Научная статья на тему 'Формирование методической компетентности будущих учителей естествознания посредством использования технологии проектного управления'

Формирование методической компетентности будущих учителей естествознания посредством использования технологии проектного управления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕТОДИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / УЧИТЕЛЬ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОЕКТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / HIGHER EDUCATION / PROFESSIONAL COMPETENCE / METHODICAL COMPETENCE / NATURAL SCIENCE TEACHER / INTERACTIVE TECHNOLOGIES / PROJECT MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Моргачева Н.В.

В данной статье описывается опыт формирования методической компетентности будущих учителей естествознания. Особенность опыта заключается в том, что решение данной задачи осуществлялось посредством механизма проектного управления. Данная технология позволяет продвигать инициативы, исходящие не столько от руководящих работников, сколько от сотрудников организации. Соответствующий проект был реализован в институте математики, естествознания и техники ФГБОУ ВО «ЕГУ им. И.А. Бунина» в 2017 2018 гг. Способом достижения измеримой цели проекта рассматривается функционирование модели формирования методической компетентности будущего учителя естествознания посредством интерактивных технологий. Особенностью реализованной модели является то, что достижение планируемого результата осуществляется посредством логистики применения интерактивных технологий в образовательной деятельности. Результаты педагогического эксперимента подтвердили эффективность данной практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF METHODICAL COMPETENCE OF THE FUTURE TEACHER OF NATURAL SCIENCE BY USING PROJECT MANAGEMENT TECHNOLOGY

This article describes the experience of forming the methodological competence of future teachers of natural science. The peculiarity of the experiment lies in the fact that the solution of this task was carried out through the mechanism of project management. This technology allows you to promote initiatives that emanate not so much from executives as from employees of the organization. The corresponding project was implemented at the Institute of Mathematics, Natural Science and Technology of the Bunin Yelets State University in 2017 2018 years. The method of achieving a measurable goal of the project considers the functioning of the model for forming the methodological competence of the future teacher of natural science through interactive technologies. The peculiarity of the implemented model is that the achievement of the planned result is carried out through the logistics of the application of interactive technologies in educational activities. The results of the pedagogical experiment confirmed the effectiveness of this practice.

Текст научной работы на тему «Формирование методической компетентности будущих учителей естествознания посредством использования технологии проектного управления»

УДК 378

ФОРМИРОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ ПОСРЕДСТВОМ

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Н.В. Моргачева

Аннотация. В данной статье описывается опыт формирования методической компетентности будущих учителей естествознания. Особенность опыта заключается в том, что решение данной задачи осуществлялось посредством механизма проектного управления. Данная технология позволяет продвигать инициативы, исходящие не столько от руководящих работников, сколько от сотрудников организации. Соответствующий проект был реализован в институте математики, естествознания и техники ФГБОУ ВО «ЕГУ им. И.А. Бунина» в 2017 - 2018 гг. Способом достижения измеримой цели проекта рассматривается функционирование модели формирования методической компетентности будущего учителя естествознания посредством интерактивных технологий. Особенностью реализованной модели является то, что достижение планируемого результата осуществляется посредством логистики применения интерактивных технологий в образовательной деятельности. Результаты педагогического эксперимента подтвердили эффективность данной практики.

Ключевые слова: высшее образование, методическая компетентность, учитель естествознания, интерактивные технологии, проектное управление.

FORMATION OF METHODICAL COMPETENCE OF THE FUTURE TEACHER

OF NATURAL SCIENCE BY USING PROJECT MANAGEMENT TECHNOLOGY

N. Morgacheva

Abstract. This article describes the experience of forming the methodological competence of future teachers of natural science. The peculiarity of the experiment lies in the fact that the solution of this task was carried out through the mechanism of project management. This technology allows you to promote initiatives that emanate not so much from executives as from employees of the organization. The corresponding project was implemented at the Institute of Mathematics, Natural Science and Technology of the Bunin Yelets State University in 2017 - 2018 years. The method of achieving a measurable goal of the project considers the functioning of the model for forming the methodological competence of the future teacher of natural science through interactive technologies. The peculiarity of the implemented model is that the achievement of the planned result is carried out through the logistics of the application of interactive technologies in educational activities. The results of the pedagogical experiment confirmed the effectiveness of this practice.

Keywords: higher education, professional competence, methodical competence, natural science teacher, interactive technologies, project management.

