Научная статья на тему 'ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ НАРОДНЫХ ИСКУССТВ (АКАДЕМИИ)'

ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ НАРОДНЫХ ИСКУССТВ (АКАДЕМИИ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
189
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕНТИЧНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / НАРОДНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЕЕ ПРОМЫСЛЫ / СТАНДАРТЫ ОБРАЗОВАНИЯ / РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН / ПРОЕКТ / ГРАНТ / IDENTITY / EDUCATIONAL SYSTEM / DECORATIVE APPLIED ART / FOLK ART CRAFTS / EDUCATIONAL STANDARDS / WORK PROGRAMS OF ACADEMIC DISCIPLINES / PROJECT / GRANT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Глазырина Е.Ю.

В статье обоснована необходимость формирования гражданской идентичности молодежи как фактора преодоления и предупреждения имеющихся в современном обществе цивилизационных, геополитических, природных, социальных, технократических вызовов. Раскрыта роль образовательной системы Высшей школы народных искусств (академии), осуществляющей многоуровневую подготовку дипломированных профессионалов в области декоративно-прикладного искусства и народных художественных промыслов, для сохранения и укрепления единого культурного пространства российского общества. Охарактеризована структура и уникальная специфика образовательной системы академии. В опоре на содержание реализуемых Федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных программ, рабочих программ учебных дисциплин, проектную деятельность студентов, раскрыто актуальное состояние и ресурсы образовательной системы академии по формированию гражданской идентичности и духовно-нравственных ценностей обучающейся молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Глазырина Е.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UPBRINGING OF CIVIL IDENTITY OF STUDENTS IN EDUCATIONAL SYSTEM OF THE HIGHER SCHOOL OF FOLK ARTS (ACADEMY)

The article substantiates the need for the formation of civil identity of youth as a factor in preventing and overcoming the civilizational, geopolitical, natural, social, and technocratic challenges existing in modern society. The role of the educational system of the Higher school of folk arts (academy), which provides multilevel training of certified professionals in the field of decorative applied art and folk art crafts, to preserve and strengthen the unified cultural space of Russian society, is disclosed. The structure and unique specifics of the educational system of the academy are characterized. Based on the content of the implemented federal state educational standards, educational programs, work programs of academic disciplines, project activities of students, the current state and resources of the educational system of the academy on the formation of civil identity and spiritual and moral values of young students are disclosed.

Текст научной работы на тему «ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ НАРОДНЫХ ИСКУССТВ (АКАДЕМИИ)»

Глазырина Е.Ю., доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник научно-экспериментальной лаборатории научно-исследовательского института традиционных художественных промыслов, ФГБОУВО «Высшая школа народных искусств (академия)», 191186, Санкт-Петербург, набережная канала Грибоедова, д. 2., лит. А, e-mail: glazyrina08@ya. ru

Glazyrina E.I., doctor of pedagogy, professor, research associate of the scientific and experimental laboratory of the Research Institute of traditional arts and crafts, Higher school of folk arts (academy), 191186, St. Petersburg, Griboyedov canal embankment, 2, lit. А., e-mail: glazyrina08@ya.ru

Воспитание гражданской идентичности студентов в образовательной системе Высшей школы народных искусств

(академии)

Upbringing of civil identity of students in educational system of the Higher School of Folk Arts (academy)

Аннотация. В статье обоснована необходимость формирования гражданской идентичности молодежи как фактора преодоления и предупреждения имеющихся в современном обществе цивилизационных, геополитических, природных, социальных, технократических вызовов. Раскрыта роль образовательной системы Высшей школы народных искусств (академии), осуществляющей многоуровневую подготовку дипломированных профессионалов в области декоративно-прикладного искусства и народных художественных промыслов, для сохранения и укрепления единого культурного пространства российского общества. Охарактеризована структура и уникальная специфика образовательной системы академии. В опоре на содержание реализуемых Федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных программ, рабочих программ учебных дисциплин, проектную деятельность студентов, раскрыто актуальное состояние и ресурсы образовательной системы академии по формированию гражданской идентичности и духовно -нравственных ценностей обучающейся молодежи.

Ключевые слова: идентичность, образовательная система, декоративно-прикладное искусство, народные художественнее промыслы, стандарты образования, рабочие программы учебных дисциплин, проект, грант.

Abstract. The article substantiates the need for the formation of civil identity of youth as a factor in preventing and overcoming the civilizational, geopolitical, natural, social, and technocratic challenges existing in modern society. The role of the educational system of the Higher school of folk arts (academy), which provides multilevel training of certified professionals in the field of decorative applied art and folk art crafts, to preserve and strengthen the unified cultural space of Russian society, is disclosed. The structure and unique specifics

of the educational system of the academy are characterized. Based on the content of the implemented federal state educational standards, educational programs, work programs of academic disciplines, project activities of students, the current state and resources of the educational system of the academy on the formation of civil identity and spiritual and moral values of young students are disclosed.

Key words: identity, educational system, decorative applied art, folk art crafts, educational standards, work programs of academic disciplines, project, grant.

Характер и динамика изменений в современном мире характеризуются учеными в течение последних лет через понятие вызовы. Природа происхождения этих вызовов сложна. Как правило, вызовы, которые возникают перед человечеством, являются результатом непредсказуемого и необратимого развития глобальных процессов - цивилизационных, природных, социальных, технократических и др. Стремительная глобализация мира, конкуренция крупнейших держав за геополитическое лидерство ставит в ранг государственных задачу объединения людей в сообщества (национальные, гражданские, этнические, социокультурные) с осознанием своей принадлежности к ним и идентичности с ними, принятия норм и правил сосуществования, ценностей (духовных, нравственных, этических, моральных, национальных и др.).

