Научная статья на тему 'Музейная практика - необходимая составная часть содержания подготовки учителя изобразительного искусства'

Музейная практика - необходимая составная часть содержания подготовки учителя изобразительного искусства Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
71
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙНАЯ ПРАКТИКА / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / ИЗВЕСТНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ / ЖИЗНЬ ХУДОЖНИКА / НЕОЖИДАННОЕ ПРОЧТЕНИЕ / ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ / MUSEUM PRACTICE / FINE ARTS / FAMOUS WORKS / ARTIST'S LIFE / UNEXPECTED READING / ART AND PEDAGOGICAL DISCIPLINES

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Хворостов А.С.

«История и методология художественного образования», «История и теория художественного образования», «Методика преподавания дисциплин изобразительного искусства» и другие учебные предметы художественно-педагогического цикла воспринимаются студентами более глубоко, если занятия осуществляются в залах и фондах музея изобразительных искусств. При этом возможны случаи нового, неожиданного прочтения давно известных произведений, как это произошло с картиной Г. Г. Мясоедова «На отдыхе».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSEUM PRACTICE-A NECESSARY COMPONENT OF THE CONTENT OF TRAINING TEACHERS OF FINE ARTS

«History and methodology of art education», «History and theory of art education», «Methods of teaching fine arts» and other subjects of the artistic and pedagogical cycle are perceived by students more deeply if classes are carried out in the halls and funds of the Museum offine arts. At the same time, there may be cases of a new, unexpected reading of long-known works, as happened with the picture of G. G. Myasoedov «on vacation».

Текст научной работы на тему «Музейная практика - необходимая составная часть содержания подготовки учителя изобразительного искусства»

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

УДК 7.036

UDC 7.036

ХВОРОСТОВ А.С.

доктор педагогических наук, профессор, кафедра живописи, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: aqua_storm@mail.ru

KHVOROSTOV A.S.

Doctor of pedagogical Sciences, professor, professor of painting department, Orel State University E-mail: aqua_storm@mail.ru

МУЗЕЙНАЯ ПРАКТИКА - НЕОБХОДИМАЯ СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ СОДЕРЖАНИЯ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

MUSEUM PRACTICE-A NECESSARY COMPONENT OF THE CONTENT OF TRAINING TEACHERS OF FINE ARTS

«История и методология художественного образования», «История и теория художественного образования», «Методика преподавания дисциплин изобразительного искусства» и другие учебные предметы художественно-педагогического цикла воспринимаются студентами более глубоко, если занятия осуществляются в залах и фондах музея изобразительных искусств. При этом возможны случаи нового, неожиданного прочтения давно известных произведений, как это произошло с картиной Г. Г. Мясоедова «На отдыхе».

Ключевые слова: музейная практика, изобразительное искусство, известные произведения, жизнь художника, неожиданное прочтение, художественно-педагогические дисциплины.

«History and methodology of art education», «History and theory of art education», «Methods of teaching fine arts» and other subjects of the artistic and pedagogical cycle are perceived by students more deeply if classes are carried out in the halls and funds of the Museum offine arts. At the same time, there may be cases of a new, unexpected reading of long-known works, as happened with the picture of G. G. Myasoedov «on vacation».

Keywords: Museum practice, fifine arts, famous works, artist's life, unexpected reading, art and pedagogical disciplines.

Непривычные для студентов интерьеры экспозиционных залов Орловского областного музея изобразительных искусств оказались той педагогической площадкой, которая не только позволила им овладеть основами художественно - педагогических дисциплин, но и дала возможность познакомиться с произведениями нашего великого земляка Первого художника - передвижника России Григория Григорьевича Мясоедова. Среди картин, которые оказались открытием для многих студентов, произведения Мясоедова вызывали у них особый интерес, так как он родился и вырос на этой земле, и многие его произведения были так или иначе связаны сродным краем.

Интересно то, что автор этой статьи, проводивший занятия со студентами художественно-графического факультета ОГУ имени И. С. Тургенева в залах музея, сам по-новому взглянул на работы Г. Г. Мясоедова, как бы впервые увидев их. Особенно привлекло его внимание небольшое полотно «На отдыхе». Он много раз его видел, фотографировал, писал о нём в книгах. И вот, взглянув на это изображение глазами студентов, педагог обнаружил в ней нечто новое. Последующие исследования подтвердили, что названная картина много лет таила в себе секрет - оказалась связанной с личной жизнью художника. Расскажу всё по порядку.

