Научная статья на тему 'Становление идентичности учащейся молодёжи на современном этапе развития (на примере студентов РУДН)'

Становление идентичности учащейся молодёжи на современном этапе развития (на примере студентов РУДН) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
73
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕНТИЧНОСТЬ / IDENTITY / СТУДЕНТЫ / STUDENTS / РОССИЯНЕ / RUSSIANS / INTERETHNIC IDEAS / ГОСУДАРСТВО / STATE / МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Глебов В.В., Исаев К.В.

В статье представлены данные исследования идентичности учащейся молодёжи на примере студентов Российского университета дружбы народов. На выборке 203 студентов возраста 20 23 года было проведено анкетирование. Анализ полученных данных показал, что, несмотря на то, что государственно-гражданская идентичность у студентов имеет большое значение, она не является доминирующей. Она проявляется в чувстве общности с гражданами России. Многим студентам близка идея сильного государства. В целом представления студентов об идентичности российского народа включала такие основные понятия как территория, её целостность, многонациональность, русский язык, общая история. Отношение к религии у российских студентов имеет неоднозначный характер. Многие студенты склоняются в развитии многоконфессиональности в стране. Исследование межэтнических установок и принятия другой культуры показало, что большая часть студентов открыты для межнационального общения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF IDENTITY TO THE STUDYING YOUTH AT THE PRESENT STAGE OF DEVELOPMENT (ON THE EXAMPLE OF STUDENTS OF PRUR)

The paper presents the research results of identity of the students as representatives of the youth with reference to students of Peoples’ Friendship University of Russia (PRUR). The questions have been answered by 203 students of 20-23 years of age. The analysis of the obtained data has shown that in spite of the fact that the state and civil identity at students is of great importance it isn’t dominating. She is shown in feeling of community with citizens of Russia. The idea of the strong state is close to many students. In general, the important concepts for students on the level of their identity as the Russian people are such basic concepts as a territory, its integrity, multinationality, Russian, general history. The Russian students have an ambiguous character in the sphere of their attitude to religion. Many students incline to the development of multi-confessionality in the country. The research of interethnic ideas and adoption of other cultures has shown that the most part of students are open for international communication.

Текст научной работы на тему «Становление идентичности учащейся молодёжи на современном этапе развития (на примере студентов РУДН)»

8. Кауфман В.Ш. Языки программирования: концепции и принципы. Москва: ДМК-пресс, 2010.

9. Gantenbein R.E. (Eds.). Programming as process: A novel approach to teaching programming. In: Proceedings of the twentieth SIGCSE technical symposium on Computer science education, Louisville, Kentucky, USA, 1989: 22 - 26.

10. Fowler M., Beck K. (Eds.). Refactoring: improving the design of existing code. Addison-Wesley Longman, Boston, 1999.

References

1. Robins A., Rountree J., Rountree N. (Eds.). Learning and teaching programming: A review and discussion. Robins A., Rountree J., Rountree N. Journal of Computer Science Education 13(2), 2003.

2. Astrachan O., Bruce K., Koffman E., Kolling M., Reges S. (Eds.). Resolved: objects early has failed. In: Proceedings of the thirty-sixth SIGCSE technical symposium on Computer science education, St. Louis, Missouri, USA, 2005.

3. Slastenin V.A. Pedagogika. V.A. Slastenin, I.F. Isaev, E.N. Shiyanov. Moskva: Akademiya, 2007.

4. Mechkovskaya N.B. Semiotika: Yazyk, Priroda, Kul'tura. Moskva: Akademiya, 2007.

5. Bryksina O.F. Formirovanie professional'noj gotovnosti studentov pedagogicheskogo kolledzha k realizacii soderzhaniya obrazovaniya na urovne uchebnogo predmeta «Informatika». Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Camara, 1999.

6. Fomin V. I. Razvitie soderzhaniya podgotovkikinformacionno-analiticheskojdeyatel'nostina osnove semioticheskogo podhoda. Dissertaciya . doktora pedagogicheskih nauk. Samara, 2009.

