Научная статья на тему 'КВАЛИФИКАЦИЯ КАК ПРОЦЕСС ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ КУРСАНТОВ МВД ОБУЧЕНИЮ БОЕВЫМ ПРИЕМАМ БОРЬБЫ'

КВАЛИФИКАЦИЯ КАК ПРОЦЕСС ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ КУРСАНТОВ МВД ОБУЧЕНИЮ БОЕВЫМ ПРИЕМАМ БОРЬБЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
30
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КВАЛИФИКАЦИЯ / МОТИВАЦИЯ / СТИМУЛИРОВАНИЕ / БОЕВЫЕ ПРИЕМЫ БОРЬБЫ / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цыганок Алексей Олегович, Стишак Анатолий Александрович, Оруджев Агадаш Мухьеддин, Фока Андрей Викторович, Ялышев Сергей Шамилевич

В статье представлена экспериментальная методика, направленная на повышение мотивации курсантов МВД к изучению темы боевые приемы борьбы предусматривающая присвоение условной квалификации по результатам испытаний рубежного контроля. Выявлено, что стремление обучаемых в присвоении права обозначить на форме, для занятий по теме, определенного вида визуального обозначения, указывающего на факт результативно пройденного испытания, повышает мотивацию обучаемых к качественному освоению приемов и действий, рекомендованных руководящими документами, совершенствованию физических качеств. Успешное прохождение всех испытаний по условиям экспериментальной методики формирует у обучаемых уверенность в практическом применении боевых приемов борьбы для служебной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Цыганок Алексей Олегович, Стишак Анатолий Александрович, Оруджев Агадаш Мухьеддин, Фока Андрей Викторович, Ялышев Сергей Шамилевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUALIFICATION AS A PROCESS OF MOTIVATION OF TRAINING IN COMBAT TECHNIQUES OFPOLICE CADETS

The article presents the experimental methodology aimed at increasing the motivation of cadets of the Ministry of Internal Affairs to study the topic of combat techniques of struggle, which provides for the assignment of conditional qualifications based on the results of tests of the frontier control. It was revealed that the desire of trainees in assigning the right to indicate on the form, for classes on the topic, the certain type of visual designation, indicating the fact of the effectively passed test, it increases the motivation of trainees to qualitatively master the techniques and actions recommended by the guidance documents, improving the physical qualities. Successful passing of all tests according to conditions of experimental methodology forms confidence in trainees in practical application of combat techniques of wrestling for service activity.

Текст научной работы на тему «КВАЛИФИКАЦИЯ КАК ПРОЦЕСС ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ КУРСАНТОВ МВД ОБУЧЕНИЮ БОЕВЫМ ПРИЕМАМ БОРЬБЫ»

родными, это можно объяснить особенностями возраста испытуемых (16-17 лет - юношеский возраст), наименее встречаемым способом снятия стресса являются половые отношения.

ВЫВОДЫ

Согласно результатам исследования, молодые люди знакомы с методами преодоления стресса и считают себя достаточно психологически устойчивыми к нему, однако не спешат эти методы применять на практике, не воспринимая стрессовые ситуации всерьез.

С нашей точки зрения, наиболее эффективна модель развития стрессоустойчиво -сти студентов, предложенная М.Л. Хуторной [4]. Она включает следующие блоки: интеллектуальные испытания, учебная деятельность, предметно-профессиональное самоопределение, тренинг личностного роста, тренинг антистрессовых стратегий, психологическая саморегуляция, конструктивные механизмы личности, тестовые стратегии (дотестовые, тестовые, послетестовые), индивидуально-психологические характеристики, неконструктивные механизмы личности и этапы тренинга. Реализация данной модели будет эффективна не только в период экзаменационной сессии, но и на протяжении всего периода обучения в вузе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Хуторная, М.Л. Развитие стрессоустойчивости студентов в условиях интеллектуальных испытаний : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Хуторная Маргарита Леонидовна Тамбов, 2007. -25 с.

