Научная статья на тему 'Культуросозидающая функция университета в пространстве региональной культуры'

Культуросозидающая функция университета в пространстве региональной культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
212
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Регионология
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УНИВЕРСИТЕТ / КУЛЬТУРА / РЕГИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / КУЛЬТУРОСОЗИДАЮЩАЯ ФУНКЦИЯ / UNIVERSITY / CULTURE / REGIONAL CULTURE / SOCIO-CULTURAL SPACE / CULTURE CREATING FUNCTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коротова Ольга Геннадьевна

В статье на примере Национального исследовательского Мордовского государственного университета раскрывается культурная роль и миссия университета в региональном пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коротова Ольга Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Culture-Creating Function of the University in Regional Cultural Space

The cultural role and mission of the University in the regional space by the example of Mordovia National Research State University is reflected on.

Текст научной работы на тему «Культуросозидающая функция университета в пространстве региональной культуры»

О. Г. КОРОТОВА КУЛЬТУРОСОЗИДАЮЩАЯ ФУНКЦИЯ УНИВЕРСИТЕТА В ПРОСТРАНСТВЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

Ключевые слова: университет, культура, региональная культура, социокультурное пространство, культуросозидающая функция

Key words: University, culture, regional culture, socio-cultural space, culture creating function

«Эпоха перемен» в России затронула не только сферу политики и экономики, но и основание культуры: ее коды, вектор развития, роль культурных институтов, в том числе университетов. Отсутствие национальной идеи, вестер-низация российского общества, процессы глобализации и перехода к обществу потребления значительно изменили облик отечественных вузов, постепенно утрачивающих роль интеллектуально-культурных центров, генераторов духовных ценностей и становящихся поставщиками жестко оговоренных заказчиком (студентом, работодателем) образовательных услуг, центрами формального образования, которые выдают необходимые для карьеры или повышения социального статуса документы.

Прагматизация и дегуманизация образования, которые идут под лозунгами развития инновационной составляющей университетов и их оптимизации, на наш взгляд, также являются важными факторами, меняющими их культуро-созидающую функцию. В связи с этим актуален вопрос изучения стратегии и тактики университета в современном региональном пространстве, его роли, основных тенденций и механизмов влияния на культурный ландшафт региона.

Существует много работ, затрагивающих проблему взаимосвязи университета и культуры, но они, как правило, посвящены отдельным ее аспектам (миссия университета в региональном образовательном пространстве, культурная миссия университета, университет как центр интеллектуальной культуры и др.), но не целостному культурологи-

КОРОТОВА Ольга Геннадьевна, преподаватель кафедры иностранных языков для естественно-научных и инженерных специальностей Национального исследовательского Мордовского государственного университета.

ческому анализу этого феномена как системообразующего социально-культурного фактора регионального пространства.

Отвечая на вопрос «Является ли высшее образование чем-то большим, чем „профессионализация" и „исследование"?», Х. Ортега-и-Гассет подчеркнул, что исторически важно вернуть университету его главную цель — «просвещение» человека, которая выражается в приобщении его к культуре времени, открытии перед ним мира, в котором «человек должен так организовать свою жизнь, чтобы обрести подлинность»1.

Университет и регион влияют друг на друга. Это взаимовлияние весьма глубоко, поэтому некоторые исследователи говорят об университете как градообразующем факторе2.

Основными аспектами культурообразующей функции университета в развитии региональной культуры являются формирование профессиональных, этических и эстетических качеств личности обучающихся; развитие интеллектуальной активности населения, формирование и преумножение различных видов элит; сохранение и развитие общенациональных и этнических культурных традиций; интернационализация, включение в глобальные образовательные процессы, а также преодоление регионального провинциализма, обособленности от центра, замкнутости.

Образовательный аспект культурообразующей функции университета заключается в приобретении знаний, профессиональных компетенций, определенных соответствующими программами и стандартами. В отечественной традиции его реализация всегда имела приоритет перед другими. С этим аспектом тесно связана исследовательская работа, нацеленная на подготовку специалистов, ориентированных на создание новых знаний, технологий и структур, которые определяют будущее современного общества. Роль образовательного аспекта существенно возрастает в вузах, получивших федеральный и национально-исследовательский статус, например, Мордовский государственный университет, который работает по двум приоритетным направлениям развития — «Энергосбережение и новые материалы», «Фундаментальные и прикладные исследования в области финно-угроведения».

