Роль Мордовского университета в этнокультурном развитии финно-угорского мира
Материалы доклада Н. П. Макаркина, президента ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н. П. Огарёва», на Международной научной конференции «Формирование идентичности финно-угорского мира и российского образования» (Саранск, 30 сентября 2011 г.)
Анализируя 80-летнюю историю Национального исследовательского Мордовского государственного университета, мы начинаем глубже понимать не только его выдающуюся роль в социально-экономическом, культурном и научно-техническом развитии Мордовии, но и огромное значение в выводе республики и мордовского народа на орбиту международного сотрудничества. Особенно следует отметить неоценимый вклад университета в развитие научных, образовательных и культурных связей в финно-угорском мире.
Об огромном значении университета в экономическом и культурном развитии Мордовии сказано и написано немало. Без преувеличения можно сказать, что в жизни нашей республики университет занимал и занимает примерно такое же место, как Московский университет в истории России. Аналогия напрашивается сама собой. И тот и другой являются первыми: один в стране, другой в субъекте РФ. И тот и другой сыграли выдающуюся роль в развитии системы высшего образования - один в России, другой в Мордовии. Такое же их влияние просматривается в сфере интеллектуального, культурного и иного прогресса в стране и республике.
На каждом этапе своей истории Мордовский университет своими достижениями подтверждал статус первого вуза республики, статус ее интеллектуального ядра. В течение последних почти 50 лет он входит в число ведущих и
крупнейших классических университетов России, со своей уникальной многопрофильной структурой подготовки кадров по инженерным, естественным и гуманитарным направлениям.
Закономерным результатом предшествующего развития университета явилось присвоение ему в 2010 г. статуса Национального исследовательского университета (НИУ), чем все мы гордимся. В то же время мы понимаем, что новый ранг - это высокая ответственность, это новые, более масштабные и сложные, задачи, это более эффективная работа всего коллектива, это более тесное взаимодействие со всеми партнерами в Мордовии и за ее пределами.
Обретение статуса исследовательского вносит содержательные изменения в функции университета, существенно развивая и дополняя традиционные, отражающие такие важные социальные институты, как образование, наука и культура. Подобные изменения происходили всегда. Например, образовательная функция как вид деятельности в настоящее время дополняется новым направлением (подфункцией): дистанционным обучением.
С получением статуса исследовательского университет становится субъектом образовательной политики, разрабатывая и воплощая в жизнь собственные профессиональные образовательные программы, интегрированные с проводимы-
ми научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами, что также существенно обогащает образовательную функцию.
Самостоятельную и важную роль начинает играть предпринимательская функция университета, объединяющая проводимую работу по коммерциализации образовательных, научных и иных услуг (платное образование по всем формам и уровням обучения, использование интеллектуальной собственности для пополнения бюджета, аренда и другие виды деятельности по привлечению внебюджетных средств), а также деятельность по снижению и оптимизации затрат.
Вполне естественно, что некогда вспомогательные функции под влиянием происходящих в обществе перемен выдвигаются на передний план.
Неуклонно растет значение функции интернационализации, которая включает все виды деятельности, способствующие повышению роли и авторитета вуза в международном образовательном, научном и культурном пространстве.
Вместе с развертыванием научной и технологической деятельности расширяются возможности для реализации экспертной функции университета, которая состоит в отборе, переработке поступающего знания и его адаптации к конкретным условиям, а также в независимой экспертной оценке социально-экономических и научно-технологических проектов1.
1 Впервые экспертная функция университетов была сформулирована академиком В. А. Садовничим. См. об этом: Садовничий В. А. Университеты. Настоящее. Будущее (доклад президента Евразийской ассоциации университетов) // Университеты и общество. Сотрудничество университетов на рубеже веков: материалы Первой международной конференции университетов стран СНГ и Балтики (Москва, 23-24 марта 2000 г.). М., 2001.
© Макаркин Н. П., 2011
Классический университет от других видов вузов всегда отличало единство образовательной и исследовательской функций. Исторически в российских университетах при реализации образовательной функции фундаментальная подготовка специалистов всегда занимала приоритетное положение перед профессиональной, что обеспечивало более высокий уровень фундаментальной подготовки по сравнению с профильными вузами. К образовательной функции мы относим все виды деятельности, связанные прежде всего с организационным, кадровым, учебно-методическим обеспечением учебного процесса.
Разумеется, кадровое, материально-техническое и иное обеспечение учебного процесса участвует в реализации исследовательской и других функций.
С преобразованием в НИУ по существу стираются границы между двумя основными функциями - образовательной и исследовательской. Наивысшей степени их интеграция достигает тогда, когда подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров ведутся с учетом направлений проводимых исследований и исходя из потребностей высокотехнологичных отраслей. В модели НИУ находит свое полное воплощение гум-больдтовская концепция университета.
Несомненно, научно-производственная интеграция влияет на масштабы и эффективность исследовательской работы. Деятельность по реализации исследовательской функции становится не только более масштабной, но и, что самое важное, ориентированной на решение конкретных инновационных задач, определяемых совместно с потребителями научных услуг. Развитие университетов во многом зависит от задаваемых и реализуемых темпов, качества и направлений развития реального сектора экономики. Мы являемся свидетелями нарастания взаимозависимости университета и бизнеса.
