Научная статья на тему 'Профилактика молодежного экстремизма средствами литературы и искусства в поликультурном образовательном пространстве'

Профилактика молодежного экстремизма средствами литературы и искусства в поликультурном образовательном пространстве Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
351
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ / ПРОФИЛАКТИКА МОЛОДЕЖНОГО ЭКСТРЕМИЗМА / ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ТОЛЕРАНТНОЕ МИРОВОСПРИЯТИЕ / АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ / ПОЛИКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД / ЛИЧНОСТНАЯ ПЕРСОНИФИКАЦИЯ / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ИДЕЯ / ЛИЧНОСТНО-ЦЕННОСТНЫЙ КОМПЛЕКС ВЕЧНЫХ ТЕМ / ЭМПАТИЯ / YOUTH EXTREMISM / PREVENTION OF YOUTH EXTREMISM / MULTICULTURAL TOLERANT ATTITUDE / ANALYSIS OF ART / MULTICULTURAL APPROACH / THE PERSONIFICATION OF PERSONALITY / ARTISTIC IDEA / PERSONAL AND VALUE-SET OF THE ETERNAL ISSUES / EMPATHY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Мухаметзянова Лариса Юрьевна

Цель данной статьи заключается в решении задачи профилактики молодежного экстремизма как мировоззренческого явления, основанного на культивировании принципа силы, агрессии в отношении к окружающим средствами литературы и искусства в поликультурном образовательном пространстве. Теоретическим основанием представленной работы выступает поликультурный подход, определяющий культуру каждого человека как совокупность менталитета, традиций, способствующая толерантному взаимопониманию и взаимодействию. Автор рекомендует в образовательных организациях осуществлять формирование поликультурного мировосприятия средствами литературы и искусства с целью развития (внедрения) мировоззренческой идеологии противодействия экстремизму в образовательном пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREVENTION OF YOUTH EXTREMISM BY MEANS OF LITERATURE AND ART IN MULTICULTURAL EDUCATION SPACE

The article is aimed at solving the problem of youth extremism prevention which is considered to be an ideological phenomenon based on the cultivation of the principle of force and aggression in relation to the others by means of literature and art in a multicultural educational environment. Based on the theoretical framework presented work appears multicultural approach that defines that everyone has culture as the totality of the mentality, traditions, promotes mutual understanding and tolerant interaction. The author recommends to form a good attitude toward the multicultural aspect in educational establishments by means of literature and art in order to implement the ideology of combating the extremism in the educational space.

Текст научной работы на тему «Профилактика молодежного экстремизма средствами литературы и искусства в поликультурном образовательном пространстве»

УДК 378

ПРОФИЛАКТИКА МОЛОДЕЖНОГО ЭКСТРЕМИЗМА

СРЕДСТВАМИ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА

В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Л.Ю. Мухаметзянова

Аннотация. Цель данной статьи заключается в решении задачи профилактики молодежного экстремизма как мировоззренческого явления, основанного на культивировании принципа силы, агрессии в отношении к окружающим средствами литературы и искусства в поликультурном образовательном пространстве. Теоретическим основанием представленной работы выступает поликультурный подход, определяющий культуру каждого человека как совокупность менталитета, традиций, способствующая толерантному взаимопониманию и взаимодействию. Автор рекомендует в образовательных организациях осуществлять формирование поликультурного мировосприятия средствами литературы и искусства с целью развития (внедрения) мировоззренческой идеологии противодействия экстремизму в образовательном пространстве.

Ключевые слова: молодежный экстремизм, профилактика молодежного экстремизма, поликультурное толерантное мировосприятие, анализ художественного произведения, поликультурный подход, личностная персонификация, художественная идея, личностно-ценностный комплекс вечных тем, эмпатия.

PREVENTION OF YOUTH EXTREMISM

BY MEANS OF LITERATURE AND ART

IN MULTICULTURAL EDUCATION SPACE

L. Mukhametzyanova

Abstract. The article is aimed at solving the problem of youth extremism prevention which is considered to be an ideological phenomenon based on the cultivation of the principle of force and aggression in relation to the others by means of literature and art in a multicultural educational environment. Based on the theoretical framework presented work appears multicultural approach that defines that everyone has culture as the totality of the mentality, traditions, promotes mutual understanding and tolerant interaction. The author recommends to form a good attitude toward the multicultural aspect in educational establishments by means of literature and art in order to implement the ideology of combating the extremism in the educational space.

Keywords: youth extremism, prevention of youth extremism, multicultural tolerant attitude, analysis of art, multicultural approach, the personification of personality, artistic idea, personal and value-set of the eternal issues, empathy.

