ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
DOI 10.23859/1994-0637-2019-4-91-14 УДК 373.2
© Вершинина Н. А., 2019
Вершинина Надежда Александровна
Доктор педагогических наук, доцент, профессор,
Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования
(Санкт-Петербург, Россия) E-mail: [email protected]
КУРСЫ КАК ПЕРВАЯ ФОРМА ПОДГОТОВКИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ К РУКОВОДСТВУ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ДОШКОЛЬНИКОВ (1900-1916 гг.)
Vershinina Nadezhda Aleksandrovna
Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Professor, St Petersburg Academy of Postgraduate Pedagogical Education (St Petersburg, Russia) E-mail:[email protected]
COURSES AS THE FIRST FORM OF TRAINING KINDERGARDEN EDUCATORS TO GUIDE THE ART ACTIVITY FOR PRESCHOOLERS (1900-1916)
Аннотация. Статья посвящена вопросам зарождения и организационного оформления системы подготовки воспитателей детских садов к руководству изобразительной деятельностью дошкольников в России начала ХХ в. Автор раскрывает задачи, содержание, формы и виды деятельности курсов, которые в то время были основной формой такой подготовки. Особое внимание обращается на соотношение теоретической и практической составляющих в содержании работы курсов. На основе анализа деятельности руководителей и преподавателей, а также характера методов, используемых на занятиях, определяется роль курсов в становлении теоретических основ, принципов методики обучения дошкольников изобразительной деятельности.
Ключевые слова: изобразительная деятельность, дети дошкольного возраста, подготовка воспитателей, курсы как форма подготовки
Abstract. The article deals with the origin and organizational design of the system for training kindergarten educators to guide the preschoolers' art activity in Russia in the early twentieth century. The author reveals the objectives, content, forms and activities of the courses, which at that time were the main form of such training. The author pays particular attention to the ratio of theoretical and practical components in the content of the courses. By analyzing supervisors and teachers' activities, and the nature of the methods used in the classroom, the author identifies the role of the courses in the development of theoretical framework, methodological principles of teaching art activity to preschool children.
Keywords: depictive activity, preschool children, teacher training, courses as a form of training
Введение
Социально-экономические изменения, происходящие в современном обществе, затрагивают все уровни и сферы образования, в частности, педагогического образования, обнаруживают противоречия и проблемы подготовки воспитателей к работе с дошкольниками. Одним из средств осмысления современных проблем в области об-
разования и воспитания является исторический подход, позволяющий лучше понять закономерности возникновения и развития того или иного явления, его современное состояние и тенденции развития, актуализировать знания и достижения прошлого для постижения новых сторон воспитательно -образовательных феноменов. Но использование данного подхода как частнонаучного не отрицает необходимости опоры на общенаучный системный подход, предполагающий рассмотрение проблем образования на различных взаимообусловленных уровнях, один из которых предполагает изучение отдельных компонентов как подсистем. Так, применительно к истории образования - это пути развития разнообразных форм образования, типов и видов образовательных учреждений в различные исторические эпохи.
Несомненный интерес в контексте темы нашего исследования представляет обращение к тому историческому этапу, когда в художественной педагогике впервые были поставлены и реализованы задачи, среди которых важнейшей являлась подготовка воспитателей детских садов, и это время - начало XX в. Не слишком далекая историческая ретроспектива позволяет пользоваться письменными историко-педагогическими источниками, наиболее интересные из которых - педагогические труды представителей данного периода, к коим относятся В. Бейр, К. Лепилов, В. Мурзаев, А. Смирнов, Н. Татаринова.
Историко-педагогический инструментарий достаточно разнообразен. Нами же выбран метод аналогий, позволяющий устанавливать определенное сходство в историческом развитии педагогической мысли и практики образования, поскольку ныне также актуализировались задачи подготовки кадров для системы российского образования на всех ее уровнях, начиная с дошкольного, о чем свидетельствуют основные нормативные правовые документы. Отнюдь не случайно среди основных направлений деятельности Правительства РФ в области образования выделен раздел «Развитие профессионального образования и рынка квалифицированного труда», ведь именно модернизация профессионального образования является предпосылкой роста национальной конкурентоспособности и производительности труда.
