Научная статья на тему 'КУРС "ИСТОРИКО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ" В ФОРМИРОВАНИИ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У СТУДЕНТОВ РОССИЙСКИХ ВУЗОВ'

КУРС "ИСТОРИКО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ" В ФОРМИРОВАНИИ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У СТУДЕНТОВ РОССИЙСКИХ ВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРАЕВЕДЕНИЕ / АРХИВНЫЕ ПОИСКИ / ИСКУССТВОВЕДЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПРОЕКТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хворостов Дмитрий Анатольевич, Горбунова Галина Александровна, Савельев Константин Николаевич, Савельева Оксана Петровна

Подходы к формированию гражданской идентичности у студентов российских вузов на современном этапе становятся одним из важных элементов социализации обучающихся. Основные проблемы, с которыми сталкиваются педагоги: во-первых, выбор и отбор содержания образовательной программы или курса, в рамках которого будут формироваться ценностные ориентиры, знания и практические компетенции; во-вторых, методы и педагогические технологии, которые продуктивны и эффективны в условиях подготовки будущих специалистов. Использование курса «Историко-художественное краеведение» позволит сформировать у студентов знания и представления о ценности историко-художественного наследия своего региона через исследовательскую и междисциплинарную проектную деятельность. Основными методами исследования являются: анализ научно-педагогических исследований об истории развития краеведения в России, значении историко-культурного наследия в воспитании личности и подходах к формированию гражданской идентичности у обучающихся; моделирование и опытно-экспериментальная работа по апробации курса с применением контрольного (стартового) исследования и итоговой диагностики, а также анализ полученных результатов. Диагностические методики: тест М. Куна и Т. Мак-Партланда в модификации И.В. Кожанова; методика «Индекс толерантности» (Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова), методика определения ценностных ориентаций (Н.А. Бирюкова, адаптированная); методика «Незаконченный тезис» (Л.В. Байбородова, адаптированная); тест «Размышляем о жизненном опыте» (Н.Е. Щуркова, адаптированный); авторские кейс-задания и критерии оценки учебных и творческих работ. В педагогическом эксперименте приняло участие 274 студента вузов гг. Санкт-Петербург, Орел, Магнитогорск по таким направлениям подготовки как «Филология», «Изобразительное и прикладные виды искусств», «Дизайн». Курс «Историко-художественное краеведение» у экспериментальной группы продолжался в течение трех лет. Первый год - ознакомительно-подготовительный, второй год - изучение региональной архитектуры, третий год - выполнение проекта - макета комплекса архитектурных построек с учетом региональных особенностей. После проведенных занятий в экспериментальной группе число студентов с высоким уровнем сформированности гражданской идентичности увеличилось в два раза и достигло 29 %, с низким уровнем - сократился в два раза и достиг 18,75 %. В контрольной группе эти показатели изменились незначительно. Использование междисциплинарного курса «Историко-художественное краеведение» в профессиональной подготовке будущих специалистов эффективно способствует формированию более высокого уровня гражданской идентичности у студентов. Перспективы дальнейшего исследования мы связываем с изучением повышения мотивации студентов в проектной деятельности социокультурного характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хворостов Дмитрий Анатольевич, Горбунова Галина Александровна, Савельев Константин Николаевич, Савельева Оксана Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE COURSE “REGIONAL STUDIES (HISTORY AND ART)” IN THE FORMATION OF CIVIC IDENTITY IN THE STUDENTS OF RUSSIAN UNIVERSITIES

At the present stage, due approaches to the formation of civic identity of Russian university students are becoming an important element of learners’ socialisation. The major problems faced by the pedagogues are as follows: first, selection of the content of educational programme or course helping to shape proper values, knowledge and practical competencies; second, methods and pedagogical technologies that are productive and efficient in terms of training of future specialists. Practicing the course “Regional studies (history and art)” will make it possible to acquaint the students with the historical and artistic heritage of their region and provide the insight into the true value thereof through research and interdisciplinary project activities. The main research methods are: analysis of scientific and pedagogical research papers on the history of development of regional studies in Russia, on significance of the historical and cultural heritage for character education, with consideration of approaches to the formation of learners’ civic identity; modelling and experimental approbation of the course involving control (startup) research and final diagnostics, as well as the analysis of obtained results. Diagnostic techniques: Kuhn’s and McPartland’s test modified by Kozhanov; “Index of Tolerance” methodology (Soldatova, Kravtsova, Khukhlaev, Shaigerova), methods for identifying value orientation (Biryukova, adapted); “Incomplete thesis” methodology (Baiborodova, adapted); “Reflecting on life experience” test (Shchurkova, adapted); authorial case assignments and criteria for evaluating academic/creative output. 274 university students from Saint Petersburg, Orel, Magnitogorsk took part in the pedagogical experiment in such areas of training as Philology, Painting and Applied Arts, Design. The course “Regional studies (history and art)” was delivered in the experimental group for three years. The first year was devoted to introductory and preparatory work; the second year was focused on the study of regional architecture; the third year involved implementation of a project - layout of a complex of architectural structures with regard for regional specifics. After a series of classes, the number of students with a high level of civic identity doubled in the experimental group and reached 29%; the number of those with a low level of civic identity decreased by half, down to 18.75%. As to the control group, the indicative figures changed insignificantly. The use of the interdisciplinary course “Regional studies (history and art)” in the professional training of future specialists efficiently contributes to increased level of students’ civic identity. The authors relate the prospects for further research in this area with studying the ways to increase student motivation in project activities of sociocultural character.

Текст научной работы на тему «КУРС "ИСТОРИКО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ" В ФОРМИРОВАНИИ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У СТУДЕНТОВ РОССИЙСКИХ ВУЗОВ»

Перспективы Науки и Образования

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес выпуска: pnojournal.wordpress.com/archive21/21-02/ Дата публикации: 30.04.2021 УДК 378.14

Д. А. Хворостов, Г. А. Горбунова, К. Н. Савельев, О. П. Савельева

Курс «Историко-художественное краеведение» в формировании гражданской идентичности у студентов российских вузов

Подходы к формированию гражданской идентичности у студентов российских вузов на современном этапе становятся одним из важных элементов социализации обучающихся. Основные проблемы, с которыми сталкиваются педагоги: во-первых, выбор и отбор содержания образовательной программы или курса, в рамках которого будут формироваться ценностные ориентиры, знания и практические компетенции; во-вторых, методы и педагогические технологии, которые продуктивны и эффективны в условиях подготовки будущих специалистов. Использование курса «Историко-художественное краеведение» позволит сформировать у студентов знания и представления о ценности историко-художественного наследия своего региона через исследовательскую и междисциплинарную проектную деятельность.

