YAK 316.347-057.875
ББК 60.545.1+60.543.1 72в682
Е.П. ШУЛЬГА, В.В. МЕДВЕДЕВ
ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ СТУДЕНЧЕСТВА: ОПЫТ ЭТНОСОУИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА РЕГИОНАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА
E.P. SHULGA, V.V. MEDVEDEV
ETHNIC IDENTITY OF STUDENT COMMUNITY:
EXPERIENCE OF ETHNO-SOCIOLOGICAL GUESTIONNAIRE IN A REGIONAL UNIVERSITY
Работа подготовлена при поддержке Департамента образования и молодёжной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в рамках ежегодного
конкурса проектов и программ, направленных на развитие межнациональных (межэтнических) отношений, профилактику экстремизма в молодёжной среде в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (Ханты-Мансийск, май 2017 г.)
Актуальность статьи определяют потребности и состояние современного российского общества, характеризуемого этнической, культурной, конфессиональной и лингвистической мозаичностью. Осознание и понимание существующей полиэтничной и поликультурной среды студенческой молодёжью во многом способствуют определению собственной этнической идентичности.
The relevance of the article is defined by requirements and condition of modern Russian society which is characterized by ethnic, cultural, confessional and linguistic diversity. Knowing and understanding the existing cosmopolitan and multicultural environment by student's youth to the great extent promote the determination of own ethnic identity.
Ключевые слова: этническая идентичность; этносоциологический опрос; студенчество; молодёжь; университет.
Key words: ethnic identity; ethno-sociological questionnaire; student community; youth, university.
Студенческая среда, безусловно, является потенциальной основой для динамичного развития города, региона и государства в целом. Пространство высшего образования ХМАО - Югры формируют четыре ВУЗа - Сургутский государственный педагогический университет, Сургутский государственный университет, Нижневартовский государственный университет и Югорский государственный университет. Студенты всех учебных учреждений регулярно находятся во взаимодействии друг с другом. Это обмен опытом, например, в сфере развития студенчества, гражданско-патриотического воспитания и волонтёрской деятельности [5, с. 8].
Студенчество демонстрирует неоднородную, внутренне дифференцируемую социальную общность, создающую и реализующую определённые стратегии поведения [1, с. 48]. Период молодости особенно важен для современного российского общества, в котором мы наблюдаем смену социокультурной модели формирования личности. Студенчество, студенческая молодёжь, студенческая среда составляет часть молодёжи, объединённой в специфическую социальную группу, характеризующуюся особыми условиями жизни, труда и быта, социальным поведением и психологией, а также системой ценностных ориентаций. Именно студенческая молодёжь в недалёком будущем будет определять разные аспекты интеллектуальной элиты общества.
Студенчество позволяет характеризовать себя как социально-демографическую группу, обладающую определённой численностью, половозрастной структурой, территориальным распределением, общественным положением, ролью и статусом, стадией социализации в период образовательного
процесса, которые проходит значительная часть молодёжи, приобретающей набор социально-психологических отличий.
Общая деятельность в сочетании с территориальным сосредоточением порождает среди студенчества известную общность интересов, групповое самосознание, специфическую субкультуру и образ жизни, причем это дополняет и усиливает возрастная однородность, которой не обладают другие социально-профессиональные группы.
Как справедливо отмечают социологи Б.Г. Рубин и Ю.С. Колесников, студенчество следует рассматривать как социальную группу в системе ВУЗа, но, главное, имеющую свою цель и свои специфические особенности [6]. Студенты являются не только участниками образовательного процесса, они ежедневно самостоятельно формируют атмосферу студенчества и регулируют происходящее, в том числе межэтнические взаимоотношения.
Студенческая среда отражает культурное, этническое и лингвистическое многообразие нашего государства. Поликультурные и полиэтничные реалии современности достаточно ярко представлены студенчеством Сургутского государственного педагогического университета. Осуществляемые студенчеством коммуникации зеркально отражают процессы города и региона в целом. Исследование социальных и культурных контактов позволяет выявить процессы мигрантоёмкого, полиэтничного, поликонфессионального и поликультурного субъекта государства с уже существующими в настоящее время и потенциальными межэтническими противоречиями.
Мозаичность студенчества наглядно презентует Сургутский государственный педагогический университет. Университет является динамично развивающейся региональной alma mater высшего педагогического образования и гуманитарных наук и этим привлекает новых абитуриентов [3, с. 7174]. Пространство ВУЗа и студенческая среда представлены совокупностью молодых людей из числа горожан и, в абсолютном большинстве, жителей близлежащих районов и их центров.
