Научная статья на тему 'Кустарные художественные промыслы в Сибири в конце XIX - начале XX вв'

Кустарные художественные промыслы в Сибири в конце XIX - начале XX вв Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
924
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Павлова Е. Ю.

At the end of the 19th the beginning of the 20l cc. in Siberia there developed a complex of economic-household skills adequate to local conditions. Manufacturing of necessary household goods and instruments of work existed as craft and homecraft directed to the unknown consumer and to the purposes of domestic manufacture. Mass occurrence of new crafts had been marked in 1880th. At the beginning of the 20th с Siberian handycraft industry gained some power. Huge efforts were undertaken on the organization of the cottage industry focused on art traditions of peoples in the whole huge country at the end of the 19th the beginning of the 20l cc. The estate ministry of Russia encouraged expeditions, researches, gathering of materials directed on development of the national art applied centers.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ART HOMECRAFT IN SIBERIA AT THE END OF THE 19th - THE BEGINNING OF THE 20th cc

At the end of the 19th the beginning of the 20l cc. in Siberia there developed a complex of economic-household skills adequate to local conditions. Manufacturing of necessary household goods and instruments of work existed as craft and homecraft directed to the unknown consumer and to the purposes of domestic manufacture. Mass occurrence of new crafts had been marked in 1880th. At the beginning of the 20th с Siberian handycraft industry gained some power. Huge efforts were undertaken on the organization of the cottage industry focused on art traditions of peoples in the whole huge country at the end of the 19th the beginning of the 20l cc. The estate ministry of Russia encouraged expeditions, researches, gathering of materials directed on development of the national art applied centers.

Текст научной работы на тему «Кустарные художественные промыслы в Сибири в конце XIX - начале XX вв»

ZOOMORPHIC CODE IN MODELLING SOCIO-CULTURAL SPACE IN TRADITION

OF MONGOLIAN PEOPLES

M.M. Sodnompilova

The characteristic feature of Mongolian culture which can be designated as traditional is a division of life into two spheres the ordinary-practical and the sacral ones; both of them go simultaneously. Social life is defined by a mythological picture of the world which is expressed through spatial oppositions. Rituals regulated society and promoted a normal course of the natural-economic cycle. The article is supposed to show, how modelling of sacral space through use of animals in ritual practice promotes reproduction of socio-cultural space within a society that is a pledge of its well-being and prosperity. The hierarchy a zoomorphic code corresponded to the social hierarchy, and social stratification was carried out at all levels: from family up to large ethnopolitical communities.

© 2008 г.

Е.Ю. Павлова

КУСТАРНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ В СИБИРИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX вв.

К началу XX в. экономика Сибири имела преимущественно аграрную ориентацию. На базе земледелия и скотоводства в регионе формировалось перерабатывающее производство. Развивалась лесная промышленность. Трудности роста, связанные с низкой плотностью населения, отсутствие широкого внут-рисибирского рынка, а также конкуренция с товарами из европейской части России приводили в целом к низкому уровню развития сибирской промышленности. В структуре ее валовой продукции до 1917 г. 61 % занимали отрасли, связанные с переработкой сельскохозяйственной продукции, размещенные в основном в Западной Сибири. Появление Транссибирской магистрали способствовало росту товарности земледелия и животноводства1. Но общероссийская экономическая политика рассматривала Сибирь преимущественно в качестве сырьевой базы.

В среде преобладающего в Сибири начала ХХ в. сельского населения каждая крестьянская семья старалась собственными силами удовлетворить свои потребности в одежде, обуви, домашней утвари. Хозяйство все еще было преимущественно натуральным. По Сибири была широко распространена мелкая кустарная и полукустарная промышленность, названная промыслами.

К середине 1920-х гг. около половины промышленной продукции в Сибири производилось на мелких и кустарных предприятиях. Удельный вес мелкого производства в регионе был в 2 раза выше, чем в целом по стране. С развертыванием индустриализации в советской России кустарная промышленность ста-

ла рассматриваться как источник поступления средств, в том числе и валют-

2

ных, на нужды модернизации и создание крупной индустрии.

