Научная статья на тему 'Систематизация ошибок в двигательных действиях у студентов Рут (МИИТ)'

Систематизация ошибок в двигательных действиях у студентов Рут (МИИТ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
100
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ОШИБОК / ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ВЕРОЯТНОСТНЫЕ СИТУАЦИИ / ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ / НАДЕЖНОСТЬ / СТУДЕНТЫ РУТ (МИИТ)

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алиходжин Рустам Рашитович, Муратов Александр Анатольевич

В статье представлены результаты исследований по обоснованию систематизация ошибок в двигательных действиях у студентов РУТ (МИИТ), особенностью которой является отражение большинства признаков для обеспечения эффективности процесса физического воспитания обучаемых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алиходжин Рустам Рашитович, Муратов Александр Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Systematization of errors in motor actions students Russian University of Transport (MIIT)

The article presents the results of studies to substantiate the systematization of errors in motor actions students Russian University of transport (MIIT), a feature of which is the reflection of most features to ensure the effectiveness of the process of physical education of students.

Текст научной работы на тему «Систематизация ошибок в двигательных действиях у студентов Рут (МИИТ)»

Из данных таблицы следует, что имеется сильная корреляционная связь между силой мышц туловища и положением корпуса и боковым равновесием во время спуска, силой пояса верхних конечностей и правильностью постановки рук, скоростно-силовыми способностями мышц пояса нижних конечностей и динамикой работы ног и ангуляцией, координационными способностями и положением корпуса, контролем скорости и радиусом поворотов, динамикой работы ног и ангуляцией. Достоверных корреляционных связей общей выносливости с техническими характеристиками не выявлено в ходе исследования.

ВЫВОДЫ

На основе полученных данных можно сделать вывод о том, что такие ошибки как:

1) Ротация (нестабильность) корпуса и чрезмерное смещение ЦМ внутрь поворота связаны с силой мышц туловища;

2) Катание на прямых ногах, отсутствие динамики, работы в коленных суставах (ангуляции) связаны со скоростно-силовыми и координационными способностями;

3) Неправильное положение рук при катании связано с силой мышц пояса верхних конечностей;

4) Отсутствие контроля скорости, маленький радиус поворотов и недостаточная их крутизна связаны с развитием координационных способностей занимающегося.

Полученные данные можно использовать при планировании тренировочного процесса.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеева, Н.Д. Проблемы детского горнолыжного спорта в России / Н.Д. Алексеева, Н.А. Зиновьев, Н.В. Пелагеич // Инновационные технологии научного развития : сборник статей международной научно-практической конференции. - Уфа : Аэтерна, 2016. - С. 103-105.

2. Мартынов, А.С. Мышечная работа в горнолыжном спорте / А.С. Мартынов, Н.А. Зиновьев, Н.Д. Алексеева // Научное обеспечение развития АПК в условиях импортозамещения : сборник научных трудов. - Санкт-Петербург, 2018. - С. 403-405.

REFERENCES

1. Alekseeva, N.D., Zinoviev, N.A. and Pelageich, N.V. (2016), "Problems of children's skiing in Russia", Innovative technologies of scientific development: collection of articles of the international scientific-practical conference, Aeterna, Ufa, pp. 103-105.

2. Martynov, A.S., Zinoviev, N.A., Alekseeva, N.D. (2018), "Muscle work in Alpine skiing", Scientific support for the development of agriculture in terms of import substitution: collection of scientific papers, publishing house St. Petersburg State Agrarian University, St. Petersburg, pp. 403-405.

Контактная информация: nik.zinoviev@mail.ru

Статья поступила в редакцию 19.10.2018

УДК 796.011.3

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ОШИБОК В ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЯХ У СТУДЕНТОВ РУТ (МИИТ)

Рустам Рашитович Алиходжин, кандидат педагогических наук, доцент, Александр Анатольевич Муратов, старший преподаватель, Российский университет транспорта (МИИТ), Москва

Аннотация

В статье представлены результаты исследований по обоснованию систематизация ошибок в двигательных действиях у студентов РУТ (МИИТ), особенностью которой является отражение большинства признаков для обеспечения эффективности процесса физического воспитания обучаемых.

Ключевые слова: систематизация ошибок, двигательные действия, вероятностные ситуации, причины появления, надежность, студенты РУТ (МИИТ).

SYSTEMATIZATION OF ERRORS IN MOTOR ACTIONS STUDENTS RUSSIAN UNIVERSITY OF TRANSPORT (MIIT)

Rustam Rashitovich Alikhodzhin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Alexander Anatolyevich Muratov, the senior teacher, Russian University of transport (MIIT), Moscow

Annotation

The article presents the results of studies to substantiate the systematization of errors in motor actions students Russian University of transport (MIIT), a feature of which is the reflection of most features to ensure the effectiveness of the process of physical education of students.

