Научная статья на тему 'Научно-методическое сопровождение процесса формирования гражданской идентичности студенческой молодёжи: технологии и результаты'

Научно-методическое сопровождение процесса формирования гражданской идентичности студенческой молодёжи: технологии и результаты Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
167
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕНТИЧНОСТЬ / ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / СТУДЕНЧЕСТВО / МОЛОДЁЖЬ / МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПРОЕКТ / IDENTITY / CIVIL IDENTITY / STUDENT COMMUNITY / YOUTH / METHODOLOGICAL SUPPORT / PROJECT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Медведев В. В., Малахова Л. П.

Формирование единой гражданской идентичности и устойчивого самосознания среди студенческой молодёжи актуальное и востребованное направление государственной политики, активно и успешно интегрированное в воспитательно-образовательный процесс. Теоретическое фундирование этапов, технологий и практико-ориентированных результатов проектной деятельности и альтернативных форм организации образования обеспечивает научно-методическое сопровождение процесса формирования гражданской идентичности молодёжи на основе духовно-нравственных и культурных ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Медведев В. В., Малахова Л. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Научно-методическое сопровождение процесса формирования гражданской идентичности студенческой молодёжи: технологии и результаты»

DOI 10.26105/SSPU.2019.30.66.011

YAK 378.147 ББК 74.480.0

B.B. МЕДВЕДЕВ, Л.П. МАЛАХОВА

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОНЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ: ТЕХНОЛОГИИ И РЕЗУЛЬТАТЫ

V.V. MEDVEDEV, L.P. MALAKHOVA

SCIENTIFIC AND METHODICAL PROCESS SUPPORT OF FORMING THE CIVIL IDENTITY OF STUDENT'S YOUTH: TECHNOLOGIES AND RESULTS

Формирование единой гражданской идентичности и устойчивого самосознания среди студенческой молодёжи актуальное и востребованное направление государственной политики, активно и успешно интегрированное в воспитательно-образовательный процесс. Теоретическое фундирование этапов, технологий и практико-ориентированных результатов проектной деятельности и альтернативных форм организации образования обеспечивает научно-методическое сопровождение процесса формирования гражданской идентичности молодёжи на основе духовно-нравственных и культурных ценностей.

Formation of a single civic identity and sustainable self-awareness among students' youth is an actual and demanded direction of state policy, actively and successfully integrated into the educational process. Theoretical foundation of stages, technologies and practice-oriented results of project activities and alternative forms of organization of education serves as scientific and methodological support for the process of formation of the civil identity of youth on the basis of spiritual, moral and cultural values.

Ключевые слова: идентичность, гражданская идентичность, студенчество, молодёжь, методическое сопровождение, проект.

Key words: identity, civil identity, student community, youth, methodological support, project.

Введение. Гармонизация и укрепление межэтнических и межконфессиональных взаимоотношений в наши дни выступает одним из приоритетных направлений государственной политики. «Для нашей страны, которая исторически стала общим домом для сотен народов и этносов, межнациональное согласие является безусловным приоритетом и важнейшим условием существования государства», - подчёркивает президент Российской Федерации В.В. Путин [3].

Создание устойчивого понимания дружественных добрососедских отношений среди представителей разных этнических и конфессиональных групп отвечает одной из задач, ставящихся перед гражданами Российской Федерации. Подмена ценностных ориентиров в системе социализации молодёжи ведёт к усложнению процесса формирования гражданской идентичности и вызывает необходимость оформления и развития объединяющих идей, а также стимулирования потребности участия в общественно-политической жизни страны и конкретного региона. Это особенно актуально и востребовано в субъектах государства со сложным этническим и конфессиональным составом. Для Ханты-Мансийского автономного округа - Югры вопросы гар-

Человек является прежде всего сыном своей страны, гражданином своего отечества, горячо принимающим к сердцу его интересы...

В.Г. Белинский

монизации межэтнического общения всегда были и остаются наиболее своевременными, занимая центральные позиции в стратегии развития региона, что подтверждает реализация масштабного проекта - региональный форум национального единства «Югра многонациональная».

