О. Г. КОРОТОВА КУЛЬТУРОСОЗИДАЮЩАЯ ФУНКЦИЯ УНИВЕРСИТЕТА В ПРОСТРАНСТВЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
Ключевые слова: университет, культура, региональная культура, социокультурное пространство, культуросозидающая функция
Key words: University, culture, regional culture, socio-cultural space, culture creating function
«Эпоха перемен» в России затронула не только сферу политики и экономики, но и основание культуры: ее коды, вектор развития, роль культурных институтов, в том числе университетов. Отсутствие национальной идеи, вестер-низация российского общества, процессы глобализации и перехода к обществу потребления значительно изменили облик отечественных вузов, постепенно утрачивающих роль интеллектуально-культурных центров, генераторов духовных ценностей и становящихся поставщиками жестко оговоренных заказчиком (студентом, работодателем) образовательных услуг, центрами формального образования, которые выдают необходимые для карьеры или повышения социального статуса документы.
Прагматизация и дегуманизация образования, которые идут под лозунгами развития инновационной составляющей университетов и их оптимизации, на наш взгляд, также являются важными факторами, меняющими их культуро-созидающую функцию. В связи с этим актуален вопрос изучения стратегии и тактики университета в современном региональном пространстве, его роли, основных тенденций и механизмов влияния на культурный ландшафт региона.
Существует много работ, затрагивающих проблему взаимосвязи университета и культуры, но они, как правило, посвящены отдельным ее аспектам (миссия университета в региональном образовательном пространстве, культурная миссия университета, университет как центр интеллектуальной культуры и др.), но не целостному культурологи-
КОРОТОВА Ольга Геннадьевна, преподаватель кафедры иностранных языков для естественно-научных и инженерных специальностей Национального исследовательского Мордовского государственного университета.
ческому анализу этого феномена как системообразующего социально-культурного фактора регионального пространства.
Отвечая на вопрос «Является ли высшее образование чем-то большим, чем „профессионализация" и „исследование"?», Х. Ортега-и-Гассет подчеркнул, что исторически важно вернуть университету его главную цель — «просвещение» человека, которая выражается в приобщении его к культуре времени, открытии перед ним мира, в котором «человек должен так организовать свою жизнь, чтобы обрести подлинность»1.
Университет и регион влияют друг на друга. Это взаимовлияние весьма глубоко, поэтому некоторые исследователи говорят об университете как градообразующем факторе2.
Основными аспектами культурообразующей функции университета в развитии региональной культуры являются формирование профессиональных, этических и эстетических качеств личности обучающихся; развитие интеллектуальной активности населения, формирование и преумножение различных видов элит; сохранение и развитие общенациональных и этнических культурных традиций; интернационализация, включение в глобальные образовательные процессы, а также преодоление регионального провинциализма, обособленности от центра, замкнутости.
Образовательный аспект культурообразующей функции университета заключается в приобретении знаний, профессиональных компетенций, определенных соответствующими программами и стандартами. В отечественной традиции его реализация всегда имела приоритет перед другими. С этим аспектом тесно связана исследовательская работа, нацеленная на подготовку специалистов, ориентированных на создание новых знаний, технологий и структур, которые определяют будущее современного общества. Роль образовательного аспекта существенно возрастает в вузах, получивших федеральный и национально-исследовательский статус, например, Мордовский государственный университет, который работает по двум приоритетным направлениям развития — «Энергосбережение и новые материалы», «Фундаментальные и прикладные исследования в области финно-угроведения».
Успешная реализация образовательной составляющей выпускниками вуза должна способствовать повышению их про-
фессиональной и социальной мобильности и, следовательно, устойчивому развитию региона. Включение в инновационную деятельность формирует у выпускника не только умения, но и установку на поиск решения исследовательских задач, которая в условиях конкретного региона может произвести положительный социальный и экономический эффект. В идеале университетская культура призвана соединять профессиональные компетенции с духовными ценностями и смыслами, формировать специалиста, являющегося активным субъектом культуры.