Многообразие, окружающее студенческую молодёжь и создаваемое собственно студентами, этническое, лингвистическое, конфессиональное и культурное, предполагает рассуждения о вопросах этнической самоидентификации, как социально-профессиональной, так и религиозной. В настоящее время интерес к этничности, культурной и национальной идентичности, культурным изменениям и политике идентичности чрезвычайно актуален. Вопросы мультикультурализма, политизации религии, гибридных культур, предотвращения дискриминации и самоопределения стали главной проблемой многих стран - как с точки зрения политической, личной и, безусловно, исследовательской [7, с. 207].
Затрагивая идентичность и самоидентификацию, необходимо помнить, что данные определения могут быть применимы как к отдельному человеку, так и социальным группам. Разделяет нас невидимая, но значимая граница, выраженная противопоставлением «мы» и «они».
Проблемное поле идентичности на сегодняшний день имеет обширную историографическую основу, связанную с теоретическими разработками этнической и национальной идентичности, Я-концепциями, теориями личности и другими теоретико-методологическими положениями. Совместно они составляют новое научное направление - идентологию [2, с. 66].
Идентичность, социально-этнические, этноправовые, этнокультурные, этноязыковые, этнодемографические, этнополитические, этнопсихологические процессы возможно проследить благодаря организации и проведению этносоциологических исследований. Их результаты отражают политическую, социально-экономическую и социокультурную ситуацию.
В Сургутском государственном педагогическом университете самостоятельную роль в исследовании межэтнических и межкультурных отношений студенческой молодёжи выполняет «Студенческая лаборатория исследований межэтнических процессов Сургута и ХМАО - Югры» социально-
гуманитарного факультета. Так, в апреле 2017 г. среди студентов первого курса университета был проведён масштабный этносоциологический опрос. Он предоставил возможность апробировать научный теоретико-методологический инструментарий для подобного рода исследований. Опыт, приобретённый в ходе опроса и последующей обработки материалов, позволит реализовать новый научно-практический проект «Антропология Сургута: исследование миграционных процессов как профилактика ксенофобии и экстремистских настроений в молодёжной среде»*.
Этносоциологический опрос студенческой молодёжи демонстрирует следующие результаты (в процентном соотношении): русские - 58,6%; украинцы - 10,3%; татары - 4,7%; азербайджанцы - 3,4%; чуваши - 1,7%; молдаване - 1,7%; таджики - 1,2%; народы Дагестана (лезгины - 3%, даргинцы - 1,2%, кумыки - 1,2%, ногайцы - 1,2%); другие этнические группы - 11,8%.
Результаты этносоциологических опросов служат основой мониторинга социокультурных процессов для профилактики ксенофобии и экстремистских настроений в студенческой среде. Это необходимо при условии обострения политических, социально-экономических, межэтнических и межконфессиональных противоречий, приводящих к интолерантным проявлениям, характерным и для молодёжи [3, с. 75].
Итоги опроса, исследовательские комментарии и рекомендации способствуют разрешению наиболее противоречивых вопросов в отношениях и нивелированию устоявшихся отрицательных стереотипов. Большинство студентов Сургутского государственного педагогического университета являются представителями внутренней миграции, осуществлённой не на дальнее расстояние. В связи с этим им необходимо социализироваться и выстроить отношения с окружающим пространством - с учебной и этнической средой.
Этносоциологический комментарий. Студенчество, как мы видим из результатов опроса, достаточно полиэтнично. Для такого поликультурного сообщества вполне актуальны проблемы самосознания и идентичности, в том числе этнической. Наиболее остро вопрос о самоидентификации поставлен в этнически смешанных семьях, являясь дискуссионным как для людей, рождённых в таких браках, так и для взгляда исследователя. В подобных семьях самоидентификация у разных этнических групп и конфессий может происходить по-разному.
Таблица 1
Студентки, идентифицирующие себя русскими (принято за 100%)
Мама Папа Русская Украинка Башкирка Белоруска Гречанка Еврейка Марийка Молдаванка Немка Татарка Не указали
Русский 68,6 3,1 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 1 2,1 1,59
Украинец 5,9 0,5 0,5 0,5 1
Башкир 0,5
Латыш 0,5
Лезгин 0,5
Молдаванин 1
Немец 0,5
Поляк 0,5
Чуваш 1
Белорус 0,5 0,5
*Приказ № 1108 Департамента образования и молодёжной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11.07.2017 г.
