Научная статья на тему 'Кураторство как фактор повышения успеваемости студентов университета'

Кураторство как фактор повышения успеваемости студентов университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
329
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кураторство как фактор повышения успеваемости студентов университета»

М. В. Мисюрёв

Кураторство как фактор повышения успеваемости студентов университета

Актуальность темы обусловлена тем, что современный этап развития системы образования является переходным и, как любой переходный период, обусловлен различными положительными и отрицательными явлениями. Согласно программе модернизации образования в России качество образования является основной целью. Однако на современном этапе студентам не важно само образование как цель, а главное - получение диплома, что в такой ситуации не может гарантировать качество его образования. Существует необходимость повышения мотивированности студентов к образованию как к процессу получения знаний, формирования активной гражданской позиции посредством усиления роли системы кураторства.

Проанализировав понятие успеваемости и факторов, влияющих на нее, мы пришли к выводу, что мотивация к обучению является одним из основных и что ее развитие является одной из первостепенных задач преподавателя (куратора). Одной из главных форм такой деятельности, на наш взгляд, является привлечение студентов к общественной жизни вуза и за его пределами, так как оно позволяет сделать это максимально быстро, всесторонне полезно как для самого студента, так и для вуза.

Очевидно, что этим должны заниматься кураторы учебных групп, положение о которых существует в каждом вузе. Все они имеют примерно общее содержание: в целях обеспечения единства обучения и воспитания, повышения эффективности учебновоспитательного процесса к каждой студенческой группе образовательного учреждения высшего профессионального образования прикрепляется куратор студенческой группы.

Куратором назначается наиболее авторитетный преподаватель, как правило, ведущий занятия в данной группе, или сотрудник учебного отдела, или отдела по воспитательной работе вуза.

В своей деятельности куратор руководствуется Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими деятельность образовательных учреждений высшего профессионального образования, Уставом образовательного учреждения высшего профессионального образования, Правилами внутреннего распорядка и иными локальными документами вуза.

316

Главная цель работы куратора - сплочение студенческой группы в коллектив на основе решения учебных задач, вопросов воспитания гражданской ответственности и патриотизма каждого студента.

Для достижения цели своей деятельности куратор решает следующие задачи:

• воспитывает уважение к закону, нормам коллективной жизни, развивает гражданскую и социальную ответственность как важнейшие черты личности;

• выявляет и развивает природные задатки и творческий потенциал каждого студента для реализации их в общении и деятельности;

• формирует самосознание и ценностное отношение студентов к жизни. Куратор приобщает студентов к системе культурных ценностей, отражающих богатство культуры своего народа, родного края, мировой культуры;

• формирует общечеловеческие нормы гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, профессиональной этики, милосердия, терпимости и т. д.), культуры общения;

• воспитывает положительное отношение к труду, деловитость, честность и ответственность в деловых отношениях;

• воспитывает и развивает потребность в здоровом образе жизни;

• направляет усилия на создание сплоченного коллектива группы, ведет работу по выявлению ее актива;

• способствует адаптации студентов к новой системе обучения, ориентации в правах и обязанностях, налаживанию доброжелательных отношений между преподавателями и студентами;

• формирует понимание общественной значимости будущей профессии и ответственности за уровень знаний.

Но возникает ряд проблем: во-первых, институт кураторства развит только в правовом поле и находит свое отражение в локальных актах вуза, которые копируют друг друга и принимаются только для отчетности; во-вторых, назначенный куратор не всегда способен вести такую деятельность, он может быть высокопрофессиональным специалистом или хорошим педагогом, но стать наставником отдельной группы не способен по разным причинам личностного или профессионального характера; в-третьих, часы кураторства, как правило, не оплачиваются, поэтому мало кто готов этим заниматься за «просто так»; в-четвертых, куратор, более или менее добросовестно отнесшийся к своему назначению, будет решать только два вопроса - посещаемость и успеваемость (оценки).

317

Как иллюстрацию вышесказанного приведём высказывание одного из преподавателей на форуме: «...у нас за кураторство доплачивают (периодически) и в обязанности куратора входит, помимо отслеживания посещаемости и успеваемости, "подготовка к внеучебным мероприятиям". Этот пункт раздражает больше всего - ну не режиссер я, и не певица, чтобы с ними к дебюту готовиться. Да и времени нет.» (www.aspirantura.spb.ru).