REFERENCES

1. Khutornaya, M. L. (2007), Development of stress resistance of students in the conditions of intellectual tests, dissertation, Tambov.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 25.10.2021

УДК 159.943.8

КВАЛИФИКАЦИЯ КАК ПРОЦЕСС ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ КУРСАНТОВ МВД ОБУЧЕНИЮ БОЕВЫМ ПРИЕМАМ БОРЬБЫ

Алексей Олегович Цыганок, кандидат педагогических наук, доцент, Анатолий Александрович Стишак, доцент, Агадаш Мухьеддин Оруджев, доцент, Андрей Викторович

Фока, преподаватель, Сергей Шамилевич Ялышев, преподаватель Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации

Аннотация

В статье представлена экспериментальная методика, направленная на повышение мотивации курсантов МВД к изучению темы боевые приемы борьбы предусматривающая присвоение условной квалификации по результатам испытаний рубежного контроля. Выявлено, что стремление обучаемых в присвоении права обозначить на форме, для занятий по теме, определенного вида визуального обозначения, указывающего на факт результативно пройденного испытания, повышает мотивацию обучаемых к качественному освоению приемов и действий, рекомендованных руководящими документами, совершенствованию физических качеств. Успешное прохождение всех испытаний по условиям экспериментальной методики формирует у обучаемых уверенность в практическом применении боевых приемов борьбы для служебной деятельности.

Ключевые слова: квалификация, мотивация, стимулирование, боевые приемы борьбы, физические качества, физическая подготовка.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.10.p476-483

QUALIFICATION AS A PROCESS OF MOTIVATION OF POLICE CADETS TO TRAINING IN COMBAT TECHNIQUES

Aleksey Olegovich Tsyganok, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Anatoli Aleksandrovich Stishak, the senior lecturer, Honored Master of Sports of Russia, Agadash Mukheddin Orudzhev, the senior lecturer, Andrey Viktorovich Foka, the teacher, Sergei Shamilevich Yalyshev, the teacher, St. Petersburg University of the Ministry of the interior of

the Russian Federation

Abstract

The article presents the experimental methodology aimed at increasing the motivation of cadets of the Ministry of Internal Affairs to study the topic of combat techniques of struggle, which provides for the assignment of conditional qualifications based on the results of tests of the frontier control. It was revealed that the desire of trainees in assigning the right to indicate on the form, for classes on the topic, the certain type of visual designation, indicating the fact of the effectively passed test, it increases the motivation of trainees to qualitatively master the techniques and actions recommended by the guidance documents, improving the physical qualities. Successful passing of all tests according to conditions of experimental methodology forms confidence in trainees in practical application of combat techniques of wrestling for service activity.

Keywords: qualification, motivation, stimulation, fighting techniques, physical qualities, physical training.

ВВЕДЕНИЕ

В век современных технологий развиваются и специальные средства силового воздействия для сотрудников правопорядка, позволяющие не вступая в непосредственное соприкосновение с правонарушителем задерживать, ограничивать свободу передвижения. Необходимость применения оружия и специальных средств сотрудником полиции обуславливается рядом ситуативных причин: противостояние группе правонарушителей; задержание правонарушителя превосходящего по антропометрическим показателям; задержание вооруженного правонарушителя и т.д. Применение рекомендуемых руководящими документами по физической подготовке, приемов и действий боевых приемов борьбы, в таких ситуациях, становится не популярными. Накопившийся опыт отделов МВД в вопросах противодействия правонарушителю проникает в образовательный процесс учебных заведений, в связи с этим формируется мнение обучаемых о неэффективности боевых приемов борьбы в ситуациях служебной деятельности. Соответственно мотивация курсантов к освоению темы боевые приемы борьбы к выпуску из учебного заведения начинает снижаться.

Исходя из вышесказанного, объектом нашего педагогического исследования послужил учебно-тренировочный процесс по физической подготовке, процесс мотивацион-но-ценностного отношения курсантов к изучению темы боевые приемы борьбы составлял его предмет.

