УДК 796.819
ФИЗИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ КУРСАНТОВ РОССГВАРДИИ PHYSICAL SAFETY TO PERSONALITIES MIDSHIPMAN ROSSGVARDII
Истомин Сергей Петрович
старший преподаватель кафедра физической подготовки и спорта Пермский военный институт войск национальной гвардии РФ
г. Пермь, Россия Istomin Sergey Petrovich senior lecturer
department of physical preparation and sport Perm military institute of the troopses to national guard RF
Perm, Russia
Паначев Валерий Дмитриевич
доктор социологических наук, профессор Пермский национальный исследовательский политехнический университет Пермский военный институт войск национальной гвардии РФ
г. Пермь, Россия Panachev Valery Dmitrievich PhD., professor
Perm national exploratory pollytechnic university Perm military institute of the troopses of the national defence RF
Perm, Russia
Зеленин Леонид Александрович
доктор педагогических наук, профессор Пермский национальный исследовательский политехнический университет, Пермский военный институт войск национальной гвардии РФ
г. Пермь, Россия Zelenin Leonid Aleksandrovich PhD., professor
Perm national exploratory polytechnic university Perm military institute of the troopses to national guard RF
Perm, Russia
Аннотация. Сотрудники войск национальной обороны, находясь в постоянном взаимодействии с негативными явлениями, подвергаются риску как психологическому, так и физическому (опасность для жизни и здоровья сотрудника). Бывают случаи смертельной опасности. Одной из главных причин гибели сотрудников является недостаточный уровень подготовки к рукопашной схватке при нападении, специальной, профессионально-прикладной физической подготовки и низкой психологической устойчивости организма.
Это требует разрешения следующей проблемы - разработки более эффективной комплексной методики повышения специальной физической подготовленности для выполнения служебно-боевых задач и выживаемости в экстремальной обстановке на суше и в воде. В разрешении этой проблемы невозможно обойтись без средств физической подготовки и спорта, в том числе без профессионально-прикладной физической подготовки и опыта подготовки спецподразделений силовых структур.
Abstract. The еmployees of the troopses of the national defence, being in constant interaction with negative phenomenas, are subjected to the risk as psychological, so and physical (the danger for life and health of the employee). Be the events to mortal danger. One of the main of the reasons to ruins employee is an insufficient level of preparation to hand-to-hand fight at hold up, special, professional-applied physical preparation and low psychological stability of the organism.
This requires the permits of the following problem - a development of the more efficient complex methods of increasing to special physical preparedness for performing official-combat problems and survive in extreme situation on land and in water. In permit of this problem impossible to dispense with facilities of physical preparation and sport, including without professional-applied physical preparation and experience of preparation special services power structures.
Ключевые слова: физическая подготовка и спорт, физическая безопасность, курсанты.
Keywords: physical preparation and sport, physical safety, midshipmans.
Опытно-экспериментальная база исследования: кафедра физической подготовки и спорта Пермского военного института войск национальной гвардии России, а также кафедра физической культуры Пермского национального исследовательского политехнического университета.
Организация исследования. Исследование проводилось в 2019-2020 гг., в нем приняло участие более 150 человек. В исследовании устойчивости к гипоксии, динамики дыхательной системы приняли участие 54 испытуемых. В апробации разработанной нами методики приняли участия 50 курсантов Пермского военного института войск национальной гвардии России.
Работа проводилась в три этапа. На первом этапе (2019 г.) были изучены особенности дыхательной системы в условиях суши и воды, проведен предварительный эксперимент возможности повышения устойчивости организма человека к гипоксии средствами плавания и физическими нагрузками на суше, выявлены особенности подготовки и ведения ближнего рукопашного боя с противником.
На втором этапе (2019г.) подобраны специальные упражнения для развития дыхательной системы. Проведена апробация разработанной нами методики повышения специальной физической подготовленности курсантов для выполнения слу-жебно-боевых задач и выживаемости в экстремальной обстановке на суше и в воде.
На третьем этапе (2020 г.) были выполнены анализ результатов исследования и описание полученных данных, сформулированы выводы и практические рекомендации, оформлена статья.
