Научная статья на тему 'Система педагогического управления обучением двигательным действиям студентов Рут (МИИТ)'

Система педагогического управления обучением двигательным действиям студентов Рут (МИИТ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
122
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ВЕДУЩИЕ СИСТЕМЫ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБУЧЕНИЕМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алиходжин Рустам Рашитович, Муратов Александр Анатольевич, Савкин Артур Юрьевич, Плеханова Екатерина Викторовна

В статье излагаются основные характеристики системы управления обучением двигательным действиям студентов технического вуза. Представляется актуальной разработка обоснованного алгоритма управления обучения двигательным действиям, осуществления контроля и коррекции программ педагогического воздействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алиходжин Рустам Рашитович, Муратов Александр Анатольевич, Савкин Артур Юрьевич, Плеханова Екатерина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

System of pedagogical learning management motor actions of students Russian University of Transport (MIIT)

The article describes the main characteristics of the system of learning management motor actions of students of technical University. The development of a reasonable control algorithm for teaching motor actions, control and correction of pedagogical impact programs is considered relevant.

Текст научной работы на тему «Система педагогического управления обучением двигательным действиям студентов Рут (МИИТ)»

грамотное применение соответствующих физических упражнений в начальный период обучения будет способствовать мобилизации защитных сил организма студентов, разрядке нервно-эмоционального напряжения, а также существенному повышению эффективность военно-профессионального обучения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Болотин, А.Э. Оценка значимости военно-прикладных навыков для решения боевых задач личным составом подразделений специального назначения, внутренних войск МВД России / А.Э. Болотин, А.В. Зюкин, А.В. Петренко // Научное мнение. - 2015. - № 4-2. - С. 102-108.

2. Зюкин, А.В. Факторы, определяющие необходимость формирования готовности курсантов вузов ВВ МВД России к боевой деятельности, с использованием средств огневой и физической подготовки / А.В. Зюкин, А.Э. Болотин, Ю.А. Напалков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта». - 2014. - № 7 (113). - С. 77-81.

REFERENCES

1. Bolotin, A.E., Zyukin, A.V. and Petrenko, A.V. (2015), "Score of the significance of military and application-oriented skills for the decision of fighting tasks staff of subdividings of a special purpose, internal troops of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation", Scientific opinion, No. 4-2, pp. 102-108.

2. Zyukin, A.V., Bolotin, A.E. and Napalkov Yu.A. (2014), "The factors defining need of formation of readiness of cadets of higher education institutions of Interior Ministry Troops of Russia for fighting activity with use of means of fire and physical training", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 113, No. 7, pp. 77-81.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 22.06.2018

УДК 796.011.3

СИСТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБУЧЕНИЕМ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ СТУДЕНТОВ РУТ (МИИТ)

Рустам Рашитович Алиходжин, кандидат педагогических наук, доцент, Александр Анатольевич Муратов, старший преподаватель, Артур Юрьевич Савкин, старший преподаватель, Екатерина Викторовна Плеханова, ассистент, Российский университет транспорта (МИИТ), Москва

Аннотация

В статье излагаются основные характеристики системы управления обучением двигательным действиям студентов технического вуза. Представляется актуальной разработка обоснованного алгоритма управления обучения двигательным действиям, осуществления контроля и коррекции программ педагогического воздействия.

Ключевые слова: двигательные действия, ведущие системы, преподаватель, педагогическое управление обучением.

SYSTEM OF PEDAGOGICAL LEARNING MANAGEMENT MOTOR ACTIONS OF

STUDENTS RUSSIAN UNIVERSITY OF TRANSPORT (MIIT) Rustam Rashitovich Alikhodzhin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Alexander Anatolyevich Muratov, the senior teacher, Arthur Yuryevich Savkin, the senior teacher, Ekaterina Viktorovna Plekhanova, the assistant, Russian University of transport (MIIT), Moscow

Annotation

The article describes the main characteristics of the system of learning management motor actions of students of technical University. The development of a reasonable control algorithm for teaching motor actions, control and correction of pedagogical impact programs is considered relevant.

