Научная статья на тему 'Медиапроекты Института национальной культуры в контексте развития финно-угорского медиапространства'

Медиапроекты Института национальной культуры в контексте развития финно-угорского медиапространства Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
195
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИЗУАЛИЗАЦИЯ / МЕДИАПРОЕКТ / МЕДИАПРОСТРАНСТВО / ФИННО-УГОРСКАЯ КУЛЬТУРА / МОРДОВИЯ / ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ ФИЛЬМ / ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ФИЛЬМ / VISUALIZATION / MEDIA PROJECT / MEDIA SPACE / FINNO-UGRIC CULTURE / MORDOVIA / ETHNOGRAPHIC FILM / DOCUMENTARY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Агеева Галина Михайловна, Антипкина Елена Николаевна, Сидоркина Татьяна Николаевна

Рассматриваются медиапроекты Института национальной культуры МГУ им. Н. П. Огарева: документальные фильмы и просветительные передачи, направленные на популяризацию мордовской культуры. Освещается студенческая деятельность по созданию информационно-развлекательных видеоресурсов, ориентированных на молодежную аудиторию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Агеева Галина Михайловна, Антипкина Елена Николаевна, Сидоркина Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Media projects of the Institute of National Culture in the context of the Finno-Ugric media space

The article considers the media projects of the Institute of National Culture of N. P. Ogarev Mordovia State University: documentaries and educational programs aimed at promoting the culture of Mordovia. It highlights the student activities to create informative and entertaining video resources, aimed at young audience.

Текст научной работы на тему «Медиапроекты Института национальной культуры в контексте развития финно-угорского медиапространства»

МЕДИАПРОЕКТЫ ИНСТИТУТА НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ФИННО-УГОРСКОГО МЕДИАПРОСТРАНСТВА

Г. М. АГЕЕВА,

доктор культурологии, профессор кафедры библиотечно-информационных ресурсов ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва»

Е. Н. АНТИПКИНА,

кандидат философских наук, заведующий учебно-научно-практической лабораторией цифровой обработки мультимедиаресурсов Института национальной культуры ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва»

Т. Н. СИДОРКИНА,

кандидат культурологии, директор Института национальной культуры ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (г. Саранск, РФ)

Современная культурная ситуация характеризуется разнообразием аудиовизуальных средств коммуникации. Они освещают жизнь общества, оказывают влияние на формирование системы его представлений. В исследовательских работах доминирует точка зрения, согласно которой реальность не только отражается, но и создается с их помощью [2], они не просто репрезентируют культуру, но и определяют, какой ей быть: «.. .понятие медиа отчасти тождественно современной культуре в целом» (Е. Лапин) [3], «реальность в современной культуре - это прежде всего медиареальность» (Д. Дондурей) [4].

Медиа объединяют в себе все виды печатных, аудийных, визуальных средств массовой коммуникации. Однако в современном мире наблюдается отчетливое доминирование аудиовизуальных форм.

Посредством новых коммуникационных технологий и цифровых медиа расширяется доступ аудитории к информации, причем значительную часть пользователей составляет молодежь, а «само понятие человеческого общения заменяется техногенным понятием коммуникации» [3]. Это объясняется прежде всего боль© Агеева Г. М., Антипкина Е. Н., Сидоркина Т. Н., 2016

шими возможностями визуальнои культуры, тем, что она легко преодолевает языковые, пространственные, жанровые границы и многосторонне открывает глобализированный мир. Интерактивность дает возможность пользователям полноправно участвовать в процессе создания текста, графики, аудио- и видеоматериалов. Медиа поддерживают традиционные виды искусства - театр, литературу, музыку, продвигая произведения читателю, зрителю, слушателю.

Медиаресурсы стали средой обитания, формой распространения и условием развития этнической и национальной культуры, которая активно продвигается на телевидении, радио, в прессе, альтернативных медиа - блогах и социальных сетях. Роль электронных средств коммуникации этнокультурной проблематики активно изучается [1], при этом предметом рассмотрения являются типовидовая структура и навигационные возможности медиаисточ-ников, многофункциональные порталы и сайты финно-угорской тематики, ориентированные на разные читательские слои, проблемы и перспективы развития данной сферы. Онлайновые медиа и здесь вы-

Финно-угорский мир. 2016. № 4

тесняют традиционные средства передачи данных. Конвергентные технологии (интеграция различных каналов и форматов) реализуются информационными платформами финно-угорского мира достаточно успешно.