В результате анализа публикаций по данной проблематике рассматривались инновации и многолетний опыт подготовки сотрудников силовых структур, в том
числе национальной гвардии, в России и за рубежом для эффективного выполнения служебно-боевых задач в экстремальной обстановке. Отражены особенности специальной подготовки сотрудников для профессиональной подготовки. Обоснованы направленность методики обучения, пути рационализации развития дыхательной системы, специальные упражнения, для подготовки к ведению ближнего боя, особенности методики обучения техники ударов в ближнем бою и повышение устойчивости организма курсантов к гипоксии. Курсант Россгвардии с повышенной устойчивостью к гипоксии в схватке с противником имеет следующие преимущества: позже, чем противник, перейдет из аэробного (с достаточным количеством кислорода) режима работы в невыгодный по энергозатратам анаэробный, т.е. с нехваткой кислорода, высокоинтенсивным сжиганием углеводов и с ухудшением энергетики. В анаэробном режиме из одной молекулы углеводов образуется лишь 2 молекулы адезинотрифосфорной кислоты (АТФ), в аэробном - 36 молекулы АТФ, то есть в 18 раз больше. Поэтому одновременная работа в анаэробном режиме, а курсант Россгвардии России в аэробном создает последнему сильное преимущество по энергетике и соответственно это повышает его выживаемость. Для улучшения дыхательной функции крови активировалась функция гемоглобинообра-зования средствами игр, высоконагрузочными подъемами по пересеченной местности, подводным плаванием (с поиском на дне бассейна предметов), прыжковыми упражнениями. Это все в целом улучшало дыхательную функцию крови, что необходимо курсанту при преследовании противника на суше и для обезвреживания его в водной среде. Данные лабораторно-полевого эксперимента, характеризующего динамику уровня гемоглобина приведены в табл. 1.
Таблица 1
Изменение уровня гемоглобина в крови
Показатель группа Кол-в чел. Среднее значение показателя Изменение Р
до эксперимента после ± абс. ± %
Гемоглобин, г/л (норма132,6-144,5) Э 115 109,69 121,9 ±17,18 +12,21 <0,05
К 115 129,38 126,38 ±1,77 +1,27 >0,05
Обозначение: Э - экспериментальная группа, К - контрольная группа
За месяц тренировок содержание гемоглобина в крови возросло у испытуемых экспериментальной группы - на 12,21% (с 109,69 до 121,9 г/л) (Р<0,01), в контрольной - на 1,27% (с 126,38 до 127,65 г/л) (Р<0,05). Это свидетельствует о важной роли использования гипоксических средств физической культуры для стимуляции гемоглобинообразования.
Кроме эффективного повышения сниженного уровня гемоглобина в экспериментальной группе наблюдалось более значительное улучшение показателей функционального состояния организма (табл. 2)
Таблица 2
Динамика показателей функционального состояния курсантов
Показатели Группа Кол-во чел. Среднее значение Изменение Р
До сбора После сбора ±абс. ±%
ЖЕЛ, мл Э 17 1616 1676 +60 +3,7 >0,05
К 17 1333 1360 +27 +2,0 >0,05
Задержка дыхания, с На выдохе Э 17 11,53 16,09 +4,56 +39,6 <0,05
К 17 13,37 7,57 -5,80 -43,4 <0,05
На вдохе Э 17 23,86 29,89 +6,03 +25,3 <0,05
К 17 31,90 29,50 -2,40 -7,5 >0,05
Теппинг-тест, уд./5 с Э 17 25,07 29,43 +4,36 +17,4 <0,05
К 17 25,67 25,33 -0,34 -1,3 >0,05
Обозначение: Э - экспериментальная группа, К - контрольная группа.
Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) в экспериментальной группе увеличилась с 1316 до 1360 мл (на 3,7%) (Р<0,05), в контрольной - с 1333 до 1360 мл (на 2,0%) (Р<0,05). Это свидетельствует о тенденции более значительного увеличения ЖЕЛ при использовании гипоксических физических нагрузок и соответствующем улучшении функционального состояния легких.