Основными методами исследования являются: анализ научно-педагогических исследований об истории развития краеведения в России, значении историко-культурного наследия в воспитании личности и подходах к формированию гражданской идентичности у обучающихся; моделирование и опытно-экспериментальная работа по апробации курса с применением контрольного (стартового) исследования и итоговой диагностики, а также анализ полученных результатов. Диагностические методики: тест М. Куна и Т. Мак-Партланда в модификации И.В. Кожанова; методика «Индекс толерантности» (Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова), методика определения ценностных ориентаций (Н.А. Бирюкова, адаптированная); методика «Незаконченный тезис» (Л.В. Байбородова, адаптированная); тест «Размышляем о жизненном опыте» (Н.Е. Щуркова, адаптированный); авторские кейс-задания и критерии оценки учебных и творческих работ. В педагогическом эксперименте приняло участие 274 студента вузов гг. Санкт-Петербург, Орел, Магнитогорск по таким направлениям подготовки как «Филология», «Изобразительное и прикладные виды искусств», «Дизайн».

Курс «Историко-художественное краеведение» у экспериментальной группы продолжался в течение трех лет. Первый год - ознакомительно-подготовительный, второй год - изучение региональной архитектуры, третий год - выполнение проекта - макета комплекса архитектурных построек с учетом региональных особенностей. После проведенных занятий в экспериментальной группе число студентов с высоким уровнем сформированности гражданской идентичности увеличилось в два раза и достигло 29 %, с низким уровнем - сократился в два раза и достиг 18,75 %. В контрольной группе эти показатели изменились незначительно.

Использование междисциплинарного курса «Историко-художественное краеведение» в профессиональной подготовке будущих специалистов эффективно способствует формированию более высокого уровня гражданской идентичности у студентов. Перспективы дальнейшего исследования мы связываем с изучением повышения мотивации студентов в проектной деятельности социокультурного характера.

Ключевые слова: краеведение, архивные поиски, искусствоведческая деятельность, гражданская идентичность, развитие личности обучающегося, высшее образование, междисциплинарный проект

Ссылка для цитирования:

Хворостов Д. А., Горбунова Г. А., Савельев К. Н., Савельева О. П. Курс «Историко-художественное краеведение» в формировании гражданской идентичности у студентов российских вузов // Перспективы науки и образования. 2021. № 2 (50). С. 204-218. 10.32744/р$е.2021.2.14

Perspectives of Science & Education

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive21/21-02/ Accepted: 17 January 2021 Published: 30 April 2021

D. A. Khvorostov, G. A. Gorbunova, K. N. Saveliev, O. P. Savelieva

The course "Regional studies (history and art)" in the formation of civic identity in the students of Russian universities

At the present stage, due approaches to the formation of civic identity of Russian university students are becoming an important element of learners' socialisation. The major problems faced by the pedagogues are as follows: first, selection of the content of educational programme or course helping to shape proper values, knowledge and practical competencies; second, methods and pedagogical technologies that are productive and efficient in terms of training of future specialists. Practicing the course "Regional studies (history and art)" will make it possible to acquaint the students with the historical and artistic heritage of their region and provide the insight into the true value thereof through research and interdisciplinary project activities.

The main research methods are: analysis of scientific and pedagogical research papers on the history of development of regional studies in Russia, on significance of the historical and cultural heritage for character education, with consideration of approaches to the formation of learners' civic identity; modelling and experimental approbation of the course involving control (startup) research and final diagnostics, as well as the analysis of obtained results. Diagnostic techniques: Kuhn's and McPartland's test modified by Kozhanov; "Index of Tolerance" methodology (Soldatova, Kravtsova, Khukhlaev, Shaigerova), methods for identifying value orientation (Biryukova, adapted); "Incomplete thesis" methodology (Baiborodova, adapted); "Reflecting on life experience" test (Shchurkova, adapted); authorial case assignments and criteria for evaluating academic/creative output. 274 university students from Saint Petersburg, Orel, Magnitogorsk took part in the pedagogical experiment in such areas of training as Philology, Painting and Applied Arts, Design.

The course "Regional studies (history and art)" was delivered in the experimental group for three years. The first year was devoted to introductory and preparatory work; the second year was focused on the study of regional architecture; the third year involved implementation of a project - layout of a complex of architectural structures with regard for regional specifics. After a series of classes, the number of students with a high level of civic identity doubled in the experimental group and reached 29%; the number of those with a low level of civic identity decreased by half, down to 18.75%. As to the control group, the indicative figures changed insignificantly.

The use of the interdisciplinary course "Regional studies (history and art)" in the professional training of future specialists efficiently contributes to increased level of students' civic identity. The authors relate the prospects for further research in this area with studying the ways to increase student motivation in project activities of sociocultural character.

Keywords: regional studies, archival search, study of art, civic identity, learner's personality development, higher education, interdisciplinary project

For Reference:

Khvorostov, D. A., Gorbunova, G. A., Saveliev, K. N., & Savelieva, O. P. (2021). The course "Regional studies (history and art)" in the formation of civic identity in the students of Russian universities. Perspektivy nauki i obrazovania - Perspectives of Science and Education, 50 (2), 204-218. doi: 10.32744/pse.2021.2.14

_Введение

Современное образование опирается на достижения человечества в духовном и материальном плане, и нацелено в самом широком смысле на формирование и развитие личности обучающегося. Гражданско-патриотическое воспитание и формирование гражданской идентичности являются важнейшими направлениями в образовании и воспитании детей и молодежи Российской Федерации (РФ). Это закреплено в ряде нормативных документов, таких как: «Стратегия государственной национальной политики в РФ на период до 2025 года» [2], «Основы государственной молодежной политики РФ на период да 2025 года», «Национальная доктрина образования в РФ до 2025 года», «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» и др. В форматах организованного обучения - общего, дополнительного, профессионального важную часть занимают занятия, на которых происходит знакомство с историей, культурой, художественным наследием региона и страны [5; 10]. Базой содержания таких занятий является краеведение.

