Научная статья на тему 'Соревнования по общей физической подготовке среди студентов-экономистов'

Соревнования по общей физической подготовке среди студентов-экономистов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
171
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«СОРЕВНОВАНИЯ ДЛЯ ВСЕХ» / СТУДЕНТЫ / ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ / СОРЕВНОВАНИЯ ПО ФАКУЛЬТЕТАМ / "COMPETITIONS FOR ALL" / STUDENTS / GENERAL PHYSICAL TRAINING / INCREASING MOTIVATION / COMPETITIONS FOR FACULTIES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Антонова Ирина Николаевна, Ефремова Надежда Георгиевна, Климкина Дарья Александровна, Прошкина Виктория Александровна

В исследовании предпринята попытка повысить интерес к соревновательной деятельности среди студентов-экономистов, проанализировать динамику физической подготовленности, найти подход к увеличению массовости на соревнованиях, развитию творческих способностей на занятиях по физической культуре. Студенты отметили высокий эмоциональный интерес, сплочённость в группе, возможность участвовать в «соревнованиях для всех», выигрывать медали, публиковать статьи по физической культуре. Соревнования позволили создать представления о соревновательных компетенциях, выявить потенциальных участников сборных команд, создать условия для соревнований между факультетами и группами. После проведения соревнований студентам с высоким уровнем физической подготовленности предложены элементы кроссфита (ОМГ). Для девушек СМГ разработаны комплексы атлетической гимнастики, пилатеса, тренировки низкой интенсивности. Мастер-классы позволили увеличить число занимающихся в спортивных секциях на 15%.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Антонова Ирина Николаевна, Ефремова Надежда Георгиевна, Климкина Дарья Александровна, Прошкина Виктория Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Competitions in general physical training among economics students

The study attempts to increase interest in competitive activities among economics students, analyzing the dynamics of physical fitness, it finds the approach to increasing the mass participation in competitions, and developing the creative abilities during the physical education classes. Students noted the high emotional interest, group cohesion, opportunity to participate in "competitions for all", to win medals, and to publish articles covering the physical culture. Competitions allowed creating the ideas about competitive competencies, identifying potential participants in national teams, creating conditions for the competitions between the faculties and groups. After the competition, students with a high level of physical fitness are offered elements of crossfit (OMG). For SMG girls, the complexes of athletic gymnastics, Pilates, and low-intensity training have been developed. Master classes have increased the number of people involved in sports sections by 15%.

Текст научной работы на тему «Соревнования по общей физической подготовке среди студентов-экономистов»

3. Гавердовский, Ю.К. Двигательные представления гимнастов / Ю.К. Гавердовский // Гимнастика : сборник статей. Вып. 2. - Москва : Физкультура и спорт, 1985. - С. 61-64.

4. Гальперин, П.Я. Типы ориентировки и типы формирования действий и понятий / П.Я. Гальперин // Доклады АПН РСФСР. - 1958. - № 2. - С. 75-78.

5. Донской, Д.Д. Структура действия : учебно-методическое пособие / Д.Д. Донской. -Москва : Физкультура, образование и наука, 1995. - 69 с.

6. Ратов, И.Р. О двигательном мышлении / И.Р. Ратов // Теория и практика физической культуры. - 1980. - № 3. - С. 45-48.

7. Фарфель, В.С. Управление движениями в спорте / В.С. Фарфель. - Москва : Физкультура и спорт, 1975. - 208 с.

8. Чхаидзе, Л.В. Об управлении движениями человека / Л.В. Чхаидзе. - Москва : Физкультура и спорт, 1970. - 136 с.

REFERENCES

1. Alikhodzhin, R.R. (2018), "The system of pedagogical learning management motor actions of students RUTH (MIIT)", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 160, No 6, pp. 12-15.

2. Alikhodzhin, R.R. (2019), "Systematization of errors in motor actions students' Russian university of transport (MIIT)", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 164, No 10, pp. 18-21.

