Научная статья на тему 'Кодификация гражданского права Франции в XIX веке'

Кодификация гражданского права Франции в XIX веке Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
6483
682
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОДИФИКАЦИЯ / ПРАВО / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ПРАВОВОЙ ИСТОЧНИК / КОДЕКС / БУРЖУАЗНОЕ ПРАВО / РЕВОЛЮЦИЯ / НАПОЛЕОН / РИМСКОЕ ПРАВО / CODIFICATION / LAW / LEGISLATION / CODE / REVOLUTION / ARTICLE / NAPOLEON / BOURGEOISIE / PROJECT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Какоурова Наталья Аркадьевна

Статья посвящена систематизации правовых норм и становлению единого гражданского права во Франции в XIX в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Codification of French Civil Law in XIX Century

The article deals with organizing of legal rules and foundation of Civil Law which became unified on the entire area of France.

Текст научной работы на тему «Кодификация гражданского права Франции в XIX веке»

УДК 347(44)(091)

КОДИФИКАЦИЯ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА ФРАНЦИИ В XIX ВЕКЕ

© Какоурова Н. А., 2013

Иркутский государственный университет, г. Иркутск

Статья посвящена систематизации правовых норм и становлению единого гражданского права во Франции в XIX в.

Ключевые слова: кодификация; право; законодательство; правовой источник; кодекс; буржуазное право; революция; Наполеон; римское право.

Окончание периода Средневековья обычно связывают с первыми буржуазными революциями в Нидерландах в 1565—1609 гг. и английской революцией, начавшейся в 1640 г. Однако именно Французская революция, получившая название «Великой буржуазной революции», окончательно уничтожила феодальные порядки во всех сферах общественных отношений. Утверждение буржуазных отношений во Франции дало мощный толчок развитию всего человечества. Буржуазно-демократические преобразования способствовали перестройке государственно-правовых отношений.

Революционные преобразования во Франции стали причиной развития науки, техники, экономики. Высокие культурные достижения и мораль оказали воздействие почти на все государства мира. Конституционный порядок утвердил принципы демократии; идеи гуманизма пронизывали общественное сознание, науку и политику; утратили былое значение религиозные догматы. Личность человека с его естественными правами и гражданскими свободами представлялась как основная ценность мировой цивилизации.

Французская буржуазная революция в огромной степени повлияла на аграрный строй европейских государств. Если английская буржуазная революция была примером в утверждении парламентарного правления, то французская сломала сложившиеся в феодальной Европе аграрные системы и изменила социальный статус крестьян. Феодальные пережитки тормозили экономический рост, ощущалась необходимость коренных преобразований. Революция освободила крестьян, в результате политико-юридических преобразова-

ний крестьяне превратились в свободных производителей.

Причиной Французской буржуазной революции послужило выросшее до критической остроты противоречие между производительными силами и феодальными производственными отношениями, которые, будучи пережитком средневековья, сдерживали общественные отношения и дальнейший рост экономики. Произвол властей вызывал недовольство всех социальных групп, за исключением части дворянства и духовенства. Устаревшие порядки, взыскание сборов, налогов, бесконечные поборы доводили промышленников, купцов, крестьян до отчаяния. Цеховая регламентация сдерживала развитие промышленности. Чтобы пополнить пустующую казну, правительство допускало произвол, например, незаконно заключая богатых буржуа в тюрьму с целью получения значительных денежных выкупов.

Франция того времени была аграрной страной, основную массу населения составляли крестьяне; отсутствие у них материального достатка препятствовало их вовлечению в торгово-промышленные отношения. Буржуазия, занимавшаяся торговлей, страдала от феодальных ограничений, внутренних таможен. Процветающая монополия допускала к внешней торговле только незначительную часть привилегированного купечества.

Закрепляя привилегии высших сословий, феодальное право исключало свободную крестьянскую собственность на землю, которая до XI в. существовала в форме аллоидальных владений. Со временем феод стал основной и единственной формой поземельной собственности. В результате передачи части феода подвассалам сложилось

правило «нет земли без сеньора», другими словами, каждый держатель земли должен был иметь своего сеньора.

Земельный надел являлся собственностью двух или нескольких феодалов, при этом соблюдались четкие разграничения прав собственников в зависимости от их социальной принадлежности. Таким образом, вассал имел право эксплуатации крестьян путем взимания различных поборов, а сеньор, выступая в качестве верховного собственника земли, сохранял за собой административно-судебные права и контроль за распоряжением земельным участком [1].

