Научная статья на тему 'Методы профилактики политического экстремизма молодежи'

Методы профилактики политического экстремизма молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2243
220
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЭКСТРЕМИЗМ / РАДИКАЛЬНЫЕ НАСТРОЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕ / YOUTH / POLITICAL EXTREMISM / RADICAL ATTITUDES IN THE SOCIETY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бааль Наталья Борисовна

Рассматриваются методы и способы профилактики политического молодежного экстремизма в Российской Федерации, а также радикальные настроения российской молодежи и перспективы их нивелирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF PREVENTING POLITICAL EXTREMISM AMONGST YOUTH

The article deals with methods and ways of preventing political extremism amongst youth in Russia. Particular attention is paid to radical attitudes of Russian young people and the prospects of their elimination.

Текст научной работы на тему «Методы профилактики политического экстремизма молодежи»

Международные отношения. Политология. Регионоведение Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2012, № 1 (1), с. 293-297

УДК 32.001, 332.02

МЕТОДЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ЭКСТРЕМИЗМА МОЛОДЕЖИ

© 2012 г. Н.Б. Бааль

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского

Natalya-baal@yandex.ru

Поступила в редавцию 12.12.2011

Рассматриваются методы и способы профилактики политического молодежного экстремизма в Российской Федерации, а также радикальные настроения российской молодежи и перспективы их нивелирования.

Ключевые слова: молодежь, политический экстремизм, радикальные настроения в обществе.

Государственная система любого общества должна выстраивать свою работу таким образом, чтобы показывать населению (и молодежи в частности) недопустимость экстремизма, важность таких ценностей, как межнациональное согласие и веротерпимость, социальное равенство и экономическое процветание, которые уже сегодня стали общенациональными. Наряду с системой образования важным инструментом общества и власти в предупреждении и противодействии распространению в сознании молодежи экстремистских идей является информационная и идеологическая работа. При этом первостепенное значение придается взаимодействию государства и средств массовой информации [1].

Причины и истоки молодежного экстремизма в значительной степени лежат в межнациональной и этноконфессиональной плоскостях, а для России традиционно высоки риски импорта экстремистских идей. Кроме того, для страны в целом характерна картина неоднородного распространения явления (и даже его форм) в различных регионах. То есть целесообразно формирование стратегии контроля и профилактики экстремизма не только на национальном, но и на региональных уровнях [2].

Гражданское согласие и терпимость в межнациональных и иных отношениях являются решающим условием социально-экономического и духовного развития города и региона. Поэтому развитие толерантности должно являться стратегическим приоритетом гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, призванным создать условия для искоренения проявлений ксенофобии, обеспечить профилактику межэтнических и межкультурных конфликтов, укрепить ценности толерантности в российском

сообществе. Власти декларируют свою готовность к сотрудничеству со всеми конструктивными силами, заинтересованными в создании в обществе прочного гражданского мира, исключающего национальную и религиозную нетерпимость, бытовую ксенофобию [3].

Предупреждение молодежного эвстремизма в рамвах системы образования

Важнейшее внимание уделяется образованию, воспитанию у молодежи культуры толерантности и взаимной терпимости. Мировоззренческие основы будущей личности должна заложить именно система образования. Сегодня по ряду причин система образования не обеспечивает всего комплекса мер, реализация которых могла бы эффективно формировать у дошкольников, школьников и студентов основы толерантного мировоззрения. Об этом свидетельствуют факты проявления в молодежной среде национальной и расовой нетерпимости, рост числа конфликтов на этнической почве среди подростков. Дети мигрантов и представителей этнических меньшинств порой сталкиваются с враждебностью со стороны сверстников, что ведет к тяжелым психологическим травмам, социальной и культурной изоляции [4].

Предупреждение молодежного эвстремизма средствами массовой информации

Здесь прежде всего речь должна идти о создании единого информационного пространства для распространения идей толерантности, гражданской солидарности, уважения к другим народам, культурам, религиям. Наряду с пропагандой ценностей мира и согласия в межнациональных и межконфессиональных отношениях необходимо использование потенциала средств

массовой информации для содействия свободному и открытому диалогу, обсуждения имеющихся проблем, преодоления индифферентности по отношению к группам и идеологиям, проповедующим нетерпимость.

Крайние формы национализма в России, как показывают исследования, непосредственным образом связаны с распространенностью языка вражды, отсутствием быстрой и однозначной реакции на появление соответствующих высказываний в средствах массовой информации, слабой разработанностью лексики, корректной в отношении этнического и конфессионального разнообразия [5].

Наличие толерантной среды, в свою очередь, связано с усвоением представителями журналистского сообщества и работниками средств массовой информации норм профессионального языка, предполагающих соблюдение определенных принципов: опоры на дух и букву закона, критического восприятия, независимости и двойной перепроверки при освещении конфликтных и кризисных ситуаций, редакционного комментирования, неприкосновенности частной жизни и т.п.