Университеты США и Канады, Европы и Австралии, Китая и некоторых стран Юго-Восточной Азии разви-
ваются потому, что они востребованы бурно развивающейся промышленностью, сельским хозяйством, сферами услуг и другими отраслями экономики. Инновационная активность предприятий этих стран в 4-5 раз выше, чем у наших отечественных производителей товаров, работ и услуг.
Мы знаем, что насколько развивающиеся запросы на качественное образование и исследования влияют на прогресс высшего образования, ровно настолько сама высшая школа способствует инновационному подъему всех сфер человеческой деятельности. Вот почему в новых условиях в исследовательском университете, стратегическая миссия которого состоит в содействии развитию научно-технологического комплекса страны, в число основных функций выдвигается функция трансфера технологий. Утверждаемое, оцениваемое и контролируемое качество реализации этой функции становится основным критерием соответствия вуза требованиям, предъявляемым к исследовательским университетам. Она же необычайно усиливает функцию универ-
ситета как интегратора научной, образовательной и производственной сфер: академической, отраслевой и вузовской науки, действующих в вузе малых инновационных предприятий, хозяйствующих субъектов, производящих высокотехнологичные товары, услуги и работы.
В контексте обсуждаемой на нашей конференции проблематики очень важно сосредоточить внимание на функции, которую мы называем социокультурной. В отличие от других функций она обладает более широким спектром направлений и уровней деятельности, качественная реализация которых имеет огромное личностное, общественное и государственное значение. От духовно-нравственного воспитания личности, ее гармоничного, творческого развития и формирования мировосприятия, до этнического, культурного и религиозного развития и взаимодействия стран и народов - таков диапазон проблем, решаемых в ходе реализации социокультурной функции2.
При рассмотрении отдельных функций университетов мы должны иметь
2 По мнению Э. С. Воробейчикова, Б. Н. Пойзнера и А. А. Щипунова, классический университет должен выполнять функции центра культуры, функции аккумулятора культурного наследия народов своей страны и мира, функции просвещения и воспитания носителей культуронаследия. Все перечисленные направления работы охвачены выделяемой нами социокультурной функцией (см.: Воробейников Э. С., Пойзнер Б. Н., Щипунов А. А. Классический университет и его информационная модель [Электронный ресурс]. URL: http://www.nsu.ru/archive/conf/nit/96/notasect/node102.html. Загл. с экрана).
в виду тот факт, что между ними не существует четких границ. Трудно разграничить обучение и воспитание. Качественное образование немыслимо без научно-исследовательской работы. Деятельность по передаче потребителям новых технологий и продуктов возможна лишь тогда, когда в вузе высок потенциал исследований и разработок. Реализация экспертной функции неотделима от исследовательской, образовательной и внедренческой деятельности. Наконец, реализация социокультурной функции происходит в неразрывной связи с образовательной и исследовательской функциями. Диффузия функций, отсутствие четко выраженных границ между ними открывают широкие возможности для построения различных подходов к их дифференциации. Продуктивность общепринятого разграничения функций определяется возможностью более глубокого изучения особенностей их содержания, структуры, взаимосвязей, взаимозависимостей, механизмов реализации, на-
правлений развития и организации управления.
Две основные причины придают особую значимость социокультурной функции для нашего университета.
Во-первых, в последние десятилетия МГУ им. Н. П. Огарева завершил свое становление как ведущего центра развития мордовской культуры, национальной самобытности коренного населения республики. В полиэтнической России подобная миссия университетов в национально-территориальных образованиях (республиках и округах) естественна, крайне необходима и оправданна. У нас она подразумевалась изначально, когда решался вопрос о создании первого вуза в Мордовской автономной области. В тот период, 80 лет назад, он был призван начать подготовку специалистов мордовской национальности путем утверждения вузу соответствующей квоты приема. Например, решением президиума Исполнительного комитета Совета рабочих, крестьянских и красноармей-
ских депутатов Мордовской автономной области от 26 августа 1931 г. было утверждено следующее распределение мест для поступающих в вуз: 60 % для автономной области и 40 % для мордовских районов. Если на раннем этапе истории университета этнокультурная задача сводилась к подготовке кадров коренной национальности для отраслей экономики, то в последующем наряду с повышением образовательного уровня населения существенно активизировались научные исследования в области истории, языка, этнографии, культуры и экономики мордовского края.
Во-вторых, подъему значимости социокультурной функции способствовало включение в программу развития исследовательского университета в качестве одного из двух приоритетных направлений развития проведения фундаментальных и прикладных исследований в области финно-угроведения (ПНР-2). Первое приоритетное направление развития (ПНР-1) университета - энергосбережение и новые мате-
риалы. Научный и практический задел по этим направлениям стал главной предпосылкой получения нашим вузом статуса национального исследовательского университета.
ПНР-2 является важной составной частью социокультурной функции. В программе развития университета определено, что оно включает исследование истории формирования и развития финно-угорских народов, их мировоззренческих, языковых, литературоведческих, фольклорных особенностей, социального, экономического, конфессионального и правового многообразия, финно-угорского народного художественного творчества, проблем здоровья финно-угорских народов.
