СТРАТЕГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 378 DO110.26170/po20-03-02
ББК Ч448.90 ГРНТИ Код ВАК 13.00.08
Глазырина Елена Юрьевна,
доктор педагогических наук, профессор, г. Екатеринбург, Россия; e-mail: glazyrinao8@ya.ru
Донгаузер Елена Викторовна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, Уральский государственный педагогический университет; 620017, Россия, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: dong-elena@yandex.ru
Нежинская Татьяна Альбертовна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры музыкально-компьютерных технологий, кино и телевидения, Российский государственный профессионально-педагогический университет; 620012, Россия, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11; e-mail: tat7093@yandex.ru
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: гражданская идентичность; духовно-нравственные ценности; конкурс; проектная деятельность студентов; педагогическое образование.
АННОТАЦИЯ. В статье рассматривается необходимость реализации потенциала проектной деятельности студентов для формирования гражданской идентичности. Обозначена актуальность поиска ответа на проблемный вопрос: проектная деятельность на занятиях по каким учебным дисциплинам является наиболее оптимальной и эффективной для формирования гражданской идентичности студентов на основе интеграции теоретической подготовки, практических умений и владений и опыта изучения работы коллективов на базах практики? Цель исследования: разработка содержания проектной деятельности студентов в органичности профессионального и гражданского аспектов. Методология исследования: идеи гражданственности от философии античности и до наших дней; стратегии, концепции и модели формирования гражданской идентичности молодежи в современных междисциплинарных исследованиях. Основные результаты исследования: 1) формулировка понятия гражданская идентичность применительно к проектной деятельности студентов вуза педагогической направленности; 2) обоснование потенциала практики студентов как одного из условий для формирования гражданской идентичности студентов; 3) характеристика средств подготовки студентов для их участия в конкурсе грантов на развитие гражданского общества; 4) апробация проектной деятельности студентов по образцу подготовки заявок на конкурсы грантов; 5) апробация заданий-проектов на период практики студентов; 6) определение эффективности проектной деятельности для формирования гражданской идентичности студентов в условиях практики по специально разработанным критериям как констатирующего этапа в исследовании обозначенной проблемы. Научная новизна гипотезы исследования заключается в обосновании ресурсов проектной деятельности на занятиях по всем видам практики для формирования гражданского самосознания студентов. Теоретическая и практическая значимость заключается в раскрытии потенциала заявленных во ФГОС задач и компетенций проектной деятельности для формирования и укрепления гражданского самосознания студенческой молодежи.
Краткие выводы. Одним из оптимальных условий формирования гражданской идентичности студентов является период практики, в ходе которого, на основе приобретенных при освоении теоретического курса компетенций, а также наблюдений и изучения производственного опыта специалистов на базах практики, студенты выдвигают и обосновывают идею заявки по образцу конкурса инициатив по развитию открытого гражданского общества.
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Глазырина, Е. Ю. Проектная деятельность как условие формирования гражданской идентичности студентов / Е. Ю. Глазырина, Е. В. Донгаузер, Т. А. Нежинская. - Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. - 2020. - № 3. - С. 16-25. - DOI: 10.26170/Р020-03-02.
Glazyrina Elena Yurievna,
Doctor of Pedagogy, Professor, Ekaterinburg, Russia
Dongauzer Elena Viktorovna,
Candidate of Pedagogy, Associate Professor of the Department of Pedagogy, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia
Nezhinskaya Tatyana Albertovna,
Candidate of Pedagogy, .Associate Professor of the Department of Computer Music, Cinema and Television, Russian State Vocational Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia
DESIGN ACTIVITY AS A FORMATION CONDITION STUDENT'S CIVIL IDENTITY
KEYWORDS: civil identity; spiritual and moral values; competition; design activities of students; pedagogical education.
ABSTRACT. The article considers the need to realize the potential of students' project activities for the upbringing of civic identity. The relevance of the search for the answer to the problematic question is outlined: is the project activity in the classroom in which academic disciplines the most optimal and effective for the formation of civic identity of students through the integration of theoretical training, practical skills and knowledge of the work experience of teams on the basis of practice? The purpose of the study: the development of the content of the project activities of students in the essential professional and civilian aspects. Research methodology: ideas of citizenship from the philosophy of antiquity to the present day; strategies, concepts and models for the formation of civic identity of youth in modern interdisciplinary studies. The main results of the study: l) the formulation of the concept of civic identity in relation to the project activities of university students of a pedagogical orientation; 2) substantiation of the potential of training in practice as one of the conditions for the upbringing of students' civic identity; 3) a description of the means of preparing students for their participation in the grant competition for the development of civil society;
4) approbation of students' project activities for the preparation of applications for grant competitions;
5) approbation of assignments-projects for the period of student practice; 6) determination of the effectiveness of project activities for the education of students' civic identity in practice, using specially developed criteria as a ascertaining stage in the study of the indicated problem. The scientific novelty of the research hypothesis is to justify the resources of project activities in the classroom for all types of practice for the formation of students' civic consciousness. Theoretical and practical significance lies in the disclosure of the potential of the tasks and competencies of project activities declared in the Federal State Educational Standard for the formation and strengthening of civic consciousness of students.
Brief conclusions. One of the optimal conditions for the formation of civic identity of students is training in all types of practice, during which students, on the basis of competencies acquired during the development of a theoretical course, as well as observations and study of production experience of specialists on the basis of practice, students put forward and substantiate the idea of an application for participation in the competition of initiatives for the development of open civil society.
К
FOR CITATION: Glazyrina, E. Yu., Dongauzer, mation Condition Student's Civil Identity. In 10.26170/P020-03-02.