Keywords: motor actions, leading systems, teacher, pedagogical management of training.

Обучение в процессе физического воспитания обеспечивает одну из его сторон -физическое образование, под которым понимается «системное освоение человеком рациональных способов управления своими движениями, приобретение таким путем необходимого в жизни фонда двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний» [4].

В процессе физического воспитания занимающихся обучают различным двигательным действиям в целях развития способности управлять своими движениями, а также в целях познания закономерностей движений своего тела. Учащихся обучают технике двигательных действий, необходимых в труде, быту или на тренировочных занятиях [5].

Виды двигательной деятельности, чьей характерной особенностью является координация усилий и проявление определенной степени нервно-мышечного напряжения, необходимого для решения точной двигательной задачи, требуют точного дозирования и полной пространственной ориентации в движении [2, 3].

Процесс обучения двигательным действиям можно рассматривать как управление связями между компонентами системы «программа - преподаватель - средства и методы - студент». Ведущим элементом системы управления является преподаватель, который посредством специальных воздействий, средств должен обеспечивать большое число необходимых и взаимосвязанных реакций обучаемого как условие успешного усвоения двигательных действий.

При этом оказывается невозможным охватить вниманием одновременно все параметры строящейся двигательной структуры и обеспечить их системной проявление по требующейся модели. Поэтому необходимо определить ведущий фактор изучаемого действия, индивидуальные отклонения студентов и его проявления от модельных характеристик.

Как известно, информация поступает к обучаемому, как правило, от преподавателя и опирается, главным образом, на его субъективных ощущениях и представлениях о правильном или неправильном выполнении движения. Педагог, приблизительно определив пространственно-временные параметры движения, направление и амплитуду, его быстроту и своевременность вносит поправки в исполнение двигательного действия.

Двигательные действия определяют состояние студента по отношению к изучаемому действию, так и программу действий, которые должны быть приведены в соответствии друг к другу. Это соответствие обеспечивается обучающим преподавателем, который в своей деятельности опирается на профессиональные знания, и умения, адекватные средства и методы их исследования. Ведущие системы выражены координационной сложностью, физической трудностью и психической напряженностью [1].

Результативное управление процессом обучения двигательных действий (рисунок) требует плана обучения в виде динамичной программы конкретных учебных двигательных заданий; определенной системы контроля, обеспечивающего непрерывное поступление информации, как к преподавателю, так и студентам, о ходе и результатах обучения; коррекции процесса обучения на основе поступающей информации.

Деятельность преподавателя начинается с выбора практической цели обучения и определения предмета обучения, которую студентам предстоит изучить, и определения условий практического применения изучаемого двигательного действия, а также количественных показателей, которых должны достичь занимающиеся в результате обучения. Для того чтобы принять это решение, педагогу необходимо вначале составить представление о занимающихся и об окружающей обстановке. Оценивание возможностей обучаемых, помимо учета ведущих и других факторов, требует предварительной проверки знаний, двигательных умений и навыков, а также выявления уровня развития необходимых психофизических способностей.

В результате сопоставления сложившегося представления и информационной базой педагога с образцом техники двигательного задания - формулируется обобщенная задача обучения. Далее она развертывается в систему частных задач, в соответствии с которыми

разрабатываются основные средства и методические приемы их решения.

ПРОГРАММА ДЛ

РТУ ВТУ ТТУ СТУ

ВЕРОЯТНОСТНЫЕ СИТУАЦИИ

I 1У

т г т ^ т

ХАРАКТЕРНЫЕ ПРИЗНАКИ

РДД вдц ТДД СДД

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВО ВРЕМЕНИ

Обозначения: Рту - Вту - Тту - Сту: равновесный, вращательный, точностный, силовой тип упражнений; I - исполнитель не понимает двигательного задания, II - исполнитель понимает, но не может выполнить двигательное задание в целом, III - исполнитель понимает, может, но не реализует, 1У - исполнитель понимает, может, но плохо, не с должным результатом. РДД - ВДД - ТДД - СДД: равновесные, вращательные, точностные, силовые двигательные действия.

