Научная статья на тему 'РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ СОДЕРЖАНИЯ ПОДГОТОВКИ ХУДОЖНИКА-ПЕДАГОГА: КРЫМСКИЕ МОТИВЫ В ТВОРЧЕСТВЕ Г.Г. МЯСОЕДОВА'

РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ СОДЕРЖАНИЯ ПОДГОТОВКИ ХУДОЖНИКА-ПЕДАГОГА: КРЫМСКИЕ МОТИВЫ В ТВОРЧЕСТВЕ Г.Г. МЯСОЕДОВА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
101
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ / ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ / Г.Г. МЯСОЕДОВ / КРЫМ / СЕВАСТОПОЛЬ / ОБОРОНА / ЭТЮДЫ / ПЕЙЗАЖИ / КРЫМСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ТВОРЧЕСТВЕ / REGIONAL COMPONENT / TRAINING OF STUDENTS / G.G. MYASOEDOV / CRIMEA / SEVASTOPOL / DEFENSE / SKETCHES / LANDSCAPES / CRIMEAN DIRECTION IN CREATIVITY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Хворостов А. С., Хворостов Д. А.

Статья посвящена использованию в подготовке студентов регионального материала на примере творческой деятельности выдающегося русского художника Г.Г. Мясоедова над композициями из военной истории Крыма, в частности, над серией произведений, связанных с Обороной Севастополя в Крымской войне 1853 -1856 годов и над крымскими этюдами и пейзажами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE REGIONAL COMPONENT OF THE CONTENTS TRAINING THE ARTIST - TEACHER: CRIMEAN MOTIVES IN THE WORKS OF G.G. MYASOEDOVA

The article is devoted to the use of regional material in the training of students on the example of the creative activity of the outstanding Russian artist G.G. Myasoedov over compositions from the military history of the Crimea, in particular, over a series of works related to the Defense of Sevastopol in the Crimean war of1853 - 1856 and over the Crimean studies and landscapes.

Текст научной работы на тему «РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ СОДЕРЖАНИЯ ПОДГОТОВКИ ХУДОЖНИКА-ПЕДАГОГА: КРЫМСКИЕ МОТИВЫ В ТВОРЧЕСТВЕ Г.Г. МЯСОЕДОВА»

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

УДК 378.147

UDC 378.147

ХВОРОСТОВ А.С.

доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры живописи, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева Е-mail: aqua_ [email protected] ХВОРОСТОВД.А.

доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры дизайна, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева Е-mail: aqua_ [email protected]

KHVOROSTOV A.S.

Doctor of pedagogical Sciences, Professor, Professor of the Department of painting, Orel State University Е-mail: aqua_ [email protected] KHVOROSTOV D.A.

Doctor of pedagogical Sciences, associate Professor, Department of design, Orel State University Е-mail: aqua_ [email protected]

РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ СОДЕРЖАНИЯ ПОДГОТОВКИ ХУДОЖНИКА-ПЕДАГОГА: КРЫМСКИЕ МОТИВЫ В ТВОРЧЕСТВЕ Г.Г. МЯСОЕДОВА

THE REGIONAL COMPONENT OF THE CONTENTS TRAINING THE ARTIST - TEACHER: CRIMEAN MOTIVES IN THE WORKS OF G.G. MYASOEDOVA

Статья посвящена использованию в подготовке студентов регионального материала на примере творческой деятельности выдающегося русского художника Г.Г. Мясоедова над композициями из военной истории Крыма, в частности, над серией произведений, связанных с Обороной Севастополя в Крымской войне 1853 -1856 годов и над крымскими этюдами и пейзажами.

Ключевые слова: Региональный компонент, подготовка студентов, Г.Г. Мясоедов, Крым, Севастополь, оборона, этюды, пейзажи, крымское направление в творчестве.

The article is devoted to the use of regional material in the training of students on the example of the creative activity of the outstanding Russian artist G.G. Myasoedov over compositions from the military history of the Crimea, in particular, over a series of works related to the Defense of Sevastopol in the Crimean war of1853 - 1856 and over the Crimean studies and landscapes.

Keywords: Regional component, training of students, G.G. Myasoedov, Crimea, Sevastopol, defense, sketches, landscapes, Crimean direction in creativity.