числу серьезных проблем и вызовов для современной России относится формирование гражданской идентичности молодежи. Целями и идеалами жизненной активности молодого поколения россиян должны служить общечеловеческие гуманистические и духовно-нравственные ценности. Это очень важно для поддержания конструктивного характера и направления созидательной активности молодежи во всех сферах их общественной и профессиональной деятельности. К основным в жизнедеятельности любого человека относятся профессиональная и социальная сферы. Единство и взаимодополнение этих сфер являются важными условиями полноценной самореализации личности. Наиболее благоприятным периодом для становления и развития профессионального и социального самосознания в их органичности является период профессионального обучения и обретения гражданского статуса взрослеющей личностью. Именно этот тезис в статье является ключевым. Поэтому далее в статье взаимодействие и взаимовлияние профессионального и социального аспектов является той методологической основой, с помощью которой исследуется и апробируется содержание проектной деятельности студентов. В связи с этим изучение состояния заявленной в статье проблемы основывается на том, что обучение студентов в университете является важным и ответственным периодом для воспитания гражданского самосознания, ответственности и национального достоинства.
E. V., Nezhinskaya, T. A. (2020). Design Activity as a For-Pedagogical Education in Russia. No. 3, pp. 16-25. DOI:
Отечественными учеными отмечается необходимость проведения систематической работы по формированию гражданской идентичности и духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения. Это отражено в научных работах О. Н. Астафьевой, Н. А. Галактионовой, А. Б. Гофмана, Д. А. Леонтьева и многих других [4; 16; 10; 24]. А. Г. Асмолов подчеркивает важность опоры на Федеральные государственные образовательные стандарты (далее по тексту - ФГОС) как политического инструмента конструирования гражданской идентичности и базовой предпосылки укрепления государственности [3].
Вместе с тем обозначенные во ФГОСах виды деятельности обучающихся в вузе не всегда в полной мере реализуются в контексте гражданственности и рассматриваются преимущественно в плане формирования профессиональных компетенций, знаний, умений, навыков, опыта. Технологическая профессиональная подготовка в российских вузах зачастую не наполняется общезначимым смыслом деятельности на благо гуманистического и демократического развития общества.
В России идеи гражданственности получили широкий общественный резонанс в XIX веке в трудах русских философов, историков, ученых - И. А. Ильин, Ф. Каптерев, Н. А. Бердяев, Л. Н. Гумилев и многих других, полное перечисление имен и вклада которых выходит за рамки данной статьи [6; 17; 22; 23]. В XX веке понятия «гражданственность» и «идентичность» рассматри-
© Глазырина Е. Ю., Донгаузер Е. В., Нежинская Т. А., 2020
ваются как феномены общественного и личностного самосознания в трудах выдающихся ученых и педагогов-новаторов, например, таких, как: Ш. А. Амонашвили, Ю. К. Бабанский, Е. В. Бондаревская,
О. С. Газман, А. С. Макаренко, В. А. Сухом-линский [2; 5; 7; 9; 25; 33] и практически всех специалистов в области образования и педагогики, ратующих за воспитание высокой нравственно-гражданской позиции подрастающего поколения. Во второй половине ХХ - начале XXI века понятия «гражданственность» и «идентичность» рассматриваются в работах Н. М. Борытко, Б. С. Гер-шунского, А. Н. Джуринского, А. С. Запе-соцкого, А. В. Мудрика, Г. Н. Филонова и др. как целостное интегративное образование под названием «гражданская идентичность», формирование которой приобретает общегосударственное значение [8; 11; 18; 20; 26; 36].
Анализ научных трудов, исследований и образовательной практики показал, что вузы не в полной мере реализуют возможности ФГОС для решения проблемы формирования у студентов гражданской идентичности. Одна из таких возможностей -наполнение проектной деятельности студентов ценностями открытого гражданского общества и духовно-нравственным смыслом. Выше приведенные соображения конкретизировали цель исследования - разработка содержания проектной деятельности студентов в органичности профессионального и гражданского аспектов.
В целом следует отметить, что с началом XXI века проблема формирования гражданской идентичности в среде студенческой молодежи достаточно актуальна. Исследуются самые разные аспекты этой проблематики: структура гражданской идентичности и механизмы ее становления; обосновывается педагогический потенциал поликультурной среды вуза для граждан-ско-патриотического воспитания молодежи; разрабатываются концепции, технологии и модели повышения эффективности гражданского воспитания вузовского студенчества; выстраивается системная работа по гражданско-патриотическому воспитанию студентов в опоре на духовную составляющую гражданской культуры российского общества; рассматриваются способы формирования гражданской идентичности при разработке молодежных социально-ориентированных проектов при участии студенчества вне рамок образовательных организаций и др. [1; 12; 29; 30]. Однако исследование процесса формирования гражданской идентичности и духовно-нравственных ценностей студентов вуза педагогической направленности через разра-
ботку содержания проектной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС еще не проводилось. При этом потенциал проектной деятельности студентов в период их обучения на базах практики практически не исследуется. Обучение студентов основам проектной деятельности осуществляется, как правило, на занятиях по научно-исследовательской работе, а также в процессе написания студентами курсовых и выпускных квалификационных работ.
Достижение поставленной цели и обозначенные выше рассуждения определяют необходимость решения следующих задач: 1) анализ требований ФГОС к видам и характеристикам профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу бакалавриата; 2) обоснование способов осуществления профессиональной проектной деятельности студентов как их личного вклада в развитие гражданского общества; 3) определение наиболее оптимальных видов и содержания учебных занятий для приобретения студентами опыта гражданской идентификации через личный опыт разработки профессиональных проектов гражданской направленности.
Методология исследования опирается на многовековой мировой опыт изучения идей гражданственности от философии античности и до наших дней, а также обоснования стратегий, концепций и моделей формирования гражданской идентичности молодежи в современных междисциплинарных исследованиях (педагогика, психология, культурология, социология, история, экономика и др.).
