Научная статья на тему 'РОЛЬ УЧЕНИЯ О ДОМИНАНТЕ АКАДЕМИКА А.А. УХТОМСКОГО ПРИ ПСИХОКОНЦЕНТРАЦИИ СПОРТСМЕНОВ'

РОЛЬ УЧЕНИЯ О ДОМИНАНТЕ АКАДЕМИКА А.А. УХТОМСКОГО ПРИ ПСИХОКОНЦЕНТРАЦИИ СПОРТСМЕНОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
633
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТСМЕНЫ / ПСИХОЛОГИЯ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДОМИНАНТА УХТОМСКОГО

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ананьев Владимир Николаевич, Семизоров Евгений Алексеевич, Ананьева Ольга Васильевна

Целью данного исследования был анализ влияния психологической концентрации воли спортсмена и совмещение этого понятия с учением о доминанте академика А.А. Ухтомского. Большое значение для спортсмена имеет психологическая концентрация, когда нужно направить всю психологическую силу на получение спортивного результата. Спортсмены используют для этого различные методы, например, аутогенная тренировка, йога, мышечная релаксация, психоконцентрации и т.д. Мы считаем, что можно все эти методы настройки психики спортсмена изучить, и объединить в одну систему высшей нервной деятельности человека, которая управляется психологическими механизмами доминанты. Доминанта психологически объединяет на достижение конечного полезного результата работу всех функциональных систем организма, особенно мышечной системы, системы кровообращения и дыхания, гормональной системы, нервной системы. Для этого мы в нашей работе провели психологический анализ работы мозга спортсмена с точки зрения учения о доминанте академика А.А. Ухтомского.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ананьев Владимир Николаевич, Семизоров Евгений Алексеевич, Ананьева Ольга Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF THE DOMINANT DOCTRINE OF ACADEMICIAN A.A. UKHTOMSKY IN THE PSYCHOCONCENTRATION OF ATHLETES

The purpose of this study was to analyze the influence of the psychological concentration of the athlete's will and to combine this concept with the doctrine of the dominant of Academician A.A. Ukhtomsky. Psychological concentration is of great importance for an athlete, when it is necessary to direct all psychological strength to obtain a sporting result. Athletes use various methods for this, for example, autogenic training, yoga, muscle relaxation, psychoconcentration, etc. We believe that it is possible to study all these methods of adjusting the athlete's psyche and to combine them into one system of higher nervous activity of the person, which is controlled by the psychological mechanisms of the dominant. The dominant psychologically combines the work of all functional systems of the body, especially the muscular system, circulatory and respiratory systems, hormonal system, nervous system, to achieve the final useful result. To do this, in our work we conducted the psychological analysis of the athlete's brain from the point of view of the doctrine of the dominant of Academician A.A. Ukhtomsky.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ УЧЕНИЯ О ДОМИНАНТЕ АКАДЕМИКА А.А. УХТОМСКОГО ПРИ ПСИХОКОНЦЕНТРАЦИИ СПОРТСМЕНОВ»

Психологические науки

УДК 159.91

РОЛЬ УЧЕНИЯ О ДОМИНАНТЕ АКАДЕМИКА А.А. УХТОМСКОГО ПРИ ПСИХОКОНЦЕНТРАЦИИ СПОРТСМЕНОВ

Владимир Николаевич Ананьев, доктор медицинских наук, профессор, Институт медико-биологических проблем РАН, г. Москва; Евгений Алексеевич Семизоров, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой, Государственный аграрный университет Северного Зауралья, г. Тюмень; Ольга Васильевна Ананьева, доктор медицинских наук, профессор, Тюменский государственный медицинский университет, г. Тюмень

Аннотация

Целью данного исследования был анализ влияния психологической концентрации воли спортсмена и совмещение этого понятия с учением о доминанте академика А.А. Ухтомского. Большое значение для спортсмена имеет психологическая концентрация, когда нужно направить всю психологическую силу на получение спортивного результата. Спортсмены используют для этого различные методы, например, аутогенная тренировка, йога, мышечная релаксация, психоконцентрации и т.д. Мы считаем, что можно все эти методы настройки психики спортсмена изучить, и объединить в одну систему высшей нервной деятельности человека, которая управляется психологическими механизмами доминанты. Доминанта психологически объединяет на достижение конечного полезного результата работу всех функциональных систем организма, особенно мышечной системы, системы кровообращения и дыхания, гормональной системы, нервной системы. Для этого мы в нашей работе провели психологический анализ работы мозга спортсмена с точки зрения учения о доминанте академика А.А. Ухтомского.

