Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ТРЕНИРОВАННОСТИ У УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ С ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ ЛЕТНОЙ ПОДГОТОВКОЙ'

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ТРЕНИРОВАННОСТИ У УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ С ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ ЛЕТНОЙ ПОДГОТОВКОЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
93
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ТРЕНИРОВАННОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ / ГИПОКСИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА В КАДЕТСКИХ ШКОЛАХ-ИНТЕРНАТАХ / FUNCTIONAL FITNESS OF PUPILS / HYPOXEMIC STABILITY / PHYSICAL TRAINING IN CADET BOARDING SCHOOLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рзаев Дмитрий Олегович, Швец Регина Ринатовна

Представлено обоснование включения в процесс обучения 10-11 классов общеобразовательных организаций с первоначальной летной подготовкой методики функциональной тренировки, направленной на повышение гипоксической устойчивости учащихся. В основе методики лежит развитие функциональной тренированности организма в специфических условиях для человека, а именно проведение тренировок в воде. Основными критериями, определяющими условия и содержание методики, были доступность в практическом применении, адекватность особенностям учебного и тренировочного процесса учащихся 10-11 классов общеобразовательных организаций с первоначальной летной подготовкой, соответствие особенностям профессионально-прикладной подготовки для дальнейшего продолжения обучения и предстоящей профессиональной деятельности. В ходе исследования определено, что применение разработанной методики способствует развитию функциональной тренированности, координационных способностей, выносливости, скоростных способностей, а также оказывает положительное влияние на психоэмоциональное состояние и умственную работоспособность кадетов школы-интерната.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рзаев Дмитрий Олегович, Швец Регина Ринатовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND PROSPECTS OF FUNCTIONAL TRAINING DEVELOPMENT IN PUPILS OF GENERAL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS WITH INITIAL FLIGHT TRAINING

Justification for inclusion of functional training methodology aimed at increasing hypoxic stability of students in the education process of 10-11 grades of general education organizations with initial flight training is presented. The method is based on the development of functional training of the body in specific conditions for the person, namely carrying out trainings in water. The main criteria determining conditions and content of the methodology were accessibility in practical application, adequacy of peculiarities of educational and training process of pupils of 10-11 grades of general education organizations with initial flight training, correspondence of peculiarities of vocational-applied training for further continuation of education and forthcoming professional activity. The study determined that the application of the developed methodology contributes to the development of functional training, coordination abilities, endurance, high-speed abilities, as well as has a positive impact on the psychoemotional condition and mental performance of boarding school cadets.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ТРЕНИРОВАННОСТИ У УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ С ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ ЛЕТНОЙ ПОДГОТОВКОЙ»

ко-биологические и педагогические основы адаптации, спортивной деятельности и здорового образа жизни : сборник научных статей VIII Всероссийской очной научно практической конференции с международным участием. - Воронеж, 2019. - С. 444-447

6. Лукин Ю.К., Давидович Т.Н., Лопухина Э.А. Особенности физической подготовленности баскетболистов в зависимости от игрового амплуа // Физическая культура, спорт и здоровье в совре-

менном обществе: сборник научных статей всероссийской с международным участием очно-заочной научно-практической конференции. -Воронеж, 2016, - С. 342-351. I. Популо Г.М. Развитие скоростных качеств у лиц с поражением опорно-двигательного аппарата (инвалидов-колясочников) в тренировочном процессе по теннису на колясках // Адаптивная физическая культура. - 2016. - № 4 (68). - С. 28-30.