Успешная реализация образовательной составляющей выпускниками вуза должна способствовать повышению их про-

фессиональной и социальной мобильности и, следовательно, устойчивому развитию региона. Включение в инновационную деятельность формирует у выпускника не только умения, но и установку на поиск решения исследовательских задач, которая в условиях конкретного региона может произвести положительный социальный и экономический эффект. В идеале университетская культура призвана соединять профессиональные компетенции с духовными ценностями и смыслами, формировать специалиста, являющегося активным субъектом культуры.

Отметим, что ориентация на инновационную составляющую деятельности университета в российских условиях сопровождается явным перекосом в сторону дегуманизации образования. Это выражается в сокращении бюджетных мест на гуманитарные специальности, уменьшении доли преподавания гуманитарных дисциплин у студентов технического и естественно-научного профиля. Прагматизация образования, проводимая государством в последние годы и объясняемая требованиями рынка, нуждается, на наш взгляд, в серьезной корректировке, так как она противоречит традициям отечественного образования и не способствует формированию гармонически развитой личности. То же самое следует сказать и о воспитательном аспекте культурообразующей функции университета, который проникает во все виды деятельности студента во время обучения.

Главная цель реализации культуросозидающей функции университета состоит в формировании такого социального слоя, который, вобрав в себя определенные знания, навыки и умения, потенциально может стать региональной технократической, административной, творческой, педагогической и бизнес-элитой. В идеале этот слой в будущем должен вывести регион на более высокий уровень экономического, технологического и информационного развития, обеспечить надежное функционирование сферы материальной и духовной культуры, развить идеи гражданского общества благодаря своей высокой интеллектуальной и общегуманитарной активности.

Мордовский государственный университет, по утверждению Н. И. Ворониной, «обладает определенным культурно-историческим пространством (своего рода информационной средой)»3. Отметим, что по отношению к региональной

культуре мы будем использовать подход О. Б. Фоминых, которая определила ее как специфическое социокультурное образование, характеризующееся не только внешними признаками (пространственная локализация, территориальная соотнесенность с ядром национальной культуры), но и внутренними особенностями (местные традиции, система ценностей, специфика мировосприятия, осознание своей принадлежности к региональному сообществу, восприятие территории как необходимого условия для существования этого сообщества, создание специфического, регионального культурного стиля и (или) формирование местных видов искусства и народного художественного творчества)4.

Мордовия расположена близко к столице России и нескольким мегаполисам, олицетворяющим ядро российской культуры (Нижний Новгород, Самара). Этот факт, с одной стороны, заставляет местный университет в определенной мере конкурировать с другими вузами, с другой — облегчает процесс учебной, профессиональной и культурной коммуникации с историческими научными и образовательными центрами.

Спектр специальностей и направлений подготовки (в контрольном плане приема на 2012/13 учебный год их предусмотрено около сотни) весьма широк. Только в реализации ПНР-2 участвуют информационно-ресурсный центр «Наследие финно-угорских народов»; три научно-исследовательских лаборатории: этносоциологических исследований финно-угорских народов России и заруб ежья (НИИ регио-нологии), «Финно-угристика» (филологический факультет) и финно-угорской культуры (Институт национальной культуры); две учебно-научные лаборатории: «Этноправоведение» (юридический факультет) и народного художественного творчества (Институт национальной культуры); несколько индексируемых журналов («Вестник Мордовского университета», «Гуманитарий», «Регионология», «Финно-угорский мир» и др.); более десяти действующих диссертационных советов; сам статус национального исследовательского университета5. Все это говорит о том, что Мордовский государственный университет соответствует требованиям ведущего научно-методического центра.

В этом социокультурном пространстве университет становится не только важнейшим образовательным ресурсом,

но и культурной доминантой, символом. Он концентрирует ценности, идеалы и противоречия общества, влияет на темпы его социокультурной динамики, структурирует значительную часть культуры региона. Университет качественно изменяет культурное пространство, в котором существует, дает ему импульс к совершенствованию по направлению к высоким идеалам образованности, широте мировоззрения, гуманизму, ответственности и научной этике.