Научное краеведение в России начинает свою историю с Великой Северной экспедиции (1733-43 гг.). В XIX веке появляются научные общества: 1804 г. - Общество истории и древностей российских, 1845 г. - Русское географическое общество, 1846 г. - Археологическое общество, 1863 г. - Общество любителей естествознания, антропологии, этнографии. Первым опытом изучения народной русской культуры в истории России стали этнографические экспедиции, организованные Русским музеем во 2-й половине XIX - начале XX вв. Краеведение становится массовым и заметным общественным явлением.

Советский период для развития краеведения можно охарактеризовать как неравномерный. Было и «золотое десятилетие» краеведения в 20-е годы ХХ века. И изменение лозунга: «Краеведение - на службу социалистическому строительству» в 30-е годы ХХ века. Принимается декрет о поддержке кустарных промыслов и профессиональные искусствоведы, такие как А.В. Бакушинский прикладывают массу усилий для сохранения и дальнейшего развития многих художественных промыслов, которые являются сегодня брендом России.

Очередным импульсом к развитию краеведения стало создание в 1965 году Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Создаются музеи народного зодчества под открытым небом, такие как «Малые Корелы» в Архангельской области (1964 г.), «Кижи» в Карелии (1966 г.), «Витославицы» в Новгородской области (1964 г.), Нижнесинячихинский музей-заповедник деревянного зодчества и народного искусства в Свердловской области (1978 г.) и др. С 1990 года в России работает Союз краеведов России.

О важности изучения своего края, его значении в истории и культуре страны ученые стали писать в 90-е годы ХХ века. Так, профессор Т.Я. Шпикалова уточняет: «Богатый опыт наук о народной культуре, накопленный в различных областях знания (мифология, этнопедагогика, этнопсихология, этнология, этнография, фольклористика, народоведение, искусствоведение и др.), до настоящего времени не имевший широкого применения в системе образовании, приобрел на рубеже ХХ-ХХ1 вв. небывалую востребованность» [14].

На волне возрождения интереса к национальным культурам народов, проживающих в России, в нашей стране создаются полинациональные культурные Центры и Дома дружбы народов. Например, в 1996 году в Магнитогорске, в 1999 году в Казани, в 2003 году в Челябинске, в 2007 году в Ижевске.

С 2000 года мы наблюдаем достаточно активное распространение нового формата - Национальная деревня. Ее культурный ландшафт объединяет в туристическую инфраструктуру - национальную постройку, музей, библиотеку, культурный национальный центр, кафе или ресторан национальной кухни, игровые площадки. В 2007 году 10 подворий национальной деревни открылись в Оренбурге, в 2009 году - этнокомплекс «Трам» в Краснодарском крае, в 2005 году - парковый комплекс «Этномир» в Калужской области [3].

Сегодня остро стоит проблема сохранения и бережного отношения к народной культуре. Закладывая в школе и в вузе знания исторических, народных и художественных традиций, мы закладываем фундамент национального мышления, которое формирует основы культуры [1].

На педагогические возможности национального и регионального материала в системе художественного образования обращали внимание многие исследователи (Жданова Н. С. [4; 16], Сокольникова Н.М. [14], Соколов М.В. [15], Хворостов А.С. [11; 12] и др.).

В Постановлении Правительства РФ от 03.03.2012 г. № 186 «О Федеральной целевой программе «Культура России (2012-2018)» особое внимание уделяется мероприятиям, направленным на сохранение национальных культур и формирование региональных каталогов материального и нематериального культурного наследия, что должно способствовать приобщению населения к духовным и нравственным традициям своего народа.

Указ Президента Российской Федерации № 1666 от 19.12.2012 г. утвердил «Стратегию государственной национальной политики в Российской Федерации на период до 2025 года». В ней уточняется, что одной из стратегических целей государства является «формирование у детей и молодежи на всех этапах образовательного процесса общероссийской гражданской идентичности, патриотизма, гражданской ответственности, чувства гордости за историю России, воспитание культуры межнационального общения, основанной на уважении чести и национального достоинства граждан, традиционных российских духовно-нравственных ценностей» [9].

Предлагаемый междисциплинарный курс _«Историко-художественное краеведение»

Современные подходы к педагогическому образованию в учреждении высшего образования по таким направлениям подготовки как «Филология», «Изобразительное и прикладные виды искусств», «Дизайн» и другим предполагают изучение искусства и культурно-исторического контекста своего региона. Так нами был разработан факультатив «Историко-художественное краеведение» для бакалавров, магистров, аспирантов УГСН - 54.00.00 Изобразительное и прикладные виды искусств, 44.03.01 Педагогическое образование.

Его реализация осуществляется на нескольких уровнях в формате партнерства сначала на базе вузов, краеведческих музеев, музеев изобразительных искусств, город-

ских и областных архивов, производственных и художественных мастерских творческих Союзов.

На втором и третьем уровне привлекаются частные мебельные производства, кузницы, витражные мастерские, дизайнерские и архитектурные бюро. Руководители и ведущие специалисты перечисленных организаций работают в качестве работодателей на выпускающих кафедрах по направлениям, направленностям подготовки дизайн среды, графический дизайн, декоративно-прикладное искусство и народные промыслы, педагогическое образование. В работе и консультировании участвуют члены творческих Союзов: Союз дизайнеров России, Союз художников России, Союз архитекторов России, Союз писателей России, Союз театральных деятелей России, Союз фотохудожников России, Творческий Союз художников России.

С 2011 по 2013 курс «Художественное краеведение» апробировался в Высшей школе ремесел г. Санкт-Петербург, с 2008 по настоящее время в Санкт-Петербургском государственном университете. С 2012 по 2018 гг. курс «История культуры Урала» был включен в учебные планы ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова». С 2014 года учебно-методический комплекс «Истори-ко-художественное краеведение» функционирует на базе ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева».

Наиболее широкая апробация проводилась на базе общеобразовательных школ и школ искусств и ремёсел города Орла и Орловской области в ходе производственных педагогических практик. Макеты, декоративные элементы и аксессуары выполнялись в мебельных и кузнечных мастерских во время производственных практик. Проекты и чертежи в дизайнерских и архитектурных бюро во время проектных практик. Предварительные зарисовки и эскизы на пленэре в ходе творческих практик. Для работы с архивными документами привлекались студенты исторического факультета. Таким образом, скромный факультатив превратился в учебно-методический комплекс со стойкими межпредметными связями: черчение

- начертательная геометрия - история искусств - история - компьютерное проектирование - художественная обработка древесины - художественная обработка металла - рисунок - живопись.

