УДК 37.013.42
Нани Джамбулиевна Пальчук
преподаватель, социальный педагог
ГБПОУ «Соликамский технологический колледж», Соликамск, Россия 618548, Соликамск, ул.Черняховского, 3, e-mail: [email protected]
СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОФИЛАКТИКИ ЭКСТРЕМИЗМА СРЕДИ УЧАЩИХСЯ И МОЛОДЕЖИ
Nani D. Palchuk
teacher, social pedagogue
Solikamsk College of Technology, Solikamsk, Russia 618548, Solikamsk, Chernyakhovski str., 3, e-mail: [email protected]
SOCIAL TECHNOLOGIES OF PREVENTION OF EXTREMISM AMONG
STUDENTS AND YOUTH
Аннотация. Раскрывается понятие «экстремизм» как многоликое социальное явление, порождение нестабильных социально-экономических условий, национальных, политических, расовых, религиозных обострений. Представлен опыт работы Соликамского технологического колледжа по профилактике молодежного экстремизма, позволяющий преодолевать этнические, культурологические, религиозные проблемы, воспитывать культуру межнационального общения.
Ключевые слова: молодежный экстремизм, толерантность, многонациональное общение, поликультурные отношения.
Abstract. The article reveals the notion of extremism as a multi-faceted social phenomenon, the emergence of unstable socio-economic conditions, national, political, racial, religious exacerbations. The experience of the Solikamsk College of Technology on the prevention of youth extremism is presented, which allows to overcome ethnic, cultural and religious problems, to cultivate a culture of interethnic communication.
Key words: youth extremism, tolerance, multinational communication, polycultural relations.
Для России, уникального многонационального государства, экстремизм особенно опасен, поскольку угрожает мирному сосуществованию различных этнических и социальных групп, сеет недоверие и разлад среди населения страны, посягает на основные принципы государственного устройства.
В самом общем виде экстремизм характеризуется как приверженность к крайним взглядам и действиям, радикально отрицающим существующие в обществе нормы и правила. Его основой является агрессивность, обязательно наполненная каким-либо идейным содержанием, смыслом.
© Пальчук Н.Д., 2018
Экстремизм может иметь различную идеологическую ориентацию и вторгаться в такие сферы социально-экономических отношений, как национальная, религиозная, экономическая, внутренняя и внешняя политика. Он может быть политическим и бытовым, национальным и религиозным. Предполагает формы экстремального поведения, действия отчаявшихся.
Молодежный экстремизм отличается меньшей организованностью и стихийностью. Как массовое явление выражается в пренебрежении к действующим в обществе правилам и нормам поведения. Негативное отношение к представителям той или иной национальной, расовой, религиозной группы, избыток свободного времени и его неорганизованность, ограниченность интересов толкает молодежь на участие в экстремистской деятельности.
Элементы экстремистского поведения молодежи формируются на фоне деформации социальной и культурной жизни общества. Основные причины: социальное неравенство, желание самоутвердиться в мире взрослых, недостаточный профессиональный и жизненный опыт, невысокий социальный статус.
Молодежь во все времена подвержена радикальным настроениям. Ей свойственна психология максимализма и подражания, что в условиях социального кризиса является почвой для агрессивности. Источниками молодежного экстремизма являются отсутствие семейного воспитания, жизненных планов, альтернативных форм проведения досуга, распространение социальных проявлений «ухода из жизни». Круг проблем, с которым приходится иметь дело молодежи, часто лежит в сфере конфликтных отношений, в общении со сверстниками.
В основе организации системы профилактической работы, особенно с группами лиц, пребывающими в кризисном возрасте, должна лежать идея управляемой социализации, т. е. включения человека в общество благодаря усвоению им социального опыта. Результатом социализации является становление и развитие личности. Под опытом понимается все созданное в процессе исторического развития духовное наследие человечества. При этом социально-психологические процессы, происходящие с подростком, профессионально сопровождаются соответствующими специалистами.
Организация работы по профилактике молодежного экстремизма представляет собой систему мероприятий, вовлекающую молодежь, находящуюся в зоне риска, в ситуации возможного попадания в поле экстремистской активности.
К таким категориям могут быть отнесены:
выходцы из неблагополучных, социально-дезориентированных семей, семей с низким социально-экономическим статусом, недостаточным интеллектуальным уровнем, имеющих склонность к трансляции девиаций: алкоголизма, наркомании, физического и морально-нравственного насилия;
«золотая молодежь», склонная к безнаказанности и вседозволенности, экстремальному досугу и рассматривающая участие в экстремистской субкультуре как естественную форму времяпрепровождения;
дети, подростки, молодежь, имеющие склонность к агрессии, силовому методу решения проблем и споров, с неразвитыми навыками рефлексии и саморегуляции;
носители молодежных субкультур, участники неформальных объединений и склонных к девиациям уличных компаний;
члены экстремистских политических, религиозных организаций, движений, сект.