Определяя содержание подготовки студентов художественных и художественно-графических факультетов, крайне необходимо учитывать то богатство фактического материала, которое может входить в искусствоведческую составляющую регионального компонента. Студенты Воронежского региона, например, обогащают свои знания неоценимыми сведениями, связанными с личностью своего земляка, выдающегося портретиста Ивана Николаевича Крамского. Вятские студенты по-настоящему гордятся своими великими уроженцами - художниками Виктором и Аполлинарием Васнецовыми. Красноярский край подарил России Василия Ивановича Сурикова, прославившего на весь мир неведомую Сибирь. Орловская земля не зря гордится своим выдающимся земляком Григорием Григорьевичем Мясоедовым. На его примере мы хотим рассмотреть как наиболее полно и глубоко можно использовать региональный компонент в содержании подготовки учителя изобразительного искусства.

Изобразительное наследие выдающегося русского художника, основателя Товарищества передвижных художественных выставок Григория Григорьевича

Мясоедова изучено весьма поверхностно. За советский период времени о его творчестве было издано лишь насколько брошюр популярного характера. Из серьёзных публикаций - всего одна книга. И хотя её автором является один из лучших искусствоведов в области русского изобразительного искусства Ирина Николаевна Шувалова, она была скована и ограниченным объёмом материала, и небольшим форматом издания, и весьма скромной финансовой, а отсюда - и цветовой базой книги.

В тексте книги размещено около тридцати репродукций с произведений художника. Из них только шесть даны в цвете. То есть, восемьдесят процентов изображений представлено в черно-белом варианте. И это в издании, посвящённом творчеству живописца. И в книге, где использована мелованная бумага, позволяющая прекрасно передавать цвет.

Сразу становится ясно, что в советское время этот художник не пользовался уважением у идеологов страны. Оно и понятно - столбовой дворянин Г.Г. Мясоедов не вписывался в официальное советское искусствоведение.

© Хворостов А.С. Хворостов Д. А. © Khvorostov A.S., Khvorostov D.A.

Ученые записки Орловского государственного университета. №3 (84), 2019 r. Scientific notes of Orel State University. Vol. 3 - no. 84. 2019

Книга И.Н. Шуваловой увидела свет в ленинградском отделении издательства «Искусство» в 1971 году. В следующем году вышло ещё одно издание с письмами, документами, статьями художника и воспоминаниями о нём (составитель В.С. Оголевец). Там - ещё меньше репродукций и ни одной цветной.

Это были официальные, вынужденные издания, приуроченные к столетию со дня основания Товарищества передвижных художественных выставок. С тех пор в течение 44 лет творчеством художника никто не интересовался. О нём старались не напоминать населению Страны Советов, а потом, по инерции не вспоминали и в нынешней России.

А художник-то большой. Даже выдающийся. К его творчеству с уважением относились и Стасов, и Третьяков, и все искусствоведы, и художники второй половины XIX века. Ни одно крупное издание по истории русского изобразительного искусства ни одна выставка Товарищества передвижников не обходилось без его произведений. Мало того, он - участник всех Международных и Всемирных выставок второй половины XIX века.

Мясоедов оставил большое художественное наследие. И в нём явно выделяется цикл работ, связанных с крымскими мотивами. Не вникая в суть каждого из произведений этого цикла, попробуем для начала хотя бы перечислить их.

Впервые к крымской тематике Г.Г. Мясоедов обратился в начале 1870-х годов, создав серию композиций, посвящённых обороне Севастополя в войне 1853 - 1856 годов:

- «На бастионе» (1871 г.), картон, масло, 38 х 56. Гос. исторический музей. Москва.

- «Похороны солдата», бумага, масло, 46 х 70. Гос. исторический музей. Москва.

- «Крестный ход», бумага, масло, 40 х 57,8. Гос. исторический музей. Москва.

- «На Малаховом кургане». Бумага, масло, 40 х 58, Гос. исторический музей. Москва.

- «Севастопольская оборона. (Переправа через бурное море на лодках)», бумага, сепия, перо, кисть, мел. 46 х 64. Киевский музей русского искусства.

- «Шлюпка с медсёстрами на борту», Картон, масло, 62,5 х 85, Гос. исторический музей. Москва.

