Научная статья на тему 'ТЮМЕНСКИЙ НАРОДНЫЙ КОВЕР В ТРУДАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX НАЧАЛА XX вв.'

ТЮМЕНСКИЙ НАРОДНЫЙ КОВЕР В ТРУДАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX НАЧАЛА XX вв. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
315
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИВНО-ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ / С.А. ДАВЫДОВА / ИСТОРИОГРАФИЯ / ИССЛЕДОВАТЕЛИ / КАТАЛОГИ / КОВРОВЫЙ ПРОМЫСЕЛ / КОЛЛЕКЦИИ / МАСТЕРИЦЫ / ОРНАМЕНТ / СИБИРЬ / Н.Л. СКАЛОЗУБОВ / И.Я СЛОВЦОВ / СТАТИСТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ / ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ / ТИПЫ И ВИДЫ КОВРОВ / ТОБОЛЬСКАЯ ГУБЕРНИЯ / ТЮМЕНСКИЙ РАЙОН / ВЫСТАВКИ / ЦЕНТРЫ КОВРОТКАЧЕСТВА / S.A. DAVYDOVА / N. SKALOZUBOV / I. SLOVTSEV / ARCHIVAL DOCUMENTARY SOURCES / HISTORIOGRAPHY / RESEARCHES / CATALOGUES / CARPET WORKS / COLLECTIONS / MISTRESSES / ORNAMENT / SIBERIA / STATISTIC DATAS / MANUFACTURING TECHNOLOGY / TYPES OF CARPETS / TOBOLSK PROVINCE / TYU-MAN REGION / CENTERS OF CARPET WEAVING

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сезева Н. И.

Тюменский народный ковровый промысел становится предметом научного исследования впервые в материалах известных ученых, музейных и общественных деятелей второй половины XIX начала XX вв.: Н.В. Шелгунова, П.М. Головачева, И.Я. Словцова, Н.Л. Скалозубова. В их исследованиях приводятся сведения об истории возникновения и современном состоянии тюменского коврового промысла, статистические материалы о степени его распространения, сведения о технике и технологии производства махровых и безворсовых ковров, их стоимости и системы сбыта. Среди исследователей тюменского коврового промысла особое место принадлежит выдающемуся деятелю культуры конца XIX начала XX вв. С.А. Давыдовой. Ее труд " Производство ковров в Тюменском округе Тобольской губернии (СПб., 1894) признан самым значительным и фундаментальным исследованием в дореволюционный период".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TYUMEN NATIONAL CARPET IN THE TRANSACTIONS OF NATIVE RESEARCHES IN THE 19TH CENTURY THE BEGINNING OF THE 20TH CENTURY

The urgency of given article consists that the author enters for the first time into a scientific turn new, earlier unknown archives-documentary materials on stories of a unique Siberian art craft Tyumen manual,carpet weaved widely extended in Tobolbsky province from a XVIII-th century.The Tyumen national carpet craft becomes a subject of scientific research for the first time in materials of known scientists, museum and public figures of second half XIX the beginnings of XX centuries: N.V.Shelgunova, P.M.Golovachyov, I.J.Slovtsova, N.L.Skalozubova. In their researches data on history of occurrence and a current state of the Tyumen carpet craft, statistical materials about degree of its distribution, data on the technician and "the know-how" terry and not nap carpets, their cost and sale system are resulted.Among researchers of the Tyumen carpet craft the special place belongs to the outstanding art worker of the end XIX the beginnings of XX centuries to S.A.Davydovoj. Its work "Manufacture of carpets in the Tyumen district of the Tobolsk province (SPb., 1894) it is recognised the most considerable and basic research during the pre-revolutionary period.

Текст научной работы на тему «ТЮМЕНСКИЙ НАРОДНЫЙ КОВЕР В ТРУДАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX НАЧАЛА XX вв.»

лежат к единому эстетическому пространству. Даже в портретах художницы человек предстает как частица природы.