Обращение еще к одному нормативному правовому документу, Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, позволяет убедиться в принципиальной значимости художественно-эстетического развития для дошкольников, что, в свою очередь, обусловливает необходимость специальной подготовки воспитателей по данному направлению развития. Должны ли сами воспитатели обладать хорошими умениями по разным направлениям изобразительной деятельности? Либо же будет достаточно владения методикой изобразительной деятельности дошкольников? Чтобы найти ответы на эти вопросы, обратимся к архивным документам и педагогическим работам начала XX в.
Основная часть
До 1917 г. в стране функционировали 171 учительская семинария, 48 учительских институтов, 50 женских епархиальных училищ, женский педагогический институт в Петербурге. Учителей для начальной школы готовили 913 женских гимназий [3]. К сожалению, в этом списке не представлены учреждения, готовящие воспитателей для детских садов, так как основной формой такой подготовки до революции были курсы с разным сроком обучения. Именно на этих курсах будущие «са-
довницы» (в то время их чаще называли так) могли получить представление о своей работе. Организацией курсов занимались различные педагогические общества (среди них Фребелевское общество, Общество содействия дошкольному воспитанию в Санкт-Петербурге, Московское общество воспитательниц и учительниц, Общество «Детский труд и отдых» и др.).
Анализ архивных материалов показывает, что наиболее представительными были учебные учреждения, организованные Фребелевским обществом: Петербургские женские педагогические курсы и Киевский женский педагогический институт с трехгодичным платным курсом обучения. Слушателями курсов по подготовке дошкольных работников чаще всего становились представители интеллигенции, духовенства, купечества. Основное внимание уделяли подготовке к работе по системе Фридриха Фребеля. В программе курсов по разделу изобразительной деятельности были основы всех видов ручного труда по Фребелю (плетение, выкладывание палочек и полуколец, вырезывание и складывание бумаги, вышивание по картону, раскрашивание геометрических фигур, постройки из кубиков и т. п.), а также рисование и лепка.
Несмотря на значительное количество подготовленных кадров (в 1910-11 уч. г. в Киевском институте обучалось 217 человек, а в 1913-14 уч. г. - 338), потребность в подготовленных кадрах росла значительно быстрее, что способствовало развитию подготовки воспитателей на различных краткосрочных курсах. За 2-4 недели курсистки получали начатки знаний по всем направлениям работы с детьми. И хотя к чтению лекций на курсах привлекались видные ученые и деятели дошкольного воспитания, за столь короткий срок они не могли осуществить теоретической подготовки руководительниц детских садов, получаемые знания носили узкий инструктивно-методический характер. В докладе Н. Татариновой, прочитанном на заседании отдела дошкольного воспитания Московского педагогического кружка в марте 1911 г., отмечалось следующее: мало открывать детские сады, нужны специалисты, готовые к работе в них, и в этой подготовке нельзя ограничиваться только методикой дошкольного воспитания. Необходимо прослушать отдельные курсы: методики природоведения, методики арифметики, методики рисования и лепки в применении к детям дошкольного возраста [6].
Более глубокую подготовку по изобразительному искусству можно было получить на курсах, которые устраивались с приглашением видных художников. Так, в начале 1912 г. Санкт-Петербургское общество содействия дошкольному воспитанию пригласило для лекций по лепке известного скульптора И. Я. Гинцбурга. Были созданы две группы, но желающих оказалось гораздо больше, а потому во втором полугодии для новичков организовали повторные лекции, а для слушателей первого потока - дополнительные занятия. Необходимо отметить, что на подобных курсах речь не шла о работе с дошкольниками, слушатели получали представление о данном виде искусства, упражнялись в применении этих знаний в ходе выполнения практических работ.
Особое место в подготовке воспитателей по изобразительной деятельности занимают курсы, организованные Обществом учителей рисования. Хорошо зная практику работы с детьми дошкольного и школьного возраста, учителя рисования видели трудности, с которыми сталкиваются воспитательницы.