К числу серьезных вызовов для современной России относится воспитание общероссийской гражданской идентичности молодежи. Этот вызов сформировался в сложнейший период исторических событий, которыми был ознаменован переход России в третье тысячелетие. Современные вызовы и угрозы для формирования и укрепления общероссийской гражданской идентичности можно охарактеризовать следующими признаками: 1) «вымывание» духовных ценностей общества путем пропаганды низкопробной продукции коммерческой масс-культуры; 2) недостаточное внимание и контроль со стороны министерств и ведомств за воспитанием у молодежи чувства гражданственности, долга, ответственности не только через образовательные программы (общего образования, дополнительного образования, профессиональные, предпрофильные, профильные), но и практику реальных дел, в которых было бы органично соединено общественно-полезное и личностно-значимое; 3) отсутствие целенаправленных и на постоянной основе планируемых фундаментальных и прикладных исследований по вопросам гражданской идентичности и единства многонационального народа Российской Федерации; 4) вытеснение западными образцами из детского и подросткового исполнительского репертуара произведений народной и профессиональной культуры народов России; 5) эпатажность как тенденция современных перфомансов, театрально-сценических постановок, анонсирования новостей социокультурной жизни общества и др.; 6) недостаточная популяризация традиционных и самобытных культурных ценностей многонационального

российского общества в средствах массовых коммуникаций, контенте интернета, кино- и телеиндустрии и др.; 7) стихийность мировых миграционных процессов; 8) кризисные явления в межнациональных отношениях; 9) снижение уровня межнациональных культурных контактов и обменов внутри страны и между странами и др.

Осознание этих проблем на государственном уровне привело за последние годы к разработке и началу реализации комплекса мер по снижению последствий глобальных вызовов для дальнейшего успешного развития России. Серьезность намерений в этом направлении отражена в ряде государственных документов, например: Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Приказом Президента Российской Федерации от 19.12.2012 № 1666 (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 06.12.2018 г. № 703)); Стратегии государственной культурной политики на период до 203 0 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.02.2016 № 326-р); Основах государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 г. (утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 г.); Национальном проекте «Культура» и входящих в него федеральных проектов «Культурная среда», «Творческие люди» и «Цифровая культура» (2019-2024 гг.) (Паспорт национального проекта «Культура» утвержден Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16) [3; 5; 6; 12; 13].

Перечисленные и оставшиеся за рамками данной статьи государственные документы содержат аналитическую констатацию имеющихся проблем в области воспитания общероссийской гражданской идентичности и духовно-нравственных ценностей народов России, рекомендации для организации работы в этом направлении, а также определения ключевых понятий. Так, в «Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» понятие общероссийская гражданская идентичность имеет своим синонимом понятие гражданское самосознание и характеризуется как осознание гражданами Российской Федерации их принадлежности к своему государству, народу, обществу, ответственности за судьбу страны, необходимости соблюдения гражданских прав и обязанностей, а также приверженность базовым ценностям российского общества. Общероссийская гражданская идентичность основывается, как указано в этом документе, на сохранении русской культурной доминанты, присущей всем народам, населяющим Российскую Федерацию. Современное российское общество объединяет единый культурный (общецивилизационый) код, который основан на сохранении и развитии русской культуры и языка, исторического и культурного наследия всех народов Российской Федерации, и в котором заключены такие основополагающие общечеловеческие принципы, как уважение самобытных традиций народов, населяющих Российскую

Федерацию, и интегрирование их лучших достижений в единую российскую культуру [13]. Содействие развитию народных промыслов и ремесел обозначено в качестве одного из основных направлений Стратегии государственной национальной политики. Воспитание идентичности граждан России направлено на формирование особой общности людей, обладающих потребностью к самоидентификации и самореализации во благо общероссийских интересов, осознаваемых и непротиворечивых как в масштабах всего общества, так и отдельного народа, сообщества людей, групп людей и отдельной личности.

Исключительная важность воспитания общероссийской гражданской идентичности и духовно-нравственных ценностей на основе наследия и достижений российской культуры связана с тем, что теперь, как отмечается в Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года, культура возведена в ранг национальных приоритетов, и ей отводится ведущая роль в формировании человеческого капитала. Более того, государственная культурная политика признается неотъемлемой частью Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, и поэтому одним из ее важнейших принципов является сохранение единого культурного пространства. Среди основных целей государственной культурной политики - укрепление гражданской идентичности; сохранение исторического и культурного наследия и его использование для воспитания и образования; передача от поколения к поколению традиционных для российского общества ценностей, норм, традиций и обычаев. Для достижения обозначенных целей необходима разработка специальных мер и создание комплекса условий по формированию у населения чувства сопричастности территории для обеспечения укорененности граждан; преемственности поколений при передаче традиционных для российского общества ценностей, норм, традиций и обычаев; обеспечения местного населения рабочими местами в области культуры; поддержки и развития всех видов народного искусства, народных художественных промыслов, ремесел и креативных технологий [12].

Особая роль в развитии общества возлагается на российскую молодежь, продуктивный потенциал которой должен быть востребован для реализации национальных и федеральных проектов, стратегий развития гражданского общества. В связи с чем крайне важны всестороннее развитие и поддержка инициатив для воспитания у молодежи гражданственности, национально-государственной идентичности, патриотизма, осознания и принятия духовно-нравственных ценностей, бережного и созидательно-творческого отношения к мировому культурному наследию и традиционным художественным промыслам многонационального российского народа.

