Научная статья на тему 'Формирование гражданской идентичности российской молодежи с использованием духовно-нравственного потенциала литературы и искусства'

Формирование гражданской идентичности российской молодежи с использованием духовно-нравственного потенциала литературы и искусства Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
737
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / CIVIL IDENTITY / ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ / ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / MULTICULTURAL TOLERANCE / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА / SPIRITUAL AND MORAL POTENTIAL OF LITERATURE AND ART / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / EDUCATIONAL AREA / SOCIAL STAND

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мухаметзянова Лариса Юрьевна

Цель данной статьи заключается в решении задачи формирования гражданской идентичности российской молодежи с использованием средств литературы и искусства в поликультурном образовательном пространстве. Формирование гражданской идентичности рассматривается как условие, определяющее обеспечение консолидации различных слоев гражданского общества и способствующее противостоянию идеологии экстремизма и терроризма. Содержательной установкой статьи является поручение В.В. Путина от 16 декабря 2014 года Общероссийскому общественному движению «Народный фронт «За Россию» подготовить предложения по формированию российской гражданской идентичности. Системообразующим компонентом в структуре гражданской идентичности рассматривается толерантность в качестве важнейшего мировоззренческого принципа, необходимого для гармонизации отношений «Я» «Другой» в гражданском обществе. Автор рекомендует в поликультурном образовательном пространстве использовать духовно-нравственный потенциал лучших образцов литературы и искусства как средства формирования гражданской идентичности и активной гражданской позиции российской молодежи на образно-художественной основе поликультурного толерантного личностного выражения. Данная статья предназначена для педагогов, исследователей, руководителей образовательных учреждений, занимающихся вопросами формирования гражданской идентичности российской молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Мухаметзянова Лариса Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF THE CIVIL IDENTITY OF YOUTH IN RUSSIA THROUGH THE SPIRITUAL AND MORAL POTENTIAL OF LITTERATURE AND ART

The article is aimed at the solution of the problem of formation of civil identity of the youth in Russia by means of literature and art in multicultural educational area. The formation of civil identity is considered to be the condition that provides the consolidation of various layers of civic society and favors the terrorism and extremism ideology combat. The content is determined by the message of Vladimir Putin of December 16, 2014 to the All-Russia civic movement “National Front “For Russia” to draft the project of the formation of civic identity in Russia.The system forming component in the structure of civic identity is the tolerance as the most important worldview principle that is necessary for the harmonization of the relations “Me Another” in civic society. The author recommends to use the spiritual and moral potential of the best specimens of literature and art in the multicultural educational area to form the civil identity and social activism of the youth of Russia on the descriptive and artistic base of multicultural tolerant self-expression. The article will be useful for educators, researchers, heads of educational establishments that deal with the issues of civic identity of the youth in Russia.

Текст научной работы на тему «Формирование гражданской идентичности российской молодежи с использованием духовно-нравственного потенциала литературы и искусства»

УДК 377:378

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА

Л.Ю. Мухаметзянова1

'Статья подготовлена в рамках реализации государственного задания р/21 в сфере научных исследований

Аннотация. Цель данной статьи заключается в решении задачи формирования гражданской идентичности российской молодежи с использованием средств литературы и искусства в поликультурном образовательном пространстве. Формирование гражданской идентичности рассматривается как условие, определяющее обеспечение консолидации различных слоев гражданского общества и способствующее противостоянию идеологии экстремизма и терроризма. Содержательной установкой статьи является поручение В.В. Путина от 16 декабря 2014 года Общероссийскому общественному движению «Народный фронт «За Россию» подготовить предложения по формированию российской гражданской идентичности. Системообразующим компонентом в структуре гражданской идентичности рассматривается толерантность в качестве важнейшего мировоззренческого принципа, необходимого для гармонизации отношений «Я» - «Другой» в гражданском обществе. Автор рекомендует в поликультурном образовательном пространстве использовать духовно -нравственный потенциал лучших образцов литературы и искусства как средства формирования гражданской идентичности и активной гражданской позиции российской молодежи на образно-художественной основе поликультурного толерантного личностного выражения. Данная статья предназначена для педагогов, исследователей, руководителей образовательных учреждений, занимающихся вопросами формирования гражданской идентичности российской молодежи.

