Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ФИЗКУЛЬТУРЫ СРЕДСТВАМИ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ'

РАЗВИТИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ФИЗКУЛЬТУРЫ СРЕДСТВАМИ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
21
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПЕДАГОГ / ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ / МЕТОД КЕЙСОВ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Моргачева Н. В., Сотникова Е. Б., Щербатых С. В.

Цель исследования - выявление динамики развития методической компетентности будущих учителей физкультуры при освоении дисциплины «Естественно-научная картина мира» средствами интерактивных технологий. Методика и организация исследования. Научная работа осуществлялась на базе Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина. В исследовании приняли 75 студентов, обучающихся по специальности 44.03.05 Педагогическое образование. На первом этапе были определены компоненты методической компетентности: когнитивный, личностный, деятельно-практический. В ходе второго этапа исследования был разработан и реализован комплекс интерактивных технологий, обеспечивающий развитие методической компетентности студентов. Результаты исследования и выводы. Как показало исследование, интерактивные формы обучения делают образовательный процесс динамичным, способствующим развитию личностных и профессиональных качеств будущих педагогов по физической культуре. Наряду с этим для данной категории обучающихся успешные методические разработки на основе интерактивных технологий служат предпосылкой использования инновационного методического опыта для будущего педагогического проектирования учебно-воспитательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Моргачева Н. В., Сотникова Е. Б., Щербатых С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE METHODOLOGICAL COMPETENCE OF THE FUTURE PHYSICAL EDUCATION TEACHER BY MEANS OF INTERACTIVE TECHNOLOGIES

Objective of the study was to identify the dynamics of the development of the methodological competence of future physical education teachers in mastering the discipline "Natural-scientific picture of the world" by means of interactive technologies. Methods and structure of the study. Scientific work was carried out at the Bunin Yelets State University. The study involved 75 students enrolled in the specialty 44.03.05 Pedagogical education. At the first stage, the components of methodological competence were determined: cognitive, personal, active-practical. During the second stage of the study, a set of interactive technologies was developed and implemented to ensure the development of students' methodological competence. Results and conclusions. As the study showed, interactive forms of education make the educational process dynamic, contributing to the development of personal and professional qualities of future physical education teachers. Along with this, for this category of students, successful methodological developments based on interactive technologies serve as a prerequisite for using innovative methodological experience for the future pedagogical design of the educational process.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ФИЗКУЛЬТУРЫ СРЕДСТВАМИ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

РАЗВИТИЕ МЕТОДИЧЕСКОМ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ФИЗКУЛЬТУРЫ СРЕДСТВАМИ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

УДК/UDC 796.077

Поступила в редакцию 20.02.2023 г.

Кандидат педагогических наук, доцент Н.В. Моргачева1 Кандидат педагогических наук, доцент Е.Б. Сотникова1 Доктор педагогических наук, профессор С.В. Щербатых1 1Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, Елец

DEVELOPMENT OF THE METHODOLOGICAL COMPETENCE OF THE FUTURE PHYSICAL EDUCATION TEACHER BY MEANS OF INTERACTIVE TECHNOLOGIES

PhD, Associate Professor N.V. Morgacheva1 PhD, Associate Professor E.B. Sotnikova1 Dr. Hab., Professor S.V. Shcherbatykh1

1Bunin Yelets State University, Yelets

Информация для связи с автором: [email protected]

Аннотация

Цель исследования - выявление динамики развития методической компетентности будущих учителей физкультуры при освоении дисциплины «Естественно-научная картина мира» средствами интерактивных технологий. Методика и организация исследования. Научная работа осуществлялась на базе Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина. В исследовании приняли 75 студентов, обучающихся по специальности 44.03.05 Педагогическое образование. На первом этапе были определены компоненты методической компетентности: когнитивный, личностный, деятельно-практический. В ходе второго этапа исследования был разработан и реализован комплекс интерактивных технологий, обеспечивающий развитие методической компетентности студентов.