На примере социокультурной функции особенно отчетливо проявляются взаимосвязь и взаимопроникновение различных функций. Исследовательская, образовательная, методическая и иная работа, проводимая в рамках ПНР-2, образует финно-угорский компонент социокультурной функции. В ее реализации участвует разветвленная сеть научно-образовательных подразделений университета: Историко-социологический институт, Институт национальной культуры, филологический и юридический факультеты, Межрегиональный научный центр финноугроведения, ряд новых лабораторий и центров:
- информационно-ресурсный центр «Наследие финно-угорских народов»;
- научно-исследовательская лаборатория этносоциологических исследований финно-угорских народов России и зарубежья (НИИ регионологии);
- научно-исследовательская лаборатория «Финно-угристика» (филологический факультет);
- научно-исследовательская лаборатория финно-угорской культуры (Институт национальной культуры);
- учебно-научная лаборатория «Эт-ноправоведение» (юридический факультет);
- учебно-научная лаборатория народного художественного творчества (Институт национальной культуры);
- Международный научно-образовательный центр «Финноугроведение».
С 2008 г. в университете издается международный журнал «Финно-угорский мир».
В настоящее время университет реально превратился в крупный международный научно-образовательный, социокультурный и методический центр финно-угорских народов. В нем накоплен громадный интеллектуальный потенциал, который активно способствует формированию национальной идентичности мордовского народа и в целом финно-угорских народов, вносит конкретный вклад в сохранение и развитие их этнокультурного наследия. Финно-угорский компонент социокультурной функции университета призван противостоять негативному влиянию процессов глобализации на этнокультурное сознание, ведущему к утрате корневых основ национальной культуры.
В университете сложился богатый опыт организации образования и исследований в области обширной этнокультурной проблематики, накапливавшийся в течение более полувека. Внимание к исследованию этой проблематики стало заметно усиливаться в связи с активизацией сотрудничества с научными, образовательными, общественными и культурными организациями финно-угорского мира во второй половине 50-х - начале 60-х гг. прошлого века. Большой импульс развитию контактов дали стартовавшие тогда же международные конгрессы финно-угроведов, межрегиональные конференции и симпозиумы.
Зачинателями научного сотрудничества были наши историки и филологи. Одним из тех, кто стоял у истоков международного сотрудничества финно-угроведов Мордовии, был известный этнограф профессор Н. Ф. Мокшин. С 1956 по 1959 г. он работал в составе антропологической экспедиции, возглавляемой видным эстонским антропологом Карин Марк. Большой вклад в развитие творческих связей ученых внес и вносит профессор В. К. Абрамов. В сфере музыкального искусства трудно переоценить вклад в творческое сотрудничество профессора Н. И. Боярки-на. Исключительно тесно и постоянно поддерживались и поддерживаются международные образовательные и научные связи нашими фило-
логами, среди которых прежде всего надо назвать профессора А. П. Феоктистова и профессора М. В. Моси-на. Работы В. К. Абрамова, Н. И. Бо-яркина, Н. Ф. Мокшина, М. В. Мосина, А. П. Феоктистова с их коллегами широко известны в финно-угорском мире. Неоценимый вклад в развитие международных связей наших финно-угроведов внес известный эстонский ученый и педагог П. Аристэ.
Следует отметить, что большая работа по исследованию финно-угорской тематики проводилась и проводится учеными Научно-исследовательского института гуманитарных наук при Правительстве Мордовии и Мордовского государственного педагогического института. Благодаря активности ученых республики Мордовия завоевала высокий авторитет в финно-угорском научно-образовательном сообществе как регион, где уделяется большое внимание развитию национальной культуры.
Огромное влияние на повышение авторитета Мордовии оказала и оказывает продуманная и эффективная региональная этнополитика, направленная на гармоничное развитие межэтнических отношений и всестороннюю поддержку национально-культурного развития республики. В последние годы, в преддверии празднования 1000-летия единения мордовского народа с народами РФ, много делается по материальной, организационной и финансовой поддержке мероприятий финно-угорской направленности. Построены и строятся большое количество объектов научно-образовательного, культурного и спортивного назначения. Введены в строй здания Государственного национального театра оперы и балета им. И. М. Яу-шева, Института национальной культуры и Дворца культуры и искусств Мордовского университета, завершается строительство Национальной библиотеки им. А. С. Пушкина, Дворца водных видов спорта, Музейно-этнографического комплекса на берегу р. Саранки, Музейно-исторического комплекса «Навеки с Россией», стадиона «Юбилейный» и многих других объектов. Возводится первый корпус университета.
Мордовия стала местом проведения многочисленных мероприятий финно-
угорских народов. В республике состоялись I и II международные фестивали национальных культур финно-угорских народов, фестиваль «Молодежь Финно-Угрии», IV съезд финно-угорских народов Российской Федерации. С 5 по 9 октября 2011 г. в Саранске прошел XII Российско-Финляндский культурный форум «Этнокультура в условиях глобализации». Кроме того, в Мордовии располагается штаб-квартира Общероссийского общественного движения «Ассоциация финно-угорских народов», руководителем которого избран министр культуры нашей республики П. Н. Тултаев. У нас же в республике действует «Поволжский центр культур финно-угорских народов», возглавляемый профессором университета Ю. А. Мишаниным, а декан филологического факультета университета профессор М. В. Мосин стоит во главе Межрегионального общественного движения мордовского (мокшанского и эрзянского) народа.