На рубеже тысячелетий наблюдается сложение разных субкультур, возникающих на основании изменения ценностных ориентиров, общественного положения, возраста. Это вызывает многообразие эстетических и художественных вкусов и предпочтений. Творчество Ирины Щетининой сопрягается с новыми понятиями - «экология красоты», «экология жизни», оно как бы комплементарно по отношению к природе. В человеке живет понимание сущности жизни, и суть эта не в карьере, не в суете, а в полноте бытия. Многогранной художнической деятельностью И.В. Щетинина напоминает людям об этой истине. В наше сложное противоречивое настоящее ее произведения как бы смотрят на нас из вечного гармонического будущего. Проходят столетия, но не устаревает, а напротив - набирает силу известная формула «Прекрасное есть жизнь», потому что самое общее из того, что мило человеку, и самое дорогое ему на свете - это жизнь. Художественно-образное миропознание нельзя рассматривать как «донаучное» или «вненаучное», понимая под этим знание недостоверное; часто именно художественно-образное миро-познание оказывается достовернее и несомненнее всякого иного. Произведения И.В. Щетининой, созданные на переломе веков в противоречивое время, открывают зрителям радость общения с образами вечной природы, поднятыми ее творчеством на пьедестал красоты. И.В. Щетинина испытывает удивление и восторг перед неисчерпаемостью форм и тайн мира, ею все глубже осознается самоценность жизни и самоценность искусства. Что доминирует в современном искусстве Алтая - объединяющее начало, вытекающее из единой системы художественного образования, или различия, рождаемые своеобразием географических, климатических условий развития регионального искусства? Как расшифровывается такое художественно-эстетическое понятие, как «сибирский стиль»? Ответы на эти вопросы требуют специального исследования. Мы только можем с полным основанием утверждать - творчество Ирины Витальевны Щетининой развивается в русле традиций искусства России, отражая в то же время ярко выраженный индивидуальный художественный стиль.

Библиографический список

1. Художники Алтайского края: Биобиблиографический словарь / нучн. ред. Т.М. Степанская. Барнаул, 2006. - Т.2.

2. Степанская, Т.М. Ирина Щетинина: Альбом. Барнаул: Арт-галерея Щетининых, 2009.

Статья поступила в редакцию 9.06.09

УДК 745.52 (571.12) «19 / 20»

Н.И. Сезева, соискатель АлтГУ, г. Тюмень, E- mail: sezevani@yandex.ru

ТЮМЕНСКИЙ НАРОДНЫЙ КОВЕР В ТРУДАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX - НАЧАЛА XX вв.

Тюменский народный ковровый промысел становится предметом научного исследования впервые в материалах известных ученых, музейных и общественных деятелей второй половины XIX - начала XX вв.: Н.В. Шелгунова, П.М. Головачева, И.Я. Словцова, Н.Л. Скалозубова. В их исследованиях приводятся сведения об истории возникновения и современном состоянии тюменского коврового промысла, статистические материалы о степени его распространения, сведения о технике и технологии производства махровых и безворсовых ковров, их стоимости и системы сбыта. Среди исследователей тюменского коврового промысла особое место принадлежит выдающемуся деятелю культуры конца XIX - начала XX вв. С.А. Давыдовой. Ее труд " Производство ковров в Тюменском округе Тобольской губернии (СПб., 1894) признан самым значительным и фундаментальным исследованием в дореволюционный период".

Ключевые слова: архивно-документальные источники, С.А. Давыдова, историография, исследователи, каталоги, ковровый промысел, коллекции, мастерицы, орнамент, Сибирь, Н.Л. Скалозубов, И.Я Словцов, статистические сведения, технология изготовления, типы и виды ковров, Тобольская губерния, Тюменский район, выставки, центры ковроткачества.