PROBLEMS AND PROSPECTS OF FUNCTIONAL TRAfNfNG DEVELOPMENT fN PUPILS OF GENERAL EDUCA TfONAL ORGANiZATSONS WfTHINITIAL FLIGHTTRAINING Rzayev Dmitry Otegovich, Postgraduate student Sh vets Regina Rina to vna, PhD of Pedagogical sciences

Bashkir institute of Physical Education (branch), Ural State University of Physical Education, Ufa, Republic of Bashkortostan

Justification for inclusion of functional training methodology aimed at increasing hypoxic stability of students in the education process of 10-17 grades of general education organizations with initial flight training is presented. The method is based on the development of functional training of the body in specific conditions for the person, namely carrying out trainings in water. The main criteria determining conditions and content of the methodology were accessibility in practical application, adequacy of peculiarities of educational and training process of pupils of 70-11 grades of genera! education organizations with initial flight training, correspondence of peculiarities of vocational-applied training for further continuation of education and forthcoming professional activity The study determined that the application of the developed methodology contributes to the development of functional training, coordination abilities, endurance, high speed abilities, as well as has a positive impact on the psychoemotional condition and mental performance of boarding school cadets.

Keywords: functional fitness of pupils; hypoxemic stability; physical training in cadet boarding schools.

DOI 10.24923/2222-243X.2020-36.68

удк 373:796,012,1 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ТРЕНИРОВАННОСТИ У УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВА ТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ С ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ ЛЕТНОЙ ПОДГОТОВКОЙ

Представлено обоснование включения в процесс обучения 70-11 классов общеобразовательных организаций с первоначальной летной подготовкой методики функциональной тренировки, направленной на повышение гипоксической устойчивости учащихся. В основе методики лежит развитие функциональной тренированности организма в специфических условиях дпя человека, а именно проведение тренировок в воде. Основными критериями, определяющими условия и содержание методики, были доступность в практическом применении, адекватность особенностям учебного и тренировочного процесса учащихся 70-/7 классов общеобразовательных организаций с первоначальной летной подготовкой, соответствие особенностям профессионально приклад-ной подготовки ДЛЯ дальнейшего продолжения обучения и предстоящей профессиональной деятельности. Входе исследования определено, что применение разработанной методики способствует развитию функциональной тренированности, координационных способностей, выносливости, скорост ных способностей, а также оказывает положительное влияние на психоэмоциональное состояние и умственную работоспособность кадетов школы-ин-терната.

Ключевые слова; функциональная тренированность обучающихся; гипокси-ческаяустойчивость; физическая подготовка в кадетских школах-интернатах.

На сегодняшний день трудлетчиков является одним из сложных видов деятельности человека. Происходит постоянное развитие и совершенствование авиационной техники, увеличиваются воз-

ВАК РФ 13,00,04

& РзаевД, О,, 2020 & Швец P.P., 2020

РЗАЕВ Дмитрий Олегович, аспирант

ШВЕЦ Регина Ринатовна, кандидат педагогических наук

Башкирский институт физической культуры (филиал), Уральский государственный университет физической куль туры, Уфа, Республика Башкортостан

можности применения гражданских и боевых самолетов и вертолетов, что значительно увеличивает сложность решаемых летчиком задач и, как следствие, возрастают требования к надежности их деятельности [1]. Все это постоянно повышает уровень требований, предъявляемых к физической, эмоциональной, интеллектуальной и психофизиологической подготовленности кандидатов на обучение в училищах, осуществляющих летную подготовку.

Требования, предъявляемые к кандидатам на обучение в училищах, осуществляющих летную подготовку, основываются на профессиональной деятельности летного состава. Так, летчики сталкиваются с действиями, имеющими экстремальный характер и, как правило, приводящих к значительным изменениям функционального состояния и работоспособности, так как их трудовая деятельность осуществляется в трехмерном пространстве, в условиях постоянной готовности к изменению режима полета. При этом оказывается постоянное воздействие экстремальных физических и психических факторов полета. Также следует учитывать вынужденность рабочей позы, быструю смену внутренней и внешней обстановки полета, ограниченность пространства кабины. Помимо вышесказанных факторов работу летчика весьма напряженной делают жесткий лимит времени в сочетании с большим потоком информации и высокий принудительный темп деятельности [б, 10,16].