Ключевые слова: спортсмены, психология, физическое воспитание, доминанта Ухтомского.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.4.p548-552

ROLE OF THE DOMINANT DOCTRINE OF ACADEMICIAN A.A. UKHTOMSKY IN THE PSYCHOCONCENTRATION OF ATHLETES

Vladimir Nikolaevich Ananyev, the doctor of medical sciences, professor, Institute of Biomedical Problems of the Russian Academy of Sciences, Moscow; Evgeny Alekseevich Semizorov, the candidate of pedagogical sciences, docent, department chair, State Agrarian University of the Northern Trans-Urals Tyumen; Olga Vasilyevna Ananyeva, the doctor of medical sciences, professor, Tyumen State Medical University

Abstract

The purpose of this study was to analyze the influence of the psychological concentration of the athlete's will and to combine this concept with the doctrine of the dominant of Academician A.A. Ukhtom-sky. Psychological concentration is of great importance for an athlete, when it is necessary to direct all psychological strength to obtain a sporting result. Athletes use various methods for this, for example, auto-genic training, yoga, muscle relaxation, psychoconcentration, etc. We believe that it is possible to study all these methods of adjusting the athlete's psyche and to combine them into one system of higher nervous activity of the person, which is controlled by the psychological mechanisms of the dominant. The dominant psychologically combines the work of all functional systems of the body, especially the muscular system, circulatory and respiratory systems, hormonal system, nervous system, to achieve the final useful result. To do this, in our work we conducted the psychological analysis of the athlete's brain from the point of view of the doctrine of the dominant of Academician A.A. Ukhtomsky.

Keywords: athletes, psychology, physical education, Ukhtomsky's dominant.

ВВЕДЕНИЕ

Физические нагрузки спортсменов с каждым годом возрастают [4, 10] растут и показатели рекордов. Поэтому все актуальней становится применение методов более эффективных тренировок и методов восстановления. Все методы тренировок и восстановления в большей степени соответствуют психофизиологическому резерву и предопределены генетическими особенностями данного организма. В то же время еще не исследованы резервы психофизиологических свойств центральной нервной системы [5,6], принципов регуляции и работы нервной системы и ее влияния на различные органы и системы. Одним из значимых принципов работы нервной системы является психологическая и физиологическая концентрация на достижение конкретной цели, что было разработано как учение о доминанте академиком А. А. Ухтомским [3, 7].

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Русский ученый Алексей Алексеевич Ухтомский [3] ввел в научный обиход понятие доминанты в самом начале ХХ века (первое наблюдение 1904 г., первая публикация 1923 г.). Доминанта образуется в мозге человека при психологической концентрации внимания, направленного на достижении какой-либо цели. Он определил, что доминанта - это устойчивый очаг повышенной возбудимости нервных центров, при котором возбуждения, приходящие в центры возбуждения, служат усилению возбуждения в очаге, тогда как в остальной части нервной системы широко наблюдаются явления торможения [3, 8]. Доминанта - это психофункциональное объединение нервных центров, состоящее из относительно подвижного коркового компонента и более жестких подкорковых, вегетативных и гуморальных компонентов. Доминанта обеспечивает освобождение организма от побочной деятельности для достижения наиболее важных в данный момент для организма целей. Доминанта может сформироваться в любом отделе ЦНС, на любом ее уровне, т.е. она отражает общее свойство нервных процессов. Любая деятельность организма обеспечивается работой сменяющих друг друга доминант, происходит постоянная борьба доминант (желаний, целей, планов) под контролем нервной системы и всего организма. Одним из свойств доминанты является обладание двигательными путями и мышцами [2, 3], поэтому, если есть психологическая доминанта (цель деятельности), мышцы спортсмена по его желанию сокращаются с гораздо большей силой, чем без доминанты. Регуляция выработки доминанты может улучшить спортивные результаты, отсюда значение и актуальность познания учения о психологической доминанте А.А. Ухтомского спортсменами [3].

