Научная статья на тему 'Квалиметрический анализ двигательных действий у студентов транспортной отрасли'

Квалиметрический анализ двигательных действий у студентов транспортной отрасли Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
35
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХАРАКТЕРНЫЕ ПРИЗНАКИ / ЭЛЕМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ / КВАЛИМЕТРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / СТУДЕНТЫ ТРАНСПОРТНОЙ ОТРАСЛИ / CHARACTERISTIC FEATURES / CONTROLS / QUALIMETRIC ANALYSIS / MOTOR ACTIONS / STUDENTS OF THE TRANSPORT INDUSTRY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алиходжин Рустам Рашитович, Плеханова Екатерина Викторовна, Видякина Маргарита Юрьевна

В статье представлены результаты исследований по обоснованию типичных признаков двигательных действий различного характера у студентов транспортной отрасли, особенностью которой является использование квалиметрического анализа, позволяющего комплексно оценить совокупность свойств изучаемых особенностей. В связи с этим считаем, что разработка характерных признаков и главных элементов управления движениями должны обеспечить результативное управление процессом обучения двигательных действий разных типов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алиходжин Рустам Рашитович, Плеханова Екатерина Викторовна, Видякина Маргарита Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Qualimetry analysis of motor actions among the students in transport industry

The article presents the results of the investigations of the typical signs of motor actions of the different nature among the students of the transport sector, which used the qualitative analysis, allowing to evaluate the aggregate properties of the studied features. In this regard, we believe that the development of the characteristic features and main elements of movement control should ensure the effective management of the mastering process for the motor actions of different types.

Текст научной работы на тему «Квалиметрический анализ двигательных действий у студентов транспортной отрасли»

ВЫВОДЫ

В ходе исследования были определены наиболее распространенные виды и причины травматизма у первокурсников на занятиях в рамках дисциплины «Элективный курс по физической культуре и спорту». На основе полученных данных была разработана методика по укреплению связок голеностопного сустава, которая подтвердила свою эффективность. Уровень травматизма достоверно снизился (р <0,01).

ЛИТЕРАТУРА

1. Зиновьев, Н.А. Формирование здорового образа жизни студентов технического вуза на занятиях физической культурой / Н.А. Зиновьев, М.В. Купреев // XX Юбилейные Царскосельские чтения : материалы международной научной конференции. - Санкт-Петербург, 2016. - С. 291-295.

2. Зиновьев, Н.А. Здоровье в системе ценностных ориентаций студентов в контексте спортивной деятельности / Н.А. Зиновьев, Е.А. Бавыкин // Теория и практика физической культуры. -2017. - № 5. - С. 19-20.

3. Сбитнева, О.А. Физическая культура как профилактическое средство профессиональных заболеваний и спортивного травматизма / О.А. Сбитнева // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2018. - № 5-1. - С. 91-94.

4. Шабунова, А.А. Общественное здоровье и его измерение / А.А. Шабунова // Социологический альманах. - 2011. - № 2. - С. 173-181.

REFERENCES

1. Zinoviev, N.A. and Kupreev, M.V. (2016), "Formation of a healthy lifestyle of technical University students in the classroom of physical culture", XXAnniversary Tsarskoye Selo readings: materials of the international scientific conference, St. Petersburg, pp. 291-295.

2. Zinoviev, N.A. and Bavykin, E.A. (2017), "Health in the system of value orientations of students in the context of sports activity", Theory and practice ofphysical culture, No. 5, pp. 19-20.

3. Sbitneva, O.A. (2018), "Physical culture as a preventive tool for occupational diseases and sports injuries", International journal of Humanities and natural Sciences, No. 5-1, pp. 91-94.

4. Shabunova, A.A. (2011), "Public health and its measurement", Sociological almanac, No. 2, pp. 173-181.

Контактная информация: nik.zinoviev@mail.ru

Статья поступила в редакцию 16.03.2020

УДК 796.011.3

КВАЛИМЕТРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ У СТУДЕНТОВ ТРАНСПОРТНОЙ ОТРАСЛИ

Рустам Рашитович Алиходжин, кандидат педагогических наук, доцент, Екатерина Викторовна Плеханова, преподаватель, Маргарита Юрьевна Видякина,

преподаватель, Российский университет транспорта, Москва

Аннотация

В статье представлены результаты исследований по обоснованию типичных признаков двигательных действий различного характера у студентов транспортной отрасли, особенностью которой является использование квалиметрического анализа, позволяющего комплексно оценить совокупность свойств изучаемых особенностей. В связи с этим считаем, что разработка характерных признаков и главных элементов управления движениями должны обеспечить результативное управление процессом обучения двигательных действий разных типов.

