развитию характера и психических качеств, улучшению самочувствия и здоровья, потребности в одобрении по сравнению со спортсменами из крупных городов;
3. Для обеих групп спортсменов высокую значимость имеет такой мотив, как «Повешение престижа, желание славы».
Полученные данные в какой-то мере объясняют феномен состава сборной России по горнолыжному спорту: более 80% спортсменов родом из небольших городов.
Также отметим, что полученные данные могут быть использованы тренерами для спортивного отбора.
ЛИТЕРАТУРА
1. Зиновьев, Н.А. Психологическая подготовка в спортивной тренировке / Н.А. Зиновьев, П.Б. Святченко // Научные механизмы решения проблем инновационного развития : сборник статей международной научно-практической конференции : в 4 частях. Ч. 1. - Уфа : Аэтерна, 2017. - С. 135137.
2. Ильин, Е.П. Психология спорта / Е.П. Ильин. - СПб. : Питер, 2012. - 352 с.
3. Особенности мотивации спортивной деятельности горнолыжников с различным уровнем квалификации / Н.А. Зиновьев, Н. Д. Алексеева, П.Б. Святченко, А. А. Зиновьев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 10 (152). - С. 79-83.
REFERENCES
1. Zinoviev, N.A., Svyatchenko, P.B. (2017) "Psychological training in sports training", Scientific mechanisms of solving problems of innovative development: collection of articles of the international scientific-practical conference: 4 parts, Aeterna, Ufa, pp. 135-137.
2. Ilyin, E.P. (2012), Sports psychology, Piter. St. Petersburg.
3. Zinoviev, N.A., Alekseeva, N.D., Svyatchenko, P.B. and Zinovyev, A.A. (2017), "Features of motivation of sports activity of mountain skiers with various skill level", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 152, No. 10, pp. 79-83.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 17.09.2018
УДК 796.926
КОРРЕЛЯЦИОННЫЕ ЗАВИСИМОСТИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ В ДИСЦИПЛИНАХ ГОРНОЛЫЖНОГО СПОРТА
Надежда Дмитриевна Алексеева, преподаватель, Евгений Николаевич Журавель,
преподаватель, Петр Борисович Святченко, старший преподаватель, Алексей Николаевич Зиновьев, доцент, ФГБОУ ВО Балтийский государственный технический университет «Военмех» им. Д. Ф. Устинова (БГТУ «Военмех» им. Д. Ф. Устинова),
г. Санкт-Петербург
Аннотация
Российская Федерация не является мировым лидером в горнолыжном спорте. Необходимо искать эффективные подходы к тренировочному процессу. Большинство спортсменов специализируются на 1-2 дисциплинах. У тренеров нет единого мнения, есть ли необходимость в тренировках по остальным дисциплинам, как они влияют на результативность в профиле. В данной статье приведены результаты корреляционного анализа между рейтинговыми очками в различных дисциплинах горнолыжного спорта 100 лучших спортсменов мира. Данные говорят о сильной положительной корреляции супергиганта и скоростного спуска, о средней положительной корреляции слалома и гигантского слалома, гигантского слалома и супергиганта. Отметим, что корреляционные связи между скоростными дисциплинами сильнее, чем между техническими. Также из полученных данных видно, что ни одна из дисциплин (независимых переменных) не имеет связи со слаломом, что оправдывают четкую специализацию слаломистов. Коэффициенты остальных дисциплин не достоверны. Основываясь на полученных данных, мы предполагаем, что проведение тренировок по непрофильной дисциплине, повысит результативность спортсменов,
специализирующихся на гигантском слаломе, супергиганте и скоростном спуске.
Ключевые слова: горнолыжный спорт, специализация горнолыжников, спортивная тренировка, подготовка спортсменов, результативность деятельности.