Рабочей гипотезой нашего исследования послужило предположение, о возможности повышения мотивации к изучению темы через присвоение условной квалификации за успешное выполнение испытаний подтверждающих уровень подготовленности по теме и общей физической подготовленности в целом.

Цель исследования: поиск адаптированной методики повышения мотивации к изучению раздела, боевые приемы борьбы.

Задачи исследования: проанализировать опыт научно-методической литературы по теме исследования; выявить условия мотивации спортсменов единоборцев; оценить влияние экспериментальной методики повышения мотивации к обучению курсантов боевым приемам борьбы, присвоением условной квалификации.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Из анализа литературных источников, посвященных проблеме психологии обучения, следует, что особое место в психологическом обеспечении любого рода деятельности человека занимает побуждающая мотивация к изучению и совершенствованию человека.

Блок спортивной мотивации, по С.В. Ильинскому [1], в структуре спортивной деятельности должен выполнять следующие функции: 1) являться пусковым механизмом деятельности; 2) поддерживать необходимый уровень активности в процессе тренировочной и соревновательной деятельности; 3) регулировать содержание активности, использование различных средств деятельности для достижения желаемых результатов.

Мотивация должна базироваться на потребностях спортсмена, идти через иерархию стратегических, тактических и технических целей и находить выражение в конкретных побуждениях. Изменив порядок можно сказать, что мотивация откроется по принципу: хочу - могу - должен [2].

Исследуя структуру подготовки спортсменов в спортивных единоборствах можно отметить хорошо поставленную систему поддержания интереса к занятиям. Частота занимаемых чемпионских и призовых мест поощряется присваемыми квалификационными разрядами или мастерскими степенями. В восточных боевых единоборствах, уровень подготовленности и количество проведенного времени на учебно-тренировочных занятиях отображает цвет матерчатого пояса на одежде (кимоно), выдаваемого по итогам аттестации. В прозападных школах единоборств, результаты успехов отображаются в виде нашивок с определенным логотипом, на специальной одежде для занятий.

Опыт развития интереса к занятиям боевыми искусствами спортивных единоборств показывает, что награды на соревнованиях, получение права нашить на форму определенную эмблему или присвоение очередного цвета пояса имеют огромное значение для получателя, поскольку это является вещественным доказательством успеха в пройденных испытаниях.

Для образовательного процесса по дисциплине физическая подготовка, под испытаниями понимается проведение текущего контроля, промежуточная или итоговая аттестация. Испытания пробуждают человеческие способности, помогают развить и проявить свою энергию, предприимчивость, изобретательность и т. д.

Формирование интереса к занятиям прикладными единоборствами у курсантов должны являться вполне закономерным и обусловленными требованиями дальнейшего прохождения службы и спецификой предъявляемых служебно-боевых задач [3].

Исходя из опыта восточных и западных боевых школ, для повышения мотиваци-онно-ценностного отношения курсантов университета, нами была разработана методика проведения рубежного контроля по теме «боевые приемы борьбы». Результат успешного выполнения всех требований разработанной методики дает право ношения эмблемы на форме для занятий боевыми приемами борьбы.

Содержание условий методики повышения мотивации к изучению темы боевые приемы борьбы по итогам рубежного контроля:

1 курс: уметь проводить все боевые приемы борьбы без оружия, продемонстрировать пять приемов на выбор (по билетам). Провести три обусловленных поединка (ситуации и задания определяет преподаватель). Выполнить нормативы по общей физической подготовке на оценку не ниже «отлично». Вид поощрения: оценка, право пришить на левый рукав одежды для занятий боевыми приемами борьбы эмблемы с надписью «боец».

2 курс: уметь проводить приемы без оружия, включая приемы противодействия вооруженному пистолетом или предметом преступнику, приемы задержания при попытке завладеть табельным оружием. Уметь выполнять связывание и сковывание наручниками. Продемонстрировать пять боевых приемов борьбы на выбор (по билетам). Провести пять обусловленных поединков (ситуации и задания определяет преподаватель). Выполнить

нормативы по общей физической подготовке на оценку не ниже «отлично». Вид поощрения: оценка, право пришить на правый рукав одежды для занятий по теме, эмблемы с надписью «гранд боец».