Все перечисленное в совокупности сыграло немалую роль в росте привлекательности нашей республики для мордовской диаспоры. В последние годы университет и другие вузы придают большое значение приему на учебу представителей мордовского народа, живущих в других регионах страны. То, что тяга к материнской республике нарастает, очень убедительно свидетельствует о растущем национальном самосознании мордвы. Это также подтверждает эффективность проводимой в республике под эгидой Министерства по национальной политике РМ совместно с вузами работы по привлечению в Мордовию молодежи из других регионов.
Более детального анализа требуют некоторые направления и результаты работы по этнокультурному развитию, проводимой в Институте национальной культуры, в Историко-социологическом институте и на филологическом и юридическом факультетах университета.
Показателен опыт еще очень молодого Института национальной культуры, который демонстрирует конкретные результаты по внедрению этнокультурных традиций в учебный и воспитательный процессы, по научно-исследовательской и другим направлениям деятельности.
В образовательном процессе важное значение придается национально-региональному компоненту, включающему такие дисциплины, как «Искусство и культура финно-угорских народов», «История культуры Мордовии», «Финно-угорская мифология», «Этнознаковая символика», «Мордовский народно-сценический танец», «Фолк-танец», «Сольное народное пение», «Этносольфеджирование», «Народные певческие стили», «Этноорна-менты», «Костюм финно-угорских народов», «Этнознаковая символика», «Народное зодчество» и т. д. Организованы специфические виды практик: фольклорные экспедиции, направленные на поиск элементов хореографического, вокального, словесного, музыкального, декоративного этнома-териала.
В рамках реализации мероприятий по ПНР-2 в институте открыты бакалавриат по направлениям «Народная художественная культура», «Искусство народного пения», «Дизайн»; специальность «Актерское искусство»; магистратура по направлению «Культурология». Разработаны дополнительные образовательные программы повышения квалификации по программам «Финно-угорский мир: наука, культура, образование», «Информационные ресурсы финно-угорского мира: особенности генерации на современном этапе».
Действующая в институте научно-и с с л е д о в а т ел ь с к а я л а б о р а то р и я финно-угорской культуры (заведующий доцент Е. Н. Ломшина) призвана проводить фундаментальные и прикладные исследования по следующим основным приоритетным направлениям: «Традиционная мордовская народная инструментальная музыка: органология, стилистика, межэтнические контексты»; «Национальный финно-угорский костюм: общеэтнические традиции и региональная специфика»; «Традиционное декоративно-прикладное искусство мордвы в контексте современных культурных практик финно-угорских народов»; «Нравственная культура финно-угорских народов: традиции и инновации»; «Хореографическое искусство финно-угорских народов: сопоставительный анализ».
Эффективной реализации образовательной, исследовательской и социокультурной функций способствует наличие в институте аспирантуры, докторантуры и диссертационного совета по специальности 24.00.01 - Теория и история культуры (философские науки,культурология,искусствоведение). Темы диссертаций нацелены на исследование таких проблем финноугроведения, как финно-угорская (а также мордовская) мифология, полиэтнический город, финно-угорское музыкальное искусство, этнофутуризм в изобразительном искусстве, финно-угорское декоративно-прикладное творчество, творчество С. Д. Эрьзи и Ф. В. Сычкова и др. По финно-угорской проблематике защищено 5 докторских и более 30 кандидатских диссертаций, в том числе первая в России докторская диссертация по музыкальной финно-угристике («Феномен традиционного инструментального многоголосия на материале мордовской музыки», Н. И. Бояркин).
В научно-исследовательской работе с точки зрения этнокультурного развития ведущее место занимает известная в России и за рубежом научно-педагогическая школа в области финно-угорского (мордовского) музыкального искусства, которую возглавляет заслуженный деятель искусств РФ профессор Н. И. Бояр-кин. Основными направлениями научной работы школы являются международное сотрудничество в области фундаментальных и прикладных исследований финно-угорской музыкальной культуры; обмен музыкально-творческими проектами; полевые записи мордовской народной музыки и их аналитическая транскрипция; мордовская (народная и профессиональная) музыкальная культура и ее связи с музыкой финно-угорских, славянских и тюркских народов; музыка народов РМ как национально-региональный компонент в системах общеобразовательной и детской музыкальной школ, среднеспециальных и высших учебных заведений. Результаты исследовательской работы по перечисленным направлениям отражены более чем в 30 монографиях и 800 статьях. Среди них широкую известность в Мордовии и финно-угорском мире получили
академическая антология «Памятники мордовского музыкального искусства» (в 3 т.; 1981-1988); первое учебное пособие по мордовской музыке «Хоровое сольфеджирование» (1995); энциклопедический справочник «Хоровая культура Мордовии: фольклор, традиции, современность» (2006); первый в России национально-региональный фундаментальный труд «Мордовская музыкальная энциклопедия» (2011).