Развитие финно-угорского медиапро-странства весьма показательно с точки зрения состояния медиасреды в целом, эволюционных изменений, происходящих здесь в последние годы, жанров, творческих форм, границ. Это медиапростран-ство привлекает профессионалов как место возможного воплощения их интересов, поскольку активное функционирование медиа в этносфере открывает для потенциальных авторов большие возможности.

Налицо изменение состава материалов, принципов продвижения контента, разнообразие интерактивных сервисов. Сетевые издания расширяют аудиторию своих читателей благодаря новым формам трансляции данных, упор делается на подачу контента во всем его многообразии, т. е. на развитие мультимедийных технологий. Большую популярность приобрело этнографическое кино, созданное как профессионалами, так и любителями и размещенное на общедоступных электронных площадках.

В Институте национальной культуры ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва» в течение нескольких лет ведется работа по созданию документальных видеофильмов этнографической проблематики, в которых рассказывается о традициях, быте мордовского народа, о его выдающихся представителях - ученых, писателях, художниках и др.

Потребность в учебных фильмах определяется тем, что преподавание дисциплин о народной культуре требует визуализации, создания наглядных средств обучения. Преподавание лекционного курса предполагает передачу информации вер-бально. Однако студентам, человеческий опыт которых весьма ограничен, сложно представить себе, как выглядят реалии других культур, тем более традиционных, во многом архаических. Современной молодежи трудно объяснить, как проходили

обряды, праздники или моления (озксы) у мордвы. К тому же имеющихся на данный момент в учебной литературе фотографий и иллюстраций явно недостаточно, качество их часто невысокое, иногда изобразительные материалы просто отсутствуют.

Этнографические фильмы несут в себе большой образовательный и просветительный потенциал. Сфера их применения расширяется, аудитория увеличивается. Представленный уникальный материал -аутентичные предметы быта, рисунки, фотографии - не только раскрывает традиции и обычаи разных народов, но и сближает эпохи, культуры, поколения. Учебные этнографические видеоматериалы характеризуются преимущественной ориентацией на учебный процесс.

Первым опытом подобной деятельности в Институте национальной культуры стал фильм «Не дать исчезнуть», посвященный искусствоведу, театральному режиссеру, драматургу, педагогу, исследователю мордовской культуры В. С. Брыжин-скому и созданный к юбилею ученого (авторы: Е. Антипкина, Т. Клюкина, операторы: В. Иванов, А. Цыпкайкин). В 2015 г. фильм был удостоен специального приза филиала ГРДНТ «Финно-угорский культурный центр Российской Федерации» в номинации «За создание видеорассказа о творческой судьбе талантливого представителя мордовского народа».

В фильме рассказывается о значении театрализации в народной культуре мордвы, о народных играх и обрядах; подчеркивается важность сохранения национальных корней, национального самосознания, национального языка. Представлен интересный архивный фотоматериал о возникновении и развитии телевизионного театра в Мордовии. Главная идея, которую авторы и главный герой пытались донести до зрителя, - нельзя допустить исчезновения из памяти народа творений, им же созданных. Эта идея лейтмотивом пронизывает весь фильм.

С 2015 г. В. С. Брыжинский принимает участие в съемке цикла видеобесед об обрядово-праздничной культуре морд-

вы. Записано 17 сюжетов, повествующих об обрядово-религиозных представлениях мордвы, осенних формах народных театрализованных действий, зимних молодежных представлениях («Коляда», «Роштовань кудо», «Кштимань кудо»), весенне-летних праздниках («Ала-ша озкс», «Тундонь тердемат», «Вербань чи», «Троицянь чи»), а также молениях («Вель озкс», «Стака моор озкс», «Грань озкс», «Цирькунь озкс») и др. Автор делится уникальным этнографическим материалом, собранным за долгие годы. Ценным является и то, что графические иллюстрации к каждой видеобеседе созданы художником-педагогом института Е. В. Колмаковой.

Данный видеоцикл станет мультимедийным пособием, которое будет способствовать визуализации лекционного материала по дисциплинам «История народной художественной культуры Мордовии», «Художественная культура финно-угорских народов», «Лингвистические и культурно-исторические особенности мордовского края» и др.

В 2016 г. в институте начата работа по созданию серии фильмов «Художники-педагоги Мордовского университета» (авторы идеи: Е. Антипкина, Т. Клюкина, операторы: В. Иванов, А. Цыпкайкин), в рамках которой планируется показать многогранное творчество и педагогическую деятельность художников республики и мастеров в области народного искусства, преподающих в университете.

Первый фильм (в 2 частях) рассказывает о творчестве заслуженного художника Республики Мордовия Николая Владимировича Рябова, о преподавании художественно-графических дисциплин в вузе, о подготовке дизайнеров и специалистов в сфере декоративно-прикладного творчества, а также о развитии изобразительного искусства в Мордовии.