Keywords: systematization of errors, motor actions, probabilistic situations, causes, result, students Russian University of transport (MIIT).

Последние десятилетия особенно остро встают вопросы совершенствования методических подходов к обучению, обеспечивающих высокую эффективность работы при оптимальной ее продолжительности.

Необходимость разработки систематизации ошибок в двигательных действиях у студентов РУТ (МИИТ) обусловливается поиском путей повышения качества обучения действиям, в числе путем выявления причин возникновения ошибок и способов их устранения в процессе двигательной активности.

В настоящее время значительно увеличивается объем деятельности, осуществляемой в процессе обучения двигательным действиям студентов, что связанно с высокой эмоциональной напряженностью. Эффективность деятельности в таких условиях определяется не только уровнем развития физических качеств и фондом двигательных навыков, но в большей мере - умением рационально использовать имеющийся двигательный потенциал [1-9]. Правильный подход к сбору данных об ошибках в двигательной деятельности, к выявлению их источников и последствий является важным условием разработки научно обоснованных методов контроля и обеспечения надежности процесса обучения. Данный подход должен основываться, прежде всего, на систематизации двигательных ошибок. В процессе обучения двигательным действиям возможны неожиданные и прогнозируемые ошибки в двигательной деятельности студентов. Обучаемый должен знать и уметь применять программу распознавания двигательных ошибок и своевременно их устранять. Поэтому рассматривать ошибки в двигательных действиях нужно системно, с учетом характерных особенностей двигательной деятельности, поскольку каждому виду деятельности присущи свои ошибки [1-9].

Основываясь на данных теоретических положениях, нами была разработана систематизация ошибок в двигательных действиях у студентов РУТ (МИИТ), которая представлена в таблице.

Таблица - Систематизация ошибок в двигательных действиях у студентов РУТ (МИИТ)

№ Вероятностные ситуации Причины появления Результат Производные от ошибки

1 Исполнитель не понимает двигательного задания 1.Низкий уровень интеллекта 2. Неверный выбор методики обучения 3.Недостаточная подготовленность обучающего A. Невыполнение B. Выполнение с ошибками: - грубая - значительная - мелкая Неумение видеть, понимать и анализировать. Неверное распределение внимания. Незнание данной ситуации

2. Понимает, но не может выполнить двигательное задание в целом или не может выполнить правильно (результативно) 1. Физическая трудность 2.Недостаточный двигательный опыт 3.Боязнь, страх, неуверенность в себе A. Невыполнение B. Выполнение с ошибками: - грубая - значительная - мелкая Недостаточный УФК. Нерациональное использования ДП. Эмоциональное напряжение

№ Вероятностные ситуации Причины появления Результат Производные от ошибки

3. Понимает, может, но не реализует 1.Координационная сложность 2.Недостаточное знание о технике действия 3. Искажение методических указаний обучающего 4.Отсутствие самоконтроля 5.Неверные указания A. Невыполнение B. Выполнение с ошибками: - грубая - значительная - мелкая Функциональная недостаточность. Несогласованность ДД. Неточность: кинематическая, динамическая Неверная координация межмышечных напряжений

4. Понимает, может, но плохо, не с должным результатом 1. Двигательная неточность 2.Недостаточно внимателен 3.Утомление 4.Недостаточно мощно 5.Случайность A. Невыполнение B. Выполнение с ошибками: - грубая - значительная - мелкая Несвоевременность действия. Несоответствие проявления ДП. Ошибки неясного происхождения

Обозначения: ДП - двигательный потенциал; УФК - уровень развития физических качеств; ДД - двигательное действие.

Приведенная систематизация отражает, с нашей точки зрения, большинство признаков, от которых может зависеть появление ошибок в двигательных действиях студентов РУТ (МИИТ), а вероятностные ситуации способствуют (осознанному и неосознанному) пониманию двигательного задания у каждого занимающегося в отдельности.

Практическая значимость предлагаемой систематизации состоит в том, чтобы, опираясь на данную схему, при изучении конкретных ошибок в конкретной двигательной деятельности исправлять их для достижения поставленной задачи.

ВЫВОД. Таким образом, систематизация ошибок в двигательных действиях у студентов РУТ (МИИТ) предоставит возможность повысить надежность их выполнения, в том числе обеспечить высокую эффективность процесса физического воспитания обучаемых.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алиходжин, Р.Р. Обучение двигательным действиям студентов РУТ (МИИТ) с использованием критериев трудности / А.А. Алиходжин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 5 (159). - С. 19-22.

2. Алиходжин, Р.Р. Система педагогического управления обучением двигательным действиям студентов РУТ (МИИТ) / А.А. Алиходжин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 6 (160). - С. 12-15.