Кроме того, на базе учебно-методического комплекса «Историко-художественное краеведение» организованы курсы повышения квалификации по компьютерным технологиям для учителей школ Орловской области и преподавателей среднего профессионального образования. В итоге создалась образовательная вертикаль: школьники

- бакалавры - магистры - аспиранты - преподаватели. Горизонталь сетевых партнеров: ОГУ имени И.С. Тургенева - общеобразовательные школы - школы искусств и ремёсел - краеведческий музей - музей изобразительных искусств - дизайнерские и архитектурные бюро - Творческие Союзы - архивы и библиотеки - промышленные и художественные мастерские.

В структуре Орловского государственного университета им. И.С. Тургенева налажено выполнение междисциплинарных и межфакультетских проектов. Например, на создание совместных проектов нацелены студенты направлений подготовки Дизайн, профили: Дизайн среды, Графический дизайн - Декоративно-прикладное искусство

- Конструирование швейных изделий - История, профиль: Историческое краеведение - Музеология и охрана памятников культурного и природного наследия, профиль: Культурный туризм и экскурсионная деятельность - Культурология, профиль: История культуры. В реализации данных проектов задействованы студенты Художественно-

графического факультета, Исторического факультета и Политехнического института имени Н.Н. Поликарпова.

Межкафедральные связи поддерживают кафедра ботаники, физиологии и биохимии растений и кафедра дизайна, выполняя совместные проекты по ландшафтному дизайну. Кафедра химии и кафедра дизайна - изучение свойств и особенностей современных отделочных материалов, используемых в строительстве и дизайне. Кафедра английского языка и кафедра дизайна - разработка курса освоения компьютерных программ Autodesk 3D studio MAX, VRay, Corona Renderer и перевода интерфейса данных программ с английского языка на русский язык.

Преподаватели и студенты Исторического факультета проводят консультирования в ходе выполнения трёхмерной компьютерной реконструкции исторических объектов города Орла и Орловской области, осуществляемой студентами кафедры дизайна.

Курс «Историко-художественное краеведение» рассчитан на три года обучения. Первый год занятий у участников преимущественно ознакомительно-подготовительный. В начале учебного года студенты знакомятся с новым для них материалом, рисуют, начинают изучать компьютерные программы и готовиться к практической работе. В течение первого года они выполнят чертежи и рисованные эскизы макетов, осваивают компьютерные программы [13]. Изготавливают первые пробные макеты в материале.

Второй год занятий факультатива историко-художественного краеведения посвящен изучению разнообразных деревянных построек, макеты которых будут смотреться эффектно, и выполнить их можно относительно быстро. Учитывая возрастную психологию, на начальных этапах работы над макетами особенно важно получить быстрые и качественные результаты работы.

Третий год занятий факультатива наиболее цельный и сложный. Конечного результата необходимо ждать только к концу учебного года, так как весь год предполагается вести один проект-задание. Задание на третий год — ансамбль деревянной рубленой крепости. В зависимости от региональных особенностей местности, где расположено учебное заведение, конкретные историческая и краеведческая информация, практические задания подбираются специально. Так в Орловском государственном университете имени И.С. Тургенева - это деревянная древнерусская архитектура, в Санкт-Петербургском государственном университете - это образцы русской классической архитектуры и предметов интерьера XVIII-XIX веков, в Магнитогорском государственном техническом университете - это жилая и оборонительная архитектура казачьих поселений XIX века.

Современные ученые и педагоги-практики уточняют, что «преподавание истори-ко-художественного краеведения приобретает в лице инновационных технологий основание для нового этапа развития как образовательной области, учебной дисциплины, поле совершенствования образовательных методик», поэтому кроме работы в материале, значительную часть заданий курса составляет работа с современными цифровыми технологиями [7].

Цель курса - формирование у студентов знаний и представлений о ценности исто-рико-художественного наследия своего региона через исследовательскую и междисциплинарную проектную деятельность.

Одной из задач курса «Историко-художественное краеведение» является повышение уровня гражданской идентичности у обучающихся.

Гражданская (общероссийская) идентичность находится на уровне макросоциаль-ном (типология М.Е. Попова). Если на первых порах для ребенка важно определиться

«какого он роду, племени», так называемая этническая идентификация, то следующим уровнем для него становится понимание и субъективно осознаваемые и переживаемые общечеловеческие ценности, социально-политические установки [3; 8]. Студенты, основные участники курса обладают определёнными знаниями, умениями, профессиональными навыками. У них уже сформированы определённые общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции. Выработано понимание и представление концепции выполнения дизайн-проектов формирования и благоустройства городской среды с учётом факторов гражданской идентичности. Студенты активно участвовали в предлагаемых конкурсах на выполнение проектов увековечивания памяти своих выдающихся земляков. Некоторые проекты, в итоге, были реализованы в материале. Примеры: Разработка вариантов проекта установки бюстов-памятников Героям-Разведчикам И.Д. Санько и В.И. Образцову на Бульваре Победы в городе Орле. Бюсты установили по утверждённому итоговому проекту 4 августа 2018 года. Разработка вариантов проекта установки памятника Ю.В. Конратюку - выдающемуся теоретику космонавтики. Памятник находится на территории Крив-цовского мемориала Болховского района Орловской области. Памятник открыт Губернатором Орловской области А.Е. Клычковым 11 апреля 2019 года.

В ходе краеведческих и архивных научно-исследовательских поисков, связанных с годами жизни на территории Орловской губернии великого русского художника, основателя Товарищества передвижных художественных выставок Г.Г. Мясоедова, удалось найти уникальные архивные материалы и устранить неточности, искажения и пробелы в официальной версии биографии художника. В итоге, на малой Родине Г.Г. Мясоедова, в небольшом селе Паньково, Новодеревеньковского района Орловской области, где была родовая усадьба Мясоедовых, был установлен памятник великому художнику. Памятник является заключительным этапом дипломной работы студента Дмитрия Батюка воплощенном в материале.

Документальное установление лидерства Г.Г. Мясоедова в основании и организации Товарищества передвижных художественных выставок явилось крупным исто-рико-искусствоведческим открытием. Авторство данного открытия принадлежит А.С. Хворостову, доктору педагогических наук, профессору кафедры живописи Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева [11, 12]. Он со студентами художественно-графического факультета проводил архивные изыскания, начиная с 2001 года. 23 января 2015 года, по инициативе А.С. Хворостова, Орловское художественное училище получило имя Г.Г. Мясоедова.