В фильме творческий путь Н. В. Рябова представлен в нескольких ипостасях, раскрывающих многогранность личности художника: живопись, резьба по дереву, педагогика, наука. Синтез этих направлений чрезвычайно важен для учебного процес-

са, поскольку способствует интеграции в его рамках профессионального, научного и дидактического компонентов, что является необходимым условием результативности образования.

Видеофильм интересен не только в содержательном плане, но и с композиционной точки зрения: лекции с видеорядом искусствоведов О. Г. Беломоевой и Н. Ю. Лысовой соседствуют с интервью Н. В. Рябова в учебном классе Института национальной культуры; завершает фильм видеоматериал из мастерской художника, позволяющий увидеть не только готовые работы мастера, но и процесс их создания.

Научность, доступность, наглядность являются принципами, на которых строится видеофильм. Он может быть использован в рамках дополнительной образовательной программы «Финно-угорская культура в современном мире», в преподавании учебных дисциплин по направлениям подготовки «Народная художественная культура» и «Культурология». После регистрации в «Информрегистре» как электронного учебного издания фильм будет передан для показа на региональном телевидении.

В 2014 г. Правительством Российской Федерации были утверждены Основы государственной молодежной политики в Российской Федерации до 2025 года, определяющие систему принципов, задач и механизмов деятельности государства в молодежной сфере [5]. В документе говорится, что государства, эффективно использующие инновационный потенциал молодежи, будут иметь стратегические преимущества перед другими державами. Акцентируется необходимость всестороннего развития личностного потенциала молодежи и создания системных условий для его полноценной реализации в социально-экономической и общественно-политической сферах жизни России. Предлагается активнее вовлекать молодых граждан страны в творческую деятельность, оказывать поддержку молодежи, занимающейся современными видами творчества и не имеющей специального образования.

I^Ijyfj Финно-угорский мир. 2016. № 4

В 2015 г. в Институте национальной культуры стартовал молодежный медиа-проект «Whoop groop». Концепция проекта разработана студенческим активом и предполагает совмещение разных функций: авторы сценария видеосюжетов являются одновременно и корреспондентами, и ведущими, занимаются видеомонтажом и размещением созданного видеоконтента в социальных сетях и на канале YouTube. Такая «универсальность» стала возможной благодаря применению спектра компьютерных технологий, адаптированных для широкого круга пользователей, и тому, что проект студенческий, учебный, к которому не предъявляется жестких профессиональных требований и который держится исключительно на энтузиазме членов группы. Кроме того, подобная универсальность - отличительная черта так называемой новой журналистики, появившейся благодаря конвергентным СМИ (синтез теле-, радио-, газетной журналистики).

«Whoop groop» имеет страницу «ВКон-такте» (https://vk.com/whoopgroupshow), более 30 видео размещено на хостинге YouTube, несколько видеоматериалов показано образовательным, научно-популярным и культурно-просветительным IP-TV каналом для студенческой и преподавательской аудитории Национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева «Огарёв-TV» и представлено в их группе «ВКонтакте» (vk.com/ogarev_tv) и на сайте канала (tv.mrsu.ru). Таким образом, со зрительской аудиторией налажено интерактивное общение, у нее есть возможность высказаться по поводу работы авторов проекта. Подписчики могут оставлять комментарии ко всем выложенным материалам, а также творчески участвовать в работе, например предлагать темы будущих сюжетов.

Видеоматериалы, созданные группой, разнообразны - небольшие тематические информационно-развлекательные телепередачи, приуроченные к праздникам, значимым датам в жизни Саранска, Мордовского университета, финно-угорского со-

общества; социальные ролики; анонсы будущих выпусков; блок «Whoop groop travel» - видеоотчеты о поездках студентов на конкурсы, научные мероприятия; так называемый неформат - отснятый, но не смонтированный в полноценную передачу материал, то, к чему подходят определения «вокруг события» и «за кадром».

Медиапроект адресован молодежи, его тематика отражает спектр ее увлечений: интересные места Саранска, интересные события, встречи с интересными людьми, как местными, так и приезжими, творческими коллективами - музыкальными, хореографическими и т. д. Передачи содержат новостной блок, интервью с гостями программ, мастер-классы от ведущих специалистов (спорт, мода, кулинария и др.), конкурсы и др. Структура выпусков не постоянна, рубрики меняются, сюжеты наполнены впечатлениями и эмоциями создателей программ.