Первые попытки серьезного исследования тюменского характерен интерес к русскому народному искусству. Во мно-

коврового промысла были предприняты в 60-70-е годы XIX гих губернских и уездных городах повсеместно были созданы

столетия. Для художественной культуры данного периода общественные и государственные организации, музеи и науч-

Главным в портрете является лицо, а в нем - внимательный взгляд, обращенный к художнику и зрителям. В образе сдержанно выражено чувство собственного достоинства и ощущение того, что жизнь состоялась и в ней, как бы не предвидится крупных перемен.

Жизненный путь каждого человека совершенно уникален, как уникально всякое творчество. Человеческую сущность Ирины Витальевны Щетининой определяет великолепное базовое качество - жизнелюбие.

В ее живописных произведениях сугубо личные переживания не выступают ярко и откровенно, но в них всегда присутствует состояние желания быть с природой, слиться с ее гармонией. Искусство и природа в творчестве Ирины принад-

ные общества, в задачу которых входило изучение и возрождение кустарных ремесел и промыслов. В начале 1860-х гг. известный русский революционер-демократ, публицист и общественный деятель Н.В. Шелгунов предпринял специальное путешествие по городам Западной Сибири. В период пребывания в Тюмени, заинтересовавшись ковровым промыслом, Шелгунов собрал интересные сведения об истории его возникновения, статистический материал о степени его распространения, а также первым из исследователей подробно описал технику изготовления сибирского махрового ковра. «Ковры бархатные приготовляются действительно особенным замечательным способом. Заводится основа и затем нарезается шерсть кусочками в полвершка длиной. Этими кусочками и делается бархат. Ткут ковер таким образом. Делают утком закроину ковра в полвершка, менее или более, потом нарезанные кусочки навязываются на основу непрерывным рядом по направлению утка; навязав, пропускают уток, приколачивают его бердом и выравнивают линию узелков, потом завязывают другой ряд, пропускают уток и приколачивают, затем третий ряд узелков, снова уток и т.д. Узелки навязывают так, что каждый из них торчит на лицевой стороне ковра обоими своими концами. Довольно длинные концы узелков сравнительно с коврами разрезного бархата придают тюменским коврам особенную мягкость и толстоту, которой не отличаются ковры разрезного бархата фабричной работы. Но зато тюменские ковры берут вдвое больше шерсти и представляют с изнанки шерстяную поверхность, чего нет у ковров машинного тканья. Несмотря на это неэкономическое употребление материала и на огромный труд, они продаются чрезвычайно дешево. Ковер в три аршина длины и два аршина ширины продается в городе за 3 рубля. В бархатном ковре такого размера делается 100000 завязок, или кончиков, т. е. за одну копейку делается 350 узелков. Шерсть с окраской стоит 2 рубля, и рубль приходится на работу. Ковер ткется вдвоем в 3 дня, следовательно, чистого заработка в день на двух 1 рубль ассигнациями, понятно, что существовать исключительно этим промыслом нельзя, он может быть подспорьем другим занятиям или же в состоянии дать средство для существования только при огромном размере производства на фабричный лад» [1, с. 9].

В статье, опубликованной в столичном журнале «Русское слово», Н.В. Шелгунов впервые ставит вопрос о необходимости открытия в Тюмени ковровых мастерских и рисовальной школы, об усовершенствовании ткацких станков и улучшении ковровых рисунков. «Стоило бы ввести два - три станка простого, но лучшего устройства, чем существующие в Тюмени; научить десяток баб разным ковровым тканям, завести школу рисования, и тюменские ковры, пожалуй, не уступили бы берлинским. И всю эту революцию в местном производстве можно сделать в один, два, а в три года иметь своих рисовальщиц и тысячи ковровых узоров. Чтобы производство тюменских ковров вышло из своего азиатского застоя, нужно, чтобы появилась одна светлая голова и дала производству новый толчок» [1, с. 11].