7. Kurganova N.A. Razvitie znakovo-simvolicheskoj deyatel'nosti uchaschihsya vprocesse obucheniya informatike na osnove semioticheskogo podhoda. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Omsk, 2006.

8. Kaufman V.Sh. Yazykiprogrammirovaniya: koncepciiiprincipy. Moskva: DMK-press, 2010.

9. Gantenbein R.E. (Eds.). Programming as process: A novel approach to teaching programming. In: Proceedings of the twentieth SIGCSE technical symposium on Computer science education, Louisville, Kentucky, USA, 1989: 22 - 26.

10. Fowler M., Beck K. (Eds.). Refactoring: improving the design of existing code. Addison-Wesley Longman, Boston, 1999.

Статья поступила в редакцию 05.02.18

УДК 37.01

Glebov V.V., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Department of Judicial Ecology with a Course Human Ecology,

PRUR (Moscow, Russia), E-mail: vg44@mail.ru

Isaev K.V., teacher, Department of Ecological Monitoring, PRUR (Moscow, Russia), E-mail: kons_is@mail.ru

FORMATION OF IDENTITY TO THE STUDYING YOUTH AT THE PRESENT STAGE OF DEVELOPMENT (ON THE EXAMPLE OF STUDENTS OF PRUR). The paper presents the research results of identity of the students as representatives of the youth with reference to students of Peoples' Friendship University of Russia (PRUR). The questions have been answered by 203 students of 20-23 years of age. The analysis of the obtained data has shown that in spite of the fact that the state and civil identity at students is of great importance it isn't dominating. She is shown in feeling of community with citizens of Russia. The idea of the strong state is close to many students. In general, the important concepts for students on the level of their identity as the Russian people are such basic concepts as a territory, its integrity, multinationality, Russian, general history. The Russian students have an ambiguous character in the sphere of their attitude to religion. Many students incline to the development of multi-confessionality in the country. The research of interethnic ideas and adoption of other cultures has shown that the most part of students are open for international communication.

Key words: identity, students, Russians, interethnic ideas, state.

В.В. Глебов, канд. психол. наук, доц. каф. судебной экологии с курсом экологии человека, РУДН, г. Москва,

E-mail: vg44@mail.ru

К.В. Исаев, преподаватель каф. экологического мониторинга, РУДН, г. Москва, E-mail: kons_is@mail.ru

СТАНОВЛЕНИЕ ИДЕНТИЧНОСТИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЁЖИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ (НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ РУДН)

В статье представлены данные исследования идентичности учащейся молодёжи на примере студентов Российского университета дружбы народов. На выборке 203 студентов возраста 20 - 23 года было проведено анкетирование. Анализ полученных данных показал, что, несмотря на то, что государственно-гражданская идентичность у студентов имеет большое значение, она не является доминирующей. Она проявляется в чувстве общности с гражданами России. Многим студентам близка идея сильного государства. В целом представления студентов об идентичности российского народа включала такие основные понятия как территория, её целостность, многонациональность, русский язык, общая история. Отношение к религии у российских студентов имеет неоднозначный характер. Многие студенты склоняются в развитии многоконфессиональ-ности в стране. Исследование межэтнических установок и принятия другой культуры показало, что большая часть студентов открыты для межнационального общения.

Ключевые слова: идентичность, студенты, россияне, межэтнические установки, государство.

Актуальность. В последние десятилетия интерес проблеме идентичности человека неуклонно растёт. Это связано с тем, что через идентичность человека, групп можно выявить существенные черты современной жизни общества [1]. Через изучение идентичности личности можно объективно оценить ее позитивные и негативные проявления, чтобы обратить внимание социума на проблемные ситуации, предупредить развитие ксенофобии и экстремизма [2].

Необходимо отметить, что в 1990-е гг. идентичность личности в российском обществе находилась в состоянии кризиса и была связана с резкими изменениями у людей базовых представлений (социо-культурных, правовых, экономических, нормативных, идеологических и т. д.). Большая часть людей работоспособного возраста в России очень тяжело пережило изменения очертаний границ государства, смену общественных отношений, изменение представлений о месте государства в мировом сообществе [3].