Сначала - несколько реальных фактов из семейной хроники Григория Григорьевича Мясоедова. Его взрослая семейная жизнь началась в 1861 году с помолвки и

женитьбы на Елизавете Михайловне Кривцовой (1836 - 1907). Художнику к тому времени исполнилось 27 лет. Супруга была на два года моложе.

Факт собственной помолвки Мясоедов отразил в одной из первых картин «Поздравление молодых в доме помещика» (рис. 1). Академия художеств наградила его за эту картину малой золотой медалью.

Рис. 1. Г. Г. Мясоедов. «Поздравление молодых в доме помещика». 1861 г. Государственный Русский музей. Санкт - Петербург.

Супруга художника - пианистка и педагог происходила из мелкопоместной дворянской семьи. Им принадлежало несколько небольших сёл и деревень в Тульской и Орловской губерниях [5, 174]. На выбор подруги жиз-

© Хворостов А. С. © Khvorostov A.S.

ни художника, во - многом, повлияло то, что природа наделила Мясоедова не только высоким даром художника, но и удивительной музыкальностью.

Так как Мясоедов всю свою жизнь самозабвенно любил музыку, не удивительно, что его спутницей на многие годы стала профессиональная пианистка. Она неплохо музицировала и иногда даже выступала на профессиональной сцене.

Сохранилось несколько портретов Елизаветы Михайловны Кривцовой (Мясоедовой) кисти Г.Г. Мясоедова. К примеру, в Тульском областном художественном музее хранится портрет Е.М. Кривцовой (71см. Х 58см.), написанный Мясоедовым незадолго до свадьбы (рис.2).

Рис. 2. Г. Г. Мясоедов 1834 - 1911.ПОРТРЕТ Е.М. Кривцовой 1861 г. Тульский музей изобразительных искусств.

В этом браке Мясоедов прожил около девятнадцати лет. После чего брак распался. Причиной расставания было отсутствие детей, что для столбового дворянина являлось серьёзным мотивом. Этот вопрос давно волновал Мясоедова. Недаром в 1865 году (через четыре года после свадьбы) он пишет картину «У чужого счастья» (Две судьбы. Материнское счастье. Семейное счастье) - рис. 3.

Но даже когда первый брак Мясоедова распался, он продолжал поддерживать с Елизаветой Михайловной дружеские отношения. Многое говорит о том, что расстались они интеллигентно, по-доброму, с обоюдного согласия. К примеру, в 1901 году (через двадцать лет после развода) Мясоедов написал её портрет, хранящийся в Тульском областном художественном музее.

В весенние и летние месяцы Мясоедов жил в Ялте на даче, принадлежавшей его бывшей супруге. Причём, это длилось больше двух десятков лет после того, как они расстались. К примеру, в феврале 1908 года в письме к своему другу, художнику А. А. Киселёву Мясоедов называет свой адрес: Ялта, Набережная, дача Кривцовой

(бывш. Мясоедовой)».

Следующий этап семейной жизни Г.Г. Мясоедова начинается примерно в 1880 году и связан с именем молодой художницы Ксении Васильевны Ивановой (1860

- 1899).

Вторая семья Г.Г. Мясоедова - это головная боль и камень преткновения для любого, кто пожелал бы объективно осветить этот период жизни художника. Документов и изображений, практически, нет. Письма, воспоминания, домыслы, догадки. Ясно одно,

- Мясоедов, как столбовой дворянин одного из древнейших родов России, не имел возможности обвенчаться с представительницей мещанского сословия К. Ивановой, ждавшей от него ребёнка. И Мясоедову, желавшему иметь наследника и сохранить свою вторую семью, пришлось непросто. Законы Российской империи всячески пытались поставить преграду на пути проникновения в сословие столбовых дворян лиц «неблагородного» происхождения. Всячески старались остановить всё, что вело к изменению социальной среды высших слоёв общества. Правительство стремилось закрыть путь в ряды родовитого дворянства выходцам из купечества, духовенства, мещанства и др.

Рис. 3. Г. Мясоедов. «У чужого счастья». 1865. Частное собрание.

Неравные браки столбовых дворян в их среде осуждались, так как считались несовместимыми с дворянским достоинством. Но Мясоедов нашёл приемлемый выход - родившегося сына объявил подкидышем и подал прошение на имя царя с просьбой разрешить ему этого подкидыша считать своим сыном. А его маму, художницу К. В. Иванову стал окружающим выдавать за кормилицу.