Ключевые слова: гражданская идентичность, гражданская позиция, поликультурная толерантность, духовно-нравственный потенциал литературы и искусства, образовательное пространство.

THE FORMATION OF THE CIVIL IDENTITY OF YOUTH IN RUSSIA THROUGH THE SPIRITUAL AND MORAL POTENTIAL OF LITTERATURE AND ART

L. Mukhametzyanova

Abstract. The article is aimed at the solution of the problem of formation of civil identity of the youth in Russia by means of literature and art in multicultural educational area. The formation of civil identity is considered to be the condition that provides the consolidation of various layers of civic society and favors the terrorism and extremism ideology combat. The content is determined by the message of Vladimir Putin of December 16, 2014 to the All-Russia civic movement "National Front "For Russia" to draft the project of the formation of civic identity in Russia.The system forming component in the structure of civic identity is the tolerance as the most important worldview principle that is necessary for the harmonization of the relations "Me - Another" in civic society. The author recommends to use the spiritual and moral potential of the best specimens of literature and art in the multicultural educational area to form the civil identity and social activism of the youth of Russia on the descriptive and artistic base of multicultural tolerant self-expression. The article will be useful for educators, researchers, heads of educational establishments that deal with the issues of civic identity of the youth in Russia.

Keywords: civil identity, social stand, multicultural tolerance, spiritual and moral potential of literature and art, educational area.

Президент РФ В.В. Путин в своем обращении к Федеральному собранию 12 декабря 2012 г. подчеркнул: «Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп - милосердия, сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи - дефицит того, что всегда, во все исторические времена делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились. Именно поэтому определяющее значение приобретают вопросы общего образования, культуры, молодежной политики. Эти сферы - не набор

услуг, а прежде всего пространство для формирования нравственного, гармоничного человека, ответственного гражданина России».

16 декабря 2014 г. В.В. Путин поручил Общероссийскому общественному движению «Народный фронт «За Россию» подготовить предложения по формированию российской гражданской идентичности «Провести с участием представителей общественности и профессионального сообщества обсуждение вопросов, касающихся духовно-нравственного воспитания личности и создания условий для

ее развития, а также формирования единого образовательного пространства Российской Федерации и формирования российской гражданской идентичности».

Все эти компоненты, отмеченные В.В. Путиным: духовно-нравственное воспитание, образовательное пространство, российская гражданская идентичность, взаимосвязаны между собой. Мы раскроем содержательные и технологические характеристики этой взаимосвязи в процессе формирования гражданской идентичности и гражданской позиции российской молодежи в поликультурном образовательном пространстве с привлечением духовно-нравственного потенциала литературы и искусства.

Ориентация образования на формирование общероссийской гражданской идентичности -способности обучающегося соотносить себя с гражданской общностью, с её ценностями и нормами, осознавать свою принадлежность к ней, видеть в себе гражданина своей страны -определяет достижение основного результата современного образования: воспитания ответственного гражданина России, способного противостоять идеологии экстремизма и терроризма.

Отечественные исследователи А.Г. Асмолов, И.И. Антонова, И.В Калиш [2,3,4,10] определяют гражданскую идентичность личности как сущностный компонент гражданской общности, обеспечивающий интеграцию населения страны и являющийся залогом стабильности государства. В исследованиях А.С. Гаязова, Л.М. Семешок, В.К. Шамановой, М.А. Юшип, Д.С. Лихачева [7,12,15,16,12] формирование гражданской идентичности рассматривается как развитие осознания индивидом своей принадлежности к какому-либо сообществу граждан.

Исследователи в целом отдают предпочтение целенаправленному

формированию гражданской идентичности как предпосылке, способствующей обеспечению консолидации различных слоев гражданского общества, уменьшению социальной

напряженности между представителями различных концессий и национальных культур.

Актуальной проблемой российского образования является так называемый кризис идентичности, идентичности гражданской, религиозной, социальной. Для современной молодежи характерно непонимание

смыслообразующей роли духовно-нравственных ценностей лучших образцов культуры и искусства в процессе формирования их гражданской позиции.

