УДК 316
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
И ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ
КАК ФАКТОР ПРОТИВОСТОЯНИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ В РОССИИ
Л.А.Гусева
Аннотация. Экстремизм несет в себе угрозы безопасности человека, общества и государства. В связи с этим встает вопрос о профилактике экстремизма, в первую очередь, в молодёжной среде, как наиболее уязвимой социальной группе. Автором рассмотрены виды проявлений экстремизма; показана необходимость формирования поликультурной среды в образовательных организациях; предложены меры противодействия экстремизму.
Ключевые слова: экстремизм, образовательная среда, идентичность, правовая культура, правовое воспитание.
FORMATION OF CIVIL IDENTITY AND LEGAL CULTURE IN
EDUCATION AS A FACTOR IN RUSSIA COUNTER EXTREMISM
L. Guseva
Abstract. Extremism is a threat to human security, society and the state. This raises the question of the prevention of extremism in the first place, the youth as the most vulnerable social groups. The author considers the types of manifestations of extremism, the necessity of formation of multicultural environment in the educational institutions, proposed measures against extremism.
Keywords: extremism, educational environment, identity, legal culture, legal education.
В условиях трансформации сложившейся системы воспитания, которая затрагивает все социальные институты общества, гражданское и правовое воспитание занимает одно из ключевых положений. Формирование гражданской идентичности определяется социокультурной, экономической и
образовательной ситуациями в стране в условиях поликультурности современного общества. Согласно концепции духовно -нравственного развития и воспитания гражданина России, именно образованию отводится ключевая роль в консолидации российского общества.
Новое педагогическое мышление, выразившиеся в осознании неотчуждаемости понятий «государство» и «общество», «патриотизм» и «гражданственность», в понимании необходимости поиска баланса интересов личности и общества, в признании неотчуждаемости прав гражданина, актуализировало поиск новых научных подходов к исследованию сущности, целей и задач гражданского воспитания,
целесообразности выделения его как самостоятельной социально-педагогической проблемы.
На современном этапе исторического пути России в массовом представлении о демократии нравственные воззрения, идеалы-
ценности, гражданственность как социально-правовой, морально-психологический феномен имеют крайне противоречивый характер. Кроме объективных факторов, порождаемых недостаточной способностью государства обеспечить права и свободы граждан, причиной этого является недостаточность социальной активности наших
соотечественников, низкий уровень развития правовой культуры, конформизм, социально-политический инфантилизм, самоограничения в обретении личностью достоинства, корпоративный эгоизм.
Процесс формирования полноценно функционирующего гражданского общества, как свидетельствует мировой опыт, предполагает смену нескольких поколений. Подготовка его членов проходит в два этапа: формирование цивилизованных членов общества и развитие личностного достоинства, гражданственности. Признаки
цивилизованности — соответствие поведения элементарным морально-этическим нормам, наличие умений коммуникативного, межсоциального и межнационального общения, законопослушность. Ядром гражданственности как более сложного образования является сочетание нравственной культуры с культурой правовой и
политической, находящее выражение в субъективно-личностной форме.
В педагогической науке существует несколько подходов к определению понятия идентичности вообще, и гражданской идентичности в частности. А.Н. Иоффе определяет гражданскую идентичность, как осознание принадлежности к обществу граждан, имеющее для индивида значимый смысл. А.Г. Асмолов за основу данного понятия берет осознание принадлежности на общекультурной основе, а также то, что понятие гражданской идентичности не тождественно понятию гражданства, (как это отмечает в своих работах М.А. Юшин), а имеет личностный смысл, определяющий целостное отношение к социальному и природному миру. В данном случае гражданская российская идентичность - есть осознание личностью принадлежности к российскому государству, гражданином России Федерации; готовности и способности выполнять гражданские обязанности, пользоваться правами, принимать активное участие в жизни государства и общества. В современной концепции российского образования гражданскую идентичность составляют такие понятия, как патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности к судьбе российского народа.
Россия — многонациональное,
полиэтническое государство, признающее основы светского общества, но и религия играет немаловажную роль в процессе воспитания и самоидентификации личности. Несмотря на универсальность, к которой стремится современное общество, необходимо учитывать национальные традиции и региональный фактор в воспитании. Поэтому задача состоит в том, чтобы обеспечить формирование поликультурной
образовательной среды для развития гражданской идентичности личности.
Экстремизм проявляется в религиозной, политической, социальной и других сферах общественной жизни. В настоящее время в среде научной общественности сложились две точки зрения на предмет определения целенаправленности такого социального явления как экстремизм: 1) цель экстремизма — запугивание мирного населения; 2) цель
экстремизма — достижение политических интересов. В обоих случаях, вне зависимости от своих конечных целей, экстремизм несет в себе угрозы для безопасности человека, общества и государства.