Формально Мордовский государственный университет (включая филиалы) территориально ограничен тремя городами (Саранск, Рузаевка, Ковылкино), располагающимися на территории Республики Мордовия. Однако его региональный статус в последние годы стал более высоким за счет активной работы среди потенциальных абитуриентов из мокшанской и эрзянской диаспоры, проживающих в Самарской, Пензенской, Нижегородской, Ульяновской областях, республиках Татарстан и Чувашия. Для профориентацион-ной работы с диаспорой университет организует выездные бригады из преподавателей и студентов творческих специальностей; использует печатные материалы, размещает рекламу в региональных СМИ; проводит дни мордовской культуры (как правило, в местах компактного проживания мордвы), тематический конкурс «Я выбираю Мордовию». Такая активная агитационная работа в совокупности со значительным улучшением материальной базы университета дает свои положительные результаты6.

Наряду с глобальными образовательными и научными тенденциями, затронувшими Мордовский государственный университет в связи с его интеграцией в Болонский процесс, безусловно, присутствует и своя специфика, связанная с полиэтничным характером региона.

В культурном пространстве, в котором сосуществуют представители разных национальностей (по данным Всероссийской переписи населения 2010 г., русские составили 53,2 %, мордва — 39,9 %, татары — 5,2 %7), с одной стороны, университет играет роль языкового, культурного и духовного консолидатора, инструмента универсализации единого образовательного пространства страны, с другой — является основным центром развития мордовской культуры, способствует сохранению идентичности титульной национальности. Поэтому программа развития вуза на

2010—2019 гг., нацеленная на то, чтобы сделать его одним из крупных научно-образовательных и культурных центров финно-угорских народов, не только отражает интернационализацию и глобализацию образовательного, воспитательного и социокультурного процесса, но и включает такие национально-региональные компоненты, связанные с определенной этнокультурной спецификой, как формирование межнационального общества, исследование истории и культуры финно-угорских народов, их социального, экономического, конфессионального и правового многообразия, а также проблемы здоровья финно-угорских народов8. При этом ведущий вуз региона проводит большую работу по социализации и универсализации этнических групп, включает их в общий контекст отечественной и мировой культуры.

Национальный и региональный компоненты представлены программами по изучению мокшанского и эрзянского языков, истории, искусства, литературы, мифологии, театра, драматургии, зодчества, костюма, танца, певческих стилей, этносимволики, этноорнамента Мордовии и финно-угорских народов и др., которые реализуются практически на всех факультетах и в институтах университета. Кроме того, предусмотрены фольклорные и этнографические практики, задачей которых является поиск этнического материала (словесного, хореографического, вокального, материального), связанного с мордовской культурой. Такие программные разработки должны формировать у студентов толерантность и мультикультурность, способствовать меморизации и воспроизводству культур этносов, населяющего регион, посредством формирования его культурного потенциала и интеграции в поликультурное пространство региона.

Институт национальной культуры (ИНК) и Дворец культуры и искусств университета (ДКИ) активно формирует творческое пространство региона, сохраняет и развивает в современном обществе духовные традиции народов России, самобытные явления полиэтнической культуры Мордовии, а также устанавливает тесное международное сотрудничество в области искусства и образования. ИНК постоянно пополняет ряды интеллектуальной и творческой элиты региона актерами, специалистами в области библиотечно-информа-ционных ресурсов и рекламы, дизайнерами, дирижерами, вокалистами, культурологами и др. Некоторые из творческих

мероприятий, проводимых институтом (например, фестиваль социальной рекламы «Гвоздь»), вышли на межрегиональный уровень. Отметим, что при приоритете интереса к мордовской, а также родственной ей финно-угорской культуре в университете ведется активная работа по изучению, сохранению и презентации русских традиций.

Исключительно подготовкой кадров культуросозидающая функция университета не ограничивается. Культуру нельзя отделить от творчества, а творческий процесс — от учебы, поэтому еще во время обучения студенты Мордовского государственного университета имеют возможность практиковаться в разных коллективах: народно-хоровой капелле, ансамбле национального танца «Мордовочка», молодежном театре «ИНКогнито», театре моды «Иненармонь» и др. Творческие навыки и умения впоследствии демонстрируются не только на локальных конкурсах и фестивалях, но и на городских, республиканских, всероссийских культурных мероприятиях, привлекающих внимание неуниверситетского сообщества.