Отметим, что ориентация на инновационную составляющую деятельности университета в российских условиях сопровождается явным перекосом в сторону дегуманизации образования. Это выражается в сокращении бюджетных мест на гуманитарные специальности, уменьшении доли преподавания гуманитарных дисциплин у студентов технического и естественно-научного профиля. Прагматизация образования, проводимая государством в последние годы и объясняемая требованиями рынка, нуждается, на наш взгляд, в серьезной корректировке, так как она противоречит традициям отечественного образования и не способствует формированию гармонически развитой личности. То же самое следует сказать и о воспитательном аспекте культурообразующей функции университета, который проникает во все виды деятельности студента во время обучения.
Главная цель реализации культуросозидающей функции университета состоит в формировании такого социального слоя, который, вобрав в себя определенные знания, навыки и умения, потенциально может стать региональной технократической, административной, творческой, педагогической и бизнес-элитой. В идеале этот слой в будущем должен вывести регион на более высокий уровень экономического, технологического и информационного развития, обеспечить надежное функционирование сферы материальной и духовной культуры, развить идеи гражданского общества благодаря своей высокой интеллектуальной и общегуманитарной активности.
Мордовский государственный университет, по утверждению Н. И. Ворониной, «обладает определенным культурно-историческим пространством (своего рода информационной средой)»3. Отметим, что по отношению к региональной
культуре мы будем использовать подход О. Б. Фоминых, которая определила ее как специфическое социокультурное образование, характеризующееся не только внешними признаками (пространственная локализация, территориальная соотнесенность с ядром национальной культуры), но и внутренними особенностями (местные традиции, система ценностей, специфика мировосприятия, осознание своей принадлежности к региональному сообществу, восприятие территории как необходимого условия для существования этого сообщества, создание специфического, регионального культурного стиля и (или) формирование местных видов искусства и народного художественного творчества)4.
Мордовия расположена близко к столице России и нескольким мегаполисам, олицетворяющим ядро российской культуры (Нижний Новгород, Самара). Этот факт, с одной стороны, заставляет местный университет в определенной мере конкурировать с другими вузами, с другой — облегчает процесс учебной, профессиональной и культурной коммуникации с историческими научными и образовательными центрами.
Спектр специальностей и направлений подготовки (в контрольном плане приема на 2012/13 учебный год их предусмотрено около сотни) весьма широк. Только в реализации ПНР-2 участвуют информационно-ресурсный центр «Наследие финно-угорских народов»; три научно-исследовательских лаборатории: этносоциологических исследований финно-угорских народов России и заруб ежья (НИИ регио-нологии), «Финно-угристика» (филологический факультет) и финно-угорской культуры (Институт национальной культуры); две учебно-научные лаборатории: «Этноправоведение» (юридический факультет) и народного художественного творчества (Институт национальной культуры); несколько индексируемых журналов («Вестник Мордовского университета», «Гуманитарий», «Регионология», «Финно-угорский мир» и др.); более десяти действующих диссертационных советов; сам статус национального исследовательского университета5. Все это говорит о том, что Мордовский государственный университет соответствует требованиям ведущего научно-методического центра.
В этом социокультурном пространстве университет становится не только важнейшим образовательным ресурсом,
но и культурной доминантой, символом. Он концентрирует ценности, идеалы и противоречия общества, влияет на темпы его социокультурной динамики, структурирует значительную часть культуры региона. Университет качественно изменяет культурное пространство, в котором существует, дает ему импульс к совершенствованию по направлению к высоким идеалам образованности, широте мировоззрения, гуманизму, ответственности и научной этике.
Формально Мордовский государственный университет (включая филиалы) территориально ограничен тремя городами (Саранск, Рузаевка, Ковылкино), располагающимися на территории Республики Мордовия. Однако его региональный статус в последние годы стал более высоким за счет активной работы среди потенциальных абитуриентов из мокшанской и эрзянской диаспоры, проживающих в Самарской, Пензенской, Нижегородской, Ульяновской областях, республиках Татарстан и Чувашия. Для профориентацион-ной работы с диаспорой университет организует выездные бригады из преподавателей и студентов творческих специальностей; использует печатные материалы, размещает рекламу в региональных СМИ; проводит дни мордовской культуры (как правило, в местах компактного проживания мордвы), тематический конкурс «Я выбираю Мордовию». Такая активная агитационная работа в совокупности со значительным улучшением материальной базы университета дает свои положительные результаты6.