Как указано в «Основах государственной молодежной политики Российской Федерации» на период до 2025 года, среди задач - формирование системы ценностей с учетом многонациональной основы нашего государства, предусматривающей создание условий для воспитания и

развития молодежи, знающей и ответственно реализующей свои конституционные права и обязанности, обладающей гуманистическим мировоззрением, устойчивой системой нравственных и гражданских ценностей, проявляющей знание своего культурного, исторического, национального наследия и уважение к его многообразию, а также развитие в молодежной среде культуры созидательных межэтнических отношений. Для этого, в частности, предусмотрено вовлечение молодежи в реализацию программ по сохранению российской культуры, исторического наследия народов страны и традиционных ремесел; разработка и внедрение просветительских (в том числе интерактивных) программ и проектов гражданско-патриотической тематики; популяризация культурных и национальных традиций; вовлечение молодежи в реализацию программ по сохранению российской культуры, исторического наследия народов страны и традиционных ремесел [6].

Задача создания и распространения контента в сети «Интернет», направленного на укрепление гражданской идентичности и духовно -нравственных ценностей среди молодежи, поставлена в Национальном проекте «Культура» и входящих в него федеральных проектах «Культурная среда», «Творческие люди» и «Цифровая культура». Национальный проект «Культура» разработан в рамках реализации президентского указа «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», реализация которого началась 1 января 2019 года [5].

При обобщении приведенного выше анализа государственных документов, определяющих ведущие направления развития российского общества, следует отметить, что воспитание российской гражданской идентичности и духовно-нравственных ценностей через приобщение к достижениям народной культуры и обучение народным художественным промыслам отмечается как насущная необходимость во всех государственных стратегиях и политиках, национальных и федеральных проектах. Народная культура и, в частности, художественные промыслы, характеризуются как уникальная и высоко значимая часть культурного богатства России, которые являются эффективным ресурсом формирования гражданской и национально-культурной самоидентификации и самореализации.

В связи с выше сказанным, необходимо отметить особую миссию Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Высшая школа народных искусств (академия)» (далее по тексту - академия) как единственного вуза в Российской Федерации, осуществляющего многоуровневую профессиональную подготовку дипломированных специалистов в области декоративно-прикладного искусства и народных художественных промыслов. Академия вносит свой весомый вклад в достижение поставленных целей и решение задач в обозначенных выше стратегиях, национальных и федеральных проектах.

Тщательно выверенная и выстроенная в академии образовательная система обладает для этого богатым потенциалом. Академия располагает всем необходимым, что характеризует современное научное понимание образовательной системы, а именно: образовательный процесс (цель, нормативная и учебная документация, содержание образования, технологии и техники профессионального обучения и воспитания, учебно-дидактические материалы, система менеджмента качества образования и др.); уровни образования (среднее профессиональное образование, бакалавриат, магистратура, аспирантуры, докторантура); взаимодействие головного вуза академии и ее филиалов в субъектах Российской Федерации; управленческая структура; научно-исследовательский институт традиционных художественных промыслов, кафедры; субъекты взаимодействия (педагогии и обучающиеся); партнеры академии в едином образовательном пространстве (мировом и общероссийском); партнеры академии среди профессиональных сообществ и общественных организаций и др.

Уникальность образовательной системы академии заключается в том, что ей присуще органичное единство составляющих ее и взаимодействующих между собой компонентов:

- реализация требований Федеральных государственных образовательных стандартов (далее по тексту - ФГОС), действующих на территории России;

- содержание основных образовательных программ, разработанных на основе ФГОС по направлениям и профилям подготовки;

- богатое духовное и материальное наследие национально-региональной культуры территорий исконного бытования промыслов и обучение мастерству их изготовления;

- сущность каждого из народных художественных промыслов;

- специфика обучения студентов конкретным видам народных художественных промыслов;

- организация сетевого образовательного пространства, объединяющего в целостной структуре филиалы академии - образовательные организации по обучению народным художественным промыслам на территории Российской Федерации, и выполняющего, тем самым, почетную и серьезную работу по поддержке, сохранению и развитию народных художественных промыслов во всем богатстве их разнообразия;

- эффективное функционирование в образовательной системе академии организаций, которые не реализуют основные образовательные программы, но выполняют образовательно-просветительскую и художественно-эстетическую функции - это художественно-педагогический музей игрушки имени Н.Д. Бартрама Сергиево-Посадского филиала академии и Сибирский музей декоративно-прикладного искусства Омского филиала академии, зарегистрированного во Всероссийском реестре музеев;

- реализация непрерывного образования по линии преемственности среднего профессионального образования и высшего образования

(бакалавриат, магистратура) в области народных художественных промыслов;

- опора на художественно-творческую индивидуальность педагогов-мастеров в области традиционных художественных промыслов как бесценный ресурс совершенствования образовательной системы академии;

- учет художественно-индивидуальных способностей и предпочтений обучающихся в области народного декоративно-прикладного искусства и народных художественных промыслов и др.