Как правило, основной причиной появления и развития мелкой кустарной промышленности является малоземелье, когда выгода от занятий ремеслом становится сопоставима с доходами от земледелия. Сопутствующими обстоятельствами в России вообще и в Сибири в частности были, кроме того: климат, не дающий возможности несколько месяцев в году заниматься аграрными работами, а также социальные отношения и громадность территории, сдерживающие 3

развитие рынка .

В конце XIX — начале XX в. в Сибири сложился комплекс хозяйственно-бытовых навыков, отвечающий местным условиям. Изготовление необходимых предметов быта и орудий труда существовало в виде ремесла и кустарного промысла, направленного на неизвестного потребителя и цели домашнего производства. В пореформенный период на казенные земли прибывали переселенцы, обладавшие навыками ремесленного труда. Массовое возникновение новых промыслов было отмечено в 1880-е гг.4.

Переселенцы из центральной черноземной зоны России принесли в Тобольскую губернию навыки изготовления сельскохозяйственных орудий. В Тарском, Тобольском, Тюменском уездах получили распространение бондарные промыслы, было налажено производство мебели, деревянной посуды. В лесных областях развивалось производство деревянных изделий — Бийский уезд славился богатыми кедровниками и производством кедрового масла. В Нерчинском и Алтайском горных округах распространилось кузнечное и слесарное дело. Кирпичные и горшечные промыслы развивались вблизи городов5.

Сибирские промыслы сохраняли основные характеристики промысловой деятельности — все основные работы осуществлялись преимущественно в домашних условиях, силами семьи. Промыслы являлись занятиями побочными при профильных земледелии и скотоводстве. Основная масса товаров изготавливалась для обмена или продажи.

Но сибирская кустарная промышленность имела свои специфические региональные особенности, связанные с удаленностью сибирского рынка от крупных промышленных центров и производителей товаров широкого потребления. Это заставляло изготавливать многие предметы культурно-бытового назначения на месте.

Кроме традиционных домашних ремесел вокруг крупных городов и горно-промысловых районов в Сибири развивалась художественная обработка дерева, домовая резьба, ткачество, ковроделие, гончарный промысел, железопросечное искусство. С 1870-х гг. складываются центры иконописи.

Стимулом к развитию промыслов являлась ярмарочная торговля, которая расцветает в Сибири в XIX в. В 1851 г. в регионе насчитывалось 176 ярмарок, в 1897 — 678, в 1900 — 712. Это была разветвленная, разноуровневая система. С мелких ярмарок товар стекался на несколько крупных. Ирбитская ярмарка на Урале собирала товары со всей Азиатской России. И если раньше основными товарами, которые вывозили за Урал, были пушнина и чай, то со второй половины XIX в. их ассортимент расширился. В особом изобилии поставлялся на продажу «жировой товар». Источником экспортного масла являлся также юг

Тобольской и Томской губерний. Алтай выступал главной сибирской житницей6. На ярмарках Сибири и России появились сибирские товары ткацкого производства и кожи. Особым успехом пользовались тюменские ковры: они славились даже в Европейской России. Развитие рынка и торговой сети приводили к эволюции хозяйственно-культурных стандартов в среде аборигенного населения Сибири.

Традиционная культура коренных народов Южной Сибири была основана на кочевом и полукочевом скотоводстве в сочетании с охотой, собирательством, промыслами и ремеслами. Промыслы удовлетворяли потребности кочевника в рамках домашнего производства; они, как правило, не были специализированы, не имели «особых секретов» изготовления изделий, широкого и разнофункционального инструментария. Промыслы представляли собой общедоступные занятия, такие как производство войлока, кожи и т.д. Ремесло же являло собой специализированное производство изделий главным образом на заказ, или на рынок, а не для потребления в собственном хозяйстве'.

У бурят, тувинцев, якутов широко была распространена металлообработка — кузнечное и ювелирное ремесло, а также обработка дерева и кожи. Бурятские и якутские кузнецы делали оружие, предметы утвари и конского снаряжения, украшения. Наиболее опытные владели искусством инкрустации серебром и оловом по железу и стали.

