УДК 378
РОЛЬ КУРАТОРА СТУДЕНЧЕСКОЙ ГРУППЫ В ОБЕСПЕЧЕНИИ КАЧЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
В ВУЗЕ
Матвеева И.А., 2017 магистрант кафедры педагогики ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»,
Волгоград
Аннотация: в статье рассмотрены функции куратора студенческой группы, обеспечивающие высокое качество организации образовательного процесса в вузе. На основе проведенного анкетирования студентов Волгоградского государственного социально-педагогического университета определены проблемные области в работе кураторов и обозначен возможный путь ее разрешения.
Ключевые слова: организация образовательного процесса в вузе, анкетирование, студенты, преподаватели, кураторство.
В процессе обучения студента в вузе возникает немало проблем, начиная с процесса его адаптации к новым условиям организации образовательного процесса в вузе, построения взаимоотношений одногруппниками, преподавателями и руководством факультета и вуза, до момента его успешного трудоустройства. Ключевой фигурой в этом процессе является куратор. Кураторство -это вид профессиональной деятельности вузовского преподавателя, связанный с педагогической поддержкой студентов учебной группы [2].
Работа куратора студенческой группы заключается в реализации следующих функций в обеспечении качества организации образовательного процесса в вузе:
- информационная, предполагающая своевременное информирование студентов об организации учебного процесса (расписание занятий, сессионный период, участие в научно-исследовательской работе и др.) и внеучебных мероприятиях вуза;
- организационная, заключающаяся в вовлечении студентов в учебную и общественную жизнь вуза, оказании содействия студентам группы в ходе участия в различных мероприятиях (конкурсы, олимпиады, спортивные соревнования и др.);
- коммуникативная, обеспечивающая поддержку благоприятного психологического климата в коллективе студенческой группы;
- контролирующая, предполагающая наблюдение за посещаемостью студентами занятий, степенью их участия в мероприятиях внеучебного характера; принятие оперативных решений, возникающих в жизни студенческой группы; оценивание и учет индивидуальных возможностей и потребностей каждого студента группы.
Высокое качество организации образовательного процесса в вузе — это высокая степень удовлетворенности студентов условиями, созданными для самореализации в процессе обучения в вузе. Своевременное получение объективной информации от студентов о качестве организации образовательного процесса позволяет выявлять проблемные стороны и вносить необходимые коррективы.
В декабре 2016 года мы провели анкетирование студентов о качестве организации образовательного процесса в вузе в Волгоградском государственном социально-педагогическом университете (ВГСПУ) на базе института иностранных языков [3].
В опросе приняли участие 376 студентов бакалавриата. Диагностическим инструментарием для проведения мониторинга послужила анкета, разработанная автором статьи на основе анализа опыта Центра мониторинга качества подготовки специалистов в ВГСПУ. Анкета содержала шесть блоков высказываний, направленных на выявление мнений студентов о качестве организации образовательного процесса в вузе: 1 блок - «Расписание занятий», 2 блок - «Учебные аудитории», 3 блок - «Библиотека», 4 блок - «Научно-исследовательская работа студента», 5 блок - «Учебно-производственные практики», 6 блок - «Работа деканата и кураторов студенческой группы».
Одна из выявленных нами проблемных областей по результатам анкетирования - это организация работы кураторов студенческих групп. Кураторами не ведется работа по взаимодействию с закрепленными за ними группами, студенты часто не знают к кому обратиться за помощью по организационным вопросам. Респонденты предлагают пересмотреть методы информатизации, а именно создать для каждого потока информационную группу Вконтакте или на edu.vspu. Таким образом, по мнению студентов, можно своевременно получать информацию об изменениях в учебном процессе и более продуктивно вести диалог между деканатом и старостами групп. Также респонденты высказали пожелания об организации круглых столов по различным темам, посвященным учебной и внеучебной деятельности [3].
Это объясняется тем, что в настоящее время кураторство в вузе не удовлетворяет предъявляемым требованиям. В большинстве случаев работа куратора ограничивается выполнением некоторых общепедагогических обязанностей и чаще всего осуществляется на основе интуитивного представления об организации воспитательной деятельности в студенческих группах и принятия решения на основе здравого смысла, без учета индивидуальных особенностей студентов [2].
А ведь именно куратор играет значительную роль в воспитательной работе вуза. И.Л. Васюков и А.Н. Волков считают, что воспитание студентов в учреждении высшего образования осуществляется в каждом из основных подразделений университета (кафедры, группы), проявляется в преобразовании сознания и поведения персонала (студентов, преподавателей, администрации) в соответствии с заданными нормами общества, государства и высшего образовательного учреждения на основе их сознательного принятия субъектом образовательного процесса, а также в создании условий и потенциал для его самореализации в различных сферах жизни: научной, культурной, общественной, спортивной и другой положительно направленной деятельности [1].