В наши дни Ханты-Мансийский автономный округ - Югра - это пространство взаимодействия народов и культур. По результатам Всероссийской переписи населения 2010 г., в регионе проживает более 130 этнических групп (азербайджанцы, армяне, башкиры, белорусы, киргизы, кумыки, лезгины, манси, немцы, ногайцы, русские, таджики, татары, узбеки, украинцы, ханты и представители многих других народов) [1].

Подобная этнокультурная палитра служит широким полем для укрепления межэтнических взаимоотношений и открывает возможности для диалога. Но одновременно с этим мозаичная структура сообщества может провоцировать конфликты, нередко носящие межэтнический и межконфессиональный характер. Особенно это актуально для современной городской среды Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, демонстрирующей поликультурные реалии.

В одной из публикаций Клод Леви-Стросс выдвинул утверждение, не требующее доказательства, «разнообразие человеческих культур - позади, вокруг и впереди нас» [8, с. 323-356]. Действительно, мировая история и путь человечества представляют собой традиции и культуру народов. Ежедневно мы неосознанно оказываемся вовлечёнными в этнокультурное многообразие. Перед взглядом лектора, входящего в аудиторию университета, открывается пространство, заполненное студентами - представителям разных этнических групп. Офисный сотрудник, общаясь с клиентами и деловыми партнёрами, не ограничивает свою деятельность в отношении людей иной этнической принадлежности.

Межэтническое согласие как результат взаимодействия разных этнических групп требует определённых условий, создающихся за счет укрепления и гармонизации отношений. В качестве профилактических мер нередко выступают региональные и городские проекты, вовлекающие в участие в роли организаторов, волонтёров, гостей и партнёров значительное число людей разных этнических групп и возрастных категорий. Знакомство друг с другом и личное общение является основой межкультурной коммуникации, т.е. залогом будущих дружественных взаимоотношений, обеспечивающее этнокультурное взаимодействие и позволяющее обмен традиционными ценностями, поскольку «культура <...> социальные нормы, роли, ценности, воспринимаемые им [человеком. - В.М., Л.М.] действия и поступки других людей, могут приобрести для него личностный смысл» [6, с. 41]. Межэтническое согласие, безусловно, гарантирует гражданское единство нации и формирует единое общероссийское самосознание.

Проект как практика межэтнического согласия

Проектно-исследовательская деятельность является не только частью образовательного процесса, т.е. учебной и внеучебной деятельности, но успешно интегрирована и в реалии общественно-культурной жизни. Значение термина понимается достаточно широко и содержит в себе не только образ желаемого результата, но и саму деятельность по его получению, а также все этапы реализации от зарождения идеи до её воплощения в действительности [7, с. 29]. Процессы социализации и формирования гражданской идентичности в молодёжной среде протекают параллельно, именно поэтому важно привлечение молодых людей к активной общественной жизни региона.

Конкретными примерами проектной деятельности в городской среде Сургута служат такие масштабные события, как «Сабантуй», «Варда-вар», «Соцветие». В первом случае традиционный праздник позиционирует-

ся как совместный татарский и башкирский, во втором - армянский праздник в честь Преображения Господня, а в-третьем - проект, консолидирующий национально-культурные организации города и близлежащих территорий.

Участники центров, автономий и диаспор в проектной работе всегда транслируют этническую культуру своего народа, а нередко используют её элементы в повседневности. В домашнем интерьере обязательно присутствуют текстильные изделия и декоративные предметы, а застолье демонстрирует блюда традиционной кухни. Например, приняв приглашение казахской семьи, следует ожидать, что гость будет посажен на кврпе («традиционные лоскутные одеяла») и попробует такие блюда казахской кухни, как бесбар-мак, сорпа, баурсаки и другие, а всё это, безусловно, сопроводит чаепитие из пиал. Этничность всегда проявляется во внутрисемейных и обрядовых действах. Аналогичная ситуация в русской, татарской, украинской, кумыкской и иных культурах.

