Научная статья на тему 'Кустарные помыслы в экономике страны 20-х - 30-х годов ХХ века'

Кустарные помыслы в экономике страны 20-х - 30-х годов ХХ века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1742
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Григорьева Елена Ивановна

The article provides a substantial review of contemporary records concerned with cottage industry.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COTTAGE INDUSTRY IN THE COUNTRY`S ECONOMY IN THE 1920S - 30S

The article provides a substantial review of contemporary records concerned with cottage industry.

Текст научной работы на тему «Кустарные помыслы в экономике страны 20-х - 30-х годов ХХ века»

КУСТАРНЫЕ ПРОМЫСЛЫ В ЭКОНОМИКЕ СТРАНЫ 20-х - 30-х ГОДОВ XX ВЕКА Е.И. Григорьева

Grigorieva E.I. Cottage industry in the country’s economy in the 1920s - 30s. The article provides a substantial review of contemporary records concerned with cottage industry.

Бурное развитие в России во второй половине XIX века капиталистических отношений оживило кустарную промышленность и вовлекло сельское население в торгово-промышленный процесс. Кустарные промыслы и ремесла всегда играли важную роль в экономической жизни страны. Они позволяли крестьянину иметь дополнительный заработок в свободное от сельскохозяйственных работ время. Изделия народных мастеров и ремесленников носили чаще всего ути-литарно-бытовой характер и сбывались через перекупщиков, в торгово-кустарных складах, магазинах, а также на базарах и ярмарках. Утилитарно-бытовой характер имела и продукция художественных промыслов, ориентированных на рыночный спрос или вкусы заказчиков. В их роли часто выступал перекупщик, скупающий продукцию оптом и иногда снабжающий сырьем мастера или кустаря.

К началу XX века начал интенсивно формироваться рынок сбыта изделий художественных промыслов через коммерческие фирмы, кустарные склады и сеть магазинов не только в Москве, Петербурге и губерниях, но и в Западной Европе. Способствовали созданию этого рынка и оживлению кустарной художественной промышленности успехи мастеров народного декоративно-при-кладного искусства и мастерских в Абрамцево и Талашкино, на выставках в России и за рубежом, деятельность меценатов, коллекционеров, земских управ и различных благотворительных и попечительских обществ по созданию школ и мастерских по обучению ремеслам почти во всех губерниях страны. Распределение в определенной местности ремесленников, использовавших традиционные художественные и технические приемы работы по определенному материалу, способствовало организационному формированию основных центров народных промыслов, изделия которых пользовались повышенным спросом на рынке. Повысился художественный уровень изделий, но наряду с

этим происходила утрата утилитарно-бытовой стороны в сторону декоративности, превращение изделия в сувенир или произведение для коллекции. Новые технические средства и художественные приемы сближали народное декоративно-прикладное искусство с художественной промышленностью, которая тиражировала художественные образцы, далекие от традиций народных промыслов, но пользующиеся рыночным спросом и изготовленные профессиональными мастерами декоративного искусства.

Первая мировая война, свержение монархии в феврале и установление власти большевиков в октябре 1917 года, гражданская война привели не только к громадным человеческим жертвам, но и нарушили многовековой уклад русской жизни, вызвав волну миграционных процессов. Была разрушена сложившаяся система руководства и финансирования различных отраслей культуры.

Экономический кризис в условиях войны негативно сказался на судьбах русских художественных промыслов и ремесел, переориентированных на военные нужды. Начатые большевистским правительством экономическая экспроприация, национализация частных собраний, физическое уничтожение или высылка за границу лучших представителей русской культуры, не успевших эмигрировать, подорвали меценатство, на котором держалось существование многих центров художественных промыслов и ремесел. Миграция населения приводила к перенесению традиций народного декоративно-при-кладного искусства и ремесла из одной местности в другую.

Практический вопрос об использовании кустарно-промысловой кооперации и о мерах ее развития был поставлен в первый же год НЭПа, хотя и позже, чем вопрос о потребительской и сельскохозяйственной кооперации. Организация кустарных артелей и объединений шла в русле ленинского кооперативного плана. Правительственные постановления лишь подчеркивали значение кус-

тарной промышленности в хозяйственной жизни страны, но решить многочисленные проблемы были не в состоянии. Целым рядом постановлений правительства с кустарей были сняты задолженности по отдельным налогам, а также давались значительные налоговые льготы. Все меры сказались положительно на процессе кооперирования кустарей, что особенно стало заметно в 1921-1922 годах.