В феодальной Франции закон понимался как публично-правовые традиции, слагающиеся из обычаев, прецедентов, договоров и, в незначительной степени, из норм позитивного права, королевских постановлений, именуемых ордонансами. Законодательные акты и различные сборники не имели целью регулирование общественных отношений, требующих правовой регламентации. На развитие закона с начала революции стала оказывать влияние правовая практика; так накапливался материал, впоследствии отразившийся в законах. Луазо, современник Великой французской революции, писал тогда: «:...при феодализме не существовало ни прав, ни правосудия, ибо сила стояла выше разума и правды» [2]. Многочисленные источники свидетельствовали о произволе и несправедливости королевской администрации и судов. Судейские должности передавались по наследству и продавались; усугубляли положение взяточничество и коррупция.

С самого начала революции возникла необходимость принятия нового законодательства, которое было бы способно урегулировать общественные отношения и прекратить произвол в судебных органах. Революционное правительство приняло решение о создании гражданского кодекса. 5 июля 1790 г. Национальная ассамблея приняла постановление о необходимости кодифицирования гражданского права. Декретом провозглашалось, что законы должны быть пересмотрены и реформированы. Законодатели обещали создать новый кодекс. Первая французская Конституция 1791 г. подтверждала, что будет принят общий для всего королевства Кодекс гражданских законов.

Буржуазия Франции представляла собой вполне сформировавшийся класс, отлича-

лась образованностью и, что немаловажно, поддерживала передовые идеи философов-просветителей. Благодаря материальной помощи со стороны буржуазии получили распространение идеи известных просветителей: Монтескье, Руссо, Вольтера, Локка — о необходимости серьезных государственно-правовых демократических преобразований. Значимый вклад в создание буржуазного права внесли выдающиеся теоретики предреволюционного периода — Беккарий, Гельвеций, Гольбах, критиковавшие феодальные порядки. Они изучили и теоретически обобщили правовой опыт буржуазной революции Англии, Нидерландов, США, сформулировали основные принципы буржуазного права.

С одной стороны, свершившаяся буржуазная революция открывала возможность построения новых государственных органов на принципах представительства, выборности, срочности, отчетности, а с другой стороны, возникла необходимость создания законодательной базы, дававшей возможность реализации всех демократических преобразований. В основу нового законодательства были заложены идеи Просвещения, но создателям удалось сохранить и традиционную юрисдикцию. Знаменитый Кодекс Наполеона включал и нормы обычного, кутюмного права. Таких норм сохранялось немного, но они нашли отражение в тексте. Доктор юридических наук, профессор Варшавского университета В. Волод-кевич называет кодекс «мечтой Просвещенного века..., нового права — ясного, понятного для простых людей, которое не нуждалось бы в софистических толкованиях профессиональных юристов» [3].

Гражданский кодекс Наполеона включал многочисленные нормы, заимствованные из римского права, особенно частноправовые, что было удобно для практикующих юристов того времени, которые, как правило, заканчивали европейские университеты и, воспитанные на римском праве, могли свободно применять нормы нового гражданского кодекса.

В качестве теоретической основы создатели Кодекса использовали естественное право, которое, не являясь судебным, на практике могло быть применимо через законодательные акты. Идея создания кодифицированного акта имела революционное значение: испокон веков юг

Франции был местом писаного, а север —

обычного права. Многие юристы считали просто невозможным «вдруг изменить» законы и подчинить всю Францию единообразной правовой системе [4].

Кодекс отражал состояние общества, достигшего зрелости и имевшего развитые товарно-денежные отношения; он был призван устранить путаницу и противоречия в огромном количестве различных нормативных актов. По словам Ф. Севена, законодательство Наполеона собрало воедино все успехи и учения прошлого, отбросив при этом все несовместимое с новыми идеями [5].

Особая важность кодификации права состояла в успешном социально-экономическом и политическом развитии общества в послереволюционных условиях. Во Франции, например, кодекс заменил около 15 тыс. законодательных актов, принятых в последние годы, что значительно упрощало работу юристов-практиков.