Подобная краеведческая, историческая и искусствоведческая деятельность, с привлечением школьников и студентов, в значительной мере способствует повышению уровня гражданской идентичности у обучающихся [2].

_Материалы и методы исследования

Основными материалами для исследования стали: анализ научно-педагогических исследований об истории развития краеведения в России, значении историко-культурного наследия в воспитании личности и подходах к формированию гражданской идентичности у обучающихся; моделирование и опытно-экспериментальная работа по апробации курса с применением контрольного (стартового) исследования и итоговой диагностики, а так же анализ полученных результатов; диагностический инстру-

ментарий: тест М. Куна и Т. Мак-Партланда (в модификации И.В. Кожанова), методика «Индекс толерантности» (Г.У. Солдатова, О. А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова), методика определения ценностных ориентаций (Н.А. Бирюкова, адаптированная), методика «Незаконченный тезис» (Л.В. Байбородова, адаптированная), тест «Размышляем о жизненном опыте» (Н.Е. Щуркова, адаптированный), авторские кейс-задания и критерии оценки учебных и творческих работ.

Для оценки количественных результатов реализации курса «Историко-художе-ственное краеведение» были выделены следующие показатели:

1. Количество успешно освоивших курс студентов.

2. Количество методических указаний по выполнению практических заданий для студентов.

3. Количество вовлеченных в сетевое партнёрство организаций (образовательных, учреждений культуры, производственных и др.).

4. Количество культурно-массовых событий (выставки, конференции, фестивали), в которых приняли участие студенты с работами, выполненными в рамках программы курса.

5. Масштабирование опыта по реализации курса (появление аналогичных программ в других образовательных организациях).

Для анализа качественного результата внедрения курса «Историко-художествен-ное краеведение» были выбраны критерии (компоненты) уровня сформированности гражданской идентичности [6] у студентов:

1. Когнитивный компонент

2. Эмоционально-оценочный компонент

3. Ценностно- ориентировочный компонент

4. Деятельностный компонент

Критерии и показатели отслеживания результатов уровня формирования гражданской идентичности представлены в таблице 1.

Таблица 1

Критерии Показатели Инструментарий

Когнитивный компонент Высокий уровень: 1.Сформировано представление о своей этнической принадлежности. 2.Сформированы представления о своей принадлежности к российскому обществу, географических особенностях России и своей области тест М. Куна и Т. Мак-Партланда «20 высказываний» (модификация Кожанова И. В.), анкета самооценки «Я знаю», опросник «Понятийный словарь»

Средний уровень: 1.Недостаточные, нечеткие представления о своей этнической принадлежности. 2.Недостаточные, нечеткие представления о своей принадлежности к российскому обществу, географических особенностях России и своей области

Низкий уровень: 1.Не сформированы представления о своей этнической принадлежности. 2. Не сформированы представления о своей принадлежности к российскому обществу, географических особенностях России и своей области

Эмоционально- оценочный компонент Высокий уровень: 1.Положительно относится к своей этнической принадлежности, языку, культуре, системе ценностей народа. 2.Положительно относится к своей принадлежности к российскому обществу, уважительно относится к истории и культуре России и своей области Методика «Индекс толерантности» (Г. У. Солдатова, О. А. Кравцова, О. Е. Хухлаев, Л.А.Шайгерова)

Средний уровень: 1.Ситуативное отношение к своей этнической принадлежности, языку, культуре, системе ценностей народа. 2.Ситуативное отношение к своей принадлежности к российскому обществу, уважительно относится к истории и культуре России и своей области

Низкий уровень: 1.Индифферентное или негативное отношение к своей этнической принадлежности, языку, культуре, системе ценностей народа. 2.Индифферентное или негативное отношение к своей принадлежности к российскому обществу, уважительно относится к истории и культуре России и своей области

Ценностно- ориентировочный компонент Высокий уровень: 1.Имеет сформированную традиционную систему ценностей, свои поступки оценивает с позиции интересов родного народа. 2.Осознает ценность государства как гаранта прав гражданина, свои поступки и действия оценивает с точки зрения интересов страны. Принимает главенство государственного над этническим. Методика определения ценностных ориентаций (Н. А. Бирюкова, адаптированная); анкета «Мой выбор»; методика «Незаконченный тезис» (Л. В. Байбородова, адаптированная)

Средний уровень: 1.Не полностью сформирована традиционная система ценностей, свои поступки не всегда оценивает с позиции интересов родного народа. 2.Не полностью сформировано осознание ценности государства как гаранта прав гражданина, свои поступки и действия не всегда оценивает с точки зрения интересов страны. Вариативно признает главенство государственного над этническим.

Низкий уровень: 1.Не сформирована традиционную систему ценностей, в своих поступках не учитывает интересы родного народа. 2.Не осознает ценность государства как гаранта прав гражданина, свои поступки и действия не оценивает с точки зрения интересов страны. Не задумывается над главенством государственного над этническим.

Деятельностный компонент Высокий уровень: 1.Знает и говорит на родном языке, использует присущие родному народу черты поведения. 2.Активно участвует в жизни страны, соблюдает нормы, законы и правила. 3.Активно участвует в культурных, социальных, образовательных проектах, направленных на сохранение исторических знаний и культурного наследия Журнал педагогических наблюдений, Портфолио учебных (проектных) и творческих работ студентов; Тест «Размышляем о жизненном опыте» (Н. Е. Щуркова, адаптированный)

Средний уровень: 1.Затрудняется в использовании родного языка, периодически использует присущие родному народу черты поведения. 2.Периодически участвует в жизни страны, частично соблюдает нормы, законы и правила. 3. Выборочно участвует в культурных, социальных, образовательных проектах, направленных на сохранение исторических знаний и культурного наследия

Низкий уровень: 1.Не говорит на родном языке, игнорирует присущие родному народу черты поведения. 2. Не участвует в жизни страны, нарушает нормы, законы и правила. 3. Отказывается участвовать в культурных, социальных, образовательных проектах, направленных на сохранение исторических знаний и культурного наследия

_Результаты исследования

В оценке результативности реализации междисциплинарного курса «Историко-ху-дожественное краеведение» было задействовано 274 человека. Эмпирическую базу составили студенты вузов гг. Санкт-Петербург, Орел, Магнитогорск. Исследование проводилось в 2009-2020 гг.

