Научная статья на тему 'Генезис национально-правовых систем Германии и Франции в Средние века: сравнительно-правовой анализ'

Генезис национально-правовых систем Германии и Франции в Средние века: сравнительно-правовой анализ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2006
248
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНО-ПРАВОВАЯ СИСТЕМА / NATIONAL LEGAL SYSTEM / ПРАВОВАЯ СЕМЬЯ / LEGAL / FAMILY / ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ / OWNERSHIP / ГОСУДАРСТВО / STATE / ФЕОДАЛЬНОЕ ПРАВО / FEUDAL LAW

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Рассказов Леонид Павлович

Статья посвящена генезису национальных правовых систем Франции и Германии в Средние века. Автор приходит к выводу, что данные страны, появившиеся на политической арене после распада Франкской империи в IX веке, имели много общего. В то же время в ходе становления их государственности появились специфические особенности, которые оказали влияние на развитие их права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE GENESIS OF THE NATIONAL LEGAL SYSTEMS OF GERMANY AND FRANCE IN THE MIDDLE AGES: COMPARATIVE LEGAL ANALYSIS

The article is devoted to the Genesis of the national legal systems of France and Germany in the Middle ages. The author comes to the conclusion that these countries emerged on the political scene after the collapse of the Frankish Empire in the ninth century, had much in common. At the same time during the formation of their statehood appeared specificities that have influenced the development of their rights.

Текст научной работы на тему «Генезис национально-правовых систем Германии и Франции в Средние века: сравнительно-правовой анализ»

России (1649-1833) // История государства и права. 2010. № 8.

10. Гражданское уложение 1809-1814 годов: проекты // Архив Государственного совета. Т. IV: Журнал по делам Департамента законов. СПб., 1874.

11. Гуляев А. М. Русское гражданское право. СПб., 1911.

12. Рождественский Н. Руководство к российским законам. СПб., 1851.

23. Рождественский А. Основы общей теории права: курс лекций. М., 1912.

34. Малышев К. И. Курс общего гражданского права. СПб., 1878.

45. Кавелин К. Русское гражданское уложение // Журнал гражданского и уголовного права. 1882. № 8.

16. Пахман С. В. История кодификации гражданского права. СПб., 1876. Т. 2.

57. Коркунов Н. Лекции по общей теории права. СПб., 1890.

18. Кассо Л. А. Общие и местные гражданские законы. Харьков, 1896.

19. Устав промышленный 1832 года // Свод законов Российской империи. СПб., 1857. Т. 12. Ч. 2.

20. Горохов Д. Б. Правовое регулирование сделок с земельными участками: дис. ... канд. юрид. наук. М., 1998.

21. Рассказов Л. П. и др. Кубанское казачество: историко-правовое исследование (конец XVIII -начало XXI века): монография / под ред. Л. П. Рас-сказова. Краснодар, 2013.

22. Рассказов Л. П., Верхогляд Д. А. Законодательное развитие института земельной собст-

венности в Российской империи второй половины XIX - начала XX века// Право и государство: теория и практика. 2013. № 11.

23. Алейников Б. История возникновения и развития собственности в России: от общинной собственности к усилению роли частной собственности // Право и жизнь. 2007. №9 7.

24. Соловьев С. М. Чтения и рассказы по истории России. М., 1989.

25. Рассказов Л. П., Верхогляд Д. А. Ленинская идея национализации земли и ее реализация в процессе формирования законодательной базы, определявшей статус земельной собственности после Октябрьской революции 1917 года // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2013. №9 94.

26. Право собственности в СССР / отв. ред.: Ю. К. Толстой, В. Ф. Яковлев. М., 1989.

27. Гражданское уложение. Проект Высочайше учрежденной редакционной комиссии по составлению Гражданского уложения (с объяснениями, извлеченными из трудов редакционной комиссии): в 2-х т./ под ред. И. М. Тютрюмова. СПб., 1910.

28. Рассказов Л. П., Верхогляд Д. А. Правовые основы разгосударствления собственности на землю в СССР в период перестройки (19851991 гг.)// Право и государство: теория и практика. 2013. № 12.

29. Рассказов Л. П. Деятельность органов государственной безопасности по реализации политики ВКП(б) (конец 20-х - 1941 гг.). М., 2001.

