КВАНТОВАНИЕ ДОМИНАНТЫ СИЛЫ АКАДЕМИКА УХТОМСКОГО У СТУДЕНТОВ ЗИМОЙ ПОСЛЕ КАНИКУЛ И ВЕСНОЙ ВО ВРЕМЯ ЭКЗАМЕНАЦИОННОГО СТРЕССА
УДК/UDC 612.821
Поступила в редакцию 13.06.2023 г.
Информация для связи с автором: [email protected]
Доктор медицинских наук, профессор В.Н. Ананьев1 Кандидат педагогических наук, доцент Е.А. Семизоров2 Доктор медицинских наук, профессор О.В. Ананьева3 Кандидат биологических наук, доцент С.И. Хромина4 Кандидат педагогических наук, доцент Е.А. Клюшникова4 1Институт медико-биологических проблем РАН, Москва Государственный аграрный университет Северного Зауралья, Тюмень 3Тюменский государственный медицинский университет, Тюмень 4Тюменский индустриальный университет, Тюмень
QUANTIZATION OF THE DOMINANT FORCE OF ACADEMICIAN UKHTOMSKY AMONG STUDENTS IN WINTER AFTER HOLIDAYS AND IN SPRING DURING EXAM STRESS
Dr. Med., Professor V.N. Ananev1 PhD, Associate Professor E.A. Semizorov2 Dr. Med., Professor V.N. Ananeva3 PhD, Associate Professor S.I. Khxoromina4 PhD, Associate Professor E.A. Klyushnikova5 Institute of Biomedical Problems of the Russian Academy of Sciences, Moscow 2Northern Trans-Ural State Agricultural University, Tyumen 3Tyumen State Medical University, Tyumen 4 industrial University of Tyumen, Tyumen
□ и
£ г. CL
4—
О OJ и
CL ' -о с
га
^
О (U .с Н
Аннотация
Цель исследования - обосновать формирование доминанты усиления мышечной работоспособности посредством внушения у студенток-спортсменок.
Методика и организация исследования. Эксперимент по внушению доминанты увеличения мышечной работоспособности осуществлялся на учебных занятиях по физической культуре в зимний период сразу после окончания каникул и в период летней сессии, в котором приняли участие студентки-спортсменки вузов г. Тюмень в количестве 171 человек. В качестве тестового упражнения было выбрано отжимание от пола. Вначале студентки делали упражнение, после чего через 20 мин отдыха им внушали доминанту усиления работоспособности в течение 2 мин и затем они заново выполняли отжимание от пола.
Результаты исследования и выводы. Было показано, что после отдыха (в данном исследовании - после каникул) внушение физической доминанты в нервных центрах более эффективно на 35,71%, чем без внушения (р<0,001). Внушение во время стресса усилило работоспособность лишь на 10,54%. Таким образом, требуются дальнейшие исследования по поиску и обоснованию мотивационных стимулов, которые, в сочетании с методами внушения, будут способствовать повышению эффективности спортивной подготовки и соревновательной деятельности студенческой молодежи.
Ключевые слова: девушки-студентки, отжимание от пола, внушение, доминанта увеличения физической работоспособности, экзаменационный стресс.
Abstract
Objective of the study was to substantiate the formation of the dominant muscle performance enhancement through suggestion in female students-athletes. Methods and structure of the study. The experiment on the suggestion of the dominant increase in muscle performance was carried out at physical education classes in the winter immediately after the end of the holidays and during the summer session, in which 171 female students-athletes of Tyumen universities took part.
As a test exercise, push-ups from the floor were chosen. At first, the female students did the exercise, after which, after 20 minutes of rest, they were instilled with the dominant to increase their working capacity for 2 minutes, and then they again performed push-ups from the floor.
Results and conclusions. It was shown that after rest (in this study - after holidays) the suggestion of a physical dominant in the nerve centers is 35.71% more effective than without suggestion (p<0.001). Suggestion during stress increased performance by only 10.54%. Thus, further research is required to find and substantiate motivational stimuli, which, in combination with the methods of suggestion, will help increase the effectiveness of sports training and competitive activity of students.
Keywords: female students, push-ups from the floor, suggestion, the dominant increase in physical performance, examination stress.