Стартовые результаты диагностики уровней сформированности гражданской идентичности у 118 студентов (обобщенные данные) представлены в таблице 2.

Таблица 2

Уровень Компоненты

К Э Ц Д Общее

Абс. % Абс. % Абс. % Абс. % %

Низкий 70 59 59 50 13 11 32 27 36,75

Средний 32 27 47 40 78 66 70 59 48,5

Высокий 16 13 12 10 27 23 16 13 14,75

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Условные обозначения сокращений в таблице: К - когнитивный Э - эмоционально-оценочный Ц - ценностно- ориентировочный Д - деятельностный

Начальный срез проводился на общей массе студентов, которые представляли контрольную группу (КГ) (занимающуюся по традиционному учебному плану) и экспериментальную группу (ЭГ) (в учебный план внесен курс «Историко-художественное краеведение»). Стартовые результаты в обеих группах показали незначительные различия в уровнях сформированности гражданской идентичности у студентов, поэтому для публикации пользуемся обобщенными данными.

По окончании освоения курса «Историко-художественное краеведение» нами вновь была проведена диагностика сформированности гражданской идентичности личности студентов. Для сравнения контрольная групп студентов, так же была обследована. Использовались те же методики, что и на констатирующем этапе исследования.

Итоговые результаты диагностики уровней сформированности гражданской идентичности у 132 студентов ЭГ (обобщенные данные) представлены в таблице 3.

Таблица 3

Уровень Компоненты

К Э Ц Д Общее

Абс. % Абс. % Абс. % Абс. % %

Низкий 38 29 29 22 8 6 24 18 18,75

Средний 56 42 72 55 87 66 61 46 52,25

Высокий 38 29 31 23 37 28 47 36 29

Итоговые результаты диагностики уровней сформированности гражданской идентичности у 24 студентов КГ (обобщенные данные) представлены в таблице 4.

Таблица 4

Компоненты

Уровень К Э Ц Д Общее

Абс. % Абс. % Абс. % Абс. % %

Низкий 12 50 11 46 2 8 5 21 31,25

Средний 7 29 10 42 18 75 15 62 52

Высокий 5 21 3 12 4 17 4 17 16,75

Для наглядности сравнения результатов контрольной и экспериментальной групп данные представлены на гистограмме (см. рис. 1).

4Б,5

52

52 75

25

14,75

16,75

Начальный срез ИГ и ЭГ Итоговый срез ИГ Итоговый срез ЭГ

■ Низкий уровень 1 Средний уровень ■ Высокий уровень

Рисунок 1 Результативность формирования гражданской идентичности у студентов российских вузов в курсе "Историко-художественное краеведение"

Сравнение качественных результатов начального и итогового этапа опытно-экспериментальной апробации междисциплинарного курса «Историко-художественное краеведение» демонстрируют следующее. Исходные показатели уровня развития гражданской идентичности на низком уровне отмечается у 36,75 % студентов, на среднем уровне - у 48,5 % студентов, на высоком уровне - у 14,75 % студентов. Это обоб-

щенные данные, полученные в результате применения методик и диагностик, указанных в таблице № 1 у КГ и ЭГ, которые получены до начала занятий по курсу.

По завершении курса со студентами экспериментальной группы (ЭГ) (собранные из нескольких групп, обучавшиеся в разных вузах) и контрольной группы (КГ) проведены диагностические действия по исследованию уровня сформированности гражданской идентичности.

Результаты КГ по сравнению с начальным срезом изменились незначительно. Низкий уровень сформированности гражданской идентичности с 36,75 % сократился до 31,25 %, что составляет 5,5 пунктов. Средний уровень сформированности гражданской идентичности повысился с 48,5 % до 52 %. Рост составил 3,5 пункта. Высокий уровень сформированности гражданской идентичности с 14,5 % повысился до 16,75 %. Разница составила 2,25 пункта, а в процентном соотношении в пределах статистической погрешности.

Результаты ЭГ по сравнению с начальным срезом улучшились значительно. Низкий уровень сформированности гражданской идентичности с 36,75 % сократился практически в два раза до 18,75 %, что составляет 51 % снижения. Средний уровень сформированности гражданской идентичности повысился с 48,5 % до 52,25 %. Рост данного уровня составил 8 %. Высокий уровень сформированности гражданской идентичности с 14,5 % повысился практически в два раза до 29 %.

Сравнение результатов ЭГ и КГ показало, что низкий уровень сформированности гражданской идентичности в КГ 31,25 %, для ЭГ составляет 18,75 %. Разница показателя 60%. Количество студентов, у которых уровень сформированной гражданской идентичности средний в КГ и ЭГ примерно одинаково (в пределах статистической погрешности). А вот процент студентов с высоким уровнем сформированности гражданской идентичности 16,75 % в КГ и 29 % в ЭГ демонстрирует нам рост данного показателя на 73 %.

На контрольном этапе эксперимента выявлены статистически достоверные различия между экспериментальной и контрольной группами. Валидность исследования составляет 98,9 %.

Таким образом, на основе использования методов математической статистики мы видим, что реализация курса «Историко-художественное краеведение» (во всей совокупности выбранных подходов, методов и технологий обучения) эффективно для формирования гражданской идентичности у студентов.

_Обсуждение результатов

Полученные результаты исследования, во-первых, коррелируются с аналогичными современными педагогическими исследованиями, посвященными целенаправленной педагогической деятельности (учебных курсов, программ), направленных на формирование личностных качеств обучающихся средствами изучения культуры родного края, и в первую очередь ценностных ориентаций (Н.А. Аппталонова, Н.Б. Буянова, Н.С. Жданова, Е.Н. Никитина, С.Ш. Умеркаева и др.) гражданской идентичности (А.Г. Асмолов, Н.И. Кашина, И.В. Кожанов, Е.Г. Пономарева, О.П. Петровских и др.), а так же социализацию обучающихся (В.Н. Ильин, О.Ю. Латышев, Л.Н. Макарова и др.), и профессиональное становление будущих педагогов (Г.А. Горбунова, К.Н. Савельев, О.П. Савельева, М.В. Соколов, Н.М. Сокольникова, А.С. Хворостов, Д.А. Хво-ростов и др.). Во-вторых, особенностью представленного исследования явилась его

широкая география и охват трех регионов со своими историческими и культурными особенностями.