Результаты исследования и выводы. Как показало исследование, интерактивные формы обучения делают образовательный процесс динамичным, способствующим развитию личностных и профессиональных качеств будущих педагогов по физической культуре. Наряду с этим для данной категории обучающихся успешные методические разработки на основе интерактивных технологий служат предпосылкой использования инновационного методического опыта для будущего педагогического проектирования учебно-воспитательного процесса.

Ключевые слова: методическая компетентность, естественно-научная картина мира, интерактивные технологии, педагог, проблемное обучение, метод кейсов, проектная деятельность, информационные технологии.

Abstract

Objective of the study was to identify the dynamics of the development of the methodological competence of future physical education teachers in mastering the discipline "Natural-scientific picture of the world" by means of interactive technologies.

Methods and structure of the study. Scientific work was carried out at the Bunin Yelets State University. The study involved 75 students enrolled in the specialty 44.03.05 Pedagogical education. At the first stage, the components of methodological competence were determined: cognitive, personal, active-practical. During the second stage of the study, a set of interactive technologies was developed and implemented to ensure the development of students' methodological competence.

Results and conclusions. As the study showed, interactive forms of education make the educational process dynamic, contributing to the development of personal and professional qualities of future physical education teachers. Along with this, for this category of students, successful methodological developments based on interactive technologies serve as a prerequisite for using innovative methodological experience for the future pedagogical design of the educational process.

Keywords: methodological competence, natural science picture of the world, interactive technologies, teacher, problem-based learning, case method, project activities, information technologies.

□ и

£ г. CL

4—

О OJ и

CL ' -о с

га

^

О (U .с Н

Введение. Методическая компетентность работников в области физической культуры и спорта является неотъемлемой частью всей системы образования и определяется интеграцией системы методических навыков, знаний, умений и готовностью к их реализации в профессиональной деятельности [5].

Методическая подготовка является важным компонентом универсальных и профессиональных компетенций будущего учителя по физической культуре и предполагает овладение студентом методологией современной педагогической науки, знание научных способов поиска, анализа и систематизации информации при подготовке и проведении уроков.

В этой связи эффективное формирование методической компетенции актуализирует необходимость применения инновационных подходов в обучении специалистов данного пе-

дагогического направления, в частности на основе использования интерактивных технологий [1].

Активное или «диалоговое обучение» предполагает взаимодействие не только между преподавателем и обучающимися, но и между группами или отдельными обучающимися. В рамках диалога происходит полное вовлечение в учебный процесс всех участников и равноценный обмен информацией, обеспечивается обратная связь. На наш взгляд, в условиях использования интерактивных форм обучения у будущих педагогов развиваются способности креативного мышления, формируются навыки принятия решения в нестандартных проблемных ситуациях, повышается педагогическое мастерство.

Цель исследования - выявление динамики развития методической компетентности будущих учителей физкультуры

при освоении дисциплины «Естественно-научная картина мира» средствами интерактивных технологий.

Методика и организация исследования. Научная работа осуществлялась на базе Елецкого государственного университета им. И. А. Бунина. В исследовании приняли 75 студентов, обучающихся по специальности 44.03.05 - Педагогическое образование. На первом этапе были определены компоненты методической компетентности. В ходе второго этапа исследования был разработан и реализован комплекс интерактивных технологий, обеспечивающий развитие методической компетентности студентов.

Нами определено, что методическая компетентность будущего учителя физкультуры состоит из следующих компонентов:

- Когнитивный, который отражает нормативно-методическую осведомленность, а также знания методологических основ педагогического мастерства, видов и приемов современных педагогических технологий (в том числе ИКТ). Оценка освоения студентами когнитивного компонента осуществлялась по результатам выполнения теста на знание ФГОС общего образования, специфики урочной и внеурочной педагогической деятельности, возможностей, многообразия и особенностей педагогических технологий. Тестирование позволило определить три уровня сформированности данного компонента - репродуктивный, адаптивный, продуктивно-творческий.

