БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности / К. А. Абульханова-Славская. - М.: Наука, 1980. - 335 с.
2. Беленцов, С. И. Влияние педагогических факторов на гражданскую активность школьников в России второй половины XIX - начала XX веков: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / С. И. Беленцов. - Курск, 2007. -42 с.
3. Каган, М. С. Культура и перестройка: нормы, ценности, идеалы / М. С. Каган. - М.: Политиздат, 1990. -315 с.
4. Лисовской, В. Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России / В. Т. Лисовской. - СПб., 2000. - 519 с.
5. Нам, М. В. Формирование социальной и гражданской активности старших школьников: дис. ... канд. пед. наук / М. В. Нам. - Уфа, 2006 - 178 с.
6. Ожегов, С. И. Словарь русского языка: ок. 7000 слов / С. И. Ожегов. - 23-е изд., испр. - М.: Изд-во «Русский язык», 1991. - 905 с.
7. Поликарпова, Е. П. Социальная активность как категория исторического материализма / Е. П. Поликарпова. - М., 1986. - С. 17.
8. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. В. В. Давыдов. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. - Т. 1. - 608 с.
9. Словарь русского языка: в 4 т. - М.: Русский язык, 1981. - Т. 1. - 696 с.
10. Таланчук, Н. М. Системно-социальная концепция школьного воспитания / Н. М. Таланчук. - Казань, 1991. - 22 с.
11. Филонов, Г. Н. Воспитание как социально-педагогический феномен. Стратегия развития / Г. Н. Таланчук. - М.: Гос НИИ семьи и воспитания, 2000. - 159 с.
12. Фролова, М. Е. Формирование гражданской активности будущих учителей в системе воспитательной работы педагогического университета: дис. ... канд. пед. наук. - Шуя, 2005 - 164 с.
13. Федеральная целевая программа «Молодежь России» на 2011-2015 годы.
УДК 159.9+378 ББК 88.411.9
Л. Я. Жилина
КУРАТОРСТВО КАК ФОРМА ПЕРЕДАЧИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОПЫТА
Аннотация. В статье представлен опыт работы куратора в процессе профессиональной подготовки будущих педагогов-психологов.
Ключевые слова: кураторство, педагогическая поддержка, профессиональное образование, профессиональное становление.
L. Ya. Zhilina
COACHING AS A FORM OF PROFESSIONAL EXPERIENCE TRANSFER
Abstract. The article provides a coach experience in professional training of future educational psychologists.
Key words: coaching, pedagogical support, professional education, professional formation.
Важное место в процессе профессиональной подготовки будущего педагога-психолога занимает воспитательная деятельность, осуществляемая через институт кураторства. Вчерашний школьник, приходя в вуз, сталкивается с совершенно новой для него системой образования во всех отношениях. Эта система отличается от школьного обучения и организационно, и методически, и содержательно, и по своим основным целям и направлениям. Учеба в вузе, получение высшего образования в условиях неопределенной рыночной экономики современной России перестали быть одним из главных привлекательных этапов в становлении жизненного и профессионального начала молодых людей, прежде всего, по причине низкого материального обеспечения после окончания вуза. Даже сделав выбор, они еще не решают для себя окончательно, кем все-таки быть. По этой причине выбор вуза, а по существу профессии, теряет былую конкретику, главное - получить высшее образование, а в каком вузе - часто имеет второстепенное значение. Именно с таким настроением многие поступают в вузы, руководствуясь преимущественно доступностью поступления. Наш вуз в этом отношении не является исключением. Поступив в него, некоторые студенты не ставят своей задачей получить профессию. Главной целью становится приобретение диплома. Это одна из первопричин снизившейся успеваемости студентов и небывалого роста числа отчисляемых за неуспеваемость.