Для достижения поставленной цели использовался комплекс методов исследования. Из группы теоретических методов использовались следующие: системный подход для раскрытия сущности проблемы; анализ государственной нормативно-правовой базы по стратегическим направлениям развития национальной, культурной, молодежной политики; изучение учебно-программной документации; уточнение понятийного поля проблемы; обобщение. Из группы эмпирических методов использовались следующие: педагогическое наблюдение; беседа (диалог, дискуссия); анализ и интерпретация полученных результатов.
Содержание проектной деятельности студентов по ФГОС направления подготовки 44.03.01 - Педагогическое образование было разработано на основе профессиональных задач и профессиональных компетенций, соответствующих проектной деятельности [34; 35]. В сформулированных в ФГОС задачах и компетенциях проектной деятельности прослеживается интеграция профессионального и гражданского аспек-
тов в формировании личности будущего специалиста. Однако реализация этой потенциально имеющейся интеграции осуществляется на практике в недостаточной мере. Теоретическая значимость исследования заключается в подтверждении научной гипотезы о необходимости реализации имеющегося потенциала проектной деятельности на учебных занятиях по практике как условия развития гражданской идентичности студентов и приобщения к общечеловеческим гуманистическим ценностям в процессе и на основе профессионального обучения. Практическая значимость заключается в раскрытии потенциала проектной деятельности для формирования и укрепления в самосознании студенческой молодежи чувства сопричастности к российскому гражданскому обществу и общечеловеческим нравственно-этическим нормам и ценностям в процессе профессионального обучения по профилям педагогического направления подготовки, тесно соприкасающихся со сферами культуры, искусства и художественного образования.
Все выше сказанное определило научную новизну гипотезы исследования, которая заключается в обосновании ресурсов проектной деятельности на занятиях по всем видам практики, направленных на осознание студентами вуза личностной и общественной значимости своей будущей профессиональной деятельности в их единстве.
Государственные документы последних лет содержат аналитическую констатацию имеющихся проблем в области формирования общероссийской гражданской идентичности и духовно-нравственных ценностей народов России, рекомендации для организации работы в этом направлении, а также определения ключевых понятий [21; 27; 28; 31; 32].
В Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 г. понятие общероссийская гражданская идентичность определяется синонимично понятию гражданское самосознание и характеризуется как осознание гражданами Российской Федерации их принадлежности к своему государству, народу, обществу, ответственности за судьбу страны, необходимости соблюдения гражданских прав и обязанностей, а также приверженность к базовым ценностям российского общества [32].
За длительную историю исследования понятия идентичность предложен не один десяток его формулировок. Все их проанализировать в данной статье, разумеется, не представляется возможным. Однако на отдельные формулировки понятия идентичность имеет смысл обратить особое внима-
ние, потому что они являются обобщающими в своем роде. Так, в широком философ-ско-мировоззренческом контексте идентичность характеризуется как субъективный образ некоторой объективной реальности [10]. В социально-историческом смысле гражданская идентичность личности определяется выдающимися умами современности как «общая родословная» российских граждан, чувство понимания исторической «общей судьбы», являющееся основой социальной солидарности российского общества [3, с. 101].
Еще один, очень важный для проведенного исследования, пример определения понятия идентичность приводится в контексте культуры и национальных культурных ценностей, когда сформированность гражданской идентичности во многом определяется способностью личности идентифицировать себя со своей культурой, умением включиться в выработанную в обществе систему ценностей. Поэтому ценностные ориентиры, искусство, уважение к истории и культурным традициям и обычаям рассматриваются как «интегративный, рационально конструируемый с использованием политических и идеологических механизмов феномен, образующий „культурную скрепу" для проживающей на одной территории коллективной общности» [4, с. 256].
Сообразно поставленным цели и задачам, в проведенном исследовании гражданская идентичность определяется как проявление у студентов профессионального самосознания и чувства сопричастности к высоким гуманистическим идеалам развития общества при разработке и обосновании проектов (художественно-творческих, культурно-просветительских, профессионально-педагогических, художественно-образовательных и др.), содержательно связанных с их будущей профессиональной деятельностью и имеющих позитивный социальный резонанс.
Исследование показало, что бесценным в этом отношении является опыт работы в производственных коллективах в период практик студентов. В условиях практики студенты знакомятся с достижениями и насущными проблемами в своей профессии, технологиями осуществления преемственности традиций и инноваций в профессии, профессионализмом работников на базах практики, управленческой и финансово-экономической составляющей в работе предприятий и организаций, способами сохранности уникального культурного наследия и др. [13; 14; 15; 19; 38; 39]. Очень важно отметить, что разработка проекта в условиях практики способствует интеграции в самосознании студентов сразу нескольких ви-
дов идентичности - гражданской, профессиональной, культурной, социальной, национально-региональной, общечеловеческой и др.
Студенты работают над выполнением проекта в течение всего периода практики. Проект является одним из нескольких заданий, которые выдаются студентам на установочной конференции по практике. Проект может выполняться студентом индивидуально. Допускается также создание малых групп студентов для выполнения проекта. В процессе выполнения проекта студенты имеют возможность консультироваться по всем вопросам со своим руководителем практики, администрацией и сотрудниками базы практики. Таким образом, выполнение задания-проекта осуществляется студентами самостоятельно. Публичная презентация и обсуждение проекта происходит на итоговых конференциях по практике, при свободном обмене мнениями. Наиболее интересные проекты получают право на дальнейшее развитие в следующий период практики студентов. Такие проекты могут стать основой для выполнения их авторами выпускных квалификационных работ.