Этническая культура служит значимым фактором, определяющим самосознание молодёжи. Однако следует учитывать мультикультурализм, возникший в условиях глобализации современного общества. Гарантия эффективного взаимодействия разных этнических и культурных групп обеспечивается через реализацию соответствующих образовательных и социально-культурных программ и проектов.

Обобщив положения и методическое сопровождение подобных проектов (как городского, так и регионального уровня), можно сформулировать единую цель, которую ставят организаторы, следующим тезисом:

- сохранение этнической / культурной идентичности и гармонизация межэтнических отношений в поликультурном пространстве.

Содержание решаемых задач:

- формирование у граждан устойчивого понимания полиэтничной гармонии внутри российской нации;

- формирование знаний о традициях народов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;

- формирование умений и опыта презентовать элементы традиционной культуры народов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;

- воспитание детской аудитории и студенческой молодёжи в духе патриотизма, взаимоуважения и гуманного межэтнического общения.

Результаты реализуемых проектов имеют практическую направленность, поскольку затрагивают вопросы национальной политики в региональном и общероссийском масштабе, демонстрируя практику межэтнического согласия:

- формирование представлений о многообразии народов и культур Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Российской Федерации;

- воспитание положительного отношения к культурным различиям и этнической мозаике региона;

- формирование чувства сопричастности с жизнью страны, её регионов и народов;

- популяризация традиций и культурного наследия Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;

- воспитание детей и молодёжи в духе патриотизма и взаимоуважения.

В целевую аудиторию, на работу с которой направлена проектная деятельность, всегда включена студенческая молодёжь, отражающая культурное и этническое многообразие. Например, поликультурные реалии наших дней демонстрирует студенчество Сургутского государственного педагогического университета [13, 14].

Студенческая среда транслирует процессы, протекающие в городском и региональном пространстве. Молодёжь включена не только в образование, но самостоятельно формирует среду и регулирует происходящие в ней события, в том числе межэтнические взаимоотношения. Культурная, этническая

и конфессиональная палитра, окружающая студентов, предполагает собственные рассуждения о вопросах этнической / культурной самоидентификации в современном обществе.

Проблемы идентификации / сознания / самосознания в наши дни действительно актуальны. Если в начале прошлого или в XIX столетиях подобные рассуждения были не столь противоречивы и не являлись объектом пристального наблюдения, то сегодня антропологи, этнологи и историки преимущественно рассматривают идентичность или идентичности / сознание / самосознание конкретных персоналий, этнических групп и наций.

Потребность в собственной идентификации с более широкой общностью существует всегда, поскольку создаёт ощущение стабильности и защиты. Именно поэтому, порой даже неосознанно, мы стараемся идентифицировать себя с конкретной этнической группой, социальной средой, определённым географическим пространством, государством. В формировании и укреплении идентичности и самосознания студенческой молодёжи заметный след оставляет проектная деятельность, направленная на диалог и достижение межэтнического согласия.

Цель. Цель статьи - охарактеризовать научно-методическое сопровождение процесса формирования гражданской идентичности студенческой молодежи в ходе проектной деятельности.

Реальным примером проектной деятельности молодёжи может послужить опыт социально-гуманитарного факультета Сургутского государственного педагогического университета, реализующего ряд проектов - историко-политический клуб «Наша эра», «Студенческая лаборатория исследований межэтнических процессов Сургута и ХМАО - Югры», «Лаборатория сервиса и туризма СурГПУ» и т.д. [9]. Проблемы патриотического воспитания, сохранения этнической / культурной идентичности и формирования единого общероссийского самосознания, следует рассматривать в контексте содержания учебной деятельности студентов в рамках изучаемых дисциплин.

Методическое сопровождение процесса формирования идентичности студенческой молодёжи

Глобализация, одновременно с процедурами движения социального статуса молодёжи затрудняют процессы как индивидуальной, так и групповой идентичности. Молодое поколение представляет собой инновационный потенциал общества, для которого необходимо формирование единого пространства гражданской идентичности, что служит одной из приоритетных задач современного государственного управления [4].