На современном этапе целесообразным является использование в профилактике молодежного экстремизма в образовательных организациях книг, видеофильмов и Интернет-ресурсов подходящей тематики, формирующих ценности толерантности, ненасилия,

мультикультурности. К сожалению, этот ресурс пока плохо осознается в педагогической среде. Так, из 50 опрошенных экспертов -специалистов по профилактике экстремизма лишь 21 человек (42%) смог указать какие-либо образовательные технологии, позволяющие осуществлять взаимосвязь усвоения предметных знаний и профилактику экстремистских настроений молодежи.

Основанием значимости использования литературы и искусства в процессе профилактики молодежного экстремизма выступает тот факт, что реальной причиной, объясняющей молодежный экстремизм, являются сущностные черты молодых людей:

потребность в романтизме, стремление к активности и преодолению препятствий, так, Л.С. Выготский указывал на «доминанту романтики» - стремление юноши к рискованному, к приключениям, к социальному героизму [2]. С одной стороны, это создает благоприятные возможности для воспитания, однако, с другой стороны, стремление к «смелости» и «оригинальности» может приводить к асоциальным поступкам. А произведения литературы и искусства удовлетворяют эту юношескую потребность в романтическом видении мира.

В.В. Путин на Российском литературном собрании (21 ноября 2013 г.) отметил, что следует нести ответственность перед всей цивилизацией за сохранение русской литературы, за её колоссальный гуманистический потенциал в целях закрепления за ней роли мощного фактора идейного влияния России в мире, что диктует необходимость

пересмотра учебных программ преподавания литературы, так как в них недостаточно прописан поликультурный компонент.

В процессе литературной подготовки мы предлагаем координирующую констатацию -установку на раскрытие понятий теоретического литературоведения с учетом поликультурного подхода [3]. Рассмотрим сущность данной констатации на основании уроков, формирующих у студентов понятия о вечных темах и о художественной идее произведения в процессе изучения темы «Родина и человек» в современной литературе.

Выбор именно этой взаимосвязи понятий «вечные темы», художественная идея и темы «Родина и человек» обусловлен тем, что она отражает вечные общечеловеческие заповедные ценности, формируемые с учетом гражданской направленности.

Применительно к искусству и литературе слово «идея» включает в себя и направленную интерпретацию, и оценку автором определенных жизненных явлений. Мысль, выражаемая в произведении, всегда эмоционально окрашена. Художественная идея - это сплав обобщений и чувств, пафос произведения. Именно это отличает искусство от беспристрастной науки и сближает его с повседневным постижением жизни, насквозь оцененным. Этот аспект усвоения художественной идеи имеет ярко выраженный личностный контекст.

Художественные идеи (концепции) отличаются от научных их местом и ролью в духовной жизни личности. Наука лишь идет за тем, что оказывалось уже доступным искусству (Шеллинг) [5], «он их слышит лучше, чем осторожный «человек науки», философ или практик (М.М.Бахтин) [1].

Мы сосредоточили свое внимание на взаимосвязи понятий художественной идеи с понятиями поликультурности,

гражданственности и патриотизма.

В целях раскрытия темы Родины, гражданственности привлекаются

художественные произведения зарубежных авторов, это: Акира Куросава, Петр Вайль, Рут Правер Джабвала, Камала Дас, Яна Джин, Тонино Гуэрра. География этих авторов разнообразна: Япония, Индия, США, Италия. На основании реализации принципов диалогизма, доминантности, толерантности, эмпатии преподавателю целесообразно заострить внимание студентов на том факте, что понятие Родины для каждого человека, в какой бы стране он ни жил, священно.

В процессе изучения автобиографии А. Куросавы «Жабий жир» преподаватель

предлагает учащимся найти справочные материалы об этом выдающем японском режиссере. В начале урока проходит обобщение биографических данных Куросавы.

Подчеркивается ведущая идея личностно-образного осмысления автобиографического текста: «Фотокамера Куросавы - это золотая камера Японии (Акира Куросава - лауреат премии Оскара за лучший зарубежный фильм) еще и потому, что Куросава стремится на протяжении всего жизненного пути отразить в своем творчестве национальный дух своей страны.

Далее на уроке перечисляются фильмы, которые создал выдающийся японский режиссер.

Словарную работу в начале урока целесообразно начать с синонима разбираемого понятия «национальный дух» - национальный характер».

Эвристическая беседа по творчеству Акиры Куросавы осуществляется на основании следующих вопросов и заданий по тексту его автобиографии.

1. Прокомментируйте слова Жана Ренцара: «...(моим друзьям) уже недостаточно того обстоятельства, что художник свободно выразил себя с помощью камеры и микрофона. Они хотят знать, кто он такой».