НЭП оживил кустарей, и во многих уездах России начался рост различных артелей, товариществ и союзов. Особенно активизировалось кооперирование кустарей после образования в губерниях в 1920 году Главкуст-промов, которые брали на себя обязанности регулирования деятельности кустарных объединений, ненационализированной промышленности, учет и распределение заказов на изделия, а также распределение сырья между артелями. О строгом учете всех объединений кустарей свидетельствуют многочисленные циркуляры и запросы в уезды губерний с требованиями представить данные о состоянии дел в кустарной и мелкооптовой промышленности.

На запрос инспектора Наркомзема по Тамбовской губернии о количестве организованных кустарных и мелкопромышленных производств в совхозах Моршанского уезда от декабря 1920 года только три совхоза сообщили о наличии кузнечных мастерских (совхоз № 1 - бывшее имение «Пейкер» Островской волости, совхоз «Продпуть» с. Хпеб-никово Кулеватовской волости и совхоз «Красный гребень» Александровской волости), а в пятнадцати совхозах во всех графах «Карточки для обследования кустарных и мелкопромышленных производств» поставлены прочерк или слова не было и нет. Наиболее наглядно показывает упадок кустарных промыслов сравнение данных обследования кустарей Моршанского района, произведенного в октябре-декабре 1918 года, с данными декабря 1920 года. В Мутасьевской волости, согласно сообщению председателя комитета бедноты Трубицына, было 350 плотников, 10 кузнецов и один портной, тогда как в 1920 году отмечено полное отсутствие кустарей. В одной только Покрово-Васильевской волости в октябре 1918 года было 457 сапожников, 29 шорников, 75 кожевников, 7 кузнецов, 9 портных, 5 столяров, а в 1920 году сообщается об отсутствии в волости кустарей. Но, пожалуй, наиболее

удивительными кажутся данные по Серпов-ской волости, где в 1918 году было 2096 кустарей, а в 1920 году дан ответ об их отсутствии. Заподозрить волостные Советы в искажении или в нежелании сбора статистических данных невозможно, но и поверить в полное исчезновение кустарных промыслов также трудно. Об исчезновении многочисленных промыслов в годы гражданской войны свидетельствуют данные исследования

В.Я. Ноарова [1].

Постановлением Тамбовского губ исполкома от 31 марта 1921 года «О порядке заключения договоров с кустарными артелями» все права на распределение заказов и сырья между кустарными объединениями были переданы Губкустпрому. В апреле того же года была разработана «Инструкция о порядке привлечения рабочих и служащих кустарной промышленности к трудовой и гужевой повинности», в которой отмечалось, что «кустари как входящие в артельные объединения, так и одиночки, зарегистрированные в местных кустпромах, работающие по заданиям государственных органов и обязанные строго определенной нормой выработки, размеры которой устанавливаются центром, - вовсе освобождаются от трудоповинности» [2].

В мае 1921 года Совнарком принимает Постановление «О руководящих указаниях органам власти в отношении мелкой кустарной промышленности и кустарной сельскохозяйственной кооперации», в котором намечались меры по их подъему. Целый ряд декретов и актов отменял ограничения и налоги с кустарей. Еще ранее, 7 декабря 1920 года, декретом была установлена всеобщая регистрация работников кустарных промыслов, входящих в объединения, а также кустарей, работающих одиночно или с членами своей семьи. Вслед за постановлением Совнаркома на местах издаются приказы о регистрации кустарей. В приказе Кирсановского У исполкома от 25 января 1921 года отмечалось, что «все кустари, а также кустарные производства, кои будут замечены в работе кустарных изделий без разрешения и не зарегистрированы в Коллегии Укустпрома, будут переданы суду, а инструменты будут конфискованы и передаваться в те кустарные предприятия, где на то имеется разрешение» [3]. Подобные приказы были отданы во всех уездах губернии.

