Научная статья на тему 'Тюменский ковровый промысел во второй половине XIX начале ХХ вв'

Тюменский ковровый промысел во второй половине XIX начале ХХ вв Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
383
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИВНО-ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ / ЗАПАДНАЯ СИБИРЬ / КОВРОВЫЙ ПРОМЫСЕЛ / КУСТАРНО-ПРОМЫШЛЕННЫЕ ВЫСТАВКИ / МАСТЕРИЦЫ-КОВРОВЩИЦЫ / ТЮМЕНСКИЙ МАХРОВЫЙ КОВЕР / ТЮМЕНСКИЙ УЕЗД / ТОБОЛЬСКАЯ ГУБЕРНИЯ / ТЮМЕНЬ / ТИПЫ И ВИДЫ КОВРОВ / ARCHIVAL AND DOCUMENTARY SOURCES / WESTERN SIBERIA / CARPET CRAFT / ARTISANAL AND INDUSTRIAL EXHIBITIONS / CARPET-MASTERS / TYUMEN PILE CARPET / TYUMEN DISTRICT / TOBOLSK PROVINCE / TYUMEN / STYLES AND TYPES OF CARPETS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сезёва Н. И.

Целью данного сообщения является характеристика периода наивысшего расцвета и формирования основных художественно-стилистических особенностей тюменского коврового промысла.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TYUMEN CARPET CRAFT IN THE SECOND HALF OF XIX BEG. XX CENTURIES

The purpose of this communication is characteristic of the period of greatest prosperity and the formation of major artistic and stylistic features of the Tyumen carpet trade.

Текст научной работы на тему «Тюменский ковровый промысел во второй половине XIX начале ХХ вв»

7. Sovremennoe urbanisticheskoe iskusstvo narodov Afriki [Eh/r]. - R/d: http://www.m-kultura.ru/sovremennoe-urbanisticheskoe-iskusstvo-narodov-afriki/

8. Sovremennoe urbanisticheskoe iskusstvo narodov Afriki [Eh/r]. - R/d: http://www.m-kultura.ru/sovremennoe-urbanisticheskoe-iskusstvo-narodov-afriki/

9. Zhivopisj Yaponii [Eh/r]. - R/d: http://www.kultura-yaponii.ru/paint.html/

10. Stepanskaya, T.M. Tradicii i sovremennostj v tvorcheskom nasledii khudozhnikov Altaya // Nasledie i sovremennostj. - Barnaul, 2006.

Статья поступила в редакцию 01.06.12

УДК 7.03(571.12) Sezeva N.I. THE TYUMEN CARPET CRAFT IN THE SECOND HALF OF XIX - BEG. XX CENTURIES. The purpose of this communication is characteristic of the period of greatest prosperity and the formation of major artistic and stylistic features of the Tyumen carpet trade.

Key words: archival and documentary sources, Western Siberia, carpet craft, artisanal and industrial exhibitions, carpet-masters, Tyumen pile carpet, Tyumen district, Tobolsk Province, Tyumen, styles and types of carpets.

Н.И. Сезёва, канд. искусствов., зав. отделом художественной культуры и искусства края в ГАУК ТО «Музейный комплекс» Тюменский музей изобразительных искусств, г. Тюмень, E-mail: sezevani@yandex.ru

ТЮМЕНСКИЙ КОВРОВЫЙ ПРОМЫСЕЛ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ ХХ ВВ.

Целью данного сообщения является характеристика периода наивысшего расцвета и формирования основных художественно-стилистических особенностей тюменского коврового промысла.

Ключевые слова: архивно-документальные источники, Западная Сибирь, ковровый промысел, кустарно-промышленные выставки, мастерицы-ковровщицы, тюменский махровый ковер, Тюменский уезд, Тобольская губерния, Тюмень, типы и виды ковров.

До начала XX века Тюмень была одним из самых крупных промышленных купеческих городов Сибири. Масса горожан занималось производством или промыслами, связанными с торговлей. Искусство тюменского ручного ковроткачества, наряду с другими художественными ремеслами и промыслами, было широко распространено во многих деревнях и селах Тюменского уезда Тобольской губернии, начиная с XVIII столетия. Свидетельства этого мы находим в многочисленных источниках: на страницах столичных и сибирских газет, журналов, в архивных документах, многочисленных путевых записках, письмах, дневниках, статистических отчетах, памятных книжках.