3. Алиходжин, Р.Р. Технология педагогических воздействий на двигательные действия студентов транспортных вузов / А.А. Алиходжин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 9 (163). - С. 27-29.

4. Анохин, П.К. Очерки по физиологии функциональных систем / П.К. Анохин. - М. : Медицина, 1975. - 448 с.

5. Гуревич, К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы / К.М. Гуревич. - М. : Наука, 1970. - 272 с.

6. Дьячков, В.М. Проблема ошибок в технической подготовке спортсменов высшей квалификации // Подготовка спортсменов высших разрядов : материалы итоговой конференции. - М., 1975. - С. 49-53.

7. Коренберг, В.Б. О проблеме надежности выполнения физических упражнений / В.Б. Ко-ренберг // Материалы научной конференции «Кибернетика и спорт». - М., 1965. - С. 47-48.

8. Коренберг, В.Б. Двигательные ошибки в гимнастике / В.Б. Коренберг // Гимнастика : сб. статей. - М. : Физкультура и спорт, 1983. - С. 29-30.

9. Менхин, Ю.В. Физическое воспитание: теория, методика, практика / Ю.В. Менхин. - М. : СпортАкадемПресс, 2003. - 303 с.

REFERENCES

1. Alikhodzhin, R.R. (2018), "Learning motor actions of students of Russian university of transport (MIIT) using criteria of difficulties", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 159,

No 5, pp. 19-22.

2. Alikhodzhin, R.R. (2018), "The system of pedagogical learning management motor actions of students RUT (MIIT)", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 160, No 6, pp. 12-15.

3. Alikhodzhin, R.R. (2018), "Technology pedagogical influences on motor actions of students transport universities", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 163, No 9, pp. 27-29.

4. Anokhin, P.K. (1975), Essays on the physiology of functional systems, Medicine, Moscow.

5. Gurevich, K.M. (1970), Professional suitability and basic properties of the nervous system Science, Moscow.

6. Dyachkov, V.N. (1975), "The problem of errors in the technical training of athletes of higher qualification", Materials of the final conference, VNIIFK, Moscow, pp. 49-53.

7. Korenberg, V. B. (1965), "On the problem of reliability of physical exercise", conference "Cybernetics and sport", pp. 47-48.

8. Korenberg, V. B. (1983), "Motor error in the gymnastics", Gymnastics: collection of articles, Physical Culture and sport, Moscow, pp. 29-30.

9. Menhin, Yu.V. (2003), Physical education: theory, methodology, practice, Physical Culture and sport, Moscow.

Контактная информация: rustam_alih@mail.ru

Статья поступила в редакцию 14.10.2018

УДК 797.212.7

АРГУМЕНТАЦИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОСТЕЙШИХ КРИТЕРИЕВ ОТБОРА В СПОРТИВНЫХ ШКОЛАХ ПРИ КОМПЛЕКТАЦИИ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ГРУПП НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ

Никита Сергеевич Амелин, магистрант, Московский городской педагогический университет, г. Москва; Михаил Васильевич Стефановский, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет, г. Москва; Маргарита Ивановна Труднева старший преподаватель, Татьяна Юрьевна Федорова, кандидат социологических наук, доцент, Российский университет транспорта (МИИТ), г. Москва; Виктор Иванович Шарагин, кандидат военных наук, доцент, Московский государственный психолого-педагогический университет

Аннотация

Подготовка пловцов высокого класса в спортивных школах является основополагающим направлением их работы, в связи с чем, актуальным для тренеров-практиков является выбор перспективных детей из колоссального объема желающих научиться плавать и не потерять их для спорта. На наш взгляд, целесообразным будет применение элементарных критериев отбора для формирования групп начальной подготовки детей склонных к плаванию на некоммерческой основе.

Ключевые слова: первичный отбор, плавание, тренер, физическая подготовленность, мотивация, здоровый образ жизни, перспективные дети.

ARGUMENT FOR USING THE EASIEST SELECTION CRITERIA AT SPORTS SCHOOLS WHEN COMPLETING THE NON-PROFIT GROUPS OF ELEMENTARY

SWIMMING TRAINING

Nikita Sergeevich Amelin, the undergraduate student, Moscow State Pedagogical University, Moscow; Mikhail Vasilyevich Stefanovsky, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, University of Civil Engineering, Moscow; Margarita Ivanovna Trudneva, the senior teacher, Tatiana Yurievna Fedorova, the candidate of social sciences, senior lecturer, Russian University of Transport, Moscow; Viktor Ivanovich Sharagin, the candidate of military sciences, senior lecturer, Moscow State University of Psychology and Education

Annotation

Preparation of the top-class swimmers at sports schools is a fundamental focus of the work, and, therefore, the selection of the promising children from the enormous amount of the trainees is relevant to

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.