Кустари, ремесленники, артельщики и владельцы ненационализированных пред-

приятий, работающих в сельской местности, должны были являться для регистрации в волисполкомы или местные отделы Губкуст-прома, где они получали удостоверение о регистрации и освобождались от реквизиции и конфискации запасов сырья, готовых изделий и оборудования.

В результате активных действий губернских и местных властей во всех уездах губернии при райсоюзах были образованы кустпромсекции. Отделы Губкустпрома руководили трудовой деятельностью кустарей, вели учет и регистрацию сельских жителей, занимающихся промыслами. Одновременно с регистрацией кустарей проводилось почти насильственное их объединение в артели, союзы и товарищества. Несмотря на заверения властей о добровольном объединении, процесс этот шел болезненно.

В экономическо-хозяйственном отчете за первое полугодие 1921 года Кирсановский уездный исполком докладывал: «Работы

укустпромсекции по организации кустарных артелей встречены были населением очень доверчиво и внимательно. Всюду стали появляться группы крестьян, которые выражали желание организовать те или иные артельные предприятия, если бы не бандитизм, который парализовал возможность агитации в уезде по организации кустарного производства, можно было бы рассчитывать на объединение целого ряда кустарных промыслов, на создание в уезде прочного ядра различных кустарных объединений» [4].

В Кирсановском уезде для регистрации и учета кустарей был дан недельный срок. Все кустари уезда были не только учтены, но и по возможности объединены в 42 артели (11 артелей овчинников, 3 - деревообделочников, 2 - гончаров, 1 - бетонщиков, 3 - валяльщиков, 1 - сапожников, 2 - металлистов, 10 - мукомолов, 1 - портных, 8 - рыболовных и 1 артель художественного кустарничества). Этими артелями только за первое полугодие

1921 года было изготовлено 5970 лаптей, 2683 корзины, 490 сыромятных кож, 2980 овчинных кож, 795 гончарных изделий, 30000 брусков для кос, 24000 черепицы и другие изделия [4].

Обобщающий материал о состоянии кустарной промышленности в губернии дан в статье «Кустарные артели в Тамбовской губернии», опубликованной в том же году в газете «Тамбовская правда». К 1922 году по Тамбовской губернии числилось 218 кустар-

но-промысловых артелей с общим количеством кустарей в 9988 человек.

В Тамбовском уезде, как и по всей губернии в целом, первое место по количеству артелей и артельщиков занимал Рассказовский район (26 артелей), среди которых выделялось Рассказовское Товарищество кус-тарно-вязального дела с 4446 членами. Занимал Рассказовский район первое место в губернии и по количеству артелей, обрабатывающих кожу. Наряду с этим в районе были и артели валяльщиков, портных, овчинников и деревообделочников. Всего же артелей по Тамбовскому уезду было 39.

В Козловском уезде союз кустарей объединял 18 артелей, среди которых были 4 артели портных, 2 лапотников, одна артель кожевников, одна металлистов, остальные - деревообделочные.

В Моршанском уезде было организовано 26 артелей с общим количеством 856 человек. Самое большое количество артельщиков было занято изготовлением лаптей (468 человек). Производством колес и телег занималось 214 человек, а 5 артелей объединяли овчинников. Большинство артелей были в с. Алгасово и в ближайших селениях. Одной-двумя артелями в уезде были представлены кузнецы, веревочники, валяльщики, кирпичники, сапожники. В самом же Моршанске была лишь одна артель сапожников и артель технохимиков.

Экономические и природные условия Шацкого уезда способствовали созданию артелей овчинников и валяльщиков (причем 7 из 11 в уезде). Эти промыслы объединяли 137 человек, а 106 человек входили в артель кирпичников и 15 - в артель по изготовлению кулей и рогож.

Спасский союз объединял 356 кустарей в 18 артелей. Артель шапочников в г. Спасске насчитывала 97 человек, а 87 кустарей из с. Кошелевка плели лапти. Производством колес и саней занималось 5 артелей, а в остальных выделывали овчину, кожу, кирпич.