Борьба с экстремизмом в любой сфере и профилактические меры станут эффективными в том случае, когда будут изучены причины его возникновения и формы проявления. Владея данной информацией, можно определить способы и методы влияния на определенную целевую аудиторию, в нашем случае, на молодежную среду. Для того, чтобы эффективно действовать в направлении социальной профилактики экстремизма, необходимо четко понимать, что способствует вхождению молодых людей в экстремистские организации или побуждает их совершать противоправные действия.
С точки зрения социально-психологического аспекта, выделяют следующие факторы, которые пробуждают молодежь вступать в ряды экстремистких организаций:
- установки, предубеждения родителей, которые навязываются с малых лет;
- взгляды , убеждения группы людей, в том числе сверстников, которые зачастую в период становления личности доминируют над общепринятыми нормами;
- стресс в результате социальной модернизации и процессов;
- интеграции/дезинтеграции в обществе.
Выделяют также личностные факторы:
- представления, установки подростков;
- индивидуально-психологические особенности. К ним можно отнести повышенную внушаемость, агрессивность, индивидуальные особенности в протекании психических процессов;
- эмоциональные особенности (состояние психического напряжения, внутренние переживания).
Все причины проявления экстремистских настроений в молодежной среде подчиняются ряду факторов:
1. Проявление «исламистского фактора», который обозначает пропаганду экстремистских настроений, ведущуюся в среде мусульманской молодежи, а также организация выездных учебных занятий в страны Ближнего Востока с целью вербовки российских граждан в ряды международных террористических организаций.
2. Криминализация многих сфер общественной жизни.
3. Обострение социальной напряженности в стране: уровень безработицы, уровень жизни населения, возможности получения качественного образования, медицинской помощи, снижение авторитета правоохранительных органов в глазах населения.
4. Возрастающее количество организаций, ставящих своей целью разжигание межнациональной и межконфессиональной розни, а также пропаганду ксенофобских, сепаратистских настроений.
5. Изменение ценностных ориентаций. Особо опасным считаются несанкционированные религиозные организации различного рода секты, которые подрывают устоявшиеся ценности людей и формируют необходимые идеи и убеждения, направленные, преимущественно, против закона, норм и правил нашей страны.
7. Социальная невостребованность личности.
8. Использование социальных сетей для распространения информации экстремистской направленности.
На территории России осуществляют противоправную деятельность до 80 международных экстремистских групп, пропагандирующих крайне радикальную исламскую идеологию. Воинствующий радикальный ислам проникает в Россию, главным образом, через лиц, прошедших обучение в отдельных арабских странах, где ваххабизм и другие ортодоксальные течения религии получают государственную поддержку. Ощутимую и очевидную угрозу национальной безопасности создают и политические процессы, к числу которых следует отнести тенденцию к размыванию единого правового пространства страны местным нормотворчеством, поощряемым определенной частью региональных элит, что стимулирует сепаратистские настроения, неуважение к федеральному законодательству, правам и свободам человека, отдельным нациям.
Мы предполагаем наличие следующих видов экстремизма:
1) Молодежный экстремизм выражается в пренебрежении к действующим в обществе правилам поведения, к закону в целом, появлении неформальных молодежных объединений.
2) Политический экстремизм - идеология и практика применения крайних нелегитимных, нередко насильственных методов и средств политической борьбы. В основе
экстремистской идеологии лежат воззрения об исключительной миссии той или иной социальной общности (класса, нации, расы, конфессии и пр.) в судьбах страны и человечества в целом, обоснование и оправдание допустимости использования любых средств для реализации ее интересов.
3) Национальный экстремизм
(этнический) - приверженность к крайним взглядам и методам в теории и практике межнациональных отношений. Его
сторонники, выступая с позиции защиты интересов и прав одной нации, открыто и вызывающе попирают права других народов. Их идеология - воинствующий национализм и шовинизм, их политика - этническое насилие в той или иной форме. Цель этнического экстремизма - выковать этническую самоидентификацию, отстоять и расширить права этноса в политической сфере.
Не случайно, в Концепции национальной безопасности России противодействие экстремизму отнесено к ее национальным интересам. В целях реализации указанной Концепции за последние годы предпринят целый ряд конкретных мер правового и криминологического характера. Среди них: Постановление Правительства РФ «О федеральной целевой программе
«Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе»; Федеральные законы «О противодействии экстремистской деятельности», «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации» в связи с принятием Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности», а также «О противодействии терроризму».
На взгляд автора, в целях масштабного внедрения социальных норм толерантности, веротерпимости, миролюбия среди подростков молодежи, а также в целях снижения социальной напряженности в обществе, осуществления политики гражданского согласия, налаживания межэтнического и межконфессионального диалога в обществе необходима реализация комплексных мер молодежной политики по противодействию экстремизму в российском обществе - это:
1. Стимулирование общегосударственных программ социальной рекламы, акций, компаний, в общественной жизни и средствах массовой информации, пропагандирующих межэтническое и межкультурное общение.