2. Скажите, хотите ли вы узнать о человеческой сущности автора, когда читаете его книгу, смотрите фильм или слушаете музыку? В чем может выражаться человеческая сущность художника: в пикантных подробностях бульварной прессы или объяснении своему зрителю, слушателю, как он достиг высоких художественных результатов?

3. Куросава в своей автобиографии раскрывает особенности японской нации, которые он отразил в своем творчестве. Учащимся предлагается найти в тексте описание специфических черт японского народа, мира традиционной японской красоты. Студенты отвечают на главный вопрос личностного определения: «как вы понимаете слова автора о том, что красота и самобытность японской культуры позволили обрести ему веру в себя?» Студенты подводятся к выводу, что состоятельность Отечества определяет состоятельность его граждан, их личностное самовыражение.

В постановке проблемных вопросов отражен принцип эмпатийной персонификации образа автора и личностного восприятия ученика. На этом этапе разбора преподавателю литературы целесообразно учесть следующую логику технологических особенностей применения

метода эмпатии. Эмпатийная персонификация образа автора имеет своего рода центр, который М.М. Бахтин называл ядром личности [1], А.А. Ухтомский - доминантой [4], определяемой интуиционными способностями учащихся. Эти способности необходимы для выработки ценностных координат - ориентаций учащихся в процессе анализа художественного

произведения.

На следующем обобщающе-сравнительном этапе поурочного пространства привлекается раскрытие темы «Человек и Родина» в современной индийской литературе. Подчеркивается значимость диалога культур в раскрытии проблемы соотношения личного достоинства Родины - Индии и личностного достоинства ее жителя - гражданина Индии. Специфика раскрытия темы «Индия: связь времен и миров» в том, что образ Индии проходит образно-смысловую обозначенность через индийский женский образ.

Преподаватель и ученики анализируют роль Женщины в национальной культуре своей страны на примере образа индийской женщины, запечатленной в литературной прозе и поэзии индийских авторов-женщин Рут Правер Джабвала «Я в Индии» (эссе) и Камалы Дас (поэзия).

Необходимо подвести учащихся к личностному осознанию того понятия, что «где женщина не почитаема, там Боги не живут».

Эвристическая беседа для ответа на поставленный вопрос проходит на основании следующих заданий:

1. Почему, на ваш взгляд, именно женщина является хранительницей национальной культуры своей страны? Как она лепит свой дом, своих детей, свою культуру? Одинаково ли положение женщины для Европы и Азии? Подтвердите свои ответы примерами.

2. Прокомментируйте тот факт, что основное место в национальной культуре Индии занимает «просто женщина» - не богиня, не отшельница, не ... храмовая танцовщица-баядерка, как звали ее европейцы, а обыкновенная женщина. Для ответа на этот вопрос преподаватель приводит высказывание женщины-президента Индиры Ганди: «Женщина - хранительница традиции. Она должна обеспечить преемственность, прочность корней, но в то же время дать древу расти, развиваться» .

Содержательный разбор текста строится с использованием вопросов, составленных с учетом принципов толерантности и диалога.

1. Каждая страна, каждый народ имеет свои самобытные традиции. Найдите в

текстовом отрывке те строки, которые характеризуют специфику культуры и быта населения Индии как азиатской страны.

2. Подумайте, смогли бы вы, гражданин России, адаптироваться к условиям индийской жизни?

Реализуя на уроке принцип личностной персонификации, преподавателю целесообразно обратиться к неодушевленной персонификации как эффективному приему сравнительного литературоведческого анализа. С этой целью преподаватель проводит сравнительную характеристику Санкт-Петербурга,

художественный образ которого анализируется в творчестве итальянского поэта Тонино Гуэрра, английской поэтессы Кэрол Руменс, вьетнамского поэта То Хыу «О Родине» и русского поэта Ильи Фаликова. В этой сравнительной логике образ Санкт-Петербурга предстает символом России, ее национальной неповторимости, духовной состоятельности ее граждан.

Т. Гуэрра назвал свое стихотворение «Соната Санкт-Петербургу».

Прежде всего, обращается внимание на целостное, ценностно-смысловое восприятие Санкт-Петербурга как полноправного персонажа, своеобразной персоны, которая имеет право на собственное лицо и самостоятельный образ жизнедеятельности.

Важной смысловой фразой в этом материале выступают строки: «Фильмы и большие стихи в переводах не нуждаются». И стихотворение Т. Гуэрры тоже являет собой такой пример общепонятного языка поликультурной толерантной личностной солидарности.

В противопоставление стихотворению Т. Гуэрры звучит стихотворение румынской поэтессы Руменс (перевод с английского А. Кудрявицкого) «Санкт-Петербург, завоеванный торговцами». Образно-художественная система текста К. Руменс пронизана грубыми метафоричными неологизмами, отражающими настоящее лицо современного Санкт-Петербурга. Учащимся предлагается сделать выбор: какой Санкт-Петербург, по их разумению, имеет право быть второй столицей России.