Важное значение в институте придается развитию международного сотрудничества, особенно с финно-угорскими странами, налаживанию связей с научно-исследовательскими институтами, учебными заведениями, научными центрами, творческими союзами и культурно-просветительными организациями. Например, в Финляндии это - Академия Сибелиуса, Консерватория г. Куопио, отделения этномузы-кологии Хельсинкского и Ювяскюль-ского университетов, Университет прикладных наук Северной Карелии, Центр (институт) мировой музыки, Общество М. Кастрена, Общество «Калевала», в Эстонии - Академия музыки и театра, Академия культуры Тартуского университета, Международное общество «Fenno-Ugria», в Венгрии - Институт музыкознания АН Венгрии, Консерватория им. Б. Бартока, Университет им. Лоранда Этвеша, Католический университет им. П. Пазманя. Сложившиеся научно-образовательные связи подкреплены договорами о творческом и научном сотрудничестве.
Развитие международного сотрудничества способствовало тому, что в последние годы институтом были выиграны гранты следующих международных программ и фондов:
- Clobal Musik Centre на поездку в Хельсинки для работы над изданием звукозаписей мордовской народной музыки в CD, фонограммархивах финского радио, Clobal Musik Centre, Литературного музея, Финно-угорского общества (Финляндия);
- Ассоциации финно-угорских народов России на издание сборника научных трудов «Финно-угорские музыкальные традиции в контексте межэтнических отношений»;
- Эстонской музыкальной академии и Международного общества «Fenno-Ugria» на участие в Международном
фестивале «Музыка финно-угорских народов» и Международной конференции «Финно-угорское вокальное многоголосие в контексте балтийских и славянских музыкальных культур» (Эстония);
- Отделения этномузыкологии Академии наук Эстонии на поездку преподавателей кафедры народной музыки на Международную конференцию «Individual and Collective in Traditional Culture» (Эстония);
- Global Music Centre на поездку в г. Иматра (Финляндия) для участия в конференции и фестивале «Ugriyuhla» и презентации CD-дисков «Syulgam»;
- Академии Сибелиуса (Финляндия) на участие в Международном научно-творческом фестивале «Yutajaiset».
Особое место в институте отводится концертно-исполнительской и выставочной деятельности. Ее осуществляют лауреат Государственной премии РМ Народно-хоровая капелла (руководитель профессор Н. И. Бояркин), лауреаты международных и всероссийских фестивалей и конкурсов - оркестр народных инструментов (доцент В. М. Криворотова), фольклорный коллектив «Гайги моро» (преподаватель А. П. Полшкова), ансамбли народной песни «Сюлгамо» (доцент С. В. Колесникова), национального танца «Мордо-вочка» (профессор А. Г. Бурнаев), Театр моды «Иненармонь» (профессор И. Л. Сиротина). Действующие в инсти-
туте творческие коллективы внедряют элементы аутентичного этнокультурного творчества (вокального, декоративного, изобразительного, музыкального, словесного, хореографического и т. д.) в профессиональное исполнительство и при создании изделий народного художественного творчества и образцов одежды.
Институт национальной культуры университета обрел широкую известность в международном культурном пространстве. Только в последние годы его представители были участниками следующих авторитетных международных фестивалей и конкурсов: Международного музыкального фестиваля «Народная музыка: традиции и современность» при участии Академии Сибелиуса (Финляндия) и этномузыкологиче-ского отделения Академии наук Эстонии (2004); Международного фестиваля «Музыка родственных народов» (г. Таллинн, Эстония, 2004); Международного музыкального фестиваля «идпуиЫа» (г. Иматра, Финляндия, 2006); I Международного фестиваля «Шумбрат, Финно-Угрия!» (г. Саранск, 2007); Международного конкурса высокой моды национального костюма «ЭТНО-ЭРАТО» (г. Москва, 2009, 2010) и др.
За рубежом были представлены персональная выставка А. П. Гауше-ва «Резьба по дереву» (г. Кейла, Эстония, 2003), выставка творческих работ
Л. Н. Колчановой (г. Хельсинки, Финляндия, 2003), персональная выставка «Параллельные миры творчества» С. В. Нестеровой (г. Хельсинки, Финляндия, 2009).
Ученые филологического факультета и Историко-социологического института, занимающиеся финно-угорской проблематикой, ведут активные научные исследования с отечественными и зарубежными коллективами, используя их результаты в учебном процессе, оказывают учебно-методическую помощь образовательным учреждениям общего и среднего профессионального образования, уделяют большое внимание издательской деятельности.
Как уже отмечалось, филологический факультет отличают давние и устойчивые связи с учеными финно-угорских стран, начало которым положило сотрудничество с коллегами из Тартуского университета Эстонии. Затем стали развиваться научные и образовательные связи с Туркуским университетом Финляндии. Результатом развивающегося сотрудничества стало открытие на филологическом факультете финно-угорского отделения. Учебными планами предусматривалось изучение финского и венгерского языков, так как овладение ими открывало более широкие возможности для развития финно-угристики как в университете, так и в республике. В 1993 г. во время визита в Финляндию ректора Мордовского университета был впервые подписан договор о разностороннем научно-методическом сотрудничестве между Туркуским и Мордовским университетами. Договором было предусмотрено:
- ежегодное командирование Министерством образования Финляндии лектора финского языка в Мордовский университет;
- обмен стажерами - выпускниками финно-угорских отделений вузов для углубленного изучения финского и мордовских языков и культуры родственных народов;
- совместная исследовательская работа: проведение научных конференций, издание монографий, научных сборников, двуязычных словарей, учебно-методических пособий и другой научной и методической литературы по финно-угроведению.