Одним из первых официальных документов российской высшей школы, посвященных кураторской работе, является Инструкция для кураторов Томского технологического института, утвержденная в 1903 г. императором Николаем II. В ней была обозначена основная функция куратора «ходатайствовать перед академическими органами об удовлетворении уважительных и в законных формах заявленных нужд и потребностей студентов, ... а также заботиться об удовлетворении духовных и материальных потребностей студентов, ... в том числе устройства научных и литературных кружков, учреждения кружков для занятий искусствами, физическими упражнениями, организации студенческих библиотек и читален, столовых, чайных, кассы, приходить студентам на помощь при искании дешевых и здоровых квартир» [1].
Прошло более ста лет, но надобность в работе куратора не отпала, а, наоборот, скорее возросла. Наблюдая ежегодно за студентами и невольно сравнивая разные поколения студентов, многие преподаватели отмечают возрастающий инфантилизм современных молодых людей. Многолетний опыт нашего вуза показывает, что кураторство - это незаменимая и эффективная система взаимодействия преподавателей и студентов. Она позволяет решать многие задачи, в том числе оказывать студентам помощь в учебе и других возникающих проблемах, передавать молодежи жизненный опыт, знания и традиции, оказывать определенное воздействие на их мировоззрение и поведение.
Личность студента - целостная самоорганизующаяся система, более устойчивая, чем личность школьника, однако считать личность студента законченной формой еще рано, т.к. психосоциальное развитие продолжается. Таким образом, личность студента можно рассматривать как еще нуждающуюся в управлении со стороны педагогов, т.к. многие качества еще продолжают возникать и развиваться, у многих студентов психологический возраст намного отстает от физиологического. Это проявляется в том, что молодой человек не всегда осознает ответственность за собственную жизнь, его не интересуют собственные личностные смыслы, он склонен попадать под дурное влияние. Такие студенты требуют контроля и внешнего управления со стороны педагогов. У многих еще требуют развития социальная и гражданская позиция, коммуникация, творческие способности, самовыражение и т.д. Студент продолжает развиваться как субъект учебной деятельности, и его роль активного участника собственного образования еще не до конца осознана. Следовательно, кураторство предполагает такую педагогическую поддержку, которая необходима даже взрослым.
Профессиональная роль куратора предполагает сплав индивидуальных, личностных, собственно субъективных качеств, адекватность которых способствует успешному выполнению профессиональных обязанностей и влияет на стиль исполнения роли куратора.
Что следует понимать под профессиональным образованием и профессиональным воспитанием в вузе?
Профессиональное образование - это процесс формирования и развития установок, а также знаний, умений и навыков для занятий определенной профессией.
Профессиональное воспитание есть деятельность по управлению процессом индивидуально-личностного и профессионального становления человека, включающая освоение норм общества и профессии (нормативный аспект профессии); творческое саморазвитие (смысловой аспект профессионального воспитания), профессионально-личностное самоутверждение (ценностно-деятельностный аспект), т. е. управление процессом профессионального становления будущего педагога-психолога и есть профессиональное воспитание [2].
Содержание профессионального воспитания включает в себя создание социокультурной воспитательной среды (от оформления аудиторий до соблюдения традиций, образа жизни и поведения); создание условий для самовыражения (научно-исследовательского, общественно-полезного, культурно-досугового, спортивного и пр.); создание условий для коммуникации и взаимодействия (дискуссионные встречи, клубы, конференции, культурное общение и пр.) [2].
Не секрет, что в девяностые годы прошлого столетия во многих вузах учебно-воспитательная работа со студентами не была приоритетным направлением. На факультете психологии и социальной педагогики Таганрогского государственного педагогического института кураторская работа велась всегда и фактически не прекращалась даже в те годы, когда была официально отменена. Все это время мы стремились сохранить свои лучшие традиции и учесть в работе новые реалии.
Куратор студенческой группы является ключевой фигурой в вертикальной системе учебно-воспитательной работы факультета: выпускающая кафедра начинает работать со своими студентами с первого курса. Приняв группу на первом курсе, куратор доводит ее до защиты диплома, а нередко поддерживает связи с выпускниками еще долгие годы.
