of teachers of hospital schools]. In: Pedagogika: Kadry nauki, kul'tury, obrazovaniya [Pedagogy: Personnel of science, culture, education.], 2020, no. 10, pp. 76-87.

8. Sharikov S. V. [Pedagogical support of educational opportunities for children on long-term treatment in medical hospitals]. In: Al'manah Instituta korrekcionnoj pedagogiki, 2020, no. 40. Available at: https://alldef.ru (accessed: 10.02.2022).

9. Sharikov S. V. [Creating an educational environment for children on long-term treatment in hospitals of medical institutions]. In: Rossijskij zhurnal detskoj gematologii i onkologii [Russian Journal of Pediatric Hematology and Oncology], 2015, no. 4, pp. 65-73.

REFERENCES

10. Yamburg E. A. Shkola dlya vsekh: adaptivnaya model': teoreticheskie osnovy i prakticheskaya realizaciya [School for everyone: an adaptive model: theoretical foundations and practical implementation]. Moscow, Novaya shkola Publ., 1996. 352 p.

11. Steinke S. M., Elam M., Kay Irwin M. Pediatric Hospital School Programming: An Examination of Educational Services for Students who are Hospitalized. In: Physical Disabilities: Education and Related Services, 2016, no. 35 (1), pp. 28-45.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Глезь Александра Маратовна - тьютор по русскому языку и литературе проекта госпитальных школ России «УчимЗнаем» (школы №109); ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0858-9422; e-mail: alexxandraglez@gmail.com

Лоскутов Александр Федорович - кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник, проект госпитальных школ России «УчимЗнаем» (школы №109), лаборатория междисциплинарных исследований в области госпитальной педагогики Института возрастной физиологии РАО; ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0818-1179; e-mail: loskutovalexander93@gmail.com

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Alexandra M. Glez - tutor of Russian language and literature of project of Russian hospital schools "We teach/They learn" (UchimZnaem) (School no. 109); ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0818-1179; e-mail: loskutovalexander93@gmail.com

Alexander F. Loskutov - Cand. Sci. (Pedagogy), Senior Research Worker of the Project of Russian hospital schools «We teach/They learn» (UchimZnaem) (School no. 109), laboratory of interdisciplinary research in the field of hospital pedagogy, the Institute of Developmental Physiology, the Russian Academy of Education ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0858-9422; e-mail: alexxandraglez@gmail.com

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ

Глезь А. М., Лоскутов А. А. Цифровые образовательные ресурсы как способ повышения познавательной мотивации на уроках литературы в госпитальной школе // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2022. № 3. С. 78-87. DOI: 10.18384/2310-7235-2022-3-78-87

FOR CITATION

Glez A. M., Loskutov A. A. Digital educational resources as a way to increase cognitive motivation at the lessons of literature in a hospital school. In: Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Psychological Sciences, 2022, no. 3, рр. 78-87. DOI: 10.18384/2310-7235-2022-3-78-87

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.