При организации профилактической работы важно учитывать социально-экономические и возрастные особенности разных периодов, в которых оказываются подростки и молодежь [1; 2; 3; 4]. Наиболее опасным с точки зрения вхождения в поле экстремистской активности является возраст от 14 до 22 лет. На это время приходится наложение двух важнейших психологических и социальных факторов. В психологическом плане подростковый возраст и юность характеризуются развитием самосознания, обострением чувства справедливости, поиском смысла и ценности жизни. Именно в это время подросток озабочен желанием найти свою группу, поиском собственной идентичности, которая формируется по самой примитивной схеме: «мы - они». Также ему присуща неустойчивая психика, легко подверженная внушению и манипулированию.
Молодые люди, продолжая образование, покидают школу, семью, уезжают в другой город или регион, оказываясь в ситуации и свободы, и социальной незащищенности. В итоге молодой человек мобилен, готов к экспериментам, участию в акциях, митингах и даже погромах. При этом готовность к подобным действиям усиливается из-за его низкой материальной обеспеченности, в связи с чем участие в проплаченных кем-либо акциях протеста может рассматриваться как допустимая возможность дополнительного заработка.
В последнее время экстремистские проявления значительно усилились в студенческой среде. Многие из них происходят на межнациональной почве. В целях профилактики экстремизма и формирования межнационального согласия в студенческой среде необходимо в рамках воспитательной работы образовательных учреждений усилить внимание к мероприятиям по пропаганде культуры и традиций народов России, обучению навыкам бесконфликтного общения, а также просвещению обучающихся, говоря о социальной опасности преступлений на почве ненависти для российского общества. Учреждение молодежных СМИ (телеканал, радио, журналы, газеты), пропагандирующих толерантность, гражданственность, патриотизм, здоровый образ жизни, успешность в среде молодежи, активизация молодежных общественных движений, в основе деятельности которых лежит идея позитивного решения разнообразных молодежных проблем, формирование системы воспитательной работы с молодежью по месту жительства через создание организованных площадок для развивающего досуга молодежи, создание эффективной системы центров реабилитации подростков и молодежи, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, - все это позволит постепенно переориентировать тенденцию развития молодежного экстремизма в сторону его снижения,
а также использовать потенциал молодежи в конструктивных целях, находя тем самым баланс между интересами молодых людей, местных сообществ, государства и общества в целом. Значительную роль в решении обозначенной проблемы играет учебное заведение.
Как показывают наблюдения, в подростковой среде в процессе многонационального общения все большее распространение получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин тому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации, социальное окружение молодежи все чаще проникают в семью и образовательное учреждение. В связи с этим активизируется поиск эффективных механизмов воспитания подростков в духе толерантности, уважения прав и свобод других, не похожих на тебя людей. Для обеспечения кадрового и организационного функционирования системы профилактики молодежного экстремизма в нашем колледже педагогом-психологом проводились тренинги «Толерантность учителя». Преподавателю необходимо учитывать, что подростки разных национальностей не в одно время проходят этапы физической, моральной, психологической зрелости. Учитывая все это, педагог должен формировать воспитательные цели и задачи, стремясь создать условия для оптимального, комфортного пребывания каждого подростка в учебном заведении, в среде своих сверстников. Перед началом работы преподаватель изучает национальный состав группы, знакомится с обычаями, традициями народа, представители которого входят в управляемый им классный коллектив. Незнание национально-психологических особенностей членов подросткового коллектива ведет не только к снижению эффективности учебной или трудовой деятельности обучающихся, но и к появлению межнациональных трений, взаимному отчуждению.
Поэтому, работая в области изучения поликультурных отношений, особенно актуально сегодня исследовать динамику состояния межличностных сфер общения в системе среднего профессионального образования. В колледже с каждым годом увеличивается число студентов - представителей разных национальностей.
Образовательная стратегия нашего учебного заведения должна:
- предотвращать любое проявление расизма, экстремизма, ксенофобии, способствовать распространению позитивного подхода к этническим вопросам и акцентировать внимание на том, что объединяет разные нации: культурном наследии, вкладе в развитие науки, искусства, государства, позитивных чертах характера;
- прививать юным гражданам полинационального и поликультурного государства взгляды, способствующие открытым и уважительным отношениям к другим людям, признанию возможности человеческого бытия в иных культурных, религиозных и социальных сферах;
- создавать благоприятный микроклимат межэтнических взаимоотношений, в которых каждый человек чувствует себя комфортно и способен к открытому взаимодействию с миром.
