Научная статья на тему 'Фундаментальные и прикладные исследования в области финно-угроведения как одно из приоритетных направлений развития национального исследовательского мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва'

Фундаментальные и прикладные исследования в области финно-угроведения как одно из приоритетных направлений развития национального исследовательского мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
131
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Н. П. ОГАРЁВА / ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ / ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ФИННО-УГРОВЕДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Елисеева Ю.А.

В статье выделяются стратегические приоритеты фундаментальных и прикладных исследований в области финно-угроведения, проводимых в национальном исследовательском Мордовском госуниверситете им. Н. П. Огарёва, анализируются полученные результаты и определяются перспективы дальнейшей работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Фундаментальные и прикладные исследования в области финно-угроведения как одно из приоритетных направлений развития национального исследовательского мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7/2015 ISSN 2410-6070

Как показывает практика, преподаватели часто игнорируют данную последовательность, считая ее не столь важной. Напротив, эффективность занятия зависит именно от предварительной ориентировки. Для того, что бы подготовленный материал был понят и положительно воспроизведен реципиентом, преподавателю необходимо учитывать все тонкости реального речевого поведения.

Прежде чем начать новую тему, студентам юридического факультета 1-2 курсов дается задания в 10 предложения на русском языке описать, ту тему, которая будет озвучена преподавателем и прежде, чем начать практическое занятие преподаватель слушает мнение студентов на заданную тему, то есть на практическом занятии студент уже имеет некоторые представления о предстоящей теме. Ряд заданий рассчитан на высказывания собственного мнения, например, высказать свое мнение относительно цитаты, желательно чтобы в ответе звучали примеры, что указывает на понимания того, о чем говорит студент. Список использованной литературы:

1. Дацун Н.А. Билингвальная подготовка будущего юриста как профессиональной языковой личности (на материале английского языка) дисс. Исследование 2007г.

2. Ворожбитова A.A. Лингвориторичсское образование как инновационная педагогическая система (принципы проектирования и опыт реализации): Монография. Сочи: РИО СГУТиКД, 2005 г. 280 с.

3. Маякова Е.В. Развитие речевой культуры студентов педагогического вуза в процессе изучения иностранного языка. Дисс. Исследование 2009г.

©Н.А. Дацун, Ж.П. Саркисян,2015

УДК 378.4

Ю.А. Елисеева

Д. ф. н., доцент Институт национальной культуры Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва

Г. Саранск, Российская Федерация

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ФИННОУГРОВЕДЕНИЯ КАК ОДНО ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО МОРДОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО

УНИВЕРСИТЕТА ИМ. Н. П. ОГАРЁВА

Аннотация

В статье выделяются стратегические приоритеты фундаментальных и прикладных исследований в области финно-угроведения, проводимых в национальном исследовательском Мордовском госуниверситете им. Н. П. Огарёва, анализируются полученные результаты и определяются перспективы дальнейшей работы.

Ключевые слова

Национальный исследовательский университет, Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва, приоритетное направление развития, фундаментальные и прикладные исследования в области

финно-угроведения.

Главная задача национальной политики страны - выработка эффективной стратегии гармоничного социокультурного развития всех народов, которые ее населяют. В числе социокультурных институтов, которые активно участвуют в этом процессе, особую роль играют национальные исследовательские университеты. Один из крупнейших вузов Поволжья - Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва - всегда видел свою миссию в сохранении и развитии национального идентитета мордовского

97

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7/2015 ISSN 2410-6070

народа посредством высокоэффективной образовательной, научной, инновационной и информационной деятельности.

В 2010 г. Мордовский госуниверситет получил статус национального исследовательского, благодаря чему его работа по укреплению национальной идентичности значительно активизировалась. В число приоритетных направлений развития (ПНР) университета вошли фундаментальные и прикладные исследования в области финно-угроведения (ПНР-2) [1], что было обусловлено несколькими причинами.

Во-первых, это в немалой степени обусловлено особой ролью Республики Мордовия как одного из центров финно-угорского мира: в настоящее время здесь размещаются штаб-квартира Ассоциации финноугорских народов РФ, Поволжский центр культур финно-угорских народов, Межрегиональный научный центр финно-угроведения и другие профильные общественные организации.

Во-вторых, Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва - активный субъект национально-государственного строительства, и именно финно-угроведение соединяет его с социокультурной жизнью республики, страны в целом, финно-угорского сообщества в мировом масштабе.

В-третьих, у вуза имеется солидный теоретико-практический задел, сформированный благодаря научному наследию мордовских финно-угроведов: М. Е. Евсевьева, А. П. Рябова, М. Н. Коляденкова, И. Д. Воронина, А. И. Маскаева, Г. Я. Меркушкина, Н. И. Бояркина, Н. Ф. Мокшина, М. В. Мосина, Д. В. Цыганкина и мн. др.

В-четвертых, на протяжении нескольких последних десятилетий Мордовский университет является ведущим центром планомерного, комплексного изучения истории формирования и развития финноугорских народов, их мировоззренческих, языковых, литературоведческих, фольклорных особенностей, социального, экономического, конфессионального и правового многообразия, финно-угорского народного художественного творчества, а также проблем здоровья финно-угорских народов.