Формы кураторской работы со студентами различны. Работа по адаптации студентов первого курса в вузе является одной из важнейших и в определенной мере определяет дальнейшую судьбу студента. Схема изучения личности и коллектива студентов представлена в таблице 1.
Таблица 1
Изучение куратором личности и коллектива студентов
Содержание диагностики Методы исследования Использование полученных данных
Состав группы: количественный, половозрастной, социальный Изучение документации, анкетирование При планировании воспитательной работы, организации коллективных творческих дел
Межличностные отношения Социометрия, анкетирование При составлении характеристики
Интересы и увлечения Анкетирование, тестирование, индивидуальные беседы При планировании, для организации мероприятий
Актив Наблюдение, индивидуальные беседы со студентами, преподавателями Для улучшения работы органов самоуправления
Общественное мнение Анкетирование, тестирование, индивидуальные беседы Для совершенствования воспитательной работы в группе
Возрастные особенности студентов Изучение соответствующей литературы, наблюдение Для работы с родителями студентов
Студенты «группы риска» Наблюдение, индивидуальные беседы с преподавателями, родителями Для предупреждения возможных негативных поступков
Изучая студенческую группу, куратор выступает активным фактором воздействия на студента: на базе полученных диагностических данных подсказать, над чем конкретно следует работать студенту, чтобы он стал полноценным специалистом; постараться сгладить негативные стороны проявления некоторых черт характера; сориентировать студентов на достижение реальных целей; научить их объективно оценивать свой потенциал.
В то же самое время куратор помогает студентам в трудных обстоятельствах, показывая возможные пути решения проблем.
Первая проблема, с которой сталкивается студент - это проблема адаптации к обучению в вузе. Вхождение молодых людей в систему вузовского обучения, приобретение ими нового социального статуса студента требуют от них выработки новых способов поведения, позволяющих им в наибольшей степени соответствовать своему новому статусу. Такой процесс приспособления может проходить достаточно длительное время, что может вызвать у человека перенапряжение, как на психологическом, так и на физиологическом уровнях, вследствие чего у студента снижается активность и он не может не только выработать новые способы поведения, но и выполнить привычные для него виды деятельности.
Специфика процесса адаптации в вузах определяется различием в методах обучения и в его организации в средней и высшей школах, что порождает своеобразный отрицательный эффект - дидактический барьер. Первокурсникам не достает различных навыков и умений, которые необходимы в вузе для успешного овладения программой. Приспособление к новым условиям требует много сил, из-за чего возникают существенные различия в деятельности и результатах обучения в школе и вузе.
Известно, что процесс адаптации к обучению в вузе - явление весьма сложное, многогранное, завершающееся к концу третьего курса. Выделяют две стороны социальной адаптации студентов:
• профессиональную адаптацию, под которой понимается приспособление к характеру, содержанию, условиям и организации учебного процесса, выработка навыков самостоятельности в учебной и научной работе;
• социально-психологическую адаптацию - приспособление индивида к группе, взаимоотношениям в ней, выработка собственного стиля поведения [3].
Социально-профессиональную адаптацию принято рассматривать в трех аспектах:
1) медико-биологический аспект (результат приспособления организма индивида и его психики к условиям профессиональной деятельности и общения);
2) психолого-педагогический аспект (процесс социализации индивида в труде и результат этого процесса);
3) социологический аспект (особый этап жизненного пути молодого человека, совпадающий по времени с окончанием обучения в системе народного образования и началом профессиональной трудовой деятельности).
Профессиональная адаптация - предпосылка активной деятельности и необходимое условие ее эффективности. В этом заключено положительное значение адаптации для успешного функционирования индивида (студента) в той или иной социальной роли [3].