Развитие националъно-вулътурного взаимодействия вав средства профилавтиви молодежного эвстремизма

Культура российского общества неотделима от многонациональности и открытости, ее нельзя разложить на отдельные этнические составляющие, она полифонична по определению. В стране сформировались цивилизованные нормы взаимодействия людей разных национальностей и вероисповеданий, что стало атрибутом национальной культуры.

Современная общественно-политическая реальность и усиление миграционных потоков требуют выработки стратегии и создания механизмов адаптации нового полиэтнического населения регионов к базовым ценностям сообщества, а также позитивного восприятия этих процессов коренным и укорененным населением разных национальностей. Решающую роль в решении этих задач играют национальнокультурные объединения.

Изучение истории страны как многонационального образования, ее полифоничной культуры и воспитания на лучших традициях взаимодействия и взаимовлияния разных национальных культур является актуальной задачей формирования региональной и общероссийской гражданской идентичности. Одновременно это является воспитанием подлинного российского патриотизма, свободного от национализма и шовинизма [6].

Поддержание межвонфессионалъного мира и согласия - фавтор предупреждения молодежного эвстремизма

К культурно-историческим особенностям России можно отнести многообразие религиозных конфессий, обилие этноконфессиональных общин и групп, культовых строений и памятников религиозной культуры. В течение многих лет жизнь основывалась на принципах взаимного уважения людей, исповедующих разные религии. Сохранение и развитие традиций религиозной толерантности представляется особенно важным в ситуации нарастания в обществе проявлений политического экстремизма, зачастую оправдывающихся идеологией религиозного фундаментализма.

Сохранение этнического и конфессионального многообразия, религиозной толерантности и свободы совести среди представителей различных возрастных, социальных, профессиональных, этноконфессиональных групп - важный фактор профилактики политического экстремизма в молодежной среде.

Совершенствование механизмов обеспечения завонности и правопорядва в сфере межнациональных отношений

Также одним из важнейших направлений деятельности по гармонизации межнациональных отношений и предупреждению политического экстремизма среди молодежи является совершенствование правового регулирования и правоприменительной практики в области межэтнических и межконфессиональных взаимодействий. Это относится к строгому соблюдению требований закона при найме на работу и использовании труда этнических мигрантов, улучшению работы органов внутренних дел, осуществляющих их регистрацию и учет занятости, предупреждению дискриминации по этническому признаку в сфере трудовых отношений, профилактике экстремизма и противодействию ксенофобии [7].

Необходимо совершенствование профессиональных навыков сотрудников органов правопорядка, работающих с представителями этнических меньшинств, а также занимающихся расследованиями правонарушений и преступлений на почве этнической и религиозной нетерпимости.

Исполъзование ресурсов международного и межрегионального сотрудничества в деле формирования культуры мира и толерантности В условиях глобализации, резко усилившей динамику миграционных потоков и международного культурного обмена, особую значи-

мость приобретает задача сохранения культуры толерантности в сфере межэтнических и меж-конфессиональных отношений, сосуществования различных культур.

На выработке стабильных и продуктивно действующих социальных и правовых механизмов предотвращения и пресечения межэтнической и межконфессиональной вражды, а также поощрения толерантности сосредоточены усилия многих международных организаций, которые могут способствовать предотвращению проявлений экстремизма в молодежной среде. В решении этой задачи целесообразно взаимодействие с международными и национальными организациями, а также создание в рамках реализации совместных проектов сетевых организаций.

Выделены следующие типы стратегий социального вонтроля (предотвращения) молодежного терроризма: репрессивный, запретительный, административный, информацинно-воспитательный [8].

Реальная стратегия противодействия феномену политического экстремизма молодежи представляет собой результат взаимодействия названных типов противодействия. Причем соотношение компонентов должно определяться в зависимости от конкретной ситуации. Скажем, на Юге России отчетливо преобладают этнорелигиозные формы молодежного экстремизма, а ближе к центру страны - политические [6].

На региональном уровне динамика проявлений молодежного экстремизма соотносится с изменчивостью проявлений крайних взглядов проживающего здесь населения. Процесс проявляется в смене конфликтогенных доминант, когда на первый план (в различных сочетаниях с другими) выходят этнонационализм, мигран-тофобия, религиозный экстремизм, шовинизм и расизм.

К сожалению, в условиях действующей государственной и региональной молодежной политики признанные методы профилактики политического молодежного экстремизма (связанные в основном с воспитанием толерантности и повышением общей политической грамотности молодежи) часто оказываются малоэффективными. Они блокируются личными результатами восприятия потенциально опасной среды существования (близости проживания к областям существования угрозы терроризма, специфики поведения представителей национальных меньшинств и пр.).

