Научная статья на тему 'Кутюмы как источник права средневековой Франции'

Кутюмы как источник права средневековой Франции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4040
521
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СРЕДНИЕ ВЕКА / ПРАВО / КУТЮМ / РИМСКОЕ ПРАВО / ПИСАНОЕ ПРАВО / ОБЫЧНОЕ ПРАВО / THE MIDDLE AGES / LAW / KUTYUM / ROMAN LAW / WRITTEN LAW / CUSTOMARY LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Казачанская Елена Александровна

В статье рассматриваются основные черты права средневековой Франции. Автор отмечает, что основным источником его были кутюмы. Анализируются как отдельные кутюмы, так и их редакции в свете отражения и закрепления правоотношений, существующих в Средние века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Kutyumy as a source of law of medieval France

The article reviews the main features of the law of medieval France, the main source of which were kutyumy. Analyzed as separate kutyumy and their wording in the light of reflection and consolidation of relations existing in the Middle Ages.

Текст научной работы на тему «Кутюмы как источник права средневековой Франции»

Для средневекового права Франции характерно разнообразие правовых норм в зависимости от сословий, где они применялись. Поэтому мы не можем говорить о некоем праве, общем для всех. Каждая из этих систем (для дворянства, для духовенства, для буржуазии) содержит общие предписания по поводу одних и тех же ситуаций: различные правила, касающиеся брачных отношений, то же самое в отношении опеки, займа денег, владения землей и т.п., одна и та же группа обычаев будет соответствовать различным формам наследования. А это значит, что не существует единого предписания, распространяющегося на всех. Такое разнообразие правовых норм, зависящее от принадлежности к тому или иному сословию, объясняется тем, что право создавалось в зависимости от той социальной функции, которую оно выполняло: так, дворянское право содержало все необходимые предписания для обеспечения военной функции, и это, к примеру, обусловило правовую сторону брака, опеки, совершеннолетия и т.д. Церковное право стремилось определить духовные и моральные предписания: оно формулирует правила, в которых доминируют забота, справедливость, человечность.

Однако это не значит, что нельзя выявить некоторые характерные черты права средневековой Франции. На всей ее территории действовали римское право и обычаи, но на севере господствовал обычай (северную Францию называют страной обычного права) [1]. Поэтому одна из существенных особенностей французского средневекового права - его кутюмное происхождение*.

Карл Великий сделал решительный шаг в образовании единого государства на феодальных началах. Как император «он придавал значение римскому праву, но не сделал его всеобщим и безусловным, а оставил каждому племени его законы и обычаи, пытаясь только дать им правильную редакцию» [2, с. 89]. Обычное право, как уже упоминалось, получило особенное развитие на севере, и Франция разделилась в законодательном отношении на две части: южную (Лангедок, Прованс, Дофине, Лион), где господствовало римское право (pays du droit ecril), и северную (Бретань, Нормандия и пр.), которая находилась под влиянием кутюмного права (pays du droit coutumier). Это относительно четкое деление сохранялось вплоть до XVII в.

Королевское право переживает более или менее полный упадок с Х в. Германские законы так же, как и римское право, были забыты. Но эти старые юридические структуры служили базой, основой для кутюмных ситуаций. Ведь, в сущности, кутюм не создается на пустом месте, из ничего, но опирается на юридические традиции, законы, юриспруденцию, существовавшие прежде. В каждом конкретном случае закон имеет главным источником обычай (кутюм).

У истоков кутюма - серия актов, инициатив, не отвергаемых той или иной социальной группой, публичных, всем известных и мирных. Кутюм не может иметь ни насильственного, ни тайного происхождения. Чтобы стать таковым, он должен иметь длительность (не менее 40 лет или срок, не доступный человеческой памяти). Он выражает чувство справедливости, присущее той или иной социальной группе, он воплощает общее согласие с решением поставленных юридических проблем. Для кутюма характерно следующее: он гибок, он меняется в зависимости от необходимости, он практичен, он учитывает право общественное и право личное. Он одинаково применим и к передаче королевской короны, и к полиции, и к правам супругов. Хотя, следует заметить, что в данный период еще не существовало четкого разделения на право публичное и частное.