3 курс: уметь проводить приемы без оружия, включая приемы наружного досмотра и оказанию помощи. Продемонстрировать пять приемов на выбор (по билетам). Уметь противостоять группе нападающих. Провести два вольных поединка без учета результата (условия проведения поединка определяет преподаватель). Выполнить нормативы по общей физической подготовке на оценку не ниже «отлично». Вид поощрения: оценка, право пришить на левый отворот одежды для занятий по теме, эмблемы с надписью «вице мастер».

4 курс: уметь проводить все приемы без оружия, включая приемы и способы наружного досмотра, приемы атаки и защиты с длинноствольным оружием. Продемонстрировать пять приемов на выбор (по билетам). Провести два вольных поединка в одном из них обязательно одержать победу (поединки проводятся без учета антропометрических показателей противника). Выполнить нормативы по общей физической подготовке на оценку не ниже «отлично». Вид поощрения: оценка, право пришить на правый отворот одежды для занятий по теме, эмблемы с надписью «мастер боевых приемов борьбы».

Для решения поставленных задач были использованы методы анализа и обобщения литературных источников, социальный опрос (анкетирование), педагогический эксперимент, тестирование, методы математической статистики. Исследование проводилось на кафедре физической подготовки и прикладных единоборств Санкт-Петербургского университета МВД России в течение двух лет 2019-2021 г. В исследовании принимали участие 44 курсанта второго курса: 22 человека контрольной группы (КГ), 22 человека экспериментальной группы (ЭГ).

Для определения уверенности испытуемых КГ и ЭГ в эффективности применения боевых приемов борьбы была разработана анкета из девяти вопросов. Испытуемым предоставлялся выбор действия: применить боевые приемы борьбы; применить имеющиеся штатные специальные средства; скомбинировать действия из вариантов боевых приемов борьбы и специальных средств; применить словесные средства и формы убеждения. Каждый вариант действия в ситуации носил оценочный эквивалент, где четыре наиболее приемлемый вариант, единица маловероятные действия примененные курсантом.

Эффективность разработанной методики повышения мотивации исследована в результате практической контрольной проверки уровня владения боевыми приемов борьбы и сравнения результатов методами математической статистики. Проверка и оценка навыков боевых приемов борьбы осуществлялась по условиям описанных в статье 256, уровень общей физической подготовки по условиям статьи 197-200 приказа МВД от 05.05.2018 г № 275 «Об утверждении порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации». Тестирование общей физической подготовленности оценивалось по результатам оценки упражнений: быстрота - челночный бег 10*10 м; сила - подтягивание на перекладине для сотрудников мужского пола, сгибание разгибание рук в упоре лежа для сотрудников женского пола; выносливость - бег на 5 км для сотрудников мужского пола, бег на 1 км для сотрудников женского пола. Уровень навыков противодействовать группе нападающих оценивался по специальной методике, разработанной на кафедре. Оценка умения противостоять правонарушителю в обусловленных и вольных схватках проводилось по упрощенным правилам борьбы самбо или правилам федерации рукопашного боя с некоторыми изменениями.

С испытуемыми контрольной группы занятия проводились по учебным вопросам, обозначенным в тематическом плане раздела физической подготовки. Процесс мотивирования к освоению боевых приемов борьбы осуществлялся путем стандартной оценки рубежного контроля развития физических качеств и навыков боевых приемов борьбы за пе-

риод обучения, общепринятый в учебном процессе.