Особенностью профессиональной

деятельности будущих учителей естествознания является то, что предметное содержание их деятельности включает в себя несколько предметов. Профили подготовки по данному направлению являются востребованными в силу того, что расширяют возможности трудоустройства будущих бакалавров педагогического образования, поскольку такой специалист может с успехом преподавать несколько предметов в одной школе, в том числе и в так называемых малокомплектных школах.

Интегральной категорией, отражающей готовность будущего учителя к успешной профессиональной деятельности, является методическая компетентность [1-3;8;12]. Вместе с тем, методическая подготовка будущего учителя естествознания требует аккумуляции всего профессорско-преподавательского корпуса, обеспечивающего организацию образовательной

деятельности предметного, психолого-педагогического и методического содержания.

Для решения данной задачи целесообразно оценить содержание и технологическую составляющую реализации основной образовательной программы бакалавриата. В качестве объектов исследования могут выступать: нормативно-правовое обеспечение реализации основной образовательной программы бакалавриата, а также преподаватели.

В качестве первого объекта анализа были определены три основные образовательные программы высшего образования, реализуемые ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина» по следующим направлениям подготовки: «44.03.01 Педагогическое образование» (направленность/профиль Естествознание); «44.03.05 Педагогическое образование» (направленности (профили) Биология, Химия); «44.03.05 Педагогическое образование» (направленности (профили) Естествознание, География).

Конструкт дисциплин анализируемых учебных планов отчетливо демонстрирует, что дисциплины естественнонаучного содержания раскрываются в большей степени в аспекте дифференциации, поскольку призваны сформировать базу предметной компетентности будущего учителя. В этих условиях основной упор должен быть сделан на дисциплинах методического содержания, причем не столько на уровне содержания, сколько на уровне технологии, так как целевая установка данного блока дисциплин - трансформировать предметное содержание в методическом аспекте.

Исследование нормативно-правового

обеспечения реализации основной

образовательной программы бакалавриата позволило установить их дефицитарное состояние. Конструкт дисциплин учебного плана сам по себе не обеспечивает трансфер предметного содержания в сферу профессиональной педагогической деятельности будущих бакалавров. Вместе с тем, данный конструкт обладает потенциальными

возможностями в решении проблемы формирования методической компетентности. Своеобразными «зонами возможностей» являются: самостоятельная работа студентов в составе содержания естественнонаучных дисциплин в плане интегративности и междисциплинарности; технологизация

реализации дисциплин методического содержания; использование потенциала практики.

Реализация выявленных условий

осуществляется преподавательским корпусом, поэтому для прояснения состояния стартовых условий формирования методической компетентности будущего учителя

естествознания значимым является исследование специфики преподавательской деятельности. С этой целью было проведено анкетирование 23 преподавателей, реализующих учебные дисциплины естественнонаучного и

методического содержания. Исследование отношения преподавателей, реализующих дисциплины естественнонаучного и

методического содержания, позволяет сделать следующие выводы. Во-первых, значимость применения интерактивных технологий в формировании методической компетентности будущего учителя естествознания демонстрируют около половины преподавательского корпуса. Во-вторых, полноценное применение интерактивных технологий в образовательной деятельности осуществляет примерно треть преподавателей. В-третьих, половина респондентов выразили готовность к самообразованию в данном

направлении, в том числе и посредством кооперации с коллегами.

В качестве ключевых направлений по преобразованию образовательной деятельности были определены переработка содержания учебных дисциплин и практик согласно принципам интегративности, межпредметности и

технологичности, а также внедрение и интенсификация применения интерактивных технологий.

Наибольшая сложность в реализации данных направлений заключалась в осуществлении процесса совершенствования преподавания дисциплин различного содержания, поскольку данная деятельность требует аккумуляции человеческих ресурсов - иными словами, активизации методической деятельности преподавателей, ведущих дисциплины естественнонаучного и методического содержания. Для решения данной проблемы был привлечен механизм проектного управления.

Проектное управление - это современная технология обеспечения инновационной деятельности в организации, которая позволяет продвигать инициативы «снизу», то есть инициативы, исходящие не столько от руководящих работников, сколько от сотрудников организации [4;5; 10].

Проектное управление уже зарекомендовало себя в сфере образования как технология управления инновационным развитием образовательной организации посредством инициации проектов различного уровня - от федерального и регионального до институционального масштабов [6;7;9;11].