Ключевые слова: характерные признаки, элементы управления, квалиметриче-ский анализ, двигательные действия, студенты транспортной отрасли.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.3.p16-19

QUALIMETRY ANALYSIS OF MOTOR ACTIONS AMONG THE STUDENTS IN

TRANSPORT INDUSTRY

Rustam Rashitovich Alikhodzhin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Eka-terina Viktorovna Plekhanova, the teacher, Margarita Yuryevna Vidyakina, the teacher, Russian University of Transport, Moscow

Abstract

The article presents the results of the investigations of the typical signs of motor actions of the different nature among the students of the transport sector, which used the qualitative analysis, allowing to evaluate the aggregate properties of the studied features. In this regard, we believe that the development of the characteristic features and main elements of movement control should ensure the effective management of the mastering process for the motor actions of different types.

Keywords: characteristic features, controls, qualimetric analysis, motor actions, students of the transport industry.

ВВЕДЕНИЕ

При изучении двигательных действий по представлениям биомехаников, педагогов и физиологов [5, 6, 7, 8] требуется объединение представлений о различных его признаках. Чем совершенней техника, тем выше действенность совокупных знаний о признаках двигательных действий и требующихся элементах управления. Чем сложнее действие, тем многообразнее внутренние связи между элементами его структуры, тем сложнее и тоньше психофизические механизмы, лежащие в их основе. Чем большим количеством таких действий владеет обучающийся, тем у него больше возможностей быстрее добиться необходимого результата при освоении любого двигательного действия за счет «переноса» сходных механизмов. В связи с вышесказанным возникла необходимость разработки характерных признаков двигательных действий разных типов и должных им элементов управления, что создаст подходящие предпосылки для повышения эффективности обучения действиям, в том числе и процессом физического воспитания студентов.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Прежде чем строить процесс обучения двигательного действия любого типа необходимо иметь представления об их структурах и взаимосвязях составных частей или «элементах» [3, 4]. Двигательные действия определяют состояние студента по отношению к изучаемому действию, так и программу действий, которые должны быть приведены в соответствии друг к другу. Это соответствие обеспечивается обучающим преподавателем, который в своей деятельности опирается на профессиональные знания, и умения, адекватные средства и методы их исследования [1, 2].

Для достижения высокой эффективности обучения, необходимо проанализировать различные типы двигательных действий и среди характерных их признаков выявить такие, от воспроизведения которых в наибольшей степени зависит в целом не просто принципиальная возможность действий, но и качественное его выполнение. Соответствующая информация может быть получена на основе выделения характерных признаков двигательных действий. Таким образом, прежде всего, необходим квалиметрический анализ двигательных действий, который позволит комплексно оценить совокупность свойств изучаемых признаков.

Результаты его отражены в таблице и говорят о следующем: трудность, сложность и своеобразие рассматриваемых нами двигательных действий обуславливают многообразную сложность механизмов управления двигательной деятельностью. Поэтому выделенные характерные признаки и главные элементы управления движениями должны обеспечить результативное управление процессом обучения двигательным действиям

разных типов.

Таблица - Характерные признаки двигательных действий разных типов

Действия Характерные признаки Элементы управления

I. Статические и динамические равновесия • Заданная форма (взаимное расположение частей тела) • Обусловленное положение тела в пространстве • Сохранение позы без дополнительных действий • Согласование с активными (пассивными) поступательными перемещениями • Согласование с активными (пассивными) вращательными движениями • Точная дифференцировка суставных углов • Точная дифференцировка пространственных параметров • Физическая возможность принимать требуемые позы • Двигательные возможности совершать программные действия • Психическая готовность к действиям • Интеллектуальные способности к оценке и коррекции ДД

II. Вращательные • Обусловленное направление вращения • Заданная или рациональная скорость вращения • Зависимость скорости от радиуса вращения • Необходимость противодействия центробежным силам • Высокая степень психической напряженности в связи с вероятностью потери равновесия и ограниченными возможностями управления им • Точная дифференцировка пространственных параметров • Точная дифференцировка пространственно-временных параметров • Физическая возможность: величины суставных углов, вестибулярная устойчивость • Двигательные возможности совершать программные действия • Психическая готовность к ДД

III. Точностные • Соответствие формы действия заданному образу • Соответствие характера действия заданному образу • Соответствие кинематики заданному образу (путь, траектория, скорость, точностные параметры цели, совпадение взаимодействующих частей объекта и субъекта) с точностными параметрами двигательной задачи • Точная дифференцировка пространственных параметров • Точная дифференцировка пространственно-временных параметров • Физическая возможность: величины суставных углов, вестибулярная устойчивость • Двигательные возможности совершать программные действия • Психическая готовность к ДД

IV. Силовые • Специфика быстрых и медленных перемещений и удерживаемых поз • ** Точная согласованность напряжений и рассогласований разных мышечных групп • ** Экономичность расхода силового потенциала • * Физическая возможность: наличие физического потенциала • Высокий уровень силовых качеств • Адекватные двигательные способности (координация) • Соотнесение собственных усилий и инерции движения • Мобилизационная готовность

Обозначения: 1) ДД - двигательные действия; 2) * - относится ко всем группам ДД; 3) ** - в данном случае -исходя из лучшего качества выполнения.