3. Gaverdovsky, Yu.K. (1985), "Motor representations of gymnasts", Gymnastics, No. 2, pp. 61-64.

4. Halperin, P.Ya. (1958), "The Types of orientation and types of formation of actions and concepts", Reports of the APN of the RSFSR, No. 2, pp. 75-78.

5. Donskoy, D.D. (1995), Structure of action, Educational and methodological guide, Physical culture, education and science, Moscow.

6. Ratov, I.R. (1980), "On motor thinking", Theory and practice of physical culture, No. 3, pp.

45-48.

7. Farfel, V.S. (1975), Control movements in sports, Physical Culture and sport, Moscow.

8. Chkhaidze, L.V. (1970), On the management of the movements of the person, Physical Culture and sport, Moscow.

Контактная информация: rustam_alih@mail.ru

Статья поступила в редакцию 16.03.2020

УДК 796.011.3

СОРЕВНОВАНИЯ ПО ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ СРЕДИ СТУДЕНТОВ-ЭКОНОМИСТОВ

Ирина Николаевна Антонова, старший преподаватель, Надежда Георгиевна Ефремова, старший преподаватель, Дарья Александровна Климкина, преподаватель, Виктория Александровна Прошкина, преподаватель, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Москва

Аннотация

В исследовании предпринята попытка повысить интерес к соревновательной деятельности среди студентов-экономистов, проанализировать динамику физической подготовленности, найти подход к увеличению массовости на соревнованиях, развитию творческих способностей на занятиях по физической культуре. Студенты отметили высокий эмоциональный интерес, сплочённость в группе, возможность участвовать в «соревнованиях для всех», выигрывать медали, публиковать статьи по физической культуре. Соревнования позволили создать представления о соревновательных компетенциях, выявить потенциальных участников сборных команд, создать условия для соревнований между факультетами и группами. После проведения соревнований студентам с высоким уровнем физической подготовленности предложены элементы кроссфита (ОМГ). Для девушек СМГ разработаны комплексы атлетической гимнастики, пилатеса, тренировки низкой интенсивности. Мастер-классы позволили увеличить число занимающихся в спортивных секциях на 15%.

Ключевые слова: «соревнования для всех», студенты, общая физическая подготовка, повышение мотивации, соревнования по факультетам.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.3.p19-23

COMPETITIONS IN GENERAL PHYSICAL TRAINING AMONG ECONOMICS

STUDENTS

Irina Nikolaevna Antonova, the senior teacher, Nadezhda Georgievna Efremova, the senior teacher, Darya Alexandrovna КНткта, the teacher, Victoria Alexandrovna Proshkina, the

teacher, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow

Abstract

The study attempts to increase interest in competitive activities among economics students, analyzing the dynamics of physical fitness, it finds the approach to increasing the mass participation in competitions, and developing the creative abilities during the physical education classes. Students noted the high emotional interest, group cohesion, opportunity to participate in "competitions for all", to win medals, and to publish articles covering the physical culture. Competitions allowed creating the ideas about competitive competencies, identifying potential participants in national teams, creating conditions for the competitions between the faculties and groups. After the competition, students with a high level of physical fitness are offered elements of crossfit (OMG). For SMG girls, the complexes of athletic gymnastics, Pilates, and low-intensity training have been developed. Master classes have increased the number of people involved in sports sections by 15%.

Keywords: "competitions for all", students, General physical training, increasing motivation, competitions for faculties.

Приобщение студентов-экономистов к соревновательной деятельности и регулярным занятиям ФК обусловлены тем, что их физическая подготовленность (2015-2019 гг. РЭУ им. Г.В. Плеханова) имеет тенденцию к ухудшению. Наряду с этим субъективная оценка студентов самочувствия показала, что 26,5-39,5% испытывают переутомление: в 2015 году - 26,5%, а в 2017 уже - 39,5%, в 2018 - 32,8%, в 2019 - 34,1%.

Результаты функциональной диагностики в начале учебного года показали, что значительная часть будущих экономистов имеют пограничную зону нормы ЧСС: 82,5 у девушек и 81,6 уд/мин у юношей. Высокий уровень восстановления ССС после 30 приседаний имеют только 37,3%, средний уровень - 34% студентов 1-3 курсов, «удовлетворительный» - 28,7% [1, 6, 7].