В ходе поисков материалов по второй семье Г. Г. Мясоедова внимание привлекла его небольшая картина «На отдыхе», датированная 70-десятыми - началом 80-х годов XIX века и находящаяся в экспозиции Орловского музея изобразительных искусств (рис.4).

Сюжет картины незамысловат - на опушке леса, в тени деревьев, сидя на пригорочке, читает книгу молодая женщина. Поза её спокойна. Состояние безмятежное. Оборки её длинной юбки разбежались по траве. Она, отдыхает, вся погружённая в содержание неболь-

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

шого томика.

Фоном для фигуры женщины служит высокое небо и скошенное хлебное поле. А сама она - вся в солнечных бликах и в окружении мелких, весёлых цветочков. Перед её лицом, на краю хлебного поля - целый букет. Это - стайка васильков, маков и ромашек - обычная оправа крестьянских полей.

Зелень в траве. Зелень в листве. Холодные рефлексы от светлого неба на складках одежды. Конец лета, но осень ещё не пришла. Тёплая земля и нет ни одного жёлтого листочка. Тщательно и старательно прописаны цветы и травы, сжатое поле, солнечные пятна, каждая складка на одежде и на переднем плане сумка для книги.

Нет сомнений, что художник писал эту картину с натуры на пленэре, с конкретного человека.

На полотне какой - то тихий милый праздник. И для самой женщины, и для художника, запечатлевшего эту сцену, и для зрителей. Смотришь и отвлекаешься от повседневной суеты.

И всё же, в этом полотне не всё так просто.

Наводит на размышление точка зрения, откуда художник смотрел, работая над фигурой женщины. Это не классические фас или профиль. И не обычный поворот в три четверти. Здесь фигура показана со спины и справа.

Почему такой странный ракурс фигуры? Что хотел этим необычным положением сказать художник?

Ничего.

Наоборот, он хотел что - то скрыть от зрителей. Скрыть, что женщина в положении, причём, как говорили в народе, - на сносях - на последних месяцах беременности. Чтобы это было менее заметно, художник выбрал такой необычный ракурс фигуры и вложил книгу в правую руку женщины. Рука согнута в локте. Локоть прижат к правому боку и скрывает её располневший стан. Этой цели служат и оборки на рукаве.

При внимательном осмотре фигуры вызывают вопросы очень широкое бедро сидящей и обозначенная тугими складками пола жакета, обтягивающая располневшую талию. Такие объёмы для молодой женской фигуры не характерны.

Чтобы проверить, не пустые ли это фантазии, автор статьи показал репродукцию картины врачам и медсёстрам Родильного дома Орловской области, расположенного в г. Орле по ул. 2-ой Посадской, 19. После внимательного рассмотрения, ими без сомнения было подтверждено, что изображённая на полотне молодая женщина не только в положении, но и близка к срокам родов. Отсюда и необычный ракурс фигуры, в попытке скрыть внешние признаки интересного положения изображаемой.

Что это нам даёт?

С психологической точки зрения женщина в таком положении вряд ли разрешит писать свой портрет случайному художнику. Мужу - другое дело. Его нечего стесняться. Наоборот, - ей есть чем гордиться и радовать его.

Рис. 4.

Это изображение написал сорокасемилетний живописец, ещё не имевший к тому времени наследника. В первом браке у него не было детей. И вот, для него праздник - у него будет ребёнок! И этот спокойный праздник создала ему женщина, нарисованная на картине. Она пышет здоровьем, и от неё художник ожидает иметь крепкого малыша. Мясоедов надеется, что это будет сын.

И надежды его сбылись....

А пока, он настолько боготворит её, что решает запечатлеть на полотне. Его умиляет в ней всё. Особенно привлекало лицо молодой женщины. Такое розовощёкое, такое созревшее, полное животворящей силы, как сама Мать - Земля! Недаром фоном для этой фигурки художник и выбрал созревшее хлебное поле. Оно уже отдало людям свой урожай. И художник видел, что и «урожай» женщины вот - вот созреет. Все признаки уже на лицо! А лицо это такое светоносное и лучезарное, что отбросило сочный рефлекс на внутреннее кольцо соломенной шляпки.

Где уж тут устоять живописцу !..