ВЫВОД

Таким образом, проведенный квалиметрический анализ двигательный действий разных типов с выделением характерных признаков и главных элементов управления движениями предоставит возможность обеспечить результативное управление процессом обучения действий разных типов, в том числе и физического воспитания студентов транспортной отрасли.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алиходжин, Р.Р. Система педагогического управления обучением двигательным действиям студентов РУТ (МИИТ) / А.А. Алиходжин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 6 (160). - С. 12-15.

2. Алиходжин, Р.Р. Систематизация ошибок в двигательных действиях у студентов РУТ (МИИТ) / А.А. Алиходжин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 10 (164). - С. 18-21.

3. Гавердовский, Ю.К. Двигательные представления гимнастов / Ю.К. Гавердовский // Гимнастика : сборник статей. Вып. 2. - Москва : Физкультура и спорт, 1985. - С. 61-64.

4. Гальперин, П.Я. Типы ориентировки и типы формирования действий и понятий / П.Я. Гальперин // Доклады АПН РСФСР. - 1958. - № 2. - С. 75-78.

5. Донской, Д.Д. Структура действия : учебно-методическое пособие / Д.Д. Донской. -Москва : Физкультура, образование и наука, 1995. - 69 с.

6. Ратов, И.Р. О двигательном мышлении / И.Р. Ратов // Теория и практика физической культуры. - 1980. - № 3. - С. 45-48.

7. Фарфель, В.С. Управление движениями в спорте / В.С. Фарфель. - Москва : Физкультура и спорт, 1975. - 208 с.

8. Чхаидзе, Л.В. Об управлении движениями человека / Л.В. Чхаидзе. - Москва : Физкультура и спорт, 1970. - 136 с.

REFERENCES

1. Alikhodzhin, R.R. (2018), "The system of pedagogical learning management motor actions of students RUTH (MIIT)", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 160, No 6, pp. 12-15.

2. Alikhodzhin, R.R. (2019), "Systematization of errors in motor actions students' Russian university of transport (MIIT)", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 164, No 10, pp. 18-21.

3. Gaverdovsky, Yu.K. (1985), "Motor representations of gymnasts", Gymnastics, No. 2, pp. 61-64.

4. Halperin, P.Ya. (1958), "The Types of orientation and types of formation of actions and concepts", Reports of the APN of the RSFSR, No. 2, pp. 75-78.

5. Donskoy, D.D. (1995), Structure of action, Educational and methodological guide, Physical culture, education and science, Moscow.

6. Ratov, I.R. (1980), "On motor thinking", Theory and practice of physical culture, No. 3, pp.

45-48.

7. Farfel, V.S. (1975), Control movements in sports, Physical Culture and sport, Moscow.

8. Chkhaidze, L.V. (1970), On the management of the movements of the person, Physical Culture and sport, Moscow.

Контактная информация: rustam_alih@mail.ru

Статья поступила в редакцию 16.03.2020

УДК 796.011.3

СОРЕВНОВАНИЯ ПО ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ СРЕДИ СТУДЕНТОВ-ЭКОНОМИСТОВ

Ирина Николаевна Антонова, старший преподаватель, Надежда Георгиевна Ефремова, старший преподаватель, Дарья Александровна Климкина, преподаватель, Виктория Александровна Прошкина, преподаватель, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Москва

Аннотация

В исследовании предпринята попытка повысить интерес к соревновательной деятельности среди студентов-экономистов, проанализировать динамику физической подготовленности, найти подход к увеличению массовости на соревнованиях, развитию творческих способностей на занятиях по физической культуре. Студенты отметили высокий эмоциональный интерес, сплочённость в группе, возможность участвовать в «соревнованиях для всех», выигрывать медали, публиковать статьи по физической культуре. Соревнования позволили создать представления о соревновательных компетенциях, выявить потенциальных участников сборных команд, создать условия для соревнований между факультетами и группами. После проведения соревнований студентам с высоким уровнем физической подготовленности предложены элементы кроссфита (ОМГ). Для девушек СМГ разработаны комплексы атлетической гимнастики, пилатеса, тренировки низкой интенсивности. Мастер-классы позволили увеличить число занимающихся в спортивных секциях на 15%.

Ключевые слова: «соревнования для всех», студенты, общая физическая подготовка, повышение мотивации, соревнования по факультетам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.