В каждом из перечисленных выше компонентов уникальной образовательной системы заключен громадный потенциал для формирования и укрепления гражданской идентичности и духовно-нравственных ценностей обучающейся в академии молодежи. Как уже отмечалось, все эти компоненты тесно переплетены между собой в единой образовательной системе академии. Однако в деле формирования гражданской идентичности имеет смысл рассматривать в качестве системообразующего фактора неразрывность связей между конкретными национально-региональными художественными промыслами, исконно зародившимися в небольших городах и селах России (в контексте понятия «Малая родина») и всего богатейшего спектра художественных промыслов многонациональной России (в контексте понятия «Большая родина»). И в этом - важнейшая особенность выстроенной структурной организации академии, когда головной вуз находится в тесном и обоюдовыгодном взаимодействии с филиалами. Это важно еще и потому, что сохранение, поддержание и развитие традиций народных художественных промыслов - процесс ответственный, сложный, требующий постоянного и пристального внимания, профессиональной аналитики, мониторинга и прогнозирования. Особенно важно это в наше время, когда глобализация и цифровизация мира нередко искажают переосмысление и интерпретацию традиций, а также их модернизацию, зачастую уводящую от исконных истоков промыслов. Ученые отмечают, что сейчас в мире «расширяется диапазон отбираемых и актуализируемых традиционных культурных образцов различных обществ. Усиливается их подвижность, интенсифицируются процессы взаимообмена, заимствования, диффузии. Сегодня, в большей степени, чем когда-либо, традиции являются объектом выбора, интерпретации и актуализации; индивиды выбирают не только свое настоящее, не только свое будущее, но и прошлое» [2, с. 243]. Бережное отношение и сохранение изначального смысла традиций очень важно для гражданской идентификации и формирования духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения, т.к. в традициях содержатся «некие культурные константы, культурные гены и архетипы, присущие российской ментальности» [2, с. 243].

И в этом смысле ощущение личностью «Малой родины» через свою принадлежность и сопричастность к культуре родного края, его народным традициям и художественным промыслам является самым верным и

действенным способом воспитания гражданской идентичности и осознания духовно-нравственных основ человеческого бытия. Именно культурное наследие и традиции народных художественных промыслов «Малой родины», осознание своей принадлежности в культуре родной стороны, родного края, идентификация с культурным наследием родной территории помогает обучающимся найти ту точку опоры, о которой размышляет Д.А. Леонтьев: «Об этой точке опоры писали многие мыслители. Р. Мей описывал ее как "внутренний центр", М.К. Мамардашвили - как "точку сборки", но наиболее содержательную характеристику точки опоры Я дал М.М. Бахтин: "Это моя единственная точка в мире, то место в мире, которое я занимаю, и которое не занимает никто другой. Это единственное место, из которого я исхожу, а другие его находят. Это центр поступка, это центр, вокруг которого архитектонически выстраивается мир, это точка отсчета мира. Только вот с этого места, где я нахожусь сейчас в мире, я могу с миром взаимодействовать"». Таким образом, ключевым моментом личностной идентичности, делающим вообще возможным ответ на вопрос «кто я» иначе, чем через принадлежность к социальным общностям, выступает переживание в себе точки опоры, источника активности и ответственности. Я - это то место, откуда начинается поступок, а ответственность - это восприятие себя как причины этого поступка [4, с. 9-10].

Поэтому совершенно закономерно создание филиалов академии не только в столице и крупных районных центрах России (например, в таких городах, как Москва, Рязань, Омск, Сергиев-Посад), но и небольших поселениях, например, поселок Мстёра Вязниковского района Владимирской области; село Федоскино Мытищинского района Московской области; село Холуй Южского района Ивановской области; село Богородское Сергиево-Посадского района Московской области. Именно эта точка опоры не дает личности раствориться в многонациональном и многоконфессиональном российском и мировом обществе, а только усиливает ее своей индивидуальностью. Осознание своей идентичности, самости в «малом» культурном пространстве способствует формированию у обучающейся молодежи той полноты мироощущения, которое постепенно расширяется до масштабов общечеловеческих, цивилизационных. И ученые в связи с этим отмечают, что «нормальная культура» выступает как совокупность таких «малых» элементов, более или менее гармонично взаимодействующих между собой. Без этих элементов никакая «большая» традиция и «большая» культура, какими бы великими они ни были, не способны создать нормальное общество. Именно в культивировании, выращивании, возрождении «малых» традиций заключены основные возможности спонтанного развития элементов подлинной демократии, гражданского общества и самоуправления» [2, с. 248-249].

Мощным ресурсом воспитания национального достоинства, уважения традиционных российских духовно-нравственных ценностей являются реализуемые в академии ФГОСы. Российские ученые еще 10 лет назад, т.е.

до введения первых ФГОСов, в связи с этим указывали, что образование является институтом социализации подрастающего поколения, и поэтому целесообразно использовать стандарты нового поколения в качестве политического инструмента конструирования гражданской идентичности как базовой предпосылки укрепления государственности. Выдающиеся представители отечественного образования предупреждали, что игнорирование этого ресурса, особенно в эпоху современного информационного пространства, приводит к сдвигу ценностей, в результате чего в обществе и среди молодежи возникает и усиливается феномен «негативной идентичности» при отождествлении себя с социальными группами различной направленности [1, с. 102-103]. И поэтому становится понятным, что в условиях «интернетизации» пространства человеческого общения очень велика опасность привития молодежи антигуманных ценностей и деформирования их духовного мира со всеми вытекающими из этого последствиями.

В связи с этим очень важно подчеркнуть, что в образовательной системе академии при опоре на стандарты и через разработку соответствующих рабочих программ учебных дисциплин осуществляется формирование «триединства» идентичностей, представленного академиком А.Г. Асмоловым, - гражданской (формирование гражданского самосознания, гражданская социализация); этнокультурной, региональной (единение с «малой родиной» - село, город, регион; выполнение изделий и предметов в традициях национально-региональной культуры, знание истории возникновения художественных ремесел) и общечеловеческой (приобщение к шедеврам мировой культуры, общечеловеческим гуманистическим ценностям) [1].