В последующем подобные договоры были заключены с Сегедским и Западно-Венгерским университетами (Венгрия), Институтом финно-угристики/уралистики Гамбургского университета, Гетингенским университетом (Германия), Университетом им. Бабеша Бойай (Румыния). Подписаны соглашения с Министерством образования Финляндии (UKAN), Обществом М. Кастре-на (Kastrenin seura), центром CIMO по обмену научными сотрудниками, аспирантами и студентами, а также по обеспечению научно-методической литературой.
На основе заключенных договоров в последние годы около 100 аспирантов и преподавателей филологического факультета проходят научно-методическую стажировку в вузах Финляндии, Венгрии и Эстонии. Преподаватели этих вузов ведут занятия со студентами нашего университета.
Серьезным итогом совместной с финскими коллегами исследовательской работы стало издание пяти словарей:
1) «Эрзянско-финский словарь» (Турку, 1995; Саранск, 1996) - М. В. Мосин, Яане Ниеми;
2) «Мокшанско-финский словарь» (Турку, 1998; Саранск, 2001) - А. П. Феоктистов, Еева Херрала;
3) «Финско-эрзянский словарь» (Турку, 1999; Саранск, 2000) - Алхо Алхо-ниеми, М. В. Мосин, Н. А. Агафонова;
4) «Обратный словарь мордовских языков» (Турку, 2004) - Ерма Луутонен, М. В. Мосин, В. И. Щанкина;
5) Mok samordvan murteet / Мокша-мордовские диалекты (Helsinki, 2005) -А. П. Феоктистов, Sirkka Saarinen.
Накопленный за предшествующие годы опыт плодотворного сотрудничества позволяет и на современном этапе поддерживать высокий уровень творческого взаимодействия. Например, совместно с Туркуским университетом выполняется научный проект «Роль мокшанских и эрзянских газет в развитии мордовских литературных языков», с Сегедским - ведется работа над созданием «Венгерско-эрзянского словаря», с Гамбургским - над темой «Билингвизм и этническое самосознание мокшан и эрзян в Республике Мордовия и в местах компактного проживания мордвы в регионах Российской Федерации», с Западно-Венгерским уни-
верситетом - над созданием терминологии финно-угорских языков, а также реализуется Международный научный проект «Изучение и типологиче-
ское описание финно-угорских языков Волго-Камского региона». Закономерным результатом научного сотрудничества стала поддержка Советом Европы научно-исследовательских проектов ученых филологического факультета «Русско-мокшанско-эрзянский словарь», «Телекоммуникационная модель национального вещания: интеграция образовательных, информационных ресурсов». При финансовой поддержке Совместной программы Совета Европы и Европейского Союза для Российской Федерации «Национальные меньшинства в России: развитие языков, культуры, СМИ и гражданского общества» вместе с учеными из научных центров других финно-угорских регионов РФ и Венгрии был реализован Международный проект «Создание терминологических словарей на национальных языках для общеобразовательных школ в регионах проживания финно-угорских народов Российской Федерации».
Научная школа «Актуальные проблемы финно-угорского языкознания» получила заслуженное признание российского и зарубежного научного сообщества. С 2001 г. на факультете работает докторский диссертационный совет Д 212.117.09 по специальностям 10.01.02 - Литература народов РФ (филологические науки), 10.02.02 - Языки народов РФ (финно-угорские и самодийские) (филологические науки), в котором прошли защиты 5 докторских и более 20 кандидатских диссертаций по финно-угроведению.
Очень активно осуществляет сотрудничество с финно-угорскими научными, общественными и культурными организациями Историко-социологический институт университета. В институте особое внимание уделяется совместному с зарубежными коллегами участию в крупных международных и национальных научно-образовательных проектах. Среди них прежде всего следует назвать:
1) проект «Материальная культура финно-угорских народов Среднего Поволжья (мордвы, марийцев и удмуртов). Энциклопедия»: Н. Ф. Мокшин - автор, Е. Н. Мокшина - автор, координатор
проекта, Ильдико Лехтинен - руководитель проекта в Финляндии. 2004 г.;
2) Российско-Финляндский проект «Мониторинг социально-экономического положения финно-угорских народов». 2005-2008 гг. (В. К. Абрамов). По итогам проекта выпущена книга «Финно-угры России: вчера, сегодня, завтра» (Сыктывкар, 2008);
3) проект Академии наук Финляндии «Мифология уральских народов» (в 16 т.): Н. Ф. Мокшин - член редколлегии проекта, ответственный за подготовку тома «Мифология мордвы», заведующий проектом - Анна-Леэна Сиикала;
4) Программа по обучению представителей неправительственных организаций финно-угорских народов. 2006-2008 г. (В. К. Абрамов);
5) проект создания Иллюстрированной энциклопедии «Руссика. Расы и народы» (М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007). Н. Ф. Мокшиным написаны статьи по финно-угорским и другим народам;
6) Международный проект Совета Программы родственных народов (Эстония) (В. К. Абрамов). Подготовлен финно-угорский мартиролог жертв политических репрессий в СССР (Вып. 1. Марийцы; Вып. 2. Мордвины; Вып. 3. Коми. - готовится);
7) российский проект «Семья народов России». Г. А. Корнишина подготовила раздел для одноименной энциклопедии по мордовской семье.