В 1909 г. в Петербурге были открыты специальные курсы для подготовки руководителей рисованием в детских садах, приютах, начальных школах и домах. Организаторы курсов преследовали цель: дать возможность всем лицам, занимающимся воспитанием и обучением детей на дому, в детском саду и начальной школе, познакомиться с современной постановкой преподавания рисования. В общем плане занятий предполагалось чтение теоретических лекций (10 часов) и 80 часов практических занятий. На лекциях излагались современные теоретические проблемы, такие как психологические основы детского рисования, новые направления в преподавании рисования, особенности рисования в дошкольном возрасте, иллюстративное рисование, развитие эстетического чувства, давался обзор современной литературы и основные способы планирования занятий. Лекции иллюстрировались соответствующей литературой, пособиями, работами учащихся.
Представленный перечень вопросов убеждает в том, что организаторы курсов владели полной информацией о состоянии процесса обучения рисованию. Это и неудивительно, так как одним из организаторов курсов был А. Н. Смирнов - редактор и издатель художественно-педагогического журнала «Вестник учителей рисования». Вместе с другим преподавателем курсов В. И. Бейром он входил в состав комиссии по выработке мероприятий для улучшения постановки преподавания рисования в детских приютах Ведомства учреждений императрицы Марии Федоровны.
Основную часть занятий на этих курсах составляли практические упражнения по разным направлениям изобразительной деятельности. Все занятия сопровождались методическими указаниями. Эти занятия на курсах проводил преподаватель рисования К. О. Лепилов, ставший впоследствии профессором и деканом факультета дошкольного образования и проректором Петроградского педагогического института дошкольного образования (позднее ЛГПИ им. А. И. Герцена).
Таким образом, представленная программа курсов убеждает, что обучающиеся на них слушатели получали соответствующую теоретическую и значительную практическую подготовку. Составители программы по рисованию, черчению и лепке для учебных заведений с курсом начальных школ еще в 1908 г. предъявляли определенные требования к преподавательскому составу и считали чрезвычайно желательным учредить постоянные курсы для лиц, которые хотят обучать рисованию в приютах и детских садах. Но, понимая, что их организация потребует много работы, времени, средств и что кадры нужны немедленно, настаивали на устройстве подобных временных курсов со сроком обучения не менее месяца.
Мечта о постоянных курсах педагогического рисования сбылась лишь в 1915 г. В октябре этого года в Москве, при Учительском доме, художник-педагог В. С. Мур-заев открыл первые постоянные вечерние курсы педагогического (учительского) рисования и иллюстративного ручного труда (лепка, вырезывание, картонаж и т. д.). В программе курсов было обучение не только рисованию и ручному труду, но и рассказыванию, драматизации, детскому творческому чтению. Занятия проводились вечером 3 раза в неделю по 2 часа. В группах занималось по 10-15 человек. Подбор групп осуществлялся по принадлежности к одной из категорий: родители, воспитатели, детские садовницы, руководители очагов, колоний, учителя и учительницы начальных и средних школ. Была даже группа для лиц, интересующихся новейшими методами дошкольного и школьного преподавания. При курсах была организована
постоянно действующая выставка детских работ, библиотека пособий и руководств по рисованию и ручному труду, бюро для справок по вопросам педагогического рисования, ручного труда и дошкольного воспитания, а также детский сад и школа для практических занятий курсистов с детьми.
В июне следующего года на базе этих курсов преподаватель рисования, учитель семинарии B.C. Мурзаев организует летние занятия для народных учителей и детских садовниц, приезжающих в Москву из провинции. Желающих оказалось много, поэтому прием был ограничен 200 человек, которых разделили на две группы. В программе курсов был предусмотрен блок теоретических знаний, включающий вопросы теории педагогического рисования, эстетики в начальной школе, психологии детского рисования, методики рисования и лепки, рассматривания картин в школе, методики ручного труда. В практический блок вошли упражнения в рисовании с натуры, рисование цветным мелом, вырезание из цветной бумаги, лепка. Более 30 часов отводилось на беседы, экскурсии в музеи, осмотры выставок, что было особенно важно для гостей большого города.