Окончание табл.1
Мама Папа Русская Украинка Башкирка Белоруска Гречанка Еврейка Марийка Молдаванка Немка Татарка Не указали
Киргиз 0,5
Мариец 0,5
Мордва 0,5
Серб 0,5
Татарин 2,1
Чеченец 0,5
Не указали 0,5
Исходя из данных таблицы 1, можно увидеть большее количество межэтнических браков у русских женщин, чем у всех представителей других народов, затронутых исследованием.
Все студентки, идентифицирующие себя с русскими (табл. 1), считают родным русский язык (100%), владеют им свободно, в семье и на работе общаются на русском (100%). У 85% достаточно часто, как считают респонденты, присутствуют на столе блюда традиционной кухни. 66,1% считают, что никто никогда не относился к ним предвзято из-за этнической принадлежности. Только 5% считают, что к ним относились предвзято именно из-за этого. Налицо отсутствие какого-либо разделения между культурами, всё идентифицируется с русским, несмотря на достаточно разнообразные в межэтническом отношении браки.
Студенты, идентифицирующие себя как русские (табл. 2), считают родным языком русский (96,4%), 3,4% считают родным языком и русский, и татарский. Конечно, это редкий случай, но симптоматичный, т.е. в этой группе есть незначительное число семей студентов, где представлен и русский этнос, и татарский, считающих родными два языка. Причём это семьи, где супруга татарка. Можно с большой долей вероятности говорить, что именно женщины татарки принесли в семью татарский язык и культуру, и эти элементы там прижились.
Таблица 2
Студенты, идентифицирующие себя русскими (принято за 100%)
Мама Папа Русская Украинка Башкирка Марийка Татарка Не указали
Русский 48,1 22,2 3,7 3,7 7,4
Украинец 11,1
Молдаванин
Немец 3,7
Не указали
Данные респонденты также считают, что владеют родным языком недостаточно хорошо (есть затруднения). У 82% на столах регулярно присутствуют блюда традиционной кухни, 21,4% считают, что были различные жизненные ситуации, когдакнимпредвзято относилисьименно поэтническому признаку, в основном это дети из моноэтничных русских семей или семей
русско-украинских. Как видим, в данной группе студентов, идентифицирующих себя русскими, устойчивая идентификация наблюдается в моноэтнич-ных семьях, такая же устойчивая идентификация прослеживается и в поли-этничных семьях, но в семьях, где супруга татарка, присутствуют элементы татарской культуры, в том числе и язык.
Однозначно следует сделать вывод, что самоидентификация у студентов, считающих себя русскими, определяется в большинстве случаев матерью, русской по национальности. Остаётся нераскрытым вопрос влияния окружающей среды, так называемого «кормящего ландшафта», на формирование этнической идентичности.
Таблица 3
Студентки, идентифицирующие себя украинками (принято за 100%)
Мама Папа Русская Украинка Казашка Не указали
Русский 11,1
Украинец 22,2 55,5 5,5
Не указали 0,5
46,6% студенток, идентифицирующих себя украинками (табл. 3), считают родным языком русский, 9,5% считают родным украинский, 44,9% родным языком признают и украинский, и русский. 76,1% свободно владеют родным языком (здесь и те, кто считают родным русский и украинский). У этих же людей регулярно присутствуют на столах блюда традиционной кухни. 52,3% считают, что никто никогда не относился к ним предвзято из-за этнической принадлежности, а 19% считают, что были жизненные ситуации, когда их национальная принадлежность становилась камнем преткновения.
Таблица 4
Студенты, идентифицирующие себя украинцами (принято за 100%)
\ и
Мама я а к а к л а
\ а н р з
Папа к о с суР 3 а р ркУ а Е £ а м у е еН
Украинец 36,3 55,5 8
72% студента, идентифицирующих себя украинцами (табл. 4), считают родным языком русский, 38% - русский и украинский. Все вполне свободно владеют родным языком. У 66,6% респондентов этой группы часто присутствуют блюда традиционной кухни, у 34,4% - встречаются редко. 72,7% считают, что не было жизненных ситуаций, когда бы к ним относились предвзято из-за их этнической принадлежности, 25% считают, что к ним относились предвзято, но по признакам, не связанным с национальностью.