Во второй половине XIX в. тюменский ковровый промысел переживает период своего наивысшего расцвета. Он становится местной достопримечательностью и гордостью края. Как писала в 1873 году «Камско-Волжская газета, «...выделка ковров составляет характеристическую особенность Тюмени и ее округа.».

Производством ковров занимались порой целые деревни и села Тюменского уезда. «Каждое крестьянское семейство, как бы они ни были бедны, имеют свою «фабрику», как с гордостью отзываются они о своем ремесле, хотя нередко вся фабрика заключается в одном самодельном станке» [1].

Если в 1864 г. ковров изготовлялось 20 тысяч штук, то в 1884 г. их количество возросло до 50 тысяч [2, с. 146]. За период с 1885 по 1891 год к 34 селам, вырабатывающим ковры, присоединилось еще 24, в которых ковровым промыслом занималось 3.780 человек. По свидетельству С.А. Давыдовой: «Такой численностью мастериц-ковровщиц ни один центр производства ковров в европейской России не обладает» [3, с. 295].

Напротив, в 1860-1890-х годах, в связи с открытием железных дорог и значительным сокращением ямской гоньбы, производство ковров в других русских ковровых центрах (Курской, Воронежской, Орловской, Саратовской губерниях) почти полностью прекратилось.

Тюменские ковры ручной работы: насундучники, настоль-ники, попонки, покромки, санные махровые ковры «с прекрасными и яркими цветами», гладкие палазы-тропинки, шерстяные дорожки «в розу», «в пешку» или «кругами», пользовались большим спросом у местного населения - крестьян, ремесленников, а также у городских жителей (мещан, купцов, чиновников). Особенно высоко ценились «за чистоту отделки и прочность красок» изделия мастериц из богатых торговых сел Каменское и Успенское (Кармацкое), а также деревни Кулаково - центральной усадьбы Троицкой волости Тюменского уезда.

Основная масса ковров, как и раньше, продавалась на Нижегородской и Ирбитской ярмарках, откуда сибирские ковры распространялись по всей стране и даже вывозились за грани-

цу. Продавались сибирские ковры и в столичных магазинах. Например, в магазинах Елпатова, специализировавшихся на торговле восточными товарами, можно было приобрести и тюменские ковры «с пышным разнообразием растительного рисунка на черном фоне и длинным ворсом, исполненные в так называемой «махровой технике».

Для русской художественной культуры второй половины XIX века характерен интерес к народному искусству. Во многих губернских и уездных городах повсеместно были созданы общественные и государственные организации, музеи и научные общества, в задачу которых входило изучение и возрождение местных кустарных ремесел и промыслов.

В начале 1860-х гг. известный русский революционер-демократ, публицист и общественный деятель Н. В. Шелгунов предпринял специальное путешествие по городам Западной Сибири. В период пребывания в Тюмени, заинтересовавшись ковровым промыслом, Шелгунов собрал интересные сведения об истории его возникновения, статистический материал о степени его распространения, а также первым из исследователей подробно описал технику изготовления сибирского махрового ковра.

В статье, опубликованной в столичном журнале «Русское слово», Н.В. Шелгунов впервые ставит вопрос о необходимости открытия в Тюмени ковровых мастерских и рисовальной школы, об усовершенствовании ткацких станков и улучшении ковровых рисунков. «Стоило бы ввести два - три станка простого, но лучшего устройства, чем существующие в Тюмени; научить десяток баб разным ковровым тканям, завести школу рисования, и тюменские ковры, пожалуй, не уступили бы берлинским. И всю эту революцию в местном производстве можно сделать в один, два, а в три года иметь своих рисовальщиц и тысячи ковровых узоров. Чтобы производство тюменских ковров вышло из своего азиатского застоя, нужно, чтобы появилась одна светлая голова и дала производству новый толчок» [4, с. 9].

Через несколько лет в Тюмени благодаря энергии и усилиям членов либерально-демократического кружка «Молодая Сибирь», в первую очередь его создателя и вдохновителя К.Н. Высоцкого, была организована «в громадных размерах» с «новейшими приспособлениями» ковровая мастерская, куда были приглашены девочки из окрестных деревень и сел, издавна занимавшихся ковроткачеством.