Из традиционных домашних промыслов народам Южной Сибири была известна обработка шерсти и войлока, кожи и меха, дерева, камня, тканей. Выделкой шкур и бересты, шитьем одежды, плетением занимались женщины. Мужчины занимались изготовлением и украшением изделий из кости, камня, дерева и металла. Изготовление предметов бытовой культуры было тесно связано с декоративно-прикладным искусством и с религиозными представлениями.

Декоративно-прикладное искусство алтайцев, хакасов, тувинцев не выделилось в особую отрасль художественного ремесла в конце XIX — начале XX в. Занимались им многие, имевшие к этому склонность и обладавшие необходимыми способностями и навыками. Эти навыки, как и мотивы орнамента, передавались из поколения в поколение. Основные творческие поиски были связаны с убранством юрты и утвари, украшениями женской одежды, конской сбруи. Постепенно под влиянием новых социально-экономических и культурных условий у некоторых народов Сибири появились ремесленники, изготовлявшие предметы искусства на продажу8.

Якутское кузнечное и ювелирное искусство, известное с XVIII в., постепенно эволюционировало в сторону рыночной специализации. К XIX в. в Якутии складываются промысловые центры; расширяется ассортимент товаров, растет

мастерство ювелиров. Под влиянием русской культуры и азиатского импорта

-9

увеличивается количество видов ювелирных украшений .

На основе накопленных технических навыков домашнего ремесла и художественных традиций аборигенного и переселенческого населения в Сибири постепенно складываются основы для формирования художественных промыслов. К началу ХХ в. они, преимущественно, располагаются в контактных зонах Западной Сибири, где прослеживается совмещение различных культур. Переселенцы принесли в Сибирь традиции кустарных промыслов, в том числе

художественных, с Украины и Урала. Существовали кустарные промыслы, принесенные переселенцами-старообрядцами, связанные с северорусской культурной провинцией. Именно в среде старообрядцев развился промысел настенных росписей и украшения живописью бытовых предметов (прялок, посуды). Эта традиция была связана с народной иконописью, лубочными картинками, орнаментальными традициями10.

В ряде районов Сибири возникли игрушечные промыслы. Так в с. Троицком на Алтае изготавливали игрушки-свистульки в форме птиц, коней, женских фигурок. Истоки этой традиции пришли, скорее всего, из Тамбовской губернии, и в основу была положена липецкая (романовская) игрушка. В Сибири массовый характер производства, ориентированного не только на крестьянина, но и на горожанина, оказался утрачен и продолжил свое существование лишь в виде побочного ремесла. Тем не менее, производство алтайской игрушки имело черты промысла и отличалось от деревенской, бытовавшей в своей этнографической среде традиции. Музейные коллекции демонстрируют разные стадии развития игрушки: от зооморфных свистулек до поливных свистулек и сложных свистулек с полихромной раскраской, превращающихся в произведения малой декоративной пластики и утрачивающих игровую роль11.

В Тобольской губернии получило развитие художественное ковроткачество. Своими истоками оно уходит в XVII в. В XIX в. Ворсовые и гладкие ковры из овечьей и коровьей шерсти изготавливались на продажу и имели большую известность. Тюменские ковры использовали как покрывала на столы и сундуки, на полости для ямщицких кибиток. Ковры гармонично вписывались в жилища, создавая своеобразный колорит интерьера или оформляя праздник. Они отличались черным фоном; традиционным был геометрический орнамент, но во второй половине XIX в. широкое распространение получили яркие цветочные узоры. Тюменским коврам были присущи такие свойства, как прочность и дешевизна. В 1871 г. — несколько ковров экспонировалось на региональной вы-

12

ставке. После выставки производство заметно усовершенствовалось12. При

этом в художественных стандартах Западной Сибири было значительным тюрк-

13

ское влияние .

Традиции обработки кости у коренных народов Обского Севера (ханты, манси, ненцы) были факторами развития промысла резной кости в Тобольске. Первое упоминание о нем относится еще к началу XVIII в. Зарождался промысел как изготовление бытовых предметов. Наиболее характерной его особенностью стала круглая скульптура. В 1860-е гг. резьбой по кости увлекся художник М.С. Знаменский. По его инициативе в Тобольске появились частные мастерские, работающие на рынок.