Причем это «триединство» изначально заложено в структуре учебных планов. Подтверждение тому имеется в учебных планах всех образовательных программ, реализуемых в академии. Так, формированию гражданского самосознания и ответственности за сохранение духовно -нравственных ценностей способствует освоение студентами содержания всех учебных дисциплин на всех уровнях образовательной системы академии (от среднего профессионального образования и до аспирантуры, докторантуры) и по всем направлениям (профилям) подготовки, в содержании которых раскрывается исторический и современный вклад России в культурное наследие человеческой цивилизации. Но особую значимость приобретают те учебные дисциплины, через освоение содержания которых происходит профессионально-личностное становление будущих выпускников академии как продолжателей российских традиций в традиционном прикладном искусстве и народных художественных промыслах, например: Академический рисунок, Академическая скульптура и пластическое моделирование, Теория и история традиционного прикладного искусства, Декоративный рисунок, Декоративная живопись, Композиция художественного кружевоплетения, Моделирование и художественное

конструирование одежды, Производственное мастерство,

Совершенствование мастерства и др. (образовательная программа направления подготовки 54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы, профиль - художественное кружевоплетение, уровень бакалавриата).

Формированию этнокультурной и региональной идентичностей способствует освоение студентами содержания таких учебных дисциплин, как: «Теория и история традиционного прикладного искусства», «Мастерство лаковой миниатюрной живописи», «Иконописное мастерство», «Особенности лаковой миниатюрной живописи центров народных художественных промыслов (Палех, Мстёра, Холуй)» и др. (образовательная программа направления подготовки 54.05.02 Живопись, специализация -церковно-историческая живопись, уровень специалитета).

Формированию общечеловеческой идентичности способствует освоение студентами содержания таких учебных дисциплин, как: «Научные методы изучения искусства», «Философия и методология искусства», «История искусства Древнего мира», «История искусства Древней Руси», «Основы музейной деятельности» (образовательная программа направления подготовки 50.03.04 - Теория и история искусств, уровень бакалавриата).

«Триединство» этих видов идентичностей вполне закономерно и органично, т.к. человек одновременно сознает себя как гражданин Родины, как представитель и носитель национальной и региональной культуры, и ощущает свою сопричастность к культурным достижениям общечеловеческой цивилизации. Поэтому непреходящую значимость имеет задача максимального раскрытия потенциала ФГОСов и рабочих программ учебных дисциплин для формирования гражданского самосознания и принятия на личностно-значимом уровне духовно-нравственных ценностей народа и всего прогрессивного человечества.

Основой для формирования указанного выше «триединства» идентичностей и духовно-нравственных ценностей у обучающейся молодежи в образовательной практике академии является интегрированный подход к разработке содержания рабочих программ учебных дисциплин, благодаря которому это «триединство» представлено целостно и неделимо. Интегрированный подход формирует у студентов представление об искусстве каждого народа и всего человечества в единстве его художественной, народно-бытовой, историко-этнической и других составляющих традиционных ценностей своего народа, нации и всего человечества. На это нацеливают практические все профильные дисциплины ученого плана, поскольку в их содержании, в той или иной мере, представлены история и теория искусства человеческой цивилизации, анализ выдающихся образцов мировой и отечественной материальной культуры от древнейшего мира и до современности, художественная культура этносов, история развития и современное состояние декоративно-прикладного искусства разных народов, национально-региональные особенности

художественных промыслов и др. Таким образом, образовательная система академии нацелена на воспитание у студентов гражданской идентичности, культуры национального достоинства и межнационального общения, общечеловеческих гуманистических нравственно-этических и эстетических ценностей.

Безусловным достоинством учебных планов и рабочих программ учебных дисциплин академии является их нацеленность на осознанное и прочувствованное обучающимися собственной принадлежности к определенной общности, пронизывающей индивидуальное и общественное бытие; приобщение и погружение студентов в пространство культуры; обучение воспроизводству культурных традиций, обычаев и обрядов, предметов и изделий народных промыслов и ремесел. Причем во ФГОСах воспитательный аспект образования прослеживается даже менее явственно, чем в рабочих программах учебных дисциплин. Анализ ФГОС по направлению подготовки 54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (уровень бакалавриата) показывает, что воспитательный контекст в нем очень завуалирован, и его надо искать «между строк». Все позиции стандарта (область, объекты, виды профессиональной деятельности, компетенции и др.) раскрываются, по большей части, через технико-технологические аспекты, например: художественное проектирование и изготовление изделий; технологические процессы ручного и промышленного изготовления продукции, предметов и изделий; владение технико-технологическими методами; владение навыками линейно-конструктивного построения и понимание принципов выбора техники исполнения конкретного рисунка и т.д. [7]. Выше сказанное подводит к выводу о том, что педагоги академии - разработчики рабочих программ с полной ответственностью и глубокой преданностью воспитывают у студенческой молодежи уважение и почитание к традициям и культуре народного искусства и художественным промыслам, а значит, формируют их гражданско-нравственное самосознание.

Проведенный анализ заявленной в статье проблемы показал, что технологии обучения декоративно-прикладному искусству и конкретному виду народного художественного промысла имеет смысл рассматривать в широком контексте, например, через: историю зарождения промысла на конкретной территории, отличия этого промысла от аналогичных промыслов в России и странах мира; возможности обогащения отечественного и мирового культурного наследия за счет достижений в конкретном народном художественном промысле; воспитание у студентов понимания своей причастности к судьбе России при постижении секретов мастерства народных промыслов и т.д. Для всего этого надо в каждой профессиональной компетенции стандарта «раскрыть» ее воспитательный эффект. При этом каждую профессиональную компетенцию (не говоря даже об общекультурных компетенциях) необходимо рассматривать как инструмент

и как «ключ» для воспитания у студентов морально-этических и нравственных ценностей (общечеловеческих и профессиональных).