Как отмечает Г.Ф. Михеева (2015} в своем исследовании, в настоящее время летный состав испытывает более высокие пилотажные нагрузки-высокие перегрузки от 4 до 12ед., с градиентом нарастания до 15 ед. И наличие боковых перегрузок до 5 ед. При этом интенсивное развитие авиационной техники влечет за собой постоянное увеличение длительности и изменение характера нагрузок [7],

Достаточно значительное влияние на организм оказывает авиационный шум и длительные полеты, которые сопровождаются дозаправкой в воздухе и характеризуются развитием утомления, снижением работоспособности на фоне повышения нервно-психического напряжения, что приводит к переутомлению и психическому истощению [1].

Вышесказанное дает основания полагать, что профессиональную деятельность летчиков отличает высокая эмоциональная насыщенность, ответственность и на фоне воздействия указанных неблагоприятных факторов когнитивная сложность.

Все это определяет необходимость поиска новых идальнейшее усовершенствование имеющихся средств и методов повышения физических и функциональных резервов организма летного экипажа, сохранения их работоспособности в процессе профессиональной деятельности, а также подготовки их основного резерва - кадетов-школьников с первоначальной летной подготовкой.

Однако деятельность общеобразовательных организаций определяется необходимостью соблюдения федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по дисциплине "Физическая культурами не позволяет переориентировать ее на военно-прикладную физическую подготовку, которая позволила бы повысить функциональную и физическую подготовленность выпускников кадетских школ в соответствии с требованиями к абитуриентам при поступлении в образовательные организации высшего образования Министерства обороны Российской Федерации {МО РФ} [3,5].

Основными задачами организации занятий в кадетских общеобразовательных учреждениях, в рамках дисциплины "Физическая культура" в 10 и 11 классах, является совершенствование имеющихся двигательных навыков, предусмотренных программой для общеобразовательных школ РФ и спецификой дальнейшего профессионального обучения, В программу занятий по физической культуре включены спортивные игры {баскетбол, волейбол, футбол), легкая атлетика, гимнастика, рукопашный бой, зимние виды спорта, что соответствует разделам Наставления по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации {НФП-2009) [8],

В целом содержание разнообразных форм физической культуры в кадетских образовательных организациях направлено на решение учебных и воспитательных задач. К сожалению, в программах данных образовательных организаций отсутствуют требования к развитию двигательных способностей с учетом специфики предстоящего профессионального обучения в организациях высшего образования Министерства обороны РФ [3]. Особенно остро стоит данный вопрос для поступающих в высшие учебные заведения, специализирующихся на подготовке летного состава, где предъявляются высокие требования как к уровню физической подготовленности, так и функциональному состоянию организма.

Таким образом, при подготовке обучающихся кадетских школ с первоначальной лет-

ной подготовкой необходимо уделять внимание как уровню физической подготовленности, так и функциональному состоянию организма. Поскольку профессиональную деятельность летного экипажа отличает высокая эмоциональная насыщенность, ответственность, когнитивная сложность и высокая вероятность развития гипоксических состояний, организм должен быть устойчив к перегрузкам, гипоксии, дыханию под избыточным давлением, вибрациям, укачиванию, воздействию высоких и низких температур.

Целью данного исследования являлось выявление специфических принципов развития функциональной подготовленности у учащихся общеобразовательных организаций с первоначальной летной подготовкой.

Исследование проводилось на базе ГБОУ Челябинская кадетская школа-интернат с первоначальной лётной подготовкой, в педагогическом эксперименте принимали участие кадеты - юноши 15-17 лет (п=56).

Применяемые на сегодняшний день средства и методы физической подготовки, в кадетских школах-интернатах не отвечают в полной мере специфике и требованиям, предъявляемым к уровню физической подготовленности и функциональному состоянию предстоящего профессионального обучения в организациях высшего образования МО РФ.