Наряду с глобальными образовательными и научными тенденциями, затронувшими Мордовский государственный университет в связи с его интеграцией в Болонский процесс, безусловно, присутствует и своя специфика, связанная с полиэтничным характером региона.
В культурном пространстве, в котором сосуществуют представители разных национальностей (по данным Всероссийской переписи населения 2010 г., русские составили 53,2 %, мордва — 39,9 %, татары — 5,2 %7), с одной стороны, университет играет роль языкового, культурного и духовного консолидатора, инструмента универсализации единого образовательного пространства страны, с другой — является основным центром развития мордовской культуры, способствует сохранению идентичности титульной национальности. Поэтому программа развития вуза на
2010—2019 гг., нацеленная на то, чтобы сделать его одним из крупных научно-образовательных и культурных центров финно-угорских народов, не только отражает интернационализацию и глобализацию образовательного, воспитательного и социокультурного процесса, но и включает такие национально-региональные компоненты, связанные с определенной этнокультурной спецификой, как формирование межнационального общества, исследование истории и культуры финно-угорских народов, их социального, экономического, конфессионального и правового многообразия, а также проблемы здоровья финно-угорских народов8. При этом ведущий вуз региона проводит большую работу по социализации и универсализации этнических групп, включает их в общий контекст отечественной и мировой культуры.
Национальный и региональный компоненты представлены программами по изучению мокшанского и эрзянского языков, истории, искусства, литературы, мифологии, театра, драматургии, зодчества, костюма, танца, певческих стилей, этносимволики, этноорнамента Мордовии и финно-угорских народов и др., которые реализуются практически на всех факультетах и в институтах университета. Кроме того, предусмотрены фольклорные и этнографические практики, задачей которых является поиск этнического материала (словесного, хореографического, вокального, материального), связанного с мордовской культурой. Такие программные разработки должны формировать у студентов толерантность и мультикультурность, способствовать меморизации и воспроизводству культур этносов, населяющего регион, посредством формирования его культурного потенциала и интеграции в поликультурное пространство региона.
Институт национальной культуры (ИНК) и Дворец культуры и искусств университета (ДКИ) активно формирует творческое пространство региона, сохраняет и развивает в современном обществе духовные традиции народов России, самобытные явления полиэтнической культуры Мордовии, а также устанавливает тесное международное сотрудничество в области искусства и образования. ИНК постоянно пополняет ряды интеллектуальной и творческой элиты региона актерами, специалистами в области библиотечно-информа-ционных ресурсов и рекламы, дизайнерами, дирижерами, вокалистами, культурологами и др. Некоторые из творческих
мероприятий, проводимых институтом (например, фестиваль социальной рекламы «Гвоздь»), вышли на межрегиональный уровень. Отметим, что при приоритете интереса к мордовской, а также родственной ей финно-угорской культуре в университете ведется активная работа по изучению, сохранению и презентации русских традиций.
Исключительно подготовкой кадров культуросозидающая функция университета не ограничивается. Культуру нельзя отделить от творчества, а творческий процесс — от учебы, поэтому еще во время обучения студенты Мордовского государственного университета имеют возможность практиковаться в разных коллективах: народно-хоровой капелле, ансамбле национального танца «Мордовочка», молодежном театре «ИНКогнито», театре моды «Иненармонь» и др. Творческие навыки и умения впоследствии демонстрируются не только на локальных конкурсах и фестивалях, но и на городских, республиканских, всероссийских культурных мероприятиях, привлекающих внимание неуниверситетского сообщества.