Всего в Темниковском уезде было 14 артелей, но в девяти из них 146 человек были заняты изготовлением саней и колес. Темни-ковский уезд оказался единственным, где сохранились и продолжали работать художественные промыслы. Продолжали свою деятельность Качемировская кружевная мастерская в с. Качемирове и в Темникове земско-городская кружевная школа-мастерская, основанные еще до революции. Все кружевни-

цы уезда были объединены в 4 артели. Ела-томский союз кустарей состоял из 13 артелей, в которых 237 человек занимались обработкой дерева, изготовлением лаптей и производством кирпича.

В южных и юго-западных уездах преобладали промыслы по производству овчины и валяной обуви. Так, в Борисоглебском уезде из 24 артелей десять занимались выделкой кож. В остальных артелях плели корзины, делали бочки (3 артели). Среди женщин был распространен промысел по вязанию пуховых платков, которые продавали в вагонах поездов, проходящих по уезду по линии Юго-Восточной железной дороги.

В Липецком и Лебедянском уездах наряду с деревообделочниками работали артели овчинников, валяльщиков обуви. В Лебедянском уезде 175 человек были объединены в две артели, в которых изготовляли ткацко-вязальные изделия. 123 человека в Усман-ском уезде работали по металлу, а 45 человек, занимавшихся экипажным производством, были объединены в артель. Прядильноткацким производством было занято 60 человек, а в Куликовской волости была зарегистрирована рыболовецкая артель.

Общая нагрузка кустарей работой близка к 10 процентам. За год кустарями производилось 1,5 миллиона железных изделий, 1,5 миллиона лаптей, 15 миллионов кирпича, 600 тысяч летних и зимних предметов обоза и 200 тысяч предметов к обозу из дерева, а также миллион трикотажных изделий.

В сентябре 1922 года из-за отсутствия сырья в с. Рассказово было ликвидировано производство трикотажных изделий фабричным способом. Производство трикотажа передавалось артелям, в которых работало более 4000 человек. Рассказовский Союз кустарных артелей «Производсоюз» был создан в январе 1920 года и объединял кустарей всего района. Правление Союза состояло из пяти человек, в обязанности которых входило составление отчетов, ведение кассы, продажа готовых изделий, снабжение артельщиков сырьем, а также текущая работа артелей, входящих в объединение. Деятельность Союза артелей контролировалась Губкустпром-союзом и Губсельсхосоюзом. Рассказовский кустпромсоюз руководил работой 10 артелей, расположенных в 12 волостях (Бондар-ская, Богословская, Дмитриевщинская, Ка-зыванская, Мало-Талинская, Митропольская, Нижне-Спасская, Пахотно-Угловская, Пи-

черская, Рассказовская и Хитровская волости). Артели были заняты пошивом полушубков, изготовлением валяной обуви, выделкой овчины, пошивом обуви и трикотажным промыслом. Из 4785 человек, работающих в 10 артелях, 4446 входили в Товарищество кустарей-вязальщиков. Артель возникла еще в 1918 году и была одной из крупнейших не только в губернии, но и в России. За месяц артель вязала 10-15 тысяч пар чулок. Остальные девять артелей Рассказовского района влачили нищенское существование из-за отсутствия сырья, кредитов и заказов, что было характерно и для других уездов губернии, вынужденных эмигрировать или стать жертвами красного и белого террора.

До революции 1917 года художественные промыслы были сосредоточены или в дворянских усадьбах, или в прилежащих к усадьбам деревнях и селах, и находились под покровительством местных меценаток, таких как М.А. Сабурова, М.М. Петрово-Соловова, М.Ю. Авинова, А.Н. Нарышкина, М.Н. Пальчикова и других «ревнительниц» народного искусства.

Многочисленные дискуссии о путях развития изобразительного искусства, и в том числе декоративно-прикладного, профессионального и народного, нашли отражение в художественной критике 1920-х годов. Особенно остро дискутировался вопрос о сущности художественного творчества. Получила распространение концепция «нового» искусства, согласно которой оно должно было развиваться только в связи с производством, трудом, отвечать утилитарным потребностям человека.