При этом, чем специфичнее будет военно-ориентированная профессиональная физическая подготовка, в связи с конкретной предстоящей профессиональной деятельностью, тем выше будет ее эффективность в процессе обучения и формирования готовности к будущей профессиональной деятельности, а именно при формировании резерва для образовательных организаций высшего образования МО РФ, специализирующихся на подготовке летного состава.

Однако необходимо помнить, что для операторов различных родов войск важны прежде всего функциональные возможности организма. Если дать характеристику общим физиологическим закономерностям, лежащим в основе поддержания и повышения работоспособности военных при влиянии на них экстремальных факторов окружающей среды, стоит отметить что в современной боевой подготовке при действии агрессивных факторов среды или профессиональной деятельности первичный ответ организма обеспечивается тремя функциональными системами: сердечно-сосудистой системой, системами дыхания и крови [2,4].

С целью подтверждения и уточнения, выявленных из литературных источников физических качеств, применяемых в физической подготовке летчиков, было проведено анкетирование специалистов (п=30) в области физической подготовки военных. Методом парных сравнений эксперты выбирали из предложенных, с их точки зрения, наиболее важные физические качества и психофизиологические характеристики, необходимые для летчиков.

Практический опыт опрошенных нами специалистов и данные научных исследований свидетельствуют о том, что физическая подготовка специалистов в области авиации определяется главным образом уровнем развития выносливости (28,61%) и их координационными способностями (23,42%).

При этом стоит отметить, что наиболее важными видами выносливости отмечаются специальная выносливость (29,68%) и анаэробная выносливость (27,73%). Данный выбор объясняется специалистами особенностями предстоящих во время полетов нагрузок. Также очевиден выбор анаэробной выносливости, учитывая, что одним из неблагоприятных факторов полета является гипоксия, которая вызывает функциональные нарушения.

Относительно выбора координационных способностей, можно сказать, что необходимость тренировки вестибулярной устойчивости (29,43%), ориентированности в пространстве (28,81%) и координированное™ движений (25,53%) связана с предстоящими перегрузками, необходимостью формирования устойчивости кукачиванию, а также в процессе управления авиационной техникой требует выполнения различных сочетаний движений верхними и нижними конечностями.

При этом умение распознать кислородное голодание, принять правильное решение и выполнить грамотные действия по устранению гипоксии является залогом успешного выхода из аварийной ситуации в высотном полете (9, 13!.

Таким образом, при наличии неблагоприятных и экстремальных факторов профессиональной среды летного состава ведущая роль отводится гипоксии. В связи с этим представляется целесообразным рассматривать адаптацию к гипоксии как основу повышения функциональной и физической подготовленности.

На основании вышеизложенного для учащихся 10-11 классов общеобразовательных организаций с первоначальной летной подготовкой нами предложено применение, во время внеурочных занятий по физической куль-

туре и спорту, методики функциональной тренировки, направленной на повышение гипоксической устойчивости.

При этом форма, средства и методы развития функциональной тренированности, направленной на повышение гипоксической устойчивости, используемые в тренировочном процессе, соответствовали программе кадетской школы-интерната с первоначальной летной подготовкой, Наставлению по физической подготовке и спорту в Вооруженных Силах Российской Федерации (2009). А характер нагрузки соответствовал рекомендациям в соответствии с возрастными особенностями учеников 10-11 классов [11].

Процессуальными компонентами разработанной методики являются средства, выполняемые на суше, направленные на развитие координационных способностей, скоростных способностей и на обучение плаванию в комплекте №1; а также средства, выполняемые в воде в комплекте №1, направленные на развитие устойчивости к низкому содержанию кислорода, адаптацию к воздействию не специфических физических и физиологических факторов.

С целью определения эффективности разработанной методики, нами была проанализирована устойчивость к гипоксии учащихся 10-11 классов общеобразовательных организаций с первоначальной летной подготовкой (п=120) до и после применения методики. В таблице приведена динамика формирования устойчивости к гипоксии в экспериментальной группе.