Студенты получили практические знания, навыки и опыт практической деятельности, в реальных условиях развили общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции. Работодатели наблюдали студентов-практикантов во время практик проходящих на их производственных базах и имели возможность пригласить в дальнейшем к себе на работу. Полученные макеты и изделия выставлялись на международных и всероссийских профессиональных конкурсах и фестивалях. Выполнение проектных заданий с полным жизненным циклом: «выполнение проекта - архитектурное и инженерное сопровождение - авторский надзор за исполнением» позволило студентам в ходе обучения, прочувствовать атмосферу профессиональной причастности к выбранной профессии, а преподавателю, руководителю практик и проектов, скорректировать методики и приёмы профессионального обучения и формирования гражданской позиции и ответственности за общественное пространство своего города у обучающихся.

Таким образом, мы подтверждаем, что принципы и подходы, использованные к проектированию такого курса универсальны и данный опыт может быть распространен и адаптирован к использованию в других регионах нашей страны.

С точки зрения созвучности темы нашего исследования с тенденциями в мировом научном дискурсе, вынуждены констатировать, что зарубежный опыт со второй половины ХХ века направлен преимущественно на мультикультурное или поликультурное развитие подрастающего поколения и молодежи. Тренд на сохранение национальных и/или народных традиций в образовательном поле сегодня фиксируется в Германии, Китае, Корее, Финляндии.

Заключение

Проведенное исследование выявило, что в рамках междисциплинарного курса «Историко-художественное краеведение» формирование определённых общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенции, наработка понимания и представления концепции выполнения проектов формирования и благоустройства городской среды, проектов социальной направленности способствует формированию гражданской идентичности у обучающихся.

Применение в образовательной деятельности в вузе, учреждениях среднего профессионального образования и в учреждениях дополнительного образования материалов курса «Историко-художественное краеведение» благотворно влияет на организацию междисциплинарных и межфакультетских образовательных и исследовательских проектов. В итоге организуются межуниверситетские и межрегиональные объединения, направленные на формирование активной положительной гражданской позиции у обучающихся.

Использование междисциплинарного курса «Историко-художественное краеведение» в профессиональной подготовке будущих специалистов эффективно способствует формированию более высокого уровня гражданской идентичности у студентов. Перспективы дальнейшего исследования мы связываем с изучением повышения мотивации студентов в проектной деятельности социокультурного характера.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аппталонова Н.А. Патриотическое воспитание студентов вузов: опыт УВО «Университет управления «ТИСБИ» // Экономика и политика. 2017. №1. С. 5

2. Асмолов А. Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества // Вопросы образования. 2016. № 1. С. 65.

3. Горбунова Г.А., Савельева О.П. Возрождение этнокультурных ценностей в проекте «Этномир» // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия Гуманитарные и социальные науки. 2017. №3 (76). С.200-204.

4. Жданова Н.С. Формирование ценностных ориентаций студентов в процессе изучения традиционной архитектуры Урала // Философия образования. 2017. №1 (70). С. 109-116.

5. Кашина Н. И., Пономарева Е. Г., Петровских О. Н. Формирование основ гражданской идентичности у младших школьников средствами проектной деятельности // Педагогическое образование в России. 2020. № 3. С. 123- 129. DOI: 10.26170/po20-03-14.

6. Кожанов И.В. Формирование гражданской идентичности личности в процессе этнокультурной социализации в системе непрерывного образования // Интернет-журнал «Науковедение» Том 7, №5 (2015). URL: http:// naukovedenie.ru/PDF/180PVN515.pdf (дата обращения: 09.01.2021). DOI: 10.15862/180PVN515

7. Латышев О.Ю., Ильин В.Н., Макарова Л.Н., Подкопаева В.А. Историко-художественное краеведение в социализации учащихся, студентов и ученых // Международный журнал экспериментального образования. 2017. № 5. С.92-93. URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=11595 (дата обращения: 12.01.2021).

8. Мурзина И.Я. Методологические аспекты изучения региональной культуры (к постановке проблемы) // Очерки истории культуры Урала. Монография. Екатеринбург: ООО «Форум-книга», 2008. 414 с.

9. Указ Президента РФ от 19.12.2012 № 1666 «О стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» с изменениями и дополнениями от 06.12. 2018 г. [Электронный ресурс] URL: http://government.ru/news/26013 (дата обращения: 15.01.2021).

10. Умеркаева С. Ш., Буянова Н. Б., Никитина Е. Н. Формирование духовно-нравственных ценностей подростков в процессе приобщения к народной художественной культуре // Перспективы науки и образования. 2019. № 6 (42). С. 215-228. doi: 10.32744/pse.2019.6.18

11. Хворостов А.С. Реальный образ Г.Г. Мясоедова // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2015. № 1. С. 363-367.

12. Хворостов А.С., Хворостов Д.А. Региональный компонент содержания подготовки художника-педагога: крымские мотивы в творчестве Г.Г. Мясоедова // Ученые записки Орловского государственного университета. 2019. № 3 (84). С. 347-351.

13. Khvorostov D.A. (2015). Features of the modern methods teaching design of the environment // Materials of the XI International scientific and practical conference, «Science and сivilization», on Pedagogical sciences. 30 January - 07 February 2015. Volume 12. Sheffield. ENGLAND. Science and education LTD. pp. 50 - 53.

14. Sokolnikova N.M. (2017). Traditional matryoshka and its innovative application in design. In Education. Science. Culture: Proceedings of The International Scientific Conference, pp.184-187.

15. Sokolov M.V., Sokolova M.S., Shokorova L.V. (2018). National-regional component in the training of artists of decorative-applied art. In International Journal of Engineering and Technology (UAE). Т. 7. № 4. pp. 519-522.

16. Zhdanova N.S., Gavritskov S.A., Ekaterinushkina A.V., Mishukovskaya Yu.I., Antonenko Yu.S. Comprehensive integration as an effective way of training future designers at technical universities (integration as a way of training a designer) // Journal of Applied Engineering Science. 2018. Т. 16. № 3. pp. 374-382.

REFERENCES

1. Apptalonova N.A. Patriotic education of university students: the experience of the HEI "University of Management" TISBI". Economics and Politics, 2017, no. 1. p. 5. (in Russ.)