Задержка дыхания на вдохе в экспериментальной группе увеличилась с 23,86 до 29,89 с (на 25,3%) (Р<0,01), в контрольной - с 31,90 до 29,50 с (на 7,5%) (Р<0,05). Это свидетельствует о том, что гипоксические физические нагрузки более эффективно повышают задержку дыхания на вдохе, т.е. гипоксическую устойчивость курсантов. Задержка дыхания на выдохе в экспериментальной группе повышалась с 11,53 до 16,09 с (на 39,6%) (Р<0,05), в контрольной - с 13,37 до 7,57 с (на 43,4%) (Р<0,05). Это подтверждает повышение устойчивости испытуемых к гипоксии при применении гипоксических физических нагрузок.
Результаты теппинг-теста в экспериментальной группе улучшились с 25,07 до 29,43 уд./ 5 с (на 17,4%) (Р<0,05), в контрольной - ухудшались с 25,67 до 25,33 уд./ 5 с (на 1,3%) (Р>0,05). Это свидетельствует о том, что тренировки для повышения гипо-ксической устойчивости также положительно воздействуют на подвижность нервной системы. Вышеперечисленные данные свидетельствуют о том, что гипокси-ческие физические нагрузки стимулируют гемоглобинообразование, улучшая дыхательную функцию крови. Важную роль в служебной подготовке будущих сотрудников играет прикладная физическая подготовка, в наибольшей мере ее раздел «Боевые приемы борьбы». Основная цель данного раздела - эффективная подготовка сотрудников к действиям в экстремальной ситуации при нападении на него одного или нескольких противников, обучение техники защитных действий при внезапной атаке и задержание вооруженного и не вооруженного противника. При этом требуется правомерно использовать приемы рукопашного боя. Умелое применение всего выше перечисленного позволяет сотруднику выжить в экстремальной обстановке и выполнить поставленную перед ним боевую задачу. Методика повышения специальной физической подготовленности курсантов для выполнения
служебно-боевых задач и выживаемости в экстремальной обстановке на суше и в воде состояла в следующем (табл. 3).
Главной особенностью методики повышения специальной физической подготовленности курсантов для выполнения служебно-боевых задач и выживаемости в экстремальной обстановке на суше и в воде является максимальное использование ими энергии нападающего против его самого. При этом применение боевых приемов борьбы осуществлялось не только на суше, но и в воде и под водой. Одновременно повышались взрывные физические способности и устойчивость организма к гипоксии для минимизации пребывания будущих сотрудников в анаэробных условиях ведения боя с противником. Особо совершенствовалось взаимодействие будущих сотрудников при экстремальных ситуациях.
Таблица 3
Методика направленных занятий курсантов
Дни недели Время, час Содержание занятий
1 2 3
Понедельник 8-8.45 Тестирование.
16-17.30 Особенности действий двух и более сотрудников при преследовании и задержании противника. Совершенствование техники ударов по уязвимым точкам на теле противника ногами, руками, головой. Совершенствование техники боевых приемов борьбы (БПБ): Защитная техника от ударов противника: блоки, уклоны, уходы с линии атаки, проваливания с использованием энергии противника против него. Плавание под водой для повышения устойчивости организма к гипоксии; восстановление работоспособности применением одного за-
21-21.45 хода в сауну (8-10 мин).
Вторник 8-8.45 Действия сотрудника при нападении на него одним или нескольких противников.
16-17.30 Совершенствование техники БПБ: освобождение от захватов, обхватов и удушающих приемов; захваты за отвороты, волосы, руки, удушение предплечьем сзади и спереди.
21-21.45 Подводное плавание и ныряние с поиском предметов на дне бассейна, 1 заход в сауну.
Среда 8-8.45 Специально-силовая подготовка: упражнения для успешного ведения ближнего боя (метод круговой тренировки по станциям по 15 с на каждую в среднем темпе).
Четверг 8-8.45 Совершенствование техники БПБ: нанесение безопасных ударов по носу, подбородку, сонной артерии шеи, солнечному сплетению, подреберье (печень, желудок), повторение ранее изученных приемов и ударов.
16-17.30 Совершенствование техники БПБ с моделированием схватки: обезоруживание при нападении с ножом (от 5 основных ударов). . Отработка БПБ в условиях ограниченного пространства и под водой: транспортировка и спасение утопающего, запуск его сердца; 1 заход
21-21.45 в сауну.