А.В. Луначарский в многочисленных выступлениях и статьях по проблемам изобразительного искусства отстаивал станковую реалистическую картину, разъяснял верное взаимодействие искусства и промышленности, производственного труда. В статье «Советское государство и искусство», опубликованной в газете «Известия ВЦИК», он обратил внимание на то, что лозунг «Искусство есть производство вещей» ошибочен, и хотя «сейчас мы умопомрачительно бедны, и говорить о серьезных работах в этом направлении, о детальном пересоздании быта русских рабочих и крестьян нам еще не приходится и долго еще не придется; но из этого еще не следует, чтобы мы могли пройти равнодушно мимо производственных задач искусства», - писал он [5]. Луначарский подчерки-

вает необходимость развития кустарных художественных промыслов и их значимость в экономике страны. «Мы еще сейчас страна, главным образом вывозящая сырье; а такой вывоз до крайности не выгоден. При низко стоящем уровне промышленности, окончательно отделанных товаров мы вывозим немного; художественно отделанным товаром до сих пор было как раз то, что вывозили кустари. Охранять и поднять кустарное производство, создать рядом с ним оригинальные мастерские для производства подобных же вещей из дерева, ткани, металла, создать мастерские кружев, ковров... внести опыт кустарного художественного производства в крупную промышленность - все это является просто-таки экономически выгодным» [5]. Особое внимание в данной статье Луначарский уделил проблемам подготовки художественных кадров, художественному воспитанию населения не только в специальных учебных заведениях, но и в общеобразовательных школах. «Мы должны в наших школах готовить людей, которые станут художниками не керамических, ситценабивных, металлообрабатывающих и других фабрик, а чтобы они могли придавать изделиям хороший, радостный вид. Каждый пролетарий, вырабатывающий предметы обихода, должен иметь известное художественное образование», - писал он [5, с. 83]. Проблема оказалась актуальной и потому, что художественные школы обнищали, не помогли и новые факультеты при Строгановском училище в Москве. Новая экономическая политика не способствовала развитию художественнопромышленных мастерских по линии Глав-профобра.

На экспортное значение кустарной промышленности неоднократно обращала внимание читателей как российская, так и тамбовская пресса. Еще в 1923 году «Тамбовская правда» сообщала: «Из Парижа получено известие, что там наблюдается большой спрос на русские кустарные изделия. Последние партии, вывезенные в Париж из Нижегородской ярмарки, распроданы целиком. Особым интересом пользуются кружева и изделия из некрашеного дерева» [6]. В следующем году газета вновь обращается к вопросу об экспорте кустарной продукции: «Орловский губернский кооперативный союз получил из Америки большой заказ на вышивку и строчку работ орловских кустарей.

Ведутся также переговоры с германскими и английскими фирмами» [7].

В ноябре 1924 года нарком иностранных дел Г.В. Чичерин получил телеграмму из Франции с приглашением СССР принять участие в Международной выставке декоративных искусств и современной художественной промышленности, которая должна была состояться с мая по октябрь 1925 года в Париже.

Советский павильон включил 4464 предмета, представленных 344 экспонатами. Он привлекал внимание посетителей как архитектурой, так и содержанием экспозиции. Кустарный отдел в одном из залов советского павильона показывал ткани, вышивку, кружева, игрушки, посуду, мебель, изделия из камня, стекла и папье-маше. Кружева представляли Кадомская и Рязанская школы.

Международное жюри присудило советскому отделу 183 награды, среди которых было 9 высших призов, 59 золотых, 45 се-ребрянных и 27 бронзовых медалей и многочисленные дипломы. Золотыми медалями были награждены мастерская Семеновской школы, вятские, богородские и подольские кустари, Сергиевская артель игрушечников, а также многие мастера художественных промыслов.

Парижская выставка имела не только политическое и художественное значение, но и преследовала коммерческие цели, так как произведения кустарных промыслов еще до революции являлись доходной статьей российского экспорта.

После грандиозного успеха советского павильона на Парижской выставке спрос на изделия художественных промыслов значительно повысился. Выставка продемонстрировала огромный потенциал в развитии кустарной художественной промышленности советского народа, которая еще не получила в то время должного признания на мировом рынке. Отмечая успехи художественных кустарных промыслов на выставках 1920-х годов в Англии, Германии, Италии и Франции, Л. Оршанский писал: «Настоящий исторический момент особенно благоприятен не только для завоевания мирового признания ценности русской художественной промышленности, что в сущности уже давно подготовлено, но и для делового экономического интереса к нашей художественно-промышленной продукции» [8].