30. Развитие кодификации советского законодательства. М., 1968.

Л. П. Рассказов

ГЕНЕЗИС НАЦИОНАЛЬНО-ПРАВОВЫХ СИСТЕМ ГЕРМАНИИ И ФРАНЦИИ В СРЕДНИЕ ВЕКА: СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ

Статья посвящена генезису национальных правовых систем Франции и Германии в Средние века. Автор приходит к выводу, что данные страны, появившиеся на политической арене после распада Франкской империи в IXвеке, имели много общего. В то же время в ходе становления их государственности появились специфические особенности, которые оказали влияние на развитие их права.

Ключевые слова: национально-правовая система, правовая семья, право собственности, государство, феодальное право.

Основные тенденции развития романо-гер-манской правовой семьи наиболее четко можно проследить в процессе формирования и функционирования французской и германской правовых

систем, которые оказали наибольшее влияние на другие государства континента. Отметим, что у Франции и Германии имелись как общие черты, так и отличия, которые определяли специфику

правовых систем данных государств и являлись моделью для национальных правовых систем других стран.

Исходя из этого, проведем сравнительно-правовой анализ процесса генезиса национальных правовых систем Франции и Германии в Средние века.

Германия и Франция утвердились в качестве государств после распада Франкской империи в IX веке, созданной Карлом Великим и по Вер-денскому договору 843 года распавшейся на ряд государственных образований [1, с. 324]. В этом аспекте можно говорить об общих исторических корнях германской и французской правовых систем.

В течение некоторого времени Франция (название утвердилось с Х века) как бывшая крупная часть Франкской империи продолжала распадаться на более мелкие сеньории с весьма пестрым этническим составом населения, хотя номинально Франция считалась отдельным государством. В данный период ее истории (ГХ-ХШ века -период сеньориальной монархии) политическая власть во Франции фактически была разделена между королем и феодалами разного уровня, связанными сеньориально-вассальными отношениями. Крупнейшими феодалами король вообще рассматривался «как первый среди равных». Полномочия короля фактически оставались ограниченными (он считался главой войска, осуществлял суд, должен был поддерживать мир в стране), поскольку он не имел рычагов реализации этих полномочий.

В отличие от Франции, Германия в Х-ХГ веках представляла собой единое государство, созданное путем объединения племенных герцогств. В этот период в результате успешных завоевательных войн произошло значительное территориальное расширение Германского государства, в частности, к нему были присоединены Италия, Бургундия, Чехия и другие страны, что привело к образованию Священной Римской империи германской нации.

В новом государстве не было прочных экономических и политических связей между составными частями. Их объединение в значительной мере определялось внешней политикой королей, преследовавших главную цель - захват территорий соседних государств [2, с. 210].

Король Германии в данный период избирался небольшой группой крупнейших феодалов. Значительное усиление королевской власти произошло при Оттоне Г (936-973 гг.), который, воспользовавшись феодальными раздорами в Италии, был коронован в 962 году в Риме императором, и таким образом германский король

стал контролировать избрание Папы (лишь в конце ХГ века папство освободилось от опеки германских императоров).

Центральный аппарат в Германии в Х-ХГГ века сохранял в себе черты дворцово-вотчинной системы управления, свойственной позднему Франкскому государству. Особый аппарат был создан для управления Италией.

В ХГГГ веке в Германии начинается период раздробленности. Она стала распадаться на множество княжеств, графств, бароний и рыцарских владений. Развитие товарно-денежных отношений не привело, как и в других западноевропейских странах, к централизации государственной власти, напротив, экономическая и политическая раздробленность усилилась. Соответственно, возросло значение князей. Власть императора во многом стала чисто номинальной, он был зависим от князей-выборщиков (курфюстов), которые определяли его во власть.

Окончательная феодальная раздробленность германских государств была закреплена в Золотой булле 1356 года. После этого Германская империя представляла собой совокупность множества (до 300) монархий и автономных политических образований, имеющих весьма слабые единые органы управления: рейхстаг (из представителей светских феодалов и духовной знати), армию (не более 40 тысяч человек), имперский суд (в качестве высшей аппеляционной инстанции). По своему государственному устройству такая империя была больше похожа на конфедерацию.