В 1872 г. И.Е. Овешков, вдохновленный занятиями археологией и этнографией и путешествиями по Тобольскому Северу, открыл художественную мастерскую. Он изучал орнаментику народов Севера и традиционную резьбу. В 1887 г. изделия его мастерской экспонировались на Сибирско-Уральской выставке в Екатеринбурге, что существенно расширило возможности сбыта. Мастерская изготавливала шкатулки, ножи, гребни, пороховницы, костяные отделки. Её изделия были представлены на Нижегородской выставке 1896 г. Происходило оформление художественного стиля, представленного точной

детально-проработанной круглой скульптурой с преобладанием северной тематики. Деятельность мастерской заглохла во время Первой мировой войны14.

Но в целом по Сибири в начале ХХ в. кустарная промышленность набирала силу. В целом в России конца XIX — начала ХХ в. предпринимались огромные усилия по организации кустарной промышленности, ориентированной на художественные традиции народов огромной страны. Министерство имуществ России, в ведении которого находились кустарные промыслы, поощряло экспедиции, исследования, сборы материалов, направленные на развитие народных художественных прикладных центров. Итоги работы в этом направлении были подведены на I Всероссийской кустарной выставке 1902 г.

Кустарная промышленность должна была снабжать население товарами высокого качества за умеренную плату, а также выполнять культуртрегерскую роль — организовывать выставки достижений крестьянского хозяйства, приобщать народ к грамотности и искусству. На Алтае в этот период возник культурно-просветительный союз. Алтайское губернское статистическое общество организовало обследование мелкой и кустарно-ремесленной промышленности. Почти в каждом крупном селе отмечалось наличие кожевенного, пимокатного, кузнечного, бондарного, корзиночного, кружевного, столярного, бондарного производства15. Изделия промыслов участвовали в мануфактурно-ремесленных выставках, проводившихся в Сибири с 1860-х гг.16. В 1913 г. состоялась II Всероссийская кустарная выставка. В ходе ее работы была отчетливо обозначена перспектива развития народных промыслов в различных регионах России, в том числе в Сибири.

Процесс промышленного развития Сибири совпадал с движением за культурное преобразование края. В конце XIX — начале XX вв. сибиряки активно создавали музеи, университеты. В стенах Томского, Минусинского музеев формировались коллекции предметов культуры сибирских народов. Художники и ученые края пытались использовать наследие коренного населения для прикладных разработок. Изучением художественного творчества коренного сибирского населения, сбором коллекций произведений национального искусства занимались А. Адрианов, С. Просвиркина. Коллекции Г. Сафьянова, Ф. Кона, А. Анохина и других стали органичной частью изобразительного фонда народов Сибири, который к началу ХХ в. был аккумулирован в крупнейших музеях Красноярска, Томска, Минусинска, Санкт-Петербурга.

В 1896 г. традиционная тувинская скульптура из дерева и агальматолита (из коллекции Минусинского музея) украсила экспозицию Восточной Сибири на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде. Павильон получил почетный диплом 1-го разряда и вызвал большой интерес. С 1897 г. в Минусинском музее начинается подготовка к Всемирной выставке в Париже 1900 г. В первые десятилетия XX в. тувинская каменная пластика имела устоявшиеся традиции. В 1930-е гг. камнерезный промысел получил дальнейшее развитие и был поддержан государством. В 1942 г. — в Кызыле прошла первая выставка народных

17

мастеров-резчиков .

В целом интерес к художественной промышленности Сибири был очень высок. В 1930-е гг. был создан Институт народов Севера, ставший центром культуры малых народов Севера. В институте существовали специально организо-

18

ванные рисовальные и скульптурные мастерские18. Особое внимание советское руководство уделяло отдельным видам искусства Сибири. Так, под опеку Института художественной промышленности в Сибири попали центры художественной обработки кости: Тобольская косторезная мастерская, косторезные промыслы Якутии и Чукотки, развитие которых началось с 1920-х гг.