Участие на выставке в Париже изделий кружевной школы из Кадома свидетельствовало о высоком мастерстве и самобытности тамбовских крестьянок. Кадомская учебнопоказательная кружевная школа до 1918 года находилась в ведении Кадомской кружевной артели, а затем в ведении Главкустпрома. В

1922 году было изготовлено прошивок и кружев 2820 аршин, вышивок по полотну и батисту 525 штук, разных филейных работ 1545 штук, всего на сумму 8850000 денежных знаков 1921 года. Газета «Тамбовская правда» отмечала: «Готовые изделия школа отсылает Главкустпрому, который реализует их почти исключительно за границею через Наркомвнешторг и коммерческо-комиссионную контору «Аркос» в Англии» [9].

Работа мастеров по подготовке к отечественным и зарубежным выставкам стала значительным этапом в развитии народного декоративного искусства 1920-х годов. Кустарная промышленность в годы НЭПа продолжала играть важную роль в экономике страны. На совещании уполномоченных промысловых коопераций в Москве отмечалось: «Деревня удовлетворяет всего 30 процентов своих потребностей продукцией государственной промышленности, остальные - за счет кустарной... Кустарная промышленность должна путем кооперирования сделаться органической частью всего народного хозяйства» [10]. На Тамбовщине, как и по всей стране, велось кооперирование кустарей в артели и союзы. В том же 1924 году на добровольных началах были организованы Тамбовским райкустом четыре кустарных артели в с. Горелом, три артели в с. Лысые горы и две в с. Сурава. Артели открывали специальные торговые палатки, которые должны были конкурировать с «лавочками» частных торговцев. В одном только Тамбовском уезде Райкустпромсоюз объединил 3250 кустарей в 51 артель, хотя всего в уезде было учтено около 20 тысяч кустарей. Развитие кустарной промышленности уменьшало безработицу, особенно среди молодежи. Постановления Советской власти по снижению налогов с кустарей способствовали росту кустарной промышленности. Работу по организации ученичества молодежи кустарным промыслам взял на себя комсомол.

В 1925 году в СССР проводилось обследование мелкой и кустарно-ремесленной промышленности. Целью обследования являлось установление численности промысло-

вых хозяйств, мелких промышленных заведений и лиц, занятых в них, их производственное и географическое распределение «на предмет получения статистического материала, могущего быть положенным в основу выявления современного состояния мелкой (нецензовой) и кустарно-ремесленной промышленности с технико-производственной и экономической сторон» [11]. Бланки анкет ЦСУ предназначались для сплошного учета в сельских местностях, и каждая волость подавала сведения независимо от того, были в селениях промыслы или нет. Бланк № 1 содержал сведения по учету промысловых хозяйств. Для сведений с характеристикой наиболее распространенных промыслов предназначался бланк № 2. Типичные промысловые дворы и промышленные заведения обследовались в бланке № 3. Для получения сведений о культурной промышленности городов и поселений городского типа предназначался бланк № 4. В государственном Тамбовском областном архиве хранятся анкеты этого обследования, собранные из всех уездов губернии [11].

Среди артелей, не представивших сведений ГОМХу (бывший ГСНХ), требуемых по инструкции СНК от 31 декабря 1923 года, опубликованной в «Известиях ВЦИК» от 6 января 1924 года (№ 5), имелись и артели кустарей с художественным уклоном. По Тамбовскому уезду отмечены Сухотинская артель женского рукоделия (основана 24 июня 1922 года), Кирсановская женская артель по выработке шерстяных изделий (основана 8 июня 1922 года). Отмечены также артели и товарищества по производству чу-лочно-вязальных изделий: Рассказовское товарищество чулочниц-вязалыциц, Бондар-ская артель кустарей-производителей чулочных товаров из шерсти (основана 20 ноября 1918 года), Тулиновская артель вязальщиков (основана 15 ноября 1920 года). Из гончарных кустарных промыслов необходимо отметить Мучкапскую гончарно-черепичнокирпичную артель, Борисоглебское товарищество «Гончар», Васильевское кооперативное кирпично-черепичное товарищество «Пробуждение» Кирсановского уезда. Не подали сведения 36 артелей деревообделочников, среди которых названы товарищества «Объединение», «Жилищный угол», «Братство», «Красная звезда» в Пахотном Углу, Ржак-синско-Семеновская и другие артели Тамбовского уезда. Можно отметить такие артели