Цифры свидетельствуют о том, что у украинцев нет такой зависимости, как у русских, между национальностью матери и самоидентификацией студента. Всего 6,8% указывают родным языком украинский из общей массы студентов, идентифицирующих себя как украинцы. Наибольшее количество студентов, которые осознают себя украинцами, приобретают эту самоидентификацию от отца.
Студентки, идентифицирующие себя азербайджанками (принято за 100%)
\ а
Мама I а N 45 >3 3 4 а СП а
Папа \о а 01 СП о ас
Азербайджанец 100
Не указали
18% студенток, идентифицирующихсебя азербайджанками (табл. 5), считают родным языком русский, 27,3% - азербайджанский, остальные считают родным языком и русский, и азербайджанский. 91% считают, что они свободно владеют родным языком. У 100% респондентов на столе достаточно часто присутствуют блюда традиционной кухни. 63,6% считают, что к ним никто никогда не относился предвзято по национальному признаку, 9% считают, что были жизненные ситуации, когда к ним относились предвзято по этому признаку, 27% считают, что встречались ситуации, когда к ним относились предвзято, но по другим причинам.
Таблица 6
Студенты, идентифицирующие себя азербайджанцами (принято за 100%)
\ а
Мама I а N 45 >3 3 4 а СП а
Папа \о а о СП о ас
Азербайджанец 75
Не указали 25
Половина студентов (50%), идентифицирующих себя азербайджанцами (табл. 6), считают родным одновременно и русский, и азербайджанский языки, 25% считают родным русский язык, 25% - азербайджанский. Цифры примерно идентичны с женщинами, идентифицирующими себя как азербайджанки. Те же самые цифры и по свободно владеющим родным языком (90% считают, что они свободно говорят на родном языке), такие же, как и у женщин, показатели по наличию традиционных блюд в домашней кухне (100%). Очень похожие цифры с женщинами-азербайджанками и в вопросе предвзятого отношения по этническому признаку. Чуть более 50% считают, что никто никогда не относился предвзято к ним по национальному признаку, 25% (для сравнения - 27% женщин) считают, что подобные ситуации, связанные с их этнической принадлежностью, случались.
Результаты опроса подтверждают данные о том, что межэтнические браки в среде азербайджанцев г. Сургута и Сургутского района достаточно редки. Это создаёт условия для поддержания этнической культуры и сохранения этнической идентичности.
Студентки, идентифицирующие себя татарками (принято за 100%)
Мама Папа Украинка Башкирка Татарка Не указали
Татарин 7,1 14,2 78,5
Не указали
7% студенток, идентифицирующих себя как татарки (табл. 7), считают родным языком татарский. 64,2% родным указывают русский, остальные отметили родным языком оба - и русский, и татарский. У 71,4% на столе очень часто бывают блюда традиционной кухни, только у 7% блюда традиционной кухни отсутствуют, причём это моноэтничные татарские семьи с родным языком русским. 57% никогда не испытывали предвзятого отношения со стороны окружающих по этническому признаку, а 43% испытывали на себе предвзятое отношение, но по другим причинам. Данные цифры очень похожи на самоощущение русских в окружающей среде. Кстати, в нашем исследовании зафиксированы браки татар только с русскими и украинцами.
Таблица 8
Студенты, идентифицирующие себя татарами (принято 100%)
Мама к, а к о о у а к р и м ш а к р а Е а и л а з а м у
Папа а, а Б Та е еН
Татарин 25 25
Русский 25
Башкир 25
Не указали
Более 76% студентов, идентифицирующих себя как татары (табл. 8), называют родным языком русский, остальные - и русский, и татарский. У 70% на столе достаточно часто бывают блюда традиционной кухни, у 30% бывают, но нечасто. Подавляющее большинство не испытывали к себе предвзятого отношения, за исключением 15%, но это было не связано с национальностью. С уверенностью можно констатировать, что самоощущение татар в социокультурной среде г. Сургута и Сургутского района аналогично русскому.
31% студенток, идентифицирующих себя с одним из народов Дагестана, считают родным языком русский, 69% считают родным языком и русский, и язык своего народа (табл. 9). 43% считают, что они свободно владеют родным языком, остальные испытывают некоторые затруднения. У 100% респондентов на столе довольно часто присутствуют блюда традиционной кухни. 68,8% считают, что к ним никто и никогда не относился предвзято по этническому признаку, 24% считают, что были жизненные ситуации, когда к ним относились предвзято именно из-за этого, а 7% считают, что были ситуации, когда к ним относились предвзято, но по иным причинам.