Испытуемые экспериментальной группы, также изучали учебные вопросы тематического плана по учебному расписанию. Для мотивирования курсантов к обучению темы боевые приемы борьбы использовались разработанная нами методика присвоения условной квалификации по итогам испытаний в конце семестра обучения.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Проведенное анкетирование КГ и ЭГ, при проведении констатирующей стадии эксперимента, определило предпочтения в действиях испытуемых в сложившихся обста-новках служебной деятельности:

1. Задержание правонарушителя;

2. Самооборона при внезапном нападении;

3. Отражение нападения на граждан;

4. Действия сотрудника при защите в ограниченном пространстве;

5. Отражение нападения правонарушителя превосходящего сотрудника по антропометрическим показателям;

6. Действия при преследовании правонарушителя;

7. Действия сотрудника при попытке правонарушителем завладеть оружием сотрудника;

8. Действия при групповом нападении правонарушителей;

9. Действия при нападении правонарушителя вооруженном ножом или предметом (рисунок 1).

4 3,5 3 2,5 2 1,5 1

0,5 0

Рисунок 1

Применить БПБ

Применить штатные специальные средства

Комбинация действий БПБ и спецсредств

Применить средства слова и формы убеждения

Предпочтения применяемых действий в обстановках служебной деятельности КГ и ЭГ на констатирующей стадии эксперимента (средний балл)

При сравнительном анализе проведенного опроса действий, испытуемых КГ и ЭГ в сложившихся ситуациях, описанных в анкете, наименее популярный вариант «применение словесных средств и форм убеждения». Общая сумма средних по ответам обеих групп составила 9,3 балла. Самым популярным ответом на противодействие правонарушителю оказались действия с применением специальных средств, сумма средних 28,8 баллов. «Комбинирование боевых приемов борьбы и специальных средств» оказались вторыми по популярности - сумма средних 26,7 баллов. На предпоследнем месте оказались действия исключительно «боевыми приемами борьбы», сумма средних оценок 23,5 балла. Результат опроса выявил низкую оценку курсантов КГ и ЭГ эффективности боевых приемов борьбы на начальном этапе педагогического эксперимента.

Однако, в ситуации «при попытке правонарушителя обезоружить сотрудника» наибольшее число респондентов отдало предпочтение действиям с помощью боевых приемов борьбы, средний балл 3,1. Для сравнения, действия в этой же ситуации с применением исключительно специальных средств составили 2,7 балла; действия путем комбинирования боевых приемов борьбы и специальных средств составил 3.0 балла. Не вы-

сокий средний балл в использовании специальных средств и комбинировании специальных средств и боевых приемов борьбы в ситуации, когда осуществляется попытка завладеть оружием сотрудника, констатирует о большой длительности времени, начала применения оружия или специальных средств, чем для проведения приема освобождения от захвата.

Результаты тестирования навыков в проведении боевых приемов борьбы, развития общей физической подготовленности при проведении констатирующей стадии эксперимента, не выявили достоверных различий испытуемых КГ и ЭГ (таблица 1).

Таблица - 1 Оценка уровня подготовленности по теме боевые приемы борьбы, общей физической подготовленности, курсантов КГ и ЭГ (констатирующая стадия)_

Вид тестирования Средний балл, КГ (п=22) Средний балл, ЭГ (п=22) Р

Проверка подготовленности по боевым приемам борьбы, по условиям приказа МВД от 05.05.2018 г № 275, статьи 256 3,36±0,8 3,40±0,8 р>0,05

Челночный бег 10х10м, курсанты мужского пола 25,9±0,5 26,0±0,5 р>0,05

Челночный бег 10х10м, курсанты женского пола 28,0±0,4 28,4±0,6 р>0,05

Бег на 5 км, курсанты мужского пола 22,55±0,78 23,14±0,30 р>0,05

Бег на 1км, курсанты женского пола 4,18±0,07 4,08±0,11 р>0,05

Подтягивание на перекладине, курсанты мужского пола 13±4 13,4±3,4 р>0,05

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, курсанты женского пола 14,9±3,5 15,1±2.8 р>0,05

В процессе формирующей стадии эксперимента, во время проведения практических занятий по теме боевые приемы борьбы с курсантами ЭГ, преподавательский состав использовал элементы условий экспериментальной методики повышения мотивации, напоминал о виде поощрения при успешной сдаче всех испытаний. Было замечено, что такая форма проведения учебно-тренировочных занятий положительно влияет на заинтересованность в результате курсантов ЭГ, тем самым провоцирует интенсификацию процесса проведения учебно-тренировочных занятий по теме.