по обработке дерева, как Семеновская артель бондарей, Криво-Поляновская артель корзинщиков, Сосновское кустарное товарищество щепных изделий, Топиловская артель «Столяр» в Козловском уезде и другие. В списке значатся и Журавлино-Вершинская артель чугуно-литейного и кузнечного производства, Полетаевская артель по металлу. Данные о состоянии кустарной промышленности были опубликованы в бюллетене Тамбовского губстатбюро [1].

Материалы обследования кустарной промышленности дают яркую картину развития промыслов и их возрождения в годы НЭПа. В 1927 году всесоюзное обследование мелкой (нецензовой) и кустарно-ремесленной промышленной проводится вновь. «Цель исследования - исчисление объема производства и структуры мелкой промышленности и получение показателей ее динамики за 1926— 1927 операционный год», - отмечалось в инструктивных материалах отдела динамики производства Центрального статистического управления СССР. Материалы обследования мелкой кустарно-ремесленной промышленности обсуждались на совещании Совета по делам кустарной мелкой промышленности и промысловой кооперации Тамбовского гу-бисполкома в ноябре 1927 года [12].

В 1928 году в Всекомпромсоюз были отправлены материалы, содержащие сведения о состоянии кустарной промышленности и промысловой кооперации, в которых сообщалось: «Кустарная промышленность занимает солидное положение в экономике Тамбовской губернии. По данным обследования кустарной промышленности, произведенным Губстатбюро в конце 1927 года, валовой оборот кустарной промышленности за истекший год определяется в 56229895 рублей, в то время как валовая продукция... за это же время выражается в 663337 тысяч рублей. Достаточно лишь присмотреться к сопоставляемым величинам, чтобы понять, насколько значительная роль принадлежит кустарной промышленности в хозяйственной жизни губернии» [13].

В отчете отмечалось также, что кустарная промышленность находится в сфере влияния частного капитала и оказывается вне сферы государственного регулирования. «Такое положение, явно невыгодное для всей системы государственного хозяйства, способствующее накоплению частного капитала и отрыву кустаря от всего привода социали-

стического регулирования, с повелительной необходимостью требует вовлечения кустарей в круг воздействия советской системы, привлечения его в кооперативные организации... Это положение еще усугубляется и тем, что без вовлечения кустарных промыслов в сферу влияния кооперативной системы мы не только не сможем частично разрядить всем известную безработицу среди населения вследствие аграрной перенаселенности Тамбовской губернии и повлиять соответствующим образом на те кустарные промыслы, которые в современных конъюнктурных условиях являются нежелательными, но... будем невольно способствовать дальнейшему развитию этим крайне нежелательным явлениям...» [13].

Таким образом, исследование развития кустарных промыслов в 20-30-е годы показывает их значительную роль в экономике страны, к тому же можно отметить, что после Октябрьской революции начался новый этап развития народных промыслов, который, с одной стороны, привел к утрате многочисленных ремесел в результате социальнодемографических и экономических потрясений, выпавших на первые послереволюционные десятилетия, с другой - возникли новые очаги кустарных промыслов, связанные с миграционными процессами.

Насильственное кооперирование, создание артелей, товариществ и союзов, объединявших кустарей, привело к утрате самобытности и художественной ценности многих промыслов в угоду экономической выгоде.

Несмотря на стремление государства содействовать развитию промыслов, дискриминационная политика, налоговый гнет и произвол на местах не привели к возрождению промыслов.

Заметное оживление художественных промыслов и ремесел произошло лишь в годы НЭПа, когда частная предпринимательская деятельность, инициатива, рыночные отношения дали свободный выход кустарной промышленности на внутренний и внешний рынок.