Введение. Состояние физической работоспособности спортсмена определяется многими факторами [1], главными из которых являются план физических тренировок, советы
тренера, состояние здоровья и режим питания и отдыха [7]. Все эти методы в достаточной степени отработаны и представлены в литературных источниках. Но не менее важны для
60
http://www.teoriya.ru
№10 • 2023 Октябрь | October
спортсмена особый внутренний настрой перед соревнованиями, который позволяет достичь высоких результатов. Актуальными и новыми методами повышения резервов организма спортсмена является применение нейропсихических и физиологических методов регуляции организма как учение о доминанте академика А. А. Ухтомского [5] и теории функциональных систем академика П. К. Анохина [2].
На наш взгляд, актуальными с фундаментальной физиологической точки зрения является разработка и выработка доминант у спортсменов, что имеет и практическую значимость, так как позволяет подбирать оптимальные нагрузки тренировок, не приводя к усталости и уменьшению лабильности нервных центров [4, 7].
Цель исследования - обосновать формирование доминанты усиления мышечной работоспособности посредством внушения у студенток-спортсменок.
Методика и организация исследования. Понятие о доминанте введено русским физиологом Алексеем Алексеевичем Ухтомским (1875-1942 гг.) [5, 6], который разрабатывал учение о доминанте. Многочисленные исследования, проведенные Ухтомским, его коллегами и независимыми учеными, свидетельствовали о том, что доминанта играет роль общего рабочего принципа нервных центров.
Ухтомский представил такие свойства доминантного центра, как повышенная возбудимость, способность к суммации, возбуждение (характеризуется высокой стойкостью, инертностью), способность растормаживаться.
Академик И. П. Павлов доказал [3], что всю деятельность мозга можно разделить на условные рефлексы и безусловные рефлексы. У всех животных представлены три вида безусловных рефлекса, таких как пищевой безусловный рефлекс, половой безусловный рефлекс, рефлекс самосохранения и только у человека имеется четвертый вид безусловного рефлекса как рефлекс цели (которого нет у животных). На базе безусловного рефлекса цели у человека образуется бесконечное количество условных рефлексов (различных доминант по А. А. Ухтомскому), которые представляют творчество в науке, литературе, строительстве, философии и т.д.
Павлов И. П. доказал, что условные рефлексы у животных возникают только на базе безусловных рефлексов при доминировании какого-либо безусловного рефлекса. Еще ака-
демик И. П. Павлов писал [3], что идет напряженная борьба доминант за обладание двигательными путями (мышцами), и какая доминанта захватит двигательные пути, та может осуществиться. Значит, любая цель в мозге формирует доминанту, которая, используя различные функциональные системы, изученные академиком П. К. Анохиным, формирует на уровне нейронов точный план достижении данной цели [2]. Чем сильнее воля человека, тем быстрее и сильнее формируется доминанта достижения цели. Так как нет совместных работ академиков А. А. Ухтомского и И. П. Павлова, А. А. Ухтомского и П. К. Анохина, ряд терминов их научных работ требует дополнительного уточнения и стандартизации.
Степень выраженности доминанты можно определить по мышечному компоненту тонуса доминанты. Например, если спортсмену предложить многократно отжаться от пола, то результат будет зависеть от силы мышц, от силы воли (доминанты цели), общего тонуса организма. Если приказ максимально отжаться дал авторитетный тренер-преподаватель, то количество отжиманий у спортсмена будет больше, так как образуется более сильная доминанта цели. Поэтому, исследуя образование доминанты увеличения количества отжиманий у спортсменов, можно количественно характеризовать резервы формирования доминанты резерва увеличения отжиманий [5, 6].
В исследовании приняли участие студентки вузов г. Тюмень, занимающиеся спортом, в количестве 171 человек. Эксперимент по внушению доминанты увеличения мышечной работоспособности осуществлялся на учебных занятиях по физической культуре в зимний период сразу после окончания каникул и в период летней сессии. В качестве тестового упражнения было выбрано отжимание от пола. Вначале студентки делали упражнение, после чего через 20 мин отдыха им внушали доминанту усиления работоспособности в течение 2 мин и затем они заново выполняли отжимание от пола.
Результаты исследования и их обсуждение. После каникул зимой внушение силы спортсменкам привело к увеличению количества отжиманий на 35,71%. В период летней сессии выполнение отжиманий после внушения силы улучшилось лишь на 10,54% (табл. 1, 2). Такие результаты можно объяснить тем, что экзаменационный стресс является сильной доминантой и с точки зрения физиологии ослабляет выработку других доминант.