Приступая к разработке программы «Формирование у студентов межнациональной толерантности», мы в первую очередь выявляем, представители каких неславянских национальностей обучаются в колледже. Это - азербайджанцы, грузины, армяне, таджики, казахи, дагестанцы. Какие проблемы межэтнических отношений существуют у наших студентов? При помощи опросных материалов нам удалось установить следующее: чаще всего внимание на национальности заостряют студенты-славяне, признавая значение ее как фактора, определяющего отношение непосредственно к человеку. Такие обучающиеся уверены, что о человеке надо судить по его национальности, но они с удовольствием учились бы в группах со студентами других наций. Им часто приходится сталкиваться с недоброжелательным отношением к себе. Поэтому с учетом «Методических рекомендаций по профилактике экстремизма» (письмо Министерства образования и науки Пермского края от 24.06.2016) нами определены задачи: 1. Недопущение распространения идеологии экстремизма среди обучающихся. 2. Формирование в молодежной среде неприятия идеологии терроризма в различных ее проявлениях.
В рамках Международного дня толерантности проведены следующие мероприятия:
- тематические классные часы, проводимые сотрудниками МБУК «Централизованная библиотечная система». Тема одного из классных часов -«Планета толерантности», на нем студенты с большим интересом и вниманием слушают, что такое толерантность, почему надо быть терпимым к окружающим (1 -4-й курсы);
- профилактические беседы работников правоохранительных органов «Противодействие терроризму и экстремизму», «Учимся жить в многонациональном мире» (1-4-й курсы);
- выпуск информационных листовок по противодействию экстремизму «Мир без насилия» (1 -4-й курсы);
- родительские собрания на темы «Информация и безопасность сегодня», «Интернет и экстремизм» (1-2-й курсы);
- уроки права в рамках учебной дисциплины «Обществознание» при изучении тем «Конституция РФ о межэтнических отношениях», «Не сотвори кумира», «Политические партии» и «Национализм» (1 -й курс);
- организация и проведение тематических выставок в читальном зале библиотеки «Уроки истории России - путь к толерантности», «Литература и искусство народов России»;
- личные беседы социального педагога и психолога с обучающимися, подверженными влиянию экстремистских идей (группа риска социально опасного положения). Цель: выявление наличия и осуществление контроля за деятельностью неформальных молодежных группировок и национальных сообществ.
Студенты разных национальностей принимают активное участие в культурно-массовых и досуговых мероприятиях. Так, в городской студенческой весне, основная идея которой «Мы разные, но мы вместе», они показывали танцы, сценки, исполняли национальные песни. Особенно активно студенты участвуют в спортивных мероприятиях, завоевывая призовые места.
В молодежной среде колледжа проведен опрос с целью определить отношение студентов к экстремизму как способу решения религиозных и национальных проблем и противоречий, выявить у них радикальные настроения. Опрос показал, что:
- уважительно относятся к другим национальным культурам и готовы к диалогу культур - 13% обучающихся;
- положительно относятся к другим национальностям и частично готовы к диалогу - 13% обучающихся;
- придерживаются нейтральной позиции в вопросах межнационального общения и, в некоторых случаях, проявляют равнодушие и неготовность к общению - 20% обучающихся;
- проявляют равнодушие к другим национальностям и не готовы к диалогу культур в некоторых ситуациях - 54% обучающихся;
- проявляют негативное отношение к другим национальностям, не готовы к диалогу культур - 1% обучающихся.
Данные результаты мониторинга позволяют сделать вывод: взаимоотношения между студентами нашего колледжа ровные, конфликтов на национальной почве не возникает.
Таким образом, опыт работы Соликамского технологического колледжа по профилактике молодежного экстремизма помогает преодолевать многие этнические, культурологические, религиозные проблемы, решать задачу воспитания культуры межнационального общения.
Список литературы
1. Гукаленко О.В. Поликультурное воспитание как процесс формирования национальной и этнической толерантности у современной молодежи: сб. науч. ст. - М.: Изд-во МПСИ, 2005. - Вып. 9. - С. 121-128.
2. Кочеткова Е.А. Воспитание культуры межнационального общения: дис. ... канд. пед. наук. - М., 2006.
3. Стефаненко Т.Г. Становление этнической идентичности у детей и подростков. - М., 2004. Кн. 1. Теория и методология.
4. Хайруллин Р.З., Елесина А.А., Кусарбаев Р.И. Психология и педагогика межнационального общения: учеб. пособие. - М., 2008.