В первой четверти XX в. самобытное искусство аборигенных народов пользовалось спросом за рубежом; как правило, это были товары ширпотреба с налетом экзотики. Экспорт кустарно-художественной продукции являлся весьма неоднозначной проблемой и регламентировался структурами «Кустэкспорта».

Ориентируясь на сложившуюся конъюнктуру возникшие центры промышленного производства Сибири в начале XX в. также налаживали выпуск декоративных изделий. Так, например, второе рождение пережила Колыванская фабрика на Алтае. Здесь открылись столярные, кузнечные промыслы. В 1920-е гг. был организован выпуск мраморных чернильных приборов. В конце 1920-х гг. с организацией треста «Русские самоцветы» был налажен выпуск ювелирных изделий. В 1930-е гг. поступает предложение реконструировать фабрику и изготавливать декоративные облицовочные плиты, вазы и колонны из цветного камня. С 1940-х гг. на фабрике развивается художественное производство. На базе экспериментальной мастерской под руководством мастера П.П. Окулова налаживается производство высокохудожественных изделий для Всероссийской правительственной художественной выставки — вазы, чаши, портсигары, письменные приборы из яшмы и порфира. На заводе открываются курсы по художественной обработке камня. Изделия фабрики стали выставляться на выставке достижений народного хозяйства Алтайского края19.

В Сибири в то время вновь усилились творческие инициативы по созданию собственного «сибирского стиля» в искусстве. К числу подвижников, для которых актуальным был поиск новых форм и нового содержания в искусстве, принадлежали супруги, художники Н.Н. Нагорская и А.В. Вощакин. Они стали инициаторами создания общества художников «Новая Сибирь», просуществовавшего с 1926 по 1931 гг. Результатом деятельности этой организации был Первый сибирский съезд художников, который прошел в Новосибирске 3-6 января 1927 г. Интерес к декоративно-прикладному искусству региона, обозначенный съездом, был связан с перспективами развития мелкой кустарной промышленности.

Попытка соединить художественное творчество с кустарной промышленностью определила эксперимент по организации артели «Улуч Быт» для производства хакасской национальной вышивки. Создание артели «Улуч Быт» (работавшей в Абакане в 1931—1932 гг.) стало частью кооперативного движения в крае. Её деятельность была поддержана постановлением ЦИК и СНК СССР «О перестройке работы и организационных форм промкооперации» от 23 июля 1932 г. Но несмотря на полученное промысловой кооперацией право широкой инициативы в развертывании хозяйственной деятельности, правительство сохраняло жесткий контроль в этой сфере. Массовое производство специфических предметов традиционной культуры для внутреннего рынка оказалось нерентабельным. Жестокая реальность России 1920-х гг. превратила проект преобразования мира по законам гармонии в утопию.

В 1930-е гг. с победой советской индустриализации власть изменила свое отношение к мелкому производству. Кустари лишились последних преимуществ и вскоре кустарные промыслы пришли в упадок. Усиленная унификация культурной жизни, вмешательство государства в художественную культуру, идеологический прессинг сводили на нет творческие поиски художественного своеобразия в различных регионах страны, в том числе и в Сибири.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Винокуров М.А. Сибирь в первой четверти XX в. Освоение территории, население, промышленность, торговля, финансы / М.А. Винокуров. — Иркутск, 1996.

2. Николаев А.А. Промысловая кооперация в Сибири. 1920—1937 /А.А. Николаев.

— Новосибирск, 1988.

3. Водарский Я.Е., Истомина Э.Г. Сельские кустарные промыслы европейской части России на рубеже XIX—XX столетий / Я.Е. Водарский, Э.Г. Истомина. — М., 2004.

4. Соловьева С.А. Ремесленная деятельность русских старожилов и переселенцев Алтая в конце XIX — начале XX вв. // Проблемы межэтнического взаимодействия народов Сибири. Новосибирск, 2002. С. 108—111.

5. Винокуров. Ук. соч.

6. Кириллов А.К. Сибирь в XIX в. / А.К. Кириллов // Сибирь. Атлас азиатской России. 2007. С. 550-551.

7. Бадмаев А.А. Ремесла агинских бурят (к проблеме этнокультурных контактов). Новосибирск: Институт археологии и этнографии СО РАН, 1997.