Упоминаемые социальные группы могут быть очень разнообразны: это сословия, корпорации, территориальные группы (речь идет о кутюмах церкви, дворянства или о кутюмах определенного места или определенной территории - лесов, рек и т.д.). Это не просто группа людей, но социальная группа, имеющая единую функцию или единую территорию обитания. В этом случае именно сеньоры чаще всего составляют кутюмную среду. Так, в X-XI вв. каждая сеньория имеет свои кутюмы. На протяжении XI в. часто происходило форматирование кутюмов в важных центрах (например, Нормандии, Анжу). Эти центры расширяли свое влияние, и начиная с XII в. начался активный процесс унификации, так что один и тот же кутюм возникает на довольно обширной территории (Нормандия, Бретань, Иль-де-Франс и т.д.). В XII в. выработалась уже целая система территориальных, местных обычаев, а в начале XIII в. наряду с мелкими локальными сформировались провинциальные обычаи, принципы общего обычного права для северной и центральной полосы Франции. Такому превращению принципа личных прав в территориальный принцип, возникновению и образованию территориальных обычаев содействовали исчезновение племенных различий и дальнейшее развитие феодальных отношений. Уже в конце XI в. нельзя было

отличить, кто гало-римлянин, кто франк, гот или бургунд. Смешение национальностей дало один ассимилированный народ, в котором, однако, можно было распознать две группы: южную и северную. Наряду с этими двумя противоположностями выработалось северное и южное право. Главными элементами этих обычаев были: германские предания, римские и отчасти галльские. В южной части наряду с общим правом, римским, развивались местные обычаи с элементами германских, гало-римских и т.п. «Локализация обычаев как на севере, так и на юге была естественным последствием развития ленной системы, которая вызвала к жизни множество мелких феодальных сеньорий, ставших средоточием местной правовой жизни. Жители каждого такого местного средоточия руководствовались своими местными обычаями и договорами, определявшими их отношение к феодальным господам, и наоборот. Феодальный порядок создал множество новых юридических положений в обычном праве, но не был исключительным основанием, из которого черпалось все содержание обычаев» [3, с. 279].

В XIII в. уже наметилось четкое различие между землями северной и южной Франции. Это различие основывалось на действии римского права. Одни земли назывались территориями обычного права, другие, где действовало, главным образом, римское право, носило название земель писаного права. Однако нельзя утверждать, что в одной части Франции действовало исключительно римское право, а в другой - только обычное. Большая часть юристов того времени и судебная практика принимали такое деление в том смысле, что в землях писаного права господствовало римское право и имело преобладающее значение над обычаями. В землях же обычного права оно не имело силы закона и приобрело значение субсидиарного, вспомогательного, второстепенного права посредством судебной практики и сочинений юристов. Оно применялось только в тех случаях, когда с помощью местных обычаев невозможно было урегулировать ту или иную ситуацию (так, средневековый юрист Буйе справедливо писал, что во французском королевстве нет ни одной провинции (включая те, где господствует римское право), на которую не распространялось бы действие обычного права).

Различие между землями писаного и обычного права ведет свое начало от эпохи гало-римского права, когда Луара служила границей южных провинций, в которых римское право получило наибольшее распространение, охватив большую часть общественных отношений.

В том же XIII в. начинается дробление на более узкие кутюмы. Но такое разделение затрагивало лишь второстепенные особенности кутюмов.

В этом случае роль суда была особенно значительна: суд не создает кутюма, он должен ему подчиняться, он его признает и освящает. В этом случае вся трудность состоит в том, чтобы обосновать кутюм. Ведь суд опирается на него в своем решении, которое в будущем будет служить прецедентом. Даже в случае, если суд сочтет кутюм непригодным, неразумным, несправедливым, он обязан его уважать. Хотя здесь возможно личное вмешательство короля, упраздняющего той или иной кутюм, определяя кутюм более справедливый. Такая практика берет свое начало с конца XI в. и развивается в XII в. В XIII в. вмешательство короля становится все более решительным: с целью воплощения общего блага и определения, какой кутюм оспаривается (от кутюмов дворянства Анжу до кутюмов парижских ремесленников). В 1298 г. он доверяет парламенту (высшему судебному органу средневековой Франции) отвергать кутюм, который тот сочтет неразумным. Иногда кутюм силой навязывается сеньором: так, после альбигойских крестовых походов Симон де Монфор установил в 1212 г. правило, которое явилось письменной хартией кутюма в сфере феодальных отношений.

В принципе, кутюм имел устный характер и распространялся устно. Но постепенно он начинает закрепляться письменно, не становясь при этом официальным и не теряя своей гибкости. В период XXI вв. не существует общей редакции кутюма, только письменное закрепление определенного положения (кутюмного правила).