Вопросы развития гражданской идентичности студенческой молодёжи отражены в важнейших государственных документах. К таковым принадлежат «Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 года» [11], «Стратегия государственной национальной политики РФ на период до 2015 года» [12], «Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2024 года» [5], «Основы государственной молодёжной политики РФ на период до 2015 года» [10] и другие.

С целью организации содействия в формировании гражданской идентичности студенческой молодёжи на социально-гуманитарном факультете конструируется воспитательно-образовательное пространство, затрагивающее своей деятельностью все факультеты ВУЗа. Следуя результатам научно-исследовательской деятельности преподавателей кафедры социально-гуманитарного образования, полученным в ходе изучения процессов формирования гражданской идентичности молодёжи, организована системная работа, способствующая развитию общекультурных компетенций:

- способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования патриотизма и гражданской позиции (ОК-2);

- способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействий (ОК-4);

- способностью работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия (ОК-5);

- способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-6).

Реализация деятельности возможна при условии взаимодействия учебного и воспитательного процесса. Так, дисциплины «История» и «Основы межэтнических коммуникаций» разработаны с перспективой формирования сигнификации студентов как процесса реализации российской гражданской идентичности в повседневной жизни. Этот важнейший механизм социализации личности закрепляется и во внеурочной работе.

Рубежные контроли к модулям дисциплин носят исключительно практический характер, позволяющий реализовать и предусмотренные учебным планом общекультурные компетенции и смоделировать ситуации, предоставляющие студентам возможность продемонстрировать опыт владения гражданскими ориентирами.

Поскольку создание и развитие осознанной гражданской идентичности среди молодёжи находится в прямой зависимости от сформированного чувства гордости за свой народ и Отечество, то важная роль отводится методам и методике преподавания и содержанию социально-гуманитарных дисциплин.

Например, когнитивную составляющую гражданской идентичности студенты осваивают в рамках изучения дисциплины «История» через презентацию научно-исследовательских проектов «Русь изначальная.», охватывающих период развития древней и средневековой Руси, изготовление и демонстрацию выставочных работ «Достояние Российской империи», освещающих историю нашего государства в новое время, и организацию «Своей игры» на тему «Чёрный квадрат», посвященную культуре ХХ века.

Завершается дисциплина «История» дебатами по дискуссионным вопросам истории Отечества и последующей рефлексией - круглым столом «От Руси к России: история, память, идентичность». При этом у студента создается образ государства, анализируются исторически сложившиеся политические, социальные и культурные отношения между народами, населяющими территорию нашей страны в разное время. Это способствует оформлению когнитивного элемента гражданской идентичности студента, пониманию своей принадлежности к гражданскому обществу и его уникальной истории.

Систематизированная просветительская деятельность по истории Отечества в 2017-2018 учебном году реализовывалась в рамках проекта «Историческая грамотность первокурсников», направленного на повышение уровня знаний по истории и культуре России, округа и города. Участие в проекте предоставило студентам возможность продемонстрировать свою способность к ориентированию в пространстве российской истории, активную жизненную позицию, а также знание и соблюдение норм правового государства.

Ценностная и эмоциональная составляющие гражданской идентичности на основе духовно-нравственного и культурного наследия в большей степени формируются в рамках дисциплины «Основы межэтнических коммуникаций». Для ряда студентов вопрос принятия или непринятия факта принадлежности к гражданскому обществу осознаётся достаточно болезненно, но в основной массе молодые люди адекватно воспринимают собственную гражданскую принадлежность к российскому обществу. Это наглядно демонстрирует проведенное в 2017 г. этносоциологическое исследование [13]. Включенность в личную систему ценностей такого компонента как гражданская идентичность презентует ценностную составляющую. Эмоциональная составляющая предполагает наличие чувства патриотизма и гордости, вызванные принадлежностью к российскому гражданскому социуму.