При ИНК также функционирует Центр творческой деятельности, созданный в 2007 г. для развития культурных связей с образовательными заведениями и учреждениями культуры и искусства Мордовии и других регионов РФ. Центр оказывает платные услуги учреждениям и организациям по постановке и показу музыкальных программ, спектаклей, театрализованных представлений; организации и проведению занятий в различных творческих студиях (вокальных, хореографических, декоративно-прикладного творчества); организации выставок, экспозиций, дефиле; выполнению художественных, оформительских и дизайнерских работ и др.
Творческий коллектив ДКИ организует не только университетские мероприятия, но и оказывает методическую помощь по проведению различных культурно-досуговых мероприятий за пределами вуза. Наиболее значимыми являются фестиваль «Студенческая весна», военно-патриотический конкурс «Сокол ясный», конкурс красоты «Сударушка» и др.
Следует отметить, что работу по формированию творческих работников университет ведет не только внутри корпоративной среды, но и за ее пределами. Так, при ДКИ университета постоянно работают эстрадная вокальная студия
«Проспект», камерный хор «Живая музыка», классическая вокальная студия, детская эстрадно-вокальная мастерская М. Журавлевой, театральные студии «МХАТик» и «Маска», поэтический клуб «Зазеркалье», а также танцевальные коллективы «AR-балет», «Шик-модерн», «Art-vision», «Багира», «GOOD-FOOT», «Альтея».
Университет активно развивает и креативные формы культурного творчества, способствующие интеллектуальному развитию обучающихся: КВН (проводится лига «Университет»), «Что? Где? Когда?» и брейн-ринг.
Важную роль в реализации культуросозидающей функции Мордовского государственного университета в регионе играет музейный комплекс, включающий музеи истории университета, Н. П. Огарёва, учеников С. Д. Эрьзи и религиоведения, лабораторию музейного дела, а также арт-салон «Сюлгамо». Кроме устройства традиционных экскурсий и стационарных и передвижных выставок, сотрудники музея, занимаются научной работой, проводят лекторий и кинолекторий по патриотической, краеведческой, православной тематике, искусству и декоративно-прикладному творчеству, вечера памяти, юбилейные встречи, концерты, творческие вечера, презентации книг, конкурсы творческих работ.
Таким образом, особая культуросозидающая роль университета в пространстве региональной культуры весьма деятельна, креативна и многогранна. При этом вуз, с одной стороны, является частью мирового культурно-образовательного сообщества, с другой — ведет работу по сохранению, развитию и распространению культуры народов региона. Отметим, что культурообразующая функция университета могла бы быть реализована более эффективно при соответствующей корректировке государственной образовательной политики, которая, на наш взгляд, должна не просто копировать евро-американскую традицию, но и опираться на отечественный опыт, учитывать национальные интересы россиян.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Ортега-и-Гассет Х. Миссия университета. Мн., 2005. С. 30, 54.
2 См.: Конкин А.И. Университет в системе городской культуры: автореф. дис. ... канд. филос. наук. Ростов-н/Д, 2007. С. 3.
3 Воронина Н.И. Лики провинциальной культуры. Саранск: Тип. «Красный Октябрь», 2005. С. 173.
4 См.: Фоминых О.Б. Региональная и провинциальная культура: некоторые характеристики // Время культуры в региональном пространстве: сб. науч. тр. / под ред. Д.Н. Маслюженко. Курган, 2010. С. 84.
5 См.: Макаркин Н.П. Роль Мордовского университета в этнокультурном развитии финно-угорского мира // Финно-угорский мир. 2011. № 2/3. С. 7.
в См.: Официальный сайт Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарёва. URL: http://www.mrsu.ru/ru/rector/publics. php?ID=20964&sphrase_id=112932 (дата обращения: 10.02.2013).
7 См.: Официальный сайт органов государственной власти Республики Мордовия. URL: http://www.e-mordovia.ru/content/view/874 (дата обращения: 13.04.2013).
8 См.: Официальный сайт Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарёва. URL: http://www.mrsu.ru/ru/niu/index.php?ID=6876&sphrase_ id=112929 (дата обращения: 10.02.2013).
Поступила 17.05.2013.