- «У памятника Казарскому в Севастополе», Картон, масло, 49 х 64,5, Гос. исторический музей. Москва.

- «В Севастополе в 1854 году». 114 х 156. Холст. Масло. Музей героической обороны и освобождения Севастополя.

В Харьковском художественном музее (Украина) хранится полотно «В Севастополе в 1854 году)», холст, масло, 114 х 156. Написанная в 1872 году, картина дорабатывалась и была завершена в1878 году.

Удивляет то, что названные произведения никого из искусствоведов не привлекли, нигде не публиковались, хотя это был как бы отклик Мясоедова на присвоение ему в 1870 году звания академика «по живописи

исторической».

В период работы над героической серией Мясоедов регулярно посещал Крымский полуостров, так как нуждался в реальном натурном материале.

В Крыму, в Ялте у Мясоедова была небольшая усадьба на набережной. Он стал её владельцем в результате женитьбы, состоявшейся в 1861 году.

Супруга художника, Елизавета Михайловна Кривцова (в замужестве - Мясоедова), происходившая из мелкопоместной дворянской семьи, была профессиональной пианисткой и музыкальным педагогом. На выбор подруги жизни художника, возможно, повлияла именно её профессиональная деятельность. Ведь природа наделила Мясоедова не только высоким даром художника, но и удивительной музыкальностью. Где бы он ни обосновывался, хотя бы на краткий период времени, он всегда пытался организовывать небольшой музыкальный кружок, где сам играл на скрипке, альте или пианино. А тут получался постоянно действующий семейный музыкальный кружок.

Факт собственной помолвки Мясоедов отразил в одной из первых своих картин «Поздравление молодых в доме помещика». 1861 г. (ГРМ). За эту картину императорская Академия художеств удостоила молодого художника малой золотой медали.

Сохранилось несколько портретов Елизаветы Михайловны Кривцовой (Мясоедовой) кисти Григория Григорьевича. В Тульском областном художественном музее хранится портрет Е.М. Кривцовой, (71 х 58), написанный художником незадолго до свадьбы.

В частном собрании в Санкт-Петербурге известен акварельный портрет Е.М. Кривцовой (уже Мясоедовой), относящийся к концу 60-х - началу 70-х годов XIX века.

Родителям Елизаветы Михайловны принадлежало несколько небольших сёл и деревень в Тульской и Орловской губерниях. Им же принадлежала и небольшая усадьба в Ялте. Усадьба стала частью приданного Елизаветы Михайловны, и мужу-художнику оказалась очень кстати. Вполне возможно, что всю севастопольскую серию художник задумал только потому, что у него было реальное место в Крыму, где можно было организовать творческую мастерскую.

После женитьбы ежегодно в весенние и летние месяцы Мясоедов жил и творил в Ялте. И эта благодать продолжалась до конца его жизни, что дало ему возможность создать цикл живописных и графических произведений с крымской тематикой.

В 1881 году его брак с Елизаветой Михайловной распался. Но расстались Мясоедовы интеллигентно и продолжали поддерживать дружеские отношения. К примеру, в 1901 году (через двадцать лет после развода) Григорий Григорьевич написал портрет Елизаветы Михайловны и показал его на очередной Передвижной художественной выставке. А Елизавете Михайловне прислал иллюстрированный каталог этой выставки. В каталоге был опубликован этот её портрет. В настоящее время это изображение хранится в Тульском областном

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

художественном музее.

После развода Мясоедов продолжал работать и в ялтинской усадьбе, используя для творчества дачу, принадлежавшую бывшей супруге. Из года в год художник создавал всё новые и новые картины и этюды с видами крымских красот. Причём, это длилось и после смерти Елизаветы Михайловны. К примеру, в феврале 1908 года в письме к своему другу, художнику А. А. Киселёву Мясоедов называет свой адрес: «Ялта, Набережная, дача Кривцовой (бывш. Мясоедовой)».