Различают три формы адаптации студентов-первокурсников к условиям вуза:
• адаптация формальная, касающаяся познавательно-информационного приспособления студентов к новому окружению, к структуре высшей школы, к содержанию обучения в ней, ее требованиям к своим обязанностям;
• адаптация общественная, то есть процесс внутренней интеграции (объединения) групп студентов-первокурсников и интеграция этих же групп со студенческим окружением в целом;
• адаптация дидактическая, касающаяся подготовки студентов к новым формам и методам учебной работы в высшей школе.
Для успешной адаптации необходимым является проявление активной позиции, которая должна быть не только у преподавателя, но и у студента, то есть должна быть совместная деятельность. Студент должен сам находить и выбирать для себя способы и пути достижения той или иной образовательной цели, а преподаватель - создавать для этого условия.
Именно на первом курсе формируется отношение молодого человека к учебе, к будущей профессиональной деятельности, продолжается «активный поиск себя». Даже отлично окончившие среднюю школу молодые люди на первом курсе не сразу обретают уверенность в своих силах. Первая неудача порой приводит к разочарованию, утрате перспективы, отчуждению, пассивности.
Адаптация студентов педагогического вуза заслуживает особого внимания. Проблема адаптации молодежи более актуальна, когда речь идет о будущем учителе. Именно от того, как подготовлен молодой специалист, зависит уровень его профессионально-педагогической деятельности, а, следовательно, уровень подготовки и развития его учеников.
В настоящее время проблема адаптации студентов на начальном этапе профессионально -педагогической подготовки занимает одно из значимых мест в педагогической науке и практике. Это обусловлено тем, что система образования высшей школы оказалась не подготовленной к трансформациям общественно-политической жизни, когда одни только знания в традиционном понимании не могут выступать в качестве средства успешной адаптации вчерашних школьников.
Также проблема адаптации может быть обусловлена тем, что мотивы выбора профессии педагога будущими студентами были отнюдь не педагогические. Адаптация проходит наиболее успешно у студентов первого курса, выбравших профессию по педагогическим мотивам.
В связи с такими причинами адаптация первокурсников может вызывать множество трудностей у студентов непосредственно педагогического вуза как общего характера (трудности, одинаковые для студентов разных факультетов), так и трудности, характерные по своей специфике конкретно для какого-то одного факультета.
Замечено, что чем лучше студент понимает, зачем и для чего ему могут понадобиться знания для будущей работы, тем лучше он учится. Результаты исследований свидетельствуют о том, что уровень представления студента о профессии (адекватно - неадекватно) непосредственно соотносится с уровнем его отношения к учебе: чем меньше студент знает о профессии, тем ниже у него отношение к учебе.
Недостаточная информированность студентов о содержании их будущей профессии связана с тем, что, во-первых, слабо освещается необходимость общества в работниках педагогической сферы; во-вторых, низкий социальный уровень (статус) педагогов; в-третьих, невысокий престиж самой профессии в современных социально-экономических условиях.
С помощью кураторских часов мы не только помогаем первокурсникам правильно сориентироваться в новой для них обстановке, но и стремимся к тому, чтобы студенты стали патриотами своего факультета и кафедры, впитали в себя богатые традиции вуза.
Забота куратора - оказать необходимую помощь в проблемах, возникающих в общежитии: расселение и обустройство студентов, организация их самостоятельной работы и досуга, разрешение нестандартных ситуаций.
Еще одна забота кураторов - это помощь больным и нуждающимся студентам. Кураторы совместно со студенческим профсоюзом и деканатом выявляют таких студентов и оказывают им различные виды поддержки (социальная стипендия, путевки в летний оздоровительный лагерь, материальная помощь и др.).
В обязанности куратора традиционно входит анализ итогов экзаменационных сессий и контроль за текущей успеваемостью студентов как по итогам контрольных срезов, так и по текущей информации преподавателей, ведущих занятия в группе. По итогам контрольных срезов проводятся собрания в группах, беседы с отстающими студентами, в необходимых случаях оповещаются их родители. Эти меры приносят определенный положительный эффект. Практика показывает, что значительная часть неблагополучных студентов исправляет положение и успешно сдает сессию.