Какова новая идентичность (государственно-гражданская, социальная, этническая) людей в Российской Федерации? От того, кем себя чувствуют россияне - уверенными гражданами достойного государства в мировом сообществе или маргиналами, людьми, ответственными за свое отечество, готовыми воспринимать изменения рыночной экономики или остающимися в лоне патерналистских ценностей, зависит оценка состояние общества и самими россиянами, и специалистами за рубежом, прогнозирующими развитие партнерских отношений с нашей страной [4].

Оценка государственно-гражданской идентичности человека - это не только индикатор состояния общества, но и важный фактор мобилизации людей и общества. Поэтому в последнее время работа институтов власти связана с формированием устойчивой идентичности с ценностями, в которых они заинтересованы. Идентичность россиян остается полем дискуссий общественных сил [4].

Сложность изучения государственно-гражданской идентичности человека связана с тем, что современный официальный курс параллельно функционирует с дискурсом оппозиционных сил. Поэтому важен тот момент, какой из дискурсов преобладает в сознании молодёжи. Это момент является существенным фактором в социально-психологической адаптации студентов [5].

Оценить состояние государственно-гражданской, социальной и этнической идентичности студенческой молодёжи важно не только потому, что по ним можно судить о тенденциях в содержании идентичностей, но и потому, что сами они будут в дальнейшем участвовать в формировании самосознания будущего поколения. Все это определяет актуальность темы представленной статьи.

Эмпирической базой нашего исследования стали студенты российского университета дружбы народов. Опрос проводился в сентябре - октябре 2016 г. Всего по анкете опрошено 203 студентов возраста 20-23 года.

Исходя из различных методологических подходов, для понимания проблемы важно сформулировать базовые понятия, которые входят в круг нашего исследования, а именно социальная идентификация, этническая идентичность и государственно-гражданская идентичность.

Социальная идентификация человека представляет собой процесс самоотождествления индивидов с групповыми образованиями, основанный на их выделении в пространстве социальных взаимосвязей. Она включает в себя государственно-гражданскую и этническую идентичность. Таким образом, идентичность есть результат процесса идентификации.

Этническая идентичность включает в себя самоотождествление с этносом в которой представлен «образ мы», включающий в себя язык, историко-культурная информация об этнической группы, территориальной принадлежности.

Государственно-гражданская идентичность человека подразумевает самоотождествление личности людей с общностью в масштабах страны, «образ мы» и интересы. «Образ мы» в данном случае включает, кроме представлений об общей истории, языке, территории, представления о месте страны в мире.

Анализ полученных данных выявил тот факт, что государственно-гражданская идентичность у студентов имеет большое значение, но не является доминирующей. Она проявляется в чувстве общности с гражданами России.

Анализ полученных ответов респондентов показал на интеграцию большинства студентов в отношении государственной идентичности. Многие российские учащиеся высшей школы видят необходимость таких идей для страны. Однако исследование выявило, что идеи развития страны студенты видят различными, но в их высказываниях, очевидно, просматриваются идеи преимущественно официального дискурса. Многим студентам близка идея сильного государства, которая обосновывается для России такими факторами, как: величина территории, ресурсы -экономические и социально-культурные. Сравнивая материалы интервью с данными общероссийских опросов, можно сделать вывод, что студенты придают большее значение гражданскому обществу, считая повышение гражданской активности одним из путей к процветанию страны. Составляющая этого пути, по мнению студентов, - повышение уровня благосостояния граждан. Ими признается, что сильному государству нужна сильная армия, однако не в агрессивно-имперских целях.

Представления о месте страны в окружающем мире ее роль в решении глобальных вызовов - важный аспект гражданско-го-сударственной идентичности. Студенты разделяют идеи официального дискурса и массового общественного мнения об увеличении влияния России на международной арене, значимости страны в мире, однако не только с точки зрения влияния на мировую политику, но и в смысле достижения высокого уровня жизни

Библиографический список

граждан. Государственность, ее объединяющая составляющая в консолидации социума, получила признания у большинства российских студентов (89%).