Таблица 1. Среднее количество отжиманий зимой и весной до и после внушения силы при отжимании у девушек аграрного университета (N=171)
Испытуемые Внушение силы - зима Внушение - весна
№ 171 студентка зимой До внушения контроль (М1) После внушения До внушения контроль (М2) После внушения
Количество отжиманий. Среднее ариф. и ошибка средней ариф. (М±т) 19,89±0,4937 27,00±0,5109* 19,97±0,34 22,07±0,34**
Увеличение, уменьшение отжиманий (%) Увеличение отжиманий на (+)35,71%* Увеличение отжиманий на (+)10,54%**
Сигма (5=) 6,4555 6,6807 4,5066 4,4947
^Стьюдента)=^эмп)= 10,0014 Различия достоверны Р<0,001 4,3593 Различия достоверны Р<0,001
Примечание. * - р < 0,001 изменения достоверны к контролю (М1); ** - р < 0,001 изменения достоверны к контролю (М2).
Таблица 2. Количество отжиманий после внушения силы зимой по сравнению с весной у девушек университета (N=171)
Испытуемые Внушение силы
№ 171 студентка Зимой (М3) Весной (М4)
Количество отжиманий. Среднее ариф. и ошибка средней (М±т) 27,00±0,51 22,08 ±0,34
Уменьшение отжиманий (%) -18,24%
Сигма (5=) 6,6807 4,5177
^Стьюдента)=^эмп)= Различия достоверны 7,9840 Р<0,001
Примечание. *** - р < 0,001 изменения достоверны между (М3 и М4).
№10 • 2023 Октябрь | ОСоЬег
http://www.teoriya.ru
61
Выводы. Было показано, что после отдыха (в данном исследовании - после каникул) внушение физической доминанты в нервных центрах более эффективно на 35,71%, чем без внушения (р<0,001). Внушение во время стресса усилило работоспособность лишь на 10,54%. Таким образом, требуются дальнейшие исследования по поиску и обоснованию мотивационных стимулов, которые, в сочетании с методами внушения, будут способствовать повышению эффективности спортивной подготовки и соревновательной деятельности студенческой молодежи.
Литература
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. // 3-е изд. Серия: Мастера психологии Санкт-Петербург. - Питер, 2016. - 288 с.
2. Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса / П.К. Анохин. - М.: Медицина, 1968. - 546.
3. Павлов И.П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных / И.П. Павлов. - М.: Наука, 1973. - 661 с.
4. Судаков К.В. Квантование жизнедеятельности / К.В. Судаков // Успехи современной биологии. - 1992. - Т. 112. - № 4. - С. 512.
5. Ухтомский А.А. Доминанта. // А.А. Ухтомский // серия: Психология. СПб. Питер, 2020. - 512 с.
6. Ухтомский А.А. Доминанта: физиология поведения. // А.А. Ухтомский // Серия: Медицинский бестселлер. - М.: АСТ, 2020. - 320 с.
7. Фудин Н.А. Анализ спортивной деятельности с позиции теории функциональных систем / Н.А. Фудин, Ю.Е. Вагин // Сеченовский вестник. - 2016. - № 3 (25). - С. 34-45.
References
1. Ananiev B.G. Chelovek kak predmet poznaniya. Seriya: Mastera psik-hologii [Man as an object of knowledge. Series: Masters of Psychology]. 3rd ed. St. Petersburg. Peter, 2016. 288 p.
2. Anokhin P.K. Biologiya i neyrofiziologiya uslovnogo refleksa [Biology and neurophysiology of the conditioned reflex]. Moscow: Meditsina publ., 1968. 546 p.
3. Pavlov I.P. Dvadtsatiletniy opyt obyektivnogo izucheniya vysshey nervnoy deyatelnosti (povedeniya) zhivotnykh [Twenty years of experience in the objective study of the higher nervous activity (behavior) of animals]. Moscow: Nauka publ., 1973. 661 p.
4. Sudakov K.V. Kvantovaniye zhiznedeyatelnosti [Quantization of vital activity]. Uspekhi sovremennoy biologii. 1992. Vol. 112. No. 4. p. 512.
5. Ukhtomsky A.A. Dominanta. Seriya: Psikhologiya [Dominant. Series: Psychology]. SPb., 2020. 512 p.
6. Ukhtomsky A.A. Dominanta: fiziologiya povedeniya. Seriya: Meditsins-kiy bestseller. [Dominant: physiology of behavior. Series: Medical bestseller]. Moscow: AST publ., 2020. 320 p.