В рамках данной технологии в институте математики, естествознания и техники ФГБОУ ВО «ЕГУ им. И.А. Бунина» автором был инициирован проект «Создание и реализация модели формирования методической

компетентности обучающихся по направлению 44.03.01 Педагогическое образование (направленность/профиль Естествознание)

посредством интерактивных технологий на базе института математики, естествознания и техники ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина»», рассчитанный на реализацию в период 16.01.2017 г. - 30.03.2018 г.

Цель данного проекта - сформировать методическую компетентность более чем у 80% обучающихся по направлению 44.03.01 Педагогическое образование (направленность/ профиль Естествознание) к 30.03.2018 г.

Способом достижения измеримой цели проекта рассматривается функционирование модели формирования методической

компетентности будущего учителя естествознания посредством интерактивных технологий.

Результатом деятельности, инициированной в рамках данного проекта, является следующее: организована работа по формированию методической компетентности более чем у 80% обучающихся по направлению 44.03.01 Педагогическое образование (направленность/ профиль Естествознание) к 30.03.2018 г.

К результату проекта предъявляются следующие требования: составлен профиль методической компетентности будущего учителя естествознания; разработан диагностический инструментарий для определения начального уровня сформированности методической компетентности студентов; доработано не менее 13 программ учебных дисциплин в соответствии с принципами интегративности содержания образования, многоуровневости, технологичности, интерактивности; проведено не менее 10 методических мероприятий по диссеминации опыта организации образовательной деятельности студентов посредством интерактивных технологий; разработан диагностический инструментарий по определению эффективности формирования методической компетентности студентов; опубликовано не менее 5 статей по проблеме формирования методической компетентности будущего учителя естествознания.

Пользователи результатом проекта: студенты, обучающиеся по направлению «44.03.01 Педагогическое образование»

(направленность/профиль Естествознание); преподаватели института математики, естествознания и техники.

В рабочую группу проекта вошли 12 преподавателей института математики, естествознания и техники, реализующие программы учебных дисциплин

естественнонаучного и методического содержания.

В ходе реализации проекта были выполнены 5 блоков работ.

Первый блок работ - организационный. В рамках данного блока в формате проектной сессии состоялась разработка рабочей группой плана управления проектом, основанного на совместном выявлении проблем и перспектив формирования методической компетентности студентов. В основе проектной сессии были применены две стратегии: SWOT-анализ и форсайт.

Второй блок работ проекта -мониторинговый. Данный блок работ включал в себя разработку диагностического

инструментария для определения уровня сформированности методической

компетентности студентов на начальном, промежуточном и итоговом этапах реализации проекта, проведение диагностики, а также исследование специфики организации образовательной деятельности студентов в содержательном и технологическом аспектах.

Третий блок работ - методический. В рамках данного блока работ было реализовано два направления деятельности.

Во-первых, переработка членами рабочей группы содержания учебных дисциплин естественнонаучного и методического содержания, а также формирование методик преподавания данных дисциплин с учетом ориентации на интенсификацию применения интерактивных технологий. Так, модернизации подверглись 11 учебных дисциплин естественнонаучного содержания («Биология», «Физика», «Химия», «География»,

«Землеведение», «Биология растений», «Ботаника с основами фитоценологии», «Экология Липецкой области», «Экология и рациональное природопользование», «Основы экологического краеведения», «Биогеография») и 2 учебные дисциплины методического содержания («Методика обучения и воспитания (естествознанию)», «Новые образовательные технологии в естествознании»).

Во-вторых, диссеминация опыта организации образовательной деятельности студентов посредством интерактивных технологий. Реализация данного направления осуществлялась в форме проведения методических мероприятий. Всего в ходе реализации проекта было проведено 12 методических мероприятий.

На четвертом (внедренческом) этапе состоялась реализация модернизированного содержания 13 учебных дисциплин. По времени данные дисциплины реализовывались в период 4 - 6 семестров. Также в ходе самообследования удалось установить, что использование интерактивных технологий в процессе преподавания данных учебных дисциплин увеличилось с 35% до 72%.

Пятый этап - этап информационного сопровождения - включал в себя тиражирование достигнутых результатов в форме публикаций научных статей.

Для подтверждения эффективности данной практики был проведен педагогический эксперимент, участниками которого стали две академические группы. В качестве контрольной группы выступила группа студентов, обучающихся по направлению «44.03.05 Педагогическое образование» (направленности (профили) Биология, Химия) с 2015 года, общим

количеством 16 человек. В качестве экспериментальной группы была определена группа студентов, обучающихся по направлению «44.03.01 Педагогическое образование» (направленность/профиль Естествознание) также с 2015 года, общим количеством 17 человек.