И он написал и зашифровал это изображение. И ему удалось это настолько, что почти сто тридцать лет никто так и не разгадал его секрета. Если бы это была посторонняя женщина, художник не предпринимал бы столько мер, чтобы скрыть очевидное. Созданное в 1881 году это камерное полотно так и не было при жизни художника показано им ни на одной из выставок. Мясоедов хранил и оберегал свою тайну.

Поэтому делаю вывод - на картине Г.Г. Мясоедова изображена, написанная с натуры Ксения Васильевна Иванова, вторая супруга художника, ожидающая ребёнка. Поскольку день рождения сына Г. Г. Мясоедова приходится на 30 сентября 1881 года [1, 15], можно с

уверенностью сказать, что изображение написано с натуры летом 1881 года. Хлеб уже скошен. Поэтому, по нашим представлениям на картине - середина или, скорее, конец августа. Думается, этим сроком и можно датировать данное полотно. А название картины могло бы звучать так: «На отдыхе. Портрет К.В. Ивановой - жены художника». Но художник это скрывал и в названии ограничился первыми двумя словами.

Обращает на себя внимание и семейка из четырёх липовых стволиков за спиной у героини картины.

Четыре стволика! Липовых!

Они могли случайно здесь вырасти и попасть в поле зрения художника. Но могли быть введены как то, чего ещё нет в реальности, но хочется, чтобы было. Липой в народе называли любой случай мистификации.

Не мечта ли это художника о количественном составе его будущей семьи? И ведь, действительно, был период, когда его семья насчитывала именно четырёх человек. Это было осенью 1891 года, когда к сыну Ване (ему к тому времени исполнилось десять лет) добавилась дочка Елена, о чём Григорий Григорьевич написал художнику П. А. Брюллову [6, 50]. Правда, в том же году она умерла, и упоминаний о ней в сохранившихся документах больше не встречается. И всё же, хоть на короткое время, но мечта художника осуществилась....

Что касается сына Вани, а мы называем его тем именем, которое постоянно встречается в письмах Г.Г. Мясоедова, он прожил долгую, полную приключений жизнь, которая привлекала внимание не только искусствоведов, но и беллетристов. В конечном итоге, он удостоился чести создания Фонда его имени в Княжестве Лихтенштейн, где он жил и работал с 1938 по 1953 годы [1, 33].

Первые строки, связанные с его существованием, находим у Мясоедова тоже в письме к П.А. Брюллову (от 10 декабря 1882 года). Ване было тогда чуть больше года.

Ваня никогда надолго не отрывался от отца. На протяжении всей последующей жизни Г. Г. Мясоедова он всегда был где-то рядом [7, 29].

Поскольку документов по второй семье Мясоедова практически нет, всё лишь домыслы и фантазии каждого из авторов, возьму на себя смелость высказать в связи с этим и свою точку зрения.

Опираясь на различные источники, воспоминания, отзывы, письма, делаю вывод, что второй брак у Г.Г. Мясоедова был гражданским, не освещенным церковью, и для многих окружающих неизвестным.

Мясоедов с Ивановой не венчались. И поэтому, когда появился на свет Ваня, Григорий Григорьевич стал держаться позиции, что мальчика ему подкинули. Вспомните, - это был Х1Х век, и понятия о морали были совершенно иными, нежели в наши дни. Поэтому, рождение внебрачного ребенка могло стать для молодой художницы нравственной катастрофой. Отсюда и представление её окружающим кормилицей, а не матерью ребёнка. Этой позиции Мясоедов был вынужден придерживаться и в дальнейшем. Иначе было легко стать

объектом пересудов, и тем самым подвести любимую женщину. Он, практически никому не открывался.

Григорию Григорьевичу было тяжело с ребенком на руках продолжать творческую жизнь. И прежде всего потому, что у него не было постоянного дома. Ещё в 1866 году, после смерти отца усадьбу в родовом имении унаследовал его старший брат Руфин. Дворяне Мясоедовы к тому времени были уже мелкопоместными, делить было уже нечего. И художник не стал претендовать на часть наследства.

Но вот у Мясоедова на руках маленький ребёнок. Казалось бы, в деревне, у родных малышу, пока не подрастёт, самое место. Однако отец не отдаёт его своим родственникам, а вынужденно «таскает» с собой. Почему? Возможно, причина та же - досужие разговоры, домыслы, сплетни и ухмылки родственников. Ведь они - столбовые дворяне! Мясоедовы!

В общем, ситуация слишком деликатная. И Григорий Григорьевич не только не привозит малыша на воспитание к родным в Паньково, но, похоже, вообще не оповещает их о его существовании.