Рисунок - Система педагогического управления обучением двигательным действиям

Определение условий практического применения двигательных действий облегчит конкретизацию выбора вероятностных ситуаций, соответствующих причин появления, результат и производных ошибок. Количественные критерии (5-балльная шкала) дадут возможность наметить продолжительность работы по совершенствованию двигательных действий при повышающихся психофизических усилиях, а также средства и пути развития необходимых двигательных возможностей и волевых качеств в дальнейшем. В таком плане вышеперечисленные двигательные задания программы двигательных действий отражают достижение цели обучения, тогда как остальные подсистемы характеризуют промежуточные задачи, без решения которых общая цель не может быть достигнута.

Потребность теории и практики педагогического управления двигательными действиями в вузах диктует необходимость разработки такой системы управления, на основе которой возможно добиться повышения эффективности процесса обучения студентов. Таким образом, использование системы педагогического управления облегчает задачу проведения обучения двигательным действиям и еще большей индивидуализации педагогических воздействий на каждого занимающегося.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алиходжин, Р.Р. Обучение двигательным действиям студентов РУТ (МИИТ) с использованием критериев трудности / А.А. Алиходжин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 5 (159). - С. 19-22.

2. Бальсевич, В.К. Физическая активность человека / В.К. Бальсевич, В.А. Запорожанов. -Киев : Здоровье, 1987. - 424 с.

3. Бернштейн, Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности / Н.А. Берн-штейн. - М. : Медицина, 1966. - 58 с.

4. Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры : учебник для ИФК / Ю.Ф. Курамшин. - М. : Советский спорт, 2004. - 464 с.

5. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М. : Академия, 2001. - 480 с.

REFERENCES

1. Alikhodzhin, R.R. (2018), "Learning motor actions of students of Russian university of transport (MIIT) using criteria of difficulties", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 159, No 5, pp. 19-22.

2. Balsevich, V.K. and Zaporozhanov, V.A. (1987), Physical activity of a person, Health, Kiev.

3. Bernstein, N.A. (1966), Essays on the physiology of movement and activity physiology, Medicine, Moscow.

4. Kuramshin, Yu.F. (2004), Theory and methods of physical culture, Soviet sport, Moscow.

5. Kholodov, Zh.K. and Kuznetsov, V.S. (2001), Theory and methods of physical education and sport, Academy, Moscow.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 24.06.2018

УДК 796.093.412

К 90-ЛЕТИЮ ПЕРВОЙ ВСЕСОЮЗНОЙ СПАРТАКИАДЫ

Константин Петрович Бакешин, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет

(СПбГАСУ)

Аннотация

Статья посвящена описанию событий, связанных с подготовкой и проведением Первой Всесоюзной Спартакиады 1928 года в Москве. Автором анализируется деятельность оргкомитета Спартакиады по активизации физкультурно-спортивной работы на местах: в городах, областях и губерниях РСФСР и других республиках Советского Союза. Автор делает вывод о том, что подготовка к участию в состязаниях охватила всю страну. Спартакиада способствовала дальнейшему успешному развитию физической культуры и спорта в СССР, увеличению числа физкультурников и спортсменов. Отмечаются высокие результаты, достигнутые участниками соревнований во всех видах программы Спартакиады. Раскрывается роль и значение Всесоюзной Спартакиады в развитии и укреплении интернациональных связей с представителями зарубежных спортивных организаций Красного Спортинтерна и Люцернского Спортинтерна, принявших участие в соревнованиях.

Ключевые слова: Всесоюзная Спартакиада, массовость, высокие достижения, интернациональные связи.

TO THE 90TH ANNIVERSARY OF THE FIRST ALL-UNION SPARTAKIAD

Konstantin Petrovich Bakeshin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, St. Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering

Annotation

The article is devoted to the description of events related to the preparation and holding of the First All-Union Spartakiad in Moscow in 1928. The author analyzes the activity of the Organizing Committee of the Spartakiad on the activation of physical culture and sports work in the localities: in the cities, regions

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.