CORRELATION DEPENDENCIES OF PERFORMANCE IN THE ALPINE SKIING
DISCIPLINES
Nadezhda Dmitrievna Alekseeva, the teacher, Evgeniy Nikolaevich Zhuravel, the teacher, Petr Borisovich Svyatchenko, the senior teacher, Aleksey Nikolaevich Zinoviev, the senior lecturer, The Ustinov Baltic State Technical University, St. Petersburg
Annotation
The Russian Federation is not a world leader in Alpine skiing. It is necessary to look for effective approaches to the training process. Most athletes are specialized in 1-2 disciplines. The coaches do not have a consensus on whether training is needed in other disciplines, how they affect the performance in the profile. This article presents the results of correlation analysis between the rating points in various disciplines of skiing 100 best athletes in the world. The data shows a strong positive correlation between the super-g and the downhill, an average positive correlation between the slalom and the giant slalom, a giant slalom and a super-g. It should be noted that the correlation between the speed disciplines is stronger than between the technical ones. Also, from the data obtained it is clear that none of the disciplines (independent variables) has a connection with the slalom, which justifies a clear specialization of slalom-specialists. The coefficients of other disciplines are not reliable. Based on the data obtained, we assume that training in non-core discipline will increase the performance of athletes specializing in giant slalom, super-g and downhill.
Keywords: alpine skiing, specialization of skiers, sports training, training of athletes, performance.
ВВЕДЕНИЕ
Успехи российских горнолыжников на мировой арене пошли на спад около 20 лет назад. Становление и развитие отечественного горнолыжного спорта в Российской Федерации в течение многих лет было связано с решением многочисленных проблем, к которым относятся: недостаточное количество качественного горнолыжного инвентаря, механических средств подготовки горнолыжных склонов, тренеров высокой квалификации, канатных дорог для подъема на склоны. Наиболее серьезной проблемой было отсутствие новых, более эффективных подходов к процессам обучения и тренировки отечественных спортсменов разного возраста [2]. Универсальных горнолыжников, способных показывать высокие результаты в нескольких дисциплинах, крайне мало в современной спортивной практике. Большинство спортсменов к концу юниорского возраста имеют определенную специализацию (чаще всего: слалом / технические дисциплины (слалом и гигантский слалом) / скоростные дисциплины (супергигант и скоростной спуск)).
Среди тренеров существуют различные мнения: одни говорят о целесообразности проведения тренировок по непрофильным дисциплинам, например, слаломистам необходимы тренировки по гигантскому слалому, другие считают, что необходимо весь тренировочный процесс сосредоточить на специализации. На сегодняшний день не существует данных, подтверждающих какой-либо из выше указанных методов организации тренировок.
Целью данного исследования является определение силы корреляционных связей между результативностью в дисциплинах горнолыжного спорта для определения степени влияния проведения тренировок по непрофильным дисциплинам на результативность в специализации.
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Для проверки гипотез были взяты рейтинговые очки 100 лучших спортсменов мира (50 женщин, 50 мужчин) в 5 различных дисциплинах.
С целью статистического изучения связей между рейтинговыми очками в различных дисциплинах горнолыжного спорта был применен корреляционный анализ (использовался ранговый коэффициент корреляции Спирмена).
В качестве независимых переменных были взяты только 4 дисциплины из 5 (слалом, гигантский слалом, супергигант, скоростной спуск). Т.к. результат в альпийской комбинации представляет собой сумму времен попыток в дисциплинах: скоростной спуск и слалом, отдельные тренировки по данной дисциплине не проводятся.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Таблица 1 - Корреляционная _ матрица (слалом)
ЗП НП Гигантский слалом Супергигант Скоростной спуск Альпийская комбинация
Слалом 0,585* р < 0,05 0,162 р > 0,05 0,179 р > 0,05 0,088 р > 0,05
Примечание: НП - независимая переменная; ЗП - зависимая переменная
Таблица 2 - Корреляционная матрица (гигантский слалом)
ЗП НП — Слалом Супергигант Скоростной спуск Альпийская комбинация
Гигантский слалом 0,08 р > 0,05 0,461* р < 0,05 0,345 р > 0,05 0,04 р > 0,05
Таблица 3 - Корреляционная матрица (супергигант)
ЗП НП Слалом Гигантский слалом Скоростной спуск Альпийская комбинация
Супергигант 0,105 р > 0,05 0,388 р > 0,05 0,703* р < 0,05 0,085 р > 0,05
Таблица 4 - Корреляционная матрица (скоростной спуск)
ЗП НП ' Слалом Гигантский слалом Супергигант Альпийская комбинация
Скоростной спуск 0,124 р > 0,05 0,011 р > 0,05 0,688* р < 0,05 0,249 р > 0,05
Из корреляционного анализа следует, что сильную положительную корреляцию имеют супергигант и скоростной спуск, среднюю положительную корреляцию имеют: слалом и гигантский слалом, гигантский слалом и супергигант. У остальных дисциплин наблюдается низкая положительная корреляция, коэффициент недостоверен. Отметим, что корреляционные связи между скоростными дисциплинами сильнее, чем между техническими. Также из полученных данных следует, что ни одна из дисциплин (независимых переменных) не имеет связи со слаломом, что оправдывают четкую специализацию слаломистов.