В ходе выполнения проекта студенты учатся научным формулировкам и формам публичных презентаций по профессиональной тематике, основам педагогической и художественно-просветительской деятельности, пропаганде и продвижению в гражданском обществе духовно-
нравственных ценностей, воплощенных в высокохудожественных образцах культуры и искусства. Поэтому предусмотренные ФГОС все виды и типы практики студентов являются, по сути, той универсальной средой, в которой эффективно осуществляется интеграция профессиональных компетенций, личностных приоритетов и гражданского самосознания будущих специалистов, и на этой основе рождаются социально-значимые творческие идеи проектов.
Для того чтобы приобретенные за период обучения в вузе компетенции и опыт проектной деятельности студентов имели свое продолжение в их дальнейшей самостоятельной трудовой деятельности, за основу для разработки проекта была взята информация, размещенная на сайте Фонда Президентских грантов на развитие гражданского общества: конкурсная документация, методические материалы, проекты, документы и т. д. [37]. Приобретенный опыт проектной деятельности, вкупе с освоенным содержанием учебных дисциплин и формирующимися у студентов компетенциями, создает хорошую основу для созревания оригинальной авторской идеи как основы
для подготовки заявки на грант, т. к. нацеливает их на приобретение знаний, умений, владений, способностей и готовности, а также профессионального опыта по подбору, изучению, осмыслению, анализу и обобщению информации, имеющей важное значение для разработки и оформления проектной документации для конкурсной заявки.
В качестве средств для реализации проектной деятельности студентов в проведенном исследовании были апробированы следующие: 1) разработка заданий проектного типа; 2) разработка проектной документации при выполнении задания-проекта; 3) доработка и дополнение проектной документации за счет материалов, подготовленных студентами в других видах деятельности - при выполнении докладов и презентаций по дисциплинам учебного плана, курсовых работ, выпускных квалификационных работ и др.; 4) проведение анализа грантовых заявок, поданных на конкурс в общероссийском масштабе, на консультациях с преподавателями по учебным дисциплинам и руководителями по практике; 5) доработка и дополнение заявки на грант материалов проекта в ходе выполнения студентами других, взаимодополняющих проектную и предусмотренных ФГОСом, видах профессиональной деятельности - педагогической, исследовательской и культурно-просветительской; 6) консультационная поддержка работодателей, а также руководителей и сотрудников с баз практики студентов; 7) привлечение к участию по разработке и реализации конкурсных заявок сторонних соисполнителей, например, выпускников школ, профессиональных училищ и колледжей, всех интересующихся мировой художественной культурой, современными информационными технологиями и программами как потенциальных абитуриентов университета и т. п. Все это позволило на основе идеологии конкурса и в условиях университетской образовательной среды сформировать и укрепить гражданственность и профессиональные компетенции обучающихся в их органичном единстве.
Всего в исследовании участвовало 20 студентов. Исследование проходило на основе констатации уровня сформирован-ности мотивации и компетенций студентов для их участия в выполнении проектных заданий профессионально-гражданской направленности в условиях практики. За основу для разработки заданий проектов были взяты конкурсы Фонда Президентских грантов, но адаптированных с учетом уровня профессионального образования и гражданской зрелости студенчества. Разработка проекта в период практики была од-
ним из способов реализации индивидуального образовательного маршрута, и была ориентирована для выполнения индивидуально или группой однокурсников количеством не более 3-5 человек. Отчет о выполнении проекта демонстрировался публично как его защита на итоговой конференции по практике. Примеры заданий для проектной деятельности: 1) сформулировать предложения для проведения конкурса в формате online в области художественного творчества для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья: тематика, название и номинации конкурса; формы поддержки и поощрения участников; 2) создать художественно-оформленную мультимедиа-презентацию по военно-патриотической тематике, обосновать значение выбранной темы для современной жизни; 3) осуществить аналитический обзор современных образовательных программ в области художественного образования и их роли в формировании духовно-нравственных ценностей обучающихся;
4) разработать идею молодежного культурно-просветительского проекта для популяризации традиций родного края (исторических, культурных, промысловых и т. д.);
5) разработать тематический план цикла online лекций-презентаций о выдающихся педагогах в области культуры и искусства, результаты профессиональной деятельности которых повлияли на формирование высоких духовно-нравственных ценностей подрастающих поколений; 6) разработать план и технологии реализации благотворительной акции для населения с учетом специфики деятельности организации-базы практики и т. д.
Констатирующий уровень проведенного исследования ранжировался и анализировался в соответствии с разработанными критериями. В соответствии с критериями результаты проведенного констатирующего обследования выглядят следующим образом (в процентном соотношении от общего числа участвующих студентов). По критерию «соответствие формулировки темы проекта и названия конкурса»: 18% - полностью соответствует; 36% - не полностью соответствует; 16% - не соответствует, 30% - не смогли сформулировать тему проекта. По критерию «обоснование профессиональной значимости проекта»: 15% -обоснование в достаточно убедительной степени; 28% - обоснование в недостаточно убедительной степени; 17% - обоснование слабое; 40% - не смогли обосновать. По критерию «понимание востребованности проекта в обществе - для каких социальных групп населения проект адресован и представляет интерес»: 26% - хорошее понима-
ние интереса к проекту конкретными социальными группами; 28% - достаточно хорошее понимание интереса к проекту конкретными социальными группами; 16% -недостаточное понимание интереса к проекту конкретными социальными группами; 30% - отсутствие понимания востребованности проекта в социуме. По критерию «гражданское „звучание" проекта - приобщение через проект к общечеловеческим духовно-нравственным ценностям, традициям региона и края, приобщение к истории и культуре страны и т. д.»: 15% - полноценное «гражданское «звучание» проекта; 35% - разработка проекта без ощутимой опоры на общечеловеческие духовно-нравственные ценности, традиции региона и края; 50% - отсутствие в проекте опоры на общечеловеческие духовно-нравственные ценности, традиции региона и края. По критерию «профессиональный уровень выполнения проекта»: 36% - грамотное применение приобретенных за период обучения профессиональных компетенций; 34% - достаточно грамотное применение приобретенных за период обучения профессиональных компетенций; 30% - неспособность выполнить проект в опоре на профессиональные компетенции.