Политический экстремизм молодежи выступает как следствие деформации процесса формирования и развития личности, что проявляется:

1) в низком уровне образовательного и культурного потенциала индивида и социального субъекта;

2) в разрыве преемственности процесса передачи ценностных и нравственных установок новым поколениям;

3) в снижении уровня гражданского и патриотического самосознания;

4) в криминализации сознания молодежи в условиях социально-экономического кризиса и социально-политической неопределенности [8].

Как правило, проявления молодежного экстремизма связаны с целым комплексом причин, и в большинстве случаев коренятся не в патологии психики конкретных людей, а в глубоких латентных или явных социальных, экономических или политических недугах. Соответственно и стратегия предупреждения и противодействия проявлениям молодежного экстремизма должна представлять собой совокупность рассмотренных подходов, адаптированную к конкретным условиям.

Политический экстремизм молодежи является атрибутивной чертой любого общества, его полное искоренение репрессивно-правовыми или экономическими методами невозможно [2]. Однако вполне реально его ограничение, удержание в рамках приемлемого в результате реализации динамичного комплекса социальнополитических и культурно-образовательных мер международного, государственного и регионального уровней, направленных на согласование устремлений молодежи с тенденциями развития российского общества, микро- и мак-росоциальных трансформаций.

Переход от краткосрочных и локальных решений к стратегически выстроенным среднесрочным программам в области молодежной политики (включая задачи профилактики и противодействия политическому экстремизму молодежи) повысит интегральный потенциал этой важной социально-демографической группы и придаст новый импульс развитию страны.

Таким образом, профилактика и противодействие политическому молодежному экстремизму - многоаспектная, комплексная проблема, которая включает в себя правовые, психологические, социально-экономические и политические вопросы. Ее анализ предполагает учет одновременно геополитических устремлений разных стран, состояния и динамики международных отношений, уровня социальной защищенности граждан и занятости трудоспособного населения в стране, вопросов организации досуга молодежи, уровня общей и политической культуры людей, исторических традиций, состояния межнациональных отношений и целого ряда других моментов.

Можно выделить два основных направления в исследовании экстремизма и терроризма: 1) как международно-правовой категории политического характера; 2) сугубо с уголовно-правовых и криминологических позиций. При этом особое внимание исследователей привлекают различные аспекты экстремизма молодежи: особенности воспитания подростков в различных типах семей и его влияние на поведение молодежи; правовая неграмотность молодежи; проблемы проведения свободного времени и роль неформальной молодежной группы в десоциализации; психогенные особенности формирования личности, выступающие причиной или следствием экстремистского поведения; суицидальные наклонности молодежи; искажение жизненных ориентаций молодежи [9].

Необходимость междисциплинарного системного исследования экстремизма молодежи признается большинством ученых, но содержание, структура, особенности экстремизма молодежи в современный период развития российского общества, а также социально-антропологический аспект проблемы нуждаются в уточнении и развитии, поскольку отсутствует единство мнений даже о самой необходимости принятия специальных законов в данной сфере. Российское общество, получив политическую свободу, еще не научилось распознавать, где кончается свободное распространение идей и где начинается экстремизм - как покушение на эту самую свободу, как разрушение государственности. В действительности борьба с экстремизмом не является борьбой с инакомыслием, не противоречит принципу идейного, духовного и политического плюрализма. Как раз в странах с устойчивой политической системой обращают наибольшее внимание на любые, даже сравнительно слабые, по российским меркам, проявления экстремизма [10].

Российское законодательство не предусматривает право общественных организаций и граждан обращаться в суд с исками о признании тех или иных организаций экстремистскими. Ведущая роль в противодействии экстремистской деятельности отведена государству, а гражданское общество рассматривается как субъект, который вправе сотрудничать с государством в этой сфере. Таким образом, субъектом противодействия экстремистской деятельности оказалось российское общество в целом при ведущей роли государства. Органы государственной власти и местного самоуправления, противодействующие экстремистской деятельности, выступают в роли контрсубъекта, реагирующего на экстремистские действия (в силу своей неспециализированности он априори отстает от субъекта экстремизма).

Исключительная роль в профилактике и противодействии политическому экстремизму молодежи принадлежит средствам массовой информации, чья способность быть эффективным средством формирования общественного сознания давно подмечена, оценена и максимально используется людьми, пытающимися решить проблемы достижения своих политических, экономических, религиозных, социальных и иных целей опосредованным путем влияния на молодежь [7].

Правоохранительные органы и специальные службы Российской Федерации должны точно определить свое место в борьбе с экстремизмом молодежи, не пытаясь даже из самых лучших побуждений выйти за рамки своей компетенции и подменить иные государственные институты, призванные принимать активное участие в решении этой глобальной задачи. Противодействие политическому экстремизму должно организовывать и осуществлять само государство, проводя соответствующую политику, направленную на устранение причин возникновения экстремизма молодежи. При этом должен использоваться весь арсенал экономических, социальных, идеологических и иных рычагов, способных снизить напряженность и нестабильность в обществе, устранить те конфликтные ситуации, которые способны продуцировать экстремизм в его различных проявлениях.