24 июня 1793 г. Конвент поручил Законодательному комитету подготовить гражданский кодекс, который был бы единым и действовал на территории всей республики. В последующие годы Камбасерес представлял три проекта: два — во время правления Конвента и один — правительству Директории. Первый проект состоял из 695 статей. Конвент отклонил его «как чрезмерно юридический». Робеспьер находил этот проект слишком «простым», он говорил: «Законодатель. творит национальный дух при помощи мудрых законов. Законы великого народа не могут быть простыми» [6]. Второй проект был представлен Конвенту 9 сентября 1794 г.; он отличался краткостью и состоял из 297 статей. Конвент отклонил его опять по той же причине, также охарактеризовав как «простой». Проект, представленный правительству Директории, даже не обсуждался. Революционные правительства, занятые политической борьбой, не находили возможности заниматься кодификацией.

Тем временем народ ожидал восстановления твердого правопорядка. Необходимость нового права диктовалась потребностью юридически оформить и закрепить отношения капиталистической собственности. Правительство Наполеона, озабоченное завоеванием доверия народа и популярностью, приступило к работе по кодификации.

Работы над Кодексом возобновились при непосредственном участии самого Напо-

леона Бонапарта, тогда первого консула Франции. Это был кропотливый и основательный труд. Наполеон Бонапарт не имел специального юридического образования, однако он вполне осознавал потребность создания законов, способных регулировать новые буржуазные отношения.

Декретом от 14 августа 1800 г. была назначена комиссия из четырех человек, в декрете они были названы докладчиками. Их выбор не был случайным: Наполеон рассматривал их как представителей различных составляющих французской культуры, одни изучали обычное право (кутюм-ное), другие — писаное право. В комиссию входили Ж. М. Порталис, Ф. Д. Тронше, Ж. Мельвиль и Ф. Ж. Биго де Приамне.

Наиболее выдающейся личностью был Ж. М. Порталис, известный юрист с юга Франции, воспитанный в традициях римского права, критиковавший Просвещенный век за пренебрежение к изучению юриспруденции. Порталис отверг ранее представленные проекты 1793, 1794 и 1796 г., разработанные Камбасересом, как акты, излишне подчеркивающие «революционный дух». В то же время он был противником упрощения закона, считая, что римское право должно стать фундаментом новой гражданско-правовой кодификации. В работе над Кодексом Порталис придерживался принципа единства права, его унификации, считал необходимым создать такой акт в сфере гражданских правоотношений, который отличался бы завершенностью и был всеобъемлющим.

Сторонником обычного права выступал Тронше. Адвокат, имевший богатую практику, он находился под влиянием доктрин римского права. В те годы Тронше был президентом кассационного трибунала. Все члены комиссии были квалифицированными специалистами, юристами-практиками, представляли разнообразные научные направления и взгляды. Кроме того, все они пережили тяжкие невзгоды революционных бурь и были склонны отстаивать юридическую традицию.

Комиссия работала над проектом недолго — всего четыре месяца. Современники критически восприняли проект, ссылаясь на объединение в нем довольно разнородных составляющих: ранее действовавшего французского цивильного права, кутюмного, римского и согласованного с интересами крупной буржуазии

революционного законодательства. Как показало время, это стало достоинством Кодекса, а не изъяном. Обратившись к Дювернуа, нельзя не упомянуть принцип, согласно которому право народа не может быть системой положений, произвольно созданных мыслью юриста [7].

По настоянию Наполеона проект в виде 36 титулов был разослан на рассмотрение в судебные органы Франции и спустя 11 месяцев с замечаниями судов поступил на обсуждение в Государственный совет, где Наполеон лично принимал участие в его обсуждении [8].

Характер Наполеона не позволял ему оставаться пассивным зрителем, «всеобъемлющий Бонапарт желал доказать недовольным критикам, скептически относящимся к новому военному правителю, что он. так же хорошо видит толк в гражданских законах, как и в военных регламентах» [9].

Проекту Кодекса предстояло пройти сложную законодательную процедуру, поскольку во время правления Наполеона законодательная власть принадлежала не одному, а целому ряду органов: Государственному совету, Трибунату, Законодательному корпусу и Сенату. Первоначально проект рассматривался в Государственном совете, затем в Трибунате. Эти два органа, правительственный и народно-представительный, обсуждали проект и могли представить свои заключения Законодательному корпусу, который уже принимал или отвергал закон. Последней инстанцией был Сенат, который мог одобрить закон или признать его неконституционным.