С ХГГГ века центральный аппарат во главе с императором лишь номинально являлся носителем государственной власти, а фактически находился под контролем курфюстов (наиболее влиятельных князей, избиравших короля). С ХУ века коллегия курфюстов имела в руках громадную долю государственной власти (они не обладали лишь правом самостоятельно объявлять войну и заключать мир с иностранными государствами). Помимо императора, с ХГУ-ХУ века в Германии существовали еще два постоянных общеимперских учреждения - рейхстаг и имперский суд. Рейхстаг представлял собой представительный орган власти, состоящий из 3 коллегий:

- курфюстов;

- князей, графов и свободных господ;

- представителей имперских городов.

Рейхстаг обладал правом законодательной

инициативы, утверждал указы императора, согласовывал важные императорские решения по военным, международным и финансовым вопросам. Решения рейхстага не имели строгой обяза-

тельной юридической силой, и, таким образом, в этом органе власти превалировали законодательные функции.

Империя не имела постоянного войска. С XV века основой имперской и княжеских армий стали отряды наемников.

В целом центральные органы империи не могли обеспечивать ее единства. До конца XVIII века существовала формальная монархия при фактическом феодальном многовластии курфюстов.

В то же время в самих княжествах имела место значительно более централизованная сослов-но-представительная монархия (в частности, функционировали ландтаги - представительные органы духовенства, рыцарей и горожан), а в XVII веке, то есть позднее, чем в Англии и Франции, в германских государствах утвердились абсолютные монархии (так называемый княжеский абсолютизм); среди этих княжеств наиболее значимое положение занимали Пруссия и Австрия.

В то время когда Германия переживала период феодальной раздробленности, во Франции начинается процесс «собирания земель», и в XIV-XV века завершается перестройка сословного строя, выразившаяся во внутренней консолидации духовенства, дворянства и «третьего» сословия (городское население и крестьяне-цензитарии, то есть лично свободные). Сословная консолидация неизбежно вела к ослаблению власти отдельных сеньоров на контролируемых ими территориях. В частности, у них было отнято право чеканить сво монеты, иметь свое войско; любое решение сеньора можно было обжаловать в королевский суд.

В 1303 году была выдвинута формула: «Король является императором в своем королевстве». Этим подчеркивалась полная независимость французского короля в международных отношениях. Тем не менее король не мог не считаться с оппозицией в виде феодальной олигархии, а также с укрепляющимся третьим сословием.

К началу XIV века оформился политический компромисс между королем и представителями разных сословий. Организационно-политическим выражением этого стали особые сословно-пред-ставительные учреждения - генеральные штаты и провинциальные штаты, где предусматривались выборные представители от различных сословий. Таким образом, был найден баланс исполнительной и представительной ветвей власти.

С XVII века во Франции происходит становление абсолютизма, способствовавшего завершению территориального объединения страны, формированию единой французской нации, ускоренному развитию промышленности и торговли.

В 1614 году были в последний раз (до начала

буржуазной революции) созваны Генеральные штаты. Оппозицией королю оставался лишь Парижский парламент, представлявший интересы крупных феодалов. Однако в 1688 году Людовик XIV отменил право парламента опротестовывать и отменять королевское законодательство. Все чаще государство начинает отождествляться с личностью короля, что нашло свое крайнее выражение в высказывании Людовика XIV: «Государство - это я!». Окончательно абсолютизм оформился при кардинале Ришелье, который сурово подавлял восстания крестьян и городских низов и в то же время решительно разбирался с непокорными представителями феодальной олигархии. Ришелье совмещал в одном лице 32 государственных поста и титула.

Таким образом, во Франции в Средние века выделяются 3 этапа развития феодального государства:

- сеньориальная монархия (IX-XШ века);

- сословно-представительная монархия (XIV-XV века);

- абсолютная монархия (XVI-XVШ века).

В то же время Германское феодальное государство прошло в своем развитии 2 характерных этапа:

- становление и развитие централизованного раннефеодального государства в Германии в рамках империи (X-XII века);

- территориальная раздробленность в Германии (XIII - начало XIX века) на основе сеньориальной монархии с элементами сословно-пред-ставительной монархии.