К.Н. Высоцкий также наладил тесные контакты со многими ковровщицами округа. Эти отношения с кустарями строились на новой основе, то есть на полном доверии мастерицам, их владению техникой, природному таланту. Как вспоминал один из членов кружка: «.Высоцкий выписывал разные руководства, всевозможные рисунки и краски и все это рассылал для опытов более толковым своим многочисленным знакомым коверницам

в уезде. При посредстве своих знакомых специалистов он также давал мастерицам всевозможные советы, указания и даже материальную помощь в виде временных ссуд, кредитов и пр.» [5].

Впервые изделия тюменских ковровщиц с большим успехом были показаны на кустарно-промышленных выставках, которые были организованы в Тюмени в 1868 и 1871 гг. при активном участии кружка Высоцкого.

Основу кустарно-промышленной выставки составили «ковры всех сортов - гладкие и махровые: большие цветные ковры, насундучники, настольники, тропинки, палазы, покром, а также различные брани, пестряди, половики», которые экспонировались в специально отведенном большом зале. Многие изделия деревенских мастериц из Каменской, Троицкой, Успенской волостей были награждены Министерством государственных иму-ществ серебряными и бронзовыми медалями, похвальными листами от комитета выставки. Лучшими «по величине, доброте и изяществу отделки» были признаны: «цветной ковер из русской овечьей шерсти» крестьянки из села Каменское Марьи На-секиной, половой ковер и тропинка Пелагеи Лазаревой из деревни Кулаково Троицкой волости. Потомственная ковровщица Меланья Чукмалдина удостоилась чести преподнести «сиятельному» гостю выставки великому князю Владимиру Александровичу ковер, «вытканный ею специально к его приезду».

В составленном и отпечатанном в типографии Высоцкого каталоге выставки отмечалось, что «ковровое производство в Тюмени за последние годы заметно совершенствуется. Таких превосходных ковров, какие были на нынешней выставке, прежде не было. Между тем, способ производства по-прежнему -ручной и самый простой крестьянский; усовершенствование заметно в узоре, в красках и прочности» [6, с. 85]. «Ковры, впервые вытканные по правильному канвовому рисунку, конечно, составят эпоху в этом деле», - пишет корреспондент столичного журнала «Всемирная иллюстрация» [7].

Успех крестьянских ковров на выставках свидетельствовал не только о широком распространении этого промысла в Тюменском округе, высоких художественных достоинствах этих изделий, но и о появлении талантливых мастериц, способных создавать новые ковровые композиции.

Благодаря деятельности членов кружка с 1870-х гг. тюменский ковровый промысел получил широкую известность не только в Сибири, но и далеко за ее пределами. Работы тюменских ковровщиц были отмечены на крупных выставках: Всероссийской мануфактурной в Петербурге (1870) и Всемирной в Вене (1873) [8].

Два «махровых ковра по канвовому узору», исполненные мастерицами Н.Вяткиной и А.Лазаревой из Каменской волости, «за плотность, прочность и изящный рисунок» были награждены бронзовыми медалями на Всероссийской художественнопромышленной выставке в Москве в 1882 г. [9, с. 161].

Большая коллекция - 20 авторских тюменских ковров из Каменской, Успенской, Троицкой, Липчинской, Червишевской, Тугулымской волостей Тюменского уезда - представляла раздел «Кустарная промышленность Сибири» на Сибирско-Уральской научно-промышленной выставке в Екатеринбурге (1887).

Библиографический список

Махровые ковры крестьянских мастериц из села Каменское: Ф.П. Нищевой, Н.А. Чиркаловой, Д.С. Шелудковой, П.И. Ради-виловой, В.В. Копыловой, В.С. Викуловой, были награждены серебряными и бронзовыми медалями. В статье, открывавшей каталог выставки, отмечалось: «Рисунки ковров исполняются обыкновенно по тем, какие выпускают иллюстрированные издания в своих приложениях; но мастерицы, как видим, не руководствуются шаблонкой и вносят некоторую долю художественного вкуса в орнаментовку ковра. Желаем процветания этому промыслу и распространения этих изделий в России» [10, с. 25].

В конце XIX - нач. XX вв. тюменский ковровый промысел с триумфальным успехом представлял Тобольскую губернию на всех самых крупных всероссийских и международных кустарнопромышленных выставках: в Москве (1895), Кургане (1895), Нижнем Новгороде (1896), Омске (1910), а также в Париже (1900) и Генуе (1913).

Документальные свидетельства, каталоги выставок, газетные публикации сохранили имена многих тюменских мастериц, чьи работы удостоились наград и премий. Творчество их было подготовлено всем ходом развития народного ковроткачества на протяжении XIX в.