Например, при формировании профессиональной компетенции в художественной деятельности (во ФГОС она значится под номером три) -«способность собирать, анализировать и систематизировать подготовительный материал при проектировании изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов» [11] - имеет смысл руководствоваться установкой на духовные и художественно-эстетические ценности народных промыслов, которые должны быть мировоззренческим «компасом» для обучающихся при сборе, анализе и систематизации материала для дальнейшей проектной деятельности. Безусловно, что личностное «видение» и осмысление этого материала является залогом неповторимости, как проекта, так и будущего изделия в его готовом виде. При выполнении продукта обязательно должны учитываться общечеловеческие, общероссийские и национально-региональные художественные и нравственно-этические особенности и ценности декоративно-прикладного искусства, достижения художественно-педагогических школ и опыт выдающихся мастеров народных художественных промыслов.

Ресурсы образовательной системы академии по воспитанию гражданской идентичности и формированию у студентов системы ценностей (общечеловеческих, профессиональных, личностных и др.) видятся в расширении тематики учебно-исследовательских работ студентов (курсовых работ, докладов, презентаций, художественно-просветительских программ и лекций и др.) с акцентом на ценностные основы декоративно-прикладного искусства и народных художественных промыслов; усиление внимания студентов на характеристике продукции художественных промыслов конкретного народа как способа воплощения его традиций, обрядов, национальных образов; изучении со студентами образного ряда, присущего духовной культуре народа и воплощенного в предметах и изделиях народных художественных промыслов и т.д.

Убедительным свидетельством направленности образовательной системы академии на формирование личности выпускника академии, как сознательного гражданина России со сформированными гуманистическими и высокими духовно-нравственными ценностями, служат конкретные примеры выражения студентами своей активной гражданской и социальной позиции. Так, студенты Омского филиала академии в качестве волонтеров проявили и реализовали инициативу по дизайнерскому оформлению стен Областной детской клинической больницы. Для этого они использовали образы из мифических сюжетов, которые воплотили в ярких цветах, положительно воспринимаемых детьми. Поводом для реализации еще одной гражданской инициативы студентов является их участие в объявленном в Омском филиале академии конкурса на выполнение дизайн-проекта детской площадки на базе отдыха «Прииртышье». Цель и задачи этого конкурса направлены на

профессиональную и гражданскую социализацию будущих специалистов, проявляющих творческие инициативы для сохранения и популяризации традиций народного искусства и дизайна, общезначимых духовно-нравственных ценностей [11].

И, наконец, последнее, на что хотелось бы обратить внимание в рамках данной статьи - это формирование опыта студентов - будущих дипломированных специалистов в области традиционного прикладного искусства к выполнению проектной деятельности как важнейшего фактора в воспитании гражданской идентичности и духовно-нравственных ценностей в условиях образовательной системы академии.

Сегодняшние студенты, а в ближайшем будущем - профессионалы в области декоративной росписи, художественной вышивки, художественного кружевоплетения, художественной резьбы по дереву и кости, ювелирного искусства - все они, увлеченные своей творческой профессией, безусловно, заинтересованы в обогащении традиционного и создании инновационного арсенала форм, технологий и способов приобщения общественности к лучшим достижения различных видов декоративно-прикладного искусства, а также углублению научных и прикладных исследований в этой области. Следует отметить, что образовательная система академии на всех уровнях последовательно и преемственно готовит студентов к решению этих задач. Примером тому является содержание таких учебных дисциплин, как: Методология традиционных художественных промыслов, Научно-исследовательская работа в образовательной сфере традиционного прикладного искусства, Предпринимательская деятельность в народных художественных промыслах, Бизнес-планирование в народных художественных промыслах (в образовательной программе направления подготовки 50.04.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы, уровень магистратуры) [10]; Экономика и менеджмент в народных художественных промыслах, Основы научно-исследовательской работы в области традиционного прикладного искусства (в образовательной программе направления подготовки 54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы, квалификация - декоративная роспись, уровень бакалавриата) [8]; Теория и история традиционного прикладного искусства (в образовательной программе направления подготовки 54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы, профиль -художественный металл (ювелирное искусство), уровень бакалавриата) [9] и др.

Освоение содержания выше перечисленных, а также других учебных дисциплин создает хорошую основу для созревания оригинальной авторской идеи как основы для выполнения проектной деятельности, т.к. нацеливает их на приобретение знаний, умений, владений, способностей и готовности, а также определенного опыта по подбору, изучению, осмыслению, анализу и обобщению информации, имеющей важное значение для разработки, оформления и реализации социально-значимых профессиональных проектов.

Студенты учатся научным формулировкам и формам публичных презентаций по профессиональной тематике, ведению художественно-просветительской и педагогической деятельности, пропаганде и продвижению в широкой общественной среде духовно-нравственных ценностей высокохудожественной продукции традиционного прикладного искусства. Бесценным во всех отношениях является также опыт работы в производственных коллективах в период практик студентов, и познание через это насущных проблем по преемственности традиций и инноваций, развитию научных исследований, подготовке профессиональных кадров, разработке образовательных программ для различных категорий обучающихся, совершенствованию управленческой и финансово-экономической составляющей в работе предприятий и организаций, сохранности уникального культурного наследия в области народного искусства. Формируемая в процессе образования заинтересованность естественным образом может вызвать у выпускников академии желание приобщиться к профессиональному сообществу, и, возможно как следствие этого, войти в состав профессиональных ассоциаций и союзов, самодеятельных организаций, общественных движений и других сообществ в сфере традиционного прикладного искусства и народных художественных промыслов.