После относительно короткого периода единства в Германии, в XIII веке, начался необратимый процесс феодальной раздробленности, и, в отличие от Франции, в Германии Средних веков так и не произошло становление централизованного целостного государства. Германия продолжила развиваться по пути территориальной раздробленности и утверждения на поздних стадиях княжеского абсолютизма, когда отдельные княжества и земли превращались в мелкие государства, лишь формально связанные между собой императорской властью [3, с. 108-111, 113-116].

Данные особенности Франции и Германии оказали влияние и на развитие их права.

Вплоть до Великой французской буржуазной революции (1789 г.) французское право представляло собой симбиоз многих локальных правовых систем, распространявшихся на определенный круг лиц (духовенство, торговцы и так далее) или на сравнительно небольшие территории. По меткому выражению Вольтера, во Франции «меняя почтовых лошадей, меняют право».

К Х веку во Франции практически перестали действовать Салическая правда и другие варварские обычаи. На смену им в период раздробленности пришли территориальные правовые обычаи, отличавшиеся большим разнообразием, особенно в крупных феодальных имениях (Нормандия, Анжу, Бретань и другие). С ХГГ века отдельные кутюмы (нормы обычного права) стали записываться, а в ХГГГ веке уже был составлен сравнительно полный сборник обычного права - Большой кутюм Нормандии. Позже в подобные сборники добавляли нормы римского и канонического права. Особым авторитетом пользовался Большой кутюм Франции, составленный в 1389 году.

В последующее время предпринимались попытки унифицировать право. В обработанном виде кутюмы стали более удобными и для их доктринального толкования. В ХУП-ХУШ века выходит ряд работ Авуазеля, Дома, Потье, в которых кутюмы были не только унифицированы, но и согласованы с судебными решениями, и таким образом обосновывали идею создания единого общефранцузского права.

Если на севере Франции преобладало обычное право, то на юге - римское, к которому у французских королей отношение было неоднозначным. Одно время римское право даже запрещали преподавать в Парижском университете (при короле Филиппе Августе), чтобы даже в этом не признавать верховенства римско-германского императора. Однако, несмотря на это, римское право стало частью французского права.

Важным источником французского феодального права было городское и каноническое право, а также правовые акты королей (ордонансы, эдикты, приказы, декларации и другие).

В праве собственности особенностью была иерархическая структура феодальной земельной собственности. Важное место занимал договор займа. В уголовном праве вплоть до 1789 года уголовная ответственность непосредственно связывалась с сословным положением виновного.

Французское феодальное право уже знает разделение на публичное и частное.

В развитии феодального права Германии выделяются 3 этапа:

- период преобладания обычного права (Х-ХГУ века);

- период рецепции римского права (ХГУ-ХУГГ века);

- период оформления самостоятельных правовых систем в княжествах (ХУП-ХУШ века).

В ХГГГ веке укрепившиеся обычаи стали записываться и приобретать форму законов. Наибольшую известность в данный период имели

Саксонское зерцало и Швабское зерцало. Первое преобладало в северных и северо-восточных землях Германии, второе - на юге [4, с. 201].

Саксонское зерцало построено по типу судебника и делится на две части, посвященные земскому и ленному праву. Земское право включало нормы государственного, гражданского, уголовного (в том числе процессуальные аспекты). Ленное право регулировало отношения между высшими слоями феодалов. Зерцало признавалось во всех германских землях, и на него ссылались вплоть до конца ХГХ века. В Швабском зерцале, также состоящем из земского и ленного права, ощущалось влияние канонического права, в частности, подробно регламентировались взаимоотношения императора и Папы. Имперские законы как источник права в данный период играли незначительную роль.

В ХГУ-ХУП века возрастает значение римского права. Рецепция его основных институтов была обусловлена развитием, прежде всего, товарно-денежных отношений и способствовала установлению определенного правового единообразия, однако она так и не получила логического завершения.

С ХГГГ века в качестве источника права все чаще стали использоваться комментарии ученых-юристов (глоссаторов), благодаря усилиям которых и стало возможным проникновение и широкое распространение в Германии римского права, превратившегося в ведущий источник права, прежде всего в сфере гражданского права.

Важнейшим источником права феодальной Германии ХУГ века стало Уголовно-процессуальное уложение Карла V - «Каролина». В Уложении еще отсутствует четкое разделение материального и процессуального права, но вместе с тем содержится ряд общих положений уголовного права, что расценивается как значительный шаг вперед по сравнению с предшествующим законодательством.