В. С. Мурзаев, руководитель этих курсов, много внимания уделял вопросам обучения дошкольников изобразительной деятельности и в связи с этим проблеме подготовки воспитателей. В 1915 г. в журнале «Дошкольное воспитание» появилась его статья «Какое рисование необходимо садовнице?» [2], в которой впервые в систематизированном виде излагаются принципы подготовки воспитателей к данной работе. Полемизируя со сторонниками теории свободного воспитания, считавшими недопустимым обучение в детском саду и призывавшими лишь наблюдать за развитием ребенка, автор подчеркивает, что детский сад - не экспериментальная лаборатория, а учреждение воспитательное, поэтому нельзя исключить из него элемент обучения. «Размеры и характер этого "учения" - об это всегда будут ломаться копья, и это -вопрос, действительно, заслуживающий такого к себе отношения. Но уж если "руководить" в детском саду, то значит руководить и постановкой рисования в том числе» [2, с. 330]. Эти слова звучат очень актуально. Действительно, вопрос о руководстве изобразительной деятельностью дошкольников стоит в центре внимания теоретиков и методистов вот уже почти 100 лет. В 50-е гг. он был однозначно решен в пользу прямого обучения детей, в 60-е гг. развернулась горячая дискуссия о приоритетах в рисовании дошкольников: «ребенок либо учится, либо творит» - основной лозунг полемики, в которой с одной стороны выступали художники (Л. В. Чага, Е. Ф. Бела-шова), с другой - теоретики дошкольного воспитания (Н. П. Сакулина и др.). И опять спор выиграли сторонники обучения.
В наше время в связи с пересмотром организации всей жизни детского сада, сокращением количества занятий вопрос о том, когда, где, чему и как учить, обострился с новой силой. В зависимости от решения этого основополагающего вопроса методики изобразительной деятельности решается другая проблема - проблема подготовки кадров. К чему необходимо готовить воспитателей: учить не вмешиваться в деятельность детей, только наблюдать и создавать условия или учить руководить этим процессом?
В начале века В. С. Мурзаев предлагал следующее решение этого вопроса: руководительница не должна и пальцем коснуться детской работы, но должна знать силы и умения ребенка, понимать психологию маленького художника, знать конечные
цели эстетического и художественного воспитания и развития, уметь заранее определить тот путь, по которому нога в ногу с общим ходом занятий детского сада пойдут и занятия рисованием и лепкой. «Дать в руки ребенка краски, - а это необходимо, это неизбежно! - и не показать (не "научить") как ими пользоваться, это не свобода ребенка, это, халатность, а говоря сильно, почти что преступление со стороны руководительницы детского сада» [2, с. 330]. Поэтому воспитательница должна уметь рисовать сама и уметь научить этому ребенка. Руководители курсов педагогического рисования считали второе более легким делом: основные методические сведения можно было получить, побывав на занятиях в детском саду, проведя самостоятельно 2-3 урока. Гораздо труднее научиться рисовать самой, так как это требует определенного времени (чтобы сформировались изобразительные умения) и грамотного руководителя.
В то время практика еще не выработала определенных программ, методов обучения самих садовниц. На существовавших курсах педагогического рисования разброс в методиках был весьма велик: на одних курсах начинали обучение с рисования в перспективе столов, табуретов и т. п. (умение, необходимое, но малопригодное в работе с дошкольниками), на других - с рисования птиц и животных - тем, близких для детей, но трудных для освоения начинающими рисовальщицами. В. С. Мурзаев предлагает в определении стратегии обучения исходить из уровня развития глазомера и чувства формы, которые есть у детской садовницы. Всех начинающих садовниц он условно делит на 3 группы:
1. Прошедшие 8-классную гимназию, в которой преподавались уроки рисования. Даже если эти уроки проводились плохо, они формировали чувство формы и глазомер. Для таких воспитателей достаточна краткосрочная подготовка по сокращенной программе.