В начале 1870-х гг. в Тюмени благодаря энергии и усилиям членов местного либерально-демократического кружка «Молодая Сибирь», в первую очередь его создателя и вдохновителя К.Н. Высоцкого, была организована «в громадных размерах» с «новейшими приспособлениями» ковровая мастерская. «С целью улучшения качества изделий» при ней открыли школу рисования для мастериц-ковровщиц, в которой профессиональный художник знакомил наиболее талантливых учениц с основами рисунка и живописи, участвовал в разработке эскизов новых ковровых узоров.

К.Н. Высоцкий также наладил тесные контакты со многими ковровщицами округа. Эти отношения с кустарями строились на новой основе, то есть на полном доверии мастерицам, их владению техникой, природному таланту. Как вспоминал один из членов кружка, «...Высоцкий выписывал разные руководства, всевозможные рисунки и краски и все это рассылал для опытов более толковым своим многочисленным знакомым коверницам в уезде. При посредстве своих

знакомых специалистов он также давал мастерицам всевозможные советы, указания и даже материальную помощь в виде временных ссуд, кредитов и пр.» [2, с. 1].

Надо отметить, что эти начинания не получили поддержки среди властей города и вскоре ковровая мастерская и школа рисования были закрыты. Однако «эта попытка не прошла даром для окрестных кустарей: многие узнали что есть узоры для ковров и стали их выписывать»

В конце XIX - начале ХХ в. новые подробные статистические сведения о современном состоянии и степени распространения тюменского коврового промысла можно найти в статьях редактора «Сибирской торговой газеты» в Тюмени А.А. Крыова; известного историка, ученого-краеведа П. М. Головачева; сибирского ученого, публициста Н.М. Ядринцева, тюменского и московского купца - мецената Н.М. Чукмалди-на.

В связи с подготовкой Тобольской губернии к участию в крупных всероссийских и международных кустарно-промышленных выставках тюменский ковровый промысел становится предметом серьезного исседования со стороны видного сибирского ученого, директора Тюменского реального училища И. Я. Словцова, губернского агронома, крупного общественного и музейного деятеля Н.Л. Скалозубова. Благодаря их неутомимой деятельности в 1880-1910-е гг. систематически проводились обследования всех наиболее значительных и известных центров ковроткачества, выявлялись имена талантливых мастериц-ковровщиц, собирались ковровые коллекции для экспонирования на престижных выставках и составлялись специально для них обстоятельные, подробные каталоги.

В этот период многие из исследователей были обеспокоены ухудшением качества ковровых изделий вследствие того, что тюменские мастерицы, во-первых, стали широко использовать для производства ковров вместо дорогой овечьей, грубую, жесткую коровью шерсть и вместо естественных красок «в погоне за яркими цветами и колером» непрочные анилиновые красители, а во-вторых, -- нередко «вдохновлялись» малохудожественными «грошовыми» печатными рисунками, издаваемыми модными журналами (конечно, речь шла об изделиях массовой продукции, а не о вещах, сделанных на заказ). Таким образом, ощущалась острая необходимость проведения «реформы коврового производства в смысле придания большей прочности коврам». Для этого, по мысли одного из исследователей, было необходимо «. изменить основу и уток, повысить красоту... разработав новые рисунки, усилить прочность красок, указав способ делать их нелинючими, как сделали это не так давно ситцевые фабриканты» [3, с. 16].

В связи с этим была предложена программа мер по поддержке и развитию коврового промысла в Тюменском округе, включающая открытие рисовальных классов в крупных кустарных центрах, организация музея образцов, Кустарного банка и при нем склада для продажи изделий, создание «Общества содействия кустарям».

Среди тех, кто глубоко и всесторонне изучал историю тюменского ковроткачества, способствовал его процветанию, особое место занимает С.А. Давыдова. Ее труд «Производство ковров в Тюменском округе Тобольской губернии» признан самым крупным и фундаментальным исследованием «столь интересного и своеобразного промысла» в дореволюционный период.