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Вся деятельность организма подчинена в данный момент какой-либо одной цели. Это было замечено впервые А.А. Ухтомским, и названо им доминантой [3]. Доминанта является развернутым психологическим планом действия для достижения какой-либо цели организмом. Так как организм в данный момент может двигаться только к одной цели (одновременно нельзя идти к разным целям) основным свойством психической доминанты будет обладание двигательными путями и мышцами. Именно управление мышцами и старается захватить в данный момент доминанта для своего удовлетворения, а по направлению движений мышечных сокращений проще всего выявить психическую доминанту (цель действия).

Например, если собака голодная, рецепторы в ее теле возбуждают центры голода, что способствует возникновению пищевой доминанты, которая захватывает двигательные пути, собака бегает и ищет пищу. Пищевая доминанта захватывает не только двигательные пути, но и память, органы зрения, слух и другие функциональные системы. Пищевая доминанта будет существовать долго, пока не удовлетворится (собака поест, и насытится). Следующее важное свойство доминанты - это исчезновение после удовлетворения.

После удовлетворения пищевой доминанты освобождаются двигательные пути, и другие доминанты (желания, цели) начинают борьбу в мозге за обладание двигательными путями, чтобы иметь возможность удовлетвориться. Борьба доминант (желаний, целей) между собой, как писал академик И.П. Павлов [2, 3], наиболее энергозатратный и трудный процесс функционирования высшей нервной деятельности для организма. Та доминанта, которая по своей физиологической модальности в данный момент будет наиболее нужна организму (это оценит виртуальная система врожденной и приобретенной обработки информации мозга и память), будет наиболее сильной, и получит в управление все двигательные пути и другие функциональные системы для достижения цели [1, 3].

Например, если у собаки возникла половая доминанта, и она захватила двигательные пути, то собака будет интенсивно искать себе полового партнера для продолжения рода. После удовлетворения половая доминанта исчезает, собака теряет интерес к партнерам, в мозге собаки снова начинается борьба за захват следующей наиболее сильной по физиологической модальности доминанты (желания, цели), за двигательные пути (мышцы) и другие системы организма. Так происходит постоянно, одна доминанта удовлетво -ряется, и исчезает, образуется следующая доминанта с захватом двигательных путей и мышц.

У человека кроме пищевой, половой доминанты, доминанты самосохранения в отличие от животных есть система выработки психологических доминант, которые могут быть целями творчества, у спортсменов - целями тренировок. Для их достижения человек должен сконцентрировать значительную психологическую энергию на длительное время. У человека смена доминант происходит гораздо сложнее, чем у животных, так как у человека есть рефлекс цели [2], которого нет у животных. Рефлекс цели - это сконцентрированная психологическая энергия на творчество, желание построить мост, полететь в Космос, тренироваться и стать чемпионом, написать книгу и т. д.

Например, рассмотрим психологические процессы формирования доминант у ряда будущих спортсменов. Каждый спортсмен знает, что утром полезно заниматься зарядкой и бегом. Просыпаясь, в мозге спортсмена возникает доминанта (план действия) нужно встать, и выйти на улицу, чтобы бегать и тренироваться. Каждый спортсмен знает, как трудно психологически заставить себя бегать, когда хочется еще полежать-понежиться в постели, в этом случае начинается борьба доминант за обладание мышцами (доминанты спорта и доминантной лени). Доминанта лени (доминанта самосохранения) как бы говорит спортсмену (его сознанию), что полежи еще немного, сегодня давай не будем бегать -побегаем завтра, на улице моросит дождик - побегаем потом, когда не будет дождика и т. д. Если психологическая доминанта спорта у спортсмена сильная, она захватит мышцы, спортсмен встанет, и выйдет для пробежки на улицу, в итоге он и станет настоящим спортсменом. Но ему еще нужно будет много раз психологически своим сознанием и волей захватывать доминанту спорта и через огромный труд тренировки стать чемпионом. Тот спортсмен, который не сумел психологически своей доминантой спорта (желаниями) захватить двигательные пути, так и никогда не сможет преодолеть свою лень, и до конца жизни будет планировать со следующей недели бегать по утрам, но никогда не побежит тренироваться, не станет спортсменом.