Явление патриотизма в студенческой среде также набирает популярность. Она у студентов проявлялась не в абстрактном понятии «любовь к отчизне», а как видение по улучшению жизни в стране, роста ее мощи и справедливости, равных возможностей для всех. В целом представления студентов об идентичности российского народа включала такие основные понятия как территория, её целостность, многонациональность, русский язык, общая история.

В этой связи достаточно актуально стоит «вечный» вопрос о «враждебном окружении» нашей страны - образ внешнего врага. На сегодняшний день у значительной части россиян так и у учащихся высшей школы отмечается повышенная тревожность угрозы новой войны.

Отношение к религии у российских студентов имеет неоднозначный характер. Так православие, которую выделял в своих выступлениях В.В. Путин как один из важных объединяющих факторов в развитии Российской Федерации, студенты склоняются в развитии многоконфессиональности в стране.

Этническая идентичность российских студентов связана с разнообразием региональной идентичности, в частности, высокий уровень этнической идентичности в республиках с доминирующим нерусским населением (Кавказские республики). В жизни российских студентов (Москва, Подмосковье, Центральный регион) эта региональная вариативность не так явно проявляется. Анализ полученных данных показала, что идентичность исследуемой выборки российских студентов была множественной и совмещающейся по значимости, по сравнению с «этническими регионами (Чеченская Республика, Дагестан, Поволжье). Однако была отмечена высокая потребность в групповой принадлежности, как у русских, так и нерусских студентов.

Исследование межэтнических установок и принятия другой культуры показало, что большая часть студентов открыты для межнационального общения. Студенты москвичи понимают объективную необходимость привлечения рабочей миграции столичный мегаполис, однако этот процесс должен быть управляемым и справедливым в отношении мигрантов. Вместе с тем студенты также признают, что с миграцией растет криминогенность и сложности межэтнической коммуникации вследствие плохо знания русского языка традиций и культуры.

Анализ литературы и данных на основе всероссийских выборок дает четкую картину направленности в российском обществе в сторону этноцентризма. Так например, в 2005 г. около 60% населения поддержали лозунг «Россия для русских». Анкетные данные показали, что в настоящее время в этом отношении в молодёжной студенческой среде людей с этноцентристскими установками было выявлено 27,3% опрошенных. Восприятие этого лозунга у студентов имел разный смысл. Для одних (такая часть представляется большей-58%) это понимается так, что большинство в стране русские, значит, страна для народа. Другая часть молодёжи видят в этом определенный контекст.

Заключение. Таким образом, в настоящее время анализ государственно-гражданской идентичности человека в Российской Федерации показывает кризис и сложности в формировании национальной идеи. В обществе довлеет этно-центрическая направленность, которая получила мощный импульс с распадом СССР. Поэтому на современном этапе в обществе вообще и в молодёжной среде в частности необходимо формирование гражданской идентичности и ценностных установок, которые могут объединить этнические и конфессиональные группы. Только через объединение и развитие многонациональной культуры можно гармонично развивать и общество.

1. Арутюнова Е.М. Российская идентичность в представлениях московских студентов. Социологические исследования. 2007; 8: 77 - 85.

2. Арутюнова Е.М. Отношение к межнациональному общению в московской студенческой среде. Социологические этюды: сборник статей аспирантов. Под общей редакцией М.К. Горшкова. Москва: ООО Вариант, ИС РАН, 2006: 590 - 603.

3. Суворова И.Ю. Роль социальной идентичности в восприятии социального мира. Актуальные проблемы массового сознания. Пензенский государственный университет. Институт психологии. 2013: 202 - 206.

4. Suvorova I. The Social Identity and the Attitudes to Social Reality. Collection of Scientific Papers: Social Relations, Transformation and Trust. United Kingdom: Conventry University, 2014.

5. Глебов В.В., Суворова И.Ю., Аникина Е.В. Взаимосвязь социально-психологической адаптации студентов и их идентичность в процессе обучения в вузе Мир науки, культуры, образования. 2015; 6 (1): 90 - 92.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.