Одним из условий преодоления кризиса гражданской идентичности выступает гуманитаризация современного образования. Гуманитаризация по мнению исследователей Р.Х. Гильмеевой, Л.Ю. Мухаметзяновой, Л.П. Тихоновой, Г.А. Шайхутдиновой — это процесс целенаправленного развития личности, формирование ее способности определять свою гражданскую идентичность и проявлять ее в активной гражданской позиции [8,9,11]. Недооценка гуманитарной составляющей в образовании приводит к расовой и национальной нетерпимости.

Основой формирования гражданской идентичности на основе гуманитаризации образовательного пространства послужили представления современных исследователей: С.К. Бондыревой, В.С. Кукушина, Г.У. Солдатовой [5,6,14], о том, что системообразующим компонентом в структуре гражданской идентичности личности является толерантность — важнейший

мировоззренческий принцип нравственной направленности, необходимый для

гармонизации отношений «Я» — «Другой» в гражданском обществе.

Толерантность как духовно-нравственная готовность к терпимости во имя взаимопонимания между этносами и социальными группами определяет

необходимость поликультурного

взаимодействия между людьми разной национальной и религиозной принадлежности.

Во главу угла формирования поликультурной толерантности как

гражданской позиции обучаемого мы поставили изучение им произведений литературы и искусства, в частности, художественный текст, который способен затронуть его глубокие гражданские струны.

В глубине души люди — просто люди, и это способно разрушить стену отчуждения. Все народы сталкиваются с одними и те ми же житейскими проблемами: правом на любовь, ненависть, счастье, надежду и мечту. Богатство художественного произведения способно формировать толерантную культуру и гражданскую позицию личности обучаемого в процессе поликультурного текстового диалога.

Идея поликультурного художественного текстового диалога как основы формирования толерантности в контексте развития гражданской позиции легла в основу построения ценностных блоков-модулей разработанного пособия-хрестоматии по зарубежной литературе. Они связаны, говоря словами Д.С. Лихачева, с «возвращением к

Человеку-гражданину», к общечеловеческим поликультурным толерантным ценностям, одинаково важным для людей всей земли. Мысли Лихачева о путях развития человечества, его культуры, о формировании планетарного толерантного мышления по-новому прозвучали в 21 веке. Самым мощным объединяющим фактором, фактором толерантного гражданского мира ученый назвал «высокий гуманитарный уровень окружения каждого человека». «Меняя все, меняя нас», пришел новый век. Пути «возвращения к Человеку-гражданину» видятся нами как интерес к судьбе человеческой личности — самой большой ценности; чувствам, способным ее преобразить; острой тревоги за человека, за утрату духовно-нравственных ценностей» [12, с.11].

Возвращение к Человеку-гражданину определило и структуру блоков учебника-хрестоматии: «Литература как способ выживания человечества», «Родина», «Семья», «Любовь», «Природа и человек», «Вера», «Надежда», «Труд и талант», «Найди свою суть», «Искусство и человек», «Я — человек-

гражданин». Внутри этих блоков расположены художественные тексты авторов из самых разных стран мира (нет деления по странам). Это дало возможность сделать соседями по книге писателей маститых и начинающих: Гарсиа Маркеса и Милорада Павича, Понтера Грасса и Андрея Вознесенского, Акиру Курасаву и Орхана Памука, Марка Шагала и Сальвадора Дали, Ромена Гари, Нину Федорову и Рустема Кутуя, Мусу Джалиля и Уильяма Стайрона, Кафку и Басе.

Работа над художественными текстами, их анализ и оценка помогают учащимся, гражданам России, почувствовать себя еще и гражданами мира. Сохраняя верность национальным корням, они открываются духовно-нравственному опыту мира, всему ценному, что есть в культуре других стран и народов. В соответствии с этим каждый обучаемый выстраивает свою художественно-личностную траекторию, способствующую развитию его толерантной духовно-нравственной системы ценностей,

формированию гражданской идентичности и гражданской позиции.