Полученные результаты подводят к следующим выводам: проектная деятельность является мало исследованным и перспективным направлением в подготовке студентов к самостоятельной деятельности в единстве ее профессионального и гражданского аспектов; педагогическая практика может выступать в качестве эффективного ресурса для формирования гражданской позиции студентов в процессе их профессионального обучения; при выполнении заданий в форме проектов в условиях обучения студентов на базах практики профессиональные компетенции студентов превалируют над осознанием ими гражданской значимости и духовно-нравственных ценностей; выполнение проектных заданий по практике формирует в личном портфолио студентов существенный задел для дополнения и обогащения его материала в условиях самостоятельной трудовой деятельности и участия в конкурсах и грантах российского и международного уровней.
Вместе с тем, при анализе и в ходе обсуждения проектов был отмечена заинтересованность студентов в социальном «звучании» разработанных ими проектов. Направленность мышления студентов приобрела целенаправленный характер. Они начали более отчетливо осознавать значение своих интеллектуальных и физических усилий для развития российского гражданского общества и роль профессионального
подхода для решения поставленных задач.
Исследование подтвердило правильность заявленной цели, научной гипотезы и поставленных задач и доказало, что одним из эффективных способов вовлечения творческих инициатив студентов в построение российского гражданского общества является приобретение ими опыта по разработке проектов, в которых профессиональная и гражданская значимость взаимно дополняют друг друга: профессиональная направленность проекта рассматривается с
позиции значимости для развития гражданского общества, а гражданское самосознание проектной деятельности формируется у студентов на основе их профессиональных компетенций. Наиболее оптимальной формой учебных занятий для проведения работы в этом направлении является период практики. Представленные студентами проекты были выполнены на доступном им профессиональном уровне, но, что самое главное, отражали становление активной гражданской позиции студентов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алпацкий, И. И. Культуроохранные технологии социально-культурной деятельности в системе патриотического воспитания молодежи : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Алпацкий И. И. - Тамбов, 2004. - 28 с.
2. Амонашвили, Ш. А. Гуманная педагогика: актуальные вопросы воспитания и развития личности / Ш. А. Амонашвили. - М. : Амирата-Русь, 2010. - 285 с.
3. Асмолов, А. Г. Социальные эффекты образовательной политики / А. Г. Асмолов // Национальный психологический журнал. - 2010. - № 2 (4). - С. 100-106.
4. Астафьева, О. Н. Реструктуризация и демаркация коллективных идентичностей в условиях глобализации: будущее национально-культурной идентичности / О. Н. Астафьева // Вопросы социальной теории. - 2010. - Т. 4. - С. 255-281.
5. Бабанский, Ю. К. Избранные педагогические труды / Ю. К. Бабанский ; сост. М. Ю. Бабанский. -М. : Педагогика, 1989. - 860 с.
6. Бердяев, Н. А. Русская идея / Н. А. Бердяев // О России и русской философской культуре. - М. : Наука, 1990. - С. 134-142.
7. Бондаревская, Е. В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности (исходные посылки поиска подхода к воспитанию) / Е. В. Бондаревская. - Ростов н/Д., 1991. - 134 с.
8. Борытко, Н. М. В пространстве воспитательной деятельности : монография / Н. М. Борфтко. -Волгоград : Перемена, 2001. - 181 с.
9. Газман, О. С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века / О. С. Газ-ман // Классный руководитель. - 2009. - № 3. - С. 37-43.
10. Галактионова, Н. А. Гражданская идентичность как компонент личностной идентичности / Н. А. Галактионова // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. - 2010. -№ 1. - С. 10-12.
11. Гершунский, Б. С. Философия образования для XXI века / Б. С. Гершунский. - М. : Совершенство, 1998. - 608 с.
12. Гладких, В. В. Гражданско-патриотическое воспитание молодежи в поликультурной среде вуза: системно-деятельностный подход : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Гладких В. В. - Тамбов, 2011. - 52 с.
13. Глазырина, Е. Ю. Методологические основы применения интерактивных технологий в музыкально-художественном образовании / Е. Ю. Глазырина // Современное музыкальное образование - 2014 : материалы XIII Международной научно-практической конференции / под общ. ред. И. Б. Горбуновой. -СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. - С. 18-26.
14. Глазырина, Е. Ю. Музыкально-компьютерные технологии в вузе : монография / Е. Ю. Глазырина, Т. А. Нежинская. - М. : ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологи Российской академии образования», 2015. - 302 с.
15. Глазырина, Е. Ю. Функции учебной практики в формировании специальных профессиональных компетенций студентов-бакалавров в области музыкально-компьютерной деятельности / Е. Ю. Глазырина, Т. А. Нежинская. - Текст : электронный // Педагогика искусства. - 2014. - № 2. - URL: http: //www.art-education.ru/AE-magazine/new-magazine.htm (дата обращения: 02.03.2020).
16. Гофман, А. Б. В поисках утраченной идентичности: традиции, традиционализм и национальная идентичность / А. Б. Гофман // Вопросы социальной теории. - 2010. - Т. 4. - С. 241-254.
17. Гумилев, Л. Н. Этногенез и биосфера земли / Л. Н. Гумилев. - М. : Проспект, 1990. - 96 с.
18. Джуринский, А. Н. Развитие образования в современном мире : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. спец. / А. Н. Джуринский. - М. : ВЛАДОС, 1999. - 337 с.