2. Asmolov A.G. Strategy of socio-cultural modernization of education: on the way to overcoming the identity crisis and building a civil society. Education Issues, 2016, no. 1, p. 65. (in Russ.)

3. Gorbunova G.A., Savelyeva O.P. Revival of ethnocultural values i n the project "Ethnomir". Uchenye zapiski Oryol State University. Series Humanities and Social Sciences, 2017, no. 3 (76), pp. 200-204. (in Russ.)

4. Zhdanova N.S. Formation of value orientations of students in the process of studying the traditional architecture of the Urals. Philosophy of Education, 2017, no. 1 (70), pp. 109-116. (in Russ.)

5. Kashina N.I., Ponomareva E.G., Petrovskikh O.N. Formation of the foundations of civic identity in younger schoolchildren by means of project activities. Pedagogical education in Russia, 2020, no. 3, pp. 123-129. DOI: 10.26170/po20-03-14. (in Russ.)

6. Kozhanov I. V. Formation of civic identity of the individual in the process of ethnocultural socialization in the system of lifelong education. Internet journal «Naukovedeniye», 2015, vol., no. 5. Available at: http://naukovedenie.ru/ PDF/180PVN515.pdf (accessed 9 January 2021). DOI: 10.15862/l80PVN515 (in Russ.)

7. Latyshev O.Yu., Ilyin V.N., Makarova L.N., Podkopaeva V.A. Historical and artistic local history in the socialization of pupils, students and scientists. International Journal of Experimental Education, 2017, no. 5, pp. 92-93. Available at: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=11595 (accessed 12 January 2021). (in Russ.)

8. Murzina I. Ya. Methodological aspects of the study of regional culture (to the formulation of the problem). Essays on the history of culture of the Urals. Monograph. Yekaterinburg, LLC "Forum-kniga" Publ., 2008. 414 p. (in Russ.)

9. Decree of the President of the Russian Federation of 19.12.2012 No. 1666 "On the strategy of the state nationality policy of the Russian Federation for the period up to 2025" with amendments and additions dated 06.12. 2018 [Electronic resource] URL: http://government.ru/news/26013 (accessed 15 January 2021). (in Russ.)

10. Umerkaeva S. Sh., Buyanova N. B., Nikitina E. N. The formation of spiritual and moral values of adolescents in the process of familiarization with the folk art culture. Perspektivy nauki i obrazovania - Perspectives of Science and Education, 2019, vol. 42, no. 6, pp. 215-228. doi: 10.32744/pse.2019.6.18

11. Khvorostov A.S. The real image of G.G. Myasoedova. Scientific notes of the Oryol State University. Series: Humanities and Social Sciences, 2015, no. 1, pp. 363-367. (in Russ.)

12. Khvorostov A.S., Khvorostov D.A. The regional component of the content of the training of the artist-teacher: Crimean motives in the work of G.G. Myasoedova. Scientific notes of the Oryol State University, 2019, no. 3 (84), pp. 347-351. (in Russ.)

13. Khvorostov D.A. Features of the modern methods teaching design of the environment. Materials of the XI International scientific and practical conference, «Science and dvilization», on Pedagogical sciences. 30 January -07 February 2015. Volume 12. Sheffield. ENGLAND. Science and education LTD. pp. 50-53.

14. Sokolnikova N.M. (2017). Traditional matryoshka and its innovative application in design. In Education. Science. Culture: Proceedings of The International Scientific Conference, pp. 184-187.

15. Sokolov M.V., Sokolova M.S., Shokorova L.V. National-regional component in the training of artists of decorative-applied art. In International Journal of Engineering and Technology (UAE), 2018, vol. 7, no. 4, pp. 519-522.

16. Zhdanova N.S., Gavritskov S.A., Ekaterinushkina A.V., Mishukovskaya Yu.I., Antonenko Yu.S. Comprehensive integration as an effective way of training future designers at technical universities (integration as a way of training a designer). Journal of Applied Engineering Science, 2018, vol. 16, no. 3, pp. 374-382.

Информация об авторах Хворостов Дмитрий Анатольевич

(Россия, г. Орел) Доцент, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой дизайна ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева» E-mail: aqua_storm@mail.ru ORCID ID: 0000-0002-4262-0588

Information about the authors Dmitry A. Hvorostov

(Russia, Orel) Associate Professor, Doctor of Pedagogical Sciences, Head of the Department of Design Orel State University named after I.S. Turgenev E-mail: aqua_storm@mail.ru ORCID ID: 0000-0002-4262-0588

Горбунова Галина Александровна

(Россия, г. Санкт-Петербург) Доцент, доктор педагогических наук, профессор кафедры изобразительного искусства факультета искусств

ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет» E-mail: veta5@ya.ru ORCID ID: 0000-0001-6006-6552 Researcher ID С-5690-2016

Galina A. Gorbunova

(Russia, St. Petersburg) Associate Professor, Doctor of Pedagogy, Professor of the Department of Fine Arts of the Faculty of Arts

St. Petersburg State University

E-mail: veta5@ya.ru ORCID ID: 0000-0001-6006-6552 Researcher ID: C-5690-2016

Савельев Константин Николаевич

(Россия, г. Магнитогорск) Доцент, доктор филологических наук, профессор кафедры языкознания и литературоведения

Института гуманитарного образования ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова» E-mail: savakos@mail.ru ORCID ID: 0000-0003-4741-9346

Konstantin N. Savelyev

(Russia, Magnitogorsk) Associate Professor, Doctor of Philology, Professor of the Department of Linguistics and Literary Studies of the Institute of Humanitarian Education Nosov Magnitogorsk State Technical University E-mail: savakos@mail.ru ORCID ID: 0000-0003-4741-9346

Савельева Оксана Петровна

(Россия, г. Магнитогорск) Доцент, кандидат педагогических наук, ведущий специалист по научно-методической работе ЧУ ДО ПАО «ММК» «Детский оздоровительно-образовательный комплекс»

E-mail: savelop@mail.ru ORCID ID: 0000-0002-8461-7053 Researcher ID: С-3488-2016

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Oksana P. Savelyeva

(Russia, Magnitogorsk) Associate Professor, PhD in Pedagogical Sciences, Leading Specialist in Scientific and Methodological Work Children's health and educational complex E-mail: savelop@mail.ru ORCID ID: 0000-0002-8461-7053 Researcher ID: C-3488-2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.