Благодаря содействию крупному исследователю С.А. Давыдовой тюменские ковры были широко представлены на двух крупных всероссийских кустарных выставках, которые проходили в Петербурге в 1902 и 1913 гг.

В предисловии к альбому «Русское народное искусство», приуроченному к выставке 1913 г., было написано: «Настоящее издание имеет целью сохранить и запечатлеть в возможно точном и художественном отражении лучшие образцы русского художественного кустарного труда, собранные на второй Всероссийской кустарной выставке в Петербурге» [11, с. 285].

В альбоме были воспроизведены на 88 отдельных таблицах лучшие изделия выставки с краткими пояснительными очерками, в том числе один из экспонирующихся на выставке тюменских ковров. Здесь же была помещена статья С.А. Давыдовой «Производство ковров в Тюменском округе Тобольской губернии», в которой она писала: «.Позднее и до настоящего времени нового исследования этого столь интересного и своеобразного промысла предпринято не было. И потому настоящее исследование, выявляющее многие стороны развития коврового дела, а именно: местонахождение промысла, технику работы, заработок ткалей и другие подробности производства промысла, не теряют своего значения и в настоящее время» [12, с. 189].

Можно с уверенностью сказать, что и сегодня, спустя столетие, эти материалы не потеряли своей актуальности и представляют несомненный интерес для исследователей.

Вплоть до начала XX в. Каменская, Успенская, Троицкая волости Тюменского уезда продолжали оставаться самыми крупными центрами ковроткачества Тобольской губернии, а также всей Западной Сибири.

Новый период в истории тюменского коврового промысла приходится на 1920-е годы - годы первые послереволюционные десятилетия.

1. Друг народа. - 1875. - № 3.

2. Памятная книжка Тобольской губернии на 1884 год. - Тобольск, 1884.

3. Давыдова, С.А. Очерк производства ковров в Сибири // Кустарная промышленность в России (женские промыслы). - СПб., 1913.

4. Шелгунов, Н.В. Сибирь по большой дороге // Русское слово. - 1862. - № 5.

5. Сибирская торговая газета. - 1912. - № 10.

6. Описание публичной выставки в г. Тюмени в 1871 году. - Омск. 1872.

7. Всемирная иллюстрация. - 1868. - № 148.

8. ТФ ГАТО. Ф. 152. Оп. 32. Д. 765.

9. Труды комиссии по исследованию кустарной промышленности в России. - СПб., 1883. - Вып. IX.

10. Тарасов, И. Описание Урало-Сибирской научно-промышленной выставки в 1997 году в Екатеринбурге. - СПб., 1888.

11. Давыдова, С.А. Очерк производства ковров в Сибири // Кустарная промышленность в России (женские промыслы). - СПб., 1913.

12. Русское народное искусство на II Всероссийской кустарной выставке в Петрограде в 1913 г. - Петроград, 1914.

Bibliography

1. Drug naroda. - 1875. - № 3.

2. Pamyatnaya knizhka Toboljskoyj gubernii na 1884 god. - Toboljsk, 1884.

3. Davihdova, S.A. Ocherk proizvodstva kovrov v Sibiri // Kustarnaya promihshlennostj v Rossii (zhenskie promihslih). - SPb., 1913.

4. Shelgunov, N.V. Sibirj po boljshoyj doroge // Russkoe slovo. - 1862. - № 5.

5. Sibirskaya torgovaya gazeta. - 1912. - № 10.

6. Opisanie publichnoyj vihstavki v g. Tyumeni v 1871 godu. - Omsk. 1872.

7. Vsemirnaya illyustraciya. - 1868. - № 148.

8. TF GATO. F. 152. Op. 32. D. 765.

9. Trudih komissii po issledovaniyu kustarnoyj promihshlennosti v Rossii. - SPb., 1883. - Vihp. IKh.

10. Tarasov, I. Opisanie Uralo-Sibirskoyj nauchno-promihshlennoyj vihstavki v 1997 godu v Ekaterinburge. - SPb., 1888.

11. Davihdova, S.A. Ocherk proizvodstva kovrov v Sibiri // Kustarnaya promihshlennostj v Rossii (zhenskie promihslih). - SPb., 1913.

12. Russkoe narodnoe iskusstvo na II Vserossiyjskoyj kustarnoyj vihstavke v Petrograde v 1913 g. - Petrograd, 1914.

Статья поступила в редакцию 01.06.12

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.