Современное общество представляет собой результат взаимодействия наследия традиционной культуры и её сегодняшнего состояния. В рамках мастер-класса «От традиции к реалиям: pro et contra» перед студенчеством ставится задача - научиться использовать методы антропологических исследований при анализе тенденций развития современной культуры. Благодаря командной работе в решении кейс-заданий студенты справляются с поставленной задачей и определяют ключевые тенденции развития культуры в наши дни.

Исторически так сложилось, что пространство нашей страны всегда было и остаётся terra, служившей для взаимодействия народов и конфессий, языков и культур. В многообразии наиболее востребован вопрос о диалоге между представителями разных народов и конфессий, о возможности строительства «диалога без границ». В рамках дисциплины «Основы межэтнических коммуникаций» мы говорим о «межкультурной компетенции», «этнических стереотипах», «межэтнических конфликтах» и сложных теоретико-методологических постулатах, но именно эти положения сопровождают нас и в повседневной жизни. Преподаватели и студенты сообща приобретают умение осуществления диалога - между собой, между народами и между культурами. Стремление к этому наблюдаем в государственной программе «Реализация государственной национальной политики» (с изменениями на 7 апреля 2018 года), ставящей в качестве одной из своих целей «укрепление общероссийского гражданского самосознания и духовной общности многонационального народа Российской Федерации (российской нации)» [2].

В настоящее время представители отечественного научного сообщества всё чаще размышляют о правомерности термина «этническая толерантность», о возможности его применения по отношению к реалиям российской жизни. Ведутся разговоры и о «дружбе народов», и об «интернационализме», вполне актуальных и достаточно часто употреблявшихся в советском прошлом терминах. В ходе деловой игры «Интернационализм: Советский Союз & РФ», являющейся одной из форм рубежного контроля по дисциплине «Основы межэтнических коммуникаций», студенты демонстрируют линии преемственности советского и российского общества, осознавая личную причастность к истории и культуре страны в ХХ столетии.

Изучение курса «Основы межэтнических коммуникаций» сопряжено с организацией и деятельностью «мультикультурных площадок», предлагающих студентам интерактивные формы работы. Содержательно они наполнены материалами, презентующими практические задания по модулям и разделам дисциплины. Обучающиеся нередко оказываются в смоделированной ситуации, требующей активных действий с позиции гармонизации взаимоотношений межэтнического и межконфессионального согласия.

Формированию ценностных ориентиров среди молодёжи и позитивного отношения к представителям разных этнических и конфессиональных групп способствует проведение конкурса научно-популярных статей «Про100 этно», выходящего за рамки дисциплины и охватывающего студентов всех курсов и направлений подготовки. Представленная тематика конкурсных работ позволяет студентам выразить потенциал творческой деятельности, проанализировать проблемные ситуации межэтнического взаимодействия, акцентировать внимание на спорных вопросах, а также предложить наиболее вероятные пути их разрешения.

Фестиваль «Народ СурГПУ: культурное многообразие» - наиболее привлекательная и предпочтительная студенчеством форма организации рубежного контроля по II Модулю «Межкультурные различия и проблемы межэтнических коммуникаций в современном мире». Фестиваль направлен на повышение культуры межэтнической коммуникации, формирование ценностных ориентиров у молодёжи и позитивного отношения к представителям разных этнических и конфессиональных групп.

Важнейшей задачей фестиваля является формирование единой российской гражданской идентичности и чувства патриотизма среди студенчества. Двухлетний опыт реализации проекта позволяет говорить о положительном влиянии на формирование гражданской индивидуальной и групповой идентичности среди студенческой молодёжи. Многообразные по форме номинации допускают участие в программе фестиваля студентов разных направлений и уровней подготовки, обладающих различными способностями и сферами интересов.

В целом разработанные в деятельностном подходе преподавателями кафедры социально-гуманитарного образования занятия по дисциплинам «История» и «Основы межэтнических коммуникаций» содействуют качественной подготовке студентов к сдаче рубежных контролей в разнообразных альтернативных вариациях.