7. Fudin N.A., Vagin Yu.E. Analiz sportivnoy deyatelnosti s pozitsii teorii funktsionalnykh sistem [Analysis of sports activities from the standpoint of the theory of functional systems]. Sechenovskiy vestnik. 2016. No. 3 (25). pp. 34-45.
ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ
□ и
£ г. CL
ч—
О OJ и
CL ' -о с
га
^
О (U .с Н
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЦИФРОВОМ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ УНИВЕРСИТЕТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Доктор педагогических наук, доцент Ю.В. Подповетная1 Кандидат педагогических наук С.В. Михайлова1 Кандидат культурологии Е.В. Письменный1 А.Д. Подповетный1
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Уральский филиал, Челябинск
УДМ^С 378.147
Ключевые слова: цифровая грамотность, образовательный процесс, студенты университета физической культуры.
Введение. Стратегия цифровой трансформации отрасли науки и высшего образования (далее Стратегия) задала вектор на модернизацию информационных технологий в образовательном процессе и формирование цифровой грамотности студентов различных направлений и специальностей, в том числе и студентов спортивных вузов [2]. Цифровая грамотность - это умения и навыки, связанные с поиском информации в Интернете [1].
Цель исследования - выявить основные направления эффективного формирования цифровой грамотности студентов в образовательном процессе университета физической культуры.
Методика и организация исследования. Для достижения поставленной цели осуществлен всесторонний анализ, который показал, что 87% студентов имеют низкий уровень цифровой грамотности. Основные причины данного явления: недостаток технических средств в образовательных учреждениях; отсутствие учебных дисциплин, направленных на изучение цифровых технологий; недостаточный уровень подготовки преподавателей к внедрению информационных технологий в образовательный процесс и др.
Результаты исследования и их обсуждение. На основе Стратегии и педагогического опыта авторов статьи выявлены основные направления формирования цифровой грамотности студентов: 1) информационная грамотность, которая предполагает сосредоточиться на эффективных способах оценки качества и достоверности информации; 2) этическое использование цифровых ресурсов, в том числе интеллектуальной собственности, цитирование информации из Интернета; 3) корректное формирование цифрового следа - это вся информация, которую человек
MAIN DIRECTIONS OF THE FORMATION OF DIGITAL LITERACY OF STUDENTS IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF THE UNIVERSITY OF PHYSICAL CULTURE
Dr. Hab., Associate Professor Yu.V. Podpovetnaya1 PhD S.V. Mikhailova1 PhD Ye.V. Pismennyy1 A.D. Podpovetny1
financial University under the Government of the Russian Federation, Ural branch, Chelyabinsk
Поступила в редакцию 24.07.2023 г.
пассивно оставляет и активно делится о себе в Интернете; 4) основы безопасности в Интернете - создание надежных паролей, использование настроек конфиденциальности, виртуальные персональные сети (VPN), шифрование данных и др.; 5) использование цифровой связи, цифровых коммуникаций; 6) киберза-пугивание - использование технологий как средства преследования других, что является центральным при обучении цифровой грамотности студентов.
Выводы. Резюмируя сказанное, отметим, что при формировании навыков цифровой грамотности студентов существенно помогают специализированные сервисы (например, ресурсы цифровой грамотности от Edutopia, учебная программа Belnternet Awesome от Google, веб-сайт цифрового гражданства InCtrl, веб-сайт по цифровой грамотности Common Sense Education и др.), которые ориентированы на включение занятий по цифровой грамотности в образовательный процесс университета и обучение студентов принципам «хорошего» цифрового гражданина.
Исследование выполнено при поддержке научного фонда Уральского филиала Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.
Литература
1. Малетова М.И. Цифровая грамотность студентов вузов: вызовы и возможности / М.И. Малетова, Л.А. Новикова // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Педагогика. Психология. - 2020. - Т. 30. - № 2. - С. 195-203.
2. Стратегия цифровой трансформации отрасли науки и высшего образования (14.07.2021) - Режим доступа: https://minobrnauki. gov.ru/ upload/iblock/e16/dv6edzmr0og5dm57dtm0wyllr6uwtujw.pdf (дата обращения: 07.06.2023).
Информация для связи с автором: [email protected]
62
http://www.teoriya.ru
№10 • 2023 Октябрь | October