19. Дорохова, Т. С. Технология подготовки студентов-волонтеров к социально-педагогической деятельности с инвалидами / Т. С. Дорохова, Ю. Н. Галагузова, Е. В. Донгаузер [и др.] // Европейские труды социальных и поведенческих наук : 4-й Международный форум педагогического образования. - IFTE, 2018. - С. 967-976.
20. Запесоцкий, А. С. Гуманитарное образование и проблемы духовной безопасности / А. С. Запесоцкий // Педагогика. - 2006. - № 2. - С. 13-19.
21. Изменения, которые вносятся в Стратегию государственной культурной политики на период до 2030 года (утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.03.2018 г. № 551-р). -URL: http: //government.ru/docs/31923/ (дата обращения: 02.03.2020). - Текст : электронный.
22. Ильин, И. А. Инстинкт духовности : собрание сочинений в 10 т. / И. А. Ильин ; сост. и коммент. Ю. Т. Лисицын. - М. : Русская книга, 1994. - Т. 3. - 105 с.
23. Каптерев, П. Ф. История русской педагогики / П. Ф. Каптерев // Педагогика. - 1994. - № 6. -С. 27-39.
24. Леонтьев, Д. А. Лабиринт идентичностей: не человек для идентичности, а идентичность для человека / Д. А. Леонтьев // Философские науки. - 2009. - № 10. - С. 5-10.
25. Макаренко, А. С. Воспитание гражданина / А. С. Макаренко ; сост. P. M. Бескина, М. Д. Виноградова. - М. : Просвещение, 1988. - 304 с.
26. Мудрик, А. В. Система формирования гражданина социалистического общества как фактор становления социальной активности будущего учителя / А. В. Мудрик. - М. : Педагогика, 1986. - 104 с.
27. Национальный проект «Культура» и входящие в него федеральные проекты «Культурная среда», «Творческие люди» и «Цифровая культура» (2019-2024 гг.) (Паспорт национального проекта «Культура» утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16). - URL: https://www.mkrf.ru/ press/news/natsionalnyy_proekt_kultura_plany_i_napravleniya/ (дата обращения: 05.03.2020). - Текст : электронный.
28. Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 г., утверждены Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 г., № 2403-р. - URL: hрttp://static.govemment.ш/media/files/ceFXleNUqOU.pdf (дата обращения: 01.03.2020). - Текст : электронный.
29. Савотина, Н. А. Гражданское воспитание студенческой молодежи в современном вузе : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Савотина Н. А. - М., 2006. - 48 с.
30. Семенова, Ю. А. Гражданская идентичность личности в глобализирующемся мире: философско-антропологический аспект : автореф. дис. ... канд. филос. наук / Семенова Ю. А. - Челябинск, 2012. - 22 с.
31. Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.02.2016 № 326-р). - URL: http://static. g0vernment.ru/media/files/AsA9RAyYVAJn0BuKgH0qEJA9IxP7f2xm.pdf (дата обращения: 25.02.2020). -Текст : электронный.
32. Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Приказом Президента Российской Федерации от 19.12.2012 № 1666 (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 06.12.2018 г. № 703)). - URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ ips/?docbody=&nd=102161949 (дата обращения: 26.02.2020). - Текст : электронный.
33. Сухомлинский, В. А. Рождение гражданина / В. А. Сухомлинский. - М. : Педагогика, 1989. - 228 с.
34. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования направления подготовки 44.03.01 - Педагогическое образование, уровень бакалавриата (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.12.2015 г., № 1426). - URL: http://fgosvo.ru/news/8/1583 (дата обращения: 24.01.2020). - Текст : электронный.
35. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 - Педагогическое образование (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.02.2018 г., № 121). - URL: http://fgosvo.ru/ uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/440301_B_3_16032018.pdf (дата обращения: 24.01.2020). - Текст : электронный.
36. Филонов, Г. Н. Феномен гражданственности в структуре личностного развития / Г. Н. Филонов // Педагогика. - 2002. - № 10. - С. 24-29.
37. Фонд Президентских грантов. - URL: https://xn--80afcdbalict6afooklqi5o.xn--p1ai/public/ contest/index (дата обращения: 24.01.2020). - Текст : электронный.
38. Dorokhova, T. S. Socio-pedagogical Support for Children with Special Educational Needs at Pre-school Education Institution / T. S. Dorokhova, M. A. Galaguzova, I. V. Volgina // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences : VII International Conference Early Childhood Care and Education. - 2018. - P. 22-27.
39. Shkolyar, L. V. That 'sound' phenomenon paradigm as musical and educational challenge / L. V. Shkolyar, E. Y. Glazyrina, A. I. Glazyrina, et al. - Text : electronic // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS. - 2018. - Vol. XLV. - P. 396-433. - URL: https://dx.doi.org/10.15405/epsbs(2357-1330).2018.9.1.
REFERENCES
1. Alpatskiy, I. I. (2004). Kul'turookhrannye tekhnologii sotsial'no-kul'turnoy deyatel'nosti v sisteme patrioticheskogo vospitaniya molodezhi [Cultural protection technologies of socio-cultural activities in the system of patriotic education of youth]. Avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Tambov. 28 p.
2. Amonashvili, Sh. A. (2010). Gumannaya pedagogika: aktual'nye voprosy vospitaniya i razvitiya lichnosti [Humane pedagogy: topical issues of education and personal development]. Moscow, Amirata-Rus'. 285 p.
3. Asmolov, A. G. (2010). Sotsial'nye effekty obrazovatel'noy politiki [Social effects of educational policy]. In Natsional'nyy psikhologicheskiy zhurnal. No. 2 (4), pp. 100-106.