Как писал академик И.П. Павлов [2], что рефлекс цели (доминанту) надо воспитывать, выращивать, усиливать, чтобы «рефлекс цели не сгибался перед трудностями, а был готов пройти море слез, чтобы получить каплю радости». Сила сокращения мышц зависит от количества включенных в работу нейромоторных единиц (двигательных единиц), которые представляют собой двигательный альфа-мотонейрон в передних рогах спинного мозга, от которого отходит аксон, иннервирующий до 20000 мышечных клеток (в разных мышцах разное количество мышечных клеток на одну двигательную единицу). Двигательная единица работает по закону «все или ничего», она сокращена или нет, то есть или все мышечные клетки сокращены или нет. Психологически (за счет силы воли человека)

нервная система включает в работу определенное количество двигательных мотонейронов спинного мозга, чем больше включит, тем больше сила. При перетренировке с каждым занятием включается все меньшее количество альфа-мотонейронов и двигательных единиц, сила становится меньше. При правильной тренировке с каждым занятием должно включаться все большее количество двигательных единиц, тренировка должна прекращаться, когда нет увеличения количества включенных двигательных единиц. Количе -ство включенных двигательных единиц можно контролировать по увеличению спектра и амплитуде биопотенциалов мышц: чем больше амплитуда, тем больше включилось в работу двигательных единиц. Сила сокращения мышц естественно зависит и от частоты нервных импульсов от двигательных нейронов (альфа-мотонейронов) к мышечным клеткам. При мышечной работе в первую очередь устает психика и нервные центры, меньше включается в работу двигательных мотонейронов и двигательных единиц, сила уменьшается. При психоэмоциональном контролируемом возбуждении человек может включить намного большее количество двигательных единиц в работу, значительно увеличив силу [1, 2]. При внутреннем страхе, неуверенности включается меньшее количество двигательных единиц, поэтому все спортсмены заранее тренируются на фиксацию психической устойчивости при проведении соревнований [4, 10]. Наиболее известны методы индийских йогов [9] увеличения психоконцентрации, методы аутогенной тренировки, которые могут значительно увеличить силу мышц мысленным психологическим приказом (доминантой) включить в работу большее количество нейромоторных единиц.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

При правильном физиологическом процессе тренировки у спортсмена образуется в нейронах мозга устойчивая доминанта последовательности мышечных сокращений (динамический стереотип), что при соревнованиях обеспечит высокие показатели результатов спортсмена. Мы считаем, что глубокое понимание спортсменом и тренером учения о доминанте академика А.А. Ухтомского может повысить результативность спортсмена за счет использования физиологических механизмов деятельности нервной и мышечной систем организма.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ананьев В.Н. Педагогическая физиология доминанты А.А. Ухтомского при функционировании зеркальных нейронов мозга / В.Н Ананьев, О.В. Ананьева, Е.А. Семизоров // Тенденции развития науки и образования. - 2021. - № 70-4. - С. 12-18.

2. Павлов И.П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных / И.П. Павлов. - Москва : Наука, 1973. - 661 с.

3. Ухтомский А.А. Доминанта. Статьи разных лет. 1887-1939 / А.А. Ухтомский. - Санкт-Петербург : Питер, 2002. - 448 с.

4. Gustafsson H. Fear of failure, psychological stress, and burnout among adolescent athletes competing in high level sport. / H. Gustafsson, S.S. Sagar, A Stenling // Scand J Med Sci Sports. - 2017. -Vol. 27 (12). P. 2091-2102.

5. Kellmann M. Preventing overtraining in athletes in highintensity sports and stress/recovery monitoring / M. Kellmann // Scand J Med Sci Sports. - 2010. - Vol.20. - Issue 2. - P. 95-102.

6. Kiely J. Periodization Theory / J. Kiely // Confronting an Inconvenient Truth. Sports Med. -2018. - Vol. 48 (4). - P. 753-764.

7. Pavlova L.P. Dominant and opponent relations in cortical function / L.P. Pavlova, D.N. Ber-lov, A. Kurismaa // An EEG study of exam performance and stress. AIMS Neurosci. -2017 - Vol. 5(1). -P. 32-55.