Таблица - Динамика формирования устойчивости к гипоксии

Показатели Фоновые замеры В конце исследования Р

Проба Штанге, с. 48,72±2,31 81,01 ±5,38 <0,05

Проба Генчи, с. 31,01±3,02 56,16±4,03 <0,05

Максимальное потребление кислорода, % от должных величин 69,74 83,23

Примечание: достоверность различий по и-критерию Май на-У ит ни .

Проведенный анализ устойчивости к гипоксии демонстрирует наличие достоверной положительной динамики. Стоит отметить достаточно высокие показатели пробы Генчи, что может свидетельствовать о высокой степени адаптации дыхательного центра к гипоксии и гипоксемии в процессе тренировки. Уровень максимального потребления кислорода увеличился с 69,74 до 83,23 %. К концу исследования результаты увеличились в среднем по группе в 1,5 раза.

Специфичность и профилированное^ физической подготовки обучающихся кадетских школ-интернатов с первоначальной летной подготовкой может обеспечить включение в процесс физического воспитания методики функциональной тренировки, направленной на повышение гипоксической устойчивости учащихся 10-11 классов общеобразовательных организаций с первоначальной летной подготовкой, которая будет способствовать значительному расширению функциональных возможностей организма юношей, формированию гипоксической устойчивости и более эффективной их профессионально-прикладной подготовке к дальнейшему продолжению обучения и предстоящей профессиональной деятельности.

Литература:

1. Благинин A.A. Гипоксическая тренировка как метод коррекции пограничных функциональных состояний организма операторов сложных эр-гатических систем: Монография / A.A. Благинин, И.И. Жильцова, Г.Ф. Михеева - Нижневартовск: Изд-во Нижневартовского гос. ун-та. 2015.- Юбс.

2. Горелов A.A. Об основных понятиях, используемых в теории физической подготовки военнослужащих / A.A. Горелое, А.И. Крылов // Теория и практика физической культуры. - 2007. - № 9. -С. 78-79.

3.Давыдов 8.П. Военно-патриотическое воспита ние старшеклассников в интересах подготовки к профессиональному образованию в военно-учебных заведениях: пути и средства / В.П. Давыдов, А.Г. Липатников // Материалы научно-иракгичес-кой конференции: Пути, средства, возможности модернизации образовательной системы, 2009. -С. 578-580.

4. Ендальцее Б.В. Влияние физических упражнений на формирование новых признаков и свойств организма, эффективность профессиональной деятельности // Теория и практика физической подготовки. - 1998. - N0 5. -С. 104-108.

5. Жаринов H.M. Формирование физической готовности молодежи допризывного и призывного возраста к военной службе. -СПб. : ВВУРЭ, 2007. - 31 б С.

6. Макаров Р.Н. Физическая подготовка летчика ВВС/Р.Н. Макаров. -М. : [б. Щ 1979. -208 с.

7. Михеева Г.Ф. Психофизиологическое обоснование применения гипоксической тренировки для коррекции пограничных функциональных состояний авиационных специалистов: автореф. дис. . ..канд. мед. наук. - СПб., 2012.- 29с.

8. Наставление по физической подготовке и спорту в Вооруженных Силах Российской Феде рации. Приложение к приказу Министра обороны РФ от 21 апреля 2009 г, N 200II Электронный фонд правовой и технической документации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http;//

LH

s ^

о

LH

base.garant.ru/document/6391601 (дата обращения 15.03.2020).

9. Пеариков Е.А. Развитие устойчивости к гипоксии у военнослужащих подразделений сухопутных войск средствами военно-прикладного пла вания / Е.А. Пестриков, К.Н. Пахомов // Сборник статей итоговой научной конференции военно-научного общества курсантов военного института физической культуры за 2018 г (под ред. В.Л. Па шута) - СПб., 2019.-С. 114-119.