Наука-2020 № 1(46) 2021
Продолжение табл. 3
1 2 3
Пятница 8-8.45 16-17.30 21-21.45 Особенности ухода с линии прицеливания, перемещения, уклоны, кувырки и т.д. Совершенствование техники БПБ: броски с переходом на болевые и удушающие приемы с последующим выполнением задержания и связывания; безопасные удары со стороны спины по копчику, мышцам плеча, центру шеи, почкам, между углами лопаток. Игровые схватки в воде и под водой, транспортировка легко подтопленного осужденного с углубленной части бассейна. 1 заход в сауну.
Суббота 8-8.45 16-17.30 21-21.45 Особенности действий сотрудников при проведении обыска с оружием и без него, связывания, способы конвоирования. Совершенствование техники БПБ при нападении вооруженного противника с пистолетом: при угрозе спереди в упор, сзади в упор, при попытке достать оружие из бокового кармана (кобуры), из внутреннего кармана и из-за пояса сзади. Подводное плавание, 1 заход в сауну.
Воскресенье 8-12.30 20-22 Закрепление изученного материала. Восстановление профессиональной работоспособности сотрудников в условиях бани с парилкой.
Исследования проводились на базе Пермского военного института войск национальной обороны России. В эксперименте приняли участие 50 курсантов 4 курса, поделенных на 2 равных группы. Контрольная группа включала 25 человек, экспериментальная так же 25. Эксперимент длился в течение 2019-2020 учебного года. Средний возраст испытуемых составил 20,5 лет. В контрольной и экспериментальной группе курсанты посещали занятия по физической подготовке 2 раза в неделю по 90 минут согласно учебного плана, а так же секцию рукопашного боя 3 раза в неделю по 90 минут. В конце учебного года был проведен тренировочный сбор. Контрольная группа занималась по стандартной методике в рамках подготовки к первенству института по рукопашному бою. Экспериментальная группа занималась по разработанной нами методике повышения специальной физической подготовленности курсантов для выполнения служебно-боевых задач и выживаемости в экстремальной обстановке на суше и в воде. Обе группы тренировались одинаковое количество времени в течение сбора.
Оценка физических качеств курсантов проводилось в начале и конце каждого семестра учебного года в соответствии с учебным планом. Более углубленное их тестирование проводилось в начале и конце учебно-тренировочного сбора.
Результаты исследования представлены в таблице 4.
Частота сердечных сокращений курсантов контрольной группы понизилась на 1,5 уд./мин (1,9%) (Р<0,05), экспериментальной - на 3,7 уд/мин (4,9%) (Р<0,05). Это свидетельствует о более высокой экономизации работы сердечно-сосудистой системы курсантов экспериментальной группы, достигнутой применением нами разработанной методики.
Таблица 4
Эффективность применения методики повышения специальной физической подготовленности курсантов
Показатели Среднее значение Изменение Р
До сбора После сбора ± абс. ±%
1 2 3 4 5 6
Средний вес, кг К 70,1 70,0 -0,1 -0,14 >0,05
Э 71,8 70,4 -1,4 -2,00 <0,05
ЧСС, уд/мин К 75,7 74,2 -1,5 -1,9 <0,05
Э 73,5 69,8 -3,7 -4,9 <0,05
ЖЕЛ, л К 4,3 4,4 0,1 0,43 <0,05
Э 4,1 4,4 0,3 7,30 <0,05
Задержка дыхания на вдохе, с К 52 61 9 17,3 >0,05
Э 57 72 15 26,3 <0,05
Прыжок в длину с места, см К 216 222 6 2,8 >0,05
Э 217 230 13 5,9 <0,05
Сгибание рук в упоре лежа за 1 мин., кол-во раз К 29 30 1 3,4 >0,05
Э 31 38 7 22,6 < 0,05
Число ударов кулаками по боксерскому мешку, кол-во раз за 5 с К 11,4 11,9 0,5 4,4 <0,05
Э 11,0 12,1 1,1 10,0 <0,05
Бег 3000м, с К 12,32 12,40 8 1 >0,05
Э 12,21 12,15 -6 -1 >0,05
Челночный бег 10х10м, с К 25,8 25,5 -0,3 1,2 <0,05
Э 25,5 25,0 -0,5 2,0 <0,05
Бег 100м, с К 14,5 13,9 -0,6 4,1 <0,05
Э 14,2 13,0 -1,2 8,4 <0,05
Подтягивание на перекладине, кол-во раз К 16,0 16,5 0,5 3,1 >0,05
Э 15,1 16,7 1,6 10,6 <0,05
Преодоление единой полосы препятствий, с К 2,12 2,10 -2 1,5 >0,05
Э 2,07 1,59 -8 6,2 <0,05
Обозначение: Э - экспериментальная группа, К - контрольная группа.