Реализация в условиях образовательной системы академии студенческой проектной деятельности способствует популяризации работы специалистов в сфере декоративно-прикладного искусства и художественных промыслов; обращает к истокам народной культуры; позволяет явственнее обозначить современные проблемы, решение которых может придать новый импульс для развития этой сферы; формирует коллектив единомышленников среди студентов, преподавателей и всех заинтересованных лиц; способствует развитию аналитического, научно-исследовательского мышления и т.д. Обязательно надо отметить, что проектная деятельность такой направленности способствует интеграции в самосознании студентов сразу нескольких видов идентичности - гражданской, профессиональной, социальной, национально-региональной, общечеловеческой и др. И это, безусловно, усиливает действенность воспитательных воздействий и повышает эффективность социализации обучающихся в гражданском и профессиональном сообществах.

В академии имеется широкий спектр способов для подготовки студентов к деятельности по созданию социально и профессионально значимых проектов:

- использование работ преподавательского и студенческого коллективов академии (научные исследования преподавателей, курсовые работы и выпускные квалификационные работы студентов, экспозиции и выставки творческих работ и др.) в качестве основной идеи для совместного проекта;

- планирование тематики и выполнение курсовых и иных работ студентов и других видов их художественно-проектной и научно-исследовательской деятельности как «задела» для будущего проекта;

- привлечение соисполнителей к участию на всех этапах выполнения проекта, например, выпускников школ, профессиональных училищ и колледжей, всех интересующихся народными художественными промыслами и традиционным прикладным искусством как потенциальных абитуриентов академии. Все это, безусловно, способствует формированию и укреплению чувства гражданственности и профессиональных компетенций обучающихся, а также презентует академию как один из ведущих российских центров развития гражданских инициатив среди молодежи.

Подведем краткий итог. Проведенный анализ структуры и функциональных характеристик всех компонентов образовательной системы показывает ее эффективность в актуальном состоянии и потенциальные ресурсы в решении задач стратегического развития российского общества и сохранения единого культурного пространства в целях национальной безопасности Российской Федерации. Уникальность и специфика структуры и ее содержательного наполнения придают академии, ее профессорско-преподавательскому и студенческому коллективам статус высокой значимости в решении задач формирования и укрепления гражданской идентичности и духовно-нравственных ценностей в общественном сознании молодого поколения россиян. Целенаправленная и планомерная координация внутриакадемических связей между филиалами - центрами зарождения и развития национально-региональных художественных промыслов -позволяет формировать у студентов академии осознание идентичности одновременно в ее гражданском, этнокультурном, региональном и общечеловеческом понимании. При этом самоосознание своей личной сопричастности к традициям и опыту мастеров своей «малой родины» становится той «точкой опоры», из которой впоследствии вырастает понимание принадлежности себя к исторической судьбе российских граждан. Таким образом, формирование у студенческой молодежи академии чувства гражданской идентичности, привитие им ценностного отношения к культурному наследию является стратегическим вектором и одним из важных системообразующих факторов всей системы профессионального образования академии.

Научное и нормативно-методическое обеспечение образовательной системы академии направлено на последовательную и системную работу по привитию у студентов культуры межнационального общения, национального достоинства, уважения традиционных российских духовно-нравственных ценностей, сохранения и развития национально-регионального многообразия народных художественных промыслов. Дополнительным ресурсом формирования идентичности у обучающейся молодежи академии может стать расширение рамок и содержания научно-исследовательской и проектной видов деятельности студентов.

Литература

1. Асмолов А.Г. Социальные эффекты образовательной политики // Национальный психологический журнал. - 2010. № 2 (4). C.100-106.

2. Гофман А.Б. В поисках утраченной идентичности: традиции, традиционализм и национальная идентичность // Вопросы социальной теории. - 2010. Т. 4, № 2 (4). С. 241-254.

3. Изменения, которые вносятся в Стратегию государственной культурной политики на период до 2030 года (утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.03.2018 г. № 551-р). URL: http://government.ru/docs/31923/ (дата обращения 25.02.2020).

4. Леонтьев Д.А. Лабиринт идентичностей: не человек для идентичности, а идентичность для человека // Философские науки - 2009. № 10. С. 5-10.

5. Национальный проект «Культура» и входящие в него федеральные проекты «Культурная среда», «Творческие люди» и «Цифровая культура» (2019-2024 гг.) (Паспорт национального проекта «Культура» утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16). URL: https://www.mkrf.ru/press/news/natsionalnyy_proekt_kultura_plany_i_napravleniy a/ (дата обращения 26.02.2020).

6. Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 г., утверждены Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 г. № 2403-р. URL: hрttp://static.governmentru/media/Шes/ceFXleNUqOU.pdf (дата обращения 25.02.2020).

7. Приказ Министерства образования и науки «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (уровень бакалавриата) № 10 от 12.01.2016 / Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. - URL: http://fgosvo.ru/news/21/1780 (дата обращения: 25.02.2020).

8. Рабочий учебный план подготовки бакалавров направления подготовки 54.03.02 - Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы, профиль - декоративная роспись. План одобрен Ученым советом вуза. Протокол № 9 от 20.04.2020. URL: http://www.vshni.ru/doc/up/540302drup2020.pdf (дата обращения 20.08.2020).