Для решения поставленной проблемы предлагается ответить на следующие вопросы и задания:

1. Вашему вниманию мы предлагаем для сравнительной характеристики два стихотворения о Санкт-Петербурге - румынской поэтессы К. Руменс и Т. Гуэрры. Образная основа - великий город на все времена, одна из столиц мира. Эта образная основа одна, но

проследите, насколько разным предстает Санкт-Петербург в каждом из этих стихотворений. Какое из этих описаний, на ваш взгляд, наиболее удачно? Что более реально: то, что мы видим глазами в окружающем нас мире или же то, что мы чувствуем, видим сердцем? Вспомните А. Экзюпери: «Зорко только сердце».

2. Подумайте над основным предназначением литературы - великого очистителя духовной скверны нашего мира.

3. «Образчика разной морали». Если бы вам представилось сформулировать моральный кодекс Санкт-Петербурга, то как бы прозвучала такая формулировка?

И заключает сравнительный разбор образа Санкт-Петербурга как символа Родины стихотворение И. Фаликова «Быть в Петербурге». Студентам предлагается проблема «Быть, а не казаться». Важное место в сравнительном анализе занимает

сопоставительная характеристика образно-изобразительных средств. Если в стихотворении Т. Гуэрра Петербург - это «Ранимая израненная крепость, мой Петербург. Крепись, крепчай, плыви...» (в этом образе воплощена нежность, вера поэта в гордый город); то в стихотворении К. Руменс Петербург - это «низовья посмертной реки» - образ безверия, «безнадеги в будущее города». Илья Фаликов в своем тексте связывает судьбу города со своей судьбой: «И линия, неясная по счету, переплетается с линией судьбы». Учащиеся приходят к выводу, что образно-изобразительные гиперболы Санкт-Петербурга при однозначности предмета описания различаются в соответствии с общей концептуальной идеей каждого автора. Но в целом лишь русский поэт определяет судьбу

города как свою судьбу, судьбу гражданина этого города.

Для проверки усвоения студентами темы «Человек и Родина» преподаватель обращается к системе творческих письменных заданий. Жанры этих заданий самые различные, это и мини-сочинения, и бином-фантазии, и эссе, и эпистолярный жанр.

Особое место в системе творческих работ студентов занимают работы, связанные со сравнительной характеристикой образного описания городов в творчестве поэтов разных стран. Преподаватель объясняет студентам понятия «толерантность», «диалог»,

«другодоминантность» и рекомендует использовать их в своих работах. Темами к таким работам выступают «Гражданское кредо Санкт-Петербурга», «Многозвучье тишины Родины в шуме городов», «Казань - город молодости», «Город, который переплетается с моей судьбой», «С какого города начинается родина для меня», «Город, который лежит на моей ладони», «Страна, в которой я хотел бы родиться. », «Ценностный кодекс современного гражданина России», «Мое гражданское кредо».

Приведенный анализ художественных произведений зарубежных авторов способствует формированию поликультурного толерантного мировосприятия учащихся.

Таким образом, взаимосвязь усвоения предметных знаний и профилактики экстремистских настроений молодежи на основе воспитания поликультурного мировосприятия средствами литературы и искусства способствует развитию (внедрению) мировоззренческой идеологии противодействия экстремизму в образовательном пространстве.

Литература:

1. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. — М.: Искусство, 1979. — 424 с.

2. Выготский Л.С. Психология развития человека. — М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2005. — 1136.

3. Мухаметзянова Ф.Ш. Литературная подготовка в профессиональной школе/ Ф.Ш. Мухаметзянова, Р.Х. Гильмеева, В.Н. Корчагин,

Л.Ю. Мухаметзянова, Г.А. Шайхутдинова, В.В. Аксенов // Педагогика.2014. №5. С.47-54.

4. Ухтомский А.А, Доминанта. - СПб.: Питер,2002. - 448с.

5. Шеллинг,Ф.В. Философия искусства / пер. П.С.Попова; Подобщ. Ред.М.Ф.Овсянникова. -Санкт-Петербург: Алетейя, 1996. - 496с.

Сведения об авторе:

Мухаметзянова Лариса Юрьевна (г. Казань, Россия) кандидат педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник «Институт педагогики и психологии профессионального образования Российской академии образования».

Data about the author:

L. Mukhametzyanova (Kazan, Russia), candidate of pedagogic sciences, docent, senior research scientist at the Institute of Pedagogy and Psychology of Professional Education of the Russian Academy of Education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.