И последний штрих в отношениях бывших супругов Мясоедовых. В каталоге ХХХУП Передвижной выставки картин Товарищества передвижников (М., 1908), в списке адресов участников вернисажа напротив фамилии Мясоедова значится: «Ялта, Собственный дом». Видимо, Елизавета Михайловна, зная, как важно Мясоедову иметь своё пристанище на побережье и для творчества, и для улучшения самочувствия (а он, несмотря на могучую фигуру, отличался далеко не железным здоровьем), завещала ему свою дачу. Это одна из трогательных страниц в отношениях Григория Григорьевича и Елизаветы Михайловны Мясоедовых. И эта чуткость к творчеству выдающегося мастера и забота о нём -одна из причин, почему имя Елизаветы Михайловны Кривцовой (Мясоедовой) имеет полное право войти в историю изобразительного искусства и Крымского полуострова, и России в целом.

Благодаря ялтинской усадьбе, имея пристанище на полуострове, Мясоедов обошёл и объездил весь Крым, отображая в многочисленных этюдах и пейзажах красоты дивного полуострова. В его творчестве черноморские мотивы занимают значительное и вполне самостоятельное место. В настоящее время они, правда, оказались рассеянными по многим музеям и частным коллекциям, от Лебединского государственного художественного музея (пейзаж «На взморье. Берег Чёрного моря», 1882, холст, масло, 67 х 135) до Дальневосточного художественного музея в Хабаровске («Гурзуф», металл, масло, 23,5 х 15,3). Но, если рассматривать их в совокупности, то в творческом наследии мастера явно прослеживается целая галерея произведений с крымскими мотивами.

Ниже мы попытаемся назвать нынешнее местонахождение ряда крымских этюдов и пейзажей Мясоедова, положив в основу разные источники и, прежде всего, названное выше издание И. Н. Шуваловой.

Начнём с Государственной Третьяковской галереи. В её фондах хранятся три произведения Мясоедова с крымскими мотивами. Это «Турецкие укрепления» (1876 г., бумага, акварель и графитный карандаш; 28,5 х 42, 7. И две живописные работы. Одна из них - «Прибой в Гурзуфе». Это этюд, написанный маслом на металлической пластинке размером 13,7 х 35,2 в 1884 году. Металлическую основу под живописные работы многие художники употребляли охотно. Это, главным образом, медные шлифованные пластины. Художникам нравилось то, что их не надо было грунтовать. Поэтому краски на такой основе никогда не жухли, сохраняя

звонкость цвета. И повредить такую основу много труднее, чем легко ранимые холст или картон.

Нравилось писать на металле и Г.Г. Мясоедову. Мы в этой статье ещё встретимся с такой основой в его этюдах.

Другой живописный пейзаж Мясоедова, находящийся в Третьяковской галерее - «Осенний вид в Крыму. Осень». Он относится тоже к 1884 году. Написан по традиции маслом на холсте. Размеры 80 х 156,5. Многие годы он занимает место в приёмной Генерального директора галереи. У авторов данной статьи завязался диалог с научным руководством галереи, одна из проблем которого связана с возвращением пейзажа в экспозиционные залы, так как в директорской приёмной круг зрителей весьма ограничен. Но пока всё остаётся на прежних местах.

Считаем необходимым отметить, что названные произведения П. М. Третьяков приобрёл у художника лично.

Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге имеет в своей коллекции небольшой этюд «Крым», написанный маслом на холсте. Его размеры 23, 8 х 33,7. Датируется он 1890 - 1900 годами.

Несколько произведений Г.Г. Мясоедова с крымскими мотивами можно найти в Полтавском художественном музее (Украина):

- «Скалы над морем». Этюд. 1886, металл, масло, 15 х 36.

- «Берег моря (Скалы на берегу моря)». Этюд. 1880-е годы, металл, масло. 16,7 х 36,3.

- «Водопад Учан-су». 1899, Холст, масло, 57 х 40.

Орловский музей изобразительных искусств гордится тем, что является владельцем семи произведений своего земляка, Г.Г. Мясоедова. Среди них есть и пейзаж «Дорога в Крыму» (1889 г., холст, масло; 40 х 58).

Написанный маслом на холсте «Пейзаж в Крыму» (1898. с размерами 40 на 56) хранится в Тульском музее изобразительных искусств.

Кисловодский мемориальный музей-усадьба художника Н.А. Ярошенко владеет крымским этюдом Г.Г. Мясоедова под названием «Прибой» (1880 - е годы, картон, масло, 19,5 х 31).