ВЫВОДЫ
Были выявлены силы корреляционных связей между дисциплинами горнолыжного спорта. Основываясь на данных корреляционного анализа, мы предполагаем, что:
1. Проведение тренировок в слаломе повысит результативность у специалистов гигантского слалома;
2. Проведение тренировок в гигантском слаломе повысит результативность у специалистов супергиганта;
3. Проведение тренировок в супергиганте повысит результативность у специалистов скоростного спуска;
4. Проведение тренировок в скоростном спуске повысит результативность у специалистов супергиганта;
5. Нецелесообразно проводить тренировки у спортсменов, имеющих четкую слаломную специализацию, по другим дисциплинам с целью повышения результативности в слаломе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Зиновьев, Н.А. Влияние двигательных способностей на результативность в горнолыжном спорте / Н.А. Зиновьев, П.Б. Святченко // Теоретические и практические аспекты развития
научной мысли в современном мире : сборник статей международной научно-практической конференции : в 4-х частях. Ч. 1. - Уфа : Аэтерна, 2017. - С. 155-157.
2. Лисовский, А.Ф. Возможности и перспективы применения методов инженерной эргономики в процессе тренировок и соревнований спортсменов-горнолыжников / А.Ф. Лисовский // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 10 (92). - С. 93-98.
REFERENCES
1. Zinoviev, N.A., Svyatchenko, P.B. (2017), "The influence of motor skills on performance in alpine skiing", Theoretical and practical aspects of the development of scientific thought in the modern world: collection of articles of the international scientific-practical conference: in 4 parts, Aeterna, Ufa, pp. 155-157.
2. Lisovsky, A.F. (2012), "Opportunities and prospects of application of methods of engineering ergonomics in the process of training and competitions of sportsmen-skiers", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 92, No. 10, pp. 93-98.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 17.09.2018
УДК 796.011.3
ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ НА ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ СТУДЕНТОВ ТРАНСПОРТНЫХ ВУЗОВ
Рустам Рашитович Алиходжин, кандидат педагогических наук, доцент, Антон Анатольевич Карпинский, ассистент, Российский университет транспорта (МИИТ), Москва
Аннотация
В статье представлены результаты исследований по обоснованию технологии педагогических воздействий на двигательные действия студентов транспортных вузов, особенностью которой является использование модельных характеристик в процессе формирования двигательных умений и навыков.
Ключевые слова: технология педагогического воздействия, ведущие элементы системы, двигательные действия, студенты, транспортные вузы.
TECHNIQUE FOR PEDAGOGICAL INFLUENCES ON MOTOR ACTIONS OF
TRANSPORT UNIVERSITIES STUDENTS Rustam Rashitovich Alikhodzhin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Anton Anatolievich Karpinsky, the assistant, Russian University of Transport (MUT), Moscow
Annotation
The article presents the results of studies to substantiate the technology of pedagogical influences on the motor actions of the students of transport universities, the specificity of which is the use of the model characteristics in the formation of motor skills.
Keywords: technology of pedagogical influence, leading elements of system, motor actions, students, transport universities.
Совершенствование методики обучения двигательным действиям студентов транспортных вузов является важнейшим направлением улучшения системы физического воспитания в высших учебных заведениях. Необходимость разработки технологии педагогического воздействия на двигательные действия студентов транспортных вузов обусловливается изучением условий, повышающих эффективность обучения занимающихся.
Успешность обучения двигательным действиям зависит от физической, координационной и психической готовности обучаемых. Для системного подхода к представлениям