Проект Кодекса, даже не рассмотренный до конца, уже вызвал недовольство Трибуната и Законодательного корпуса. Кодификация оказалась под угрозой, но Наполеон не побоялся вступить в конфликт с членами Трибуната, сняв проект с обсуждения. Подходил срок частичной замены членов Трибуната, чем и воспользовалось правительство. Также был установлен новый порядок упрощенных отношений правительства с Трибунатом.

9 сентября 1802 г. обсуждение проекта возобновилось. В. А. Юшкевич, магистр римского права, исследуя деятельность Наполеона Бонапарта, пишет, что его основное знакомство с законодательством революционного периода не вызывает какого-либо сомнения. Приобрел Наполеон эти знания непосредственно из жизни как

современник или специально проштудировал гражданские законы и проекты времен революции — неизвестно. В. А. Юшкевич отмечает природный ум и начитанность Наполеона, характеризует его как «глубокого психолога, богато одаренного способностью к точному отвлеченному мышлению, он должен был схватывать каждую юридическую идею на лету» [10].

Особое внимание комиссия уделяла обсуждению проблем права лиц и семьи; обязательное и вещное право вызывало меньше внимания. Подобное направление работы над Кодексом можно объяснить влиянием века Просвещения, когда особое внимание уделялось личности. С другой стороны, это можно объяснить влиянием римского права: авторы проекта признавали «его мудрость и рассматривали в качестве модели, противостоящей идеям “века философов и литераторов”» [11].

21 марта 1804 г. 36 законопроектов отдельных институтов гражданского права были объединены и изданы под названием «Гражданский кодекс французов». Кодификация была завершена, период двойственности права закончился благодаря свободной творческой деятельности юриспруденции и содействию законодателя.

В зависимости от того, кто находился у власти, менялось и название Кодекса. В период Империи, в 1807 г., он именовался Кодексом Наполеона; в 1816 г. вновь получил название гражданского, однако в истории справедливо сохранился под первоначальным названием — Гражданский кодекс Наполеона.

Гражданский кодекс 1804 г. уже не содержал крайне революционных радикальных положений, так как власть в период империи принадлежала крупной буржуазии. Как отмечает Н. А. Крашенинникова, первый консул нередко лично участвовал в обсуждении ряда статей проекта; некоторые положения, ассоциировавшиеся с революцией, по его инициативе были устранены как чрезмерно радикальные. Кодекс, утверждая принципы нового гражданского права, имел революционное для своего времени значение, он был удобен в применении; заменив 1452 кутюма, имел не только практическое, но и научное значение. Авторы обработали огромное множество норм римского и обычного права, отличающегося своим партикуляризмом, применили юридически революционные идеи. В то же

время авторы учитывали судебную практику парижского парламента и ордонансы французских королей, им удалось разработать систему кардинально обновленного права. Кодекс удачно сочетал в себе черты уникального для своего времени законодательного акта, содержал основные понятия и институты гражданского права, «отличался стройностью изложения, сжатостью юридических формулировок и дефиниций» [12].

ГКФ содержал вводный титул и основную часть, состоящую из 2281 статьи. Нормы кодекса строились на институционной системе права, выработанной известным римским юристом Гаем: о лицах, вещах и формах процесса. Структура Кодекса отразила схему построения римского права: лица, вещи, наследование и обязательства. Кодекс состоял из трех книг, первая носила название «О лицах», включала 508 статей; вторая называлась «Об имуществах и различных видоизменениях собственности» (194 статьи); третья книга была озаглавлена «О различных способах, которыми приобретается собственность» (1570 статей). Трем разделам основного текста предшествовал небольшой (6 статей) титул, в котором говорилось о территории, опубликовании, времени действия и применения закона.

Система построения правовых норм по институциям римского права вошла в практику французских юристов в XVIII в. Крупнейшие французские правоведы (Ф. Буржон, Р. Ж. Потье, К. Ж. Оливье), изучая Пандекты Юстиниана, внесли в правовую науку неоценимый вклад. Учитывая их опыт, составители ГК изложили третью книгу по пандектной системе, когда нормы права делятся на общую часть и несколько специальных частей, в которых детально регламентируются правовые институты.

Подобно современному позитивному праву, ГКФ не упоминал о религиозных предписаниях, был абсолютно свободен от морали, судьям давалась возможность поступать по своему усмотрению, если закон «молчал» или его содержание было неясно. Статьи вводного титула подчеркивали преемственность Деклараций прав человека и гражданина 1789 и 1793 г.