2. Группа воспитателей, не умеющих рисовать, но имеющих большое желание научиться. Даже если никогда в жизни они не брали в руки карандаш, он поведет их за собой, если только они способны мыслить и координировать свои движения.
3. Группа воспитателей, убежденных, что рисование - это искусство, для него нужны способности, которыми они не обладают. Эту группу вначале необходимо убедить, что профессиональное рисование садовницы - это не искусство, а ряд приемов, это педагогическое средство, это язык формы и цвета.
Для второй и третьей групп необходимо предшествующее или попутное изучение элементарного рисования, поэтому их подготовка должна быть более длительной, но за год при 2-3 часах занятий в неделю ее вполне можно осуществить.
Программа подготовки должна идти от того, что любит рисовать ребенок, и может включать два цикла: рисование отдельных предметов (1 цикл) и компоновка предметов, иллюстрирование темы (2 цикл). К этим циклам добавляется формирование некоторых технических навыков (рисование мелом, красками, вырезание из цветной бумаги) - «это тот минимум, что обязана знать и уметь садовница, желающая стоять на высоте современных педагогических требований» [2, с. 337].
Будучи опытным руководителем курсов, В. С. Мурзаев давал еще несколько советов организаторам подобной системы обучения. Поскольку на курсы собираются взрослые люди, многие из них испытывают чувство стыдливости, большую неуверенность в себе, часто скептицизм в процессе выполнения учебных рисунков. Эти
особенности надо учитывать и опираться на ту сознательность, которая присуща воспитателям. В. С. Мурзаев подчеркивал, что преподаватель на курсах должен быть очень авторитетным, горячим, уверенным в правоте своих методических принципов и способностях слушателей. Тогда при всех названных сложностях процесс обучения будет весьма эффективным.
Большое количество и разнообразие курсов подготовки детских садовниц не могли решить проблемы наполнения педагогического рынка квалифицированными кадрами. Характерной особенностью курсов можно считать их коммерческий характер, так как все они были платными. При организации курсов не предусматривалось скидок в зависимости от социального положения, уровня жизни курсистов. Плата зависела лишь от того, сколько занятий, по каким предмета и циклам выбирал для себя слушатель. Учитывая, что в большинстве народных детских садов воспитатели работали на общественных началах (т. е. часто вообще не получали заработной платы за свой труд), курсы оказывались доступными лишь для руководителей частных детских садов.
И все же в истории подготовки воспитателей к руководству изобразительной деятельностью дошкольников курсы сыграли позитивную роль: в то время они были единственной возможностью получить подготовку по педагогическому рисованию. Лекции на курсах читали преподаватели, ставшие впоследствии теоретиками, основоположниками методики изобразительной деятельности дошкольников: к упомянутому ранее М. К. Лепилову назовем имя Е. А. Флериной - первого доктора педагогических наук по дошкольной педагогике, чье исследование стало фундаментом в разработке главных проблем теории и методики изобразительной деятельности. В анализируемых нами архивных материалах мы нашли сведения о том, что Е. А. Флерина с 1911 по 1916 гг. преподавала на курсах по дошкольному образованию, организованных Кружком совместного воспитания и образования детей при университете Шанявского, на дошкольном отделении Московских педагогических курсов Д. И. Тихомирова, на краткосрочных дошкольных курсах в Челябинске, Ярославле, Туле и др.
Выводы
Итак, использование метода аналогий позволило выяснить, что распространенной формой подготовки воспитателей по изобразительной деятельности в изучаемый исторический период являлись курсы. И именно на курсах начала века, где преподавали и теоретики дошкольного воспитания, и художники-практики, в результате бурных дискуссий было заявлено, что изобразительные умения самих воспитателей - основа их профессиональной подготовки по разделу «Изобразительная деятельность», что искусствоведческая грамотность воспитателя - залог успеха изобразительной деятельности детей и их художественно-эстетического развития в целом. Следовательно, нельзя сводить всю подготовку воспитателей к знанию методик изобразительной деятельности. Дальнейшее совершенствование этого положения мы находим в более поздних исследованиях О. В. Горбовой, У. Ш. Ибрагимова, М. В. Финько и др.