Студентки, идентифицирующие себя с одним из народов Дагестана
(принято за 100%)
Мама 8 I а м у а м I а ^ а м а а 3 3 4 а СП
Папа 3 си а а ^ гО 1 3 си СП о у а ^ а а со ^ а си о ас о у о ¡г Е £ а >, о ас
Даргинец 21,4
Кумык 14,2 6,25
Лезгин 28,5
Лакец 6,25
Аварец 6,25 6,25
Ногаец 14,2
Таты 6,25
Не указали
По таблице 9 мы видим, что межэтнические браки вне народов Дагестана среди родителей студенток не отмечены. Вероятно, здесь действуют такие же механизмы по самоидентификации, что и у азербайджанок. Одновременно с этим открытым остаётся вопрос о влиянии религии и социокультурной среды на этническую идентичность студенчества.
Таблица 1 0
Студенты, идентифицирующие себя с одним из народов Дагестана
(принято за 100%)
Мама Папа Русская Кумычка Лезгинка Лачка Ногайка Не указали
Лезгин 28,5 14,2
Лакец 14,2
Кумык 14,2
Ногаец 28,5
Не указали
85% студентов, идентифицирующих себя с одним из народов Дагестана (табл. 10), считают родным одновременно и русский язык, и язык своего народа, 14,2% считают родным русский язык. 100% считают, что свободно владеют родным языком. 60,8% утверждают, что на столах регулярно и очень часто встречаются блюда национальной кухни. Среди оставшихся 40% блюда традиционной кухни встречаются, но реже. Чуть более 85% считают, что никто никогда не относился к ним предвзято по национальному признаку.
Выводы. Результаты проведённого этносоциологического исследования позволяют констатировать следующие утверждения:
1. Процессам этнической самоидентификации студенчества из числа русских и татар свойственны единые механизмы. Наиболее значимая роль в подобных случаях принадлежит национальности матери. Среди народов Кав-
каза (подразумеваем и азербайджанцев, и народы Дагестана) при самоидентификации наибольшая роль отведена отцу и его этнической принадлежности.
2. Опрос наглядно демонстрирует незначительную взаимосвязь конфессии и этнической идентичности в студенческой среде. Механизмы самоидентификации аналогичны и среди азербайджанцев (мусульмане-шииты), и среди народов Дагестана (мусульмане-сунниты). У татар (мусульмане-сунниты) ситуация является противоположной;
3. Опрос также показал отсутствие жёсткой зависимости между родным языком и этнической принадлежностью.
4. Механизмы идентификации украинцев более близки таковым среди народов Кавказа, чем русским;
5. В процессе этнического самоопределения и идентификации, по нашему мнению, играет роль не только этническая принадлежность родителей, но и реалии социокультурного окружения.
Поскольку проведённое исследование основывается на материале исследований студенчества ХМАО - Югры, безусловно, оно актуально и своевременно именно для этого региона. В ином территориальном измерении ситуация с этнической идентичностью и самосознанием студенчества может быть совершенно другой.
Литература
1. Амбарова, И.А. Время в жизни студента глазами социолога [Текст] / И.А. Амбарова, Г.Е. Зборовский // Высшее образование в России. - 2014. -№ 12. - С. 48-55.
2. Губогло, М.Н. Этносоциология: родом из этнографии/этнологии [Текст] / М.Н. Губогло // Этносоциология вчера и сегодня. - М. : Институт этнологии и антропологии РАН, 2016. - С. 45-71.
3. Калачинская, Е.В. Толерантность студентов регионального вуза: оценка состояния и методы развития [Текст] / Е.В. Калачинская // Образование и наука. Известия УРО РАН. - 2015. - № 5. - С. 72-86.
4. Коноплина, Н.В. Сургутский государственный педагогический университет [Текст] / Н.В. Коноплина // Педагогическое образование и наука. - 2009. -№ 11. - С. 71-74.
5. Пивоварчик, Н. Новая традиция: «Новости Югры» организовали перекличку студентов округа [Текст] / Н. Пивоварчик // Новости Югры. - 2016. -28 янв. - С. 8.
6. Рубин, Б.Г. Студент глазами социолога [Текст] / Б.Г. Рубин, Ю.С. Колесников. - Ростов н/Д : РГУ, 1968. - 279 с.
7. Эриксен, Т.Х. Что такое антропология? [Текст] / Т.Х. Эриксен. - М. : ИД Высшей школы экономики, 2014. - 238 с.