Имя Софьи Александровны Давыдовой (1842-1915), к сожалению, оказалось как бы вычеркнутым из контекста истории отечественной культуры. Ее биография до сегодняшнего дня не изучена, личность не исследована. А между тем ее имя с полным правом может быть поставлено в один ряд с такими выдающимися деятелями русской культуры конца ХІХ - начала ХХ в., как М.К. Тенешева, Е.Г. Мамонтова, Е.В. Поленова, Н.С. Шабельская. Круг знакомых ей художников, историков, критиков, коллекционеров, общественных деятелей был очень широк: В.В. Стасов и И.Е. Репин, Л.Н. Толстой и Н.Д. Бартрам, С.Л. Левицкий и И.Ф. Борщевский, А.В. Пра-хов и Е.Н. Половцева.

В 1888 г. Давыдова была приглашена на службу в Министерство государственных имуществ, в ведении которого находились кустарные промыслы (отметим, что к этому времени ею был издан труд «Русское кружево и русские кружевницы» (1885), который был награжден премией Академией наук). «С этого времени самая задача моей деятельности значительно расширилась: приходилось изучать различные женские промысл и возобновлять ежегодно поездки по России. Ознакомление с промыслами: вышивальным, тканьем ковров и ткацкой работы, тотчас же возбудило в Стасове новые желания, а именно, чтобы я принялась за составление истории русских тканей» [4, с.86]. Под непосредственным руководством критика, общественного деятеля, знатока фольклористики и борца за национальный характер искусства В. В. Стасова Софья Александровна штудирует в Публичной библиотеке книги по истории русских и восточных тканей и ковров, изучает частные коллекции (Н.Л. Шабельской) и музейные собрания (Исторический музей в Москве), совершает частые поездки по деревням, селам, городам различных губерний России для сбора материалов по истории промысла, знакомится на местах с особенностями местного ковроткачества.

За период с 1890 по 1895 г. Давыдова побывала в наиболее крупных центрах коврового производства Смоленской, Рязанской, Курской, Ярославской губерний, а также Средней Азии, Урала и Сибири. В 1891 г. по поручению Министерства государственных имуществ ею была предпринята поездка в Тюменский округ Тобольской губернии. В течение месяца неутомимая исследовательница обследовала Каменскую, Успенскую, Липчинскую, Троицкую, Усть-Ницинскую, Черви-шевскую, Тугулымскую волости, собрала «по возможности, необходимые сведения относительно времени возникновения ковровой работы в селах и деревнях округа», а также многочисленные статистические данные, характеризующие современное состояние коврового промысла: количество мастериц, виды изделий массового характера, их стоимость и система сбыта. Давыдова впервые дает подробное описание технологии и основных этапов производства махровых и безворсовых ковров. Известно, что во время пребывания в селах и деревнях Тюменского уезда ею были сделаны сотни фотографий с лучших и наиболее характерных образцов местных вышивок и ковров. (К сожалению, эти материалы до настоящего времени не удалось выявить в столичных музеях и архивах). Как и ее коллеги, Давыдова не могла не отметить - техника изготовления ковров заметно ухудшилась «из-за замены овечьей шерсти коровьей, тяжелой и жесткой, и перехода к окраске шерсти анилиновыми красками вместо растительных, употреблявшихся раньше и отличавшихся прочностью... Сами мастерицы хорошо это сознают и понимают, что все яркие краски, к которым они имеют такое пристрастие, месяца через 3-4 сильно линяют и обесценивают их произведения; несмотря на это, возвращаться к растительным краскам ткальи не желают, да отчасти и не могут. Не желают они потому, что с растительными красками больше возни, больше труда, а не могут вследствие того, что сами покупатели требуют ныне более разнообразия и более тонких оттенков в цветах, что при употреблении анилиновых красок достигается мастерицами легко. Получать же такие же разнообразные оттенки при окраске шерсти растительными красками мастерицы не умеют. Кроме того, у тюменских мастериц ощущается самый большой недостаток в хороших узорах» [5, с. 285].