Выводы. Активное осознанное включение в жизнь гражданского общества студенческой молодёжи является необходимым условием для политической, экономической и социальной модернизации России. Одним из способов достижения гражданской активности молодёжи мы видим путь взаимодействия общества и власти, в привлечении молодых людей к участию и организации общественной жизни региона и совместном создании единых механизмов консолидации. Сформированная гражданская идентичность призвана обеспечить социализацию студенческой молодёжи в поликультурной региональной среде и призвать к готовности сотрудничества в гражданском обществе.

Специфика социально-педагогической среды Сургута, характеризующаяся полиэтничным и поликонфессиональным составом участников образовательного процесса ставит перед педагогическим коллективом ВУЗа серьёзные задачи, направленные на формирование эффективного пространства гражданской идентичности, коммуникационного взаимодействия и интеграции студентов. Обозначенные задачи решаются путем разработки новых педагогических технологий, сопровождающих учебный и воспитательный процессы в университете.

Залогом прочной российской государственности служит гражданская идентичность и гражданская позиция современной молодёжи, формирующиеся в результате воздействия семьи, социального окружения и средств массовой информации. Функции профессорско-преподавательского состава университета по отношению к студенческой молодёжи нам представляются в возможности права сигнификации как в учебных, так и в реальных условиях, реализуемых посредством проектных, интерактивных и творческих видов деятельности.

Литература

1. Всероссийская перепись населения 2010. Т. 4. Национальный состав и владение языками, гражданство [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/ free_doc/new_site/perepis2010/croc/Documents/Vol4/pub-04-04.pdf (дата обращения: 03.09.2018).

2. Государственная программа Российской Федерации «Реализация государственной национальной политики» (с изменениями на 7 апреля 2018 года) [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/420388022 (дата обращения: 18.09.2018).

3. Для России межнациональное согласие является приоритетом. 16.10.2017 [Электронный ресурс]. URL: https://www.gazeta.ru/politics/video/2016/10/31/ dlya_rossii_mezhnatsionalnoe_soglasie_yavlyaetsya_prioritetom. shtml (дата обращения: 03.09.2018).

4. Еремина Е.В., Ретинская В.Н. Гражданская идентичность молодёжи как приоритетное направление государственной политики // Власть. 2014. № 4. С. 59-62.

5. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2024 года [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons _doc_LAW_82134/28c7f9e359e8af09d7244d8033c66928fa2 7e527/ (дата обращения: 16.09.2018).

6. Лазарев В.С., Разуваева Т.Н. Психологическая готовность педагогического коллектива к инновационной деятельности. Сургут: РИО СурГПУ, 2009. 195 с.

7. Лазарев В.С. Проектная деятельность учащихся как форма развивающего обучения // Психологическая наука и образование. 2015. Т. 20. № 3. С. 25-34.

8. Леви-Стросс К. Путь масок. М.: Республика, 2000. 399 с.

9. Методическое сопровождение процесса гражданско-патриотического воспитания в СурГПУ в 2016-2019 гг. на примере социально-гуманитарного факультета. Сургут: РИО БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2018. 74 с.

10. Основы государственной молодёжной политики РФ на период до 2015 года [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/420237592 (дата обращения: 16.09.2018).

11. Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 года [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2009/05/19/strategia-dok.html (дата обращения: 16.09.2018).

12. Стратегия государственной национальной политики РФ на период до 2015 года [Электронный ресурс]. URL: https://zakonbase.ru/content/ part/1293590 (дата обращения: 16.09.2018).

13. Шульга Е.П., Медведев В.В. Этническая идентичность студенчества: опыт этносоциологического опроса регионального университета // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2017. № 5 (50). С. 186-194.

14. Шульга Е.П., Медведев В.В. Студенчество полиэтничного города: адаптация, идентичность, самоопределение // Этносоциум и межнациональная культура. 2018. № 6 (120). С. 9-14.