Важная заслуга курсов в том, что они определили основное содержание, наметили главные принципы подготовки воспитателей к грамотному руководству изобразительной деятельностью дошкольников.
Метод аналогий позволил установить определенное сходство в историческом развитии не только теории, но и практики образования. Отметим еще один аспект ретроспективного изучения курсов подготовки воспитателей по изобразительной деятельности - их организацию. Характерной особенностью организации курсов был их коммерческий характер. В современных условиях рынка образовательных услуг это весьма актуально. Воспитатели дошкольных образовательных учреждений, ощущая потребность в обретении или совершенствовании своих художественных умений, могут выбрать количество занятий, направление подготовки, от чего будет зависеть и оплата курсов. При организации курсов возможно предусмотреть гибкую систему скидок в зависимости от ряда факторов.
Данная форма организации подготовки воспитателей к руководству изобразительной деятельностью дошкольников также будет способствовать увеличению мобильности педагогов дошкольного образования на рынке труда.
Литература
1. Гусарова И. Л. Методика обучения аппликации в детском саду: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Ленинград: [б. и.], 1957. - 19 с.
2. Мурзаев В. С. Какое рисование необходимо садовнице? // Дошкольное воспитание. -1915. - № 5. - С. 327-340.
3. Паначин Ф. Г. Педагогическое образование в СССР. - Москва: Педагогика, 1975. -224 с.
4. Программа по рисованию, черчению и лепке. Для учебных заведений с курсом начальных школ // Вестник учителей рисования. - 1908. - № 1. - С. 1-4.
5. Программа по рисованию, черчению и лепке. Для учебных заведений с курсом начальных школ // Вестник учителей рисования. - 1908. - № 2. - С. 17-20.
6. Татаринова И. Теоретическая подготовка руководительницы детского сада // Дошкольное воспитание. - 1911. - № 7. - С. 653-658.
References
1. Gusarova I. L. Metodika obucheniia applikatsii v detskom sadu [Methods of teaching applique work at kindergarten: abstract PhD thesis in ped. sci.]. Leningrad, 1957. 19 p.
2. Murzaev V. S. Kakoe risovanie neobkhodimo sadovnitse? [What drawing is necessary for the gardener?]. Doshkol'noe vospitanie [Preschool education], 1915, no. 5, pp. 327-340.
3. Panachin F. G. Pedagogicheskoe obrazovanie v SSSR [Pedagogical education in the USSR]. Moscow: Pedagogika, 1975. 224 p.
4. Programma po risovaniiu, chercheniiu i lepke. Dlia uchebnykh zavedenii s kursom na-chal'nykh shkol [Education program on art activities, drawing and modeling. For educational organisations with a primary school course]. Vestnik uchitelei risovaniia [The art teacher bulletin], 1908, no. 1, pp. 1-4.
5. Programma po risovaniiu, chercheniiu i lepke. Dlia uchebnykh zavedenii s kursom na-chal'nykh shkol [Education program on art activities, drawing and modeling. For educational organisations with a primary school course]. Vestnik uchitelei risovaniia [The art teacher bulletin], 1908, no. 2, pp. 17-20.
6. Tatarinova I. Teoreticheskaia podgotovka rukovoditel'nitsy detskogo sada [Theoretical training for a kindergarten principal]. Doshkol'noe vospitanie [Preschool education], 1911, no. 7, pp. 653-658.
Для цитирования: Вершинина Н. А. Курсы как первая форма подготовки воспитателей к руководству изобразительной деятельностью дошкольников (1900-1916 гг.) // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2019. - № 4 (91). - С. 142-150. DOI: 10.23859/1994-0637-2019-4-91-14
For citation: Vershinina N. A. Courses as the first form of training kindergarten educators to guide the art activity for preschoolers (1900-1916). Bulletin of the Cherepovets State University, 2019, no. 4 (91), pp. 142-150. DOI: 10.23859/1994-0637-2019-4-91-14