В ходе исследования было установлено, что в контрольной группе положительные изменения наблюдаются в увеличении на 6,3% доли студентов, демонстрирующих продуктивно-творческий уровень сформированности методической компетентности, при снижении на 6,3% доли студентов, демонстрирующих адаптивный уровень. Изменения, которые произошли в экспериментальной группе, более существенны. На 35,3% увеличилась доля студентов, демонстрирующих продуктивно-творческий уровень сформированности методической компетентности, на 6% - доля студентов, демонстрирующих репродуктивный уровень. Доля студентов, демонстрирующих адаптивный уровень, снизилась на 41,3%.

Таким образом, посредством использования технологии проектного управления была успешно

апробирована модель формирования

методической компетентности будущих учителей естествознания. Особенностью данной модели является то, что достижение планируемого результата осуществляется посредством логистики применения интерактивных технологий в образовательной деятельности. Методология модели базируется на специфических подходах (системно-интегративный, компетентностный, деятельностный и технологический) и принципах (интегративности содержания образования, многоуровневости, технологичности,

интерактивности). Данная модель затрагивает не весь цикл образовательной деятельности на уровне бакалавриата, а лишь такой вид образовательной деятельности, как обучение студентов в формах лекционных, практических занятий,

самостоятельной работы. Применение интерактивных технологий соотносится с формами обучения, реализуемыми в системе высшего образования, а также с их потенциалом в формировании компонентов методической компетентности будущего учителя естествознания.

1. Васильева П.Д. Профессионально-методическая подготовка учителя химии в вузе как самоорганизующаяся система: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.02 / Васильева Полина Дмитриевна. - Санкт-Петербург, 2004. - 47 с.

2. Вегнер Е.Г. Формирование методологической компетентности будущего учителя географии средствами модульного обучения: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08, 13.00.02 / Вегнер Елена Григорьевна. - Москва, 2007. - 24 с.

3. Верещагина Н.О. Методическая подготовка бакалавров и магистров в области географического образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.02 / Верещагина Наталья Олеговна - Санкт-Петербург, 2012. - 46 с.

4. Джураев Э.Ш. Механика проектного управления: / Э.Ш. Джураев, Н.Л. Персод, Д.А. Дьяченко. - Издательские решения, 2016. - 279 с.

5. Ильин И.В. Управление проектами в сложных социально-экономических системах: монография / И.В. Ильин, С.В. Широкова, А.И. Левина. - Санкт-Петербург: Изд-во политехнического ун-та, 2016. - 310 с.

6. Прикот О.Г. Проектное управление развитием образовательной организации / О.Г. Прикот, В.Н. Виноградов. - Москва: Нац. кн. центр: Сертябрь, 2015. - 158 с.

7. Проектное управление в системе контекстных связей университет-регион: коллективная монография / В.А.

Безуевская, А.Р. Грошев, А.С. Каратаев и др.; под общ. ред. А.Р. Грошева, Н.В. Полихова. - Сургут: Изд. центр СурГУ, 2017. - 178 с.

8. Романова О.В. Теоретические и методические основы системы формирования информационно-методической компетентности учителя химии в педагогическом вузе: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Романова Ольга Викторовна. - Ростов-на-Дону, 2007. - 25 с.

9. Татьянина ЕП. Подготовка будущих педагогов к управлению проектными кластерами методическое пособие / Е.И Татьянина - Челябинск Изд-во ЧОУВО РБИУ, 2016. - 107 с.

10. Тхориков Б.А. Проектное управление: учебно-методическое пособие / Б.А. Тхориков, О.А. Герасименко. -Белгород: БелГУ, 2017. - 63 с.

11. Управление инновациями в образовательной организации. Кейс успешного руководителя. Управление через проектирование. Деятельность проектной команды. Эффективные технологии управления инновациями; авт.-сост. Н.М. Борытко, О.Л. Иванова, Е.И. Фастова. - Волгоград: Учитель, 2015. - 161 с.

12. Шаталов М.А. Система методической подготовки учителя химии на основе проблемно-интегративного подхода: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.02 / Шаталов Максим Анатольевич. - Санкт-Петербург, 2004. - 42 с.

Сведения об авторе:

Моргачева Наталья Викторовна (г. Елец, Россия), соискатель, старший преподаватель кафедры химии и биологии Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина, e-mail: biokafe@yandex.ru

Data about the author:

N. Morgacheva (Yelets, Russia), applicant, art. teacher of the Department of Chemistry and Biology Bunin Yelets State University, e-mail: biokafe@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.