8. Эдоков А.В. Декоративное искусство Горного Алтая с древнейших времен до наших дней. Горно-Алтайск, 2001.

9. Сельскому учителю о народных художественных ремеслах Сибири и Дальнего Востока, 1983.

10. Соловьева. Ук. соч. С. 108-111.

11. Дубровская М.В, Живова Л.В. Керамическая игрушка русского населения Алтая (из коллекции ГХМАК) // Этнография Алтая и сопредельных территорий: Материалы междунар. науч.-практич. конф. Вып. 5. Барнаул, 2003. С. 264-268.

12. Витовтова Г.И. Сибирские ковры и ковроткачество в XIX в. // Этнография Алтая и сопредельных территорий. Барнаул, 1998. С. 75-76.

13. Болдырев-Казарин Д.А. Народное искусство Сибири // Сибирская живая старина. № 2. 1924. С. 5-20.

14. Давыдов И. Тобольские косторезы. Тюмень, 1954.

15. ЦХАФАК, ф. 212, оп. 1,д. 1216-1222.

16. Бочанова Г.А. Первые хозяйственные выставки в дореволюционной Сибири // Развитие культуры сибирской деревни в XVII — начале XX вв.: межвузовский сборник научных трудов. Новосибирск, 1986. С. 118-132.

17. Червонная С.М. Художники Республики Тыва. СПб, 1995. 184 с.

18. Батьянова Е.П. Промыслы и ремесла // Современное положение и перспективы развития малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока: Независимый экспертный доклад. Новосибирск, 2004. С. 95-109.

19. Слободчиков В.А. Зачарованная Колывань. Путешествие во времени. Барнаул, 2005.

ART HOMECRAFT IN SIBERIA AT THE END OF THE 19th — THE BEGINNING OF THE 20th cc.

E.Yu. Pavlova

At the end of the 19th — the beginning of the 20th cc. in Siberia there developed a complex of economic-household skills adequate to local conditions. Manufacturing of necessary household goods and instruments of work existed as craft and homecraft directed to the unknown consumer and to the purposes of domestic manufacture. Mass occurrence of new crafts had been marked in 1880th. At the beginning of the 20th c. Siberian handycraft industry gained some power. Huge efforts were undertaken on the organization of the cottage industry focused on art traditions of peoples in the whole huge country at the end of the 19th — the beginning of the 20th cc. The estate ministry of Russia encouraged expeditions, researches, gathering of materials directed on development of the national art applied centers.

© 2008 г.

Л.В. Сагитова

ЭТНОНАЦИОНАЛЬНЫЙ ДИСКУРС ТАТАРСТАНА: ФАКТОРЫ КОНСТРУИРОВАНИЯ И ИХ МОТИВЫ

Полтора десятка лет — не такой большой срок для истории, так же, впрочем, как и семьдесят лет. Однако динамика событий, происходивших и происходящих на территории современной России и бывшего Советского Союза, привлекает внимание исследователя масштабными трансформациями массового сознания. В первую очередь это касается идентичности граждан бывшей советской империи, так быстро отказавшихся от самоидентификации «советский народ» в пользу локальных идентичностей.

Что повлияло на столь быструю смену общегражданской (советской) идентичности на региональную, или этническую идентичность? Какие события и силы играют ведущую, или подчиненную роль в происходящих изменениях? Какова роль социальных и исторических факторов, способствующих этой трансформации? В предлагаемой мною статье я попытаюсь найти ответы на поставленные вопросы, используя свой опыт и наблюдения, которые удалось накопить в ходе исследований, проводившихся в Татарстане, начиная с конца 1980-х гг.1

Сам по себе феномен идентичности, в качестве социальной функции, имеет двойную направленность. С одной стороны, он является инструментом для поддержания субъективной реальности отдельной личности. С другой стороны, идентичность может использоваться в качестве инструмента в социальной инженерии у влиятельных социальных групп. Исторический опыт свидетельствует, что этническая идентичность довольно часто становилась объектом внимания политиков. Они с успехом использовали этнические ценности в своих

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.