4. Astaf'eva, O. N. (2010). Restrukturizatsiya i demarkatsiya kollektivnykh identichnostey v usloviyakh globalizatsii: budushchee natsional'no-kul'turnoy identichnosti [Restructuring and demarcation of collective identities in the context of globalization: the future of national-cultural identity]. In Voprosy sotsial'noy teorii. Vol. 4, pp. 255-281.
5. Babanskiy, Yu. K. (1989). Izbrannye pedagogicheskie trudy [Selected Pedagogical Works]. Moscow, Pedagogika. 860 p.
6. Berdyaev, N. A. (1990). Russkaya ideya [Russian idea]. In O Rossii i russkoy filosofskoy kul'ture. Moscow, Nauka, pp. 134-142.
7. Bondarevskaya, E. V. (1991). Vospitanie kak vozrozhdenie grazhdanina, cheloveka kul'tury i nravstvennosti (iskhodnye posylki poiska podkhoda k vospitaniyu) [Parenting as a revival of a citizen, a person of culture and morality (initial premises of the search for an approach to education)]. Rostov-on-Don. 134 p.
8. Borytko, N. M. (2001). V prostranstve vospitatel'noy deyatel'nosti [In the space of educational activities]. Volgograd, Peremena. 181 p.
9. Gazman, O. S. (2009). Pedagogika svobody: put' v gumanisticheskuyu tsivilizatsiyu XXI veka [The pedagogy of freedom: the path to the 21st century humanistic civilization]. In Klassnyy rukovoditel'. No. 3, pp. 37-43.
10. Galaktionova, N. A. (2010). Grazhdanskaya identichnost' kak komponent lichnostnoy identichnosti [Civic identity as a component of personal identity]. In Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Sotsiologiya. Ekonomika. Politika. No. 1, pp. 10-12.
11. Gershunskiy, B. S. (1998). Filosofiya obrazovaniya dlya XXI veka [Philosophy of education for the 21st century]. Moscow, Sovershenstvo. 608 p.
12. Gladkikh, V. V. (2011). Grazhdansko-patrioticheskoe vospitanie molodezhi v polikul'turnoy srede vuza: sistemno-deyatel'nostnyy podkhod [Civil-patriotic education of youth in the multicultural environment of the university: a system-activity approach]. Avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. Tambov. 52 p.
13. Glazyrina, E. Yu. (2014). Metodologicheskie osnovy primeneniya interaktivnykh tekhnologiy v muzykal'no-khudozhestvennom obrazovanii [Methodological foundations of the use of interactive technologies in music and art education]. In Gorbunova, I. B. (ed.). Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie — 2014: materialy KhIII Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Saint Petersburg, Izd-vo RGPU im. A.I. Gertsena, pp. 18-26.
14. Glazyrina, E. Yu., Nezhinskaya, T. A. (2015). Muzykal'no-komp'yuternye tekhnologii v vuze [Music and computer technology at the university]. Moscow, Institut khudozhestvennogo obrazovaniya i kul'turologi Rossiyskoy akademii obrazovaniya. 302 p.
15. Glazyrina, E. Yu., Nezhinskaya, T. A. (2014). Funktsii uchebnoy praktiki v formirovanii spetsial'nykh professional'nykh kompetentsiy studentov-bakalavrov v oblasti muzykal'no-komp'yuternoy deyatel'nosti [Functions of educational practice in the formation of special professional competencies of bachelor students in the field of music and computer activities]. In Pedagogika iskusstva. No. 2. URL: http://www.art-education.ru/AE-magazine/new-magazine.htm (mode of access: 02.03.2020).
16. Gofman, A. B. (2010). V poiskakh utrachennoy identichnosti: traditsii, traditsionalizm i natsional'naya identichnost' [In search of lost identity: traditions, traditionalism and national identity]. In Voprosy sotsial'noy teorii. Vol T. 4, pp. 241-254.
17. Gumilev, L. N. (1990). Etnogenez i biosfera zemli [Ethnogenesis and biosphere of the earth]. Moscow, Prospekt. 96 p.
18. Dzhurinskiy, A. N. (1999). Razvitie obrazovaniya v sovremennom mire [The development of education in the modern world]. Moscow, VLADOS. 337 p.
19. Dorokhova, T. S., Galaguzova, Yu. N., Dongauzer, E. V., et. al. (2018). Tekhnologiya podgotovki studentov-volonterov k sotsial'no-pedagogicheskoy deyatel'nosti s invalidami [Technology for preparing student volunteers for social and educational activities with people with disabilities]. In Evropeyskie trudy sotsial'nykh i povedencheskikh nauk: 4-y Mezhdunarodnyy forum pedagogicheskogo obrazovaniya. IFTE, pp. 967-976.
20. Zapesotskiy, A. S. (2006). Gumanitarnoe obrazovanie i problemy dukhovnoy bezopasnosti [Humanitarian education and spiritual security issues]. In Pedagogika. No. 2, pp. 13-19.
21. Izmeneniya, kotorye vnosyatsya v Strategiyu gosudarstvennoy kul'turnoy politiki na period do 2030 goda (utverzhdeny rasporyazheniem Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 30.03.2018 g. № 551-r) [Changes that are made to the Strategy of the State Cultural Policy for the period until 2030 (approved by order of the Government of the Russian Federation of March 30, 2018 No. 551-r)]. URL: http://government.ru/docs/31923/ (mode of access: 02.03.2020).
22. Il'in, I. A. (1994). Instinkt dukhovnosti: sobranie sochineniy v 10 t. [The instinct of spirituality: collected works in 10 vols.]. Moscow, Russkaya kniga. Vol. 3. 105 p.
23. Kapterev, P. F. (1994). Istoriya russkoy pedagogiki [History of Russian pedagogy]. In Pedagogika. No. 6, pp. 27-39.
24. Leont'ev, D. A. (2009). Labirint identichnostey: ne chelovek dlya identichnosti, a identichnost' dlya cheloveka [Labyrinth of identities: not a person for identity, but identity for a person]. In Filosofskie nauki. No. 10, pp. 5-10.