Для эффективной работы кураторов академических групп считаем необходимым декану факультета совместно с заведующими кафедрами разработать годовой план взаимодействия куратора и студентов для каждого курса с учетом его индивидуальных особенностей (например, на первом курсе студентам требуется большее внимание, нежели на старших курсах).
В этот план целесообразно включить следующие пункты:
- сбор различных сведений о студентах;
- ознакомление студентов с организацией учебно-воспитательного процесса в вузе;
- знакомство с нормативными документами вуза (Закон об образовании, Устав университета, Правила внутреннего распорядка), а также положениями о стипендиальном обеспечении, текущем контроле и др.
- содействие в адаптации студентов к вузовской системе обучения (на 1 курсе);
- посещение мероприятий, где участвуют студенты из закрепленных групп;
- установление контакта между администрацией, общественными организациями (профком), учебным персоналом вуза и студентами группы;
- контроль успеваемости и дисциплины группы;
- привлечение студентов к научно-исследовательской, общественной, спортивной, культурно -творческой деятельностями др.
Конечно, ответственность за все пункты плана должна лежать не только на кураторе, но и на активе группы, который избирается на первом курсе.
Работа кураторов должна регулярно обсуждаться на заседаниях кафедры и советах факультета. Согласно плану можно отслеживать эффективность работы кураторов и по итогам учебного года разрабатывать методические рекомендации и системы стимулирования.
Список литературы
1. Васюков, И.Л. Качество воспитательного процесса вуза как объект управления / И.Л. Васюков, А.Н. Волков // Проза.ру-http://www.proza.ru/2004/12/22-193.
2. Горшкова, М. А. Модель воспитательной деятельности куратора студенческой группы в педагогическом вузе: дис. канд. пед. наук / М.А. Горшкова. - Орехово-Зуево, 2011. - 163 с.
3. Матвеева И.А. Мониторинг мнений студентов о качестве организации образовательного процесса в вузе / И.А. Матвеева // Проблема человека в педагогических исследованиях: Сборник
научных статей Всероссийского симпозиума молодых ученых 26-28 апреля 2017 года - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2017. - С. 47-51.
УДК 378
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ: ОЖИДАНИЯ И РЕАЛЬНОСТЬ
Шамсутдинова Т.М., 2017 Башкирский государственный аграрный университет, доцент кафедры информатики и
информационных технологий, к.ф.-м.н., Уфа
Аннотация: в данной статье говорится о проблемах компетентностно-ориентированного подхода к системе высшего профессионального образования, дается определение профессиональной компетенции, рассматриваются ее компоненты. При этом профессиональная компетенция понимается как совокупности знаний, умений, навыков и личностных качеств студента, показывающих его готовность успешно работать и самосовершенствоваться в выбранной профессиональной среде. Далее рассматриваются проблемы оценки компетенций. Также говорится о роли электронной образовательной среды вуза в формировании и оценке профессиональных компетенций студентов.
Ключевые слова: высшее образование, Болонский процесс, профессиональная компетенция, оценка знаний.
Начало XXI века стало переломным моментом в истории российского высшего образования. В сентябре 2003 года Россия присоединилась к Болонскому процессу. Переход на двухуровневую модель образования (бакалавриат и магистратуру), реализуемый в рамках положений данного процесса, внес немало новшеств в традиционную академическую вузовскую среду. И можно сказать, что реформирование высшего образования в стране идет по сей день.
Компетентностный подход, закрепленный федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования поколений 3 и 3+, в корне изменил трактовку оценки достижений образовательного процесса. Обучаемые должны оцениваться с позиции освоения общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций. И что в итоге пока имеем? К сожалению, можно констатировать, что проблема разработки универсальной компетентностно-ориентированной методики оценки успеваемости студентов не имеет пока окончательного решения.
Исходя из современного понимания профессиональной компетенции студента как совокупности его знаний, умений и навыков, показывающих готовность и мотивированность успешно работать и самосовершенствоваться в выбранной профессиональной среде, можно сказать, что компетенция является составным, многокомпонентным понятием [1-2]. Данное понятие включает в себя и когнитивную компоненту, характеризующую теоретические знания студента, и практико -деятельностную компоненту, отвечающую за его умения и навыки, и профессионально-личностную, показывающие личностные качества студента в контексте работы в профессиональной среде - навыки работы в команде, желание совершенствоваться в выбранной отрасли, целеустремленность, ответственность, умение применять нестандартные, творческие подходы к решению задач и т.д.
Формирование профессиональной компетенции студентов при этом осуществляется в ходе аудиторных занятий, при самостоятельной работе, при прохождении учебных и производственных практик. Каждая профессиональная и общепрофессиональная компетенция затрагивает ряд учебных дисциплин и является междисциплинарной по своей сути. Из этого можно сделать вывод, что полная проверка профессиональных компетенций возможна только с позиции междисциплинарного подхода, что не всегда организационно выполнимо в ходе обычных лекционных и семинарских занятий. Корректнее было бы говорить об итоговом освоении компетенции, что проверяется средствами