В институте по финно-угорской тематике фундаментальные, прикладные и научно-методические исследования ведутся по единому направлению «Проблемы истории финно-угорских народов. Этнокультура мордвы». Под руководством ведущих ученых разрабатываются следующие темы:
- «Историческое финно-угроведение как научное направление: проблемы теории и методологии» (д.и.н. В. И. Вихляев);
- «Этнические и социально-экономические процессы в Среднем Поволжье» (д.и.н. Н. Ф. Мокшин, д.и.н. Н. В. Заварюхин);
- «История и культура мордовского народа в новейшее время» (д.и.н. В. К. Абрамов, д.и.н. Г. А. Корнишина);
- «Религиозные воззрения и духовная культура мордвы» (д.и.н. Н. Ф. Мокшин, д.и.н. Е. Н. Мокшина);
- «Мониторинг современного состояния финно-угорских народов России» (д.и.н. В. К. Абрамов).
В 2011 г. в институте началась работа над госбюджетной темой «Финно-угорские народы России: опыт системного анализа».
Результаты научной и научно-методической работы ученых используются в образовательном процессе в высшей и общеобразовательной школе. Преподавателями института разработаны и читаются студентам следующие спецкурсы по проблемам финно-угроведения: «Археология Республики Мордовия»; «Проблемы происхождения финно-угорских народов», «Этнография народов Среднего Поволжья», «Этнография Мордовии», «Мордовское национальное движение в ХХ веке», «История финно-угорских народов России», «История финно-угорских народов зарубежья», «История Мордовии», «Историография мордовского народа», «Традиционно-обрядовая культура мордвы», «Культура народов Мордовии», «Культура мордвы».
В Мордовии широко известны многие образовательные, научно-популярные и познавательные проекты ученых Историко-социологического института. Например, в рамках образовательного проекта «История и культура мордовского края» под руководством профессора Н. П. Макаркина, В. В. Кадаки-на под редакцией профессора Н. М. Ар-
сентьева подготовлена и издана серия учебников для школ Республики Мордовия: «Основы православной культуры» (7-й класс); «Основы исламской культуры» (8-й класс); «История и культура мордовского края (5-9-й классы). Учебники «Основы православной культуры» и «Основы исламской культуры» стали победителями в номинации «Лучшая учебная книга года» в конкурсе «Лучшие книги года» (2007 г.), проводимом Ассоциацией книгоиздателей России.
В рамках проекта «Мой край мордовский» (авторы идеи - Н. М. Арсентьев, К. И. Шапкарин) под руководством В. В. Маресьева и профессора Н. П. Макаркина вышла серия книг для детей младшего школьного возраста: «Здравствуй, Мордовия!», «Саранск - столица Мордовии», «Боги и сказания мордвы», «Мы - мордва», «Древняя мордва, или Что нашли археологи», «Природа мордовского края» и др. Книги пользуются большой популярностью у жителей республики, так как они нацелены на формирование у подрастающего поколения уважительного и бережного отношения к национально-культурному наследию, чувства патриотизма и гордости за свою малую родину, за свой народ.
На юридическом факультете в 2009 г. начал работу Межрегиональный финно-угорский центр этноправоведе-ния, который проводит исследования по следующим темам:
- «Историко-правовое наследие финно-угорских народов Российской
Федерации, современное состояние традиционной правовой культуры»;
- «Защита коренных малочисленных народов, национальных меньшинств по международному и российскому праву»;
- «Национально-государственное строительство; реализация национально-регионального компонента в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления»;
- «Традиционное природопользование»;
- «Сравнительно-правовые исследования по странам Европы, в том числе финно-угорским».
Далеко не полный перечень того, что делается в университете в образовательной, научной и социально-культурной сферах по финно-угорской проблематике, показывает, что наш вуз превратился в признанный в мире крупнейший образовательный и исследовательский центр - активный участник решений проблем финно-угорского мира.
Деятельность университета и других учебных заведений, общественных организаций и органов власти по этнокультурному развитию мордовского народа оказывает серьезное позитивное влияние на процессы, происходящие в
этой сфере. Мы имеем все основания говорить об этнокультурном «возрождении» мордвы. Региональная этнопо-литика способствует росту национального самосознания, более уважительному отношению к обрядам, обычаям и традициям мордовского народа. Возрастает интерес к национальной песне, танцам, музыке, сказаниям, мордовской кухне и т. д.
Вместе с тем не покидает чувство беспокойства за будущую судьбу финно-угорской культуры. Причин этого беспокойства, по крайней мере, две.
Первая причина - это влияние глобализации на этнокультурные процессы. Глобализация - объективный и потому неизбежный, ускоряющийся процесс экономической, технологической, финансовой и культурной интеграции человечества, процесс, который стремится к созданию единого мирового социума с унификацией всех сторон жизни. Мы видим, как быстро меняется, скудеет удивительно богатое многообразие этнокультур, которое является величайшим достижением и результатом многовековой истории народов. Под влиянием глобализации любая национальная культура подвергается трансформации, быстро утра-
чивает свое традиционно-этническое содержание. Безусловно, этому надо противостоять, но противостоять грамотно и эффективно, не изолируя себя от внешнего мира. Это - противостояние не прогрессу, а регрессу этнокультур. Пусть будет всеобщая сплошная мировая унификация в сфере техники и технологии, пусть будут унифицированы розетки и телефоны, самолеты и ракеты, но не должны и не могут быть одинаковыми песни и одежда, танцы и музыка, обычаи и ритуалы. Ни один здравомыслящий человек не захочет расставаться с этим неоценимым богатством, а потому надо сделать все, чтобы такое расставание не допустить.