Результаты исследования впервые были опубликованы

Библиографический список

на страницах «Отчетов и исследований по кустарной промышленности в России» в 1894 г. Однако дополненный и доработанный труд С.А. Давыдовой «Кустарная промышленность России. Женские промыслы» вышел в Петрограде спустя десятилетия уже в 1913 году. В них исследовательница ставит вопрос перед местными властями о необходимости обратить серьезное внимание на ковровый промысел в Тюменском округе, в «котором сосредоточено большое число мастериц, хорошо подготовленных для ковровой работы». С.А. Давыдова предлагает ряд мер по улучшению качества ковровых изделий, в том числе их орнаментально-декоративного оформления, о помощи ковровщицам в расширении рынка сбыта, о возможности показа лучших образцов на различного уровня российских и международных выставках. Она также ставит вопрос об открытии в Тюмени воскресной школы или артели для ковровщиц с целью «научить их рисовать и развить в них вкус, который руководил бы ими при выборе и составлении узоров», об организации кустарного склада для продажи необходимых для мастериц материалов и инструментов. При складе она предлагает сформировать музей образцовых изделий.

Научный труд С.А. Давыдовой является единственным дореволюционным источником, в котором впервые приводятся бесценные сведениия о тюменском ковровом промысле: типах и видах ковров, технике их изготовления, традиционных узорах и сюжеах ковровых изделий. Благодаря этому исследованию сегодня можно реконструировать традиционный облик тюменского ковра конца ХІХ в., характер и особенности его художественного оформления.

Уникальность проведенного Давыдовой исследования заключается в том, что она воссоздала в полном объеме весь процесс создания коврового изделия от обработки и окраски шерсти, установки стана до рождения ковра.

Благодаря содействию С.А. Давыдовой тюменские ковры были широко представлены на многих престижных кустарных всероссийских и международных выставках (Нижегородской, 1896; Всемирной выставке в Париже, 1900, І-ой и ІІ-ой всероссийских выставках в Петербурге (1902) и Петрограде (1913).

В предисловии к альбому «Русское народное искусство», приуроченному к выставке 1913 г., было написано: «Настоящее издание имеет целью сохранить и запечатлеть в возможно точном и художественном отражении лучшие образцы русского художественного кустарного труда, собранные на второй Всероссийской кустарной выставке в Петербурге» В альбоме были воспроизведены на 88 отдельных таблицах лучшие изделия выставки с краткими пояснительными очерками, в том числе один из экспонирующихся на выставке тюменских ковров. Здесь же была помещена статья С.А. Давыдовой «Производство ковров в Тюменском округе Тобольской губернии», в которой она писала: «. Позднее и до настоящего времени нового исследования этого столь интересного и своеобразного промысла предпринято не было. И потому настоящее исследование, выявляющее многие стороны развития коврового дела, а именно: местонахождение промысла, технику работы, заработок ткалей и другие подробности производства промысла, не теряют своего значения и в настоящее время» [6, с. 189]. Можно с уверенностью сказать, что и сегодня, спустя столетие, эти материалы не потеряли своей актуальности и представляют несомненный интерес для исследователей.

1. Шелгунов, Н. В. Сибирь по большой дороге // Русское слово. - 1863. - № 5.

2. Крылов, А. А. От редакции // Сиб. торговая газ. - 1897. - № 1.

3. Чукмалдин, Н. М. Письма из Москвы и Нижегородской городской ярмарки. - Тюмень, 1898.

4. Давыдова, С.А. Мои воспоминания о В.В. Стасове // Незабвенному Стасову: сб. воспоминаний. - СПб., 1908.

5. Давыдова, С. А. Очерк производства ковров в Сибири // Кустарная промышленность в России (женские промыслы). - СПб., 1913.

6. Русское народное искусство на ІІ Всероссийской кустарной выставке в Петрограде в 1913 г. - Петроград, 1914.

Статья поступила в редакцию 9.06.09

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.