8. Pavlova L.P. Work capacity and anticipation in AA Ukhtomsky's concept of dominance / L.P. Pavlova // Int J General Syst. - 2015. - Vol. 44. - P.667-685.

9. Saeed S.A. Depression and Anxiety Disorders: Benefits of Exercise, Yoga, and Meditation. / S.A. Saeed, К. Cunningham, R.M. Bloch // Am Fam Physician. - 2019. - Vol. 99 (10). - P. 620-627.

10. Anxiety and Psycho-Physiological Stress Response to Competitive Sport Exercise. / Е. Sagui, Z. Fabien, C. Martin-Krumm, F. Canini // Frontiers in Psychology. - 2018 - Vol. 9. - URL:

https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/fpsyg.2018.01469 (дата обращения: 01.03.2022).

REFERENCES

1. Ananyev, V.N., Ananyeva, O.V. and Semizorov E.A. (2021), "Pedagogical physiology of the dominant A.A. Ukhtomsky in the Functioning of Mirror Neurons of the Brain", Trends in the Development of Science and Education, No. 70-4, pp. 12-18.

2. Pavlov, I.P. (1973), Twenty years of objective study of the higher nervous activity (behavior) of animals, Nauka, Moscow.

3. Ukhtomsky, A.A. (2002), Dominant. Articles of different years. 1887-1939, Peter, St. Petersburg.

4. Gustafsson, H., Sagar, S.S. and Stenling, A (2017), "Fear of failure, psychological stress, and burnout among adolescent athletes competing in high level sport", Scand J Med Sci Sports, Vol. 27 (12), pp. 2091-2102.

5. Kellmann, M. (2010), "Preventing overtraining in athletes in highintensity sports and stress/recovery monitoring", Scand J Med Sci Sports, Vol.20, Issue 2, pp. 95-102.

6. Kiely, J. (2018), "Periodization Theory", Confronting an Inconvenient Truth. Sports Med, Vol. 48 (4), pp. 753-764.

7. Pavlova, L.P., Berlov, D.N. and Kurismaa, A. (2017), "Dominant and opponent relations in cortical function", An EEG study of exam performance and stress. AIMS Neurosci, Vol. 5(1), pp. 32-55.

8. Pavlova, L.P. (2015), "Work capacity and anticipation in AA Ukhtomsky's concept of dominance", Int J General Syst., Vol. 44, pp. 667-685.

9. Saeed, S.A., Cunningham, К. and Bloch, R.M. (2019), ", Am Fam Physician, Vol. 99 (10), pp. 620-627.

10. Sagui, Е., Fabien Z., Martin-Krumm, C. and Canini, F. (2018), "Anxiety and Psycho-Physiological Stress Response to Competitive Sport Exercise", Frontiers in Psychology, Vol. 9, available at: https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/fpsyg.2018.01469 (date accessed: 01.03.2022).

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 24.04.2022

УДК 159.922

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СУБЪЕКТНОСТИ СТУДЕНТОВ

И СПОРТСМЕНОВ

Лариса Владимировна Бянкина, кандидат педагогических наук, доцент, Дальневосточная государственная академия физической культуры, Хабаровск; Алла Васильевна Хо-тимченко, профессор, Тихоокеанский государственный университет, Хабаровск; Ольга Юрьевна Зинченко, кандидат педагогических наук, Хабаровская краевая спортивная школа Олимпийского резерва, Хабаровск; Владимир Григорьевич Лисов, доцент, Дальневосточная государственная академия физической культуры, Хабаровск

Аннотация

Развитие личности существенным образом определяется развитием ее субъектности, выступающим как интегративное свойство, выражающее отношения человека к себе как к деятелю. Внедрение компетентностного подхода актуализировало развитие личностных качеств в педагогическом процессе и определение их уровня. Целью проводимого исследования явилось определение структуры субъектности лиц юношеского возраста, занимающихся и не занимающихся спортом. Определены некоторые особенности развития структуры субъектности в зависимости от пола, возраста и занятий спортом. В частности выявлены достоверные различия в осознании собственной активности, а также свободе выбора и ответственности за него у спортсменов обоего пола. Ключевые слова: субъектность, показатели субъектности, спортсмен, студент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.