Результат контролирующей стадии педагогического исследования, 6 семестр обучения, оценивался по проведенному тестированию в КГ и ЭГ, по общей физической подготовке и формированию навыков боевых приемов борьбы (таблица 2).

Таблица - 2. Оценка уровня развития навыков в боевых приемах борьбы, общей физической подготовленности, курсантов КГ и ЭГ (контролирующая стадия)_

Вид тестирования Средний балл, КГ (п=22) Средний балл, ЭГ (п=22) р

Проверка подготовленности по боевым приемам борьбы, по условиям приказа МВД от 05.05.2018 г № 275, статьи 256 3,7±0.7 4.3±0,5 р<0,05

Челночный бег 10х10м, курсанты мужского пола 25,8±0,4 25,3±0,3 р<0,05

Челночный бег 10х10м, курсанты женского пола 27,9±0,4 27,7±0,1

Бег на 5 км, курсанты мужского пола 22,37±0.75 22,48±0,75 р>0,05

Бег на 1км, курсанты женского пола 4,14±0,04 4,07±0,11 р>0,05

Подтягивание на перекладине, курсанты мужского пола 13,7±3,5 17,5±1,6 р<0,05

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, курсанты женского пола 16±2,3 18,5±2,3 р<0,05

Результаты контролирующей стадии педагогического эксперимента выявили, повышение уровня развития физических качеств. Физическое качество быстрота в ЭГ, у курсантов мужского пола, достоверно повысилось на 2.7% по сравнению с 0,4% в КГ; у курсантов женского пола в ЭГ физическое качество быстрота достоверно возросло на 2,5% по сравнению с 0,3% у курсантов КГ. Физическое качество сила достоверно повысилась у курсантов мужского пола ЭГ на 30,6% у курсантов КГ на 23%; у курсантов женского пола ЭГ, физическое качество сила достоверно повысилось на 22,5%, у курсантов КГ на 7,4%. Развитие физического качества выносливость у испытуемых ЭГ и КГ осталось не достоверными. Прирост развития навыков проведения боевых приемов борьбы, у курсантов ЭГ подтвердил свою достоверность, средний балл возрос на 26,5%, у курсантов КГ на 9,1 %.

Результаты анкетирования в процессе контролирующей стадии эксперимента, курсантов ЭГ выявили смену мнения в отношении эффективности применения боевых приемов борьбы (рисунок 2).

4,5 4 3,5 3 2,5 2 1,5 1

0,5 0

Применить БПБ

Применить штатные специальные средства

Комбинация действий БПБ и спецсредств

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Применить средства слова и формы убеждения

Рисунок 2 - Предпочтения применяемых действий в обстановках служебной деятельности ЭГ на констатирующем этапе эксперимента (средний балл)

Изменение мнения испытуемых ЭГ об эффективности действий боевыми приемами борьбы в ситуациях служебной деятельности подтверждает достоверность средних оценок проведенного анкетирования 2,7±0,2 в начале эксперимента, 3,4±0,4 в конце эксперимента, сумма средних оценок - 32,4 балла.

Мнение курсантов КГ в выборе действий на ситуации служебной деятельности анкеты не поменялось.

ВЫВОДЫ

Результаты исследования свидетельствуют, что чрез стремление обучаемых в присвоении условной квалификации происходит как техническое совершенствование подготовленности в проведении боевых приемов борьбы, так и совершенствуется развитие физических качеств необходимых для успешной служебной деятельности. Успех в выдержанных испытаниях рубежного контроля, подтверждаемый условным визуальным изображением на форме для занятий боевыми приемами борьбы, положительно влияет на психологию обучаемых, формирует мышление об эффективности приемов и действий, рекомендованных наставлением по физической подготовке, в служебной практике.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ильинский С.В. Особенности мотивации спортсменов в различных видах спорта /, С.В. Ильинский // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия. Психология. - 2013. -№ 1. - С. 75-84.