Но ребенку нужна более или менее стабильная, оседлая обстановка и детская кампания. И Мясоедов принимает неожиданное решение - обращается с необычной просьбой к своему другу пейзажисту А.А. Киселеву, у которого было пятеро детей: взять к себе на время Ваню шестым ребёнком [3, 218-219]. Видимо, только эта семья - художника А.А. Киселёва - друга Мясоедова знала о его истинных отношениях с Ивановой, а также об их родстве с Ваней. Именно к ним и определил он малыша, когда самому с ним стало не вмоготу. С полгода Ваня жил в семье Киселёвых. Это было в конце 1886 -начале 1887 года [6, 54 - 55].

Затем отец поместил его в пансионат с интернатом. А с десятилетнего возраста Ваня обучается в реальном училище.

Несколько раньше, 12 марта 1888 года по определению Правительствующего Сената Григорию Григорьевичу Мясоедову дано разрешение на усыновление Ивана, до этого значившегося его воспитанником [1, 15]. Это была реакция на прошение академика Г.Г. Мясоедова на имя императора Александра III об усыновлении Ивана, якобы подкинутого ему 30 сентября и крещёного 7 октября 1881 года [2, 23].

Григорий Григорьевич сумел пройти через все эти испытания и к 1890 году его семья с К.В. Ивановой, наконец, восстановилась. Ваня - с ними. В начале 1890-х годов Г.Г. Мясоедов вместе с К. В. Ивановой и сыном Ваней поселились в имении Павлёнки под Полтавой. Мясоедов купил эту усадьбу по совету своего друга врача А.А. Волкенштейна.

Подробности семейной жизни Мясоедовых в Павлёнках находим в воспоминаниях В.С. Оголевца, который часто общался с Григорием Григорьевичем и бывал у него в гостях [4, 228].

Ваня проявлял способности к рисованию и его приняли в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В знак благодарности, Мясоедов дарит училищу

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

вариант-повторение своей картины «Косцы. Страдная пора».

На лето Ваня приезжает в Павленки, и, как и каждый представитель нового поколения, ценя свободу, живет во флигеле, в глубине усадьбы.

В Павлёнках и в Полтаве Григорий Григорьевич, еще полный сил, развил активную творческую и общественную деятельность. Но в его жизнь пришла беда - в начале 1899 года скончалась К. В. Иванова. Мясоедов пребывал в глубокой депрессии. Печальное событие совпало с его 65-летием. Друзья и коллеги: П.А. Брюллов, Н.Н. Дубовской, В. Е. Маковский, А.А. Киселев, К.В. Лемох поздравили Мясоедова с «полуюбилеем» и тем поддержали в трудное время.

Несколько лет он жил в одиночестве. Ваня рядом, но у него своя жизнь. Свой круг общения. Отец наблюдает за сыном, не вмешивается, а по возможности, - помогает. Ваня продолжает учиться. Ищет свой жизненный путь. Поступает в Академию художеств (рис. 5).

О новом периоде в жизни Мясоедова рассказывает В. С. Оголевец: «Мясоедов в Москве познакомился с семьей Васильевых, где его принимали, «удручая избытком любезности и угощения». Когда в начале 1904 года ему в связи с ушибом ноги потребовалась сиделка, 35-летняя Татьяна Борисовна Васильева стала за ним присматривать в Ялте, а вскоре переехала к нему в Полтаву в качестве хозяйки» [4, 230].

К Мясоедову возвращается спокойствие. Он ощущает достаточно энергии, чтобы начать новую большую картину из жизни А. С. Пушкина. Рядом, во флигеле работает Ваня. Он пишет свою программную работу для Академии художеств. Осенью 1907 года Мясоедов едет в Петербург заканчивать картину о Пушкине. Живёт и работает в квартире, выделенной ему как академику Собранием Академии художеств.

Ваня живет с ним и занимается в Академии, в мастерской художника-монументалиста Рубо.

Но вот картина о Пушкине завершена. Выставлена. Имела успех. Картину «за хорошие деньги» приобрёл коллекционер К.Т. Солдатенков. Мясоедов устал, но был счастлив.

Он возвращается в Полтаву. Ваня продолжает академические занятия, но на лето возвращается к отцу. Много работает. Г. Г. Мясоедов искренне хочет помочь сыну. И поддержка отца привела Ваню к успеху. За картину «Аргонавты» Академия художеств в 1909 году присудила ему Большую золотую медаль и пенсионерскую поездку за границу для творческой работы.