2. Введение государственной психологической экспертизы в систему
деятельности органов безопасности и средств массовой информации, направленную на объективную идентификацию радикальных экстремистских материалов в различных формах общественной жизни, СМИ и Интернет.
3. Организация на федеральном, региональном и муниципальных уровнях программ межкультурного обучения, направленных на выполнение компетентности управленческих решений, предупреждение этнических религиозных и социальных конфликтов, снижение социальной напряженности, формирование толерантности, веротерпимости, миролюбия у подростков и молодежи, представляющих различные социальные, культурные и этнические группы населения.
4. Введение в образовательные стандарты профессиональной подготовки государственных служащих, работников правоохранительных органов, органов управления, средств массовой информации, профессионального педагогического образования программ, обеспечивающих компетентность в вопросах формирования толерантности, веротерпимости, миролюбия и противодействия экстремизму.
5. Поддержка межрегионального и международного взаимодействия молодежи (тематические слеты, лагеря и фестивали, научно-практические и бизнес - конференции, дискуссионные клубы, молодежные обмены, участие в международных информационных молодежных проектах, направленных на взаимное проникновение ценностей российской и мировой культуры и т.д.).
На сегодняшний день, одним из главных направлений молодежной политики современной России является использование межэтнического многообразия, богатых народными традициями национальных культур, а также поликонфессиональный духовной среды государства как ценнейшего достояния и ресурса для воспитания толерантности среди молодежи. Недооценка
значимости этого направления может привести в условиях нарастающего финансово-экономического кризиса к серьезным проблемам.
Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. «главными направлениями государственной политики в сфере обеспечения государственной и общественной
безопасности на долгосрочную перспективу должны стать усиление роли государства в качестве гаранта безопасности личности, прежде всего детей и подростков; совершенствование нормативного правового регулирования предупреждения и борьбы с преступностью, коррупцией, терроризмом и экстремизмом; повышение эффективности защиты прав и законных интересов российских граждан».
С целью координации усилий различных ведомств по противодействию экстремизма Указом Президента была создана Межведомственная комиссия по
противодействию экстремизму в Российской Федерации.
Основными задачами Межведомственной комиссии являются:
- подготовка предложений Президенту РФ и Правительству РФ по формированию государственной политики в области противодействия экстремизму, по совершенствованию законодательства РФ в этой области; подготовка ежегодных докладов о проявлениях экстремизма в РФ и представление их Президенту РФ;
- разработка мер, направленных на противодействие экстремизму и на устранение способствующих ему причин и условий и т.д.
Идеология Российской Федерации простая: мы - многонациональное государство и содружество наций, поэтому на сегодняшний день необходимо дальше развивать идеологию межнационального согласия, дружбы, сотрудничества народов, поиск национальной идеи, консолидирующей российское общество.
Литература:
1. Иоффе А.Н. Идентичность сегодня: понимание, проблемы и пути становления общероссийской гражданской идентичности средствами образования / А.Н. Иоффе // Преподавание истории в школе. - 2015. 2015. - № 2. - С. 3-10.
2. Беликов С. Антифа. Молодежный экстремизм в России / С. Беликов. - М., 2012. - С. 50-58.
3. Гриценко Г.Д., Лукъянцев Е.В. К вопросу о применении экстремизма в современной науке / Г.Д. Гриценко, Е.В. Лукъянцев // Теория и практика общественного развития. - 2012. - С. 33-35.
4. Громов Д.В. Молодежь: конструирование экстремальности / Д.В. Громов. - М., 2007. - С. 5657.
5. Давыдов Д.Г. Причины молодежного экстремизма и его профилактика в образовательной
среде / Д.Г. Давыдов // Социология образования. -Л., 2013. - С. 4-18
6. Зубок Ю.А., Чупров В.И. Молодежный экстремизм: сущность и особенности проявления / Ю.А. Зубок, В.И. Чупров // Социологические исследования. - 2008. - № 5. - С. 37-47.
7. Пашкова Е.Е. Экстремизм в молодежной среде: виды и особенности / Е.Е. Пашкова // Молодой ученый. - 2013. - № 12. - С. 417-419.
8. О Межведомственной комиссии по противодействию экстремизму в Российской
Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 26 июля 2011 г. № 988 [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http ://mvd/ru/mvd/sovorg/mejved
9. Ежегодное послание Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2012 г. Стенограмма.
10. Информационно-правовой портал «Гарант» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://www. garant. ru
Сведения об авторе:
Гусева Любовь Акимовна (г. Казань, Россия), кандидат политических наук, доцент, зав. Кафедрой гражданского права и гражданского процесса Академии социального образования.
Data about the author:
L. Guseva (Kazan, Russia), Doctor of Political Sciences, Associate Professor, Head. the department of civil law and civil process of the Academy of Social Education.