10. Попов Ф.И. Успешность первоначального лет ного обучения в зависимости от уровня развития физических, психических качеств и функционального состояния курсантов-вертолетчиков / Ф.И. Попов, А.И. Маракушин // Оздоровительные (ехнологии по физической культуре и Спорту в учебных заведениях: Сб. науч. метод, трудов Меж-дунар. научн.-метод, конф. - Белгород : Мзд-во БГ7У, 2004.-С. 221 -226.

11. Румянцева З.Р. Учет морфофункциональных и психофизиологических особенностей кадетов 15-17 лет в процессе общефизической подготовки с первоначальной летной подготовкой / Э.Р. Румянцева, P.P. Швец, Д.О. Рзаев // Актуальные проблемы теории и практики физической культуры, спорта и туризма : материалы VI! Всероссийской научно практической конференции молодых ученых, аспирантов, магистрантов и студентов с международным участием. - Казань, 2019. - С 810-812.

12. Hypoxic Training: Effect on Mitochondrial Function and Aerobic Performance in Hypoxia / P. Robach,T. Bonne, D, Fluckel a!// Medicine & Science in Sports & Exercise: October 2014 - Volume 46 -Issue 10-p 1936-1945.

13. Virues-Ortega, J. Neuropsychological functioning associated with high-altitude exposure / J.Virues Ortega, G.Buela-Casal, E.Garrido, 6.Alcazar // Neuropsychol, Review. 2004. - 14 (4). P. 197 224.

< ct

LH

# * *

370

THE EXPERIENCE OF FORMING A STUDENT'S READINESS FOR PEDAGOGICAL ACTIVITY IN THE CONTEXT OF INCLUSIVE PRACTICE ATTHE STAGE OF STUDYAT A UNIVERSITY

Rukavishnlkova Elena Evgenievna, PhD of Psychological Sciences, Associate Professor ofDepartment ofPsychology

Ushkova Darla Yuryevna, student

Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol

The article discusses theoretical and applied issues of the student's formation at the stage of training at the university of readiness for the implementation of an inclusive approach in pedagogical activity; experience in the organization and implementation of research work with students: from problem statement to grant implementation. The presented results actualize the need for the student to be included in modern forms of thinking and communication, cooperation and activity through the creation of modeling environments and the implementation of professional "tests" to form a willingness to work with students with disabilities.

Keywords: teacher; readiness; activity; competence; inclusive approach.

DOI 10.24923/2222-243X.2020-36.69

УДК 378

ВАК РФ 13,00,08

9 Рукавишникова ££, 2020ъ *) Ушкова Д.Ю., 2020

РУКАВИШНИКОВА Елена Евгеньевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры Дополнительного образования

УШКОВА Дарья Юрьевна, студентка

Ставропольский государ ственный педагогический институт, Ставрополь

ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТА К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОЙ ПРАКТИКИ НА ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

В статье рассматриваются теоретические и прикладные вопросы формирова ния у студента на этапе обучения в вузе готовности к осуществлению инклюзивного подхода в педагогической деятельности; опыт организации и осуществления научно-исследовательской работы со студентами: от постановки проблемы до реализации гранта. Представленные результаты актуализируют необходимость включения студента в современные формы мышления и коммуникации, кооперации и деятельности через создание моделирующих сред и осуществления профессиональных "проб" для формирования готовность к работе с обучающимися с ОВЗ.

Ключевые слова: педагог; готовность; деятельность; компетентность; инклюзивный подход.

Идея инклюзивного образования может быть реализована при условии ее осознания, понимания и ценностных изменений, т.е. формирования в обществе и профессиональном сообществе отношения к проблеме ценности человеческого многообразия и различий между людьми [1].

Изучение этой проблемы осуществлялось в 4 этапа в период с 2016 по 2019г.г, а формате научно-исследовательской деятельности студентов. Первый этап (2016 г.) предполагал изучение отношения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.