Германское феодальное право впервые в европейском праве установило тюремное заключение как вид уголовного наказания. Это было сделано в «Каролине». Так, согласно ст. СЬУП в случае поимки вора с поличным тот должен уплатить двойную стоимость вещи, а если ему нечем платить, то он «должен быть наказан заключением в тюрьму на некоторый срок».

В уголовном праве феодальной Германии получили развитие институты Общей части, среди которых: необходимая оборона; смягчающие и отягчающие обстоятельства; умысел и неосторожность, покушение, соучастие. Это свидетельствует о значительном продвижении вперед в развитии права.

Следует отметить, что «Каролина» получила признание во всех германских землях. С XVII века в связи с тенденцией абсолютизма в германских землях стали складываться собственные правовые системы. В этот период заметно активизировался процесс кодификации права в землях. Так, в Баварии, Австрии, Терезиане в XVIII веке издаются уголовные и гражданские кодексы, сыгравшие огромную роль в развитии права во многих странах, в том числе и в России [3, с. 111-112, 116-117].

Итак, Германия и Франция, появившиеся на политической арене в результате распада Франкской империи в IX веке, имели много общего. В то же время в ходе становления их государственно-

сти появились специфические особенности, которые оказали влияние и на развитие их права.

Литература

1. История государства и права зарубежных стран. М.; Ставрополь, 2003.

2. История государства и права зарубежных стран. М., 2006.

3. Рассказов Л. П., Упоров И. В., Карнаушен-ко Л. В. История государства и права зарубежных стран: курс лекций. Краснодар, 2004.

4. Романенко В. Б., Серегин А. В. История государства и права зарубежных стран. Ростов н/Д, 2009.

Г. С. Працко, В. Ю. Шпак ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ В РОССИИ

В статье рассматривается проблема институционализации политической науки в России. Авторы отмечают, что законы политической жизни существуют и проявляются только через деятельность людей и их отношение друг к другу. Политика представляет собой деятельное проявление отношений, интересов социальных общностей людей друг к другу и к обществу в целом. Оно многообразно, так как политическая жизнь имеет внутренние и международные аспекты, разные уровни, объекты, субъекты, их взаимосвязь и взаимообусловленность.

Ключевые слова: политология, институционализация, государственная власть, общество, средний класс, политика, юриспруденция.

Институционализация политической науки в нашей стране не имеет четкого начала, но она была вызвана общественно-политической потребностью ученых, которые в XIX веке и ранее проводили исследования в рамках более определенных и признанных властью отраслей знания. Этот период Ю. Г. Пивоваров называет «предпо-литологией».

В 1917 году началась эпоха негативного отношения к политической науке со стороны государственной власти. Моноидеологизация на десятилетия затормозила развитие политологии в нашей стране.

25 января 1989 года принята новая номенклатура научных специальностей, среди которых была и политическая наука. С 1990 года в вузах стали организовываться кафедры политологии, открываться советы по защите диссертаций по этой отрасли знания. Начался новый этап, который институционализировал политическую науку, придал ей мощный интеллектуальный научный стимул к творческой деятельности.

Зарождение политической науки не имеет четкого определения в научной среде. Но главное все

же заключается в том, что можно назвать имена десятков ученых, которые в той или иной мере исследовали политическое в разных аспектах, сюжетах и даже выделяли отдельные междисциплинарные отрасли знания, в которых «присутствовало» политическое измерение содержания.

Б. Н. Чичерин был основоположником «государственной школы», последователем гегельянства в России. Поскольку Гегель был государственником и отдавал первенство государству в его взаимоотношениях с гражданами и обществом, то и Чичерин много внимания в своих трудах уделял государству в его различных ипостасях. Так, государство он считал высшей социальной и духовной формой, союзом народа, связанного законом в одно юридическое целое и управляемое верховной властью для общего блага. Государство есть единство власти, территории и свободы, скрепляемое законом и принципом справедливости. Частное благо - цель гражданского общества, основанного на праве. «В государстве лицо не есть только разумно-свободное существо, равное со всеми другими; оно является членом высшего целого, в котором оно при-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.