Средний вес курсантов контрольной группы понизился на 0,1 кг (0,14%) (Р>0,05), экспериментальной - на 1,4 кг (2,0%), (Р< 0,05).
Жизненная емкость легких курсантов контрольной группы возросла на 0,1 л (0,43%) (Р>0,05), в экспериментальной - на 0,3 л (7,3%) (Р<0,05). Это говорит о том, что методика повышения их специальной физической подготовленности оказывает более эффективное воздействие на прирост этого важного параметра дыхательной системы.
Задержка дыхания на вдохе курсантов контрольной группы увеличилась на 9 с (17,3%) (Р<0,05), экспериментальной - на 15 с (25,3%) (Р<0,05). Более значительное достоверное повышение времени задержки дыхания на вдохе у курсантов экспериментальной группы свидетельствует об эффективном приросте их устойчивости организма к гипоксии.
В контрольной группе длина прыжка с места повысилась на 6 см (2,8%) (Р>0,05), в экспериментальной - на 13 см (5,9%) (Р<0,05). Это позволяет утверждать, что разработанная нами методика более эффективна для прироста взрывной силы курсантов.
Количество сгибаний - разгибаний рук в упоре лежа за 1 минуту в контрольной группе увеличилось на 1 раз (3,4%) (Р>0,05), в экспериментальной - на 7 раз (22,6%) (Р<0,05). Это свидетельствует о более высоком эффекте воздействия разработанной нами методики на скоростно-силовую выносливость мышц верхнего плечевого пояса.
Число ударов кулаками по боксерскому мешку за 5 с в обеих группах достоверно (Р<0,05) повышалось: в контрольной - на 0,5 удара (4,4%), в экспериментальной - на 1,1 (10%), свидетельствуя о большем эффекте нашей методики на специальные скоростные способности курсантов.
Время бега на 3000 м в контрольной группе улучшалось на 8 с (1%) (Р>0,05), в экспериментальной - на 6 с (1%) (Р>0,05), что свидетельствует о тенденции прироста общей выносливости курсантов обеих групп.
Время челночного бега 10х10м улучшалось в контрольной группе - на 0,3 с (1,2%) (Р<0,05), в экспериментальной - на 0,5 с (2%) (Р<0,05). Это говорит о более высоком приросте координационных способностей под воздействием нами разработанной методики.
Время бега на 100 метров снижалось (Р<0,05) в контрольной группе на 0,6 с (4,1%), в экспериментальной - на 1,2 с (8,4%). Это позволяет нам утверждать о том, что наша методика более эффективно влияет на прирост скоростной выносливости будущих сотрудников.
Количество подтягиваний на перекладине увеличивалось на 0,5 раза (3,1%) (Р>0,05) в контрольной группе и на 1,6 раза (10,6%) (Р<0,05) в экспериментальной. Это свидетельствует об эффективном приросте силовой выносливости курсантов под воздействием нашей методики.
Время преодоления полосы препятствий уменьшилось в контрольной группе на 2 с (1,5%) (Р>0,05), в экспериментальной - на 8 с (6,2%) (Р<0,05). Это говорит о большем эффекте использования нашей методики для прироста специальной выносливости курсантов в сравнении с общепринятой.
В результате применения разработанной нами методики повышения специальной физической подготовленности курсантов были достигнуты более весомые эффекты в сравнении с использованием общепринятых средств в повышении экономизации работы сердечно-сосудистой системы в покое; возможностей дыхательной системы, гипоксической устойчивости, скоростно-силовых (взрывной силы), специальных скоростных и координационных способностей; скоростной, силовой, ско-ростно-силовой специальной выносливости.