1. Аналитический обзор зарубежного и российского опыта реализации гражданского образования / Гражданское образование в российской школе; сост. Т.И. Тюляева. — М.: ООО «Издательство ACT», 2003. — 605 с.

2. Антонова И.В. Проблема личностной идентичности: хрестоматия / И.В. Антонова. — Самара: Изд. Дом «БАХРАХ-М», 2003. — 656 с.

3. Асмолов А.Г., Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А. О смыслах понятия «толерантность» / А.Г. Асмолов, Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова // Век толерантности: Научно-публицистический вестник. — 2001. — № 1. — С. 8-18.

4. Асмолов А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества / А.Г. Асмолов // Вопросы образования. — 2008. — № 1. — С. 65-85.

5. Бондырева С.К., Колесов Д.В. Толерантность (введение в проблему) / С.К. Бондырева, Д.В. Колесов. — М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. - 240 с.

6. Воспитание толерантной личности в поликультурном социуме: сборник авторских и адаптированных программ; под ред. В.С. Кукушина. - Ростов-н/Д: ГинГо, 2004. - 271 с.

7. Гаязов А.С. Образование и образованность гражданина в современном мире / А.С. Гаязов. — М.: Наука, 2003. — 255 с.

8. Гильмеева Р.Х. Компетентностный подход в преподавании гуманитарных дисциплин в ССУЗ (концептуальные идеи) / Р.Х. Гильмеева, Л.П.

Тихонова, Л.Ю. Мухаметзянова. - Казань: Издательство «Данис» ИПП ПО РАО, 2008. - 23 с.

9. Гуманитарная образованность студентов в системе учреждений СПО-ВПО: монография / Р.Х. Гильмеева, Л.Ю. Мухаметзянова, Л.П. Тихонова, Г.А. Шайхутдинова; под научной ред. академика РАО Г.В. Мухаметзяновой. - Казань: Изд-во «Данис» ИПП ПО РАО, 2011. - 136 с.

10. Калиш И.В. Гражданское воспитание молодежи — приоритет современной российской стратегии образования: сборник Гражданское образование в российской школе; сост. Т.И. Тюляева. М.: ООО «Издательство ACT», 2003. -605 с.

11. Концепция модернизации содержания и технологий формирования и развития культуры и гуманитарной образованности студентов профессиональной школы, ориентированной на российско-европейское партнерство / Р.Х. Гильмеева, Л.П. Тихонова, Л.Ю. Мухаметзянова, Г.А. Шайхутдинова; под ред. академика РАО Г.В. Мухаметзяновой. - Казань: Издательство «Данис» ИПП ПО РАО, 2011. - 37 с.

12. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном / Д.С. Лихачев; сост., общ. ред. Г.А. Дубровской. — 2-е изд., доп. — М.: Дет. лит., 1988. — 238 с.: илл.

13. Семешок JI.M. Психология гражданской активности: особенности, условия развития / Л.М. Семешок. — М.: МПСИ; Воронеж: «МОДЭК», 2006. — 352 с.

14. Солдатова Г.У. Толерантность и интолерантность - две грани межэтнического взаимодействия / Г.У. Солдатова // Век толерантности. - М., 2001. - Вып. №1.

15. Шаманова В.К. Воспитание гражданственности школьников в учреждениях системы дополнительного образования: дис. ...

канд. пед наук: 13.00.01 / Шаманова Виктория Казбековна. - Пятигорск. - 2005. - 173 с.

16. Юшин М.А. Политические механизмы формирования гражданской идентичности молодежи в современной России: автореферат дис. ... канд. полит. наук: 23.00.02 / Юшин Михаил Анатольевич. - Тула. - 2007. - 24 с.

Сведения об авторе:

Мухаметзянова Лариса Юрьевна (г. Казань, Россия), кандидат педагогических наук, ФГБНУ «Институт проблем национальной и малокомплектной школы Российской академии образования», email: [email protected]

Data about the author:

L. Mukhametzyanova (Kazan, Russia), candidate of pedagogic sciences, Institute of Problems of National and Underfilled School of Russian Academy of Education, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.