- Личностный компонент согласуется с осознанием ценности педагогической профессии, стремлением к личностному саморазвитию, профессиональному самосовершенствованию, творческой индивидуальности и педагогической аутентичности. Показатель личностного компонента методической компетенции будущих учителей физкультуры оценивался с применением методики «Мотивация профессиональной деятельности» (К. Замфир в модификации А. Реана), в основу которой положена концепция о преобладании внутренних или внешних мотивов профессиональной деятельности [2].

- Деятельностно-практический компонент отражает умения организовывать и направлять обучающихся на достижения планируемых результатов образовательной деятельности. Степень сформированности данного компонента определялась в результате экспертной оценки проектировочных умений: составление календарно-тематического плана, поурочного, оптимального подбора методов и средств обучения, решения нестандартных педагогических задач.

План занятий с использованием интерактивных технологий включал следующие разделы, состоящие как из лекций, так и практических занятий:

• история становления естествознания как науки;

• фундаментальные понятия, законы и теории естествознания;

• мир как множество эволюционирующих систем;

• антропный принцип восприятия Вселенной. Человек как

феномен биосферы.

При изложении материала по истории развития естествознания применялась лекция-визуализация, реализованная с помощью интернет-технологий и телекоммуникационных систем в виде демонстрации видеофильмов, использования интерактивных досок. Преимуществом данных видов технологий является возможность в любой момент можно остановить презентацию или видеосюжет и провести проблемную дискуссию по заранее поставленным вопросам [4].

При изучении темы «Фундаментальные понятия, законы и теории естествознания» применялась мини-лекция, которая в учебной деятельности активизирует максимальное количество обучающихся, поддерживает постоянную обратную связь, поэтому является одной из эффективных интерактив-

ных технологий при изложении теоретического материала. Перед сообщением новой информации преподаватель выясняет, что студентам уже известно, а после предлагает обсудить свое отношение к данному вопросу, высказать свою точку зрения, что способствует интеграции группового взаимодействия с элементами самообразования.

Учебный материал по теме «Мир как множество эволюционирующих систем» был представлен в диалогическом общении двух преподавателей - лектора по «Естественно-научной картине мира» и лектора по «Философии», то есть в формате бинарной лекции. Ее преимуществом является актуализация имеющихся у студентов знаний, необходимых для понимания диалога педагогов и личностного участия в нем.

В форме проблемной лекции было организовано изучение темы «Антропный принцип восприятия Вселенной. Человек как феномен биосферы». Моделируя проблемную ситуацию, излагалась информация, содержащая некое противоречие, касающееся разных концепций происхождения человека, далее проводилось обсуждение противоположных мнений по данному вопросу, сопоставлялись обыденные представления с научными доктринами и теориями. В данном случае слушатель выступает в роли активного, думающего партнера по дискуссии, что способствует развитию самостоятельности студентов, их продуктивной деятельности.

Для достижения планируемого результата по развитию методической компетентности будущего учителя физкультуры в рамках изучения дисциплины «Естественно-научная картина мира» обучение осуществлялось посредством логистики применения следующих интерактивных технологий на практических и семинарских занятиях: круглый стол, метод проектов, брейнсторм, сase-study [3]. При организации образовательного процесса на таких учебных занятиях обеспечивалось соответствие между рассматриваемым материалом и степенью развитости умений и навыков студентов, их интеллектуальными особенностями и образовательными потребностями.

Результаты исследования и их обсуждение. Оценка когнитивного компонента методической компетентности показала, что в начале экспериментального исследования у 25,3% студентов наблюдался низкий репродуктивный уровень нормативно-методических и методологических знаний; у 64% средний адаптивный уровень и только у 10,6% высокий продуктивно-творческий. К концу эксперимента распределение по уровням стало следующим образом: репродуктивный -13,3%, адаптивный - 73,3%, продуктивно-творческий - 13,3%.