Также вызывает сомнение и формулировка, что «куратором назначается наиболее авторитетный преподаватель, как правило, ведущий занятия в данной группе, или сотрудник учебного отдела, или отдела по воспитательной работе института», так как наиболее авторитетный преподаватель, как правило, самый занятой, сотрудник учебного отдела оторван от учебного процесса и лишен возможности раскрыть способности студента на занятиях, а сотрудников отдела по воспитательной работе не хватит на все группы, да и претензии к ним можно предъявить как двум предыдущим. Получается, что кураторство - это нежелательная нагрузка для преподавателя, а если ему это в тягость, значит и результаты будут низкие.

Решение проблемы лежит, на наш взгляд, на поверхности: кураторов следует не назначать, а выбирать из желающих этим заниматься, имеющих задатки педагогические, личностные, организаторские, творческие. Заинтересованный куратор сможет «заразить» своей энергией курс и добиться активности студентов во всех сферах жизни вуза. Также необходимо ввести систему доплат за данную деятельность с возможностью дополнительных поощрений за существенные достижения студентов группы как в общественной деятельности, так и за высокую успеваемость. Тогда мотивированность преподавателей резко возрастет, так же как и количество желающих.

Нельзя забывать о том, что в такой деятельности, как вовлечение студентов к общественную жизнь вуза и за его пределами с целью повысить успеваемость, должны участвовать не только кураторы, но и сам вуз и его студенческий совет. То, насколько хорошо организована подобная деятельность в вузе и насколько хорошо работают органы студенческого самоуправления, влияет на сложность поставленной задачи перед куратором. Если по данному направлению не ведется никакой работы, то преподаватель (куратор) будет вынужден самостоятельно ее организовывать, что требует огромного количества сил и времени, и, конечно, лишь единицы способны в полной мере осуществить задуманное. В обратном случае задача куратора предельно проста - сориентировать студентов на занятия той деятельностью, которая уже существует в вузе, заинтересовать в ней, в содружестве со студенческим советом во-

318

влечь в нее, а дальше остается только контролировать посещаемость и успеваемость.

Второй вариант прост в осуществлении лишь в более крупных вузах, обладающих достаточным количеством оборудованных для разного рода деятельности помещений, финансовых средств и кадровых ресурсов. Для местных вузов это тяжело осуществимо, так как чувствуется нехватка всего вышеперечисленного, и тогда роль куратора в учебной группе резко возрастает.

Стоит отметить, что весь потенциал кураторства на данный момент не раскрыт и сама система мало изучена. Кураторство требует всестороннего исследования с учетом современного развития педагогической и психологической науки, реалий современного мира. Влияние кураторства на успеваемость студентов университета в частности и на качество профессионального образования в целом очевидна, однако при таком большом количестве факторов, влияющих на них (в том числе личностных), необходимо более глубокое изучение данного вопроса.

Е. В. Овчинникова

Образование мусульман: взгляды государственных деятелей Российской империи второй половины XIX - начала ХХ в.

Во второй половине XIX в. происходит присоединение к Российской империи обширных территорий, населенных мусульманами. Вследствие этого ислам становится предметом особого внимания в имперской политике самодержавия. Мусульманское население России стало настолько значительным, что к середине 60-х гг. XIX в. мусульмане стали второй по численности после православия конфессией в стране. В связи с этим на повестку дня встал вопрос о выработке целостной политики и организации системы образования в отношении мусульман России.

Е. И. Воробьева в своем диссертационном исследовании отмечает, что, признавая силу религиозных мусульманских убеждений, центральные власти Российской империи в конце XIX в. смотрели на «мусульманский вопрос» только как на религиозную проблему и не были склонны придавать ей политическое значение (Воробьева Е.И. Мусульманский вопрос в имперской политике Российского самодержавия: вторая половина XIX в. -1917 г. СПб., 1999). Согласно этим представлениям религиозные убеждения, если их не задевать, могли и не быть препятствием политике интеграции.

Гораздо более опасными в это время в политическом отношении в правительственных кругах считались национальные идеи, которыми

319

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.