References

1. Vserossijskaja perepis' naselenija 2010 [All-Russian population census 2010]. Vol. 4. National composition and language proficiency, citizenship. Available at: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/Documents/Vol4/pub-04-04. (date accessed: 03.09.2018).

2. Gosudarstvennaja programma Rossijskoj Federacii «Realizacija gosudarstven-noj nacional'noj politiki» (s izmenenijami na 7 aprelja 2018 goda) [State program of the Russian Federation "Implementation of the state national policy"]. Available at: http://docs.cntd.ru/document/420388022. (date accessed: 18.09.2018).

3. Dlja Rossii mezhnacional'noe soglasie javljaetsja prioritetom. 16.10.2017 [For Russia, interethnic harmony is a priority. 16.10.2017]. Available at: https://www. gazeta.ru/politics/video/2016/10/31/dlya_rossii_mezhnatsionalnoe_soglasie_ yavlyaetsya_prioritetom.shtml (date accessed: 03.09.2018).

4. Eremina E.V., Retinskaja V.N. Grazhdanskaja identichnost' molodjozhi kak pri-oritetnoe napravlenie gosudarstvennoj politiki. Vlast' [The Authority], 2014, N 4, pp. 59-62.

5. Koncepcija dolgosrochnogo social'no-jekonomicheskogo razvitija RF na period do 2024 goda [The concept of long-term socio-economic development of the Russian Federation for the period up to 2024]. Available at: http://www.consul-tant.ru/document/ cons_doc_LAW_82134/28c7f9e359e8af09d7244d8033c6692 8fa27e527/ (date accessed: 16.09.2018).

6. Lazarev VS., Razuvaeva T.N. Psihologicheskaja gotovnost' pedagogicheskogo kollektiva k innovacionnoj dejatel'nosti [Psychological readiness of the teaching staff to innovate]. Surgut: RIO SurGPU, 2009. 195 p.

7. Lazarev V.S. Proektnaja dejatel'nost' uchashhihsja kak forma razvivajushhego obuchenija. Psihologicheskaja nauka i obrazovanie [Psychological science and education]. 2015. Vol. 20, N 3, pp. 25-34. (in Russian).

8. Levi-Stross K. Put' masok [The Way of the Masks]. Mockow, Respublika, 2000, 399 p.

9. Metodicheskoe soprovozhdenie processa grazhdansko-patrioticheskogo vospi-tanija v SurGPU v 2016-2019 gg. na primere social'no-gumanitarnogo fakul'teta [Methodical support of process of civil and Patriotic education in Surgpu in 2016-2019 for example, social-humanitarian faculty]. Surgut: RIO BU "Surguts-kij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet", 2018, 74 p.

10. Osnovy gosudarstvennoj molodjozhnoj politiki RF na period do 2015 goda [Fundamentals of the state youth policy of the Russian Federation for the period up to 2015]. Available at: http://docs.cntd.ru/document/420237592 (date accessed: 16.09.2018).

11. Strategija nacional'noj bezopasnosti RF do 2020 goda [National security strategy of the Russian Federation until 2020]. Available at: https://rg.ru/2009/05/19/ strategia-dok.html (date accessed: 16.09.2018).

12. Strategija gosudarstvennoj nacional'noj politiki RF na period do 2015 goda [Strategy of the state national policy of the Russian Federation for the period up to 2015]. Available at: https://zakonbase.ru/content/part/1293590 (date accessed: 16.09.2018).

13. Shul'ga E.P., Medvedev VV. Jetnicheskaja identichnost' studenchestva: opyt jet-nosociologicheskogo oprosa regional'nogo universiteta. Vestnik Surgutskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Bulletin of the Surgut State Pedagogical University]. 2017, N 5 (50), pp. 186-194. (in Russian).

14. Shul'ga E.P., Medvedev VV Studenchestvo polijetnichnogo goroda: adaptacija, identichnost', samoopredelenie. Jetnosocium i mezhnacional'naja kul'tura [Eth-nosocial and ethnic culture]. 2018, N 6 (120), pp. 9-14. (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.