Диагностика деятельностно-практического компонента выявила положительную динамику уровня сформированно-сти проектировочных умений. В начале исследования у 33,3% студентов наблюдался низкий репродуктивный уровень проектировочных умений; у 46,6% средний адаптивный уровень и только у 20% высокий продуктивно-творческий. После эксперимента репродуктивный уровень показали 16% студентов, адаптивный - 64%, показатель продуктивно-творческого уровня изменился незначительно - 22%.

До изучения дисциплины «Естественно-научная картина» мира средствами интерактивных технологий у 24% обучающихся наблюдался комплекс мотивов, в котором преобладают внутренние (осознание значимости профессии) и внешние (стремление к успеху в профессиональной деятельности) положительные мотивы, при этом внешние отрицательные (боязнь критики) не имели особого значения. У 20% студентов внешняя положительная и внешняя отрицательная мотивации были приблизительно на одном уровне, но тем не менее преобладала внутренняя мотивация. Почти половина (44%) студентов показали преобладание внешней отрицательной мотивации, свидетельствующей о том, что обучение в вузе

№5 • 2023 Май | Мау

http://www.teoriya.ru

происходит только ради получения диплома о высшем образовании.

Повторное диагностирование будущих учителей физкультуры в конце эксперимента показало уменьшение количества студентов с преобладанием внешней отрицательной мотивации до 17,3%.

Вывод. Интерактивные формы обучения делают образовательный процесс динамичным, способствующим развитию личностных и профессиональных качеств будущих педагогов по физической культуре. Наряду с этим для данной категории обучающихся успешные методические разработки на основе интерактивных технологий служат предпосылкой использования инновационного методического опыта для будущего педагогического проектирования учебно-воспитательного процесса.

Литература

1. Мезинов В.Н. Развитие социальной активности студента, осваивающего профессию учителя / В.Н. Мезинов, М.А. Захарова, И.А. Карпачева // Перспективы науки и образования. - 2021. -№ 1 (49). - С. 113-126.

2. Одегов Ю.Г. Мотивация персонала: учебное пособие. Практические задания (практикум) / Ю.Г. Одегов, Г.Г. Руденко, С.Н. Апень-ко, А.И. Мерко. - М.: Альфа-Пресс. - 2010. - 640 с.

References

1. Mezinov V.N., Zakharova M.A., Karpacheva I.A. Razvitiye sotsialnoy aktivnosti studenta, osvaivayushchego professiyu uchitelya [Development of social activity of a student mastering the profession of a teacher]. Perspektivy nauki i obrazovaniya. 2021. No. 1 (49). pp. 113-126.

2. Odegov Yu.G., Rudenko G.G., Apenko S.N., Merko A.I. Motivatsiya personala [Motivation of personnel]. Study guide. Practical tasks (workshop). Moscow: Alfa-Press publ., 2010. 640 p.

3. Gerasimova Y.N., Morgacheva N.V., Shcherbatykh S.V. Training of future general science teachers for productive methodical activity. Opcion. 2019; 35, no. Special Issue 21. pp. 786-800.

4. Morgacheva N.V, Sotnikova E.B., S.V. Shcherbatykh and L. N. Shcherbatykh Interactive Technologies of Teaching Disciplines of the Natural Science Cycle as a Means of Forming a Socially Adapted Student's Personality // AIP Conference Proceedings, 2022. Vol. 2647. p. 020011 https://doi.org/10.1063Z5.0104364.

5. Zakharova M.A., Mezinov V.N., Mironova E.L. The university digital educational environment potential in the future teacher professional and personal development. Journal of Physics: Conference Series. Krasnoyarsk Science and Technology City Hall. Krasnoyarsk, Russian Federation, 2020. Vol.1691. p. 12208.