Основной эффект контрольные недели дают на первых двух курсах. На старших курсах обычно меняются приоритеты учебной работы кураторов. Большее внимание кураторы уделяют сильным студентам, привлекая их к работе в СНО, к участию в научных семинарах и конференциях. Именно куратор, преподаватель выпускающей кафедры, первым пытается разглядеть в своих студентах на первом, втором, третьем курсах будущих специалистов, и часто под его руководством они делают свои первые шаги в науке. Стимулами для привлечения студентов в СНО служат публикации тезисов студенческих докладов, присуждение именных стипендий студентам.
Помощь студентам в трудоустройстве еще одно новое и очень ответственное направление работы кураторов. Известно, что работодатели предъявляют весьма высокие требования к молодым специалистам. В этой связи задача кураторов - правильно сориентировать студентов, учитывая ситуацию на рынке труда. С учетом этого кураторы и ведут свою работу. Они объясняют студентам, начиная с первого курса, требования, которые предъявляют работодатели, помогают студентам освоить навыки самостоятельной работы, изучить компьютерные технологии, вовлекают их в СНО, помогают выбрать направление будущей деятельности.
Немало делают кураторы для всестороннего культурного развития студентов. Нередко они открывают новые таланты, которые пополняют творческие коллективы, помогают и подсказывают студентам, как интересно и с пользой провести свободное время. С помощью кураторов проводится большое число экскурсий по Таганрогу и его окрестностям, осуществляется посещение музеев, выставок, театров, концертных залов. Нельзя не сказать и о таких формах воспитания, как экскурсии по историческим местам. Особое место отводится куратору студенческой группы в становлении профессиональной нравственной культуры будущих педагогов-психологов.
Реальное становление рыночных отношений в обществе сопровождается сложным и многогранным процессом адаптации молодого поколения к среде обитания во всех ее проявлениях: в экономической жизни, в сфере творчества, деловой активности и межличностном общении, при столкновении с действиями власти [3].
Действительным средством формирования профессионально-нравственной культуры является работа куратора по побуждению участия студентов во внеучебной работе в любом направлении. Постоянная, систематическая занятость в различных формах внеучебной работы позволяет выработать некоторые профессиональные качества будущих педагогов-психологов, соответствующие новому уровню требований культуры:
• проведение любого внеучебного мероприятия требует четкости, разработанности, умения проявлять инициативу, принимать решения;
• возникновение альтернативных предложений, их обсуждение, поиск наиболее приемлемого варианта неизбежно вызывает споры, противостояние мнений, - отсюда необходимость выработки навыков разрешения конфликтных ситуаций, умения находить компромисс, аргументировать свою точку зрения;
• внеучебная работа требует от студента высокой личной организованности, умения распределять свое время таким образом, чтобы получить удовлетворение от проведения мероприятий с наименыними потерями, не снижая качества обучения;
• выработка концепции внеучебного мероприятия, разработка плана его реализации, методов и способов проведения мероприятия в значительной мере приучают к творческому отношению к порученному делу. Момент творчества не только имеет самостоятельное значение, но и развивает личность, служит стимулом активной деятельности;
• реализация любого мероприятия по внеучебной работе развивает организационные способности: умение найти необходимых людей, создать условия для их слаженной работы. Кроме того, анализ ошибок и упущений, сделанных во время подготовки и проведения мероприятия, дает необходимый опыт объективного отношения к оценке результатов своей деятельности;
• подготовка и проведение внеучебных мероприятий, входящих в план внеучебной работы, заставляет студентов вырабатывать в себе такие качества, как обязательность, ответственность, дисциплинированность; успех любого дела зависит от четкой взаимосвязи и взаимозависимости участников мероприятия, от того, насколько они могут надеяться друг на друга;
• совместная творческая работа развивает в участниках дух коллективизма (корпоративности), здорового и позитивного патриотизма, которые основаны на объективной оценке их деятельности со стороны окружающих. Чувство локтя, единства с товарищами приносит глубокое моральное удовлетворение. Кроме того, заслуженная и обоснованная гордость за результаты своего труда и труда своих товарищей значительно сказывается на чувстве собственного достоинства - это является немаловажным фактором для самоутверждения личности.