9. Рабочий учебный план подготовки бакалавров направления подготовки 54.03.02 - Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы, профиль - художественный металл (ювелирное искусство). План одобрен Ученым советом вуза. Протокол № 9 от 20.04.2020. URL: http://www.vshni.ru/doc/up/540302uiup2020.pdf (дата обращения 26.02.2020).

10. Рабочий учебный план подготовки магистров направления подготовки 54.04.02 - Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы. План одобрен Ученым советом вуза. Протокол № 9 от 20.04.2020. URL: http://www.vshni.ru/doc/up/540402drup2020.pdf (дата обращения 20.08.2020).

11. Сайт Омского филиала Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Высшая школа народных искусств (академия)» URL: http://www.vshni-55.ru/ (дата обращения 25.02.2020).

12. Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.02.2016 № 326-р. URL: http://static.government.ru/media/files/AsA9RAyYVAJnoBuKgH0qEJA9IxP7f2x m.pdf (дата обращения 24.02.2020).

13. Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Приказом Президента Российской Федерации от 19.12.2012 № 1666 (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 06.12.2018 г. № 703. URL: http://pravo .gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102161949 (дата обращения 24.02.2020).

References

1. Asmolov A.G. Social'nye effekty obrazovatel'noj politiki // Nacional'nyj psihologicheskij zhurnal. - 2010. № 2 (4). C.100-106.

2. Gofman A.B. V poiskah utrachennoj identichnosti: tradicii, tradicionalizm i nacional'naya identichnost' // Voprosy social'noj teorii. - 2010. T. 4, № 2 (4). S. 241-254.

3. Izmeneniya, kotorye vnosyatsya v Strategiyu gosudarstvennoj kul'turnoj politiki na period do 2030 goda (utverzhdeny rasporyazheniem Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 30.03.2018 g. № 551-r). URL: http://government.ru/docs/31923/ (data obrashcheniya 25.02.2020).

4. Leont'ev D.A. Labirint identichnostej: ne chelovek dlya identichnosti, a identichnost' dlya cheloveka // Filosofskie nauki - 2009. № 10. S. 5-10.

5. Nacional'nyj proekt «Kul'tura» i vhodyashchie v nego federal'nye proekty «Kul'turnaya sreda», «Tvorcheskie lyudi» i «Cifrovaya kul'tura» (20192024 gg.) (Pasport nacional'nogo proekta «Kul'tura» utverzhden prezidiumom Soveta pri Prezidente Rossijskoj Federacii po strategicheskomu razvitiyu i nacional'nym proektam, protokol ot 24.12.2018 № 16). URL: https://www.mkrf.ru/press/news/natsionalnyy_proekt_kultura_plany_i_napravleniy a/ (data obrashcheniya 26.02.2020).

6. Osnovy gosudarstvennoj molodezhnoj politiki Rossijskoj Federacii na period do 2025 g., utverzhdeny Rasporyazheniem Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 29.11.2014 g. № 2403-r. URL: hrttp://static.government.ru/media/files/ceFXleNUqOU.pdf (data obrashcheniya 25.02.2020).

7. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki «Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 54.03.02 Dekorativno-prikladnoe iskusstvo i narodnye promysly (uroven' bakalavriata) № 10 ot 12.01.2016 / Portal Federal'nyh gosudarstvennyh obrazovatel'nyh standartov vysshego obrazovaniya. - URL: http://fgosvo.ru/news/21/1780 (data obrashcheniya: 25.02.2020).

8. Rabochij uchebnyj plan podgotovki bakalavrov napravleniya podgotovki 54.03.02 - Dekorativno-prikladnoe iskusstvo i narodnye promysly, profil' - dekorativnaya rospis'. Plan odobren Uchenym sovetom vuza. Protokol № 9 ot 20.04.2020. URL: http://www.vshni.ru/doc/up/540302drup2020.pdf (data obrashcheniya 20.08.2020).

9. Rabochij uchebnyj plan podgotovki bakalavrov napravleniya podgotovki 54.03.02 - Dekorativno-prikladnoe iskusstvo i narodnye promysly, profil' - hudozhestvennyj metall (yuvelirnoe iskusstvo). Plan odobren Uchenym sovetom vuza. Protokol № 9 ot 20.04.2020. URL: http://www.vshni.ru/doc/up/540302uiup2020.pdf (data obrashcheniya 26.02.2020).

10. Rabochij uchebnyj plan podgotovki magistrov napravleniya podgotovki 54.04.02 - Dekorativno-prikladnoe iskusstvo i narodnye promysly. Plan odobren Uchenym sovetom vuza. Protokol № 9 ot 20.04.2020. URL: http://www.vshni.ru/doc/up/540402drup2020.pdf (data obrashcheniya 20.08.2020).

11. Sajt Omskogo filiala Federal'nogo gosudarstvennogo byudzhetnogo obrazovatel'nogo uchrezhdeniya vysshego obrazovaniya «Vysshaya shkola narodnyh iskusstv (akademiya)» URL: http://www.vshni-55.ru/ (data obrashcheniya 25.02.2020).

12. Strategiya gosudarstvennoj kul'turnoj politiki na period do 2030 goda (utverzhdena rasporyazheniem Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 29.02.2016 № 326-r. URL: http://static.government.ru/media/files/AsA9RAyYVAJnoBuKgH0qEJA9IxP7f2x m.pdf (data obrashcheniya 24.02.2020).

13. Strategiya gosudarstvennoj nacional'noj politiki Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda (utverzhdena Prikazom Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 19.12.2012 № 1666 (v redakcii Ukaza Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 06.12.2018 g. № 703. URL: http://pravo .gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102161949 (data obrashcheniya 24.02.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.