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В исследовании приняли участие 718 девушек и 305 юношей (разных факультетов), которое посвящено приобщению студентов к соревнованиям [3,4], с выявлением личного первенства, лучшей группы. При этом учитывается массовость участников, наличие слогана группы, присутствие куратора. Студенты участвовали в анонсировании соревнований, обработке результатов, размещении данных в социальных сетях, подготовке научных статей, что способствовало становлению научных и соревновательных компетенций.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Физическая подготовка юношей соответствует среднему уровню (таблица 1). Значительных различий между факультетами не выявлено, кроме упражнения сгибания и разгибания рук в упоре лежа. Норматив на «отлично» в подъеме туловища 40 раз, при этом многие не смогли выполнить, их результат составляет 31,4-43,9 раз; в прыжках на скакалке «отличный» уровень составляет 100 раз, практически все выполнили норматив и превысили его на 13-19 прыжков. Норматив в отжиманиях на «отлично» 35 раз, следовательно, юноши практически только выполняют норматив - 29,8-40,5 раз, высокие результаты выявлены на ФЭТТ, наименьшие гостинично-ресторанной индустрии.

Таблица 1 - Результаты соревнований юношей разных факультетов

Подъем тулови- Наклон вперед Сгибания и раз-

Факультет ща из положения из положения гибания рук в Скакалка, 1 мин

лежа на спине сидя упоре лежа

Экономики торговли и товароведения 39 7,62 40,56 117,74

Экономики и права ФЭП 40,71 8,08 37,22 119,49

Финансовый ФФ 31,43 6,92 33,08 98,76

Международная школа бизнеса 35,45 7,16 35,32 109,53

Менеджмент 30,61 4,11 36,88 99,72

Маркетинг 43,94 7,12 36,44 113,06

Цифровой экономики, информацион-

ных технологий ИЦЭиИТ 32,05 4,63 33,93 117,32

Гостинично-ресторанной, турист. и спортивной индустрии ГРТСИ 39,03 9,44 29,88 116,31

Результаты девушек также находятся на среднем уровне (таблица 2), норматив подъема туловища за 1 минуту 30 раз, девушки значительно не превосходят норматив на «отлично». Норматив на гибкость составляет 16 см, средние значения ниже норматива на «отлично», и составляют 12,5-14,5 см. Отжимания на «отлично» 20 раз, практически все испытуемые не справились с нормативом, лишь у факультета международная школа бизнеса средний результат 19,1 раз. Прыжки на скакалке оценивают координационные способности [9], ловкость, частично скоростные показатели, норматив на «отлично» у девушек 110 раз, при этом часть девушек показывают результат только 106-107 раз.

Таблица 2 - Результаты соревнований девушек разных факультетов

Подъем тулови- Наклон вперед Сгибания и раз-

Факультет ща из положения из положения гибания рук в Скакалка, 1 мин

лежа на спине сидя упоре лежа

Экономики торговли и товароведения 32,68 14,53 15,84 120,72

Экономики и права ФЭП 33,71 14,36 14,25 114,79

Финансовый ФФ 33,99 12,89 13,37 113,94

Международная школа бизнеса 31,15 12,55 19,14 116,93

Менеджмент 32,17 12,5 12,42 107,72

Маркетинг 32,11 14,19 16,35 116,3

Цифровой экономики, информационных технологий 36,92 14,11 14,42 123,51

Гостинично-ресторанной, турист. и спортивной индустрии 36,06 14,47 15,53 120,24

За год достоверных изменений физической подготовленности не выявлено (по всем факультетам), кроме отжиманий и прыжков на скакалке у девушек (таблица 3). Трехразовые учебные занятия, без дополнительных занятий не позволяют достичь достоверных изменений. В отжиманиях изменения от 15,8 до 30,8 раз, прыжки на скакалке от 122,5 до 132,2 раз у девушек.

Таблица 3 - Динамика ОФП девушек и юношей (2019-2020 гг.)