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

□ и

£ г. CL

ч—

О OJ и

2 CL ' -о с га

Ii

О (U .с Н

УВЕЛИЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОМ РАБОТОСПОСОБНОСТИ У СТУДЕНТОВ ЗА СЧЕТ ОБРАЗОВАНИЯ ДОМИНАНТЫ СИЛЫ АКАДЕМИКА А.А. УХТОМСКОГО

Кандидат педагогических наук, доцент Е.А. Семизоров1

Доктор медицинских наук, профессор В.Н. Ананьев2 Тосударственный аграрный университет Северного Зауралья, Тюмень

2Государственный научный центр Российской Федерации -институт медико-биологических проблем Российской академии наук, Москва

УДМ^С 371.72 612.823.2

Ключевые слова: студенты, физическая работоспособность, доминанта А.А. Ухтомского, внушение.

Введение. Физическая работоспособность зависит от количества включенных двигательных единиц (нейромоторных единиц) мышц, что осуществляется двигательными мотонейронами передних рогов спинного мозга. В свою очередь количество включенных в работу мотонейронов определяется тонусом нейронов коры мозга, образующей доминанту. Доминанта А. А. Ухтомского - это повышенный тонус мозга, направленный на достижение какой-либо цели [1, 2].

Цель исследования - определение физической работоспособности у студентов на максимальное количество отжиманий от пола до и после внушения увеличения силы (образования доминанты силы).

Методика и организация исследования. В эксперименте участвовали 144 студента (девушек и юношей) 1-2-го курсов. Регистрировали максимальное количество отжиманий у одной группы студентов от пола в контроле и после императивного внушения увеличения физической силы и увеличения желания студентов отжиматься. Внушение силы у студентов позволило образовать доминанту силы, которая обеспечила большую концентрацию воли на выполнение отжиманий у студентов.

Результаты исследования и их обсуждение. Показано, что среднее количество отжиманий у студентов (144 студента) составило 22,5 раз. Через 10 минут после первых отжиманий (см. таблицу) студентам внушили увеличение силы и увеличение желания отжиматься, количество отжиманий у студентов достоверно увеличилось до 28,2 раз (р<0,01). Результаты исследования показывают, что даже однократное внушение

INCREASE IN PHYSICAL PERFORMANCE OF STUDENTS DUE TO FORMATION OF THE DOMINANT FORCE OF ACADEMICIAN A.A. UKHTOMSKY

PhD, Associate Professor E.A. Semizorov1 Dr. Med., Professor V.N. Ananiev2 'Northern Trans-Ural State Agricultural University, Tyumen 2State Scientific Center of the Russian Federation - Institute of Biomedical Problems of the Russian Academy of Sciences, Moscow

Поступила в редакцию 11.03 2023 г.

увеличения силы и желания отжиматься достоверно изменяет тонус нейронов коры мозга, где образуется доминанта академика А. А. Ухтомского [2], как достижение цели увеличить количество отжиманий у студентов.

Количество отжиманий до и после внушения силы

До внушения отжиманий (144 студента) (M±m) 22,5±0,7 Сигма 8,3 t-критерий Стьюдента = 5,1 различия достоверны при (р<0,01)

После внушения силы отжиманий (144 студента) (M±m) 28,2±0,9 Сигма 10,5

Выводы. Результаты исследования показали, что доминанта увеличения силы у студентов образуется сразу после внушения увеличения силы. За счет циркуляции возбуждения в нейронах коры мозга в виде доминанты академика А. А. Ухтомского реализуется повышенная работоспособность студентов. Выявленные нами механизмы образования доминанты увеличения силы позволяют сделать предположение, что четкие и конкретные внушения до практического занятия, достигнутые во время занятия у студентов, могут значительно повысить эффективность практических занятий.

Литература

Ананьев В.Н. Роль учения о доминанте академика А.А. Ухтомского при психоконцентрации спортсменов / В.Н. Ананьев, Е.А. Семизоров, О.В. Ананьева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лес-гафта. - 2022. - № 4 (206). - С. 548-552.

Ухтомский А.А. Доминанта. Статьи разных лет. 1887-1939 / А.А. Ухтомский. - СПб.: Питер, 2002. - 448 с.

Информация для связи с автором: [email protected]

1.

2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.