Эффективность профилактики экстремистской деятельности в молодёжной среде зависит от комплекса мер противодействия экстремизму на основе соблюдения ряда социально-культурных условий:

- осмысления асоциальной природы экстремизма и выявления классификационных подходов экстремистских организаций, ценностные установки которых базируются на радикальных идеях, фанатичной преданности и агрессивном поведении, принимающих такие крайние формы выражения, как терроризм, религиозный и политический экстремизм и др.;

- понимания социально-психологических механизмов диалектики нормы и патологии поведенческих стратегий и трансформации экстремального поведения из асоциальных форм деятельности в самодеятельные культуротворческие молодежные инициативы;

- внедрения технологий менеджмента социально-культурной деятельности в процесс подготовки лидеров молодежных организаций и проектирования программ профилактики экстремизма в молодёжной среде на основе популяризации идей кросскультурного образования, формирования толерантного сознания, личностного развития участника молодежной органи-

зации как субъекта социально-культурной деятельности, позволяющего трансформировать молодёжную субкультуру в объект созидательного взаимодействия личности и социальной группы и общества в целом в сфере культуры, образования, досуга, спорта [4].

Поскольку для современной России характерна картина неоднородного распространения политического экстремизма молодежи (и даже его форм) в различных регионах, то целесообразно формирование стратегии контроля и профилактики экстремизма не только на национальном, но и на региональных уровнях. Гражданское согласие и терпимость в межнациональных и иных отношениях являются решающим условием социально-экономического и духовного развития, поэтому программы, реализующие стратегическую концепцию гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, призваны создать условия для искоренения проявлений ксенофобии, обеспечить профилактику межэтнических и межкультур-ных конфликтов, укрепить ценности толерантности в сообществе.

Власти любого уровня должны стремиться к сотрудничеству со всеми конструктивными силами, заинтересованными в создании в обществе прочного гражданского мира, исключающего национальную и религиозную нетерпимость, бытовую ксенофобию.

Политический экстремизм молодежи является атрибутивной чертой любого общества, его полное искоренение (репрессивно-правовыми, экономическими или социально-культурными) методами невозможно. Однако вполне реально его ограничение, удержание в рамках приемлемого в результате реализации динамичного комплекса международного, государственного и регионального уровней, направленных на согласование устремлений молодежи с тенденциями развития российского общества. Переход от краткосрочных и локальных решений к стра-

тегически выстроенным среднесрочным программам в области молодежной политики (прежде всего включая задачи профилактики и противодействия молодежному экстремизму) повысит интегральный потенциал этой важной социально-демографической группы и придаст новый импульс развитию страны.

Список литературы

1. Дудник В. Теория насилия для XXI в. // Мировая экономика и международные отношения. 1997. №12. С. 114-120.

2. Ханбабаев К.М. Сущность политического экстремизма и терроризма / URL: http://www.ekstremizm.ru/ publikacii/poHticheskiy-ekstremizm/item/545-sushhnost-politicheskogo-ekstremizma-i-terrorizma (дата обращения 21.10.2011).

3. Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 30.

4. Залужный А.Г. Некоторые проблемы защиты конституционных прав и свобод граждан от экстремистских проявлений // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 4.

5. Бочарников И. Внутриполитическая безопасность России и потенциальные причины конфликтов на ее территории // Вестник аналитики. 2002. № 3 (9).

6. Амирокова Р.А. Политический экстремизм: к постановке проблемы // Социокультурные, политические, этнические и гендерные проблемы современного российского общества: Материалы 49-й научнометодической конференции «Университетская наука

- региону». Ставрополь: Изд-во СГУ, 2004.

7. Козлов А.А. Проблемы экстремизма в молодежной среде. Серия: Система воспитания в высшей школе. Выпуск 4. М.: Мысль, 1994. С. 85.

8. Боргоякова Т.В. О проявлениях экстремизма и радикализма в российской молодежной среде // Аналитический вестник ФС РФ. 2007. № 4. С. 321-325.

9. Устинов В. Экстремизм и терроризм. Проблемы разграничения и классификации // Российская юстиция. 2002. № 5.

10. Кудряшова И.В. Фундаментализм в пространстве современного мира // Полис. 2002. № 1.

METHODS OF PREVENTING POLITICAL EXTREMISM AMONGST YOUTH

N.B. Baal'

The article deals with methods and ways of preventing political extremism amongst youth in Russia. Particular attention is paid to radical attitudes of Russian young people and the prospects of their elimination.

Keywords: youth, political extremism, radical attitudes in the society.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.