Контрольные упражнения 2019 2020

Подъем туловища, раз

юноши 39,93±13,24 40,6±10,05

девушки 34,3±8,49 34,95±8,99

Наклон вперед, см

юноши 7,25±7,94 7,68±10,97

девушки 14,23±6,79 17,05±7,83

Сгибание/разг. рук, раз

юноши 35,69±14,38 38,16±13,88

девушки 15,73±8,29 30,88±11,03

Прыжки через скакалку, раз за 1 мин

юноши 119,65±42,61 123,12±43,43

девушки 122,54±29,66 132,21±25,76

Соревнования позволили создать представления о соревновательных компетенциях, выявить потенциальных участников сборных команд, создать условия для соревнований между факультетами и группами. После проведения соревнований студентам с высоким уровнем физической подготовленности предложены элементы кроссфита (ОМГ) [5]. Для девушек СМГ разработаны комплексы атлетической гимнастики [7, 8], пилатеса [2], тренировки низкой интенсивности [6]. Мастер-классы позволили увеличить число занимающихся в спортивных секциях на 15%.

ВЫВОДЫ

Студенты имеют средний уровень физической подготовленности, часть средних результатов среди юношей и девушек не достигают оценки «отлично» по физической культуре. В течение учебного года достоверные изменения в группе юношей отсутствуют, в группе девушек в двух контрольных упражнениях. Наряду с этим студенты отметили высокий эмоциональный интерес, сплочённость в группе, возможность участвовать в «соревнованиях для всех», публиковать статьи по физической культуре.

ЛИТЕРАТУРА

1. Изучение работоспособности сердечной мышцы студентов экономического вуза на занятиях по физической культуре / И.Н. Антонова, Т.Н. Шутова, О.В. Везеницын, С.А. Мартынов // Гуманитарное образование в экономическом вузе : материалы V Международной научно-практической заочной интернет-конференции. - Москва, 2017. - С. 168-178.

2. Физическое воспитание студентов специальной медицинской группы на основе методики пилатес / Д.М. Гаджиев, И.М. Бодров, Т.И. Макаренкова, Г.С. Крылова // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2018. - № 1. - С. 27-34.

3. Нуцалов, Н.М. Исследование средств, определяющих уровень развития общей выносливости / Н.М. Нуцалов, Е.С. Барковский // Физическая культура, спорт, туризм: инновационные проекты и передовые практики : материалы Международной научно-практической конференции. -Москва, 2019. - С. 225-228.

4. Внедрение современных средств обучения по дисциплине "физическая культура" для студентов специальности "Экономическая безопасность" / Ю.В. Подоруев, С.Ю. Витько, Р.Р. Пиха-ев, Д.М. Гаджиев // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2017. - № 3. - С. 63-70.

5. Фисенко, Ю.А. Правила техники безопасности применения кроссфита на занятиях по физической культуре / Ю.А. Фисенко, Е.С. Барковский // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 10 (164). - С. 336-340.

6. Шутова, Т. Н. Моделирование фитнес-технологий в процессе физического воспитания студентов на основе диагностики «Esteck system complex» / Т.Н. Шутова // Теория и практика физической культуры. - 2017. - № 9. - С. 30-32.

7. Технология фитнеса в физическом воспитании студентов / Т.Н. Шутова, И.М. Бодров, О.В. Мамонова, П.А. Кондратьев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -2016. - № 1. - С. 30-31.

8. Шутова, Т.Н. Концептуальные основы атлетической гимнастики в физическом воспитании студентов / Т.Н. Шутова, Д.М. Гаджиев, Р.Р. Пихаев // Физическая культура, спорт, туризм: научно-методическое сопровождение : материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Пермь, 2016. - С. 134-138.

9. Средства скиппинга для развития скоростно-силовых качеств у девушек-баскетболисток 11-12 лет / Е.Е. Юдашкина, В.А. Зайцев, С.М. Носов, Т.П. Высоцкая // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 4 (170). - С. 379-383.