2. Пилипко В.Ф. К вопросу о мотивации и психологической подготовке при занятиях силовыми видами спорта и единоборствами / В.Ф. Пилипко, В. В. Овсеенко, К.В. Семеняга // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. - 2007. - № 3. - С. 99-102.

3. Цуркан, О.В. Формирование мотивации у курсантов военных вузов к занятию прикладными единоборствами / О.В. Цуркан, П.Р. Дутчак, Д.Г. Ганин // Вопросы педагогики. - 2020. - № 92. - С. 272-277.

REFERENCES

1. Ilyinsky, S.V. (2013), "Features of motivation of athletes in various sports", Bulletin of the Samara Humanitarian Academy, Ser. Psychology, No. 1, pp. 75-84.

2. Pilipko, V.F., Ovseenko, V. V. and Semenyaga K.V. (2007), "To the question of motivation and psychological training in power sports and martial arts", Pedagogy, psychology and biomedical problems of physical education and sports, No. 3, pp. 99-102.

3. Turcan, O.V., Dutchak, P.R. and Ganin D.G. (2020), "Formation of motivation among cadets of military universities to engage in applied martial arts", Questions of pedagogy, No. 9-2, pp. 272-277.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 21.10.2021

УДК 159.9.07

ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ РЕКЛАМНОЙ ПРОДУКЦИИ РАЗНОГО ВОЗРАСТА

Ирина Валерьяновна Черемисова, доктор психологических наук, доцент, профессор, Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний России, Рязань

Аннотация

В данной статье обозначена проблема изучения индивидуальных особенностей потребителей рекламы наиболее подверженных манипулятивному воздействию. Цель исследования: выявить особенности индивидуально-психологических характеристик потребителей рекламной продукции подросткового, юношеского и зрелого возраста, подверженных воздействию манипулятивных технологий. В качестве основного результата исследования предложена типология потребителей рекламной продукции наиболее подверженных манипулятивным технологиям в рекламе. Материалы исследования могут быть использованы психологами, специалистами по рекламе.

Ключевые слова: эффективность рекламы, психология рекламы, типология потребителей рекламной продукции, психология манипуляции.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.10.p483-486

INDIVIDUAL PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF CONSUMERS OF ADVERTISING PRODUCTS OF DIFFERENT AGES Irina Valeryanovna Cheremisova, the doctor of psychological sciences, senior lecturer, professor, Academy of Law and Management of the Federal Penitentiary Service ofRussia, Ryazan

Abstract

This article identifies the problem of individual characteristics of advertising consumers most susceptible to manipulative influence. The aim of the study is to identify the personal characteristics of consumers of advertising products exposed to manipulative technologies in respondents of adolescence, youth and maturity age. The main result of the study is the typology of consumers of advertising products most susceptible to manipulative technologies in advertising. Research materials can be used by psychologists, advertising specialists.

Keywords: advertising effectiveness, psychology of advertising, typology of consumers of advertising products, psychology of manipulation.

ВВЕДЕНИЕ

Изучение личностных особенностей потребителей рекламной продукции является необходимым условием для создания качественной рекламы, ориентированной на удо -влетворение потребностей людей, сохранение и укрепление общественного благополучия [2]. Потребители как отдельная группа представляет большой интерес для исследований в психологии рекламы, психологии коммерческой деятельности, психологии манипуляций, социальной психологии и т.д. [3, 4, 6].

Рассматривая проблему воздействий в рекламе, особое внимание, прежде всего, уделяют осознаваемым и неосознаваемым воздействиям рекламиста на потребителя, а также детально рассматривают различия между рациональными воздействиями, основанными на логике и убеждающих аргументах, и нерациональными, основанными на эмоциях и чувствах [1, 5, 7].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.