ПСИХОЛОГИЯ СПОРТА
Выводы. Было показано, что после отдыха (в данном исследовании - после каникул) внушение физической доминанты в нервных центрах более эффективно на 35,71%, чем без внушения (р<0,001). Внушение во время стресса усилило работоспособность лишь на 10,54%. Таким образом, требуются дальнейшие исследования по поиску и обоснованию мотивационных стимулов, которые, в сочетании с методами внушения, будут способствовать повышению эффективности спортивной подготовки и соревновательной деятельности студенческой молодежи.
Литература
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. // 3-е изд. Серия: Мастера психологии Санкт-Петербург. - Питер, 2016. - 288 с.
2. Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса / П.К. Анохин. - М.: Медицина, 1968. - 546.
3. Павлов И.П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных / И.П. Павлов. - М.: Наука, 1973. - 661 с.
4. Судаков К.В. Квантование жизнедеятельности / К.В. Судаков // Успехи современной биологии. - 1992. - Т. 112. - № 4. - С. 512.
5. Ухтомский А.А. Доминанта. // А.А. Ухтомский // серия: Психология. СПб. Питер, 2020. - 512 с.
6. Ухтомский А.А. Доминанта: физиология поведения. // А.А. Ухтомский // Серия: Медицинский бестселлер. - М.: АСТ, 2020. - 320 с.
7. Фудин Н.А. Анализ спортивной деятельности с позиции теории функциональных систем / Н.А. Фудин, Ю.Е. Вагин // Сеченовский вестник. - 2016. - № 3 (25). - С. 34-45.
References
1. Ananiev B.G. Chelovek kak predmet poznaniya. Seriya: Mastera psik-hologii [Man as an object of knowledge. Series: Masters of Psychology]. 3rd ed. St. Petersburg. Peter, 2016. 288 p.
2. Anokhin P.K. Biologiya i neyrofiziologiya uslovnogo refleksa [Biology and neurophysiology of the conditioned reflex]. Moscow: Meditsina publ., 1968. 546 p.
3. Pavlov I.P. Dvadtsatiletniy opyt obyektivnogo izucheniya vysshey nervnoy deyatelnosti (povedeniya) zhivotnykh [Twenty years of experience in the objective study of the higher nervous activity (behavior) of animals]. Moscow: Nauka publ., 1973. 661 p.
4. Sudakov K.V. Kvantovaniye zhiznedeyatelnosti [Quantization of vital activity]. Uspekhi sovremennoy biologii. 1992. Vol. 112. No. 4. p. 512.
5. Ukhtomsky A.A. Dominanta. Seriya: Psikhologiya [Dominant. Series: Psychology]. SPb., 2020. 512 p.
6. Ukhtomsky A.A. Dominanta: fiziologiya povedeniya. Seriya: Meditsins-kiy bestseller. [Dominant: physiology of behavior. Series: Medical bestseller]. Moscow: AST publ., 2020. 320 p.
7. Fudin N.A., Vagin Yu.E. Analiz sportivnoy deyatelnosti s pozitsii teorii funktsionalnykh sistem [Analysis of sports activities from the standpoint of the theory of functional systems]. Sechenovskiy vestnik. 2016. No. 3 (25). pp. 34-45.
ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ
□ и
£ г. CL
ч—
О OJ и
CL ' -о с
га
^
О (U .с Н
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЦИФРОВОМ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ УНИВЕРСИТЕТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Доктор педагогических наук, доцент Ю.В. Подповетная1 Кандидат педагогических наук С.В. Михайлова1 Кандидат культурологии Е.В. Письменный1 А.Д. Подповетный1
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Уральский филиал, Челябинск
УДМ^С 378.147
Ключевые слова: цифровая грамотность, образовательный процесс, студенты университета физической культуры.
Введение. Стратегия цифровой трансформации отрасли науки и высшего образования (далее Стратегия) задала вектор на модернизацию информационных технологий в образовательном процессе и формирование цифровой грамотности студентов различных направлений и специальностей, в том числе и студентов спортивных вузов [2]. Цифровая грамотность - это умения и навыки, связанные с поиском информации в Интернете [1].
Цель исследования - выявить основные направления эффективного формирования цифровой грамотности студентов в образовательном процессе университета физической культуры.
Методика и организация исследования. Для достижения поставленной цели осуществлен всесторонний анализ, который показал, что 87% студентов имеют низкий уровень цифровой грамотности. Основные причины данного явления: недостаток технических средств в образовательных учреждениях; отсутствие учебных дисциплин, направленных на изучение цифровых технологий; недостаточный уровень подготовки преподавателей к внедрению информационных технологий в образовательный процесс и др.
Результаты исследования и их обсуждение. На основе Стратегии и педагогического опыта авторов статьи выявлены основные направления формирования цифровой грамотности студентов: 1) информационная грамотность, которая предполагает сосредоточиться на эффективных способах оценки качества и достоверности информации; 2) этическое использование цифровых ресурсов, в том числе интеллектуальной собственности, цитирование информации из Интернета; 3) корректное формирование цифрового следа - это вся информация, которую человек
MAIN DIRECTIONS OF THE FORMATION OF DIGITAL LITERACY OF STUDENTS IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF THE UNIVERSITY OF PHYSICAL CULTURE
Dr. Hab., Associate Professor Yu.V. Podpovetnaya1 PhD S.V. Mikhailova1 PhD Ye.V. Pismennyy1 A.D. Podpovetny1
financial University under the Government of the Russian Federation, Ural branch, Chelyabinsk
Поступила в редакцию 24.07.2023 г.
пассивно оставляет и активно делится о себе в Интернете; 4) основы безопасности в Интернете - создание надежных паролей, использование настроек конфиденциальности, виртуальные персональные сети (VPN), шифрование данных и др.; 5) использование цифровой связи, цифровых коммуникаций; 6) киберза-пугивание - использование технологий как средства преследования других, что является центральным при обучении цифровой грамотности студентов.
Выводы. Резюмируя сказанное, отметим, что при формировании навыков цифровой грамотности студентов существенно помогают специализированные сервисы (например, ресурсы цифровой грамотности от Edutopia, учебная программа Belnternet Awesome от Google, веб-сайт цифрового гражданства InCtrl, веб-сайт по цифровой грамотности Common Sense Education и др.), которые ориентированы на включение занятий по цифровой грамотности в образовательный процесс университета и обучение студентов принципам «хорошего» цифрового гражданина.
Исследование выполнено при поддержке научного фонда Уральского филиала Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.
Литература
1. Малетова М.И. Цифровая грамотность студентов вузов: вызовы и возможности / М.И. Малетова, Л.А. Новикова // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Педагогика. Психология. - 2020. - Т. 30. - № 2. - С. 195-203.
2. Стратегия цифровой трансформации отрасли науки и высшего образования (14.07.2021) - Режим доступа: https://minobrnauki. gov.ru/ upload/iblock/e16/dv6edzmr0og5dm57dtm0wyllr6uwtujw.pdf (дата обращения: 07.06.2023).
Информация для связи с автором: [email protected]
62
http://www.teoriya.ru
№10 • 2023 Октябрь | October