Вторая причина - ухудшающаяся демографическая ситуация в финно-угорском мире. Происходящая в России депопуляция затронула прежде всего славянские и финно-угорские народы. Это наша общая проблема, общая беда и русских, и мордвы, и многих других представителей православной веры. Все меньше становится носителей наших языков, наших культур.
В нижеприведенной таблице представлена динамика численности финно-угорских народов, проживавших в РФ в период с 1926 по 2002 г.
Данные таблицы производят удручающее впечатление. В прямом смысле этого слова смертоносными для финно-угорских народов стали 90-е и начало 2000-х гг., когда их численность сократилась на 470 тыс. чел., или на 21,4 %. Почти половина состоявшегося сокращения (230 тыс. чел.) приходится на долю мордовского народа.
С точки зрения долгосрочной перспективы этнокультурное развитие органически связано с динамикой популяции народа. Следовательно, депопуляция неуклонно снижает возможности, сужает пространство для развития этнической культуры. Вот почему решение демографической проблемы выдвигается на передний план, становится важнейшим фактором сохранения национальной культуры, главным условием ее развития. Решение данной проблемы зависит от политики государства по повышению рождаемости и росту продолжительности жизни.
Опросы, проведенные среди молодежи, показывают, что больше всего их беспокоят проблемы трудоустройства и жилья. Именно они должны быть в центре внимания федеральной и региональных властей. Необходимо, чтобы инвестиционная политика государства была ориентирована прежде всего на создание дополнительных рабочих мест и строительство доступного жилья. Только таким образом можно остановить отток населения, поднять жизненный уровень людей и рождаемость. А это в конечном счете благотворно повлияет на развитие национальной культуры. Все федеральные целевые программы, ориентированные на сохранение национально-культурных традиций народов, предусматривают широкий круг мероприятий по экономическому и социальному развитию, которые
финансируются из средств федерального и регионального бюджетов. Жизнь давно подтвердила, что этнокультурное развитие находится в тесной зависимости от того, как решаются социально-экономические проблемы народа.
Для развития этнокультуры мордвы, как, впрочем, и других народов, очень важно сохранение традиционной среды обитания, которая может поддерживаться лишь в сельских поселениях. Они являются первичными и основными в настоящее время очагами национального языка, обычаев и т. д., истоками нашей культуры. Именно здесь в первозданном виде появились элементы нашей культуры и именно здесь они менее всего были подвержены внешнему влиянию.
То, что строятся музеи и театры, замечательно для пропаганды и разви-
тия культуры, но если будут уничтожены наши села, культура будет представлена только на сцене и в музеях, а не в народе - его просто не будет. Сохранение сельских поселений мордвы следует рассматривать как одно из ключевых направлений деятельности по развитию национальной культуры. Государству необходимо принять все меры для того, чтобы остановить исчезновение национальных сел и деревень в Центральной европейской части России путем разработки и реализации специальных федеральных целевых программ.
Только общими согласованными усилиями государства, образовательного, научного и культурного сообществ, национальных общественных движений мы можем сохранить и развивать уникальную культуру финно-угорских народов.
Динамика численности финно-угорских народов России по данным переписей*
Народ Годы Прирост/ убыль (+;-) 2002 г. к 1989, %
1926 1939 1959 1970 1979 1989 2002
Мордва 1 335 000 1 375 000 1 211000 1 177 000 1 111 000 1 072 939 843 350 -21,4
Удмурты 514 000 600 000 616 000 678 000 686 000 714 883 636 906 -10,9
Мари 428 000 476 000 498 000 581 000 600 000 643 698 604 298 -6,1
Коми 226 000 415 000 283 000 315 000 320 000 336 309 293 406 -12,8
Коми-пермяки 149 000 143 000 150 000 146 000 147 269 125 235 -15,0
Карелы 248 000 250 000 164 000 141 000 133 000 124 921 93 344 -25,3
Эстонцы 150 000 130 000 79 000 63 000 56 000 46 390 28 113 -39,4
Финны 134 000 139 000 72 000 62 000 56 000 47 102 33 947 -27,7
Ханты 22 000 18 000 19 000 21 000 21 000 22 283 28 678 +28,7
Манси 5 800 6 300 6 300 7 600 7 400 8 279 11 432 +38,8
Вепсы 33 000 31 000 16 000 8 100 7 600 12 141 8 240 -32,1
Ижора 16 000 7 700 600 600 400 449 327 -27,2
Саами 1 700 1 800 1 800 1 800 1 800 1 835 1 991 +8,5
* Таблица составлена по данным кн.: Финно-угорские народы России: вчера, сегодня, завтра / отв. ред. А. К. Конюхов. Сыктывкар, 2008. С. 21.