REFERENCES

1. Antonova, I.N., Shutova T.N., Vezenitsyn O.V. and Martynov S.A. (2017), "Studying the performance of the heart muscle of students of the economic University in the classroom of physical culture", Materials of the V International scientific and practical conference, Humanitarian education in an economic University, Moscow, рр. 168-178.

2. Gadzhiev, D.M., Bodrov I.M., Makarenkova T.I. and Krylova G.S. (2018), "Physical education of students of a special medical group based on the рilates method", Izvestiya Tula state University.

Physical Culture. Sport, No.1, рр. 27-34.

3. Nutsalov, N.M. and Barkovsky E.S. (2019), "Research of means determining the level of development of General endurance", Materials of the International scientific and practical conf., Physical culture, sports, tourism, Moscow, рр. 225-228.

4. Podoruev, Yu.V., Vitko S.Yu., Pikhaev R.R. and Gadzhiev D.M. (2017), "Introduction of modern means of training in the discipline "physical culture" for students of the specialty "Economic security", Izvestiya Tula state University. Physical Culture. Sport, No. 3, рр. 63-70.

5. Fisenko, Yu. and Barkovsky E.S. (2018), "Safety rules for the use of crossfit in physical education classes", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 10 (164), рр. 336-340.

6. Shutova, T.N. (2017), "Modeling of fitness technologies in the process of physical education of students on the basis of diagnostics "Esteck system complex", Theory and practice of physical culture, No. 9, рр. 30-32.

7. Shutova, T.N., Bodrov I.M., Mamonova O.V. and Kondratyev P.A. (2016), "Technology of fitness in physical education of students", Physical culture: education, training, No. 1, рр. 30-31.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Shutova, T.N., Gadzhiev D.M., Pichaev R.R. (2016), "Conceptual foundations of athletic gymnastics in physical education of students", Physical culture, sports, tourism: scientific and methodological support, Materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference with international participation, Perm, рр. 134-138.

9. Yudashkina, E.E., Zaitsev V.A., Nosov S.M. and Vysotskaya T.P. (2019), "Skipping Tools for the development of speed-power qualities in girls-basketball players 11-12 years old", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 4 (170), рр. 379-383.

Контактная информация: antonova-irina@bk.ru

Статья поступила в редакцию 12.03.2020

УДК 796.011.1

ВЗАИМОСВЯЗЬ ФИЗИЧЕСКОГО И ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КАК МИКРОЭЛЕМЕНТ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ЗАЩИТНИКОВ ОТЕЧЕСТВА

Тигран Гарриевич Арутюнян, кандидат педагогических наук, доцент, Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева, Сибирский Федеральный университет, Красноярск; Владимир Владимирович Пыж, доктор политических наук, профессор, Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

Аннотация

Введение - в стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2030 года обозначены приоритетные направления, такие как обеспечение физической готовности допризывной молодежи к службе в Вооружённых Силах Российской Федерации, популяризация военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта; гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения средствами физической культуры и спорта. Цель исследования - теоретически и экспериментально обосновать методику взаимосвязи патриотического и физического воспитания учащихся. Методика и организация исследования - упражнения преимущественно необходимые для физических качеств человека во взаимосвязи с патриотическим воспитанием применялись через исследовательскую модель. В экспериментальной работе приняли участие 22 учащихся контрольной группы и 23 экспериментальной. Результаты исследования и их обсуждение - в результате экспериментальной работы выявлена несущественная положительная корреляция (или взаимосвязь) физического и патриотического воспитания в экспериментальной группе, тогда как в контрольной группе корреляция осталась отрицательная. Экспериментальная группа вышла на более высокий уровень физической готовности. Информационное сопровождение взаимосвязи патриотического и физического воспитания посильно нейтрализовало негативный информационный фон.

Выводы - корреляция, выявленная в ходе эксперимента, подтверждает, идею продолжения исследований взаимосвязи физического и патриотического воспитания. В экспериментальной группе прирост физических качеств был выше и статистически достоверен по четырем показателям. По двум показателям прирост хотя и не был статистически достоверен, но был выше в экспе-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.