Сегодня в национальном исследовательском Мордовском госуниверситете действуют несколько крупных специализированных научно-педагогических школ, имеющих мировую известность; издается авторитетный международный журнал «Финно-угорский мир»; создан уникальный информационноресурсный центр «Наследие финно-угорских народов» как мощное медиа-хранилище и одновременно коммуникативная площадка для совместных исследований в области финно-угроведения; укрепляются связи с отечественными и зарубежными финно-угорскими научно-исследовательскими и образовательными центрами; на высоком научном уровне реализуются многочисленные исследовательские проекты, имеющие огромную практическую значимость для Республики Мордовия и финно-угорского мира в целом.

Таким образом, ПНР-2 НИ МГУ им. Н. П. Огарёва - это маркер особой этнокультурной среды, в которой результаты научных исследований напрямую интегрируются в социально значимые практики. Вычленим наиболее действенные механизмы, используемые университетом для сохранения и развития национального идентитета мордовского народа в русле ПНР-2.

Во-первых, это идеология открытости, гостеприимства и толерантности, на которой базируются все конкретные мероприятия вуза. Этнокультурный диалог мордовского народа с финно-уграми и представителями других этнонациональных групп на уровне университета отражается в ряде направлений его деятельности:

- профориентационной работе с представителями мордовской диаспоры (ежегодно в Мордовский госуниверситет поступают сотни абитуриентов из разных регионов Российской Федерации, которые получают возможность более глубокого знакомства с мордовской культурой);

- образовательной деятельности (в большинстве основных образовательных программ университета присутствуют курсы, полно раскрывающие своеобразие историко-культурного развития мордовского народа; также в университете активно разрабатываются дополнительные образовательные программы этнокультурной тематики, в том числе с использованием перспективных дистанционных образовательных технологий);

- внеучебной работе (масштабные национально-культурные проекты);

98

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7/2015 ISSN 2410-6070

- научно-исследовательской работе (крупные международные и всероссийские конференции, научные стажировки, совместные экспедиции и др.).

Во-вторых, это формирование гибкой инфраструктуры, позволяющей динамично укреплять и развивать контакты заинтересованных сторон. В Мордовском университете сделана ставка на сетевую форму взаимодействия структурных подразделений, к которым относятся:

- профильные институты и факультеты (Институт национальной культуры, Историкосоциологический институт, филологический, юридический, экономический, географический, архитектурно-строительный факультеты);

- специализированные центры, лаборатории и общества (Межрегиональный научный центр финноугроведения; информационно-ресурсный центр «Наследие финно-угорских народов»; Межрегиональный финно-угорский центр этноправоведения с лабораторией финно-угорского этноправоведения; научная лаборатория «Территориальная организация финно-угорских народов и политические механизмы управления национальными регионами» в составе научно-образовательного центра «Политический анализ территориальных систем»; научно-исследовательская лаборатория «Финно-угристика»; научноисследовательская лаборатория финно-угорской культуры; научно-образовательный центр «Этнотуристический центр „Варма“»; научно-образовательный центр «Финно-угорский дом»; научное общество студентов «Од вий» и др.).

Интеграция исследовательской и творческой активности указанных подразделений порождает эффект взаимоусиления результатов их деятельности. Принцип сетевого взаимодействия превращается из внутрисистемного во внешнесистемный, что существенно расширяет границы влияния Мордовского университета на процесс формирования национального идентитета.

В-третьих, это построение жизненно важных для экономического, политического, социального и культурного благополучия Республики Мордовия «магистралей», неразрывно связывающих образование, науку и производство. Речь идет о результативной апробации теоретических знаний в различных отраслях промышленности Республики Мордовия и в сфере ее культуры. Университет активно привлекает ключевых работодателей республики к разработке учебных программ, организации практик, развитию профессиональных компетенций студентов, востребованных на региональном рынке труда. В частности, создаются базовые кафедры на профильных предприятиях, благодаря которым удается максимально приблизить студентов к производственной деятельности.

Сегодня очевидно, что необходимо активнее инициировать проекты, помогающие Республике Мордовия поддерживать свой высокий социокультурный статус в финно-угорском мире, сделав акцент на развитии электронной среды. Современные телекоммуникационные технологии отменяют привычные пространственно-временные границы и служат мостом, соединяющим представителей мордовского и других финно-угорских народов друг с другом. Образовательный, научно-популярный, культурно-просветительский IP-TV канал «Огарёв-TV», портал Мордовского госуниверситета, информационно-ресурсный центр «Наследие финно-угорских народов» — это успешно действующие проекты, к которым должны добавиться и другие. Приоритетность указанной задачи будет способствовать не только сохранению, но и значительному приумножению культурных богатств предков.

Список использованной литературы:

1. Программа развития НИ МГУ им. Н. П. Огарёва на 2011 -2015 гг. [Электронный ресурс] // Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва : [сайт]. - Саранск, 2011. -Режим доступа: http://www.mrsu.ru/ru/news/hotinfo.php?ELEMENT_ID=10636&sphrase _id=366646,

свободный. - Дата обращения: 16.06.2015.

© Ю.А. Елисеева, 2015

99

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.