Научная статья на тему 'Технология педагогических воздействий на двигательные действия студентов транспортных вузов'

Технология педагогических воздействий на двигательные действия студентов транспортных вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
24
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ / ВЕДУЩИЕ ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ / ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / СТУДЕНТЫ / ТРАНСПОРТНЫЕ ВУЗЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алиходжин Рустам Рашитович, Карпинский Антон Анатольевич

В статье представлены результаты исследований по обоснованию технологии педагогических воздействий на двигательные действия студентов транспортных вузов, особенностью которой является использование модельных характеристик в процессе формирования двигательных умений и навыков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алиходжин Рустам Рашитович, Карпинский Антон Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technique for pedagogical influences on motor actions of transport universities students

The article presents the results of studies to substantiate the technology of pedagogical influences on the motor actions of the students of transport universities, the specificity of which is the use of the model characteristics in the formation of motor skills.

Текст научной работы на тему «Технология педагогических воздействий на двигательные действия студентов транспортных вузов»

научной мысли в современном мире : сборник статей международной научно-практической конференции : в 4-х частях. Ч. 1. - Уфа : Аэтерна, 2017. - С. 155-157.

2. Лисовский, А.Ф. Возможности и перспективы применения методов инженерной эргономики в процессе тренировок и соревнований спортсменов-горнолыжников / А.Ф. Лисовский // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 10 (92). - С. 93-98.

REFERENCES

1. Zinoviev, N.A., Svyatchenko, P.B. (2017), "The influence of motor skills on performance in alpine skiing", Theoretical and practical aspects of the development of scientific thought in the modern world: collection of articles of the international scientific-practical conference: in 4 parts, Aeterna, Ufa, pp. 155-157.

2. Lisovsky, A.F. (2012), "Opportunities and prospects of application of methods of engineering ergonomics in the process of training and competitions of sportsmen-skiers", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 92, No. 10, pp. 93-98.

Контактная информация: nik.zinoviev@mail.ru

Статья поступила в редакцию 17.09.2018

УДК 796.011.3

ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ НА ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ СТУДЕНТОВ ТРАНСПОРТНЫХ ВУЗОВ

Рустам Рашитович Алиходжин, кандидат педагогических наук, доцент, Антон Анатольевич Карпинский, ассистент, Российский университет транспорта (МИИТ), Москва

Аннотация

В статье представлены результаты исследований по обоснованию технологии педагогических воздействий на двигательные действия студентов транспортных вузов, особенностью которой является использование модельных характеристик в процессе формирования двигательных умений и навыков.

Ключевые слова: технология педагогического воздействия, ведущие элементы системы, двигательные действия, студенты, транспортные вузы.

TECHNIQUE FOR PEDAGOGICAL INFLUENCES ON MOTOR ACTIONS OF

TRANSPORT UNIVERSITIES STUDENTS Rustam Rashitovich Alikhodzhin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Anton Anatolievich Karpinsky, the assistant, Russian University of Transport (MUT), Moscow

Annotation

The article presents the results of studies to substantiate the technology of pedagogical influences on the motor actions of the students of transport universities, the specificity of which is the use of the model characteristics in the formation of motor skills.

Keywords: technology of pedagogical influence, leading elements of system, motor actions, students, transport universities.

Совершенствование методики обучения двигательным действиям студентов транспортных вузов является важнейшим направлением улучшения системы физического воспитания в высших учебных заведениях. Необходимость разработки технологии педагогического воздействия на двигательные действия студентов транспортных вузов обусловливается изучением условий, повышающих эффективность обучения занимающихся.

Успешность обучения двигательным действиям зависит от физической, координационной и психической готовности обучаемых. Для системного подхода к представлениям

о технологии процесса обучения необходимо рассматривать любое двигательное действие как систему, состоящую из взаимосвязанных и соподчиненных подсистем (кинематической, динамической и функциональной), существование которых опосредуются их технической сложностью, физической трудностью и психической напряженностью [1-9]. Процесс обучения двигательным действиям можно рассматривать как управление связями между компонентами системы «программа - преподаватель - средства и методы - студент». Ведущим элементом системы управления является преподаватель, который посредством педагогических воздействий, средств должен обеспечивать большое число необходимых и взаимосвязанных реакций обучаемого как условие положительного усвоения двигательных действий [1-9].