1. Ноаров В.Я. Промыслы сельского населения Тамбовской губернии по данным земского обследования 1880-1884 гг. и сельскохозяйственных переписей 1917-1920 гг. // Бюл. Тамб. губстатбюро. 1924. № 4.

2. Изв. Тамб. губисполкома. 1921. 31 марта.

3. Изв. Тамб. губисполкома. 1921. 29 апр. № 95.

4. ГАТО. Ф. 15. Оп. 30. Д. 83. Л. 1, 7, 8, 53.

5. Луначарский А.В. Об изобразительном искусстве. М., 1967. Т. 2. С. 68.

6. Б.А. Интерес к нашим кустарным изделиям // Тамбов, правда. 1923. 5 июля.

7. Б.А. Кустарные промыслы восстанавливаются // Тамбов, правда. 1924. 8 апр.

8. Оршанский Л. Художественная и кустарная промышленность СССР 1917-1927. Л., 1927.

С. 22-23.

9. Б.А. Кустарная промышленность // Тамбов, правда. 1922. 18 авг.

10. Совещание уполномоченных промысловых коопераций. Выступл. тов. Рыкова // Тамбов, правда. 1924. 13 июня.

11. Курточкин П. Т. Кустарно-ремесленная промышленность в сельских местностях Тамбовской губернии по данным обследования 1925 г. // Бюл. Тамб. губстатбюро. 1926. № 8.

12. ГАТО. Ф. Р.1. Оп. 1. Ед. хр. 1727. Л. 1, 6. С. 9.

13. ГАТО. Ф. Р. 119. Оп. 1. Ед. хр. 1873. Л. 40-43.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ В РОССИИ И КИТАЕ: ПАРАЛЛЕЛИ И РАСХОЖДЕНИЯ А.В. Саяпин

Sayapin A.V. Economical reforms in Russia and China: similarities and distinctions. The article juxtaposes China’s economical reforms with those of Russia.

Анализ научных публикаций прошедшего десятилетия свидетельствует об устойчивости интереса к экономическим реформам в КНР со стороны ученых-обществоведов. Трансформация китайского общества стала объектом активных научных исследований на рубеже 80-90-х годов, когда страны Центральной Европы и бывшего СССР вступили в этап рыночно-демократических преобразований.

В статье рассматриваются наиболее общие тенденции в историографии китайской экономической реформы, а также наиболее характерные взгляды на реформы в КНР.

Китайское общество вступало в последнее десятилетие XX века, уже достигнув определенных успехов по пути рыночных реформ: село было поставлено на «рыночные рельсы», проведена так называемая «малая индустриализация», в результате которой был сформирован значительный частный сектор малого и среднего промышленного бизнеса. На китайскую экономику обратили внимание зарубежные инвесторы (до 25 миллиардов долларов ежегодных инвестиций). Успехи КНР явились самым веским аргументом в пользу стратегии градуализма.

Вкратце, стратегия градуализма предусматривала, во-первых, формирование «двухуровневой» экономики, когда параллельно с коммерциализацией госсектора формируется частный сектор, подчиняю-

щийся всем законам рыночного предпринимательства. Во-вторых, само рыночное пространство формируется постепенно, путем поэтапного реформирования экономики. Рыночная трансформация в КНР началась с экономических реформ на селе в конце 70-х -первой половине 80-х годов. Затем последовала «малая индустриализация», реформы госсектора и финансовой сферы. Что же касается внешнеторговых отношений, то их либерализация практически не коснулась. Правительство КНР по-прежнему проводит жесткую протекционистскую политику, субсидирует экспорт, ставит барьеры на пути импорта.

Однако, несмотря на очевидные успехи китайских реформ, единства точек зрения, в первую очередь, в вопросе о приемлемости китайского опыта реформирования в других странах с переходной экономикой, не наблюдается.

В целом в историографии китайской реформы можно выделить три периода. Впрочем, четкие границы периодизации отсутствуют, поскольку правильно было бы говорить о тех или иных тенденциях.

1. Вторая половина 80-х - начало 90-х годов. Тогда еще в советской науке интерес к строительству «социализма с китайской спецификой» непосредственно связан с горбачевской перестройкой - своего рода советского варианта реформаторско-эволюционного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.