За время революции буржуазное право, сформировавшееся вместе с буржуазным государством, сложилось в своих основных чертах. Будучи исторически прогрессивным, оно сменило отжившее феодальное

право, закрепило новые производственные отношения. В отличие от предшествующих типов, буржуазное право предоставляло всем равные права перед законом. Институт частной собственности становился краеугольным камнем буржуазной правовой системы, утвердившей право неограниченной собственности. В основу обязательственного права закладывались принципы свободы и равенства как юридический фундамент для обоснования свободы договора и равенства сторон [13].

ГКФ вводился в действие после его опубликования на всей территории Франции. Закон не мог иметь обратной силы, правоспособность и дееспособность распространялись только на французов, даже когда они находились за пределами Франции, частные соглашения не могли противоречить общим законам [14]. Принципы нового права представлялись с позиций теории естественного права, справедливыми и неотъемлемыми.

В ГКФ ничего не сказано о юридических лицах. Несмотря на его прогрессивное содержание и революционное значение, Кодекс не упоминает юридических лиц как субъектов права. По всей вероятности, составители опасались создания условий, благоприятствующих возрождению феодальных цехов или гильдий. С другой стороны, капиталистические отношения в то время только развивались, предпринимательская деятельность, осуществляемая отдельными лицами, еще не достигла должного уровня развития.

Кодекс имеет четкое построение, отличается лаконичностью, простотой и ясностью изложения правового материала. Принятие ГКФ способствовало устранению противоречий, путаницы в разрозненном законодательстве [15].

По форме изложения и простоте языка Кодекс был понятен не только юристам. Неоспоримо внутреннее содержание кодекса, повлиявшее на законодательство почти всех европейских государств. С. В. Пах-ман, русский правовед, отмечал неполноту и наличие в Кодексе научных определений, заимствованных у Потье, которые вносят «неясность многих положений» [16]. И, тем не менее, ГКФ был переведен почти на все языки Европы, он был введен в действие в Италии, Голландии, в некоторых германских государствах, его положения находят распространение в современном праве

1. История государства и права зарубежных стран : учебник. В 2 т. Т. 1. Древний мир и Средние века / отв. ред. Н. А. Крашенинникова, О. А. Жидков. М.,

2004. С. 446.

2. Боботов С. В. Правосудие во Франции : учеб. пособие. М., 1994. С. 5.

3. Володкевич В. Римское право и идеи кодификации в XVIII веке // Цивилистические исследования : ежегодник гражданского права / под ред. Б. Л. Хас-кельберга, Д. О. Тузова. М., 2006. Вып. 2 (2005). С. 112.

4. Косарев А. И. История государства и права зарубежных стран : учебник. М., 2002. С. 360; Боботов С. В. Наполеон Бонапарт — реформатор и законодатель. М., 1998. С. 105.

5. Севен Ф. Законодательство Наполеона. СПб., 1870. С. 2.

6. Дювернуа Н. Л. Чтения по гражданскому праву. С. 121.

7. Там же. С. 128.

8. Юшкевич В. А. Наполеон I на поприще гражданского правоведения и законодательства. М., 1905. С. 15.

9. Там же. С. 16.

10. Там же. С. 24.

11. Володкевич В. Указ. соч. С. 125.

12. История государства и права зарубежных стран : учебник : в 2 т. / отв. ред. Н. А. Крашенинникова. М.,

2005. Т. 2: Современная эпоха. С. 652.

13. Французская Республика. Конституции и законодательные акты : пер. с фр. / сост. : В. В. Маклаков, В. Л. Энтин ; под ред. и с вступ. ст. В. А. Туманова. М., 1989. С. 13.

14. Беляева Г. П., Ливанцев К. Е. История государства и права зарубежных стран. Государство и право Англии (1640—1871 гг.) и Франции (1789—1871 гг.). Л., 1967. С. 40.

15. Косарев А. И. История государства и права зарубежных стран : учебник. М., 2002. С. 361.

16. Пахман С. В. История кодификации гражданского права. М., 2004. С. 55.

Codification of French Civil Law in XIX Century

© Kakourova N., 2013

The article deals with organizing of legal rules and foundation of Civil Law which became unified on the entire area of France.

Key words: codification; law; legislation; code; revolution; article, Napoleon; bourgeoisie; project.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.