Г. Г. Мясоедов продолжает переписку с родственницей своей первой жены А. И. Кривцовой, откуда мы и узнаем новости о его жизни. Из письма от 24 мая 1911 года становится ясно, что Ваня Мясоедов, как в свое время его отец, находясь за границей, время от времени навещал родину и, конечно, отца в Полтаве, возвращаясь потом опять за рубеж. После очередного такого визита сына в 1911 году Г.Г. Мясоедов писал: «Ваня сегодня ночью в два часа поехал в Мюнхен, и я остался один.... Кругом меня мало кто есть, довольно пустын-

но», - заканчивает письмо старый художник [3; 164].

*

Таким образом, в ходе проведенного научного поиска был обнаружен прекрасный портрет Ксении Васильевны Ивановой, второй жены художника Г.Г. Мясоедова, написанный им самим. Одновременно уточнена дата создания портрета - лето 1881 года. В тоже время, отметён ряд спорных и, попросту, выдуманных положений, порочивших доброе имя этого прямого и честного человека.

Остаётся поблагодарить научный коллектив Орловского музея изобразительных искусств и его нынешнего директора Четверикову Светлану Анатольевну за предоставленную возможность поработать в залах и архивах музея.

Обладателем данного полотна орловский музей стал в 1961 году, когда был ещё в ранге картинной галереи. Картина была приобретена у известного московского коллекционера М.М. Музалевского. В 1989 году экспертиза Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И.Э Грабаря при Государственной Третьяковской галерее подтвердила принадлежность данного произведения кисти нашего земляка, основателя Товарищества передвижных художественных выставок Г.Г. Мясоедова.

И теперь вот такое неожиданное дополнение к известному полотну.

Мы уже не первый раз обращаемся к творчеству прекрасного живописца и нашего земляка [8], [9], и вновь находим удивительные факты.

Рис. 5. Иван Григорьевич Мясоедов - студент Академии художеств.

Библиографический список

1. Иван Мясоедов /Евгений Зотов. 1881 - 1953. Путь скитаний. - Берн. Изд-во Бентели, 1998. 263 с., ил.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Коваленко А. Жизнь - легенда // Художник, 1993. № 1-2.

3. Г.Г. Мясоедов. Письма. Документы. Воспоминания. М., 1972. / Сост. В. С. Оголевец- М, 1972

4. ОголевецВ.С. Вспоминая Г.Г. Мясоедова // В кн: Г.Г. Мясоедов. Письма. Документы. Воспоминания. М., 1972. с. 228.

5. Список населённых мест. По сведениям 1866 года: Орловская губерния. СПб. 1871. с. 174.

6. Хворостов А. С. Г. .Г. Мясоедов: известный и неизвестный. Орёл, 208 г. 249 с., ил.

7. Хворостов А. С. Григорий Мясоедов. 1834 - 1911. М.: АРТ - РОДНИК, 2012. 97 с., ил.

8. Хворостов А.С. Реальный образ Г.Г. Мясоедова // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2015. № 1. С. 363-367.

9. Хворостов А. С. Первый художник-передвижник // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2014. № 4. С. 321-331.

References

1. IvanMyasoedov/Evgeny Zotov. 1881 - 1953. Way of wandering. - Bern. Bentley publishing, 1998. 263 p., II.

2. KovalenkoA. the Life, the legend // the Artist, 1993. No. 1-2.

3. G. Myasoedov. Letters. Documentation. Memory lane. M., 1972. / Comp. V. S. Ogolevets-M, 1972.

4. Ogolevets V. S. Remembering G. G. Myasoedov / / in the book: G. G. Myasoedov. Letters. Documentation. Memory lane. M., 1972. p.228.

5. List of inhabited places. According to 1866: Orel province. SPb. 1871. Pp.174.

6. KhvorostovA.S. G .G. Myasoedov: known and unknown. Orel , 208 249 p., Il.

7. Khvorostov A.S. Grigory Myasoedov. 1834 - 1911. M: ART - RODNIK, 2012. 97 p., Il.

8. Khvorostov A.S. Real image gg Myasoedova // scientific notes of Orel state University. Series: Humanities and social Sciences. 2015. No. 1. Pp. 363-367.

9. Khvorostov A.S. First artist-Peredvizhnik // scientific notes of Orel state University. Series: Humanities and social Sciences. 2014. No. 4. Pp. 321-331.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.