Г.Г. Мясоедов. «Дорога в Крыму». 1889 (Орловский областной музей изобразительных искусств)

Ученые записки Орловского государственного университета. №3 (84), 2019 г Scientific notes of Orel State University. Vol. 3 - no. 84. 2019

Пейзаж « Скалы Георгиевского монастыря» (76 х 65), написанный маслом на холсте в 1884 году, нашёл приют в Рыбинском государственном историко-архитектурном и художественном музее.

«Пристань в Ялте» (1890; 47,5 х 64) находится в государственном историко-культурном и художественном Владимиро-Суздальском музее-заповеднике.

Два небольших рисунка сепией и пером на бумаге хранятся в Саратовском государственном художественном музее им А.Н. Радищева. Один из них - это «Скалы Георгиевского монастыря» (18 х 16, датируется 1884

- 1885 годами. Другой, созданный в те же годы - «С Байдарских высот» (15,8 х 18,7).

Воздушный, тончайший по цветовому решению при достаточно внушительных размерах (133,4 х 142,6) пейзаж, относящийся к 1884 году, с таким же названием

- «С Байдарских высот» находится в одном из частных собраний в Москве. В частном собрании, в Москве находится и другое произведение Мясоедова - «Крымский пейзаж с фигурами» (1890 - 1900 г.г.), металл, масло, 14,5 х 24,1).

Самые добрые слова нужно сказать в адрес И.Н. Шуваловой, книгу которой мы уже называли. Ей удалось выявить те произведения Г.Г. Мясоедова, ко -торые не значатся ни в одной музейной коллекции, ни в одном из частных собраний. По письмам художника и его современников, по воспоминаниям знавших его людей, по архивным данным и каталогам, печатным и другим источникам ей удалось назвать многие и многие ранее не известные произведения мастера. В том числе и те, что связаны с крымской тематикой. В этом каталожном списке есть произведения с полной атрибутикой. Есть такие, которые не привязаны к определённому месту хранения. Есть - без года или периода создания и размеров. Порой - это просто одни названия. Но все названные работы - плоды творческой деятельности Григория Григорьевича Мясоедова. Ниже мы приводим список тех произведений с крымской тематикой, которые не были названы выше, но которые так или иначе определённо связаны с именем художника. Пусть это будут, хотя бы одни только названия:

«Виноградники судакского берега» (1881).

«На берегу моря. Гурзуф» (1882, картон, масло, 14 х 24,5.

«Гурзуф». Три этюда. Написание относится к 1884 году.

«Ай - Василь». Этюд (1884).

«Прибой» (1885). «Скалы Гурзуфа» (1885). «Яйла у Гурзуфа» (1885).

«Буря на ялтинском берегу» (1888).

«С Яйлы» (1898). «Весна в Крыму» (1899). «Дорога

в Гурзуф» (1899); «Ущелье Ай-Василь близ Ялты» (1899), 57 х 40. «У фонтана в Крыму (Дворик с фонтаном а Ялте)» - 1890 -начало 1900-х годов, 34 х 50,5;

«Море» (Конец 1890-х - начало 1900-х), бумага, графитный и цветные карандаши, тушь, акварель. 20,6 х 28.

«Берег моря» (Конец 1890-х - начало 1900-х), бумага, графитный и цветные карандаши, тушь, акварель. 20,6 х 28.

«У моря ночью» (Конец 1890-х - начало 1900-х), бумага, графитный и цветные карандаши, тушь, акварель. 20,6 х 28.

«Море и дамбы» (Конец 1890-х - начало1900-х),бумага, графитный и цветные карандаши, тушь, акварель. 20,6 х 28.

«В Ялте» (1900). «Окрестности Ялты» (1901).

«Мечеть в Гурзуфе» (1901). «Новый храм (в Ялте)» (1901).

«Прибой» (1902), Холст, масло. 138 х 180.

«Волна при солнце». Этюд (1902). «Окрестности Ялты (лесничество) (1902).

«Татарка». Этюд. (1902). «Гимназистка (Ялта)» (1903).

«Прибой». Два этюда (1903). «Море». Два этюда (1903).

«Яйла у Ялты» (1904). «Штиль» (1904).

«Берег Ялты» (1906). «Фонтан в Гурзуфе» (1906).