Основываясь на данных теоретических положениях, нами была разработана технология педагогических воздействий на двигательные действия студентов транспортных вузов, которая представлена на рисунке.

Продолжительность процесса обучения элементам действия зависит от следующих факторов: степень сложности изучаемого двигательного действия, уровня подготовленности занимающихся и индивидуальных особенностей.

Непосредственно обучение осуществляется за счет сбора информации от всех остальных систем, выбора из ее состава ведущих количественных характеристик.

Обозначения: ПФП - психофизическая подготовленность; ДП - двигательный потенциал, Пс К - психический комплекс; ООДД - ориентировочная основа ДД; ООТ 1-3 - основные опорные точки; Кс - координационная способность; Фп - физическая подготовленность; Пп - психическая подготовленность.

Рисунок - Технология педагогических воздействий на двигательные действия

Проведенные нами исследования свидетельствуют, что такое специфичное представление использования модельных характеристик в процессе формирования двигательных умений и навыков студентов имеет весьма существенное значение, поскольку определяет, на образование каких его составляющих и построение каких связей их должно

быть направленно обучение, чтобы итогом его стал конкретный требующий результат.

ВЫВОД. Таким образом, технология педагогических воздействий на двигательные действия у студентов транспортных вузов предоставит возможность обеспечить подвижность и вариативность действия, а также его адаптированность к внешним и внутренним сбивающим факторам через управление ведущими системами обучения занимающихся, что поспособствует успешному формированию у них прикладных и профессиональных двигательных умений и навыков.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алиходжин, Р.Р. Обучение двигательным действиям студентов РУТ (МИИТ) с использованием критериев трудности / А.А. Алиходжин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 5 (159). - С. 19-22.

2. Алиходжин, Р.Р. Система педагогического управления обучением двигательным действиям студентов РУТ (МИИТ) / А.А. Алиходжин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 6 (160). - С. 12-15.

3. Боген, М.М. Обучение двигательным действиям / М.М. Боген. - М. : Физкультура и спорт, 1985. - 192 с.

4. Донской, Д. Д. Движения спортсмена / Д. Д. Донской. - М. : Физкультура и спорт, 1965.

- 199 с.

5. Коренберг, В.Б. Основы качественного биомеханического анализа / В.Б. Коренберг. - М. : Физкультура и спорт, 1979. - 208 с.

6. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры : учебник для ин-тов физ. культуры / Л.П. Матвеев. - М. : Физкультура и спорт, 1991. - 543 с.

7. Менхин, Ю.В. Физическая подготовка в гимнастике : учебно-методическое пособие / Ю.В. Менхин. - М. : Физкультура и спорт, 1976. - 224 с.

8. Озолин, Н.Г. Современная система спортивной тренировки / Н.Г. Озолин. - М. : Физкультура и спорт, 1970. - 479 с.

9. Ратов, И.Р. О двигательном мышлении / И.Р. Ратов // Теория и практика физической культуры. - 1980. - № 3. - С. 22-24.

REFERENCES

1. Alikhodzhin, R.R. (2018), "Learning motor actions of students of Russian university of transport (MIIT) using criteria of difficulties", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 159, No 5, pp. 19-22.

2. Alikhodzhin, R.R. (2018), "The system of pedagogical learning management motor actions of students RUT (MIIT)", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 160, No 6, pp. 12-15.

3. Bogen, M. M. (1985), Training in motor actions, Physical Culture and sport, Moscow.

4. Donskoy, D. D. (1965), Movements of the athlete, Physical Culture and sport, Moscow.

5. Matveev, L. P. (1991), Theory and methods of physical culture, Physical Culture and sport, Moscow.

6. Korenberg, V. B. (1979), Fundamentals of qualitative biomechanical analysis, Physical Culture and sport, Moscow.

7. Menhin, Y. V. (1976), Physical preparation in gymnastics, Physical Culture and sport, Moscow.

8. Ozolin, N. G. (1970), The modern system of sports training, Physical Culture and sport, Moscow.

9. Ratov, I. R. (1980), "On motor thinking", Theory and Practice of Physical Culture, No. 3, pp.

22-24.

Контактная информация: rustam_alih@mail.ru

Статья поступила в редакцию 30.09.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.