Творчество «Whoop groop» характеризуют хорошее качество съемки, грамотный монтаж, спецэффекты. В распоряжении группы есть все необходимое специализированное оборудование для фото- и видеосъемки. Студийная съемка (фотостудия Института национальной культуры) интересна стремлением задействовать в съемочном процессе и показать разные ракурсы и «уголки» помещения фотостудии, рабочие моменты и интерьер, высветить необычное, то, что, как правило, не попадает в объектив видеокамеры. Натурные съемки также чрезвычайно разнообразны. Местом съемок становятся улицы города, помещения университета, торговые центры, учреждения общепита. Информационные поводы участники обычно ищут сами, тщательно подбирают темы будущих сюжетов и придумывают площадки для их наиболее выигрышного представления.

Как всякий пробный, учебный проект не лишен недостатков: репортажам часто не хватает целостности, стройности. Для студентов данный проект - прежде всего способ личностной реализации и получения первичных практических навыков, а также опыт, который пригодится в будущем;

для Института национальной культуры и университета - форма популяризации образовательной и внеучебной деятельности, позиционирования вуза как места, открытого для новых идей, культурных инициатив и привлекательного для активных талантливых молодых людей. Важно то, что студенты благодаря масс-медиа могут высказаться на самые разные темы и быть услышанными широкой аудиторией.

Таким образом, медиаресурсы Института национальной культуры охватывают несколько направлений. Прежде всего, это развитие документального кино как средства популяризации наследия мордовского народа, а также разнообразие видеоформ творческого самовыражения студенческой молодежи. Можно говорить

о приоритетности каналов трансляции культуры, ориентированных на зрительное восприятие. Упомянутые выше этнографические фильмы и цикл видеобесед об обрядово-праздничной культуре мордвы используются не только в учебном процессе Института национальной культуры ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва», но и в ходе знакомства с культурой мордвы студентов, прибывших из других регионов РФ и других стран, что необходимо для формирования культуры межнациональных отношений и толерантности в обществе. На это в некоторой степени нацелен и медиапроект «Whoop groop», способствующий достижению социального, межнационального согласия в молодежной среде.

Поступила 03.11.2016

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК BIBLIOGRAPHY

1. Агеева, Г. М. Социальные медиа финно-угорской тематики в Интернет-пространстве [Электронный ресурс] / Г. М. Агеева, А. А. Гудошникова // Огарев-online. - 2014. - № 17. - Режим доступа: http://journal.mrsu.ra/arts/socialnye-media-finno-ugorskojj-tematiki-v-internet-prostranstve.

2. Зверева, В. Репрезентация и реальность [Электронный ресурс] // Отечественные записки. - 2003. - № 4. - Режим доступа: http://www.komiinform.ru/news/102149.

3. Лапин, Е. В поисках реальности : анализ репрезентации [Электронный ресурс] // Новое литературное обозрение. - 2005. -№ 73. - Режим доступа: http://magazines. russ. ru/nlo/2005/ 73/la46.html.

4. Ли, Д. Увидеть невидимое : визуаль-ная культура и визуальная антропология [Электронный ресурс] / Д. Ли, Е. Заяц // Новое литературное обозрение. - 2004. -№ 63. - Режим доступа: http://magazines. russ.ru/nlo/2004/66/li30.html.

5. Российская Федерация. Правительство. Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс] : распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г., № 2403-р // Российская газета RG.RU. - 2014. - 8 дек. - Режим доступа: https://rg. ru/2014/12/08/molodej-site-dok. html.

1. Ageeva, G. M., Gudoshnikova, A. A. (2014), Social Media Finno-Ugric topics in the Internet space, Ogarev-online, № 17, available: http://journal.mrsu.ru/arts/socialnye-media-finno-ugorskojj-tematiki-v-internet-prostranstve.

2. Zvereva, V. (2003), Representation and Reality, Notes of the Fatherland, № 4, available: http:// www.komiinform.ru/news/102149.

3. Lapin, E. (2005), In search of reality: an analysis of the representation, New Literary Review, № 73, available: http://magazines. russ.ru/nlo/2005/73/la46.html.

4. Le, D., Zayac, E. (2004), Seeing the invisible: visual culture and visual anthropology, New Literary Review, № 63, available: http:// magazines.russ.ru/nlo/2004/66/li30.html.

5. The Russian Federation. Government. On approval of the State Youth Policy of the Russian Federation for the period up to 2025: the disposal of the Russian Government dated 29 November 2014, number 2403-P (2014), Russian newspaper RG.RU, 8 December, available: https://rg.ru/2014/12/08/molodej-site-dok.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.