«Прибой в Ялте» (начало 1900-х). «В Крыму» (начало 1900-х).

«Парк в Алупке» (43 х 28).

Приведенный здесь список не претендует на исчерпывающую полноту и, тем более, на абсолютную точность. Он требует большой последующей работы по уточнению, пополнению, или, наоборот, исключению из него тех или иных названий. Но, главное они показывают, что в творчестве выдающегося русского художника, действительного члена Императорской Академии художеств Г.Г. Мясоедова крымские мотивы занимали важное место. Они прошли через все зрелые годы художника и где-то остались в этюдном варианте, а где-то переросли в завершённые исторические композиции или в картины - пейзажи. Это целая самостоятельная полоса творчества художника. Целый пласт из более чем 60-ти наименований, который ждёт ещё своих исследователей.

Таким образом, на примере творческой деятельности выдающихся земляков, необходимо планировать реализацию регионального компонента в обучении студентов в вузе. Это могут быть не только художники. Мы уже писали о творчестве замечательного русского писателя И. С. Тургенева [9] применительно к развитию краеведения и регионального компонента.

Библиографический список

1. Мясоедов. Г.Г. Письма, документы, воспоминания / Сост. В. С. Оголевец.- : М., Изобраз. искусство, 1972. 327 с., 10 л. ил.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. МасалинаН.В. Мясоедов. М., Искусство, 1964. 66 с., 17 л. ил.

3. МинченковЯ.Д. Воспоминания о передвижниках. Ленинград : Художник РСФСР, 1959. [3], 357 с., 46 л. ил.

4. РепинИ.Е. Далёкое близкое. Л.: Художник РСФСР. 1986. 488 с.

5. Рогинская Ф. Григорий Григорьевич Мясоедов. 1835 - 1911. Москва ; Ленинград : Искусство, 1948 (М. : тип. «Кр. Печатник»). 32 с., 4 л. ил.

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

6. СобкоН. Г.Г. Мясоедов. К 35-ти летию художественной деятельности. СПб, 1895.

7. Хворостов А.С. Г.Г. Мясоедов. Известный и неизвестный Орел : [б. и.], 2008. 249, [5] с. : ил.

8. Хворостов А. С. Григорий Мясоедов. 1834 - 1911. М. : Арт-Родник, 2012. 96 с. : ил. (Малая серия искусств).

9. Хворостов А.С., Хворостов Д.А. Влияние И.С. Тургенева на развитие изобразительного искусства и художественного образования в России. Посвящается 200-летию со дня рождения // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2018. №3 (80). С. 414 - 419.

10. ШуваловаИ.Н. Мясоедов. Л.: Искусство, 1971. 144с. ил.

References

1. G. Myasoedov. Letters, documents, memories / Comp. V. S. Ogolevets. : M., Izobrazitel'noye. art, 1972. 327 p., 10 l. II.

2. MesalinaN. In. The meat-eaters. M., Art, 1964. 66 p., 17 l. Il.

3. Minchenkov Ya. D. Memories of the Wanderers. Leningrad : Khudozhnik RSFSR, 1959. [3], 357 p., 46 l. Il.

4. Repin Ie Distant close. L.: Artist of the RSFSR. 1986. 488 p.

5. RoginskyF. Grigory Grigoryevich Myasoyedov. 1835 - 1911. Moscow ; Leningrad : Art, 1948 (M.: type. Cu. Printer.)» 32 p., 4 l. Il.

6. Sobko N. G. G. Meat Eaters. To the 35th anniversary of artistic activity. SPb, 1895.

7. KhvorostovA. S. G. Myasoedov. Known and unknown - Orel : [b. I.], 2008. 249, [5] p.: Il.

8. Khvorostov A. S. Grigory Myasoedov. 1834 - 1911. M : Art-Rodnik, 2012. 96 p.: Il. (Small art series).

9. Khvorostov A. S., Khvorostov D. A. Turgenev's Influence on the development of fine arts and art education in Russia. Dedicated to the 200th anniversary of the birth // Scientific notes of Orel State University. Series: Humanities and social Sciences. 2018. №3 (80). Pp. 414 - 419.

10. ShuvalovaI. N. Meat eaters. L.: Art, 1971. 144c. Il.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.