В XII в. появляется несколько обобщенных редакций. Это хартии, выступающие или результатом деятельности сеньора, или результатом договора между сеньором и городом. Такая хартия уточняет кутюмы, прежде действовавшие в данном городе, и одновременно служит кодификацией этих кутюмов.

В XIII в. начинается так называемая редакция кутюмного права, которая является результатом деятельности средневековых юристов (в XIII в. юристы Франции, которые обрели юридическое образование в университетах, изучили римское право, решают научно обработать общее действующее

право королевства. Осуществляя свою деятельность, они понимали, что каждая провинция имеет свое право, свои обычаи, и поэтому пытались обобщить существующее местное право. Для тех же отношений, которые, по их мнению, невозможно было урегулировать в силу отсутствия регулирующих норм, они установили общие принципы, выводя из местных обычаев или заимствуя их из римского и канонического права. Именно такой деятельности покровительствовал Людовик IX). Такое право не имеет общеобязательного характера, но имеет большое влияние. Самая древняя из этих редакций - Нормандская (1200-1220), фиксирующая общие черты данного кутюма. За ней последовал общий свод Нормандии (1250), гораздо более объемный и влиятельный: он применяется судьями как официальный. Позднее появляются труды, где юристы смешивают римское, каноническое и кутюмное право (что обозначает на тот момент влияние римского права). Так действовали книга Правосудия (Орлеан), установления Святого Людовика и др. Однако самым важным из сводов того периода является свод Филиппа де Бомануара (его сборник «Кутюмы Бовуази» содержит общее право Северной Франции и является более полным, нежели появившийся ранее, в 1253 г., сборник Петра де Фонтеня, где изложены основы французского права. Филипп де Бомануар получил более основательное и глубокое юридическое образование, изучив римское право, не предоставил ему преобладающего места, в отличие от де Фонтеня. Источниками Кутюмов явились решения Клермонского суда, общеизвестных обычаев территории Бовуази, соседних земель, общего права Франции (под ним Бомануар понимает не римское право, а обычное). Юридические положения труда Бомануара долгое время служили образцом, которым руководствовались и в последующие столетия). Его труд Coutumes de Beauvoisis (1283) является научным исследованием кутюмного права в сравнении с другими обычаями и принципами римского права. Этот труд представляет собой юридический и социальный идеал своего времени. В кутюмах Бовуази дается обзор обычного права с добавлением ряда положений из канонического и римского права. Отдельные статьи кутюмов содержат описание видов доказательств истины в суде, среди которых особо выделяются письменные доказательства, являвшиеся на тот период времени новинкой в развитии юстиции. Именно санкционирование письменных доказательств было следствием распространения письменной культуры. Филипп де Бомануар отдает письменным доказательствам предпочтение перед судебной дуэлью: «Из всех способов доказательств этот самый рискованный... ведь письменные источники имеют ценность сами по себе независимо ни от чего, и именно это важно» [4, с. 156].

Нельзя не упомянуть и Сборник постановлений Людовика Святого (Etablissements de Saint Louis). Это был сборник существующих обычаев и постановлений, носящих имя Людовика IX. Он представлял собой своеобразный кодекс обычаев, который «имел своей целью исправить и дополнить существующие обычаи, устранить дурные и жестокие, внести в общество элементы права более гуманного, более сообразного с разумом и справедливостью» [3, с. 277]. Через практическое применение он приобрел силу закона и быстро распространился во многих провинциях, а также служил образцом при составлении иных сборников обычного права.

Кутюмное право, хоть и приспособленное к практике, осознавалось средневековыми юристами как стоящее над практикой, но это превосходство права над реальностью связывалось, прежде всего, с письменным, римским правом и королевскими предписаниями. Такое превосходство представляет собой еще одну особенность средневекового французского права. Возрождение римского права существенным образом меняет традиционные исходные положения: это право письменное, разумное, противостоящее устному праву, спонтанному и неполному в силу обычая. Так исчезает кутюм. Исчезает в силу невостребованности, когда меняется понимание права и исчезает единство социальной группы.

Окончательно кутюмы утратили силу как источник права с принятием Гражданского кодекса Франции 1804 г. (Кодекса Наполеона), ставшего единым сводом гражданских законов, который действует во Франции и поныне.

Основным источником Кодекса Наполеона стало римское право, хотя он сохранил и некоторые положения обычного (кутюмного) права. Эту преемственность можно проследить на примере регулирования отдельных институтов. Таких, например, как право на движимое имущество, наследование, договоры, правовой статус несовершеннолетних и незаконнорожденных детей и некоторых др. Так, обычное (кутюмное) право, став частью права писаного, сливается с ним.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.