При ИНК также функционирует Центр творческой деятельности, созданный в 2007 г. для развития культурных связей с образовательными заведениями и учреждениями культуры и искусства Мордовии и других регионов РФ. Центр оказывает платные услуги учреждениям и организациям по постановке и показу музыкальных программ, спектаклей, театрализованных представлений; организации и проведению занятий в различных творческих студиях (вокальных, хореографических, декоративно-прикладного творчества); организации выставок, экспозиций, дефиле; выполнению художественных, оформительских и дизайнерских работ и др.

Творческий коллектив ДКИ организует не только университетские мероприятия, но и оказывает методическую помощь по проведению различных культурно-досуговых мероприятий за пределами вуза. Наиболее значимыми являются фестиваль «Студенческая весна», военно-патриотический конкурс «Сокол ясный», конкурс красоты «Сударушка» и др.

Следует отметить, что работу по формированию творческих работников университет ведет не только внутри корпоративной среды, но и за ее пределами. Так, при ДКИ университета постоянно работают эстрадная вокальная студия

«Проспект», камерный хор «Живая музыка», классическая вокальная студия, детская эстрадно-вокальная мастерская М. Журавлевой, театральные студии «МХАТик» и «Маска», поэтический клуб «Зазеркалье», а также танцевальные коллективы «AR-балет», «Шик-модерн», «Art-vision», «Багира», «GOOD-FOOT», «Альтея».

Университет активно развивает и креативные формы культурного творчества, способствующие интеллектуальному развитию обучающихся: КВН (проводится лига «Университет»), «Что? Где? Когда?» и брейн-ринг.

Важную роль в реализации культуросозидающей функции Мордовского государственного университета в регионе играет музейный комплекс, включающий музеи истории университета, Н. П. Огарёва, учеников С. Д. Эрьзи и религиоведения, лабораторию музейного дела, а также арт-салон «Сюлгамо». Кроме устройства традиционных экскурсий и стационарных и передвижных выставок, сотрудники музея, занимаются научной работой, проводят лекторий и кинолекторий по патриотической, краеведческой, православной тематике, искусству и декоративно-прикладному творчеству, вечера памяти, юбилейные встречи, концерты, творческие вечера, презентации книг, конкурсы творческих работ.

Таким образом, особая культуросозидающая роль университета в пространстве региональной культуры весьма деятельна, креативна и многогранна. При этом вуз, с одной стороны, является частью мирового культурно-образовательного сообщества, с другой — ведет работу по сохранению, развитию и распространению культуры народов региона. Отметим, что культурообразующая функция университета могла бы быть реализована более эффективно при соответствующей корректировке государственной образовательной политики, которая, на наш взгляд, должна не просто копировать евро-американскую традицию, но и опираться на отечественный опыт, учитывать национальные интересы россиян.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Ортега-и-Гассет Х. Миссия университета. Мн., 2005. С. 30, 54.

2 См.: Конкин А.И. Университет в системе городской культуры: автореф. дис. ... канд. филос. наук. Ростов-н/Д, 2007. С. 3.

3 Воронина Н.И. Лики провинциальной культуры. Саранск: Тип. «Красный Октябрь», 2005. С. 173.

4 См.: Фоминых О.Б. Региональная и провинциальная культура: некоторые характеристики // Время культуры в региональном пространстве: сб. науч. тр. / под ред. Д.Н. Маслюженко. Курган, 2010. С. 84.

5 См.: Макаркин Н.П. Роль Мордовского университета в этнокультурном развитии финно-угорского мира // Финно-угорский мир. 2011. № 2/3. С. 7.

в См.: Официальный сайт Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарёва. URL: http://www.mrsu.ru/ru/rector/publics. php?ID=20964&sphrase_id=112932 (дата обращения: 10.02.2013).

7 См.: Официальный сайт органов государственной власти Республики Мордовия. URL: http://www.e-mordovia.ru/content/view/874 (дата обращения: 13.04.2013).

8 См.: Официальный сайт Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарёва. URL: http://www.mrsu.ru/ru/niu/index.php?ID=6876&sphrase_ id=112929 (дата обращения: 10.02.2013).

Поступила 17.05.2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.