Разработанная нами методика повышения специальной физической подготовленности для выполнения служебно-боевых задач и выживаемости в экстремальной обстановке, используемая в учебно-тренировочном сборе, обеспечивает положительный сдвиг функционального состояния и профессионально важных физических качеств и способностей курсантов.
ВЫВОДЫ
1. Изучение и анализ приемов современных видов единоборств позволило выявить, что каждому курсанту в экстремальной обстановке рациональнее применять боевые приемы борьбы как на суше, так и в воде и под водой. Последнее широко не освещено в научной и прикладной литературе для сотрудников национальной гвардии.
2. Устойчивость организма человека к гипоксии можно повысить до 15% за месяц применения гипоксических нагрузок, повышающих содержание гемоглобина, уровень жизненной емкости легких и в целом улучшающих дыхательную функцию крови.
3. Особенностями методики повышения специальной физической подготовленности курсантов для эффективных действий в экстремальной обстановке на суше и в воде является максимальное использование ими энергии нападающего против его самого, а так же применение боевых приемов борьбы не только на суше, но и в воде и под водой с параллельным повышением взрывных физических способностей и устойчивости организма к гипоксии для минимизации пребывания в анаэробных условиях ведения боя с противником. Особо совершенствовалось взаимодействие при экстремальных ситуациях.
4. В результате применения разработанной нами методики повышения специальной физической подготовленности курсантов были достигнуты более весомые эффекты в сравнении с использованием общепринятой методики в повышении экономизации работы сердечно-сосудистой системы в покое; возможностей дыхательной системы, гипоксической устойчивости, скоростно-силовых (взрывной силы), специальных скоростных и координационных способностей; скоростной, силовой, скоростно-силовой специальной выносливости.
Литература
1. Зинатулин С. Н. Целебная энергия дыхания. Оздоровление организма / С. Н. Зи-натулин. - Москва : Айрис-пресс, 2016. - 256 с.
2. Зеленин Л. А. Научно-теоретические и методологические нетрадиционные оздоровительные гимнастические дыхательные технологии, влияющие на состояние здоровья /Л. А. Зеленин // Сборник материалов V Международный научно-практической конференции 4-6 апреля 2018. - Пермь : Изд-во ПНИПУ, 2018. - С. 401-404.
3. Паначев В. Д. Актуальные вопросы медико-социальной реабилитации и социализации детей с ограниченными жизненными возможностями / В. Д. Паначев // Актуальные вопросы медико-социальной реабилитации: материалы межрегионой научно-практической конференции с международным участием. - Пермь : Изд-во ПНИПУ, 2010. - С. 138-141.
4. Паначев В. Д. Социализация личности с отклонениями в состоянии здоровья / В. Д. Паначев // Социальное благополучие человека в современной России: факторы риска и факторы защиты: материалы III краевой студенческой научно-практической конференции. - Пермь : Изд-во ПНИПУ, 2011. - С. 195-197.
References
1. Zinatulin S. N. Tselebnaya energiya dykhaniya. Ozdorovlenie organizma [Healing energy of respiration. Improvement of the body]. Moscow, Ayris-press Publ., 2016, 256 p.
2. Zelenin L. A. [Scientific-theoretical and methodological non-traditional health-improving gymnastic breathing technologies affecting the state of health]. Sbornik materialov V Mezhdunarodnyy nauchno-prakticheskoy konferentsii 4-6 aprelya 2018 [Collection of materials of the V International scientific-practical conference April 4-6, 2018]. Perm, PNRPU Publ., 2018,-pp. 401-404. (In Russia).
3. Panachev V. D. [Topical issues of medical and social rehabilitation and socialization of children with disabilities]. Aktual'nye voprosy mediko-sotsial'noy reabilitatsii: materialy mezhregionoy nauchno-prakticheskoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem [Topical issues of medical and social rehabilitation: materials of an interregional scientific and practical conference with international participation]. Perm, PNRPU Publ., 2010. pp. 138-141. (In Russia).
4. Panachev V. D. [Socialization of a person with disabilities in health]. Sotsial'noe blagopoluchie cheloveka v sovremennoy Rossii: faktory riska i faktory zashchity: materialy III kraevoy studencheskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Social well-being of a person in modern Russia: risk factors and protection factors: materials of the III regional student scientific and practical conference]. Perm, PNRPU Publ., 2011, pp. 195-197.