Вышесказанное не означает, что некоторые из профессиональных качеств, указанных выше, вырабатываются только при участии студентов во внеучебной работе. Конечно, нет, - в учебном процессе эти черты специалистов тоже развиваются; однако следует признать, что эффективность приобретения любых навыков зависит от формы: активной и пассивной. А в этом смысле
внеучебная работа - форма активная и, следовательно, результативная. Идеален вариант, когда куратор не только стимулирует участие во внеучебной работе, но и проявляет действительный интерес к ее результатам, более того, сам участвует в этой работе.
В этом направлении активно работают созданные кураторами на базе кафедры педагогики и психологии личности Клуб юного психолога и Клуб студенческих инициатив. Указанные выше формы работы способствуют привлечению студентов к работе кафедры: студенты активно участвуют в ее жизни, вовлечены в творческий научный процесс, вместе с преподавателями переживают все кафедральные события, участвуют в жарких дебатах по трактовке различных исторических, политических, экономических событий в жизни нашей страны.
Разумеется, сфера деятельности кураторов не ограничена выше рассмотренными направлениями работы.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Мартынова, М. Д. Управление процессом профессионального и культурного становления студентов через институт кураторства // Университетское управление: практика и анализ. - 2004. - № 5-6 (33). - С. 104-106.
2. Режим доступа: http://vspu.ru/students/institut-kuratorstva.
3. Режим доступа: http://www.tpu.ru/html/k-role.htm.
УДК 373 ББК 74.00
Е. Ю. Занкова, Е. В. Ящук
ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Аннотация. В статье обосновывается изменение функций преподавателя в связи с изменившимися потребностями общества. Приводится перечень компетенций современного преподавателя, обладающего информационной культурой. Рассмотрены информационные и коммуникационные технологии, которые позволяют преподавателю сочетать традиционный и инновационный формат подготовки и проведения занятий.
Ключевые слова: информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), электронное обучение, E-learning, информационная культура, компетенции.
E. Yu. Zankova, E. V. Yaschuk
FORMING OF INFORMATION CULTURE OF MODERN HIGH SCHOOL TEACHER
Abstract. Variation of teacher's functions within the changed demands of a society is proved. The list of competencies for a modern teacher possessing an informational culture is provided. Informational and communicational technologies that allow the teacher to combine traditional and innovative approaches to preparing and conducting a lesson are considered.
Key words: informational and communicational technologies, electronic education, E-learning, informational culture, competencies.
Образованию, как зеркалу развития общества, постоянно приходится реагировать на последние достижения в области науки и техники и подвергаться качественным изменениям. Появляются новые программные продукты, меняются запросы общества, совершенствуются технологии - все это формирует новые знания, которые, в свою очередь, порождают новые информационные технологии. Процесс бесконечен, и задача образования - умело и разумно реагировать на эти изменения и соответствовать потребностям современного общества. По мнению ученых, XXI век входит в историю человечества как век информационных технологий, и именно им суждено стать движущей силой преобразований в экономике, бизнесе и образовании.
Вышеперечисленные факторы определяют актуальность вопроса внедрения информационных и коммуникационных технологий в образовательный процесс и формирования информационной культуры преподавателя.
Появление в системе современного образования новых тенденций и технологий, таких как:
- переход на ФГОС третьего поколения, в которых предусмотрено увеличение часов на самостоятельную работу;
- внедрение в образовательный процесс дистанционных технологий и e-learning;
- появление понятия «открытого образования»;