25. Makarenko, A. S. (1988). Vospitanie grazhdanina [Education of a citizen]. Moscow, Prosveshchenie. 304 p.
26. Mudrik, A. V. (1986). Sistema formirovaniya grazhdanina sotsialisticheskogo obshchestva kak faktor stanovleniya sotsial'noy aktivnosti budushchego uchitelya [The system of forming a citizen of a socialist society as a factor in the formation of the social activity of a future teacher]. Moscow, Pedagogika. 104 p.
27. Natsional'nyy proekt «Kul'tura» i vkhodyashchie v nego federal'nye proekty «Kul'turnaya sreda», «Tvorcheskie lyudi» i «Tsifrovaya kul'tura» (2019—2024 gg.) (Pasport natsional'nogo proekta «Kul'tura» utverzhden prezidiumom Soveta pri Prezidente Rossiyskoy Federatsii po strategicheskomu razvitiyu i natsional'nym proektam, protokol ot 24.12.2018 № 16) [The national project "Culture" and its federal projects "Cultural Environment", "Creative People" and "Digital Culture" (2019-2024) (the passport of the national project "Culture" was approved by the Presidium of the Strategic Council of the President of the Russian Federation development and national projects, protocol of December 24, 2018 No. 16)]. URL: https://www.mkrf.ru/ press/news/natsionalnyy_proekt_kultura_plany_i_napravleniya/ (mode of access: 05.03.2020).
28. Osnovy gosudarstvennoy molodezhnoy politiki Rossiyskoy Federatsii na period do 2025 g., utverzhdeny Rasporyazheniem Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 29.11.2014 g., № 2403-r [The fundamentals of the state youth policy of the Russian Federation for the period until 2025 are approved by order of the Gov-
ernment of the Russian Federation of November 29, 2014, No. 2403-r]. URL: hrttp://static. government.ru/media/files/ceFXleNUqOU.pdf (mode of access: 01.03.2020).
29. Savotina, N. A. (2006). Grazhdanskoe vospitanie studencheskoy molodezhi v sovremennom vuze [Civic education of student youth in a modern university]. Avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. Moscow. 48 p.
30. Semenova, Yu. A. (2012). Grazhdanskaya identichnost' lichnosti v globaliziruyushchemsya mire: filosofsko-antropologicheskiy aspekt [Civil identity of a person in a globalizing world: philosophical and anthropological aspect]. Avtoref. dis. ... kand. filos. nauk. Chelyabinsk. 22 p.
31. Strategiya gosudarstvennoy kul'turnoy politiki na period do 2030 goda (utverzhdena rasporyazheniem Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 29.02.2016 № 326-r) [Strategy of the state cultural policy for the period until 2030 (approved by order of the Government of the Russian Federation of February 29, 2016 No. 326-p)]. URL: http://static.government.ru/media/files/AsA9RAyYVAJnoBuKgH0qEJA9IxP7f2xm.pdf (mode of access: 25.02.2020).
32. Strategiya gosudarstvennoy natsional'noy politiki Rossiyskoy Federatsii na period do 2025 goda (utverzhdena Prikazom Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 19.12.2012 № 1666 (v redaktsii Ukaza Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 06.12.2018 g. № 703)) [The strategy of the state national policy of the Russian Federation for the period until 2025 (approved by the Order of the President of the Russian Federation of December 19, 2012 No. 1666 (as amended by the Decree of the President of the Russian Federation of December 6, 2018 No. 703))]. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102161949 (mode of access: 26.02.2020).
33. Sukhomlinskiy, V. A. (1989). Rozhdenie grazhdanina [Birth of a citizen]. Moscow, Pedagogika. 228 p.
34. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart vysshego obrazovaniya napravleniya podgotovki 44.03.01 — Pedagogicheskoe obrazovanie, uroven' bakalavriata (utverzhden prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii ot 04.12.2015 g., № 1426) [The federal state educational standard of higher education in the field of training 44.03.01 - Pedagogical education, undergraduate level (approved by order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated 04.12.2015, No. 1426)]. URL: http://fgosvo.ru/news/8/1583 (mode of access: 24.01.2020).
35. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart vysshego obrazovaniya — bakalavriat po napravleniyu podgotovki 44.03.01 — Pedagogicheskoe obrazovanie (utverzhden prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii ot 22.02.2018 g., № 121) [The federal state educational standard of higher education - undergraduate in the direction of preparation 44.03.01 - Pedagogical education (approved by order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of 02.22.2018, No. 121)]. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/440301_B_3_16032018.pdf (mode of access: 24.01.2020).
36. Filonov, G. N. (2002). Fenomen grazhdanstvennosti v strukture lichnostnogo razvitiya [The phenomenon of citizenship in the structure of personal development]. In Pedagogika. No 10, pp. 24-29.
37. Fond Prezidentskikh grantov [Presidential Grants Fund]. URL: https://xn--80afcdbalict6afooklqi5o.xn--p1ai/public/contest/index (mode of access: 24.01.2020).
38. Dorokhova, T. S., Galaguzova, M. A., Volgina, I. V. (2018). Socio-pedagogical Support for Children with Special Educational Needs at Pre-school Education Institution. In The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences: VIIInternational Conference Early Childhood Care and Education, pp. 22-27.
39. Shkolyar, L. V., G, E. Y., Glazyrina, A. I., et. al. (2018). That 'sound' phenomenon paradigm as musical and educational challenge. In The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS. Vol. XLV, pp. 396-433. URL: https://dx.doi.org/10.15405/epsbs(2357-1330).2018.9.1.